Хаккари (исторический регион)
Хаккари ( сирийский : Хаккари : Хаккари ) или хаккари по-курдски — исторический горный регион, расположенный к югу от озера Ван . [1] охватывает части современных провинций Хаккяри , Ширнак , Ван. [ нужна ссылка ] в Турции и Дохуке в Ираке . Во времена поздней Османской империи это был санджак на территории старого вилайета Ван .

История
[ редактировать ]


Регион, простирающийся от Тур-Абдина до Хаккари, образовывал земли Наири , которые служили северной ассирийской границей и границей с их урартскими соперниками. Ассирийцы ассирийский этого региона были христианами, придерживавшимися Ассирийской церкви Востока , и жили здесь до 1924 года, когда были изгнаны последние ассирийцы, пережившие геноцид и массовые убийства, произошедшие в 1918 году. Большинство впоследствии переехало в долины Сапна и Нахла на севере Ирака. Те, кто отправился в Симеле, в конечном итоге иммигрировали дальше в подрайон Телль-Тамер в Сирии в 1930-х годах.
В 980 году нашей эры Адуд ад-Даула послал экспедицию против курдов Хаккари и подчинил их. [2] В 1041 году нашей эры, после разгрома вторгшихся -гузов и последующей резни в Урмии Равадидами тюрков . Они бежали в Хаккари, где и разрушили его. в конечном итоге они были побеждены курдами, 1500 членов племени гуз были убиты, а выжившие были порабощены курдами. [3] [4]
После опустошения городских центров Месопотамии руками Тимура , тюркского военачальника, действовавшего под прикрытием восстановления Монгольской империи , он был известен как «Меч ислама». Его завоевание Багдада и прилегающей территории, особенно разрушение Тикрита, повлияло на Сирийскую православную церковь , которая укрылась недалеко от Ниневии в монастыре Мар-Маттаи после уничтожения христиан в регионе, исмаилитов, мусульман-суннитов и шиитов без разбора Тимуром во время вторая половина 14 века. Немногие выжившие нашли убежище среди ассирийцев Хаккари и его окрестностей. В этом регионе также появилось много епископов и патриархов, поскольку наследственная преемственность использовалась для предотвращения полного церковного краха церкви. К 16 веку ассирийцы исчезли из многих городов, где они ранее процветали, например, из Тебриза и Нисибиса . К 1553 году глава Церкви Востока переехал из Багдада в Марагу в Урмии . [5]
К 1500-м годам ассирийцы были сконцентрированы в более старой версии ассирийского треугольника с вершинами в Диярбакыре (запад) и Мараге (восток). Церковь Востока потеряла некоторых своих членов за несколько столетий после раскола 1552 года в пользу Халдейской католической церкви , в основном в Диярбакыре. Однако жители Хаккари не были затронуты спорами до 1692 года, когда халдейский архиепископ Диярбакира Шимун IX Динха отделился от Рима и переехал в Кудшанис в Хаккари, где он вновь ввел Шимун линию наследственной патриархальной преемственности , которая продолжалась до 1976 года.
Патриарх, проживающий в церкви Мар Шалита в Кудшанисе, пользовался как духовной, так и политической властью над своими подданными. Поскольку священники должны были соблюдать целомудрие, патриархат перешел от дяди к племяннику. [5] Эта система стала известна как Натар Курсья ( ������ ������������������������������������������������������« Хранитель трона”)», и к 19 веку эта система была применена ко всем епархиям Хаккари. [6] Ассирийцы образовали сложные союзы с соседними курдскими племенами и их османскими правителями, и каждое племя возглавлял Малик ( ��������) , который также выполнял функции военачальника во время войны. [7]
Курдские войны
[ редактировать ]В 19 веке в регионе начали возникать несколько конкурирующих курдских центров. Мир Мухаммед , курдский эмир Соранского эмирата , расположенного вокруг Равандуза, смог свергнуть своих соперников и контролировать регион, простирающийся от Мардина до Персидского Азербайджана . [8] Однако он потерпел поражение в битве, когда пытался подчинить себе ассирийцев Хаккари в 1838 году. Османы, стремясь укрепить свой контроль над регионом, вовлекли его в дорогостоящую войну, которая в конечном итоге привела к распаду его эмирата. [9]
После падения своего главного соперника Бадр-хана он Бохтанского стремился расширить свое владычество, присоединив ассирийские регионы в Хаккари. [10] Он воспользовался разладом между патриархом Шимуном XVII Авраамом и Нур Аллахом , курдским эмиром Хаккари. Бадр-хан объединился с Нур Аллахом и летом 1843 года напал на ассирийцев Хаккари, убив их и забрав выживших в рабство. [11] Еще одна резня была учинена в 1846 году ассирийцам Тияри, также проживавшим в Хаккари. [11] Западные державы, встревоженные резней, заставили османов вмешаться. Впоследствии Бадр-хан потерпел поражение и был сослан на Крит в 1847 году. [11]
Прямой османский контроль
[ редактировать ]
Хотя номинально регион находился под контролем Османской империи с 16 века, на самом деле им управляли ассирийские и курдские жители и их лорды. Ситуация изменилась после правления Бадр-ханов и реформ Танзимата, поскольку теперь османы смогли беспрепятственно расширить свой полный контроль, и в 1868 году был создан Санджак Хаккари . [12]
Геноцид и исход
[ редактировать ]Накануне Первой мировой войны патриарху Шимуну XIX Вениамину были обещаны льготы в преддверии войны. [13] Однако вскоре после начала войны ассирийские и армянские поселения к северу от Хаккари подверглись нападению и разграблению курдскими нерегулярными формированиями, объединившимися с Османской армией во время ассирийского геноцида . [14] [15] Других отправили в трудовые батальоны , а затем казнили. [16]
Поворотным моментом стало то, что брат патриарха был взят в плен во время учебы в Константинополе . Османы потребовали ассирийского нейтралитета и казнили его в качестве предупреждения. [17] [18] В ответ патриарх объявил войну османам 10 апреля 1915 года. [17]
Ассирийцы были немедленно атакованы курдскими нерегулярными формированиями, поддерживаемыми османами, в результате чего большинство ассирийцев Хаккари были изгнаны на вершины гор, а те, кто остался в своих деревнях, были убиты. [17] Шимун Вениамин смог незаметно перебраться в Урмию , которая в то время находилась под контролем русских , и пытался убедить их послать помощь осажденным ассирийцам. [17] Когда русские ответили, что просьба необоснованна, он вернулся в Хаккари и повел уцелевших 50 000 ассирийцев через горы в безопасное место в Урмии. [17] Во время этого марша от холода и голода погибли тысячи людей. [17]
После Первой мировой войны
[ редактировать ]Во время мирных конференций в Париже в 1919 году ассирийцы потребовали создания государства в Диярбекире и северной Месопотамии в Ираке; другие просили британский протекторат в Верхней Месопотамии , северном Мосуле и Урмии. [19] Ассирийцы пытались вернуть себе этот регион, но турки и курды возражали против их желания вернуть свои исконные земли в Хаккари, и попытка Аги Петроса оккупировать этот регион провалилась. В 1924 году после восстания Турция формально оккупировала север Хаккари и изгнала последних христианских жителей, которые еще оставались в регионе. [20] за исключением деревни Газнах, которая благодаря курдским союзам и их обращению в халдейскую католическую церковь избежала депортации. Ассирийцы до сих пор живут в южном регионе Хаккари Барвари-Бала , который сейчас находится на границе Турции и Ирака, а также в долинах Сапна и Нахла иракского Нохадра региона .
Экономика
[ редактировать ]По состоянию на 1920 год Хаккари производил свинец . Свинец, добытый на государственной шахте, использовался для изготовления пуль . [21]
См. также
[ редактировать ]- Список ассирийских племен
- Тьяри
- Фертильность
- Шемсдин (Восточно-сирийская церковная провинция)
- Ассирийская родина
Примечания
[ редактировать ]- ^ Абуна 2008 , с. 2
- ^ Хоутсма, М. Т (1993). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла , 1913–1936 гг. БРИЛЛ. п. 1137. ISBN 978-90-04-09790-2
- ^ Пикок, Эндрю (2017). «Раввадиды» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание. Нью-Йорк.
- ^ Хоутсма, М. Т (1993). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла , 1913–1936 гг . БРИЛЛ. п. 1138. ISBN 978-90-04-09790-2
- ^ Перейти обратно: а б Александр 1994 , с. 36
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 277
- ^ Абуна 2008 , с. 35
- ^ Абуна 2008 , с. 173
- ^ Абуна 2008 , с. 174
- ^ Абуна 2008 , с. 179
- ^ Перейти обратно: а б с МакДауэлл 2000 , с. 47
- ^ Абуна 2008 , с. 3
- ^ Стаффорд 2006 , с. 23
- ^ Стаффорд 2006 , с. 24
- ^ Gaunt & Beṯ-Şawoce 2006 , с. 134
- ^ Gaunt & Beṯ-Şawoce 2006 , с. 136
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стаффорд 2006 , с. 25
- ^ Юсуф, Малик. «Ассирийская трагедия» . www.aina.org . Архивировано из оригинала 10 октября 2018 года . Проверено 20 мая 2020 г.
- ^ Нисан 2002 , стр. 187.
- ^ Нисан 2002 , стр. 188.
- ^ Протеро, WG (1920). Армения и Курдистан . Лондон: Канцелярский офис Ее Величества. п. 71. Архивировано из оригинала 21 декабря 2020 года . Проверено 18 сентября 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Абуна, Х. (2008), ассирийцы, курды и османы: межобщинные отношения на периферии Османской империи , Cambria Press, ISBN 978-1-60497-583-3 .
- Александр, V (1994) [1994], Первая цивилизация , Виктор Александр, ISBN 978-1-4486-7089-5 .
- Шевалье, Мишель (1985). Христианские горцы Хаккари и северного Курдистана (на французском языке). Деп. Степень бакалавра географии в Университете Париж-Сорбонна. ISBN 978-2-901165-13-2 .
- Гонт, Д ; Бех-Шавоце, Дж (2006), Резня, сопротивление, защитники: мусульманско-христианские отношения в Восточной Анатолии во время Первой мировой войны , Gorgias Press, ISBN 978-1-59333-301-0 [ постоянная мертвая ссылка ] .
- Макдауэлл, Д. (2000), Современная история курдов , IB Tauris, ISBN 978-1-85043-416-0 .
- Нисан, М. (2002) [1991], Меньшинства на Ближнем Востоке: история борьбы и самовыражения , МакФарланд, ISBN 978-0-7864-1375-1 .
- Стаффорд, Р. (2006) [1935], Трагедия ассирийцев , Gorgias Press, ISBN 978-1-59333-413-0 .
- Уилмшерст, Д. (2000), Церковная организация Церкви Востока, 1318-1913, Том 582 , Cambria Press, ISBN 978-90-429-0876-5 .