Туркмен (этноним)
туркмены | |
---|---|
![]() Фигура на троне обычно идентифицируется как последний империи огузских турок-сельджуков правитель Тугрил III (1176–1194) из Рея , Иран . Художественный музей Филадельфии . [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Центральная Азия , Южный Кавказ , Ближний Восток | |
Языки | |
Огузский тюркский ( азербайджанский · туркменский · турецкий ) | |
Религия | |
Преимущественно ислам ( сунниты · алевиты · бекташи · шииты-двунадесятники ) | |
Родственные этнические группы | |
Другие тюркские народы |
Туркмен , также известный как туркмен [примечание 1] ( Английский: / ˈ k t e r e m n e / ) , [2] — термин для людей огузского тюркского происхождения, широко использовавшийся в средние века . Тюрки-огузы — западнотюркский народ , который в 8 веке нашей эры образовал племенную конфедерацию на территории между Аральским и Каспийским морями в Центральной Азии и говорил на огузской ветви тюркской языковой семьи .
Туркменский язык , первоначально экзоним , восходит к Средневековью вместе с древним и знакомым названием « Тюрк » ( тюрк ) и племенными названиями, такими как « Баят », « Баяндур », « Афшар » и « Кайи ». К 10 веку исламские источники называли тюрков-огузов туркменами- мусульманами , в отличие от -шаманистов или буддистов турок . Он вошёл в обиход западного мира через византийцев в XII веке, поскольку к тому времени тюрки-огузы были в подавляющем большинстве мусульманами. В дальнейшем термин «огуз» постепенно был вытеснен термином «туркмен» среди самих тюрков-огузов, превратив таким образом экзоним в эндоним , и этот процесс завершился к началу XIII века.
В Анатолии , начиная с позднего средневековья , слово «туркмен» было заменено термином «Осман», произошедшим от названия Османской империи и ее правящей династии . Оно остается эндонимом полукочевых племен Терекеме , субэтнической группы азербайджанского народа .
Сегодня значительный процент жителей Азербайджана , Турции и Туркменистана являются потомками тюрков-огузов (туркменов), а языки, на которых они говорят, относятся к огузской группе тюркской языковой семьи. По состоянию на начало XXI века этот этноним до сих пор используется туркменами Средней Азии . [3] основное население Туркменистана, имеющее значительные группы в Иране, Афганистане и России, а также иракские и сирийские туркмены , другие потомки тюрков-огузов.
Этимология и история
[ редактировать ]В настоящее время большинство считает этимологию этнонима тюркмен или туркмен такова, что он происходит от тюркского и тюркского языка с акцентом на суффикс -мэн , означающий «самый тюркский из тюрков» или «чистокровные тюрки». [4] Народная этимология , восходящая к средневековью и найденная у аль-Бируни и Махмуда аль-Кашгари , вместо этого выводит суффикс -men из персидского суффикса -mānind , в результате чего слово означает «как турок». Хотя это смешанное тюрко-персидское происхождение раньше было доминирующей этимологией в современной науке, теперь оно считается неправильным. [5]
Первое известное упоминание термина «туркмен», «туркмен» или «туркмен» встречается в конце 10 века нашей эры в исламской литературе арабским географом аль-Мукаддаси в «Ахсан аль-Такасим Фи Ма'рифат аль-Акалим». . В своей работе, завершенной в 987 году нашей эры, аль-Мукаддаси дважды пишет о туркменах, изображая этот регион как границу мусульманских владений в Средней Азии. [6] По мнению средневековых исламских авторов Аль-Бируни и аль-Марвази , термин «туркмены» относился к огузам, принявшим ислам. [7] Однако есть свидетельства того, что тюрков-неогузов, таких как карлуки, также называли туркменами и туркменами . [8] Позже, в средние века, этот термин широко использовался для обозначения тюрков-огузов, западно-тюркского народа, который в 8 веке нашей эры основал большую племенную конфедерацию под названием Огуз Ябгу. Это государство, жители которого говорили на огузском тюркском языке, занимало территорию между Аралом и Каспийское море в Центральной Азии. [9] [10]
Сельджуки появились в начале 11 века в Мавараннахре . [11] Мусульмане-огузы, которых к тому времени обычно считали туркменами, [12] сплотились вокруг племени киник , составившего ядро будущего племенного союза Сельджуков и государства, которое они создадут в XI веке. [13]
Начиная с эпохи Сельджуков , султаны династии создавали военные поселения в некоторых частях Ближнего и Среднего Востока для укрепления своей власти; крупные туркменские поселения были созданы в Сирии , Ираке и Восточной Анатолии . После битвы при Манцикерте огузы широко расселились по всей Анатолии и Азербайджану . В 11 веке Арран густо заселили туркмены . [14] XII века Персидский писатель аль-Марвази писал о приходе туркмен на мусульманские земли, изображая их людьми благородного характера, сильными и стойкими в бою из-за своего кочевого образа жизни, и называя их султанами (правителями). [15]
«Туркоман» вошло в обиход западного мира через византийцев в XII веке. [16] К началу 13 века оно стало эндонимом среди самих тюрков-огузов. [17]
В состав туркмен входили также племена Йива и Баяндур, из которых возникли правящие роды государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу . После падения Ак-Коюнлу туркменские племена — частично под собственным названием, например , афшары , хаджилу, порнак, дегер и мавселлу — объединились в племенную конфедерацию туркмен -кызылбаш . [18]
Культура
[ редактировать ]
К 10 веку нашей эры туркмены были преимущественно мусульманами. Позже они оказались разделенными на суннитскую и шиитскую ветви ислама. [19] Средневековые туркмены внесли заметный вклад в распространение ислама своими обширными завоеваниями ранее христианских земель, особенно византийской Анатолии и Кавказа . [20]
Язык
[ редактировать ]Туркмены в основном говорили на языках, принадлежащих или принадлежавших к огузской ветви тюркских языков , которая включала такие языки и диалекты, как сельджукский , староанатолийский турецкий и староосманский турецкий языки . [21] Кашгари привел фонетические, лексические и грамматические особенности языка огузов-туркмен; [22] он также выделил несколько диалектов и представил пару примеров, демонстрирующих различия. [23]
Старый анатолийский язык, завезенный в Анатолию туркменами-сельджуками. [24] [25] который мигрировал на запад из Средней Азии в Хорасан и далее в Анатолию во время экспансии сельджуков в 11 веке, широко использовался туркменами этого региона до 15 века. [26] Это также один из известных древних языков огузской группы тюркских языков, наряду со старым османским языком. [27] Он демонстрирует определенные характеристики, свойственные восточным огузским языкам, таким как современные туркменский и хорасанский тюркские языки. [28] [29] а не западные огузские языки, такие как турецкий или азербайджанский . Такие древнеанатолийские тюркские черты, как бол- «быть(приходить)», присутствуют и в современном туркменском языке. [30] и Хорасани тюркские, [31] это ол на современном турецком языке . [32]
Литература
[ редактировать ]
Книга Деде Коркута считается огузским шедевром. [33] [34] Другие выдающиеся литературные произведения, созданные в эпоху Высокого Средневековья, также включают эпос «Огузнаме» , «Батталнаме» , «Данишменднаме» , «Кёроглу» , которые являются частью литературной истории азербайджанцев, тюрков Турции и туркмен. [35]
Книга Деде Коркут представляет собой сборник эпосов и рассказов, свидетельствующих о языке, образе жизни, религии, традициях и социальных нормах тюрков-огузов. [36]
Современное использование
[ редактировать ]
В Анатолии в эпоху позднего средневековья термин «туркмены» постепенно был вытеснен термином «османы». [37] Османский правящий класс считал себя османами до 19 века. [38] В конце 19 века, когда османы переняли европейские идеи национализма , они предпочли вернуться к более распространенному термину «турок» вместо «туркмен» , тогда как ранее «тюрк» использовался исключительно для обозначения анатолийских крестьян. [39]
Этот термин продолжал использоваться взаимозаменяемо с другими этноисторическими терминами для тюркских народов региона, включая турок, татар и аджам , вплоть до начала 20 века. [40] [41] [42] В начале XXI века «туркмены» остаются самоназванием полукочевых племен терекиме — субэтнической группы азербайджанского народа . [43]
этнонимы «туркоман» и «туркмен» все еще используются туркменами Туркменистана В начале XXI века . [44] у которых есть значительные группы в Иране , [45] [46] Афганистан, [47] Россия, [48] Узбекистан, [49] Таджикистан [50] и Пакистан , [51] а также иракские и сирийские туркмены , потомки турок-огузов, которые в основном придерживаются анатолийского турецкого наследия и идентичности. [52] Большинство иракских и сирийских туркменов являются потомками османских солдат, торговцев и государственных служащих, которые были вывезены в Ирак из Анатолии во время правления Османской империи. [53] Турки Израиля [54] и Ливан , [55] тюркские субэтнические группы йоруков , [56] [57] Манавы и карапапаки (субэтническая группа азербайджанцев) [58] их еще называют туркменами. [59] [60]
«Туркман», «Туркмен», «Туркман» и «Торкаман» использовались и продолжают использоваться как взаимозаменяемые. [61] [62] [63]
Список государств и династий туркменского происхождения
[ редактировать ]Имя | Годы | Карта | Примечания |
---|---|---|---|
Сельджукская империя | 1037–1194 | ![]() |
|
Ахмадили | 1122–1225 | – | – |
Салгуриды | 1148–1282 | – |
|
Дзен-гид | 1127–1250 | ![]() | – |
Османская империя | в. 1299–1922 гг. | ![]() | Основан вождем туркменского племени Османом I. |
Черная овца | 1374–1468 | ![]() |
|
Белая овца | 1378–1503 [примечание 2] | ![]() | |
Сефевидский Иран | 1501–1736 | ![]() |
|
Династия Кутб Шахи | 1518–1687 | ![]() |
|
Афшаридский Иран | 1736–1796 | ![]() |
|
Каджар Иран | 1789-1925 | ![]() |
|
Туркмены также основали множество мелких государств в Анатолии и соседних регионах, первоначально одно из них, Османское, превратилось в империю. См. Анатолийские бейлики . |
Примечания
[ редактировать ]- ^ также называется туркменским ;
- Среднетюркский : туркменский
- Османский турецкий : петь. Туркмен ( Türkmen ) или туркмен ( Türkman ), мн. Накопление ( Теракиме )
- Азербайджанский : петь. Туркмен или Туркмен , пл. Разработка
- Турецкий : Туркменский
- Туркменский : туркменский
- Персидский : петь. Туркман ( торкаман ) или туркмен ( торкаман ), мн. (tarâkemeтаракеме
- Латынь : Turcomannus
- ^ Однако некоторые остатки государств Ак-Коюнлу продолжали править до 1508 года, прежде чем они были поглощены Империей Сефевидов I. Исмаилом [68]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Двор и космос: Великая эпоха сельджуков — MetPublications — Музей искусств Метрополитен . Метрополитен-музей. стр. 76–77, 314, примечание 3.
Правителем обычно называют султана Ирака Тугрила III (годы правления 1176–1194), который был убит недалеко от Рея и похоронен там (Муджмал ат-таварих 2001, стр. 465). Поуп (Поуп и Акерман, ред. 1938–39, т. 2, стр. 1306) и Вит (1932b, стр. 71–72) написали Тугрил II, но подразумевали Тугрил III.
- ^ «Туркоман: определение» . Словарь Мерриам-Вебстера . Мерриам Вебстер . нд . Проверено 20 декабря 2022 г.
- ^ Кадыров, Ш; Абубакирова-Глазунова, Н. «Туркмены» . Большая Российская Энциклопедия (на русском языке).
- ^ Кларк, Ларри (1996). Туркменская справочная грамматика . Харрасовиц. п. 4. ISBN 978-3-447-04019-8 . , Аннанепесов, М. (1999). «Туркмены» . В Дэни, Ахмад Хасан (ред.). История цивилизаций Средней Азии . Мотилал Банарсидасс. п. 127. ИСБН 978-92-3-103876-1 . , Голден, Питер (1992). Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное образование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке . Харрасовиц. стр. 213–214. .
- ^ Кларк, Ларри (1996). Туркменская справочная грамматика . Харрасовиц. стр. 4–5. ISBN 978-3-447-04019-8 . , Аннанепесов, М. (1999). «Туркмены» . В Дэни, Ахмад Хасан (ред.). История цивилизаций Средней Азии . Мотилал Банарсидасс. п. 127. ИСБН 978-92-3-103876-1 . , Голден, Питер (1992). Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное образование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке . Харрасовиц. стр. 213–214. .
- ^ Аль-Марвази, Шараф Аль-Заман Тахир Марвази о Китае, турках и Индии, арабский текст (около 1120 г. н. э.) (английский перевод и комментарии В. Минорского) (Лондон: Королевское азиатское общество, 1942), стр. 94
- ^ Абу аль-Гази Бахадур , « Генеалогия туркмен » Комментарий 132 : Тогда название «туркмены» закрепилось за одним из самых могущественных племенных объединений — за огузами.
- ^ Кларк, Ларри (1998). Туркменская справочная грамматика . Харрасовиц Верлаг. стр. 14. ISBN 3-447-04019-Х .
На одном из этих диалектов, по-видимому, говорили карлукские туркмены, которых Кашгари определил как «племя тюрков. Они кочевники, а не огузы, но они тоже туркмены».
- ^ Карамустафа, А. (2020). «Кем были тюркмены османских и сефевидских земель? Забытая идентичность раннего Нового времени». Дер Ислам . 97 (2): 477. дои : 10.1515/islam-2020-0030 . S2CID 222317436 .
- ^ Бартольд, В.В. (1966). Сочинения (на русском языке). Москва: Наука. п. 558.
Каково бы ни было прежнее значение огузов в Восточной Азии, после событий VIII и IX веков оно все больше ориентируется на Запад, на границу Предазиатского культурного мира, которому суждено было стать в XI веке вторглись огузы, или, как их называли только на западе, туркмены.
- ^ А́гостон, Га́бор; Мастерс, Брюс Алан (2010). Энциклопедия Османской империи . Издательство информационной базы. п. 515.
Сельджуки возникли в начале XI века в Трансоксании (современный Узбекистан). До начала 14 века они правили Хорасаном, Хорезмом, Ираном, Ираком, Хиджазом, Сирией и Анатолией.
- ^ «Гозз» . Энциклопедия Ираника .
- ^ Голден, Питер Б. (1996) [1984]. «Тюркские народы и Кавказ». В Суни, Рональд Григор (ред.). Закавказье, национализм и социальные перемены: очерки истории Армении, Азербайджана и Грузии . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. стр. 45–67. ISBN 0-472-09617-6 .
- ^ Золотой 1996 , стр. 45–67.
- ^ Хилленбранд, Кэрол (2007). Турецкий миф и мусульманский символ . Издательство Эдинбургского университета. п. 148. ИСБН 978-0-7486-2572-7 .
- ^ Zachariadou, Elizabeth (1991). Alexander Kazhdan (ed.). "Turkomans" . Oxford University Press. pp. 10–32.
- ^ Льюис, Джеффри (1974). Книга Деде Коркута . Книги о пингвинах. п. 10.
- ^ Энциклопедия Ираника «AQ QOYUNLŪ» : «Выжившие племена и группы Ак Коюнлу были поглощены, в некоторых случаях годы спустя, племенами Кызылбаш; в этом процессе афшары сохранили свою племенную идентичность, в то время как другие, такие как хаугилу, додер, Мауселлу и Порнак были объединены в новое племя под названием Туркман».
- ^ Уорд, Стивен (2014). Бессмертный, Военная история Ирана и его вооруженных сил . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Джорджтаунского университета. п. 44. ИСБН 978-1-62616-032-3 .
Селим был набожным суннитом, который ненавидел шиитов так же сильно, как Исмаил презирал суннитов. Он видел в туркменах-шиитах Анатолии потенциальную «пятую колонну»...
- ^ Зарконе, Тьерри; Хобарт, Анджела, ред. (2013). Шаманизм и ислам . IBTauris & Co Ltd., стр. 98–101. ISBN 978-1-84885-602-8 .
- ^ Роббитс, Мартина (2020). Оксфордский путеводитель по трансевразийским языкам . Издательство Оксфордского университета. стр. 393–394.
- ^ Кларк 1998 , с. 13.
- ^ Кларк 1998 , с. 14.
- ^ Шивер, Жезин Ленор (2022). Язык и эмоции. Том 1 . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 284.
- ^ Копрулу, Мехмед Фуад (2006). Ранние мистики в турецкой литературе . Рутледж. п. 207.
- ^ Ларс Йохансон; Кристиан Булут; Отто Харрасовиц Верлаг (2006). Тюркско-иранские контакты: исторические и лингвистические аспекты . п. 5.
- ^ Роббитс 2020 , с. 393.
- ^ Кларк 1998 , с. 15.
- ^ Браун, Кейт (2010). Краткая энциклопедия языков мира . Эльзевир. п. 1117. ИСБН 978-0-080-87775-4 .
- ^ Кларк 1998 , с. 513.
- ^ Зияева, Земине (2006). «Хорасанские языки». Журнал Кавказского университета . 18 . Баку: 91–97.
- ^ Бэкус, Ад (2014). Разговорный турецкий . Рутледж. п. 266.
- ^ Вебер, Гарри Б. (1978). Современная энциклопедия русской и советской литературы, Том 2 . Мичиганский университет. стр. 13–15.
- ^ «Нематериальное наследие: девять элементов, внесенных в Репрезентативный список» . ЮНЕСКО . 28 ноября 2018 года . Проверено 29 ноября 2018 г.
- ^ Istoriya Vostoka (History of the East), Vol.2 (in Russian). Vostochnaya Literatura. 2002. ISBN 5-02-017711-3 .
- ^ Книга Деде Коркута . Перевод Льюиса, Джеффри. Лондон: Пингвин. 1974. с. 7 . ISBN 0-14-044298-7 .
- ^ Eremeev, Dmitry (1971). Этногенез турок: происхождение и основные этапы этнической истории (in Russian). Наука, ГРВЛ. pp. 130–137.
- ^ Кушнер, Дэвид С.. «Самовосприятие и идентичность в современной Турции». Журнал современной истории 32 (1997): с. 219
- ^ Кушнер, Дэвид С.. «Самовосприятие и идентичность в современной Турции». Журнал современной истории 32 (1997): стр. 220–221.
- ^ Кемп, Джеффри; Штейн, Дженис Гросс (1995). Пороховая бочка на Ближнем Востоке . Роуман и Литтлфилд. п. 214 . ISBN 978-0-8476-8075-7 .
- ^ Тюрки . Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (на русском языке). 1890–1907. Архивировано из оригинала 13 января 2012 года . Проверено 29 января 2012 г.
- ^ Цуциев, Артур. «18. 1886–1890: Этнолингвистическая карта Кавказа». Атлас этнополитической истории Кавказа, Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2014, стр. 48-50. «Татары» (или, в более редких случаях, «азербайджанские татары») для обозначения тюркоязычного населения Закавказья, которое позже будет называться «азербайджанцами».
- ^ Гаджиева, Сакинат (1990). Терекемес Дагестана (на русском языке). Наука (Наука). стр. 3–7. ISBN 5-02-016761-4 .
- ^ https://bigenc.ru/ethnology/text/4211260 "Большая Российская Энциклопедия"
- ^ «Этнолог» . Проверено 8 августа 2018 г.
- ^ Всемирный справочник ЦРУ по Ирану
- ^ «Страноведение Библиотеки Конгресса США - Афганистан: Туркменистан» .
- ^ 2002 г. Российская перепись
- ^ Алишер Ильхамов (2002). Этнический атлас Узбекистана . Институт «Открытое общество»: Ташкент.
- ^ Перепись населения Таджикистана 2002 г. (2010 г.)
- ^ «Афганцы в Кветте: поселения, средства к существованию, работа сети поддержки и трансграничные связи» . Архивировано из оригинала 16 октября 2012 г. Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ Триана, Мария (2017), Управление разнообразием в организациях: глобальная перспектива , Тейлор и Фрэнсис , стр. 168, ISBN 978-1-317-42368-3 Туркмены ,
иракские граждане турецкого происхождения, являются третьей по величине этнической группой в Ираке после арабов и курдов, и, по данным Министерства планирования Ирака, их численность составляет около 3 миллионов из 34,7 миллионов граждан Ирака.
- ^ Международная кризисная группа (2008), Турция и иракские курды: конфликт или сотрудничество? , Доклад № 81 по Ближнему Востоку, 13 ноября 2008 г.: Международная кризисная группа, заархивировано с оригинала 12 января 2011 г.: «Туркоманы являются потомками солдат, торговцев и государственных служащих времен Османской империи... Перепись 1957 года, последняя достоверная информация в Ираке. подсчитав до свержения монархии в 1958 году, население страны составило 6 300 000, а туркменское население - 567 000, около 9 процентов... Последующие переписи населения в 1967, 1977, 1987 и 1997 годах считаются весьма проблематичными из-за подозрения в манипулировании режимом» .
- ^ Суваед, Мухаммад (2015), «Туркмены, израильтяне», Исторический словарь бедуинов , Роуман и Литтлфилд , стр. 237, ISBN 978-1-4422-5451-0
- ^ Орхан, Ойтун (2010), Забытые турки: туркмены Ливана (PDF) , ORSAM, заархивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 г.
- ^ Солак, Ибрагим. XVI. Дулкадирли Туркмены в Мараше и его окрестностях в XIX веке .
- ^ Юсуф Дурул: Плоские коврики производства «Юрюкс» . Ак Публикации, 1977, стр. 60.
- ↑ Статья «Терекимес». Архивировано 9 января 2018 г. на Wayback Machine : «Термин «Терекем» обычно ассоциируется с этнонимом «туркмены».
- ^ Ибрагим Аксу, «Ономастическое исследование турецких фамилий, их происхождения и связанных с этим вопросов». 2005, стр. 50.
- ^ Insight Guides Turkey - Apa Publications (UK) Limited, 2015.
- ^ Барки, Анри (2005). Турция и Ирак: опасности (и перспективы) близости . Университет Пердью. п. 7.
- ^ Университетская энциклопедия Мерриам-Вебстера . Merriam-Webster, Inc. 2000. с. 1655. ISBN 0-87779-017-5 .
- ^ Скутч, Карл (2013). Энциклопедия меньшинств мира . Рутледж. п. 1223.
- ^ *CE Босворт, «Туркменская экспансия на запад» в истории человечества ЮНЕСКО , том IV, под названием «От седьмого до шестнадцатого века», Издательство ЮНЕСКО / Routledge, стр. 391: «Хотя арабский язык сохранил свое первенство в таких сферах, как право, теология и наука, культура сельджукского двора и светская литература внутри султаната стали в значительной степени персидскими; это видно по раннему принятию сельджуками персидских эпических имен. правителей (Кубада, Кай-Хосрова и т. д.) и использования персидского языка в качестве литературного языка (туркменский язык, должно быть, в то время был, по сути, средством повседневной речи).
- ^ Джексон, П. (2002). «Обзор: История туркмен-сельджуков: История туркмен-сельджуков». Журнал исламских исследований . 13 (1). Оксфордский центр исламских исследований : 75–76. дои : 10.1093/jis/13.1.75 .
- ^ Jump up to: а б Рой, Кошик (2014). Военный переход в Азии раннего Нового времени, 1400–1750 гг . Блумсбери. «Постмонгольская Персия и Ирак находились под властью двух племенных конфедераций: Аккоюнлу (Белая овца) (1378–1507) и Караоюнлу (Черная овца). Это были персидские туркменские конфедерации Анатолии (Малой Азии) и Азербайджана».
- ^ Jump up to: а б Арджоманд, Саид Амир (2016). «Единство персидского мира под тюрко-монгольским господством и разнонаправленное развитие имперских автократий в шестнадцатом веке». Журнал персидских исследований . 9 (1): 11. дои : 10.1163/18747167-12341292 .
Распад империи Тимура на растущее число княжеств Тимуридов, управляемых его сыновьями и внуками, позволил добиться замечательного восстановления османов и их завоевания Византии на запад, а также возникновения конкурирующих тюрко-монгольских кочевых империй Ак Коюнлу и Кара Коюнлу. в западном Иране, Ираке и восточной Анатолии. Однако во всех этих кочевых империях персидский язык оставался официальным придворным языком, и преобладал персидский идеал королевской власти.
- ^ Чарльз Мелвилл (2021). Сефевидская Персия в эпоху империй: идея Ирана . Том. 10. с. 33.
Только спустя еще пять лет Исмаил и Кезельбаш наконец победили остатки режимов Ак Коюнлу. В Диярбакре моусиллу свергли Зейнала б. Ахмад, а затем позже присягнули Сефевидам, когда Сефевиды вторглись в 913/1507 году. В следующем году Сефевиды завоевали Ирак и изгнали Солтан-Морада, который бежал в Анатолию и больше никогда не мог заявить о своих правах на власть Ак-Коюнлу. Таким образом, только в 1508 году последние регионы власти Ак-Коюнлу наконец перешли к Исмаилу.
- ^ "AQ QOYUNLŪ" в Энциклопедии Ираника ; «Оседлые христиане не были полностью исключены из экономической, политической и социальной деятельности государства Ак Коюнлу, и что Кара Омман имел в своем распоряжении, по крайней мере, элементарный бюрократический аппарат ирано-исламского типа. [...] С После завоевания Ирана центр власти Ак Коюнлу не только сместился на восток, но и иранское влияние вскоре оказало влияние на их методы правления и их культуру».
- ^ Кристоф Марцинковски, Шиитская идентичность: сообщество и культура в меняющихся социальных контекстах , 169–170; « Царство Кутб-Шахи можно считать «высоко персидским» с большим количеством персоязычных купцов, ученых и ремесленников, присутствующих в королевской столице » .
- ^ Хома Катузян, Государство и общество в Иране: Затмение Каджаров и появление Пехлеви , опубликовано IB Tauris, 2006. стр. 327: «В постисламские времена родным языком правителей Ирана часто был тюркский, но персидский почти всегда был культурным и административным языком».
- ^ Энциклопедия Ираника, (1990), стр. 773. Великобритания: Рутледж и Кеган Пол.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Келлнер-Хейнкеле, Барбара (2000). «Тюркмен» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том X: Т – У. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 682–685. ISBN 978-90-04-11211-7 .
- Фарук Шумер (1988–2016). «ТУРКМЕНЫ – это название, данное огузам с 11 века». . Энциклопедия ислама TDV (44+2 тома) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований.