Лосось (Кавказ)
Общая численность населения | |
---|---|
в. 200 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Россия | 173,416 [1] |
Туркменистан | 4,100 [ нужна ссылка ] |
Узбекистан | 3,400 [ нужна ссылка ] |
Таджикистан | 2,300 [ нужна ссылка ] |
Азербайджан | 1,600 [ нужна ссылка ] |
Украина | 900 [ нужна ссылка ] |
Казахстан | 700 [ нужна ссылка ] |
Языки | |
Лак | |
Религия | |
Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Народы Северо-Восточного Кавказа |
Лаки Лакия (самоназвание: Лак, [Lək] ) — Северо-Восточного Кавказа, этническая группа проживающая во внутреннем регионе, известном как , в Дагестане на Северном Кавказе . Они говорят на лакском языке . Лаки исторически проживают в Лакском и Кулинском районах Дагестана. Эта этнокультурная область известна как Лакия . В мире насчитывается около 200 000 этнических лакцев.
Этноним
[ редактировать ]Слово «лак» — самоназвание лакского народа в лакских выражениях: «жу Лак буру» — мы лакцы; «жу Лакрал хальк буру» — мы лакцы; «Лактал» — Лакс; «Лакса» — лакиан, лакс, лакман; «Лаккучу» — лакийский мужчина; «Лакку маз» — лакский язык; «Лаккуй» — Лакия; «Лакраль кану» — лакское место; «Лакрал кану» — Лакский район; «Лакку билаят» — лакская страна; «Лакрал паччахлуг» — Лакский штат. Лаки используют имя «Лак» как этноним и топоним.
П.К. Услар (1864) сообщал об употреблении самоназвания «Лак» жителями Гази-Кумуха: «Лаккучу, Лаккучунал, именительный падеж множественного числа Лак, родительный падеж Лакрал — Казикумухский человек; Лак — название всей страны; та ури Лаккуй — он живет в Казикумухе; та наи ури Лаккуя — он родом из Казикумуха; та Лакку мазрай галга ти ури — он говорит на лакском языке; Лакку адат — обычай Казикумух — Казикумух, букв. [2]
Генералы и историки русской армии А. В. Комаров (1869 г.) и Н. Ф. Дубровин (1871 г.) в своих отдельных трудах по истории и этнографии Кавказа упоминали, что самоназвание жителей Гази-Кумуха было «лак», которого они называли «лаки». (Лакс). [3] [4]
В переписи населения Дагестанской области 1886 года жители Казикумухского округа носили наименование «Лаки». [5] На карте-схеме Дагестанской области 1895 года, составленной историком и этнографом Е. И. Козубским, жители Казикумухского округа называются «лаки». [6]
По мнению советского и российского учёного-филолога, лингвиста-ираниста и этимолога В.И. Абаева, самоназвание «лак» находится в связи с термином «лаг», как кавказские народы называли «крепостного». [7]
Прежнее самоназвание лакцев было Кумук . [8]
Советский и российский ономатолог (ономаст), филолог и топонимист Р. А. Агеева пишет: «Употребление термина «лак» в качестве самоназвания лакцев — явление вторичное... В ряде окружающих языков более древнее самоназвание -название лакцев сохранилось – гумук, гумек, кумук и т. д.» [9]
История
[ редактировать ]Кумух исторически был городом-крепостью, где находилась резиденция правителей лакского народа. Кумух — древняя столица Лакии . Историю лакцев можно разделить на несколько частей. Первая часть — это эпоха Ануширвана, который назначил правителя по имени Кумух. В VI веке Кумух был одним из политических центров высокогорного Дагестана. Вторая часть – это эпоха шамхалов Кумуха, которые впервые упоминаются как правители лакцев в VIII веке. В 13 веке шамхалы Кумуха приняли ислам, и Лакия стала исламским государством. В 15 веке Кумух стал главным исламским и политическим центром Дагестана. Третья часть – эпоха ханов Кумуха, выступавших против колониальной политики Персии, России и Турции.
Общество
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]Большинство лакцев исповедуют суннитский ислам ( шафиитская школа ). [10] Суннитский ислам поощряет групповую солидарность; их члены помогают друг другу найти работу и жилье, заключать браки, платить калим, содержать погребальные общества, разрешать споры и т.д. Первая мечеть лакцев была построена в 777-778 годах в Кумухе . [11] Историк А. В. Комаров (1869) писал: «Лаки и в особенности жители их главного села Гумук были в числе первых дагестанских племен, принявших ислам... Абу Муселим сам отправился в Гумук и построил там мечеть в 777 году нашей эры, как гласит надпись на мечети написано». [3] По мнению Аль-Масуди, жители Кумуха в VIII веке были христианами. [12] Шамхалы Кумуха приняли ислам в конце XIII века. В 14 веке Кумух стал гази-центром и получил название Гази-Кумух. В XV веке шамхалы сыграли роль в распространении ислама в Дагестане . [13]
Антропология
[ редактировать ]По словам проф. Гаджиев А.Г. Лаки относятся к северокавказской расе : "Наши исследования 1961 года привели к некоторому уточнению ареала еврокавказской расы (северокавказской расы) в Дагестане. В данной статье группы, принадлежащие к еврокавказской расе, являются группами западного варианта. Это андо-цунти и основная масса аварцев, лакцев, даргинцев. По особенностям пигментации, а не размерам лица к ним близки рутулы». [14]
Экономика
[ редактировать ]Поскольку традиционные лакские земли гористые и очень засушливые, сельское хозяйство имело второстепенное значение в традиционной экономике. В горных районах в экономике преобладало разведение овец и коз, а также лошадей, крупного рогатого скота и мулов. Мясо и молочные продукты были основными компонентами рациона лакцев, хотя они также выращивали ячмень, горох, пшеницу и немного картофеля. Большая часть животноводства была обязанностью мужчин, тогда как сельское хозяйство в основном принадлежало женщинам. На лакской территории не было лесов, существовала хроническая нехватка древесины для строительства и топлива. В нижних районах, особенно в новых лакских районах Северного Дагестана, выращивали пшеницу, фрукты и овощи.
Практика отгонного выпаса овец требовала, чтобы в течение нескольких месяцев каждый год самцы переезжали в низины, чтобы выпасать своих животных. Здесь они соприкоснулись с разными народами Дагестана. Другие дагестанские горцы пасли своих овец наряду с лакцами на землях кумыков. Вот почему большинство лакских мужчин были многоязычными. Многие деревни специализировались на ремеслах и ремеслах. Кумух славился своими ювелирами и медниками; Кайя была известна своими торговцами и рынками; Унчукатль для производителей седел и упряжи; Убра для каменщиков и жестянщиков; Кума для конфетниц; Шовкра для сапожников и сапожников; Цовкра для акробатов; и Балкар для производителей керамики и кувшинов. Лакские женщины также занимались кустарным производством, таким как ткачество ковров, прядение, изготовление текстиля и керамики, тогда как мужчины занимались обработкой кожи и изготовлением инструментов.
Многие из этих традиций сохранились и в советский период, поскольку лаккские территории, изолированные и располагающие небольшими ресурсами, было сложно осваивать. Текстильная и швейная, кожевенная и обувная промышленность, а также производство мяса, сыра и масла по-прежнему являются доминирующими отраслями промышленности в этом регионе. Многие лакцы продолжают мигрировать (как постоянно, так и сезонно) в другие районы Дагестана (в частности, в города) и в другие прилегающие районы в поисках работы. В то время как при традиционном отгонном животноводстве лакские самцы и их животные ходили по опасным горным перевалам и переходили реки вброд, теперь стада отвозят на грузовиках на зимние пастбища в низинах и аналогичным образом возвращают обратно весной. Традиционно большие семьи владели ограниченным количеством сельскохозяйственных земель, пастбищ и стад совместно и не имели сильного чувства индивидуальной собственности. Тем не менее лакцы сопротивлялись советской политике коллективизации.
Родство
[ редактировать ]Традиционно лакцы, как и большинство горцев Дагестана, жили патриархальными родовыми единицами ( тухумами ), состоявшими из большой большой семьи, имеющей общего предка, недавно умершего или еще живого. Все члены имели одно и то же отчество, и все имущество находилось в совместной собственности рода; принятие решений было обязанностью либо старшего патриарха, либо старших мужчин. Члены рода должны были оказывать взаимопомощь в работе и в семейных делах, брать на себя коллективную ответственность в вендеттах, как это предписано адатом. Близких членов семьи в тухуме называют ккул, и они называют друг друга усурсу (брат или сестра). Сегодня важность тухумов снижается из-за модернизации и продолжающейся эмиграции.
Свадьба
[ редактировать ]Браки традиционно заключались семьями пары, причем наиболее заметную роль в принятии решений играли самые старые женщины. Жених и невеста, скорее всего, были из одного рода. Обычай выплаты калима (выкупа за невесту) сохраняется в ограниченной степени, но эта сделка носит скорее символический, чем финансовый характер.
Феодальный строй
[ редактировать ]Сообщается, что лакцы были первым народом Дагестана, установившим феодальную систему. Их феодальное общество состояло из ханов; багталы (беки) — ханская семья и знать; чанкри (дети от браков беков с женщинами низшего сословия); узденталы (уздены), свободные крестьяне (численно самые многочисленные из всех классов); раят (крепостные); и лагарты (рабы). Эта феодальная система сосуществовала с системой свободных обществ, состоявших из более демократических тухумов. Эти свободные общества представляли собой военные и экономические механизмы, которые имели изменчивую структуру и работали на демократической и добровольной основе. Законы, регулирующие отношения групп внутри этих свободных обществ, были закреплены в адате.
Язык
[ редактировать ]Родным языком всех лакцев является лакский язык . Лакский язык является членом весьма разнообразной языковой семьи Северо-Восточного Кавказа . Внутри семьи его положение широко обсуждается, но обычно считается, что это изолированный язык, который либо развивался отдельно с самого начала, либо, альтернативно, является языком, все близкие родственники которого вымерли.
Первоначально лакский язык по лексике оказался близким к даргинскому , и их часто объединяли в одну лакско-даргинскую подгруппу дагестанских языков. Однако дальнейшие исследования привели лингвистов к выводу, что этой ассоциации недостаточно.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б "Национальный состав населения Российской Федерации согласно переписи населения 2021 года" (in Russian). Archived from the original on 2022-12-30 . Retrieved 2023-01-05 .
- ^ Услар П.К. (1890). Этнография Кавказа. Наказание. 4. Лакский язык. Тифлис . п. 311, 312, 2.
- ^ Перейти обратно: а б А. В. Комаров (1869). Казыкумух и Кюринский ханы. Тифлис . п. 1.
- ^ Н. Ф. Дубровин. История войны и владычество русских на Кавказе. Очерк Кавказа и народов его населяющих: Кавказ. СПб, том 1, книга 1 . 1871. p. 505.
- ^ {{cite book |author= |title= |date= |page=РГАЭ, ф. 1562, оп. 336, д. 972, 986, 1244, 1566-б, 1567, 5924, 7877.
- ^ Приложение к «Памятная книжка Дагестансокй области. Издана по распоряжению г. военного губернатора Дагестанской области. Составил Е. И. Козубский. С тремя портретами и схематическою картою. Темир-Хан-Шура. „Русская типография" В. М. Сорокина . 1895.
- ^ Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Надписи X — XVII вв. Тексты, переводы, комментарий, вступительная статья и приложения Л. И. Лаврова. — М.: Наука, 1966. — Т. 2, часть 1. — С. 179 .
- ^ Нерознак, В. П. (2002). Вавилонская башня: слово, текст, культура: ежегодные международные чтение памяти Н.С. Трубетского: "Еваразия на перекрестке языков и культур". МГЛУ (in Russian). p. 38. ISBN 978-5-88983-029-0 – через books.google.com.
- ^ Агеева, Р. А. (2000). Какого мы роду-племени? Народы России, имена и судьбы. Словарь-справочник (in Russian). Академия. pp. 192–194. ISBN 978-5-87444-033-6 – через books.google.com.
- ^ П. И. Пучков (2012). РАЗДЕЛ II. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ. СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ .
- ^ Л. Я. Лавров (1982). Этнография Кавказа. Ленинград . п. 101.
- ^ М. Г. Гаджиев, О. М. Давудов, А. Р. Шихсаидов. История Дагестана с древнейших времён до конца XV в.. — Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. Махачкала: ДНЦ РАН, 1996, с. 216, 251, 252.
- ^ Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. Народы Кавказа. — Изд-во Академии наук СССР, 1960. — Т. 1. — С. 500.
- ^ Гаджиев А.Г. (1965). Происхождение народов Дагестана по данным антропологии. Махачкала . p. 94.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Цибенко, Вероника (2019). «Лакс» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .