Диярбакыр
Диярбакыр | |
---|---|
Сверху по часовой стрелке: парк с прудом в Диярбакыре, Хасан-паша Хан , исторические городские стены , павильон Гази, парк в Диярбакыре, мост Онгезлю (мост Диджле), Великая мечеть Диярбакыра . | |
Координаты: 37 ° 55' с.ш. 40 ° 14' в.д. / 37,91 ° с.ш. 40,24 ° в.д. | |
Страна | Турция |
Область | Юго-Восточная Анатолия |
Провинция | Диярбакыр |
Правительство | |
• Мэр | Айше Серра Буджак Кючук ( Партия DEM ) |
Область | |
• Столичный муниципалитет | 15 058 км 2 (5814 квадратных миль) |
• Городской | 2410 км 2 (930 квадратных миль) |
• Метро | 2410 км 2 (930 квадратных миль) |
Высота | 675 м (2215 футов) |
Население (оценка на 2021 год) [1] | |
• Столичный муниципалитет | 1,791,373 |
• Плотность | 120/км 2 (310/кв. миль) |
• Городской | 1,129,218 |
• Плотность города | 470/км 2 (1200/кв. миль) |
• Метро | 1,129,218 |
• Плотность метро | 470/км 2 (1200/кв. миль) |
ВВП | |
• Столичный муниципалитет | турецких лир 62,494 миллиарда 6,959 млрд долларов США (2021 г.) |
• На душу населения | лир 34 964 турецких 3893 доллара США (2021 г.) |
Часовой пояс | UTC+3 ( ТРТ ) |
Почтовый индекс | 21х хх |
Код города | 412 |
Номерной знак | 21 |
Веб-сайт | www.diyarbakir.gov.tr |
Диярбакыр ( Турецкое произношение: [diˈjaɾ.bakɯɾ] ; Армянский : Тигранакерт , романизированный . Тигранакерт , местное произношение: Дикранагерд ; Курдский : Амед Сирийский : латинизированный , : Амид ), бывший Диярбекир , — крупнейший с курдским большинством город Турции . [3] Это административный центр провинции Диярбакыр .
Расположенный вокруг высокого плато на берегу реки Тигр , на котором стоит историческая крепость Диярбакыр , он является административной столицей провинции Диярбакыр на юго-востоке Турции . Это второй по величине город в Юго-Восточной Анатолии . По состоянию на декабрь 2021 года население столичной провинции составляло 1 791 373 человека, из которых 1 129 218 проживали в застроенной территории (или метро), состоящей из 4 городских округов ( Баглар , Каяпынар , Сур и Енишехир ).
Диярбакыр был основным центром конфликта между турецким государством и различными курдскими сепаратистскими группировками, и многие курды считают его фактической столицей Курдистана . [4] [5] Город должен был стать столицей независимого Курдистана после Севрского договора , но это было проигнорировано после последующих политических событий. [6] [7] [8]
6 февраля 2023 года Диярбакыр пострадал от двойного турецко-сирийского землетрясения , в результате которого его городским стенам был нанесен некоторый ущерб. [9]
Имена и этимология
[ редактировать ]В древние времена город был известен как Амида , название, которое могло произойти от древнего ассирийского топонима Амеди . [10] Имя Амид также использовалось в арабском языке . [11] [12] Имя Амит встречается в официальных документах Трапезундской империи 1358 года. [13]
После мусульманских завоеваний в VII веке город стал известен как Дияр Бакр (арабский: ديار بكر , латинизированный: Дияр Бакр , букв. «Обитель [племени] Бакра»), имея в виду территорию Бану. Бакр Племя , Дияр Бакр . [12] [14] [15] Это племя уже поселилось в северной Месопотомии еще в доисламский период. В VII веке, во времена халифата Усмана и под региональным губернатором Муавии , части племени было приказано поселиться дальше на север, на землях недалеко от города. [12] Позже город был также известен на турецком языке как Кара-Амид («Черный Амид») из-за его черных базальтовых стен. [16]
В ноябре 1937 года президент Турции Ататюрк посетил город и, выразив неуверенность в точной этимологии названия города «Диярбекир», в декабре того же года распорядился переименовать его в «Диярбакыр», что на переводе означает «земля меди». Турецкий после обильных запасов меди вокруг города. [17] Это был один из первых примеров процесса тюркификации нетурецких топонимов, в ходе которого нетурецкие (курдские, армянские, арабские и другие) географические названия были заменены на турецкие альтернативы. [18] [19]
Современное армянское название Тигранакерт города – . [20] он известен как Амед. На курдском языке [21] и на сирийском языке как �������� ( Амид ). [22]
История
[ редактировать ]Античность
[ редактировать ]
Люди населяли территорию вокруг Диярбакыра еще с каменного века. Первой крупной цивилизацией, обосновавшейся в районе Диярбакыра, было хурритское королевство Митанни . В то время ею правили представители почти всех государств, контролировавших Верхнюю Месопотамию , включая арамеев , ассирийцев , урартов , армян , персов-ахеменидов , мидийцев , селевкидов и парфян . [23] Римская республика получила контроль над городом в 66 г. до н. э., после чего он получил название «Амида». [24] В 359 году персидский Шапур II захватил Амиду после 73-дневной осады. [25] [26]
Согласно «Синекдему» , Иерокла Диярбакыр, как и Амида, был крупным городом римской провинции Месопотамия . [27] Это была епископская кафедра христианской епархии Месопотамии. [27] Древние тексты сообщают, что в древней Амиде был амфитеатр , парилки (общественные бани), склады, памятник- тетрапилон и римские акведуки, подающие и распределяющие воду. [28] Римский историк Аммиан Марцеллин служил в позднеримской армии во время осады Амиды Сасанидской империей при Шапуре II ( годы правления 309–379 ) и подробно описал успешную осаду. [28] Затем Амида была пополнена беженцами из древнего Нисибиса ( Нусайбина ), который император Иовиан ( годы правления 363–364 ) был вынужден эвакуировать и уступить персам Шапура после поражения в Персидской войне своего предшественника Юлиана , став главным римским оплотом в Персидской войне. область. [28] Летопись , приписываемая Иисусу Столпнику, описывает захват Амиды персами при Каваде I ( годы правления 488–531 ) во время второй осады Амиды в 502–503 годах, в рамках Анастасийской войны . [28]
Либо император Анастасий Дикор ( годы правления 491–518 ), либо император Юстиниан Великий ( годы правления 527–565 ) восстановили стены Амиды — подвиг оборонительной архитектуры, воспетый греческим историком Прокопием . [28] Как записано в работах Иоанна Эфесского , Захарии Ритора и Прокопия, римляне и персы продолжали оспаривать эту территорию, и во время византийско-сасанидской войны 602–628 годов Амида была захвачена и удерживалась персами в течение двадцати шести лет. , возвращенный в 628 году римлянам императором Ираклием ( годы правления 610–641 ), который также основал церковь в городе по возвращении в Константинополь ( Стамбул ) из Персии в следующем году. [27] [28]
Церковная история
[ редактировать ]
Сирийское христианство распространилось в регионе между I и IV веками нашей эры, особенно среди ассирийцев города. Византийский император Феодосий II 408–450) разделил римскую провинцию Месопотамия ( на две части и сделал Амиду столицей Месопотамии Прима и, таким образом, также митрополичьим престолом провинции для всех епископств . [29]
На каком-то этапе Амида стала кафедрой Армянской церкви . Епископы, занимавшие кафедру в 1650 и 1681 годах, находились в полном общении со Святым Престолом , а в 1727 году Петр Дербогосян отправил свое исповедание веры в Рим. Его сменили еще два епископа Армянской Католической Церкви , Евгений и Иоанн Смирнские , последний из которых умер в Константинополе в 1785 году. После длительной вакансии последовали еще три епископа. [30] [31] [32] [33] [34] В 1903 году в епархии насчитывалось около 5000 армян-католиков. [35] но он потерял большую часть своего населения в результате геноцида армян 1915 года . Последний епархиальный епископ кафедры Андреас Элиас Челебиан был убит вместе с примерно 600 членами своей паствы летом 1915 года. [30] [31] [32] [33]
Епархия для местных членов Сирийской Католической Церкви была основана в 1862 году. Преследования христиан в Османской империи во время Первой мировой войны положили конец существованию обеих этих сирийских резиденций. [30] [31] [36] [37]
Средний возраст
[ редактировать ]
В 639 году, в рамках мусульманского завоевания Леванта во время первых арабо-византийских войн , Амида пала перед армиями халифата Рашидун во главе с Иядом ибн Ганмом , и впоследствии в центре города была построена Великая мечеть Амиды, возможно, на месте Ираклианской церкви Святого Фомы. [27] [28] [26] было целых пять христианских монастырей В городе , в том числе монастырь Зукнин и несколько древних церквей, упомянутых Иоанном Эфесским. [28] Одна из них, церковь Девы Марии , остается городским собором и кафедрой епископа Диярбакыра Сирийской православной церкви . [28] Другая древняя церковь, церковь Мара Космы, была замечена британским исследователем Гертрудой Белл в 1911 году, но была разрушена в 1930 году, в то время как бывшая церковь Святого Георгия в обнесенной стеной цитадели, возможно, первоначально была построена для использования мусульманами или для Церковь Востока . [28]
Город был частью халифата Омейядов , а затем халифата Аббасидов , но затем перешел под более местное управление до его восстановления в 899 году силами, верными халифу аль-Мутадиду ( годы правления 892–902 ), прежде чем попасть под влияние сначала династия Хамданидов , а затем династия Буидов , за которой последовал период правления Марванидов . Город был взят сельджуками в 1085 году и Айюбидами в 1183 году. Контроль Айюбидов продлился до монгольского вторжения в Анатолию во время последнего правителя Айюбидов Аль-Камиля Мухаммада . Монголы Хулагу захватили город в 1260 году ( Осада Майяфарикина ) после длительной осады небольшими монгольскими силами и гораздо более крупными грузинскими и армянскими силами под командованием грузинского лидера Хасана Броша . [38] Между монгольской оккупацией и завоеванием династией Сефевидов Ирана Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу – две туркменские конфедерации – последовательно контролировали город. Диярбакыр был завоеван Османской империей в 1514 году Бийыклы Мехмед-пашой во время правления султана Селима I ( годы правления 1512–1520 ). Мохаммад-хан Устаджлу , сефевидский губернатор Диярбакыра, был изгнан из города и убит в следующей битве при Чалдыране в 1514 году. [39] [40]
Сефевиды и османы
[ редактировать ]
В классический период Османской империи она распространилась на Западную Армению и все регионы Курдистана , кроме восточных, за счет Сефевидов. С начала 16 века город и его регион были источником интриг между Сефевидами и Османской империей , оба из которых искали поддержки курдских вождей вокруг Идриса Битлиси . [39] Он был завоеван Османской империей в 1514 году во время походов Бийыклы Мехмед-паши под властью султана Селима I. Мохаммад-хан Устаджлу , сефевидский губернатор Диярбакыра, был изгнан из города и убит в следующей битве при Чалдыране в 1514 году. [39]
После своей победы османы основали Диярбекир Эялет с административным центром в Диярбакыре. Эялет Диярбакыра соответствовал сегодняшнему Турецкому Курдистану , прямоугольной территории между озером Урмия и Палу и от южных берегов озера Ван до Джизре и началом сирийской пустыни , хотя его границы со временем претерпели некоторые изменения. Город был важной военной базой для контроля над регионом и в то же время процветающим городом, известным своими мастерами, производившими изделия из стекла и металла. Например, двери гробницы Руми в Конье были изготовлены в Диярбакыре, как и украшенные золотом и серебром двери гробницы Эбу Ханифе в Багдаде . Османское правление было подтверждено Амасийским миром 1555 года , последовавшим за османско-сефевидской войной (1532–1555) .

Обеспокоенные независимостью курдских княжеств, османы стремились ограничить их влияние и поставить их под контроль центрального правительства в Константинополе . Однако отстранение от власти этих наследственных княжеств привело к усилению нестабильности в регионе, начиная с 1840-х годов. На их месте появились суфийские шейхи и религиозные ордена, которые приобрели известность и распространили свое влияние по всему региону. Одним из видных суфийских лидеров был шейх Убайдалла Нахри , который начал восстание в районе между озерами Ван и Урмия . Территория под его контролем охватывала территории как Османской империи, так и Каджаров . Шейх Убайдалла считается одним из первых сторонников курдского национализма . В письме британскому вице-консулу он заявил: «Курдская нация — это отдельный народ… мы хотим, чтобы наши дела были в наших руках».

В 1895 году около 25 000 армян и ассирийцев были убиты в вилайете Диярбекир , в том числе в городе. [41] На рубеже XIX века христианское население города в основном состояло из армян и сирийских православных христиан . [42] Город также был местом этнических чисток 1915 года во время геноцида армян и ассирийцев ; около 150 000 человек были изгнаны из города на марши смерти в сирийской пустыне . [43]
Турецкая Республика
[ редактировать ]В январе 1928 года Диярбакыр стал центром Первой генеральной инспекции , регионального подразделения на территории, включающей провинции Хаккари , Ван , Ширнак , Мардин , Сиирт , Битлис и Шанлыурфа . В результате реорганизации провинций в 1952 году город Диярбакыр стал административной столицей провинции Диярбакыр . В 1993 году Диярбакыр был основан как столичный муниципалитет. [44] Его районы: Баглар , Бисмил , Эргани , Хазро , Каяпинар , Чермик , Чинар , Эгиль , Дидже , Кулп , Кочакёй , Личе , Сильван , Сур , Енишехир , Хани и Чюнгуш . [45]
Американо-турецкая база ВВС Пиринчлик недалеко от Диярбакыра действовала с 1956 по 1997 год.
В последние годы в Диярбакыре произошло много насилия, в котором участвовали турецкие силы безопасности, Рабочая партия Курдистана (РПК) и Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ). [46] [47] [48] В период с 8 ноября 2015 г. по 15 мая 2016 г. значительная часть Сура была разрушена в ходе боев между турецкими военными и РПК. [49] В начале ноября 2015 года курдский адвокат и правозащитник Тахир Эльчи был убит в районе Сур во время заявления для прессы, в котором он призывал к деэскалации насилия между РПК и турецким государством. [50]
города В отчете Arkeologlar Derneği İstanbul за 2018 год установлено, что с 2015 года 72% исторического района Сур было разрушено в результате сноса и реконструкции, а законы, разработанные для защиты исторических памятников, игнорировались. Они обнаружили, что политика города по «возрождению городов» заключалась в сносе и реконструкции, а не в восстановлении культурных ценностей, поврежденных во время недавнего гражданского конфликта, и из-за этого многие зарегистрированные исторические здания были полностью разрушены. Масштабы утраты незарегистрированных исторических построек неизвестны, поскольку все фрагменты исторических построек, обнаруженные при сносе современных построек, также были снесены. [51] По состоянию на 2021 год большая часть города и района была восстановлена, и правительственные чиновники снова обратились к туризму. [52] [53] [54] [26]
Многие жилые дома и здания рухнули или получили значительный ущерб в результате землетрясения между Турцией и Сирией в 2023 году примерно в 200 милях (300 км) от эпицентра. [55] [56] [57] Турецкий профессор и бывший журналист из страны прокомментировал: «Это похоже на то, что эпицентр землетрясения находится в Гаррисберге , а здания в Нью-Йорке рушатся». [58]
Спорт
[ редактировать ]Наиболее известные футбольные клубы города - Диярбакырспор (основан в 1968 году) и Амед СФК (основан в 1990 году). [59] Дениз Наки - один из самых известных футболистов города. Женская футбольная команда Amed SK в конце сезона Второй женской футбольной лиги Турции 2016–17 была переведена в Первую женскую лигу . [60]
Политика
[ редактировать ]На местных выборах 2014 года и Гюльтан Кишанак Фират Анлы из Партии мира и демократии (БДП) были избраны со-мэрами Диярбакыра. Однако 25 октября 2016 года оба были задержаны турецкими властями «по малообоснованному обвинению в членстве в Рабочей партии Курдистана (РПК)». [61] После ареста турецкое правительство приказало полностью отключить Интернет. [62] Тем не менее, 26 октября несколько тысяч демонстрантов у мэрии Диярбакыра потребовали освобождения мэров. [61] Несколько дней спустя турецкое правительство назначило мэром неизбираемого государственного попечителя. [63] В ноябре прокуратура потребовала приговорить Кишанака к 230 годам тюремного заключения. [64]
В январе 2017 года неизбираемый государственный попечитель, назначенный турецким правительством, распорядился убрать ассирийскую скульптуру мифологического крылатого быка из ратуши, воздвигнутую мэрами БДП в ознаменование ассирийской истории города и его все еще проживавшее ассирийское меньшинство. Все уличные знаки на курдском языке были также удалены, наряду с закрытием организаций, занимающихся курдским языком и культурой, удалением курдских названий из общественных парков, а также удалением курдских культурных памятников и языковых символов. [65] [66]
На муниципальных выборах 2019 года Аднан Сельчук Мизраклы из партии ДПН был избран мэром Диярбакыра. [67] В августе 2019 года он был уволен и впоследствии приговорен к 9 годам и 4 месяцам тюремного заключения по обвинению в поддержке терроризма в рамках правительственных репрессий против политиков курдской партии ДПН ; Турецкое государство назначило на его место Мунира Каралоглу . [68] Похожая участь постигла и других курдских мэров курдских городов по всему региону: президент Турции Эрдоган пообещал отстранить от должности и всех будущих курдских мэров. [69] [70] Против этого решения возникли протесты, которые были подавлены турецкой полицией с применением водометов; некоторые протестующие были убиты. [71] [72] [73] Тюрьма Диярбакыра стала домом для многих политических заключенных , в основном курдских активистов и политиков, обвиненных турецким государством в терроризме. Заключенные подвергались пыткам, изнасилованиям, унижениям, избиениям, убийствам и другим злоупотреблениям. [74]
Экономика
[ редактировать ]Исторически Диярбакыр производил пшеницу и кунжут . [75] [76] Они хранили пшеницу на складах , накрытых соломой и ветками солодковых деревьев. Эта система позволит сохранять пшеницу до десяти лет. [75] [26] В конце 19 - начале 20 века Диярбакыр экспортировал изюм , миндаль и абрикосы в Европу. [76] ангорских коз Разводили шерсть и мохер , а из Диярбакыра экспортировали . Торговцы также приезжали из Египта , Стамбула и Сирии , чтобы купить коз и овец . [77] Мед тоже производился, но не столько экспортировался, сколько использовался местными жителями. шелководство . В этом районе также наблюдалось [78]
До Первой мировой войны в Диярбакыре действовала медная промышленность с шестью рудниками. Три из них действовали: два принадлежали местным жителям, а третий принадлежал правительству Турции. Тенорит был основным типом добываемой меди. Его добыли вручную курды. Большая часть руды была экспортирована в Англию. В регионе также производились железо , гипс , уголь , мел , известь , гагат и кварц , но в основном для местного использования. [79]
Город обслуживается аэропортом Диярбакыра и железнодорожной станцией Диярбакыр . В 1935 году была открыта железная дорога между Элязыгом и Диярбакыром. [80]
Демография
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2021 г. ) |
На рубеже XIX века христианское население города состояло в основном из армян и ассирийцев. [42] Присутствие ассирийцев и армян восходит к древности. [81] В городе также существовала небольшая еврейская община. [82] Все христиане говорили на армянском и курдском языках. Знатные люди говорили по-турецки. На улицах говорили на курдском языке. [83] По данным Британской энциклопедии 1911 года, население насчитывало 38 тысяч человек, почти половина из которых были христианами и состояли из турок, курдов, арабов, туркмен, армян, халдеев, якобитов и нескольких греков. [84] Во время правления Мехмеда Решида в вилайете Диярбакыр армянское население Диярбакыра было переселено и истреблено. [85]
После Второй мировой войны, когда курдское население переселилось из деревень и гор в городские центры, курдское население Диярбакыра продолжало расти. [86] Население Диярбакыра выросло с 30 000 в 1930-х годах до 65 000 к 1956 году, до 140 000 к 1970 году, до 400 000 к 1990 году. [87] и в конечном итоге увеличилось примерно до 1,5 миллиона к 1997 году. [88] В 1990-е годы город резко вырос за счет иммигрантского населения из тысяч курдских деревень, обезлюдевших Турцией во время курдско-турецкого конфликта . [89]
Согласно опросу, проведенному муниципалитетом Сур в ноябре 2006 года, 72% жителей муниципалитета чаще всего используют курдский язык в своей повседневной речи из-за подавляющего курдского большинства в городе, за которым следуют ассирийские , армянские и турецкие меньшинства . [90]
есть несколько деревень- алевитов туркменских Диярбакыра Вокруг старого города , но официальных данных о численности их населения нет. [82] [91]
Турецкие законодатели предпринимали попытки отрицать курдскую идентичность Диярбакыра. [92] выпустило Министерство образования Турции школьный учебник под названием «Наш город, Диярбакыр» (« Шехримиз Диярбакыр» на турецком языке ) о провинции Диярбакыр , в котором утверждается, что в городе говорят на турецком языке , похожем на тот, на котором говорят в Баку, наряду с региональными языками, такими как арабский. , персидский , курдский , туркменский и кавказский языки . [93] [90] [94] [95] Критики связывают это с общей тенденцией к антикурдским настроениям в Турции. [92]
Культура
[ редактировать ]В этом районе есть местные ювелирные изделия и другие ремесленные изделия. Народные танцы под барабан и зурну (дудочку) являются частью свадеб и торжеств в этом районе. Муниципальный театр Диярбакыра был основан в 1990 году и закрылся в 1995 году. [96] Он был вновь открыт в 1999 году. [96] под руководством мэра Османа Байдемира . Его закрыли в 2016 году после увольнения мэра в 2016 году. [97] [98] Муниципальный городской театр также ставил спектакли на курдском языке . [97] [99]
Одним из других распространенных праздников в Турции является Навруз . Этот праздник делается под предлогом начала весны и начала нового года . Установление Навруза имеет долгую историю, настолько большую, что его празднуют в разных частях Азии на протяжении последних трех тысяч лет, особенно на Ближнем Востоке . В разных частях Турции, особенно в курдских регионах этой страны, Навруз считается одной из важнейших культурных и исторических традиций этих регионов. Зажигание огня, надевание новой одежды, проведение танцевальной церемонии и вручение подарков друг другу — вот лишь некоторые из действий, которые совершаются на этом празднике. [26] [100] [101] [102] [103]
Кухня
[ редактировать ]Кухня Диярбакыра включает блюда из баранины, в которых используются такие специи, как черный перец , сумах и кориандр ; рис, булгур и сливочное масло. Местные блюда включают Мефтуне, мясо ягненка и овощи с чесноком и сумахом, а также Кабурга Долмасы, запеченные ребрышки ягненка, фаршированные рисом, миндалем и специями. [104] Арбузы выращиваются здесь, и ежегодно проводится Фестиваль арбузов. [105]
Основные достопримечательности
[ редактировать ]
Ядро Диярбакыра окружено почти нетронутыми высокими стенами из черного базальта, образующими круг длиной 5,5 км (3,4 мили) вокруг старого города. В старый город есть четверо ворот и 82 сторожевые башни на стенах, которые были построены в древности и восстановлены и расширены римским императором Констанцием II в 349 году. Территория внутри стен известна как район Сур; до недавнего сноса и реконструкции в этом районе было зарегистрировано 599 исторических зданий. [51] Рядом находится Караджа Даг . [ нужна ссылка ]
Средневековые мечети и медресе
[ редактировать ]- Великая мечеть Диярбакыра, построенная турецким султаном- сельджуками Малик Шахом в 11 веке. Мечеть, одна из старейших в Турции, построена из чередующихся полос черного базальта и белого известняка (такой же узор используется в медресе Делилер Хан XVI века, в котором сейчас находится отель). Прилегающее к нему Mesudiye Medresesi / Medreseya Mesûdiyeyê было построено в то же время, как и еще одна молитвенная школа в городе, Zinciriye Medresesi / Medreseya Zincîriyê .
- Мечеть Бехрам-паши ( Beharampaşa Camii / Mizgefta Behram Paşa ) — османская мечеть, построенная в 1572 году губернатором Диярбакыра Бехрам- пашой , известная хорошо построенными арками у входа.
- Мечеть Шейха Матара с минаретом Дёрт Аяклы / Мизгефта Чарлинг ( Четвероногий минарет ) – построена Касым-ханом из Ак-Коюнлу .
- Мечеть Фатихпаша / Мизгефта Фетих-паша губернатором Диярбакыра - построена в 1520 году первым османским Бийыклы Мехмет-пашой («усатый Мехмет-паша»). Это самое раннее османское здание города, украшенное изысканной плиткой.
- Мечеть Хазрети Сулеймана / Мизгефта Хезрети Силеман (1155–1169) Здесь похоронен Сулейман, сын Халида бин Велида , погибшего при захвате города у арабов, вместе со своими товарищами.
- Хусревпаша Джами / Мизгефта Хусрев Паша – мечеть второго османского правителя, 1512–1528 гг. Первоначально здание предназначалось для школы ( медресе ).
- Искендер Паша Камии / Мизгефта Искендер Паша – мечеть османского правителя из черно-белого камня, построенная в 1551 году.
- Мелек Ахмет Джами / Мелек Ахмед Паша - мечеть 16 века с выложенной плиткой молитвенной нишей и двойной лестницей, ведущей на минарет.
- Небии Джами / Мизгефта Пехембер – мечеть Ак Коюнлу , каменное однокупольное сооружение 16 века. Неби Джами означает «мечеть пророка» и названа в честь надписей в честь пророка на ее минарете .
- Сафа Джами / Мизгефта Пало - построен в середине 15 века при Узун Хасане, правителе племени Ак Коюнлу (туркмены-белые овцы). [108] и восстановлен во времена Османской империи в 1532 году.
Церкви
[ редактировать ]

- Армянская церковь Св. Гирагоса - впервые построенная в 1519 году, нынешнее строение датируется 1883 годом и недавно было восстановлено после длительного периода простоя. [109]
- Сирийская православная церковь Богоматери ( сирийский : ��������������������������������������������`Идто , д-Йолда т Алохо” турецкий : Мериемана килисеси ) была впервые построена как языческий храм в I веке до нашей эры. Нынешнее сооружение датируется III веком, много раз реставрировалось и до сих пор используется как место поклонения. [110]
- Мар Петюн (Св. Антония) Халдейская католическая церковь , построенная в 1681 году. [109]
- Халдейская церковь Сурп Саркис [111]
- Собор Святой Марии
- Церковь Святого Георгия
Музеи
[ редактировать ]- Археологический музей содержит артефакты неолита периода , раннего бронзового века , ассирийского , урартского , римского , византийского , артукидов , турок-сельджуков , периодов Ак-Коюнлу и Османской империи . [26] [112]
- Музей Джахита Сытки Таранджи – дом покойного поэта и классический образец традиционного дома Диярбакыра.
- Музей Зии Гёкальпа – место рождения поэта Зии Гёкальпа , сохранившийся как музей его жизни и творчества.
- Библиотека литературного музея Ахмета Арифа
Другие исторические здания
[ редактировать ]- Крепость Диярбакыр и садов Хевсель культурный ландшафт , внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2015 году. [113] [114]
- Хасан-паша-Хан – большой османский караван-сарай XVI века, в котором сейчас расположены магазины и кафе. [115] [116]
- Деллилер Хан , караван-сарай, построенный в 1527 году, сейчас используется как пятизвездочный отель. [115] [116]
- Сюлюклю Хан , построенный примерно в 1680 году, сейчас является популярным кафе и местом встреч. [116]
- Мост Дикле — мост 11 века с десятью арками.
- Урфа Капи, Урфа Капи (Ворота Урфы) — одни из четырех главных ворот, построенных в городских стенах Диярбакыра византийской эпохи IV века, которые ведут дорогу с запада в город Урфа. [117]
Климат
[ редактировать ]В Диярбакыре средиземноморский ( климатическая классификация Кеппена : Csa ) или аномально теплый океанический климат с жарким летом ( климатическая классификация Треварты : Доа ). Лето очень жаркое и очень сухое из-за его расположения на равнине , которая подвержена воздействию горячих воздушных масс из пустынь Сирии Месопотамской и Ирака с юга. Самая высокая зарегистрированная температура составила 46,2 ° C (112,64 ° F) 21 июля 1937 года. Зимы прохладные, с умеренными осадками и морозными ночами. Снегопад довольно распространен в период с декабря по март, снег идет неделю или две. [ нужна ссылка ] Самая низкая зарегистрированная температура составила -24,2 ° C (-10,12 ° F) 11 января 1933 года. Самая высокая зарегистрированная высота снега составила 65 см (25,6 дюйма) 16 января 1971 года.
Климатические данные для Диярбакыра (1991–2020 гг., крайности 1929–2023 гг.) | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Месяц | Ян | февраль | Мар | апрель | Может | июнь | июль | август | Сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Год |
Рекордно высокий °C (°F) | 16.9 (62.4) | 21.8 (71.2) | 28.3 (82.9) | 35.3 (95.5) | 39.8 (103.6) | 42.0 (107.6) | 46.2 (115.2) | 45.9 (114.6) | 42.2 (108.0) | 35.7 (96.3) | 28.4 (83.1) | 22.5 (72.5) | 46.2 (115.2) |
Среднесуточный максимум °C (°F) | 7.3 (45.1) | 9.6 (49.3) | 15.0 (59.0) | 20.5 (68.9) | 26.8 (80.2) | 34.4 (93.9) | 38.9 (102.0) | 38.7 (101.7) | 33.4 (92.1) | 25.7 (78.3) | 16.3 (61.3) | 9.2 (48.6) | 23.0 (73.4) |
Среднесуточное значение °C (°F) | 2.1 (35.8) | 3.8 (38.8) | 8.7 (47.7) | 13.5 (56.3) | 18.9 (66.0) | 26.3 (79.3) | 31.0 (87.8) | 30.5 (86.9) | 25.0 (77.0) | 17.8 (64.0) | 9.3 (48.7) | 3.8 (38.8) | 15.9 (60.6) |
Среднесуточный минимум °C (°F) | −2.0 (28.4) | −1.1 (30.0) | 2.6 (36.7) | 6.6 (43.9) | 10.9 (51.6) | 16.8 (62.2) | 21.7 (71.1) | 21.2 (70.2) | 15.9 (60.6) | 10.4 (50.7) | 3.8 (38.8) | −0.5 (31.1) | 8.9 (48.0) |
Рекордно низкий °C (°F) | −24.2 (−11.6) | −21.0 (−5.8) | −14.0 (6.8) | −6.1 (21.0) | 0.8 (33.4) | 1.8 (35.2) | 9.9 (49.8) | 11.4 (52.5) | 4.0 (39.2) | −1.8 (28.8) | −12.9 (8.8) | −23.4 (−10.1) | −24.2 (−11.6) |
Среднее количество осадков , мм (дюймы) | 63.6 (2.50) | 66.8 (2.63) | 67.5 (2.66) | 63.1 (2.48) | 50.0 (1.97) | 10.8 (0.43) | 1.0 (0.04) | 0.4 (0.02) | 8.4 (0.33) | 37.3 (1.47) | 54.3 (2.14) | 75.3 (2.96) | 498.5 (19.63) |
Среднее количество осадков в днях | 10.93 | 11.27 | 11.13 | 11.6 | 9.47 | 2.9 | 0.4 | 0.23 | 1.37 | 5.83 | 7.43 | 11.33 | 83.9 |
Среднее количество снежных дней | 4.5 | 3.2 | 1.1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0.4 | 1.6 | 10.8 |
Средняя относительная влажность (%) | 76.4 | 71.8 | 66.4 | 65.1 | 57.3 | 34.4 | 25.2 | 24.7 | 30.6 | 47.7 | 64.7 | 76.5 | 53.3 |
Среднемесячное количество солнечных часов | 124.0 | 135.6 | 173.6 | 210.0 | 282.1 | 348.0 | 362.7 | 341.0 | 279.0 | 220.1 | 165.0 | 114.7 | 2,755.8 |
Среднесуточное количество солнечных часов | 4.0 | 4.8 | 5.6 | 7.0 | 9.1 | 11.6 | 11.7 | 11.0 | 9.3 | 7.1 | 5.5 | 3.7 | 7.5 |
Источник 1: Государственная метеорологическая служба Турции. [118] | |||||||||||||
Источник 2: NOAA (влажность, 1991–2020 гг.). [119] , Meteomanz(снежные дни 2000-2023 гг.) [120] |
Известные люди, родившиеся в городе
[ редактировать ]- Аэций Амидский (V — середина VI века), греческий писатель-медик и придворный врач в Константинополе. [121] [122] [123]
- Айше Шан , один из самых легендарных голосов современной курдской музыки. [124] [125] [126]
- Абдулкадир Аксу , бывший министр внутренних дел
- Ахмед Ариф , поэт
- Пынар Айхан , певица, представительница Турции на конкурсе песни Евровидение 2000.
- Азиз Йылдырым , бывший президент Фенербахче спортивного клуба
- Джахит Сытки Таранджи , поэт
- Джихан Хасполатлы , футболист Галатасарая.
- Ефрем Амидский , халкидонский христианский богослов, ориентис (523–524; 526) и патриарх Антиохийский (527–545). [127]
- Гази Яшаргил , учёный-медик и нейрохирург.
- Хасен Мет , писатель
- Овсеп Пушман , американский художник армянского происхождения.
- Хикмет Четин , бывший министр иностранных дел и бывший НАТО старший гражданский представитель в Афганистане
- Поэт Азад Зал , писатель, журналист, переводчик и лингвист курдского происхождения.
- Лейла Зана , политик
- Йекта Узуноглу , [128] писатель, врач, правозащитник, переводчик и предприниматель.
- Локман Полат , писатель
- Агоп Ханданян , врач и писатель
- Мехмед Эмин Бозарслан , писатель
- Кеворк Маликян , актер
- Наум Фаик , ассирийский писатель и отец-основатель современного ассирийского национализма.
- Осман Байдемир : курдский политик
- Рупен Зартарян , армянский писатель
- Рожен Барнас , писатель
- Сонгюль Оден , актриса
- Сулейман Назиф , поэт
- Зия Гёкальп , социолог и писатель (в его честь назван район города Зиягокальп, а также множество улиц и школ)
- Мигирдыч Маргосян , писатель
- Джошкун Сабах , музыкант
- Сайф ад-Дин аль-Амиди , исламский богослов и правовед шафиитской школы
- Забель К. Бояджян , армянская художница и писательница.
- Чигдем Токер , турецкий журналист-расследователь
См. также
[ редактировать ]- Диярбакыр (избирательный округ)
- Китаб-и Диярбакрия
- коррупция
- Другой взгляд на восточную и юго-восточную Турцию
- Навруз
- Турецкий Курдистан
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Турция: Административное деление (провинции и районы) — статистика населения, диаграммы и карта» . www.citypopulation.de .
- ^ «Статистика по темам > Национальные счета > Региональные счета» . www.turkstat.gov.tr . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ Буа, Че; Минорский, В.; Маккензи, DN (24 апреля 2012 г.). «Курды, Курдистан» . Энциклопедия ислама, второе издание .
- ^ «Напряженность возрастает, поскольку и без того хрупкие курдские мирные процессы в Турции терпят неудачу» . Глаз Ближнего Востока .
- ^ Нордланд, Род (24 декабря 2016 г.). «Пейзаж, похожий на Алеппо, в курдском редуте Турции» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Кубилай, Арин (26 марта 2015 г.). «Турция и курды – от войны к примирению?» .
- ^ Кёксал, Йонка (2005). «Хакан Озоглу. Курдские знатные люди и Османское государство: развитие идентичности, конкуренция в лояльности и смещение границ». Новые взгляды на Турцию . 32 : 227–230. дои : 10.1017/s0896634600004180 . ISSN 0896-6346 . S2CID 148060175 .
- ^ Шериф Паша. Меморандум о претензиях курдского народа . OCLC 42520854 .
- ^ «Землетрясения разрушают Турцию, исторические памятники Сирии» . www.aljazeera.com . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ Комфорт, Энтони; Марчак, Михал (2018). Как персидский царь царей получил свое вино? Верхний Тигр в древности (ок. 700 г. до н.э. – 636 г. н.э.) . Archaeopress Publishing Ltd., стр. 123–124. ISBN 978-1-78491-957-3 .
- ^ Синклер, Т.А. (1989). Восточная Турция: Архитектурное и археологическое исследование, Том III . Пиндар Пресс. п. 161. ИСБН 978-0-907132-34-9 .
- ^ Jump up to: а б с Канард, М.; Каэн, Кл.; Йинанч, Мукримин Х. и Сурдель-Томин, Дж. (1965). «Дияр Бакр» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 343–347. OCLC 495469475 .
- ^ Зехироглу, Ахмет М.; «Требзонская империя» 2016 ( ISBN 978-605-4567-52-2 ; стр.223
- ^ Суваед, Мухаммед (2015). Исторический словарь бедуинов . Роуман и Литтлфилд. п. 45. ИСБН 978-1-4422-5451-0 .
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Диярбакыр». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530991-1 .
- ^ Липинский, Эдвард (2000). Арамейцы: их древняя история, культура, религия . Издательство Питерс. п. 136. ИСБН 978-90-429-0859-8 .
- ^ См. Унгёр, Угур (2011), Создание современной Турции: нация и государство в Восточной Анатолии, 1913–1950 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 244. ISBN 0-19-960360-X .
- ^ Нисанян, Севан (2010). Страна, забывшая свое название: Словарь мест, названия которых были изменены в Турции (1-е изд.). Стамбул: Публикации Эвереста. ISBN 978-975-289-730-4 . OCLC 670108399 .
- ^ Йост Йонгерден; Джелле Верхей, ред. (2012). Общественные отношения в Османском Диярбекире, 1870-1915 гг . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-23227-3 . OCLC 808419956 .
- ^ Западноармянское произношение: Дикранагерд ; Ованнисян, Ричард Г. (2006). Армянский Тигранакерт/Диарбекир и Эдесса/Урфа . Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. п. 2. ISBN 978-1-56859-153-7 .
Город, который последующие поколения армян назовут Дикранагердом, на самом деле был древним Амидом или Амидой (ныне Диярбекир или Диярбакыр), великим городом-крепостью с семьюдесятью двумя башнями...
- ^ Адем Авджикиран (2009). Курдский Анамнез Анамнез би Курманчи (на турецком и курдском языках). п. 55.
- ^ Смит, Дж. Пейн. "����������” . Оксфорд: Clarendon Press, 1903.
- ^ Тревор Брайс , Королевство хеттов , 1999 стр. 137
- ^ Теодор Моммзен История Рима, установление военной монархии . Italian.classic-literature.co.uk. Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ Око командования , Кимберли Каган , с. 23
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ахмади, Камиль 2009: Другой взгляд на восточную и юго-восточную Турцию . Публикация ГАББ, Диярбакыр. р 200 .
- ^ Jump up to: а б с д Николсон, Оливер (2018). Николсон, Оливер (ред.). «Месопотамия, Римская» . Оксфордский словарь поздней античности (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780198662778.001.0001 . ISBN 978-0-19-866277-8 . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кесер-Каяалп, Элиф (2018). Николсон, Оливер (ред.). «Амида» . Оксфордский словарь поздней античности (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780198662778.001.0001 . ISBN 978-0-19-866277-8 . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ Эдвардс, Роберт В. (2016). «Диярбакыр». У Пола Корби Финни (ред.). Энциклопедия раннехристианского искусства и археологии Эрдмана . Гранд-Рапидс, Мичиган: Уильям Б. Эрдманс. п. 115. ИСБН 978-0-8028-9016-0 .
- ^ Jump up to: а б с Пий Бонифаций Гамс, Серия епископов католической церкви , Лейпциг, 1931, с. 456
- ^ Jump up to: а б с Пий Бонифаций Гамс, Серия епископов католической церкви , Complementi, Лейпциг, 1931, с. 93
- ^ Jump up to: а б Ф. Турнебиз, ок. Амид или Амида , в Словаре церковной истории и географии , том. XII, Париж, 1953 г., сб. 1246–1247 гг.
- ^ Jump up to: а б Ованес Дж. Чолакян, Армянская католическая церковь в Турции , 1998 г.
- ^ Аранго, Тим (23 апреля 2015 г.). «Скрытые армяне Турции стремятся вернуть свою стертую личность» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ Папский католический справочник , 1903, с. 173.
- ^ С. Вайле, Антиохия. Сирийско-Католический Патриархат , в Словаре католического богословия, Vol. Я, Париж 1903, сб. 1433
- ^ О. Вернер, Orbis terrarum catholicus , Фрайбург, 1890, с. 164
- ^ Сикер, Мартин (30 июня 2000 г.). Исламский мир в господстве: от арабских завоеваний до осады Вены . Издательство Блумсбери США. п. 111. ИСБН 978-0-313-00111-6 .
- ^ Jump up to: а б с Озоглу, Хакан (12 февраля 2004 г.). Курдская знать и Османское государство: развитие идентичностей, конкуренция в лояльности и смещение границ . СУНИ Пресс. стр. 47–49. ISBN 978-0-7914-5993-5 .
- ^ «Битва при Чалдиране | Краткое содержание | Британника» . www.britanica.com . 16 августа 2023 г. Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ Гюнтер, Майкл (1999). Затруднительное положение курдов в Ираке: политический анализ . Пресса Святого Мартина. п. 8. ISBN 978-0-312-21896-6 .
- ^ Jump up to: а б Йост Йонгерден; Джелле Верхей (2012). Социальные отношения в Османском Диярбекире, 1870–1915 гг . Брилл. п. 20. ISBN 978-90-04-22518-3 .
- ^ Дампер, Майкл (2007). Города Ближнего Востока и Северной Африки: Историческая энциклопедия . Академик Блумсбери. п. 130. ИСБН 978-1-57607-919-5 .
- ^ «Декрет-Закон № 504 | Законы» . 3 февраля 2014 г. Архивировано из оригинала 3 февраля 2014 г. Проверено 10 ноября 2019 г. .
- ^ «Результаты выборов в Диярбакыре – местные выборы 31 марта 2019 года» . Сабах.com.tr . Проверено 10 ноября 2019 г. .
- ^ «Число погибших на митинге ДПН в Диярбакыре возросло до трех – Новости Турции» . Хюрриет Дейли Ньюс . 10 июня 2015 года . Проверено 10 ноября 2019 г. .
- ^ «ИГИЛ утверждает, что взрыв в Диярбакыре произошел через несколько дней после того, как «аль-Багдади призвал к атаке на Турцию» » . Евроньюс . 4 ноября 2016 г. Проверено 10 ноября 2019 г. .
- ^ «В результате взрыва придорожной бомбы погибла полиция в турецком Диярбакыре» . www.aljazeera.com . Проверено 23 января 2020 г.
- ^ Турция, корреспондент Лукаса Ваагместера (27 мая 2016 г.). «Разрушение турецких городов гораздо сильнее, чем предполагалось» . № NL .
- ^ «Отчет - Расследование аудиовизуальных материалов, включенных в дело об убийстве Тахира Эльчи» (PDF) . Судебная архитектура . 13 декабря 2018 года . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б "Объяснение" . www.arkeologlardernegist.org .
- ^ «Цель — привлечь 5 миллионов туристов» . 19 марта 2021 г.
- ^ «Начался 2-й этап гигантского проекта, который возродит историю. Начался проект 2-го этапа строительства Диярбакырских стен, внесенных в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Стало известно, что реставрационные работы, стоимость которых составит около 14 миллионов лир продлятся 500 дней - Новости Диярбакыра» . 17 марта 2021 г.
- ^ «Государство восстановило Сур, разрушенный террористами» . 18 марта 2021 г.
- ^ Роблес, Пабло; Чанг, Агнес; Холдер, Джош; Лезерби, Лорен; Рейнхард, Скотт; Ву, Эшли (6 февраля 2023 г.). «Картирование ущерба от землетрясения в Турции и Сирии» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Широкие разрушения, вызванные землетрясением, на фотографиях, картах и видео» . Вашингтон Пост . 6 февраля 2023 г. Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ Оздал, Умит (6 февраля 2023 г.). «После сильного землетрясения в Турции жители Диярбакыра молятся за пропавшие семьи» . Рейтер . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Профессор округа Ливан реагирует на смертоносные землетрясения в Турции и Сирии» . fox43.com . 7 февраля 2023 г. Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Турецкий суд оправдал немецкого футболиста Наки по курдскому делу» . Би-би-си . 8 ноября 2016 г.
- ^ «ваши-предки-из-дикрранагерра» . вестармген . 4 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2020 г. Проверено 4 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Ярость вспыхивает после задержания мэров на курдском юго-востоке Турции» . Аль-Монитор. 26 октября 2016 г.
- ^ «Замедление доступа к социальным сетям в Турции является «мерой безопасности», — говорит премьер-министр» . Hurriyet Daily News. 4 ноября 2016 г.
- ^ «Турция после арестов назначила доверенного лица мэром Диярбакыра» . Франция24. 1 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 г.
- ^ «Прокуроры требуют 230 лет тюремного заключения для свергнутого со-мэра Диярбакыра Кишанака» . Hurriyet Daily News. 29 ноября 2016 г.
- ^ «Турция убрала ассирийскую скульптуру с фасада местной мэрии» . Новости Алмасдара. 17 января 2017 г.
- ^ «С улиц Диярбакыра убрали знаки на курдском языке» . Ахваль . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ «Результаты выборов в Диярбакыре – результаты местных выборов в Диярбакыре 31 марта» . secim.haberler.com (на турецком языке) . Проверено 20 мая 2019 г.
- ^ «На юго-востоке Турции сменились три прокурдских мэра» . Глаз Ближнего Востока . Проверено 19 августа 2019 г.
- ^ «Турция: отстранение курдских мэров нарушает права избирателей» . Хьюман Райтс Вотч . 7 февраля 2020 г. Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ «Эрдоган обещает повторно захватить курдские муниципалитеты, если ДПН победит на местных выборах» . www.kurdistan24.net . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ «Турция: убийства полицией и ополченцами курдских протестующих должны быть расследованы и привлечены к ответственности» . Брилл: Документы по правам человека онлайн . дои : 10.1163/2210-7975_hrd-0035-2014132 .
- ^ Гюнеш, Дженгиз (1 января 2014 г.). «Курдский политический активизм в Турции: обзор». Сингапурские документы Ближнего Востока . дои : 10.23976/smep.2014008 .
- ^ «На юго-востоке Турции сменились три прокурдских мэра» . Глаз Ближнего Востока . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ Хакьемез, Серра (2017). «На полях архива: пытки, героизм и обычное дело в тюрьме № 5, Турция». Антропологический ежеквартальный журнал . 90 (1): 107–138. дои : 10.1353/anq.2017.0004 . ISSN 1534-1518 . S2CID 152237485 .
- ^ Jump up to: а б Протеро, WG (1920). Армения и Курдистан . Лондон: Канцелярский офис Ее Величества. п. 60.
- ^ Jump up to: а б Протеро, WG (1920). Армения и Курдистан . Лондон: Канцелярский офис Ее Величества. п. 62.
- ^ Протеро, WG (1920). Армения и Курдистан . Лондон: Канцелярский офис Ее Величества. п. 63.
- ^ Протеро, WG (1920). Армения и Курдистан . Лондон: Канцелярский офис Ее Величества. п. 64.
- ^ Протеро, WG (1920). Армения и Курдистан . Лондон: Канцелярский офис Ее Величества. п. 70.
- ^ Кезер, Зейнеп (2014). «Пространственное различие: создание внутренней границы в раннем республиканском Элязыге, Турция». Журнал Общества историков архитектуры . 73 (4): 516. дои : 10.1525/jsah.2014.73.4.507 . ISSN 0037-9808 . JSTOR 10.1525/jsah.2014.73.4.507 .
- ^ Гудспид, Джордж (1902). История вавилонян и ассирийцев, том 6 .
- ^ Jump up to: а б [1] Тема: История и демографическая структура Диярбакыра.
- ^ «Каза Диярбекир / Диярбакыр / Амид / Омид ırtısşiڐڝڕ» . Виртуальный Мемориал Геноцида . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ Маунселл, Фрэнсис Ричард (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 8 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 167.
- ^ Юнгор, Угур Юмит (2012). «Переосмысление насилия при умиротворении: формирование государства и бандиты в Турции, 1914–1937». Сравнительные исследования в обществе и истории . 54 (4): 754. doi : 10.1017/S0010417512000400 . ISSN 0010-4175 . JSTOR 23274550 . S2CID 147038615 – через JSTOR.
- ^ Метин Хепер; Сабри Саяри (7 мая 2013 г.). Справочник Routledge по современной Турции . Рутледж. п. 247. ИСБН 978-1-136-30964-9 .
Таким образом, только в последнее время Диярбакыр, неофициальная столица курдского региона Турции, стал преимущественно курдским городом.
- ^ Макдауэлл, Дэвид (2004). Современная история курдов . ИБ Таурис. п. 403. ИСБН 978-1-85043-416-0 .
- ^ Киришки, Кемаль (июнь 1998 г.). "Турция". В Джени Хэмптон (ред.). Внутренне перемещенные лица: глобальный опрос . Лондон: Earthscan Publications Ltd., стр. 198, 199.
- ^ Хьюстон, Кристофер (2005), «Создание диаспоры внутри страны: курды в Турции», в Эмбер, Мелвин; Эмбер, Кэрол Р.; Скоггард, Ян (ред.), Энциклопедия диаспор: культуры иммигрантов и беженцев во всем мире , Бостон, Массачусетс: Springer US, стр. 403–414, doi : 10.1007/978-0-387-29904-4_40 , ISBN 978-0-387-29904-4
- ^ Jump up to: а б «Муниципалитет узнал человека из Диярбакыра: он говорит на курдском языке» . Радикальный (на турецком языке). Информационное агентство Доган. 24 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 6 августа 2008 г.
- ^ [2] Архивировано 21 ноября 2016 года в Wayback Machine, Диярбакыр, алеви-туркменские деревни.
- ^ Jump up to: а б Йеген, Месут (апрель 1996 г.). «Турецкий государственный дискурс и исключение курдской идентичности». Ближневосточные исследования . 32 (2): 216–229. дои : 10.1080/00263209608701112 . ISSN 0026-3206 .
- ^ Газета Эвренсель. «По данным Министерства образования, в Диярбакыре говорят на турецком языке, похожем на азербайджанский, а не на курдском» . Evrensel.net (на турецком языке) . Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ « По данным министерства, в Диярбакыре с курдским большинством говорят на «бакинском турецком языке» . Биане – Багимсиз Илетисим Аги . Проверено 19 марта 2021 г.
- ^ «Шехримиз Диярбакыр» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 17 февраля 2021 года.
- ^ Jump up to: а б Челик, Дуйгу (2020). «Влияние традиции Денгбеджи на курдский театр в Турции» . Курдское искусство и идентичность . Де Грюйтер . стр. 106–107. дои : 10.1515/9783110599626-005 . ISBN 978-3-11-059962-6 . S2CID 241540342 .
- ^ Jump up to: а б Цабирас, Марианна (5 января 2017 г.). «Чрезвычайное положение в Турции поставило курдский театр в удушающую хватку» . ИФЕКС . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Челик, Дуйгу Ч (7 сентября 2020 г.). «Влияние традиции Денгбеджи на курдский театр в Турции» . Курдское искусство и идентичность . Де Грюйтер. стр. 96–118. дои : 10.1515/9783110599626-005 . ISBN 978-3-11-059962-6 . S2CID 241540342 .
- ^ Верстраете, Питер. « Действуя» в условиях чрезвычайного положения в Турции» (PDF) . Университет Гронингена . п. 64.
- ^ Уилкс, Эндрю (29 марта 2022 г.). «Возможное закрытие политической партии омрачает праздник Навруз для турецких курдов» . Аль-Монитор . Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ «english.alarabiya.net/perspective/Nowruz-Celebrations-in-Turkey» .
- ^ Наций, ООН. «Международный день Навруз» . Объединенные Нации . Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ «Курдские активисты арестованы в Турции накануне празднования Навруза» . VOA . 20 марта 2017 года . Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ «Столовый зал дяди Селима» . Одинокая планета .
- ^ «Диярбакырский фестиваль культуры и арбуза» . arastirma.tarimorman.gov.tr . Проверено 9 сентября 2019 г.
- ^ Синклер, Томас Алан (1989). Восточная Турция: Архитектурное и археологическое исследование, Том III . Пиндар Пресс. п. 172. ИСБН 978-1-904597-76-6 .
- ^ Истмонд, Энтони (20 апреля 2017 г.). Мир Тамты . Издательство Кембриджского университета. п. 141. ИСБН 978-1-107-16756-8 .
- ^ Плиточные облицовки XV века в Восточной Анатолии: проблема атрибуции, Халида Махи [ Древние города ], 2011, [3]
- ^ Jump up to: а б «Диярбакыр – Другие памятники» . romeartlover.tripod.com .
- ^ «В караван-сарай» . Олди . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ «Церкви Диярбакыра также экспроприированы» . Агос . 28 марта 2016 г. Проверено 9 сентября 2019 г.
- ^ «Исторические места в Диярбакыре | Группа проектов культуры и туризма губернаторства Диярбакыра» . www.diyarbakirkulturturizm.org . Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ «Крепость Диярбакыр и культурный ландшафт садов Хевсель» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 9 сентября 2019 г.
- ^ «Исторические места Диярбакыра, которые стоит увидеть» . www.flyista.com . Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Блум, Джонатан; Блэр, Шейла (2009). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove: трехтомный набор . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. п. 18. ISBN 978-0-19-530991-1 .
- ^ Jump up to: а б с «Остановка туристических «караванов»: Хасан Паша Ханы» . Память Диярбакыра . 19 марта 2020 г. Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ Парла, Канан (17 октября 2019 г.). «Иконографический подход к фигурным рельефам ворот Урфы периода Диярбакыра Артукида» . Журнал тюркских исследований (на турецком языке). 10 (6): 763–788. doi : 10.7827/TurkishStudies.8365 .
- ^ «Официальная статистика: сезонные нормы для наших провинций (1991–2020 гг.)» (на турецком языке). Государственная метеорологическая служба Турции . Проверено 28 июня 2021 г.
- ^ «Климатические нормы Всемирной метеорологической организации на 1991–2020 годы: Диярбакыр-17280» (CSV) . Национальные центры экологической информации . Проверено 2 августа 2023 г.
- ^ «Диярбакыр - Данные о погоде по месяцам» . метеоманц . Проверено 15 июля 2024 г.
- ^ Плант, Ян Майкл (2004). Женщины-писательницы Древней Греции и Рима: Антология . Университет Оклахомы Пресс. п. 229. ИСБН 978-0-8061-3621-9 .
Аэций: грек из Амиды (в Месопотамии), писавший по философии в середине шестого века нашей эры в Александрии.
- ^ Мид, Ричард Хардуэй (1968). Введение в историю общей хирургии . Сондерс. п. 108. ОСЛК 438114 .
Аэций Амидский, живший в шестом веке нашей эры и ставший первым греческим врачом-христианином, в своей книге по хирургии поместил главу об аневризмах.
- ^ Порманн, Питер Э. (2018). Николсон, Оливер (ред.). «Аэций из Амиды» . Оксфордский словарь поздней античности (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780198662778.001.0001 . ISBN 978-0-19-866277-8 . Проверено 15 декабря 2020 г.
- ^ Акьол, Хилми (2008). Четыре цветка Диярбакыра (на курдском языке). Турция: Публикации Do. п. 184. ИСБН 978-994-41-0842-3 .
- ^ Газета Эвренсель (18 декабря 2016 г.). « 'Королева без короны': Айше Шан» . Evrensel.net (на турецком языке) . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ Дикен, Шеймус (2007). Люди Амиды: жители Диярбекира в изгнании (на турецком языке). Стамбул: Контакт. п. 165. ИСБН 978-975-05-0493-8 .
- ^ Меллон Сен-Лоран, Жанна-Николь (2018). Николсон, Оливер (ред.). «Ефрем Амидский» . Оксфордский словарь поздней античности (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780198662778.001.0001 . ISBN 978-0-19-866277-8 . Проверено 15 декабря 2020 г.
- ^ "дом" . Йекта Узуноглу . Проверено 10 августа 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- Фарохи, Сурайя (2009). Фриш, Шелли (ред.). Османская империя: Краткая история . Издательство Маркуса Винера. ISBN 978-1-55876-449-1 .
- Ахмади, Камил (2009). Лим, Ричард (ред.). Другой взгляд на восточную и юго-восточную Турцию (на турецком и английском языках). Диярбакыр: Публикация ГАББ. ISBN 978-605-60513-0-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Канард, М.; Каэн, Кл.; Йинанч, Мукримин Х. и Сурдель-Томин, Дж. (1965). «Дияр Бакр» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC 495469475 .
- Вали, Вахаб (2018). «Дияр Бакр» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- (на турецком языке) Губернаторство Диярбакыра
- (на турецком языке) Диярбакырспор развлечения, новости, информация
- (на английском языке) Информация о Диярбакыре
- Более 1000 хорошо организованных фотографий основных достопримечательностей.