Jump to content

Лосось (Кавказ)

Лак
Общая численность населения
в. 200 000
Регионы со значительной численностью населения
 Россия 173,416 [1]
 Туркменистан 4,100 [ нужна ссылка ]
 Узбекистан 3,400 [ нужна ссылка ]
 Таджикистан 2,300 [ нужна ссылка ]
 Азербайджан 1,600 [ нужна ссылка ]
 Украина 900 [ нужна ссылка ]
 Казахстан 700 [ нужна ссылка ]
Языки
Лак
Религия
Суннитский ислам
Родственные этнические группы
Народы Северо-Восточного Кавказа

Лаки Лакия (самоназвание: Лак, [Lək] ) — Северо-Восточного Кавказа, этническая группа проживающая во внутреннем регионе, известном как , в Дагестане на Северном Кавказе . Они говорят на лакском языке . Лаки исторически проживают в Лакском и Кулинском районах Дагестана. Эта этнокультурная область известна как Лакия . В мире насчитывается около 200 000 этнических лакцев.

Районы Дагестана, где проживают лакцы
Схематическая карта Дагестанской области 1895 года Е. И. Козубского.

Слово «лак» — самоназвание лакского народа в лакских выражениях: «жу Лак буру» — мы лакцы; «жу Лакрал хальк буру» — мы лакцы; «Лактал» — Лакс; «Лакса» — лакиан, лакс, лакман; «Лаккучу» — лакийский мужчина; «Лакку маз» — лакский язык; «Лаккуй» — Лакия; «Лакраль кану» — лакское место; «Лакрал кану» — Лакский район; «Лакку билаят» — лакская страна; «Лакрал паччахлуг» — Лакский штат. Лаки используют имя «Лак» как этноним и топоним.

П.К. Услар (1864) сообщал об употреблении самоназвания «Лак» жителями Гази-Кумуха: «Лаккучу, Лаккучунал, именительный падеж множественного числа Лак, родительный падеж Лакрал — Казикумухский человек; Лак — название всей страны; та ури Лаккуй — он живет в Казикумухе; та наи ури Лаккуя — он родом из Казикумуха; та Лакку мазрай галга ти ури — он говорит на лакском языке; Лакку адат — обычай Казикумух — Казикумух, букв. [2]

Генералы и историки русской армии А. В. Комаров (1869 г.) и Н. Ф. Дубровин (1871 г.) в своих отдельных трудах по истории и этнографии Кавказа упоминали, что самоназвание жителей Гази-Кумуха было «лак», которого они называли «лаки». (Лакс). [3] [4]

В переписи населения Дагестанской области 1886 года жители Казикумухского округа носили наименование «Лаки». [5] На карте-схеме Дагестанской области 1895 года, составленной историком и этнографом Е. И. Козубским, жители Казикумухского округа называются «лаки». [6]

По мнению советского и российского учёного-филолога, лингвиста-ираниста и этимолога В.И. Абаева, самоназвание «лак» находится в связи с термином «лаг», как кавказские народы называли «крепостного». [7]

Прежнее самоназвание лакцев было Кумук . [8]

Советский и российский ономатолог (ономаст), филолог и топонимист Р. А. Агеева пишет: «Употребление термина «лак» в качестве самоназвания лакцев — явление вторичное... В ряде окружающих языков более древнее самоназвание -название лакцев сохранилось – гумук, гумек, кумук и т. д.» [9]

Кумух исторически был городом-крепостью, где находилась резиденция правителей лакского народа. Кумух — древняя столица Лакии . Историю лакцев можно разделить на несколько частей. Первая часть — это эпоха Ануширвана, который назначил правителя по имени Кумух. В VI веке Кумух был одним из политических центров высокогорного Дагестана. Вторая часть – это эпоха шамхалов Кумуха, которые впервые упоминаются как правители лакцев в VIII веке. В 13 веке шамхалы Кумуха приняли ислам, и Лакия стала исламским государством. В 15 веке Кумух стал главным исламским и политическим центром Дагестана. Третья часть – эпоха ханов Кумуха, выступавших против колониальной политики Персии, России и Турции.

Общество

[ редактировать ]

Большинство лакцев исповедуют суннитский ислам ( шафиитская школа ). [10] Суннитский ислам поощряет групповую солидарность; их члены помогают друг другу найти работу и жилье, заключать браки, платить калим, содержать погребальные общества, разрешать споры и т.д. Первая мечеть лакцев была построена в 777-778 годах в Кумухе . [11] Историк А. В. Комаров (1869) писал: «Лаки и в особенности жители их главного села Гумук были в числе первых дагестанских племен, принявших ислам... Абу Муселим сам отправился в Гумук и построил там мечеть в 777 году нашей эры, как гласит надпись на мечети написано». [3] По мнению Аль-Масуди, жители Кумуха в VIII веке были христианами. [12] Шамхалы Кумуха приняли ислам в конце XIII века. В 14 веке Кумух стал гази-центром и получил название Гази-Кумух. В XV веке шамхалы сыграли роль в распространении ислама в Дагестане . [13]

Антропология

[ редактировать ]

По словам проф. Гаджиев А.Г. Лаки относятся к северокавказской расе : "Наши исследования 1961 года привели к некоторому уточнению ареала еврокавказской расы (северокавказской расы) в Дагестане. В данной статье группы, принадлежащие к еврокавказской расе, являются группами западного варианта. Это андо-цунти и основная масса аварцев, лакцев, даргинцев. По особенностям пигментации, а не размерам лица к ним близки рутулы». [14]

Экономика

[ редактировать ]

Поскольку традиционные лакские земли гористые и очень засушливые, сельское хозяйство имело второстепенное значение в традиционной экономике. В горных районах в экономике преобладало разведение овец и коз, а также лошадей, крупного рогатого скота и мулов. Мясо и молочные продукты были основными компонентами рациона лакцев, хотя они также выращивали ячмень, горох, пшеницу и немного картофеля. Большая часть животноводства была обязанностью мужчин, тогда как сельское хозяйство в основном принадлежало женщинам. На лакской территории не было лесов, существовала хроническая нехватка древесины для строительства и топлива. В нижних районах, особенно в новых лакских районах Северного Дагестана, выращивали пшеницу, фрукты и овощи.

Практика отгонного выпаса овец требовала, чтобы в течение нескольких месяцев каждый год самцы переезжали в низины, чтобы выпасать своих животных. Здесь они соприкоснулись с разными народами Дагестана. Другие дагестанские горцы пасли своих овец наряду с лакцами на землях кумыков. Вот почему большинство лакских мужчин были многоязычными. Многие деревни специализировались на ремеслах и ремеслах. Кумух славился своими ювелирами и медниками; Кайя была известна своими торговцами и рынками; Унчукатль для производителей седел и упряжи; Убра для каменщиков и жестянщиков; Кума для конфетниц; Шовкра для сапожников и сапожников; Цовкра для акробатов; и Балкар для производителей керамики и кувшинов. Лакские женщины также занимались кустарным производством, таким как ткачество ковров, прядение, изготовление текстиля и керамики, тогда как мужчины занимались обработкой кожи и изготовлением инструментов.

Многие из этих традиций сохранились и в советский период, поскольку лаккские территории, изолированные и располагающие небольшими ресурсами, было сложно осваивать. Текстильная и швейная, кожевенная и обувная промышленность, а также производство мяса, сыра и масла по-прежнему являются доминирующими отраслями промышленности в этом регионе. Многие лакцы продолжают мигрировать (как постоянно, так и сезонно) в другие районы Дагестана (в частности, в города) и в другие прилегающие районы в поисках работы. В то время как при традиционном отгонном животноводстве лакские самцы и их животные ходили по опасным горным перевалам и переходили реки вброд, теперь стада отвозят на грузовиках на зимние пастбища в низинах и аналогичным образом возвращают обратно весной. Традиционно большие семьи владели ограниченным количеством сельскохозяйственных земель, пастбищ и стад совместно и не имели сильного чувства индивидуальной собственности. Тем не менее лакцы сопротивлялись советской политике коллективизации.

Традиционно лакцы, как и большинство горцев Дагестана, жили патриархальными родовыми единицами ( тухумами ), состоявшими из большой большой семьи, имеющей общего предка, недавно умершего или еще живого. Все члены имели одно и то же отчество, и все имущество находилось в совместной собственности рода; принятие решений было обязанностью либо старшего патриарха, либо старших мужчин. Члены рода должны были оказывать взаимопомощь в работе и в семейных делах, брать на себя коллективную ответственность в вендеттах, как это предписано адатом. Близких членов семьи в тухуме называют ккул, и они называют друг друга усурсу (брат или сестра). Сегодня важность тухумов снижается из-за модернизации и продолжающейся эмиграции.

Браки традиционно заключались семьями пары, причем наиболее заметную роль в принятии решений играли самые старые женщины. Жених и невеста, скорее всего, были из одного рода. Обычай выплаты калима (выкупа за невесту) сохраняется в ограниченной степени, но эта сделка носит скорее символический, чем финансовый характер.

Феодальный строй

[ редактировать ]

Сообщается, что лакцы были первым народом Дагестана, установившим феодальную систему. Их феодальное общество состояло из ханов; багталы (беки) — ханская семья и знать; чанкри (дети от браков беков с женщинами низшего сословия); узденталы (уздены), свободные крестьяне (численно самые многочисленные из всех классов); раят (крепостные); и лагарты (рабы). Эта феодальная система сосуществовала с системой свободных обществ, состоявших из более демократических тухумов. Эти свободные общества представляли собой военные и экономические механизмы, которые имели изменчивую структуру и работали на демократической и добровольной основе. Законы, регулирующие отношения групп внутри этих свободных обществ, были закреплены в адате.

Родным языком всех лакцев является лакский язык . Лакский язык является членом весьма разнообразной языковой семьи Северо-Восточного Кавказа . Внутри семьи его положение широко обсуждается, но обычно считается, что это изолированный язык, который либо развивался отдельно с самого начала, либо, альтернативно, является языком, все близкие родственники которого вымерли.

Первоначально лакский язык по лексике оказался близким к даргинскому , и их часто объединяли в одну лакско-даргинскую подгруппу дагестанских языков. Однако дальнейшие исследования привели лингвистов к выводу, что этой ассоциации недостаточно.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б "Национальный состав населения Российской Федерации согласно переписи населения 2021 года" (in Russian). Archived from the original on 2022-12-30 . Retrieved 2023-01-05 .
  2. ^ Услар П.К. (1890). Этнография Кавказа. Наказание. 4. Лакский язык. Тифлис . п. 311, 312, 2.
  3. ^ Перейти обратно: а б А. В. Комаров (1869). Казыкумух и Кюринский ханы. Тифлис . п. 1.
  4. ^ Н. Ф. Дубровин. История войны и владычество русских на Кавказе. Очерк Кавказа и народов его населяющих: Кавказ. СПб, том 1, книга 1 . 1871. p. 505.
  5. ^ {{cite book |author= |title= |date= |page=РГАЭ, ф. 1562, оп. 336, д. 972, 986, 1244, 1566-б, 1567, 5924, 7877.
  6. ^ Приложение к «Памятная книжка Дагестансокй области. Издана по распоряжению г. военного губернатора Дагестанской области. Составил Е. И. Козубский. С тремя портретами и схематическою картою. Темир-Хан-Шура. „Русская типография" В. М. Сорокина . 1895.
  7. ^ Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Надписи X — XVII вв. Тексты, переводы, комментарий, вступительная статья и приложения Л. И. Лаврова. — М.: Наука, 1966. — Т. 2, часть 1. — С. 179 .
  8. ^ Нерознак, В. П. (2002). Вавилонская башня: слово, текст, культура: ежегодные международные чтение памяти Н.С. Трубетского: "Еваразия на перекрестке языков и культур". МГЛУ (in Russian). p. 38. ISBN  978-5-88983-029-0 – через books.google.com.
  9. ^ Агеева, Р. А. (2000). Какого мы роду-племени? Народы России, имена и судьбы. Словарь-справочник (in Russian). Академия. pp. 192–194. ISBN  978-5-87444-033-6 – через books.google.com.
  10. ^ П. И. Пучков (2012). РАЗДЕЛ II. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ. СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ .
  11. ^ Л. Я. Лавров (1982). Этнография Кавказа. Ленинград . п. 101.
  12. ^ М. Г. Гаджиев, О. М. Давудов, А. Р. Шихсаидов. История Дагестана с древнейших времён до конца XV в.. — Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. Махачкала: ДНЦ РАН, 1996, с. 216, 251, 252.
  13. ^ Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. Народы Кавказа. — Изд-во Академии наук СССР, 1960. — Т. 1. — С. 500.
  14. ^ Гаджиев А.Г. (1965). Происхождение народов Дагестана по данным антропологии. Махачкала . p. 94.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 342d1bae0fa7c0542d6d7130511b0fb6__1717476360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/b6/342d1bae0fa7c0542d6d7130511b0fb6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Laks (Caucasus) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)