Jump to content

Туркмен (этноним)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

туркмены
туркмены
Фигура на троне обычно идентифицируется как последний империи огузских турок-сельджуков правитель Тугрил III (1176–1194) из Рея , Иран . Художественный музей Филадельфии . [1]
Регионы со значительной численностью населения
Центральная Азия , Южный Кавказ , Ближний Восток
Языки
Огузский тюркский
( азербайджанский   · туркменский   · турецкий )
Религия
Преимущественно ислам
( сунниты   · алевиты   · бекташи   · шииты-двунадесятники )
Родственные этнические группы
Другие тюркские народы

Туркмен , также известный как туркмен [примечание 1] ( Английский: / ˈ k t e r e m n e / ) , [2] — термин для людей огузского тюркского происхождения, широко использовавшийся в средние века . Тюрки-огузы — западнотюркский народ , который в 8 веке нашей эры образовал племенную конфедерацию на территории между Аральским и Каспийским морями в Центральной Азии и говорил на огузской ветви тюркской языковой семьи .

Туркменский язык , первоначально экзоним , восходит к Средневековью вместе с древним и знакомым названием « Тюрк » ( тюрк ) и племенными названиями, такими как « Баят », « Баяндур », « Афшар » и « Кайи ». К 10 веку исламские источники называли тюрков-огузов туркменами- мусульманами , в отличие от -шаманистов или буддистов турок . Он вошёл в обиход западного мира через византийцев в XII веке, поскольку к тому времени тюрки-огузы были в подавляющем большинстве мусульманами. В дальнейшем термин «огуз» постепенно был вытеснен термином «туркмен» среди самих тюрков-огузов, превратив таким образом экзоним в эндоним , и этот процесс завершился к началу XIII века.

В Анатолии , начиная с позднего средневековья , слово «туркмен» было заменено термином «Осман», произошедшим от названия Османской империи и ее правящей династии . Оно остается эндонимом полукочевых племен Терекеме , субэтнической группы азербайджанского народа .

Сегодня значительный процент жителей Азербайджана , Турции и Туркменистана являются потомками тюрков-огузов (туркменов), а языки, на которых они говорят, относятся к огузской группе тюркской языковой семьи. По состоянию на начало XXI века этот этноним до сих пор используется туркменами Средней Азии . [3] основное население Туркменистана, имеющее значительные группы в Иране, Афганистане и России, а также иракские и сирийские туркмены , другие потомки тюрков-огузов.

Этимология и история

[ редактировать ]
Туркомания Османской империи

В настоящее время большинство считает этимологию этнонима тюркмен или туркмен такова, что он происходит от тюркского и тюркского языка с акцентом на суффикс -мэн , означающий «самый тюркский из тюрков» или «чистокровные тюрки». [4] Народная этимология , восходящая к средневековью и найденная у аль-Бируни и Махмуда аль-Кашгари , вместо этого выводит суффикс -men из персидского суффикса -mānind , в результате чего слово означает «как турок». Хотя это смешанное тюрко-персидское происхождение раньше было доминирующей этимологией в современной науке, теперь оно считается неправильным. [5]

Первое известное упоминание термина «туркмен», «туркмен» или «туркмен» встречается в конце 10 века нашей эры в исламской литературе арабским географом аль-Мукаддаси в «Ахсан аль-Такасим Фи Ма'рифат аль-Акалим». . В своей работе, завершенной в 987 году нашей эры, аль-Мукаддаси дважды пишет о туркменах, изображая этот регион как границу мусульманских владений в Средней Азии. [6] По мнению средневековых исламских авторов Аль-Бируни и аль-Марвази , термин «туркмены» относился к огузам, принявшим ислам. [7] Однако есть свидетельства того, что тюрков-неогузов, таких как карлуки, также называли туркменами и туркменами . [8] Позже, в средние века, этот термин широко использовался для обозначения тюрков-огузов, западно-тюркского народа, который в 8 веке нашей эры основал большую племенную конфедерацию под названием Огуз Ябгу. Это государство, жители которого говорили на огузском тюркском языке, занимало территорию между Аралом и Каспийское море в Центральной Азии. [9] [10]

Сельджуки появились в начале 11 века в Мавараннахре . [11] Мусульмане-огузы, которых к тому времени обычно считали туркменами, [12] сплотились вокруг племени киник , составившего ядро ​​будущего племенного союза Сельджуков и государства, которое они создадут в XI веке. [13]

Средневековый Black Sheep туркменский шлем

Начиная с эпохи Сельджуков , султаны династии создавали военные поселения в некоторых частях Ближнего и Среднего Востока для укрепления своей власти; крупные туркменские поселения были созданы в Сирии , Ираке и Восточной Анатолии . После битвы при Манцикерте огузы широко расселились по всей Анатолии и Азербайджану . В 11 веке Арран густо заселили туркмены . [14] XII века Персидский писатель аль-Марвази писал о приходе туркмен на мусульманские земли, изображая их людьми благородного характера, сильными и стойкими в бою из-за своего кочевого образа жизни, и называя их султанами (правителями). [15]

«Туркоман» вошло в обиход западного мира через византийцев в XII веке. [16] К началу 13 века оно стало эндонимом среди самих тюрков-огузов. [17]

В состав туркмен входили также племена Йива и Баяндур, из которых возникли правящие роды государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу . После падения Ак-Коюнлу туркменские племена — частично под собственным названием, например , афшары , хаджилу, порнак, дегер и мавселлу — объединились в племенную конфедерацию туркмен -кызылбаш . [18]

Культура

[ редактировать ]
Мечеть Джаме в Исфахане , построенная в эпоху Сельджуков (начало 12 века).

К 10 веку нашей эры туркмены были преимущественно мусульманами. Позже они оказались разделенными на суннитскую и шиитскую ветви ислама. [19] Средневековые туркмены внесли заметный вклад в распространение ислама своими обширными завоеваниями ранее христианских земель, особенно византийской Анатолии и Кавказа . [20]

Территории, на которых сегодня говорят на огузских языках

Туркмены в основном говорили на языках, принадлежащих или принадлежавших к огузской ветви тюркских языков , которая включала такие языки и диалекты, как сельджукский , староанатолийский турецкий и староосманский турецкий языки . [21] Кашгари привел фонетические, лексические и грамматические особенности языка огузов-туркмен; [22] он также выделил несколько диалектов и представил пару примеров, демонстрирующих различия. [23]

Старый анатолийский язык, завезенный в Анатолию туркменами-сельджуками. [24] [25] который мигрировал на запад из Средней Азии в Хорасан и далее в Анатолию во время экспансии сельджуков в 11 веке, широко использовался туркменами этого региона до 15 века. [26] Это также один из известных древних языков огузской группы тюркских языков, наряду со старым османским языком. [27] Он демонстрирует определенные характеристики, свойственные восточным огузским языкам, таким как современные туркменский и хорасанский тюркские языки. [28] [29] а не западные огузские языки, такие как турецкий или азербайджанский . Такие древнеанатолийские тюркские черты, как бол- «быть(приходить)», присутствуют и в современном туркменском языке. [30] и Хорасани тюркские, [31] это ол на современном турецком языке . [32]

Литература

[ редактировать ]
Обложка гонбадской рукописи «Книги Деде Коркута».

Книга Деде Коркута считается огузским шедевром. [33] [34] Другие выдающиеся литературные произведения, созданные в эпоху Высокого Средневековья, также включают эпос «Огузнаме» , «Батталнаме» , «Данишменднаме» , «Кёроглу» , которые являются частью литературной истории азербайджанцев, тюрков Турции и туркмен. [35]

Книга Деде Коркут представляет собой сборник эпосов и рассказов, свидетельствующих о языке, образе жизни, религии, традициях и социальных нормах тюрков-огузов. [36]

Современное использование

[ редактировать ]
Туркмены в национальных костюмах, Туркменистан

В Анатолии в эпоху позднего средневековья термин «туркмены» постепенно был вытеснен термином «османы». [37] Османский правящий класс считал себя османами до 19 века. [38] В конце 19 века, когда османы переняли европейские идеи национализма , они предпочли вернуться к более распространенному термину «турок» вместо «туркмен» , тогда как ранее «тюрк» использовался исключительно для обозначения анатолийских крестьян. [39]

Этот термин продолжал использоваться взаимозаменяемо с другими этноисторическими терминами для тюркских народов региона, включая турок, татар и аджам , вплоть до начала 20 века. [40] [41] [42] В начале XXI века «туркмены» остаются самоназванием полукочевых племен терекиме субэтнической группы азербайджанского народа . [43]

Йорукские девушки Балыкесира в традиционной одежде

этнонимы «туркоман» и «туркмен» все еще используются туркменами Туркменистана В начале XXI века . [44] у которых есть значительные группы в Иране , [45] [46] Афганистан, [47] Россия, [48] Узбекистан, [49] Таджикистан [50] и Пакистан , [51] а также иракские и сирийские туркмены , потомки турок-огузов, которые в основном придерживаются анатолийского турецкого наследия и идентичности. [52] Большинство иракских и сирийских туркменов являются потомками османских солдат, торговцев и государственных служащих, которые были вывезены в Ирак из Анатолии во время правления Османской империи. [53] Турки Израиля [54] и Ливан , [55] тюркские субэтнические группы йоруков , [56] [57] Манавы и карапапаки (субэтническая группа азербайджанцев) [58] их еще называют туркменами. [59] [60]

«Туркман», «Туркмен», «Туркман» и «Торкаман» использовались и продолжают использоваться как взаимозаменяемые. [61] [62] [63]

Список государств и династий туркменского происхождения

[ редактировать ]
Имя Годы Карта Примечания
Сельджукская империя 1037–1194
Ахмадили 1122–1225
Салгуриды 1148–1282
  • В культурном отношении персидский.
  • Правящая династия происходила из племени Салур тюрков-огузов.
Дзен-гид 1127–1250
Османская империя в. 1299–1922 гг. Основан вождем туркменского племени Османом I.
Черная овца 1374–1468
  • В культурном отношении персидский. [66] [67]
  • Правящая династия происходила из племени йива тюрков-огузов.
Белая овца 1378–1503 [примечание 2]
  • В культурном отношении персидский. [66] [67] [69]
  • Правящая династия происходила из племени Баяндур тюрков-огузов.
Сефевидский Иран 1501–1736
  • Был тюркоязычным и тюркифицированным.
Династия Кутб Шахи 1518–1687
  • В культурном отношении персидский. [70]
  • Происходил от черной овцы.
Афшаридский Иран 1736–1796
Каджар Иран 1789-1925
Туркмены также основали множество мелких государств в Анатолии и соседних регионах, первоначально одно из них, Османское, превратилось в империю. См. Анатолийские бейлики .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ также называется туркменским ;
  2. ^ Однако некоторые остатки государств Ак-Коюнлу продолжали править до 1508 года, прежде чем они были поглощены Империей Сефевидов I. Исмаилом [68]
  1. ^ Двор и космос: Великая эпоха сельджуков — MetPublications — Музей искусств Метрополитен . Метрополитен-музей. стр. 76–77, 314, примечание 3. Правителем обычно называют султана Ирака Тугрила III (годы правления 1176–1194), который был убит недалеко от Рея и похоронен там (Муджмал ат-таварих 2001, стр. 465). Поуп (Поуп и Акерман, ред. 1938–39, т. 2, стр. 1306) и Вит (1932b, стр. 71–72) написали Тугрил II, но подразумевали Тугрил III.
  2. ^ «Туркоман: определение» . Словарь Мерриам-Вебстера . Мерриам Вебстер . нд . Проверено 20 декабря 2022 г.
  3. ^ Кадыров, Ш; Абубакирова-Глазунова, Н. «Туркмены» . Большая Российская Энциклопедия (на русском языке).
  4. ^ Кларк, Ларри (1996). Туркменская справочная грамматика . Харрасовиц. п. 4. ISBN  978-3-447-04019-8 . , Аннанепесов, М. (1999). «Туркмены» . В Дэни, Ахмад Хасан (ред.). История цивилизаций Средней Азии . Мотилал Банарсидасс. п. 127. ИСБН  978-92-3-103876-1 . , Голден, Питер (1992). Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное образование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке . Харрасовиц. стр. 213–214. .
  5. ^ Кларк, Ларри (1996). Туркменская справочная грамматика . Харрасовиц. стр. 4–5. ISBN  978-3-447-04019-8 . , Аннанепесов, М. (1999). «Туркмены» . В Дэни, Ахмад Хасан (ред.). История цивилизаций Средней Азии . Мотилал Банарсидасс. п. 127. ИСБН  978-92-3-103876-1 . , Голден, Питер (1992). Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное образование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке . Харрасовиц. стр. 213–214. .
  6. ^ Аль-Марвази, Шараф Аль-Заман Тахир Марвази о Китае, турках и Индии, арабский текст (около 1120 г. н. э.) (английский перевод и комментарии В. Минорского) (Лондон: Королевское азиатское общество, 1942), стр. 94
  7. ^ Абу аль-Гази Бахадур , « Генеалогия туркмен » Комментарий 132 : Тогда название «туркмены» закрепилось за одним из самых могущественных племенных объединений — за огузами.
  8. ^ Кларк, Ларри (1998). Туркменская справочная грамматика . Харрасовиц Верлаг. стр. 14. ISBN  3-447-04019-Х . На одном из этих диалектов, по-видимому, говорили карлукские туркмены, которых Кашгари определил как «племя тюрков. Они кочевники, а не огузы, но они тоже туркмены».
  9. ^ Карамустафа, А. (2020). «Кем были тюркмены османских и сефевидских земель? Забытая идентичность раннего Нового времени». Дер Ислам . 97 (2): 477. дои : 10.1515/islam-2020-0030 . S2CID   222317436 .
  10. ^ Бартольд, В.В. (1966). Сочинения (на русском языке). Москва: Наука. п. 558. Каково бы ни было прежнее значение огузов в Восточной Азии, после событий VIII и IX веков оно все больше ориентируется на Запад, на границу Предазиатского культурного мира, которому суждено было стать в XI веке вторглись огузы, или, как их называли только на западе, туркмены.
  11. ^ А́гостон, Га́бор; Мастерс, Брюс Алан (2010). Энциклопедия Османской империи . Издательство информационной базы. п. 515. Сельджуки возникли в начале XI века в Трансоксании (современный Узбекистан). До начала 14 века они правили Хорасаном, Хорезмом, Ираном, Ираком, Хиджазом, Сирией и Анатолией.
  12. ^ «Гозз» . Энциклопедия Ираника .
  13. ^ Голден, Питер Б. (1996) [1984]. «Тюркские народы и Кавказ». В Суни, Рональд Григор (ред.). Закавказье, национализм и социальные перемены: очерки истории Армении, Азербайджана и Грузии . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. стр. 45–67. ISBN  0-472-09617-6 .
  14. ^ Золотой 1996 , стр. 45–67.
  15. ^ Хилленбранд, Кэрол (2007). Турецкий миф и мусульманский символ . Издательство Эдинбургского университета. п. 148. ИСБН  978-0-7486-2572-7 .
  16. ^ Zachariadou, Elizabeth (1991). Alexander Kazhdan (ed.). "Turkomans" . Oxford University Press. pp. 10–32.
  17. ^ Льюис, Джеффри (1974). Книга Деде Коркута . Книги о пингвинах. п. 10.
  18. ^ Энциклопедия Ираника «AQ QOYUNLŪ» : «Выжившие племена и группы Ак Коюнлу были поглощены, в некоторых случаях годы спустя, племенами Кызылбаш; в этом процессе афшары сохранили свою племенную идентичность, в то время как другие, такие как хаугилу, додер, Мауселлу и Порнак были объединены в новое племя под названием Туркман».
  19. ^ Уорд, Стивен (2014). Бессмертный, Военная история Ирана и его вооруженных сил . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Джорджтаунского университета. п. 44. ИСБН  978-1-62616-032-3 . Селим был набожным суннитом, который ненавидел шиитов так же сильно, как Исмаил презирал суннитов. Он видел в туркменах-шиитах Анатолии потенциальную «пятую колонну»...
  20. ^ Зарконе, Тьерри; Хобарт, Анджела, ред. (2013). Шаманизм и ислам . IBTauris & Co Ltd., стр. 98–101. ISBN  978-1-84885-602-8 .
  21. ^ Роббитс, Мартина (2020). Оксфордский путеводитель по трансевразийским языкам . Издательство Оксфордского университета. стр. 393–394.
  22. ^ Кларк 1998 , с. 13.
  23. ^ Кларк 1998 , с. 14.
  24. ^ Шивер, Жезин Ленор (2022). Язык и эмоции. Том 1 . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 284.
  25. ^ Копрулу, Мехмед Фуад (2006). Ранние мистики в турецкой литературе . Рутледж. п. 207.
  26. ^ Ларс Йохансон; Кристиан Булут; Отто Харрасовиц Верлаг (2006). Тюркско-иранские контакты: исторические и лингвистические аспекты . п. 5.
  27. ^ Роббитс 2020 , с. 393.
  28. ^ Кларк 1998 , с. 15.
  29. ^ Браун, Кейт (2010). Краткая энциклопедия языков мира . Эльзевир. п. 1117. ИСБН  978-0-080-87775-4 .
  30. ^ Кларк 1998 , с. 513.
  31. ^ Зияева, Земине (2006). «Хорасанские языки». Журнал Кавказского университета . 18 . Баку: 91–97.
  32. ^ Бэкус, Ад (2014). Разговорный турецкий . Рутледж. п. 266.
  33. ^ Вебер, Гарри Б. (1978). Современная энциклопедия русской и советской литературы, Том 2 . Мичиганский университет. стр. 13–15.
  34. ^ «Нематериальное наследие: девять элементов, внесенных в Репрезентативный список» . ЮНЕСКО . 28 ноября 2018 года . Проверено 29 ноября 2018 г.
  35. ^ Istoriya Vostoka (History of the East), Vol.2 (in Russian). Vostochnaya Literatura. 2002. ISBN  5-02-017711-3 .
  36. ^ Книга Деде Коркута . Перевод Льюиса, Джеффри. Лондон: Пингвин. 1974. с. 7 . ISBN  0-14-044298-7 .
  37. ^ Eremeev, Dmitry (1971). Этногенез турок: происхождение и основные этапы этнической истории (in Russian). Наука, ГРВЛ. pp. 130–137.
  38. ^ Кушнер, Дэвид С.. «Самовосприятие и идентичность в современной Турции». Журнал современной истории 32 (1997): с. 219
  39. ^ Кушнер, Дэвид С.. «Самовосприятие и идентичность в современной Турции». Журнал современной истории 32 (1997): стр. 220–221.
  40. ^ Кемп, Джеффри; Штейн, Дженис Гросс (1995). Пороховая бочка на Ближнем Востоке . Роуман и Литтлфилд. п. 214 . ISBN  978-0-8476-8075-7 .
  41. ^ Тюрки . Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (на русском языке). 1890–1907. Архивировано из оригинала 13 января 2012 года . Проверено 29 января 2012 г.
  42. ^ Цуциев, Артур. «18. 1886–1890: Этнолингвистическая карта Кавказа». Атлас этнополитической истории Кавказа, Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2014, стр. 48-50. «Татары» (или, в более редких случаях, «азербайджанские татары») для обозначения тюркоязычного населения Закавказья, которое позже будет называться «азербайджанцами».
  43. ^ Гаджиева, Сакинат (1990). Терекемес Дагестана (на русском языке). Наука (Наука). стр. 3–7. ISBN  5-02-016761-4 .
  44. ^ https://bigenc.ru/ethnology/text/4211260 "Большая Российская Энциклопедия"
  45. ^ «Этнолог» . Проверено 8 августа 2018 г.
  46. ^ Всемирный справочник ЦРУ по Ирану
  47. ^ «Страноведение Библиотеки Конгресса США - Афганистан: Туркменистан» .
  48. ^ 2002 г. Российская перепись
  49. ^ Алишер Ильхамов (2002). Этнический атлас Узбекистана . Институт «Открытое общество»: Ташкент.
  50. ^ Перепись населения Таджикистана 2002 г. (2010 г.)
  51. ^ «Афганцы в Кветте: поселения, средства к существованию, работа сети поддержки и трансграничные связи» . Архивировано из оригинала 16 октября 2012 г. Проверено 15 сентября 2020 г.
  52. ^ Триана, Мария (2017), Управление разнообразием в организациях: глобальная перспектива , Тейлор и Фрэнсис , стр. 168, ISBN  978-1-317-42368-3 Туркмены , иракские граждане турецкого происхождения, являются третьей по величине этнической группой в Ираке после арабов и курдов, и, по данным Министерства планирования Ирака, их численность составляет около 3 миллионов из 34,7 миллионов граждан Ирака.
  53. ^ Международная кризисная группа (2008), Турция и иракские курды: конфликт или сотрудничество? , Доклад № 81 по Ближнему Востоку, 13 ноября 2008 г.: Международная кризисная группа, заархивировано с оригинала 12 января 2011 г.: «Туркоманы являются потомками солдат, торговцев и государственных служащих времен Османской империи... Перепись 1957 года, последняя достоверная информация в Ираке. подсчитав до свержения монархии в 1958 году, население страны составило 6 300 000, а туркменское население - 567 000, около 9 процентов... Последующие переписи населения в 1967, 1977, 1987 и 1997 годах считаются весьма проблематичными из-за подозрения в манипулировании режимом» .
  54. ^ Суваед, Мухаммад (2015), «Туркмены, израильтяне», Исторический словарь бедуинов , Роуман и Литтлфилд , стр. 237, ISBN  978-1-4422-5451-0
  55. ^ Орхан, Ойтун (2010), Забытые турки: туркмены Ливана (PDF) , ORSAM, заархивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 г.
  56. ^ Солак, Ибрагим. XVI. Дулкадирли Туркмены в Мараше и его окрестностях в XIX веке .
  57. ^ Юсуф Дурул: Плоские коврики производства «Юрюкс» . Ак Публикации, 1977, стр. 60.
  58. Статья «Терекимес». Архивировано 9 января 2018 г. на Wayback Machine : «Термин «Терекем» обычно ассоциируется с этнонимом «туркмены».
  59. ^ Ибрагим Аксу, «Ономастическое исследование турецких фамилий, их происхождения и связанных с этим вопросов». 2005, стр. 50.
  60. ^ Insight Guides Turkey - Apa Publications (UK) Limited, 2015.
  61. ^ Барки, Анри (2005). Турция и Ирак: опасности (и перспективы) близости . Университет Пердью. п. 7.
  62. ^ Университетская энциклопедия Мерриам-Вебстера . Merriam-Webster, Inc. 2000. с. 1655. ISBN  0-87779-017-5 .
  63. ^ Скутч, Карл (2013). Энциклопедия меньшинств мира . Рутледж. п. 1223.
  64. ^ *CE Босворт, «Туркменская экспансия на запад» в истории человечества ЮНЕСКО , том IV, под названием «От седьмого до шестнадцатого века», Издательство ЮНЕСКО / Routledge, стр. 391: «Хотя арабский язык сохранил свое первенство в таких сферах, как право, теология и наука, культура сельджукского двора и светская литература внутри султаната стали в значительной степени персидскими; это видно по раннему принятию сельджуками персидских эпических имен. правителей (Кубада, Кай-Хосрова и т. д.) и использования персидского языка в качестве литературного языка (туркменский язык, должно быть, в то время был, по сути, средством повседневной речи).
  65. ^ Джексон, П. (2002). «Обзор: История туркмен-сельджуков: История туркмен-сельджуков». Журнал исламских исследований . 13 (1). Оксфордский центр исламских исследований : 75–76. дои : 10.1093/jis/13.1.75 .
  66. ^ Jump up to: а б Рой, Кошик (2014). Военный переход в Азии раннего Нового времени, 1400–1750 гг . Блумсбери. «Постмонгольская Персия и Ирак находились под властью двух племенных конфедераций: Аккоюнлу (Белая овца) (1378–1507) и Караоюнлу (Черная овца). Это были персидские туркменские конфедерации Анатолии (Малой Азии) и Азербайджана».
  67. ^ Jump up to: а б Арджоманд, Саид Амир (2016). «Единство персидского мира под тюрко-монгольским господством и разнонаправленное развитие имперских автократий в шестнадцатом веке». Журнал персидских исследований . 9 (1): 11. дои : 10.1163/18747167-12341292 . Распад империи Тимура на растущее число княжеств Тимуридов, управляемых его сыновьями и внуками, позволил добиться замечательного восстановления османов и их завоевания Византии на запад, а также возникновения конкурирующих тюрко-монгольских кочевых империй Ак Коюнлу и Кара Коюнлу. в западном Иране, Ираке и восточной Анатолии. Однако во всех этих кочевых империях персидский язык оставался официальным придворным языком, и преобладал персидский идеал королевской власти.
  68. ^ Чарльз Мелвилл (2021). Сефевидская Персия в эпоху империй: идея Ирана . Том. 10. с. 33. Только спустя еще пять лет Исмаил и Кезельбаш наконец победили остатки режимов Ак Коюнлу. В Диярбакре моусиллу свергли Зейнала б. Ахмад, а затем позже присягнули Сефевидам, когда Сефевиды вторглись в 913/1507 году. В следующем году Сефевиды завоевали Ирак и изгнали Солтан-Морада, который бежал в Анатолию и больше никогда не мог заявить о своих правах на власть Ак-Коюнлу. Таким образом, только в 1508 году последние регионы власти Ак-Коюнлу наконец перешли к Исмаилу.
  69. ^ "AQ QOYUNLŪ" в Энциклопедии Ираника ; «Оседлые христиане не были полностью исключены из экономической, политической и социальной деятельности государства Ак Коюнлу, и что Кара Омман имел в своем распоряжении, по крайней мере, элементарный бюрократический аппарат ирано-исламского типа. [...] С После завоевания Ирана центр власти Ак Коюнлу не только сместился на восток, но и иранское влияние вскоре оказало влияние на их методы правления и их культуру».
  70. ^ Кристоф Марцинковски, Шиитская идентичность: сообщество и культура в меняющихся социальных контекстах , 169–170; « Царство Кутб-Шахи можно считать «высоко персидским» с большим количеством персоязычных купцов, ученых и ремесленников, присутствующих в королевской столице » .
  71. ^ Хома Катузян, Государство и общество в Иране: Затмение Каджаров и появление Пехлеви , опубликовано IB Tauris, 2006. стр. 327: «В постисламские времена родным языком правителей Ирана часто был тюркский, но персидский почти всегда был культурным и административным языком».
  72. ^ Энциклопедия Ираника, (1990), стр. 773. Великобритания: Рутледж и Кеган Пол.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cc1a1fda153049f694b971a0ab59f3be__1721398620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/be/cc1a1fda153049f694b971a0ab59f3be.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Turkoman (ethnonym) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)