Салгуриды
Салгуриды Салгурийский | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1148–1282 | |||||||||
Статус | Атабегате | ||||||||
Капитал | Шираз | ||||||||
Общие языки | Персидский ( официальная, придворная литература ) [2] [3] Тюркская ( правящая династия ) | ||||||||
Религия | Суннитский ислам | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
Атабег | |||||||||
• 1148–1161 | Сункур ибн Маудуд | ||||||||
• 1264–1282 | Абиш Хатун | ||||||||
Историческая эпоха | Средний возраст | ||||||||
• Учредил | 1148 | ||||||||
• Упразднено | 1282 | ||||||||
|
История Ирана |
---|
Хронология Иранский портал |
История тюркских народов до XIV века. |
---|
Салгуриды سلغوریان ( персидский : народом . ), также известные как Фарса , атабеги были персидским [4] династия Салура [5] туркменское происхождение [6] которые правили Фарсом , сначала как вассалы Сельджуков, затем Хорезм Шаха в 13 веке.
История
[ редактировать ]Салгуриды были основаны Сункуром в 1148 году, который получил прибыль от восстаний во время правления сельджукского султана Масуда ибн Мухаммада. Позже Салгуриды смогли укрепить свои позиции на юге Персии до такой степени, что начали кампанию против курдов и включились в преемственность Кирманских сельджуков . [7] считая сына сельджукского султана Малик-Шаха III Махмуда возможным претендентом на трон сельджуков. [8] Они ненадолго оккупировали Исфахан в 1203–1204 гг. [6] а позже оккупировал Бахрейн , отнятый у династии Уюнидов в 1235 году. [9]
При Сааде ибн Занги Салгуриды пережили значительное процветание, которое было омрачено признанием им хорезм-шахов своим повелителем. Саади Ширази , персидский поэт, посвятил свои Бостан и Гулистан Сааду I и Сааду II . [7] После смерти Саада I к власти в 1161 году пришел его брат Занги ибн Маудуд. Текеле последовал за своим отцом Занги только после того, как устранил сына Сонкура Тогрила. [6]
В последние годы правления Абу Бакра ибн Саада и Саада II Фарс попал под власть Монгольской империи , а затем Ильханата Хулагу. При монголах Абу Бакр получил титул Кутлуг-хана . Позже Салгуриды были бессильными номинальными руководителями, пока дочь Саада II, Абиш Хатун, не получила титул атабегаты Фарса . Она была единоличной правительницей Фарса в течение одного года, после чего вышла замуж за Менгу Темура, одиннадцатого сына Хулагу. [10] После их смерти Фарсом управлял непосредственно Ильханат. [7]
Культура
[ редактировать ]В течение 13 века Салгуриды покровительствовали культурной и интеллектуальной атмосфере, в которую входили Кади Байдави , Кутб ад-Дин аль-Ширази , Саади Ширази и историк Вассаф . [10] Салгуриды сознательно рекламировали себя как иранскую и исламскую династию, отчасти благодаря своим связям с руинами доисламской империи Ахеменидов (550–330 до н.э.). [11] При них Шираз стал центром персидской культуры. [12]
Список атабегов
[ редактировать ]- Сункур ибн Маудуд (1148–1161)
- Занги ибн Маудуд (1161–1178)
- Текель ибн Занги (1178–1198)
- Саад ибн Занги (1198–1226)
- Абу Бакр ибн Саад (1226–1260)
- Саад II (1260–1260)
- Мухаммад I ибн Саад (1260–1262)
- Мухаммед II ибн Салгур (1263 г.)
- Салджук Шах ибн Салгур (1263 г.)
- Абиш Хатун (1263–1282)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бойл (ред.), JA (1958). Кембриджская история Ирана: Том 5: Салджукский и монгольский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 188, карта 4. ISBN 9781139054973 .
- ^ Катузян 2007 , с. 128.
- ^ Ханбаги 2016 , с. 205.
- ^ де Никола 2020 , с. 281.
- ^ Спулер 1987 , стр. 894–896.
- ^ Jump up to: а б с Босворт 1995 , с. 978.
- ^ Jump up to: а б с Босворт 1996 , с. 207.
- ^ Босворт 1968 , с. 169.
- ^ Кертис Э. Ларсен, Жизнь и землепользование на островах Бахрейна: геоархеология древнего общества (University of Chicago Press, 1984), 66.
- ^ Jump up to: а б Босворт 1995 , с. 979.
- ^ Камола 2019 , с. 69.
- ^ Дорогая 2013 , с. 101.
Источники
[ редактировать ]- Босворт, CE (1968). «Политическая и династическая история иранского мира (1000–1217 гг. Н.э.)». Во Фрае, Р.Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 5: Салджукский и монгольский периоды . Издательство Кембриджского университета. стр. 1–202. ISBN 978-0-521-06936-6 .
- Босворт, CE (1995). «Салгуруриды» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 978–979. ISBN 978-90-04-09834-3 .
- Босворт, CE (1996). Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-10714-5 .
- Дорогая, Линда Т. (2013). История социальной справедливости и политической власти на Ближнем Востоке: круг справедливости от Месопотамии до глобализации . Рутледж. ISBN 978-0415503624 .
- де Никола, Бруно (2020). «Падшах Хатун: пример архитектурного, религиозного и литературного покровительства в Ильханидском Иране». В Биране, Михал; Брэк, Джонатан; Фиаскетти, Франческа (ред.). По Шелковому пути в монгольской Евразии: генералы, купцы и интеллигенция . Издательство Калифорнийского университета. стр. 270–289. ISBN 978-0520298743 .
- Дюран-Геди, Давид (2015). «1147: Битва при Кара-Тегине и возвышение Азарбайджана». Дер Ислам . 92 (1). Де Грюйтер: 161–196. дои : 10.1515/ислам-2015-0007 .
- Камола, Стефан (2019). Создание истории Монголии Рашид ад-Дин и Джамих ат-Таварих . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1474421423 .
- Катузян, Хома (2007). Иранская история и политика: диалектика государства и общества . Рутледж. ISBN 978-0415297547 .
- Ханбаги, Аптин (2016). «Чемпионы персидского языка: монголы или турки?». В Никола, Бруно; Мелвилл, Чарльз (ред.). Монгольский Ближний Восток: преемственность и трансформация в Ильханидском Иране . Брилл. стр. 193–215. ISBN 978-9004311992 .
- Ингенито, Доменико (2013). « Тебризи в Ширазе стоят меньше собаки: «Саади и Хумам, лирическая встреча». В Пфайффер, Джудит (ред.). Политика, покровительство и передача знаний в Тебризе 13-15 веков . Брилл. стр. 77–129. ISBN 978-9004255395 .
- Лимберт, Джон (2004). Шираз в эпоху Хафеза . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0295983912 .
- Спулер, Б. (1983). «Абу Бакр б. Саад» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том I/3: Омовение, Ислам – Абу Мансур Херави . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. п. 261. ИСБН 978-0-71009-092-8 .
- Спулер, Б. (1987). «Атабакан-э Фарс » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/8: Ашока IV – Атар аль-Возар . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 894–896. ISBN 978-0-71009-108-6 .