Восточное протестантское христианство
Часть серии о |
протестантизм |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии о |
Восточное христианство |
---|
![]() |
Термин восточное протестантское христианство (также называемый восточным реформатским христианством , а также восточным протестантским христианством ) охватывает ряд разнородных протестантских христианских конфессий , которые развились за пределами западного мира со второй половины девятнадцатого века и сохранили определенные элементы восточного протестантского христианства. Христианство . Некоторые из этих конфессий возникли, когда активные протестантские церкви приняли реформационные варианты восточной и восточной православной литургии и богослужения, в то время как другие возникли из православных групп, которые были вдохновлены учениями западных протестантских миссионеров и переняли протестантские верования и практики. [1] [2] [3] [4]
Некоторые восточные протестантские церкви находятся в общении с аналогичными западными протестантскими церквями. [1] [5] не существует универсального общения Однако между различными восточными протестантскими церквями . Это связано с разнообразием политических взглядов, практик, литургий и ориентаций конфессий, подпадающих под эту категорию, как это можно увидеть в западном протестантизме.
Основные отрасли [ править ]
Мар Тома церковь Маланкара Сирийская

Сирийская церковь Маланкара Мар Тома берет свое начало в реформационном движении внутри церкви Маланкара в Южной Индии во второй половине XIX века. В то время Индия была частью Британской империи, а Маланкарская церковь является восточно-православной церковью, находящейся в общении с Сирийским православным патриархатом Антиохии . Одновременно англиканские в Южную Индию прибыли миссионеры из Англии. Они стали учителями церковной семинарии и сделали Библию доступной на языке малаялам . Вдохновленные учениями миссионеров и впитав от них идеи протестантской Реформации , несколько священников под руководством Авраама Малпана инициировали реформацию. Аврааму Малпану также удалось добиться рукоположения Антиохийским Патриархом своего племянника дьякона Матфея в сан епископа Матфея Мара Афанасия. Но многие выступили против реформ. Группы за и против реформ участвовали в судебных процессах в отношении церкви и ее имущества. Они закончились в 1889 году приговором в пользу патриаршей фракции. Впоследствии реформированная фракция стала независимой церковью, известной как Сирийская церковь Маланкара Мар Тома. На сегодняшний день здесь 11 архиереев, 1149 священников и более миллиона мирян. [6] [7] сохраняя многие из сирийских высоких церковных Сирийская церковь Маланкара Мар Тома, практик, реформирована в своем богословии и доктринах. [8] В церкви используется реформированный вариант Литургии Святого Иакова , многие части которого написаны на местном языке. Церковь Мар Тома находится в полном общении с Англиканской общиной и поддерживает дружеские отношения со многими другими церквями. [9] [10] [5]
лютеранин [ править ]
Восточное лютеранство относится к лютеранским церквям, например, в Украине и Словении, которые используют форму византийского обряда в качестве своей литургии. [11] Он уникален тем, что основан на восточно-христианском обряде, используемом Восточной Православной Церковью , и включает в себя теологию Богослужения, содержащуюся в Формуле Миссе , базовых текстах лютеранских литургий на Западе. [12]
Лестадизм [ править ]
На крайнем севере Скандинавского полуострова проживают саамы , некоторые из которых исповедуют форму лютеранства, называемую апостольским лютеранством, или лестадианством, благодаря усилиям Ларса Леви Лестадиуса . Однако есть и православные по вероисповеданию . Некоторые апостольские лютеране считают свое движение частью непрерывной линии, ведущей вниз от апостолов . В России лестадианцы лютеранского происхождения сотрудничают с Ингерманландской церковью, но, поскольку лестадианство является межконфессиональным движением, некоторые из них являются православными. Восточно-православные лестадианцы известны как Ушковайзет . [13]
Украинская Лютеранская Церковь [ править ]
Украинская лютеранская церковь, ранее называвшаяся Украинской евангелической церковью Аугсбургского исповедания, — лютеранская церковь византийского обряда, базирующаяся в Украине . [11] [12] [14] Восточно-христианская конфессия состоит из 25 общин на территории Украины, насчитывающих более 2500 членов, и руководит Свято-Софийской украинской лютеранской духовной семинарией в Тернополе на Западной Украине. ULC является членом Конфессиональной евангелическо-лютеранской конференции (CELC), всемирной организации конфессиональных лютеранских церковных организаций тех же убеждений. [15]
Реформатские и пресвитерианские [ править ]
Ассирийская евангелическая церковь [ править ]
Ассирийская евангелическая церковь — ближневосточная церковь, получившая церковную независимость от пресвитерианской миссии в Иране в 1870 году. [16] Его члены состоят в основном из , говорящих на восточном арамейском языке этнических ассирийцев , которые изначально были частью Ассирийской церкви Востока и ее ответвлений, или Сирийской православной церкви . Они, как и другие ассирийские христиане, иногда становятся объектами преследований со стороны враждебных правительств и соседей. [17] [18]
Армянская евангелическая церковь [ править ]
Армянская евангелическая церковь является продуктом реформаторской кампании внутри Армянской Апостольской церкви . [19] [20] [21] Реформаторы находились под влиянием миссионеров американского Совета уполномоченных по иностранным миссиям , прибывших в Турцию в начале XIX века и издавших переведенные Библии для тюркоязычных армян . [22] [23]
Реформаторов возглавил Григор Пешдималджян, один из ведущих интеллектуалов того времени. [22] [23] Пешдималджян был руководителем школы подготовки армянского апостольского духовенства. [22] Школа находилась под эгидой Константинопольского Армянского Патриархата . [22] Из этой школы возникло общество под названием «Пиетисический союз», члены которого уделяли больше внимания Библии и организовывали собрания по изучению Библии. [22] [23] Они начали поднимать вопросы о том, что они считали конфликтом между библейскими истинами и традиционными практиками Армянской Апостольской церкви. [22] Союз также пропагандировал пиетизм , которого, по их мнению, лишена их церковь. [23] [24]
Руководство Армянской Апостольской церкви под предводительством патриарха Маттеоса Чухаджяна было против любых реформ и отлучило реформистов от церкви. [22] [23] [24] Армянской евангелической церкви Это разделение привело к образованию 1 июля 1846 года в Константинополе . [19] [25] К 1850 году новая церковь получила официальное признание правительства Османской империи . [24] [25] Однако позже армяне были изгнаны из Османской Турции из-за геноцида армян . [20] [22] [25] Армянские евангелические общины Ближнего Востока в настоящее время организованы как Союз армянских евангелических церквей Ближнего Востока . [20] [22] [23]
Евангелистский [ править ]
Индийская евангелическая церковь Св Фомы .
Евангелическая церковь Св. Фомы в Индии (STECI) — евангелическая деноминация , епископальная базирующаяся в Керале , Индия . Оно возникло в результате раскола в сирийской церкви Маланкара Мар Тома в 1961 году. STECI считает, что Библия является вдохновленным, непогрешимым и непогрешимым Словом Божьим. Приверженцы верят, что все необходимое для спасения и праведной жизни дано в Библии. Церковь занимается активной евангелизацией. Штаб-квартира этой церкви находится в Тирувалле , городе в штате Керала . [26]
Ассирийская пятидесятническая церковь [ править ]
Ассирийская пятидесятническая церковь — пятидесятническая христианская конфессия, возникшая в 1940-х годах среди народа Ирана ассирийского и распространившаяся среди этнических ассирийцев в Ираке , Турции и Сирии . [27] [28] Они являются носителями ассирийского неоарамейского языка, а также используют его в качестве своего богослужебного языка . [29] Они используют сирийско-арамейскую Библию. [30] Большинство членов этой деноминации изначально входили в состав Ассирийской церкви Востока и ее ответвлений, или Сирийской православной церкви . [17] Ассирийская пятидесятническая церковь входит в состав Церкви Ассамблеи Божьей . [31] Сообщалось также о случаях преследования в их отношении. [32]
Верующие Восточной Церкви [ править ]
Восточная церковь верующих (ранее — Церковь верующих ) — христианская конфессия, уходящая корнями в пятидесятничество , базирующаяся в штате Керала , Индия . Оно существует как часть Евангелия для Азии . [33] [34] В 2003 году эта церковь приобрела епископство , добившись того, чтобы индийские англиканские епископы рукоположили ее основателя К. П. Йоханнана в сан епископа. С тех пор эта деноминация переняла несколько элементов восточно-христианского богослужения и практик, таких как использование святых масел для помазания, сохраняя при этом принцип sola scriptura . [35] В 2017 году ее название было официально изменено на Верующая Восточная церковь , чтобы «лучше выразить свои корни в древней и православной вере». [36]
Румынии Евангелическая церковь
Евангелическая церковь Румынии (румынский: Biserica Evanghelică Română) — одна из восемнадцати официально признанных религиозных конфессий Румынии . [37] [38] Церковь возникла между 1920 и 1924 годами благодаря работе молодых румынских православных богословов Думитру Корнилеску и Тудора Попеску. [39]
Перевести Библию на современный румынский язык диакона Корнилеску побудила молдавская принцесса Калимаки . Переводя Послание к римлянам , Корнилеску заинтересовался концепцией личного спасения. К тому времени, когда он завершил перевод, он стал стойким евангелистом . [39] Впоследствии Корнилеску служил диаконом у о. Тудор Попеску в церкви Куйбул-ку-барза в Бухаресте . Через некоторое время Попеску обратился в евангелическое движение под влиянием Корнилеску. Оба они начали проповедовать спасение личной верой во Христа. Постепенно у них появилось значительное число последователей, в том числе священников Румынской православной церкви. Вскоре в этой группе начали проявляться и другие евангельские черты, такие как пение и участие в собрании. [39] Они поставили под сомнение многие православные обычаи, которые считали небиблейскими. Тудора Попеску называли румынским Мартином Лютером за его попытки реформировать Румынскую православную церковь. [40] [41]
Из-за отклонений от восточно-православных доктрин Румынская Православная Церковь лишила сана о. Тудор Попеску. Думитру Корнилеску был вынужден покинуть страну. Но Попеску и его последователи (первоначально называвшиеся тюдористами) основали свою собственную церковь; Евангелическая церковь Румынии. [42]
Евангелическая православная церковь [ править ]
Евангелическая православная церковь — христианская конфессия, сочетающая евангелический протестантизм с чертами восточного православия . Все началось в 1973 году как сеть домашних церквей, основанная Campus Crusade для миссионеров Христа в Соединенных Штатах . Основатели Питер Э. Гиллквист , Джек Спаркс, Джон Браун и Дж. Р. Баллью хотели восстановить христианство в его примитивной форме, основываясь на трудах ранних отцов церкви . Поэтому они встали в круг и самопосвятили друг друга, создав организацию под названием Апостольский Орден Нового Завета (NCAO). Их собственные интерпретации истории Церкви привели к принятию несколько литургической формы богослужения и вызвали необходимость апостольской преемственности . В 1977 году первый контакт с Восточной Православной Церковью был инициирован через православного семинариста о. Джон Бартке. В 1979 году была организована Евангелическая Православная Церковь (ЕПЦ). ЕПЦ использовала различные способы получения епископства , включая визит к Константинопольскому Патриарху. , но безрезультатно. Наконец они встретились с Патриархом Антиохийским Игнатием IV во время его исторического визита в Лос-Анджелес , который оказался успешным. Эту встречу организовал о. Джон Бартке, который позже служил основным посредником между ЕПЦ и Антиохийской православной архиепархией, а также провел первоначальный набор миропомазаний и рукоположений ЕПЦ в церкви Св. Михаила в Ван-Найс, Калифорния . Не сумев полностью примирить евангелизм и православие, многие члены ЕПЦ официально присоединились к Антиохийской православной архиепархии Северной Америки в 1987 году. Некоторые другие присоединились к Православной церкви в Америке . Остальные остались независимыми и продолжают существовать как Евангелическая Православная Церковь. [43] [44] [45] [46]
Пентай [ править ]
Пэнтай — термин на языках амхарского и тигринья , обозначающий христиан-евангелистов в Эфиопии и Эритрее . На это движение оказало влияние господствующее восточное православное христианство этих стран, а также пятидесятничество . Поскольку протестантизм является относительно новым явлением в Эфиопии, большинство пентаев - бывшие православные христиане. [47] [48] Многие из этих групп описывают свою религию как ортодоксальную в культурном отношении, но протестантскую по доктрине. Они насчитывают около 16 500 000 членов. [49] Купюры пентаи могут составлять до 19% населения Эфиопии . [50] будучи небольшим меньшинством в Эритрее . [51]
Список церквей [ править ]
- Сирийская церковь Маланкара Мар Тома
- Армянская Евангелическая Церковь
- Ассирийская евангелическая церковь
- Ассирийская пятидесятническая церковь
- Верующие Восточной церкви Индии
- Община восточного обряда в Германии и Чехии
- Евангелическо-баптистская церковь Грузии
- Евангелическая церковь Египта (Синод Нила)
- Евангелическая церковь Румынии
- Евангелическая церковь Аугсбургского исповедания в Словении
- Евангелическая православная церковь
- Косовская протестантская евангелическая церковь
- Пентай - Евангелические церкви Эфиопии
- Русская Евангелическая Церковь [52]
- Общество англиканства восточного обряда
- Евангелическая церковь Св. Фомы Индии
- Украинская Лютеранская Церковь
См. также [ править ]
- Армия Господня — евангелическое движение в Румынской Православной Церкви.
- Движение Зои , иногда рассматриваемое как криптопротестантское движение в греческой церкви.
- Духовное христианство — термин, относящийся к русским «народным протестантам», неправославному местному религиозному движению, возникшему в Российской империи из среды православных и беспоповских старообрядцев.
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фернандес Родригес, Хосе Мануэль (28 ноября 2016 г.). «Восточные протестантские и реформатские церкви «исторический и экуменический взгляд» » . Теология Ксавериана . 66 (182): 345–366. doi : 10.11144/javeriana.tx66-182.ioproh .
- ^ Милованович, Александра Джурич; Радич, Радмила (11 октября 2017 г.). «Части I, II, III». Православные христианские движения обновления в Восточной Европе . Спрингер. ISBN 978-3-319-63354-1 .
- ^ Леустин, Люциан Н. (30 мая 2014 г.). Восточное христианство и политика в XXI веке . Рутледж. стр. 8, 10, 484–485, 568, 587–589. ISBN 978-1-317-81866-3 .
- ^ Верфф, Лайл Л. Вандер (1977). Христианская миссия среди мусульман: история: англиканские и реформатские подходы в Индии и на Ближнем Востоке, 1800-1938 гг . Библиотека Уильяма Кэри. стр. 101–103. ISBN 978-0-87808-320-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Наследие – Сирийская церковь Маланкара Мар Тома» .
- ^ Фортескью, Адриан (1913). Меньшие восточные церкви . Лондон: Католическое общество истины. стр. 368–371, 374–375. ISBN 978-1-177-70798-5 .
Малпан (учитель) колледжа Коттаям Авраам, который был священником (Катанар), тепло воспринял протестантские идеи. Доктор Ричардс с гордостью говорит о нем, что он был «Виклифом Сирийской церкви в Малабаре»... Реформаторы называют себя «христианами Мар Томаса». Они в значительной степени протестантизированы. Они не имеют изображений, осуждают идею евхаристической жертвы, не молятся ни святым, ни за умерших и используют в своих службах разговорный язык (малаялам)… Если бы мы только знали, каковы взгляды англиканской церкви в вопросах веры. таковы, было бы легче оценить мнение христиан Мар Фомы.
- ^ Нил, Стивен (2002). История христианства в Индии: 1707-1858 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 236–254. ISBN 0521893321 . Проверено 19 февраля 2016 г.
- ^ Куриан, Джордж Томас; Дэй, Сара Клодин (14 марта 2017 г.). Основной справочник деноминаций и служений . Книги Бейкера. ISBN 978-1-4934-0640-1 .
- ^ Палликуннил, Джеймсон К. (2017). Евхаристическая литургия: литургическая основа миссии в сирийской церкви Маланкара Мар Тома . АвторДом. ISBN 978-1-5246-7652-0 .
Митрополит Юханон Мар Тома назвал ее «протестантской церковью, захваченной Востоком»... Как реформированная Восточная Церковь, она согласна с реформированными доктринами Западных Церквей. Таким образом, существует много общего в вере и доктрине между МТС и реформированными церквями Запада. В нынешнем понимании Церкви, точно так же, как Англиканская церковь является западной реформатской церковью, MTC является восточной реформатской церковью. Продолжая апостольскую епископскую традицию и древние восточные практики, она имеет много общего с Восточными Православными Церквами. Таким образом, ее считают «соединительной церковью».
- ^ Леустин, Люциан Н. (30 мая 2014 г.). Восточное христианство и политика в XXI веке . Рутледж. п. 568. ИСБН 978-1-317-81866-3 .
Сирийские православные также стали объектом англиканской миссионерской деятельности, в результате чего церковь Мар Тома отделилась от православных в 1874 году, приняв англиканское исповедание веры и реформированную сирийскую литургию, соответствующую протестантским принципам.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хеммерли, Мария; Майер, Жан-Франсуа (23 мая 2016 г.). Православные идентичности в Западной Европе: миграция, расселение и инновации . Рутледж. п. 13. ISBN 9781317084914 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бебис, о. Василиос. «Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста, используемая Украинской Лютеранской Церковью, и ее недостающие элементы» .
- ^ Карельское религиозное движение Усховайзет.
- ^ Уэббер, Дэвид Джей (1992). «Почему лютеранская церковь является литургической церковью?» . Бетани Лютеранский колледж . Проверено 18 сентября 2018 г.
Однако в византийском мире этот образец богослужения основывался не на литургической истории латинской церкви, как в случае с церковными орденами эпохи Реформации, а на литургической истории византийской церкви. (На самом деле именно это произошло с Украинской евангелической церковью Аугсбургского исповедания, которая опубликовала в своем Украинском евангелическом богослужебном справочнике 1933 года первый в истории лютеранский литургический порядок, основанный на историческом восточном обряде.)
- ^ «Церкви-члены» . Конфессиональная евангелическо-лютеранская конференция . Проверено 12 января 2018 г.
- ^ Вандер Верфф, Лайл Л. (1977). Христианская миссия среди мусульман: отчет: англиканские и реформатские подходы в Индии и на Ближнем Востоке, 1800-1938 гг . Серия Библиотеки Уильяма Кэри по исламоведению. Библиотека Уильяма Кэри. стр. 366 . ISBN 978-0-87808-320-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Кто такие ассирийцы? 10 вещей, которые нужно знать об их истории и вере» . Христианство.com .
- ^ «ОНН: Ассирия: иранские власти совершили набег на церковь» . unpo.org .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бойнериан, Аведис (январь 2000 г.). «Важность армянских евангелических церквей для христианского свидетельства на Ближнем Востоке» . Международный обзор миссии . 89 (352): 76–86. дои : 10.1111/j.1758-6631.2000.tb00181.x .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мелтон, Дж. Гордон; Бауманн, Мартин (21 сентября 2010 г.). Религии мира: Всеобъемлющая энциклопедия верований и практик, 2-е издание [6 томов] . АВС-КЛИО. п. 2956. ISBN 978-1-59884-204-3 .
- ^ Качадурян, Герант (5 сентября 2012 г.). Как это получилось: Мемуары . ЦРК Пресс. стр. 38–39. ISBN 978-981-4364-75-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Куриан, Джордж Томас; Лэмпорт, Марк А. (7 мая 2015 г.). Энциклопедия христианского образования . Роуман и Литтлфилд. п. 70. ИСБН 978-0-8108-8493-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Рахеб, Митри; Лэмпорт, Марк А. (15 декабря 2020 г.). Справочник Роумана и Литтлфилда по христианству на Ближнем Востоке . Роуман и Литтлфилд. стр. 284–285. ISBN 978-1-5381-2418-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Винтер, Джей (8 января 2004 г.). Америка и Геноцид армян 1915 года . Издательство Кембриджского университета. стр. 187–188. ISBN 978-1-139-45018-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рахеб, Митри; Лэмпорт, Марк А. (24 мая 2022 г.). Уцелевшая драгоценность: непреходящая история христианства на Ближнем Востоке . Wipf и Stock Publishers. стр. 113–114. ISBN 978-1-7252-6319-2 .
- ^ «Церковная история» . Евангелическая церковь Св. Фомы в Индии (steci) — епископальная церковь . Архивировано из оригинала 20 июля 2019 г. Проверено 20 июля 2019 г.
- ^ Иранский альманах и книга фактов (9-е изд.). Эхо Ирана. 1970.
- ^ Религия и нация: иранские местные и транснациональные сети в Великобритании . Книги Бергана. 2004. с. 199. ИСБН 1571815767 .
- ^ . 14 февраля 2012 г. https://web.archive.org/web/20120214135708/http://item.slide.com/r/1/112/i/f7Qa4Gm_5D8zh6Ty1TAbQZAUbTLofgrx/ . Архивировано из оригинала 14 февраля 2012 года.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Перевод Библии на арамейский язык» . 31 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 31 мая 2015 г.
- ^ «Влияние Хайка на историю церкви» . Архивировано из оригинала 02 января 2005 г.
- ^ «Жена иранского лидера пятидесятников приговорена к 5 годам тюремного заключения за молитву с христианами» . www.christianpost.com . 31 января 2018 г.
- ^ Южно-индийское пятидесятническое движение в двадцатом веке . Паб Уильяма Б. Эрдманс. Компания 06 июня 2008 г. п. 54. ИСБН 9780802827340 .
- ^ «Верующая Восточная Церковь» . www.gfaau.org . Архивировано из оригинала 21 марта 2023 г. Проверено 6 сентября 2019 г.
- ^ «КП Йоханнан благословляет и освящает святые масла для верующих Восточной церкви» . 18 апреля 2018 г.
- ^ «Верующая Восточная Церковь» .
- ^ «Государство и религия в Румынии» (PDF) . Бухарест: Государственный секретариат по делам религии. 2019. стр. 37, 149–150. Архивировано из оригинала (PDF) 31 октября 2022 г. Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ Оливье Жилле. «Религиозная ситуация в Румынии» . о-ре-ла.улб.бе . Междисциплинарный центр изучения религий и секуляризма (CIERL).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Скарф, Алан (1 ноября 1975 г.). «Евангелическое крыло православной церкви в Румынии» . Религия в коммунистических странах . 3 (6): 15–19. дои : 10.1080/09637497508430738 . ISSN 0307-5974 .
- ^ Рамет, Сабрина П. (1992). Протестантизм и политика в Восточной Европе и России: коммунистическая и посткоммунистическая эпохи . Издательство Университета Дьюка. п. 187. ИСБН 978-0-8223-1241-3 .
- ^ Милованович, Александра Джурич; Радич, Радмила (11 октября 2017 г.). Православные христианские движения обновления в Восточной Европе . Спрингер. стр. 234–237. ISBN 978-3-319-63354-1 .
- ^ Кларк, Роланд (2021). Сектантство и обновление в Румынии 1920-х годов: пределы православия и национального строительства . Академик Блумсбери. стр. 169–193. дои : 10.5040/9781350100985 . ISBN 978-1-3501-0095-4 . S2CID 229431106 .
- ^ Ллойд Р. Томпсон, «Критический анализ Евангелической православной церкви (Апостольского ордена Нового Завета)» (докторская диссертация, Йельская школа богословия, 1979), 20.
- ^ Рут Стайлинг, «Исследование евангелической православной церкви» (магистерская диссертация, Далласская духовная семинария, май 1980 г.), 17-18.
- ^ Стив Барт, «Прослежено развитие евангелической церкви: двенадцать лет богословских изменений отходят от антиавторитетов», Daily Nexus (13 ноября 1979 г.): 2.
- ^ Д. Оливер Хербель, Обращение к традиции: новообращенные и создание Американской православной церкви (Oxford University Press, 2014), 104-117.
- ^ «Эфиопская культура – религия» . Культурный атлас . Архивировано из оригинала 06 сентября 2019 г. Проверено 6 сентября 2019 г.
- ^ Эшете, Тибебе (2009). Евангелическое движение в Эфиопии: сопротивление и устойчивость . Издательство Университета Бэйлора. ISBN 9781602580022 .
- ^ «Пятидесятническое и харизматическое христианство в Эфиопии: историческое введение в практически неизведанное движение» . Исследовательские ворота .
- ^ Бейкер, Стефани (18 октября 2012 г.). «Религия в Эфиопии» . ethiogrio.com . Архивировано из оригинала 6 сентября 2019 года . Проверено 6 сентября 2019 г.
- ^ «ЭРИТРЕЯ» (PDF) .
- ^ Alexy II , ed. (2008). "Евангельские христиане" [Evangelical christians]. Православная энциклопедия [ Orthodox Encyclopedia ] (in Russian). Vol. 17. Москва: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия". pp. 40–44. ISBN 978-5-89572-030-1 .