Сабирский народ
В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( август 2021 г. ) |
Сабиры Савиры ( греч , Суары , Савар , Савирк др.; .: и Σάβιροι , [1] ) — кочевой тюркский всаднический народ, живший на севере Кавказа с конца V — VII века, на восточных берегах Чёрного моря , в Прикубанье , [2] и, возможно, пришел из Западной Сибири . [3] [4] [5] Они были искусны в военном деле, использовали осадную технику, [6] имела большую армию (в том числе женщин [7] ) и были судостроителями. [8] Их также называли гуннами — титул, применявшийся к различным евразийским кочевым племенам в Понтийско-Каспийской степи в период поздней античности . Сабиры возглавляли вторжения в Закавказье в конце 400-х — начале 500-х годов , но быстро начали служить солдатами и наемниками во время византийско-сасанидских войн с обеих сторон. Их союз с византийцами положил начало более позднему хазарско -византийскому союзу. [9]
Этимология
[ редактировать ]Дьюла Нимет и Поль Пеллиот рассмотрели тюркскую этимологию Сабира/Сабира/Сабара/Сасир/Савир/Савар/Савар/Савар/Саур от корня * sap- 'сбиться с пути', т.е. 'странники, кочевники', помещенные в группу семантически близких имен: Казар , Казак , Язар и Качар. [10] [11] [12] Аль-Масуди записал, что хазары назывались так по-персидски, а по-тюркски — Сабир , подразумевая то же смысловое значение, [13] и связанный с ним этногенез. [14]
Однако Голден отмечает, что аорист корня * sap- (оканчивающийся на -ar ) — это sapar ; согласно Джерарду Клосону , значения «сбиваться с пути, отклоняться» от корня sap- ~ sep- появились как новые слова только в период позднего средневековья. [а] Голден предполагает возможные производные (хотя пока проблематичные) от других корней: сав- «прогонять, отталкивать, избегать, убегать», что лучше вписывается в категорию этнонимов, обозначающих кочевников; или sipir- «подметать, [...] вытеснять, отсылать», производное от которого означало бы «тех, кто сметает [своих врагов]», хотя вокализация a / ä не засвидетельствована (в отличие от sipir- > сюпюр- ). [16]
Считается, что Уолтер Бруно Хеннинг нашел их в согдийском Нафнамаке (близ Турфана ) намного позже V века. [10] Некоторые ученые связывали их название с названием Сибири (например, Харматта ), с дальневосточным сяньбейским (например, Прицак ) и финно-угорским происхождением (например, Артамонов ). [17] [4] [18] [19] Древние историки связывали их с гуннами и отличали их , подразумевая их смешанное происхождение. [20] [21]
Византийские документы обычно называют Сабиров Сабирами , хотя византийский император Константин VII Багрянородный (908-959) пишет в своем «De Administando Imperio» , что венгерская делегация, посетившая его двор, сказала ему, что Туркой (византийское название венгров ) использовал называться « сабартои асфалои », [22] обычно считается, что это означает «стойкие сабиры», и до сих пор регулярно отправлял делегации к тем, кто остался в Кавказском регионе недалеко от Персии. Возможно, какая-то венгерская группа произошла от сабиров, поскольку их имя отражено в Саварде и личном клановом названии Зуард. [23] [24]
История
[ редактировать ]В 463 году нашей эры Приск упоминает, что сабиры напали на сарагуров , огуров и оногуров в результате того, что сами подверглись нападению со стороны аваров. [25] [26] [27] Высказано предположение, что кочевническое движение началось с нападения китайцев в 450-458 гг. на Жужаньский каганат . [28]
В 504 и 515 годах они совершали набеги вокруг Кавказа , который был северной границей Сасанидов во время правления короля Кавада I , создавая проблемы персам в их войне против Византийской империи . [29] Было высказано предположение, что 20 000 гуннов во главе с Зильгибисом были сабирами. Они заключили договоры как с Юстином I, так и с Кавадом I, но решили в пользу первого, что привело к взаимному согласию между Юстином I и Кавадом I, а также к разрушительному нападению первого на Зилгибиса и его армию. [30]
В 520-х годах царица Боарекс, вдова сабирского вождя Балака (тюрк. балак [23] [31] ) посредством дипломатии Юстиниана I приблизился к византийцам и успешно атаковал двух гуннских лидеров Астеру/Стиракса (казнен в Константинополе) и Агланоса/Глонеса (союзника Сасанидов). [32] [33] Она управляла более чем 100 000 людьми и могла выставить 20 000 сильных воинов. [7] В битве при Сатале (530 г.) смешанная персидская армия под предводительством Михр-Михроэ насчитывала около трех тысяч сабиров. [34] В декабре 531 года многие сабиры были вызваны персами для грабежа вокруг Евфратесии , Кирра , Киликии , но часть добычи была возвращена римским magister militum . [35]
Во время Лазической войны (541–562 гг.) В 548 г. они вместе с аланами объединились с Губазом II из Лазицы и отвоевали Петру у персов. [36] В 551 году некоторые сабиры объединились с Бессом в успешной попытке отвоевать Петру у персов, в то время как другие четыре тысячи во главе с Михр-Михрое участвовали в неудачной осаде Археополя . [37] В 556 году две тысячи сабиров служили наемниками тяжелой пехоты Византийской империи против Сасанидской империи. Их возглавил Балмак (тюркское barmaq , «палец»). [38] ), Кутилзис (тюркское *qut-il-ci , где qut означает «величие») и Илигер (тюркское Ilig-ār , «князь-человек»). [39] [40] Они победили три тысячи дилимнитов возле Археополя. Восемьсот дилимнитов были убиты в результате неудачной атаки. [41] [42] В том же году около пяти тысяч союзных персам сабиров были убиты тремя тысячами римских всадников. [43] [44]
В рамках Византийско-Сасанидской войны 572–591 , в 572–573 Сабиры проиграли в составе Сасанидской смешанной армии против Маркиана под Нисибисом . [45] В 578 году около восьми тысяч сабиров и арабских союзников были на стороне персов и совершали набеги на территорию вокруг Ресаены и Констанции . [46]
В сирийском переводе « Псевдо-Захарии Ритора ( Церковной истории» ок. 555 г.) в Западной Евразии зафиксировано тринадцать племен, в том числе сбр (сабир). В этнографической литературе того периода они описаны типичными для кочевников фразами, как люди, которые «живут в палатках, добывают себе жизнь мясом скота и рыбы, диких животных и их оружием (грабежом)». [47]
Армянские и арабские источники помещают их на Северном Кавказе, вблизи Лакса , Алана , Филана, Маската, Сахиб ас- Сарира и хазарского города Самандара . К концу VI века приход паннонских аваров в Европу положил конец союзу Сабиров на Северном Кавказе. [9] [33] Согласно Феофилакту Симокатте , когда барсилы , оногуры и сабиры увидели вторгшихся Уара и Чунни, они запаниковали, так как подумали, что захватчики — это авары. Менандр Протектор поместил события между 558 и 560 годами. [48] Последний раз он упомянул о них в связи с византийским завоеванием Кавказской Албании во время правления Тиберия II Константина (578–582), [33] но больших сумм было недостаточно, чтобы помешать им воссоединиться с персами. [30]
Они были ассимилированы в конфедерации хазар и булгар . [49] Племя Суваз в Волжской Булгарии родственно городу Сувару в том же государстве и северокавказскому царству Сувар. Однако неясно, являются ли эти сувары, т.е. савары, сабирами, ушедшими на Северный Кавказ и после 558 г. отступившими к Волге, пришедшими туда в результате создания Хазарского государства, или же это были племена, никогда не ходившие на Северный Кавказ, но остановился на Волге. [50] [51] Ахмад ибн Фадлан записал, что в 10 веке у них еще был собственный лидер с титулом Вирг (* Вуйриг , тюркский Буйрук ), и были некоторые военные действия Сувар-Булгар. [51]
Нет достоверной информации, подтверждающей точку зрения Михаила Артамонова , который утверждал, что смешению сабиров и хазар способствовала их общая булгарская этническая принадлежность или что они были тюркизированными уграми . [52] Карой Чегледи считал, что хазарское государство состояло из трех основных групп, включая сабиров. [53] Дитер Людвиг предположил, что хазары были сабирами, заключившими союз с уаром Хорезма . [54] Тесные связи между венграми и сабирами заставили Льва Гумилева предположить, что , а не огурского они, возможно, были носителями угорского языка (оба термина имеют одно и то же этимологическое происхождение). [55] Аль-Бируни заметил, что язык волжских булгар и саваров «состоял из тюркского и хазарского », в то время как современные ученые, такие как Дьюла Немет, Лайош Лигети и Питер Бенджамин Голден, считают, что сабиры говорили на стандартном тюркском языке, а не на огурско-тюркском. [50] [4]
Наследие
[ редактировать ]От их имени произошел ряд кавказских топонимов; Шаберан, Самир, Самыркент, Сабир-хост, Сибир-дон, Сивир-дон, Савир, Била-сувар, Себир-оба, Севаре, Сувар, [23] а также подразделения кыргызов Сабар и Сабур/ Сабир . [56] Чувашские историки постулируют, что их народ произошел от сабиров. [55] На марийском языке современные волжские татары называются суасами ; Чуваши также известны как Суасенмари (что означает Суар -ицизированные мари), или по-фински Суасланмари . [57]
Вожди
[ редактировать ]- Балак (тюркское balaq , «ребенок, мальчик», [23] «детеныш животного») [31]
- Боа/Боарес/Боарекс [58] - Сабирская царица, вдова Балака [38] [33]
- Балмак/Палец (турецкий палец , «палец») [38]
- Илигер (тюркский «князь-человек») [38]
- Кутилзис (тюркское qut-ilči/elči , «небесная удача» – «величие») [59] [31]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Что касается самых ранних засвидетельствованных значений, сеп- означало «чинить (что-то сломанное)» на древнетюркском языке и «оснащать, оборудовать» на древнеуйгурском языке , а сап- означало «прививать, прививать» на древнеуйгурском языке. [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Золотой 1980 , с. 256.
- ^ Менхен-Хельфен 1973 , с. 432.
- ^ Синор 1990 , с. 200–201.
- ^ Перейти обратно: а б с Золотой 1992 , с. 104.
- ^ Золотой 2011 , с. 146.
- ^ Золотой 2011 , с. 112.
- ^ Перейти обратно: а б Золотой 2011 , с. 91.
- ^ Золотой 2011 , с. 113: Во время осады фракийского Херсонеса в 559 году изготавливали небольшие лодки.
- ^ Перейти обратно: а б Золотой 1980 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б Менхен-Хельфен 1973 , с. 440.
- ^ Золотой 1980 , с. 127.
- ^ Золотой 2011 , с. 147.
- ^ Золотой 1980 , с. 36, 133.
- ^ Золотой 2011 , с. 146, 149–151, 225.
- ^ Клаусон 1972 , с. 784.
- ^ Золотой 2013 , с. 54-55.
- ^ Золотой 1980 , с. 35, 257.
- ^ Зимоний 2015 , с. 246.
- ^ Кристиан, Дэвид . История России, Средней Азии и Монголии . Издательство Блэквелл, 1998. Страница 279.
- ^ Синор 1990 , с. 200
- ^ Белл-Фиалкофф, Эндрю (2016), Роль миграции в истории евразийской степи: оседлая цивилизация против «варваров» и кочевников , Palgrave Macmillan, США, стр. 231–232, ISBN 978-1-349-61837-8
- ^ Синор 1990 , с. 243.
- ^ Перейти обратно: а б с д Золотой 1980 , с. 257.
- ^ Синор 1990 , с. 243, 246.
- ^ Менхен-Хельфен 1973 , с. 436.
- ^ Золотой 1992 , с. 92–93, 97.
- ^ Золотой 2011 , с. 70, 138.
- ^ Зимоний 2015 , с. 246–247.
- ^ Greatrex & Lieu 2007 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б Золотой 2011 , с. 87.
- ^ Перейти обратно: а б с Золотой 1992 , с. 105.
- ^ Менхен-Хельфен 1973 , с. 391.
- ^ Перейти обратно: а б с д Золотой 1992 , с. 106.
- ^ Greatrex & Lieu 2007 , с. 91.
- ^ Greatrex & Lieu 2007 , с. 95–96.
- ^ Greatrex & Lieu 2007 , с. 117–118.
- ^ Greatrex & Lieu 2007 , с. 118–119.
- ^ Перейти обратно: а б с д Золотой 1980 , с. 258.
- ^ Агафий 1975 , с. 87.
- ^ Менхен-Хельфен 1973 , с. 409, 414.
- ^ Агафий 1975 , с. 87–88.
- ^ Greatrex & Lieu 2007 , с. 121.
- ^ Агафий 1975 , с. 115.
- ^ Greatrex & Lieu 2007 , с. 122.
- ^ Greatrex & Lieu 2007 , с. 150.
- ^ Greatrex & Lieu 2007 , с. 160.
- ^ Золотой 1992 , с. 97.
- ^ Зимоний 2015 , с. 250.
- ^ Живков 2015 , с. 38, 138.
- ^ Перейти обратно: а б Золотой 1980 , с. 36, 87.
- ^ Перейти обратно: а б Синор 1990 , с. 236.
- ^ Живков 2015 , с. 26, 36–38.
- ^ Золотой 1980 , с. 53.
- ^ Структура и общество, Д. Людвиг, 1982)
- ^ Перейти обратно: а б «Суарс/Суарс». Татарская энциклопедия (на татарском языке). Казань : Республики Татарстан Академия наук . Учреждение Татарская энциклопедия. 2002.
- ^ Золотой 2013 , с. 51, примечание 18.
- ^ Ээро Куусаари: Суомен Суву Тиет (Хельсинки, 1935)
- ^ Эван Майкл Шультайс (30 января 2019 г.). Битва на Каталаунских полях 451 г. н.э.: Флавий Аэций, Аттила Гунн и преобразование Галлии Перо и меч. ISBN 978-1526745668 .
- ^ Золотой 1980 , с. 258–259.
Источники
[ редактировать ]- Менхен-Хельфен, Отто Джон (1973), Мир гуннов: исследования их истории и культуры , University of California Press, ISBN 9780520015968
- Агафиас (1975), Истории , Уолтер де Грюйтер, ISBN 978-3-11-082694-4
- Клосон, Джерард (1972). Этимологический словарь турецкого языка до тринадцатого века . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Голден, Питер Бенджамин (1980). Хазароведение: историко-филологическое исследование происхождения хазар . Том 1. Будапешт : Академическое издательство. ISBN 9630515490 .
- Синор, Денис (1990), Кембриджская история ранней Внутренней Азии , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-24304-9
- Голден, Питер Бенджамин (1992). Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное формирование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке . Висбаден : Отто Харрассовиц . ISBN 9783447032742 .
- Голден, Питер Бенджамин (2013). «Некоторые заметки об этимологии сабиров» . У Александра Синицына; Максим М. Холод (ред.). Κοινον Δωρον - Этюды и очерки в честь Валерия П. Никонорова к его шестидесятилетию, представленные его друзьями и коллегами . СПбГУ – филологический факультет. стр. 49–55.
- Грейтрекс, Джеффри; Лью, Сэмюэл Северная Каролина (2007), Римская восточная граница и персидские войны, объявление 363–628 , Psychology Press, ISBN 978-0-415-46530-4
- Голден, Питер Б. (2011). Исследования народов и культур Евразийских степей . Издательство Румынской академии; Издательство «Истрос» музея Брэила. ISBN 9789732721520 .
- Борис Живков (2015). Хазария в девятом и десятом веках . Брилл. ISBN 9789004294486 .
- Зимони, Иштван (2015), Мусульманские источники о мадьярах во второй половине IX века: мадьярская глава традиции Джайхани , BRILL, ISBN 978-90-04-30611-0