Jump to content

Восточное протестантское христианство

Термин восточное протестантское христианство (также называемый восточным реформатским христианством , а также восточным протестантским христианством ) охватывает ряд разнородных протестантских христианских конфессий , которые развились за пределами западного мира со второй половины девятнадцатого века и сохранили определенные элементы восточного протестантского христианства. Христианство . Некоторые из этих конфессий возникли, когда активные протестантские церкви приняли реформационные варианты восточной и восточной православной литургии и богослужения, в то время как другие возникли из православных групп, которые были вдохновлены учениями западных протестантских миссионеров и переняли протестантские верования и практики. [1] [2] [3] [4]

Некоторые восточные протестантские церкви находятся в общении с аналогичными западными протестантскими церквями. [1] [5] не существует универсального общения Однако между различными восточными протестантскими церквями . Это связано с разнообразием политических взглядов, практик, литургий и ориентаций конфессий, подпадающих под эту категорию, как это можно увидеть в западном протестантизме.

Основные отрасли [ править ]

Мар Тома церковь Маланкара Сирийская

Епископ Сирийской церкви Маланкара Мар Тома в богослужебном облачении

Сирийская церковь Маланкара Мар Тома берет свое начало в реформационном движении внутри церкви Маланкара в Южной Индии во второй половине XIX века. В то время Индия была частью Британской империи, а Маланкарская церковь является восточно-православной церковью, находящейся в общении с Сирийским православным патриархатом Антиохии . Одновременно англиканские в Южную Индию прибыли миссионеры из Англии. Они стали учителями церковной семинарии и сделали Библию доступной на языке малаялам . Вдохновленные учениями миссионеров и впитав от них идеи протестантской Реформации , несколько священников под руководством Авраама Малпана инициировали реформацию. Аврааму Малпану также удалось добиться рукоположения Антиохийским Патриархом своего племянника дьякона Матфея в сан епископа Матфея Мара Афанасия. Но многие выступили против реформ. Группы за и против реформ участвовали в судебных процессах в отношении церкви и ее имущества. Они закончились в 1889 году приговором в пользу патриаршей фракции. Впоследствии реформированная фракция стала независимой церковью, известной как Сирийская церковь Маланкара Мар Тома. На сегодняшний день здесь 11 архиереев, 1149 священников и более миллиона мирян. [6] [7] сохраняя многие из сирийских высоких церковных Сирийская церковь Маланкара Мар Тома, практик, реформирована в своем богословии и доктринах. [8] В церкви используется реформированный вариант Литургии Святого Иакова , многие части которого написаны на местном языке. Церковь Мар Тома находится в полном общении с Англиканской общиной и поддерживает дружеские отношения со многими другими церквями. [9] [10] [5]

лютеранин [ править ]

Восточное лютеранство относится к лютеранским церквям, например, в Украине и Словении, которые используют форму византийского обряда в качестве своей литургии. [11] Он уникален тем, что основан на восточно-христианском обряде, используемом Восточной Православной Церковью , и включает в себя теологию Богослужения, содержащуюся в Формуле Миссе , базовых текстах лютеранских литургий на Западе. [12]

Лестадизм [ править ]

На крайнем севере Скандинавского полуострова проживают саамы , некоторые из которых исповедуют форму лютеранства, называемую апостольским лютеранством, или лестадианством, благодаря усилиям Ларса Леви Лестадиуса . Однако есть и православные по вероисповеданию . Некоторые апостольские лютеране считают свое движение частью непрерывной линии, ведущей вниз от апостолов . В России лестадианцы лютеранского происхождения сотрудничают с Ингерманландской церковью, но, поскольку лестадианство является межконфессиональным движением, некоторые из них являются православными. Восточно-православные лестадианцы известны как Ушковайзет . [13]

Украинская Лютеранская Церковь [ править ]

Украинская лютеранская церковь, ранее называвшаяся Украинской евангелической церковью Аугсбургского исповедания, — лютеранская церковь византийского обряда, базирующаяся в Украине . [11] [12] [14] Восточно-христианская конфессия состоит из 25 общин на территории Украины, насчитывающих более 2500 членов, и руководит Свято-Софийской украинской лютеранской духовной семинарией в Тернополе на Западной Украине. ULC является членом Конфессиональной евангелическо-лютеранской конференции (CELC), всемирной организации конфессиональных лютеранских церковных организаций тех же убеждений. [15]

Реформатские и пресвитерианские [ править ]

Ассирийская евангелическая церковь [ править ]

Ассирийская евангелическая церковь — ближневосточная церковь, получившая церковную независимость от пресвитерианской миссии в Иране в 1870 году. [16] Его члены состоят в основном из , говорящих на восточном арамейском языке этнических ассирийцев , которые изначально были частью Ассирийской церкви Востока и ее ответвлений, или Сирийской православной церкви . Они, как и другие ассирийские христиане, иногда становятся объектами преследований со стороны враждебных правительств и соседей. [17] [18]

Армянская евангелическая церковь [ править ]

Армянская евангелическая церковь является продуктом реформаторской кампании внутри Армянской Апостольской церкви . [19] [20] [21] Реформаторы находились под влиянием миссионеров американского Совета уполномоченных по иностранным миссиям , прибывших в Турцию в начале XIX века и издавших переведенные Библии для тюркоязычных армян . [22] [23]

Реформаторов возглавил Григор Пешдималджян, один из ведущих интеллектуалов того времени. [22] [23] Пешдималджян был руководителем школы подготовки армянского апостольского духовенства. [22] Школа находилась под эгидой Константинопольского Армянского Патриархата . [22] Из этой школы возникло общество под названием «Пиетисический союз», члены которого уделяли больше внимания Библии и организовывали собрания по изучению Библии. [22] [23] Они начали поднимать вопросы о том, что они считали конфликтом между библейскими истинами и традиционными практиками Армянской Апостольской церкви. [22] Союз также пропагандировал пиетизм , которого, по их мнению, лишена их церковь. [23] [24]

Руководство Армянской Апостольской церкви под предводительством патриарха Маттеоса Чухаджяна было против любых реформ и отлучило реформистов от церкви. [22] [23] [24] Армянской евангелической церкви Это разделение привело к образованию 1 июля 1846 года в Константинополе . [19] [25] К 1850 году новая церковь получила официальное признание правительства Османской империи . [24] [25] Однако позже армяне были изгнаны из Османской Турции из-за геноцида армян . [20] [22] [25] Армянские евангелические общины Ближнего Востока в настоящее время организованы как Союз армянских евангелических церквей Ближнего Востока . [20] [22] [23]

Евангелистский [ править ]

Индийская евангелическая церковь Св Фомы .

Евангелическая церковь Св. Фомы в Индии (STECI) — евангелическая деноминация , епископальная базирующаяся в Керале , Индия . Оно возникло в результате раскола в сирийской церкви Маланкара Мар Тома в 1961 году. STECI считает, что Библия является вдохновленным, непогрешимым и непогрешимым Словом Божьим. Приверженцы верят, что все необходимое для спасения и праведной жизни дано в Библии. Церковь занимается активной евангелизацией. Штаб-квартира этой церкви находится в Тирувалле , городе в штате Керала . [26]

Ассирийская пятидесятническая церковь [ править ]

Ассирийская пятидесятническая церковь — пятидесятническая христианская конфессия, возникшая в 1940-х годах среди народа Ирана ассирийского и распространившаяся среди этнических ассирийцев в Ираке , Турции и Сирии . [27] [28] Они являются носителями ассирийского неоарамейского языка, а также используют его в качестве своего богослужебного языка . [29] Они используют сирийско-арамейскую Библию. [30] Большинство членов этой деноминации изначально входили в состав Ассирийской церкви Востока и ее ответвлений, или Сирийской православной церкви . [17] Ассирийская пятидесятническая церковь входит в состав Церкви Ассамблеи Божьей . [31] Сообщалось также о случаях преследования в их отношении. [32]

Верующие Восточной Церкви [ править ]

Восточная церковь верующих (ранее — Церковь верующих ) — христианская конфессия, уходящая корнями в пятидесятничество , базирующаяся в штате Керала , Индия . Оно существует как часть Евангелия для Азии . [33] [34] В 2003 году эта церковь приобрела епископство , добившись того, чтобы индийские англиканские епископы рукоположили ее основателя К. П. Йоханнана в сан епископа. С тех пор эта деноминация переняла несколько элементов восточно-христианского богослужения и практик, таких как использование святых масел для помазания, сохраняя при этом принцип sola scriptura . [35] В 2017 году ее название было официально изменено на Верующая Восточная церковь , чтобы «лучше выразить свои корни в древней и православной вере». [36]

Румынии Евангелическая церковь

Евангелическая церковь Румынии (румынский: Biserica Evanghelică Română) — одна из восемнадцати официально признанных религиозных конфессий Румынии . [37] [38] Церковь возникла между 1920 и 1924 годами благодаря работе молодых румынских православных богословов Думитру Корнилеску и Тудора Попеску. [39]

Перевести Библию на современный румынский язык диакона Корнилеску побудила молдавская принцесса Калимаки . Переводя Послание к римлянам , Корнилеску заинтересовался концепцией личного спасения. К тому времени, когда он завершил перевод, он стал стойким евангелистом . [39] Впоследствии Корнилеску служил диаконом у о. Тудор Попеску в церкви Куйбул-ку-барза в Бухаресте . Через некоторое время Попеску обратился в евангелическое движение под влиянием Корнилеску. Оба они начали проповедовать спасение личной верой во Христа. Постепенно у них появилось значительное число последователей, в том числе священников Румынской православной церкви. Вскоре в этой группе начали проявляться и другие евангельские черты, такие как пение и участие в собрании. [39] Они поставили под сомнение многие православные обычаи, которые считали небиблейскими. Тудора Попеску называли румынским Мартином Лютером за его попытки реформировать Румынскую православную церковь. [40] [41]

Из-за отклонений от восточно-православных доктрин Румынская Православная Церковь лишила сана о. Тудор Попеску. Думитру Корнилеску был вынужден покинуть страну. Но Попеску и его последователи (первоначально называвшиеся тюдористами) основали свою собственную церковь; Евангелическая церковь Румынии. [42]

Евангелическая православная церковь [ править ]

Евангелическая православная церковь — христианская конфессия, сочетающая евангелический протестантизм с чертами восточного православия . Все началось в 1973 году как сеть домашних церквей, основанная Campus Crusade для миссионеров Христа в Соединенных Штатах . Основатели Питер Э. Гиллквист , Джек Спаркс, Джон Браун и Дж. Р. Баллью хотели восстановить христианство в его примитивной форме, основываясь на трудах ранних отцов церкви . Поэтому они встали в круг и самопосвятили друг друга, создав организацию под названием Апостольский Орден Нового Завета (NCAO). Их собственные интерпретации истории Церкви привели к принятию несколько литургической формы богослужения и вызвали необходимость апостольской преемственности . В 1977 году первый контакт с Восточной Православной Церковью был инициирован через православного семинариста о. Джон Бартке. В 1979 году была организована Евангелическая Православная Церковь (ЕПЦ). ЕПЦ использовала различные способы получения епископства , включая визит к Константинопольскому Патриарху. , но безрезультатно. Наконец они встретились с Патриархом Антиохийским Игнатием IV во время его исторического визита в Лос-Анджелес , который оказался успешным. Эту встречу организовал о. Джон Бартке, который позже служил основным посредником между ЕПЦ и Антиохийской православной архиепархией, а также провел первоначальный набор миропомазаний и рукоположений ЕПЦ в церкви Св. Михаила в Ван-Найс, Калифорния . Не сумев полностью примирить евангелизм и православие, многие члены ЕПЦ официально присоединились к Антиохийской православной архиепархии Северной Америки в 1987 году. Некоторые другие присоединились к Православной церкви в Америке . Остальные остались независимыми и продолжают существовать как Евангелическая Православная Церковь. [43] [44] [45] [46]

Пентай [ править ]

Пэнтай термин на языках амхарского и тигринья , обозначающий христиан-евангелистов в Эфиопии и Эритрее . На это движение оказало влияние господствующее восточное православное христианство этих стран, а также пятидесятничество . Поскольку протестантизм является относительно новым явлением в Эфиопии, большинство пентаев - бывшие православные христиане. [47] [48] Многие из этих групп описывают свою религию как ортодоксальную в культурном отношении, но протестантскую по доктрине. Они насчитывают около 16 500 000 членов. [49] Купюры пентаи могут составлять до 19% населения Эфиопии . [50] будучи небольшим меньшинством в Эритрее . [51]

Список церквей [ править ]

См. также [ править ]

  • Армия Господня — евангелическое движение в Румынской Православной Церкви.
  • Движение Зои , иногда рассматриваемое как криптопротестантское движение в греческой церкви.
  • Духовное христианство — термин, относящийся к русским «народным протестантам», неправославному местному религиозному движению, возникшему в Российской империи из среды православных и беспоповских старообрядцев.

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фернандес Родригес, Хосе Мануэль (28 ноября 2016 г.). «Восточные протестантские и реформатские церкви «исторический и экуменический взгляд» » . Теология Ксавериана . 66 (182): 345–366. doi : 10.11144/javeriana.tx66-182.ioproh .
  2. ^ Милованович, Александра Джурич; Радич, Радмила (11 октября 2017 г.). «Части I, II, III». Православные христианские движения обновления в Восточной Европе . Спрингер. ISBN  978-3-319-63354-1 .
  3. ^ Леустин, Люциан Н. (30 мая 2014 г.). Восточное христианство и политика в XXI веке . Рутледж. стр. 8, 10, 484–485, 568, 587–589. ISBN  978-1-317-81866-3 .
  4. ^ Верфф, Лайл Л. Вандер (1977). Христианская миссия среди мусульман: история: англиканские и реформатские подходы в Индии и на Ближнем Востоке, 1800-1938 гг . Библиотека Уильяма Кэри. стр. 101–103. ISBN  978-0-87808-320-6 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Наследие – Сирийская церковь Маланкара Мар Тома» .
  6. ^ Фортескью, Адриан (1913). Меньшие восточные церкви . Лондон: Католическое общество истины. стр. 368–371, 374–375. ISBN  978-1-177-70798-5 . Малпан (учитель) колледжа Коттаям Авраам, который был священником (Катанар), тепло воспринял протестантские идеи. Доктор Ричардс с гордостью говорит о нем, что он был «Виклифом Сирийской церкви в Малабаре»... Реформаторы называют себя «христианами Мар Томаса». Они в значительной степени протестантизированы. Они не имеют изображений, осуждают идею евхаристической жертвы, не молятся ни святым, ни за умерших и используют в своих службах разговорный язык (малаялам)… Если бы мы только знали, каковы взгляды англиканской церкви в вопросах веры. таковы, было бы легче оценить мнение христиан Мар Фомы.
  7. ^ Нил, Стивен (2002). История христианства в Индии: 1707-1858 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 236–254. ISBN  0521893321 . Проверено 19 февраля 2016 г.
  8. ^ Куриан, Джордж Томас; Дэй, Сара Клодин (14 марта 2017 г.). Основной справочник деноминаций и служений . Книги Бейкера. ISBN  978-1-4934-0640-1 .
  9. ^ Палликуннил, Джеймсон К. (2017). Евхаристическая литургия: литургическая основа миссии в сирийской церкви Маланкара Мар Тома . АвторДом. ISBN  978-1-5246-7652-0 . Митрополит Юханон Мар Тома назвал ее «протестантской церковью, захваченной Востоком»... Как реформированная Восточная Церковь, она согласна с реформированными доктринами Западных Церквей. Таким образом, существует много общего в вере и доктрине между МТС и реформированными церквями Запада. В нынешнем понимании Церкви, точно так же, как Англиканская церковь является западной реформатской церковью, MTC является восточной реформатской церковью. Продолжая апостольскую епископскую традицию и древние восточные практики, она имеет много общего с Восточными Православными Церквами. Таким образом, ее считают «соединительной церковью».
  10. ^ Леустин, Люциан Н. (30 мая 2014 г.). Восточное христианство и политика в XXI веке . Рутледж. п. 568. ИСБН  978-1-317-81866-3 . Сирийские православные также стали объектом англиканской миссионерской деятельности, в результате чего церковь Мар Тома отделилась от православных в 1874 году, приняв англиканское исповедание веры и реформированную сирийскую литургию, соответствующую протестантским принципам.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хеммерли, Мария; Майер, Жан-Франсуа (23 мая 2016 г.). Православные идентичности в Западной Европе: миграция, расселение и инновации . Рутледж. п. 13. ISBN  9781317084914 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бебис, о. Василиос. «Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста, используемая Украинской Лютеранской Церковью, и ее недостающие элементы» .
  13. ^ Карельское религиозное движение Усховайзет.
  14. ^ Уэббер, Дэвид Джей (1992). «Почему лютеранская церковь является литургической церковью?» . Бетани Лютеранский колледж . Проверено 18 сентября 2018 г. Однако в византийском мире этот образец богослужения основывался не на литургической истории латинской церкви, как в случае с церковными орденами эпохи Реформации, а на литургической истории византийской церкви. (На самом деле именно это произошло с Украинской евангелической церковью Аугсбургского исповедания, которая опубликовала в своем Украинском евангелическом богослужебном справочнике 1933 года первый в истории лютеранский литургический порядок, основанный на историческом восточном обряде.)
  15. ^ «Церкви-члены» . Конфессиональная евангелическо-лютеранская конференция . Проверено 12 января 2018 г.
  16. ^ Вандер Верфф, Лайл Л. (1977). Христианская миссия среди мусульман: отчет: англиканские и реформатские подходы в Индии и на Ближнем Востоке, 1800-1938 гг . Серия Библиотеки Уильяма Кэри по исламоведению. Библиотека Уильяма Кэри. стр. 366 . ISBN  978-0-87808-320-6 .
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Кто такие ассирийцы? 10 вещей, которые нужно знать об их истории и вере» . Христианство.com .
  18. ^ «ОНН: Ассирия: иранские власти совершили набег на церковь» . unpo.org .
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бойнериан, Аведис (январь 2000 г.). «Важность армянских евангелических церквей для христианского свидетельства на Ближнем Востоке» . Международный обзор миссии . 89 (352): 76–86. дои : 10.1111/j.1758-6631.2000.tb00181.x .
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мелтон, Дж. Гордон; Бауманн, Мартин (21 сентября 2010 г.). Религии мира: Всеобъемлющая энциклопедия верований и практик, 2-е издание [6 томов] . АВС-КЛИО. п. 2956. ISBN  978-1-59884-204-3 .
  21. ^ Качадурян, Герант (5 сентября 2012 г.). Как это получилось: Мемуары . ЦРК Пресс. стр. 38–39. ISBN  978-981-4364-75-1 .
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Куриан, Джордж Томас; Лэмпорт, Марк А. (7 мая 2015 г.). Энциклопедия христианского образования . Роуман и Литтлфилд. п. 70. ИСБН  978-0-8108-8493-9 .
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Рахеб, Митри; Лэмпорт, Марк А. (15 декабря 2020 г.). Справочник Роумана и Литтлфилда по христианству на Ближнем Востоке . Роуман и Литтлфилд. стр. 284–285. ISBN  978-1-5381-2418-5 .
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Винтер, Джей (8 января 2004 г.). Америка и Геноцид армян 1915 года . Издательство Кембриджского университета. стр. 187–188. ISBN  978-1-139-45018-8 .
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рахеб, Митри; Лэмпорт, Марк А. (24 мая 2022 г.). Уцелевшая драгоценность: непреходящая история христианства на Ближнем Востоке . Wipf и Stock Publishers. стр. 113–114. ISBN  978-1-7252-6319-2 .
  26. ^ «Церковная история» . Евангелическая церковь Св. Фомы в Индии (steci) — епископальная церковь . Архивировано из оригинала 20 июля 2019 г. Проверено 20 июля 2019 г.
  27. ^ Иранский альманах и книга фактов (9-е изд.). Эхо Ирана. 1970.
  28. ^ Религия и нация: иранские местные и транснациональные сети в Великобритании . Книги Бергана. 2004. с. 199. ИСБН  1571815767 .
  29. ^ . 14 февраля 2012 г. https://web.archive.org/web/20120214135708/http://item.slide.com/r/1/112/i/f7Qa4Gm_5D8zh6Ty1TAbQZAUbTLofgrx/ . Архивировано из оригинала 14 февраля 2012 года. {{cite web}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  30. ^ «Перевод Библии на арамейский язык» . 31 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 31 мая 2015 г.
  31. ^ «Влияние Хайка на историю церкви» . Архивировано из оригинала 02 января 2005 г.
  32. ^ «Жена иранского лидера пятидесятников приговорена к 5 годам тюремного заключения за молитву с христианами» . www.christianpost.com . 31 января 2018 г.
  33. ^ Южно-индийское пятидесятническое движение в двадцатом веке . Паб Уильяма Б. Эрдманс. Компания 06 июня 2008 г. п. 54. ИСБН  9780802827340 .
  34. ^ «Верующая Восточная Церковь» . www.gfaau.org . Архивировано из оригинала 21 марта 2023 г. Проверено 6 сентября 2019 г.
  35. ^ «КП Йоханнан благословляет и освящает святые масла для верующих Восточной церкви» . 18 апреля 2018 г.
  36. ^ «Верующая Восточная Церковь» .
  37. ^ «Государство и религия в Румынии» (PDF) . Бухарест: Государственный секретариат по делам религии. 2019. стр. 37, 149–150. Архивировано из оригинала (PDF) 31 октября 2022 г. Проверено 31 мая 2021 г.
  38. ^ Оливье Жилле. «Религиозная ситуация в Румынии» . о-ре-ла.улб.бе . Междисциплинарный центр изучения религий и секуляризма (CIERL).
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Скарф, Алан (1 ноября 1975 г.). «Евангелическое крыло православной церкви в Румынии» . Религия в коммунистических странах . 3 (6): 15–19. дои : 10.1080/09637497508430738 . ISSN   0307-5974 .
  40. ^ Рамет, Сабрина П. (1992). Протестантизм и политика в Восточной Европе и России: коммунистическая и посткоммунистическая эпохи . Издательство Университета Дьюка. п. 187. ИСБН  978-0-8223-1241-3 .
  41. ^ Милованович, Александра Джурич; Радич, Радмила (11 октября 2017 г.). Православные христианские движения обновления в Восточной Европе . Спрингер. стр. 234–237. ISBN  978-3-319-63354-1 .
  42. ^ Кларк, Роланд (2021). Сектантство и обновление в Румынии 1920-х годов: пределы православия и национального строительства . Академик Блумсбери. стр. 169–193. дои : 10.5040/9781350100985 . ISBN  978-1-3501-0095-4 . S2CID   229431106 .
  43. ^ Ллойд Р. Томпсон, «Критический анализ Евангелической православной церкви (Апостольского ордена Нового Завета)» (докторская диссертация, Йельская школа богословия, 1979), 20.
  44. ^ Рут Стайлинг, «Исследование евангелической православной церкви» (магистерская диссертация, Далласская духовная семинария, май 1980 г.), 17-18.
  45. ^ Стив Барт, «Прослежено развитие евангелической церкви: двенадцать лет богословских изменений отходят от антиавторитетов», Daily Nexus (13 ноября 1979 г.): 2.
  46. ^ Д. Оливер Хербель, Обращение к традиции: новообращенные и создание Американской православной церкви (Oxford University Press, 2014), 104-117.
  47. ^ «Эфиопская культура – ​​религия» . Культурный атлас . Архивировано из оригинала 06 сентября 2019 г. Проверено 6 сентября 2019 г.
  48. ^ Эшете, Тибебе (2009). Евангелическое движение в Эфиопии: сопротивление и устойчивость . Издательство Университета Бэйлора. ISBN  9781602580022 .
  49. ^ «Пятидесятническое и харизматическое христианство в Эфиопии: историческое введение в практически неизведанное движение» . Исследовательские ворота .
  50. ^ Бейкер, Стефани (18 октября 2012 г.). «Религия в Эфиопии» . ethiogrio.com . Архивировано из оригинала 6 сентября 2019 года . Проверено 6 сентября 2019 г.
  51. ^ «ЭРИТРЕЯ» (PDF) .
  52. ^ Alexy II , ed. (2008). "Евангельские христиане" [Evangelical christians]. Православная энциклопедия [ Orthodox Encyclopedia ] (in Russian). Vol. 17. Москва: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия". pp. 40–44. ISBN  978-5-89572-030-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9daa27a7efaf4adad65b71ae6a4bf840__1719903360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/40/9daa27a7efaf4adad65b71ae6a4bf840.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Eastern Protestant Christianity - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)