Восстание шейха Убейдуллы
Восстание шейха Убейдуллы | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Курдские племена |
![]() ![]() |
Восстание шейха Убейдуллы — курдское восстание против Османской империи в 1879 году и Каджарского Ирана в период с 1880 по 1881 год. Оба восстания возглавил шейх Убейдулла , лидер семьи Семдинан Накшбанди , который утверждал, что является потомком Мухаммеда через свою дочь Фатиму . [ 1 ] Таким образом, семья имела значительное влияние, располагала большими суммами пожертвований. [ 2 ] владел несколькими деревнями в районе [ 1 ] и многие вожди курдских племен были его ярыми последователями. [ 3 ] Первоначальным поводом к восстаниям послужили итоги русско-турецкой войны 1877-78 годов и Берлинский мирный договор. [ 4 ] -христианам который предоставил армянам и несторианам значительные права и автономию, на что он не согласился. [ 4 ]
Восстание против Османской империи
[ редактировать ]Возможность первого восстания против Османской империи появилась, когда 1879 году у племени Херки возник спор с каймакамом Юксекова в . [ 5 ] Шейх Убейдулла отправил гонцов к нескольким курдским вождям, чтобы заручиться их поддержкой и войсками для восстания против Османской империи. Ему удалось собрать небольшой отряд из девятисот мужчин племени, который возглавил его сын Абдулкадир Убейдулла, на Амадию . [ 5 ] Но османы были проинформированы о восстании соперничающим курдским вождем и поэтому также направили войска в Амадью. [ 5 ] Восстание провалилось и было быстро подавлено османами. Курдские вожди не пользовались таким доверием, как надеялся шейх Убейдулла, и предпочитали расширять свои зоны влияния с помощью набегов. [ 2 ] Затем шейх Убейдулла также передумал и заверил султана в своей лояльности. [ 2 ] Османы очень отреагировали на удовольствие шейха, удалили Каймакама Юксекова и очень сердечно посоветовали ему найти соглашение с местными османскими властями. [ 5 ]
Восстание против Империи Каджаров
[ редактировать ]Препараты
[ редактировать ]Готовясь к восстанию против Ирана, Убейдулла опирался на поддержку османов. [ 6 ] Войска шейха Убейдуллы все еще располагали оружием, полученным от османов во время русско-турецкой войны. [ 6 ] Какое-то время ассирийцы-христиане поддерживали восстание, поскольку оно было представлено как способ защитить их от набегов курдских бандитов, которые ни османы, ни иранцы не могли или не хотели предотвратить. [ 4 ] В сентябре 1880 года Убейдулла написал Джозефу Кокрейну , подробно описав, что сделала империя Каджаров, чтобы расстроить курдские племена. [ 7 ] В августе 1880 года решение о восстании было принято после встречи около 220 курдских вождей. [ 8 ] Войска шейха Убейдуллы были хорошо оснащены, имели большое количество казнозарядных винтовок Мартини . [ 9 ]
Восстание
[ редактировать ]80 000 повстанцев выступили против иранцев, и первоначально восстание увенчалось успехом. [ 8 ] Войска Убейдуллы были разделены на три отдельных отряда, первые два из которых возглавили его сыновья. Первую группу, направлявшуюся в Махабад , возглавил Абдулкадир Убейдулла, вторую группу, направлявшуюся в Мараге, возглавил Сиддик Убейдулла , а третью группу из 5000 человек возглавил его зять шейх Мухаммад Саид . [ 9 ] Иранские солдаты не были хорошо экипированы, как повстанцы. [ 10 ] которые вскоре заняли Махабад и Мараге. Захват Тебриза оказался неудачным, поэтому вместо этого повстанцы разграбили захваченные территории. [ 8 ] В первые две недели восстания шейх Убейдулла вел бои и предпринял попытку захватить Урмию . население города Шиитское отказалось сдаться повстанцам- суннитам , которые в конце концов не смогли его захватить. [ 11 ]
Абдулкадир Убейдулла и его войска отступили к Махабаду, который они удерживали несколько дней из-за сил Каджара, идущих из Тебриза. [ 12 ] Через восемь недель курдские повстанцы отступили, и шейх Убейдулла вернулся в Нери. [ 13 ] В конце концов Убейдулла отправился в Стамбул и попросил османов о дипломатической поддержке. После его путешествия османы начали обширные переговоры с каджарами о том, как решить конфликт. Несмотря на его восстание против них в 1879 году, османы не хотели терять возможность помощи войск шейха Убейдуллы в возможной войне против Каджаров в будущем. [ 8 ] Ведь шейх Убейдулла смог собрать немалое количество войск. [ 8 ] И османы, и каджары потребовали от другой стороны возмещения ущерба из-за потерь, которые они понесли в результате восстаний Убейдуллы. [ 8 ]
Последствия
[ редактировать ]В августе 1882 года шейх Убейдулла потерял надежду на переговоры о независимости своего народа и покинул Стамбул, чтобы вернуться в свой родной город Нери. [ 8 ] Османы приказали схватить шейха Убейдуллу в октябре 1882 года. [ 8 ] в результате давления со стороны европейских держав из-за обращения Убейдуллы с христианами-несторианами. [ 14 ] После пленения его доставили в Стамбул, а затем сослали в Хиджаз . [ 15 ]
Наследие
[ редактировать ]По словам курдолога и иранолога Гарника Асатряна : [ 16 ]
В новейший период курдской истории решающим моментом является определение характера восстаний конца XIX и вплоть до XX века – от восстания шейха Убайдуллы до мятежа Симко (Симитко) . Общее обозначение этих событий как проявлений курдской национально-освободительной борьбы против турецких или иранских угнетателей является важным элементом идеологии курдских создателей идентичности. (...) При том, что курдский конгломерат, как я сказал выше, далеко не являющийся однородным образованием – ни этнически, ни культурно, ни лингвистически (см. выше сн. 5; также сн. 14 ниже), – основным компонентом национального В доктрине курдских творцов идентичности всегда оставалась идея единого образа одной нации, наделенной соответственно одним языком и одной культурой. Химерическая идея этого воображаемого единства стала в дальнейшем основой формирования курдской идентичности, что привело к созданию фантастической этнической и культурной предыстории, искажению исторических фактов, фальсификации лингвистических данных и т. д. (недавние западные взгляды на курдскую идентичность, см. Атабаки/Дорлейн 1990).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Озоглу, Хакан (12 февраля 2004 г.). Курдская знать и Османское государство: развитие идентичностей, конкуренция в лояльности и смещение границ . СУНИ Пресс. п. 73. ИСБН 978-0-7914-5993-5 .
- ^ Jump up to: а б с Берендт, Гюнтер (1993). Национализм в Курдистане: предыстория, условия возникновения и первые проявления до 1925 г. (на немецком языке). Немецкий институт Востока. п. 215. ИСБН 978-3-89173-029-4 .
- ^ Олсон, Роберт В. (1989). Возникновение курдского национализма и восстание шейха Саида, 1880-1925 гг . Издательство Техасского университета. п. 3. ISBN 978-0-292-77619-7 .
- ^ Jump up to: а б с Озоглу, Хакан (2004), стр.74
- ^ Jump up to: а б с д Джвайде, Вади (2006). Курдское национальное движение: его истоки и развитие . Издательство Сиракузского университета. п. 89. ИСБН 978-0-8156-3093-7 .
- ^ Jump up to: а б Олсон, Роберт В. (1989), стр.6
- ^ Джвайде, Вади (2006). стр.91
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шалиан, Жерар (1 января 1981 г.). Курды и Курдистан (на французском языке). La Découverte (цифровое переиздание FeniXX). стр. 50–52. ISBN 2707110132 .
- ^ Jump up to: а б Джвайде, Вади (2006). стр.92
- ^ Берендт, Гюнтер (1993), стр.221
- ^ Берендт, Гюнтер (1993), стр. 222–223.
- ^ Берендт, Гюнтер (1993), стр.223
- ^ Берендт, Гюнтер (1993), стр.222
- ^ Олсон, Роберт В. (1989), стр.7
- ^ Озоглу, Хакан (2004), стр.75
- ^ Асатрян, Гарник (2009). «Пролегомены к изучению курдов». Иран и Кавказ . 13 (1): 65–66. дои : 10.1163/160984909X12476379007846 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Атеш, Сабри (2014). «Во имя халифа и нации: восстание шейха Убейдуллы 1880–1881 годов». Иранские исследования . 47 (5): 735–798. дои : 10.1080/00210862.2014.934151 .