Меглено-румыны
Общая численность населения | |
---|---|
5,000–20,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Греция | 4,000 |
Северная Македония | 1,000 |
Турция | 4,000–5,000 [1] |
Румыния ( Добруджа ) | 1,200 |
Сербия ( Банат ) | Неизвестный |
Языки | |
Меглено-румынский , греческий , македонский | |
Религия | |
Православное христианство , суннитский ислам (в Турции) | |
Родственные этнические группы | |
Арумыны , Истрорумыны , Румыны |
Меглено -румыны , также известные как меглено-румыны ( Megleno румынский : Miglinits ), могленитские влахи или просто влахи ( Megleno румынский : Vlaş ), являются восточно-романской этнической группой , первоначально населявшей семь деревень в регионе Моглена , охватывающем Пелла и Килкис региональные единицы . Центральной Македонии , Греция , и одна деревня Хума , расположенная по ту сторону границы в Северной Македонии . Эти люди живут на территории площадью около 300 км2. 2 по размеру. В отличие от арумын , другого романоязычного населения в том же историческом регионе, мегленорумыны традиционно ведут оседлый земледельческий образ жизни, а не традиционно занимаются отгонным животноводством . Иногда мегленорумын называют «македо-румынами» вместе с арумынами. [2]
Они говорят на романском языке, который лингвисты чаще всего называют меглено-румынским или мегленитским на английском языке и βλαχομογλενίτικα ( влахомогленитика ) или просто μογλενίτικα ( могленитика ) на греческом языке . Сами люди называют свой язык vlaheşte , но мегленорумынская диаспора в Румынии также использует термин meglenoromână .
В отличие от других восточно-романских популяций, меглено-румыны со временем оставили себе имя, происходящее от латинского Romanus , и вместо этого приняли термин «власи» или «влаши» , происходящий от « влахов », общего термина, которым в В средние века нероманские народы назывались романскими народами и пастухами. Термин «меглено-румыны» был дан им в XIX веке учеными, изучавшими их язык и обычаи в зависимости от региона, в котором они живут.
Их число оценивается от 5213 (П. Атанасов, последняя оценка) до 20 000 (П. Папахаги, ок. 1900). Более крупная мегленорумынская диаспора имеется в Румынии ( около 1500 человек), меньшая – в Турции ( около 500 человек) и еще меньшая – в Сербии . Греция не признает национальные меньшинства , поэтому это сообщество, насчитывающее около 4000 человек, не имеет официального признания со стороны Греции. Еще 1000 мегленорумын проживают в Северной Македонии. Однако считается, что во всем мире насчитывается до 20 000 человек меглено-румынского происхождения (включая тех, кто ассимилировался с основным населением этих стран).
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Регион Моглена ( турецкий : Карачаова ) расположен на севере Греции на границе с Северной Македонией. Он примерно ограничен рекой Вардар на востоке, горами Кожуф и Ворас на западе, равнинами Янницы и Эдессы на юге и горами Марианцы на севере. [3]
Историки Овидий Денсусиану и Константин Йиречек считали, что меглено-румыны произошли от смеси румын с печенегами , поселившейся в Моглене византийским императором Алексиосом I Комнином в 1091 году. Они аргументировали это отчасти азиатским внешним видом лица (подробнее выступающие скулы) Меглена Влаха. Напротив, Густав Вейганд и Джордж Мурну считали, что меглено-румыны были потомками Румыно -болгарской империи, отступившими в Моглен. [4] Против этой точки зрения выступил Иречек. Перикл Папахаги приводил другую версию, согласно которой меглено-румыны являются потомками группы румын, неправильно называвшихся влахами и пришедших в область Меглена во времена Добромира Хрисоса . [5] Стрез , еще один влахский член семьи Асан, расширил земли Хрисоса, присоединив к своему княжеству македонские территории.
У меглено-румын существовал традиционный обычай, называемый бондиком , когда глава семьи брал дубовое полено и клал его в очаг незадолго до Рождества , сжигая его понемногу до Крещения . Полученный древесный уголь подкладывали под фруктовые деревья, чтобы сделать их плодородными. Похожий обычай, называемый бавник , но со специфическими вариациями, существовал также у арумын , некоторых румын и латышей . [6] Этот обычай встречается в православных южнославянских культурах (сербский бадняк , болгарский будник , македонский бадник ). Некоторые считают, что эти обычаи и другие обнаруженные учеными культурные архетипы являются доказательством того, что мегленорумыны происходят из традиционного горного региона. [7]
Теодор Капидан , изучая сходство меглено-румынского языка с румынским и другими языками, пришел к выводу, что меглено-румыны, должно быть, провели некоторое время в Родопских горах, прежде чем перебраться в Моглен (из-за присутствия элементов, подобных тем, которые обнаружены в язык болгар в Родопах). [8] И Папахаги, и Капидан заметили, что арумынскому и мегленорумынскому языкам не хватает славянского влияния, но вместо этого они демонстрируют греческое влияние. Изучение меглено-румынских и других восточно-романских разновидностей привело Капидана к мысли, что во время становления румынского языка в раннем средневековье существовала этническая румынская преемственность на обоих берегах Дуная ( северном и южном). [ нужна ссылка ]
на возвышенностях горы Пайко было несколько небольших деревень и коттеджных поселков. До основания сегодняшних мегленорумынских деревень [9] Из средневекового и нового периодов известно, что меглено-румыны имели собственную администрацию. Каждую деревню возглавлял капитан . Их экономическим и социальным центром был город Нанта . После вторжений помаков Моглена против османов последние начали кампанию преследования деревень в этом районе, в том числе мегленорумын. Большинство деревень было передано под управление османского бея , который эксплуатировал их до крайности в обмен на их безопасность. Деревня Огани , однако, сопротивлялась гораздо дольше, прежде чем подчиниться Ахмеду Беку около 1790 года, воспользовавшись руководством умелого капитана и готовностью населения оказать вооруженное сопротивление даже после его убийства. [10]
Демографическая история
[ редактировать ]Численность мегленорумынов разными авторами оценивалась следующим образом:
- 14 000 в 1892 году [11]
- 21700 в 1895 г. [12]
- 11 960 в 1900 году [13]
- 20 000 в 1902 году [14]
- 14720 в 1925 году [15]
В 1900 году тогдашняя провинция Гевгелия , в которой находилась большая часть мегленорумынских поселений, имела население 49 315 человек, из которых 20 643 славяне , 14 900 турок , 9 400 христианских арумын и меглено-румын, 3 500 мусульман-меглено-румын, 655 цыган , и 187 черкесов . В 1900 году в деревнях Меглен Влах проживало следующее население:
Деревня | Население |
Нотия ( Нанти, Нанта ) | 3,660 |
Периклея ( Бирислав ) | 380 |
Лагкадия ( Лугунца или Лундзини ) | 700 |
Архангелос ( Огани ) | 1,500 |
Скра ( Люмница ) | 2,600 |
Куба ( Чупа ) | 600 |
Каштаны ( Баровица ) | 237 |
Карп ( Тарнарека ) | 400 |
Хума ( Один ) | 490 |
Konsko (CoinscoКоинско | 560 |
Серменин ( Сирминия ) | 480 |
Ливадия ( Ливези , Гиумала де Жос или Ливадз на арумынском языке) 1 | 2,100 |
1 Арумынское село, окруженное мегленорумынскими.
20 век
[ редактировать ]Большинство меглен-влахов - православные христиане , но население деревни Нанти (Нотия) , население которой в 1900 году составляло 3660 человек, из которых 3500 меглено-румын, на Верхней Караджовой равнине, приняло ислам в 17 или 18 веке. Это единственный случай среди восточно-романского населения, когда целая община приняла ислам. [7] Все население этой деревни было насильно изгнано в Турцию в 1923 году в рамках обмена населением между Грецией и Турцией , где они в основном поселились в Кыркларели и Шаркёе и стали известны как Караджовалидес ( турецкий : Karacaovalılar ). [16] по турецкому имени Моглен ( Караджаова ). [17]
С 1913 года, после Второй Балканской войны , балканские государства проводили общую политику достижения большей этнической однородности посредством обмена населением. 29 сентября 1913 г. был подписан первый подобный договор между Турцией и Болгарией об обмене населением на расстоянии до 15 км от их границы. ( Нейи-сюр-Сенский договор 27 ноября 1919 г.) привел к обмену 40 000 греков на 80 000 болгар между двумя странами. После греко-турецкой войны по Лозаннскому договору 500 000 турок и других мусульман были обменены на сопоставимое количество малоазиатских греков. Мусульмане-меглено-румыны, несмотря на все протесты, были насильно депортированы в Турцию из-за своей религии. Значительное количество прибывших греков поселилось в греческой Македонии и греческой Фракии , в том числе в традиционных арумынских и мегленорумынских областях. Вскоре последовали экономические и социальные последствия, и возник локальный конфликт между арумынами и греками. Акты запугивания со стороны греческих властей привели к формированию в 1921–1923 гг. национального движения среди арумын и мегленорумын, поддерживающего идею эмиграции в Румынию, особенно из Моглена , Верия и Водена . [7] [18]
В 1926 году около 450 семей мегленорумын Греции переехали в Румынию и поселились в Южной Добрудже ( Кадрилатер или «Четырехугольник»), регионе, который стал румынским в 1913 году. Они происходили из деревень Огани, Люмница, Чупа, Лундзини. , Бирислав, Ливези , и были расселены в деревнях вокруг города Дарстор ( Силистра ), таких как Кочина (турецкий: «Кочина», ныне Профессор-Иширково), Казимир (турецкий: «Каземир», ныне Казимир), Капаклия (турецкий: «Капаклы», ныне Слатина), Базаргиан (турецкий: «Безирган», ныне Милетич), Айдоду (турецкий: «Айдогду», ныне Звездель), татарская Адмагея (турецкий: «Татарский Атмаджа», ныне Сокол), Узунги Озман (турецкий) : «Узунка Орман», ныне Богданци), Стребарна Вискиой (ныне Сребурна), Кадичиои (турецкий: «Кадыкёй», ныне Малук Преславец), Хаскиой (турецкий: «Хаскёй», ныне Добротица) . [7]
После того, как Болгария вновь приобрела Южную Добруджу у Румынии в 1940 году, мегленорумыны были депортированы в ходе обмена населением между Болгарией и Румынией в другие регионы Румынии, большинство из них — в деревню Черна в уезде Тулча , на севере Добруджи . В 1940 году в этом селе поселились 270 семей мегленорумын и 158 семей арумын. Однако между 1940 и 1948 годами арумынские семьи переселились в другие населенные пункты Добруджи. [7] [19]
В 1947–1948 годах новые коммунистические власти депортировали 40 мегленорумынских семей из Черны в уезды Яломица и Брэила , а также в Банат . Лишь немногие из них вернулись в Черну, где около 1200 продолжают говорить на мегленорумынском языке. [7]
Другая волна мегленорумын эмигрировала в Румынию и другие страны во время Второй мировой войны и гражданской войны в Греции из-за тяжелых боев в регионе Моглена. [7]
Географическое распространение
[ редактировать ]Ниже приводится список мегленорумынских поселений. [20] [21]
Греция
[ редактировать ]В семи деревнях (в том числе одной, уже ассимилированной греками) и небольшом городке Нотия , ок. 4000 Моглен-Влахов до сих пор говорят на своем языке, а несколько тысяч других уже ассимилировались:
Архангелос (мегленорумынский: Огани )
Карпи (мегленорумынский: Tarnareca )
Купа (мегленорумынский: Cupa )
Лангадия (мегленорумынский: Лугунца, Лундзини )
Новости (мегленорумынский: До, До )
Периклея (мегленорумынский: Бирислав )
Скра (мегленорумынский: Liumnita )
- Бывшая меглено-румынская деревня
Кастанери (мегленорумынский: Barovita )
Северная Македония
[ редактировать ]менее 1000 человек мегленорумынского происхождения, большинство из которых уже славянизированы В одной деревне и городе Гевгелия проживает . в. 200 человек, в основном старики, до сих пор говорят на мегленорумынском языке:
- Хума (мегленорумынский: А )
- Бывшие мегленорумынские деревни
Диаспора
[ редактировать ]Турция
[ редактировать ]Первая эмиграция из Нанти произошла в 1912 году в Согуджак, Визе и Демиркёй, Кыркларели в Османской империи. [22] В 1923 году все население деревни Нанти (Нотия) , единственного случая среди восточно-романского населения, когда вся община приняла ислам , [7] был насильно выслан в Турцию в рамках обмена населением между Грецией и Турцией . [22]
Эти 3700 человек в основном поселились в районе Эдирне (в основном в Кыркларели и Шаркёе ) в турецкой Восточной Фракии и стали известны как Караджаовалылар по-турецки или Караджовалидес по-гречески. [22] по названию региона Альмопия или Меглен, известного по-турецки как Караджова . [23] Мусульмане-меглено-румыны из деревни Нотия называют себя нантинецами, а свой язык - нантинешти; по-турецки они известны как Нутьяли. Они приняли ислам в 1759 году. В Турции браки между ними и помаками были обычным явлением. [22]
Кыркларели , недалеко от Эдирне .
В турецких городах и деревнях поселились семьи: Кыркларели (110), Эдирне (100), Шаркей (80), Бабаески (70), Люлебургаз (80), Узункопрю (100), Чорлу (100), Малкара (50). ), Ballı (10), Gözsüzköy (50), Kalamiş (50), Hoşköy (20), Mürefte (5), по мнению немецкого учёного Теде Каль .
В настоящее время их насчитывается всего 500 караджаовалыларов, сосредоточенных в Кыркларели и культурно ассимилированных с турками (большинство из них говорят в основном на турецком языке ).
Румыния
[ редактировать ]Они приняли мегленорумынский экзоним , продвигаемый румынскими властями. По состоянию на 1996 год во всей Румынии насчитывалось около 820 семей, заявляющих о мегленорумынском происхождении.
Черна — коммуна в округе Тулча .
Расположенная на холмистой местности в 55 км от города Тулча и в 25 км от Мэчина , деревня Черна на момент румынской переписи 2002 года имела население 2427 человек, а вместе с тремя меньшими деревнями население всей коммуны составляло 4227 человек. . Оценки количества мегленорумын в этом селе варьируются от 1200 до 2000 человек. В этой местности меглено-румыны поселились в соответствии с деревнями, из которых они происходят в Моглене : lumnicianii , те, что из Лумницы на юго-востоке, lunzaneti , те, что из Лугунцы на севере, usinetiii , те, кто из Ошани в центре, на севере и на севере. -Восток, cupineti , из Чупы на западе, а румыны и болгары, жившие в селе до них, сконцентрированы в западной части села. [7]
Меглено-румыны в этом селе очень хорошо сохранили свой мегленорумынский язык. в. Сегодня на этом языке говорят 1200 человек.
Однако их небольшая общая численность привела к тому, что после 1950 года смешанные браки с румынами стали более частыми, в отличие от арумын , которые по характеру своих традиционных занятий развили особую психологию, приобретя значение в румынском обществе и сохранив идентичность своего народа (очень немногие случаются смешанные браки с румынами). Однако из-за трудностей, которые пережила эта небольшая община, мегленорумыны в Румынии остаются очень сплоченными, с очень острым чувством нации. Во время своих свадеб они используют румынский триколор в качестве фурглицы (свадебного флага) и очень редко традиционные бело-красные цвета. Это иллюстрирует тот факт, что, несмотря на свой особый (хотя и восточно-романский) язык, мегленорумыны в Румынии идентифицируют себя как румыны. По словам одного наблюдателя, они считают себя «более румынскими, чем румыны». [7]
Очень небольшое количество мегленорумын также проживает в коммунах Варьяш и Билед , а также в городе Джимболия в уезде Тимиш , в историческом регионе Банат в Румынии.
В Румынии в 2021 году был учрежден День балканской румынности как праздник, предназначенный для всех якобы этнических румынских подгрупп, проживающих к югу от Дуная. Сюда входят мегленорумыны, а также арумыны и истрорумыны . Он посвящен созданию проса Улла в 1905 году. [24] и официально отмечается каждый 10 мая. [25]
Сербия
[ редактировать ]Очень небольшая община мегленорумын также проживает в Сербии , точнее в деревне Гудурица в Воеводине . Первоначально это было этническое немецкое поселение, немцы из деревни были изгнаны после захвата Гудурицы югославскими партизанами . Заселение поселения началось в сентябре 1945 года, и словенцы , хорваты , боснийцы , сербы , албанцы и македонцы для колонизации Гудурицы были отправлены . Среди македонцев были представители арумынской и мегленорумынской национальности. Обе этнические группы в то время не признавались югославским правительством как отдельные, поэтому их игнорировали не только на территории нынешней Северной Македонии, но и в Гудурице. Эти арумыны и мегленорумыны не имели очень сильной этнической идентичности, поэтому многие быстро ассимилировались. Некоторые мегленорумыны также поселились в других деревнях Воеводины, но сегодня остались только те, кто находится в Гудурице. Однако они представляют собой очень небольшое сообщество; по состоянию на 2014 год в Гудурице только три человека говорили на мегленорумынском языке. [26]
Известные цифры
[ редактировать ]Ниже приводится список известных мегленорумын или людей мегленорумынского происхождения.
- Петар Атанасов (1939 г.р.), лингвист из Северной Македонии.
- Виктория Барбэ (1926–2020), молдавский режиссер анимационных фильмов мегленорумынского происхождения.
- Ион Кэрамитру (1942–2021), актер и политик из Румынии мегленорумынского происхождения.
- Думитру Черна (1955 г.р.), политик и поэт из Румынии
- Думитру Чотти (1882/1885–1974), активист, редактор и школьный учитель в Румынии и Османской империи.
- Вирджил Коман (1973–2016), историк из Румынии мегленорумынского происхождения.
- Теодор Минда (1911–1982), поэт, фольклорист и активист Румынии.
- Константин Ноэ (1883–1939), издатель и профессор из Румынии.
- Василе Ширли (1948 г.р.), музыкальный композитор и продюсер из Румынии
См. также
[ редактировать ]- арумыны
- Истро-румыны
- фрако-римский
- Восточный романтический субстрат
- румынский язык
- Происхождение румын
- Наследие Римской империи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Каль (2006) , стр. 80–81.
- ^ Цыркомнику, Эмиль (2009). «Некоторые темы традиционных свадебных обычаев маседо-румын (арумын и меглено-румын)» . Румынский журнал демографических исследований . 3 (3): 141–152.
- ^ Ненишеску (1895) , стр. 384.
- ^ Джордж Мурну, История римлян из Пинда, Влахия Маре 980–1259 , Бухарест, 1913, стр. 229–230.
- ^ Перикл Папахаги, соч. цит., стр. 7
- ^ Ион Гиною, Румынский Пантеон , 2001 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Таркомнику, Эмиль. «Меглено Романаи» . Архивировано из оригинала 18 февраля 2009 года . Проверено 24 января 2006 г.
- ^ Теодор Капидан, Мегленоромании , I, 1925, с.
- ^ Каль, Теде (2014): Geographische Überlegungen zur Siedlungsgeschichte der meglenitischen Vlachen. В: Романистика и балканистика. Сборник сочинений в честь проф. Доктор Петр Атанасов по случаю 75-летия жизни, ред. М. Алексоска-Чкатроска и Я. Х.-Л. Христоска, 325-336. Скопье: Филологический факультет Блейза Конески.
- ^ Теодор Капидан, Meglenoromânii, I, 1925, стр. 21-23.
- ^ Г. Вейганд, Влахо-Меглен, Лейпциг, 1892, с. XXVI.
- ^ Ненишеску (1895) , стр. 389.
- ^ В. Концев, МАКЕДОХИЯ, София, 1900, с. 146
- ^ Перикл Папахаги, Меглено-Румыния. Этнографо-фольклорное исследование, Бухарест, 1902, стр. 44.
- ^ Че. Капитан (1925)
- ^ Лысый (2006)
- ^ (Каль 2006)
- ^ Константин Ноэ , Колонизация площади , Румынская социология, год III (1938), № 4–6, Бухарест, ISR, стр. 119–159.
- ^ Цыркомнику, Эмиль (2014). «Исторические аспекты мегленорумынских групп в Греции, Республике Македония, Турции и Румынии» (PDF) . Мемориа Этнологика . 14 (52–53): 12–29.
- ^ Арумынское общество Америки
- ^ «История Румынии — карта Меглан Влах» . www.eliznik.org.uk . Архивировано из оригинала 18 октября 2007 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Каль (2006) .
- ^ «А. Вакалопулос, История Македонии 1354-1833 - 10,2» .
- ^ Вушкан, Кэтэлин (13 мая 2021 г.). «День Балканской Румынии был принят Палатой депутатов. Наши братья с юга будут отмечаться ежегодно 10 мая. Бюст в Корча, Албания, отцу-мученику Хараламбие Баламаче, убитому греками штыками за то, что он служил в Румынии. " . ActiveNews (на румынском языке).
- ^ «Обнародовано Йоханнисом: День Балканской Румынии учрежден 10 мая» . Tomis News (на румынском языке). 7 июня 2021 года. Архивировано из оригинала 1 декабря 2021 года . Проверено 23 января 2022 г.
- ^ Сореску Маринкович, Аннемари; Мэран, Мирча (2015). «Меглено-румыны в Сербии – изменение границ, изменение идентичности» . Контекстуализация изменений: миграция, смещение границ и новая идентичность в Восточной Европе . стр. 365–377.
Источники
[ редактировать ]- Каль, Теде (2006). «Исламизация меглен влахов (меглено-румын): деревня Нынти (Нотия) и «Нантинец» в современной Турции» . Национальные документы . 34 (1): 71–90. дои : 10.1080/00905990500504871 . S2CID 161615853 .
- Ненишеску, Иоан (1895). От румын Европейской Турции: этностатистическое исследование армян, с почти сотней гравюр и этнографической картой (на румынском языке). К. Гёбл.
- Сореску-Маринкович, Аннемари; Мэран, Мирча (2016). «Меглен-валахи (меглено-румыны) Сербии: сообщество на грани исчезновения» . Res Historica . 41 : 197–211. дои : 10.17951/rh.2016.41.197 . hdl : 21.15107/rcub_dais_13913 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Теодор Капидан, «Мегленоромании» , т. 1 , т. 2 , Бухарест, 1925 г.
- Влахи Греции и их неправильно понятая история , Хелен Абадзи
- о валахах Исследования Астериоса Кукудиса
- Отчет о влахах. Архивировано 16 января 2015 года в Wayback Machine (термин, используемый в совокупности для обозначения восточно-романских народов).