Шейх Убейдулла
Шейх Убейдулла | |
---|---|
Предшественник | Шейх Салих (его дядя) |
Персональный | |
Рожденный | |
Умер | 1883 |
Религия | ислам |
Другие имена | Река шейха Убейдуллы Сайид Убейдулла из реки |
Мусульманский лидер | |
Базируется в | Османская империя |
Предыдущий пост | Лидер курдского националистического восстания |
Шейх Убейдулла ( курдский : Şêx Ubeydelayê Nehrî ) [ 1 ] [ 2 ] также известный как Сайид Убейдулла , был лидером первой современной курдской националистической борьбы. Убейдулла потребовал признания со стороны Османской империи и властей династии Каджаров независимого курдского государства, или Курдистана , которым он будет управлять без вмешательства со стороны властей Османской империи или Каджаров . [ 3 ]
Шейх Убейдулла был влиятельным землевладельцем 19 века и членом могущественной курдской семьи Шемдинан из Нери . Он был сыном шейха Тахи и племянником шейха Салиха, от которого он унаследовал руководство орденом Накшбанди в Шемдинане. [ 4 ] После его восстания подавления он был сослан сначала в Стамбул , затем в Хиджаз, где и умер. [ 3 ]

Прийти к власти
[ редактировать ]Появление исламских ученых и лидеров, или шейхов , в качестве национальных лидеров среди курдов было результатом ликвидации наследственных полуавтономных курдских княжеств в Османской империи, особенно после политики османской централизации в начале 19 века. [ 5 ] Шейх Убейдулла был одним из нескольких религиозных лидеров, которые были там, чтобы заполнить пустоту и восстановить чувство законности в бывших княжествах, которые с тех пор были оставлены во власти враждующих вождей. Несмотря на предыдущие восстания курдских лидеров с целью восстановить контроль над территориями, в основном своими бывшими княжествами, шейх Убейдулла считается первым курдским лидером, чьи цели были националистическими и который хотел создать этническое курдское государство. [ 6 ]
Шейх Убейдулла был выходцем из уже влиятельной семьи Шемдинан из одноименного региона - Шемдинан , владевшей значительными участками земли в курдских районах Османской империи. Во время русско-турецкой войны в конце 1870-х годов Убейдулла возглавлял силы курдских племен, защищавших Османскую империю от русских. [ 7 ] [ 8 ] После войны он заполнил политический вакуум, образовавшийся в результате разрушений в этом районе, и взял на себя курдское руководство в регионе. [ 9 ]
Личность и курдский национализм
[ редактировать ]Явно указывая на курдские националистические намерения, Убейдулла написал в письме христианскому миссионеру в регионе: «Курдская нация, состоящая из более чем 500 000 семей, представляет собой отдельный народ. Их религия различна, а их законы и обычаи различны. ...Мы тоже отдельная нация. Мы хотим, чтобы наши дела были в наших руках, чтобы в наказании наших собственных обидчиков мы могли быть сильными и независимыми и иметь привилегии, как и другие нации... Это наша цель.. В противном случае весь Курдистан возьмет дело в свои руки, поскольку они не смогут мириться с этими постоянными злодеяниями и притеснениями, которым они подвергаются со стороны персидского и османского правительств». [ 10 ]
Убейдулла смог заручиться военной поддержкой курдских соплеменников, а также христиан- несторианцев из региона Хаккари. [ 11 ] В письме, написанном христианским миссионером, который находился в постоянном контакте с Убейдуллой, отмечалось: «Шейх много писал в своей газете о тамошних христианах-несторианцах, восхваляя их как лучших подданных султана. Султан возражал против таких формулировок, и трижды возвращал письмо на исправление. Наконец, шейх сказал: «Я мало что знаю о политике, но я знаю кое-что о том, как говорить правду, и это правда». [ 5 ]
Экспедиции и последующее падение
[ редактировать ]Шейх Убейдулла смог успешно утвердить свой контроль над территорией, заручившись поддержкой курдских соплеменников, которые надеялись на то, что его цель — восстановить порядок в разрушенном войной регионе. Британская переписка в разгар власти Убейдуллы показывает, что он смог успешно установить контроль над обширным регионом, который простирался на бывшие конфедерации Бохтан , Бадинан , Хаккари и Ардалан . [ 3 ] Писатель конца девятнадцатого века лорд Джордж Керзон писал: «Вождь по имени Шейх Обейдаллах приобрел большую репутацию человека личной святости... и постепенно стал считаться главой курдской национальности». [ 5 ] Также британский посланник в Иране Эбботт сообщил в июле 1880 года, что Убейдулла приобрел значительное количество деревень и территорий по обе стороны границы между Ираном и Османской империей, что может создать угрозу британскому влиянию в регионе. [ 12 ]
В 1880 году ополчение Убейдуллы при поддержке наемников из ассирийского племени тияри [ 13 ] вторгся на северо-западные курдские территории династии Каджаров в попытке расширить свой контроль. Убейдулла потребовал признания курдского государства и его правления над регионом. Его ополчение потерпело поражение от армии Каджаров, и он отвел свои войска на территории Османской империи. Столкнувшись с нападениями с обеих сторон своей территории, Убейдулла в конце концов сдался османским властям в 1881 году. [ 3 ] и привезен в Стамбул. Там он дал интервью американскому миссионеру Генри Отису Дуайту , которому он объяснил, что то, что он хотел для , было вдохновлено Маснави суфия Джелаледдина Курдистана Руми . [ 14 ] Из Стамбула он бежал и на некоторое время вернулся в Нери. В 1882 году он попытался поднять еще одно восстание. [ 15 ] но вскоре он был повторно арестован Османской империей и отправлен в ссылку в Хиджаз (современная Саудовская Аравия). Он умер в Мекке в 1883 году. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Восстание шейха Убайделы Нери» . Программа (на курдском языке). 15 июля 2019 года . Проверено 22 декабря 2019 г.
- ^ «Откройте окно, чтобы взглянуть на светлое будущее Курдистана » www.gulan-media.com (на английском языке ) Получено 22 декабря.
- ^ Jump up to: а б с д Озоглу, Хакан. Курдская знать и Османское государство: развитие идентичностей, конкуренция в лояльности и смещение границ . Февраль 2004 года. ISBN 978-0-7914-5993-5 . стр. 74-75.
- ^ Джвайде, Вади (19 июня 2006 г.). Курдское национальное движение: его истоки и развитие . Издательство Сиракузского университета. п. 76. ИСБН 978-0-8156-3093-7 .
- ^ Jump up to: а б с Джвайде, Вади. Курдское национальное движение: его истоки и развитие . Издательство Сиракузского университета, 2006. стр. 75–79.
- ^ Возникновение курдского национализма и восстание шейха Саида, 1880-1925 гг. Техасский университет Press, 1989. стр. 1-7.
- ^ Jump up to: а б Олсон, Роберт В. (1989). Возникновение курдского национализма и восстание шейха Саида, 1880-1925 гг . Издательство Техасского университета. стр. 6–7. ISBN 978-0-292-77619-7 .
- ^ Гюнтер, Майкл М. (2020). «Забытые иранскими курды» . Журнал исследований Южной Азии и Ближнего Востока . 43 (2): 55–56. ISSN 0149-1784 . JSTOR 10.33428/jsoutasiamiddeas.43.2.0054 — через JSTOR .
- ^ Джвайде, Вади (19 июня 2006 г.). Курдское национальное движение: его истоки и развитие . Издательство Сиракузского университета . стр. 75–79. ISBN 978-0-8156-3093-7 .
- ^ Олсон, Роберт В. (1989). Возникновение курдского национализма и восстание шейха Саида, 1880-1925 гг . Издательство Техасского университета. п. 3. ISBN 978-0-292-77619-7 .
- ^ Гонт, Дэвид (2012). Йорнгерден, Йост; Верхей, Йелле (ред.). Социальные отношения в Османском Диярбекире, 1870-1915 гг . Брилл. п. 257. ИСБН 9789004225183 .
- ^ Озоглу, Хакан (2001). « Национализм» и курдская знать в эпоху поздней Османской империи – ранней республиканской эпохи» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 33 (3): 387. doi : 10.1017/S0020743801003038 . ISSN 0020-7438 . JSTOR 259457 . S2CID 154897102 .
- ^ Макдауэлл, Дэвид (1997). Современная история курдов . Лондон: ИБ Таурис. п. 54. ИСБН 9781850434160 .
- ^ Сулеймани, Камаль (01 июля 2018 г.). «Курдский суфийский мастер и его христианские соседи» . Зандж: Журнал критических исследований глобального Юга . 2 : 10. doi : 10.13169/zanjglobsoutstud.2.1.0006 . ISSN 2515-2130 .
- ^ Сулеймани, Камаль (2018), стр.6