Jump to content

Либеральное христианство

Либеральное христианство , также известное как либеральная теология и исторически как христианский модернизм (см. католический модернизм и полемика между фундаменталистами и модернистами ), [1] это движение, которое интерпретирует христианское учение, принимая во внимание современные знания, науку и этику. Он подчеркивает важность разума и опыта над авторитетом доктрины. Либеральные христиане рассматривают свою теологию как альтернативу как атеистическому рационализму , так и теологиям, основанным на традиционных интерпретациях внешнего авторитета, таких как Библия или священная традиция . [2] [3] [4]

Либеральная теология выросла из рационализма Просвещения и романтизма XVIII и XIX веков. К концу 19-го и началу 20-го веков оно характеризовалось принятием дарвиновской эволюции , использованием современной библейской критики и участием в движении Социального Евангелия . [5] Это был также период, когда либеральное богословие преобладало в протестантских церквях. Влияние либеральной теологии снизилось с ростом неоортодоксии в 1930-х годах и с теологией освобождения в 1960-х годах. [6] Католические формы либерального богословия возникли в конце 19 века. К 21 веку либеральное христианство стало экуменической традицией, включая как протестантов, так и католиков. [7]

В контексте богословия либерал не относится к политическому либерализму , и его также следует отличать от прогрессивного христианства . [1]

Либеральный протестантизм [ править ]

Либеральный протестантизм развился в XIX веке из осознанной необходимости адаптировать христианство к современному интеллектуальному контексту. С принятием Чарльза Дарвина теории естественного отбора некоторые традиционные христианские верования, такие как часть повествования о сотворении мира , стали трудно защищать. Не имея возможности обосновать веру исключительно обращением к Священному Писанию или личности Иисуса Христа , либералы, по словам теолога и интеллектуального историка Алистера МакГрата , «стремились закрепить эту веру в обычном человеческом опыте и интерпретировать ее способами, которые имели смысл в современном мире». мировоззрение». [8] Начиная с Германии, либеральная теология находилась под влиянием нескольких направлений мысли, включая Просвещения высокий взгляд пиетизма на человеческий разум и акцент на религиозном опыте и межконфессиональной терпимости. [9]

Источники религиозной власти, признанные либеральными протестантами, отличались от консервативных протестантов. Традиционные протестанты считали Библию исключительно авторитетной ( sola scriptura ); все учение, учение и сама церковь черпают из него авторитет. [10] Поэтому традиционный протестант мог бы утверждать, что «то, что говорит Писание, говорит Бог». [11] Либеральные христиане отвергли доктрину библейской безошибочности или непогрешимости . [12] в чем они видели идолопоклонство ( фетишизм ) Библии. [13] Вместо этого либералы стремились понять Библию посредством современной библейской критики , такой как историческая критика , которая начала использоваться в конце 1700-х годов, чтобы задаться вопросом, основаны ли библейские повествования на более старых текстах или записаны ли в Евангелиях настоящие слова Иисуса. [9] Использование этих методов библейской интерпретации привело либералов к выводу, что «ни одно из писаний Нового Завета нельзя назвать апостольским в том смысле, в котором оно традиционно считается таковым». [14] Этот вывод сделал sola scriptura несостоятельной позицией. Вместо этого либералы назвали исторического Иисуса «настоящим каноном христианской церкви». [15]

Немецкий теолог Уильям Вреде писал: «Как и любая другая настоящая наука, теология Нового Завета имеет свою цель сама по себе и совершенно безразлична ко всем догмам и систематическому богословию». Богослов Герман Гункель утверждал, что «дух исторического исследования теперь занял место традиционной доктрины вдохновения». [16] Епископальный епископ Джон Шелби Спонг заявил, что буквальное толкование Библии является ересью . [17] [18]

Обе группы также разошлись во мнениях относительно роли опыта в подтверждении утверждений об истине. Традиционные протестанты считали, что Священные Писания и откровения всегда подтверждают человеческий опыт и разум. Для либеральных протестантов существовало два основных источника религиозного авторитета: христианский опыт Бога, открытый в Иисусе Христе, и универсальный человеческий опыт. Другими словами, только обращение к обычному человеческому разуму и опыту может подтвердить истинность утверждений христианства. [19]

В целом либеральных христиан не беспокоит наличие библейских ошибок или противоречий. [12] Либералы отказались от традиционных доктрин или переосмыслили их в свете последних знаний. Например, традиционное учение о первородном грехе было отвергнуто как заимствованное у Августина Гиппопотама , чьи взгляды на Новый Завет, как полагали, были искажены его причастностью к манихейству . Христология также была переосмыслена. Либералы подчеркивали человечность Христа , и его божественность стала «подтверждением того, что Иисус является примером качеств, которым человечество в целом могло бы надеяться подражать». [8]

Иисуса Либеральные христиане стремились возвысить гуманное учение как стандарт мировой цивилизации, свободной от культовых традиций и следов традиционно языческих типов веры в сверхъестественное . [20] В результате либеральные христиане уделяли меньше внимания чудесным событиям, связанным с жизнью Иисуса, чем его учению. [21] Споры о том, была ли вера в чудеса простым суеверием или необходима для принятия божественности Христа, стали кризисом внутри церкви XIX века, для решения которого искали богословские компромиссы. [22] [ необходимы страницы ] Некоторые либералы предпочитают читать чудеса Иисуса как метафорические повествования, позволяющие понять силу Божью. [23] [ нужен лучший источник ] Не все богословы с либеральными наклонностями отвергают возможность чудес, но многие отвергают полемизм, который влечет за собой отрицание или утверждение. [24]

Либерализм девятнадцатого века с оптимизмом смотрел на будущее, в котором человечество продолжит добиваться большего прогресса. [8] Этот оптимистический взгляд на историю иногда интерпретировался как строительство Царства Божьего в мире. [9]

Развитие [ править ]

Корни либерального христианства уходят в 16 век, когда такие христиане, как Эразм и деисты, пытались удалить из христианства то, что они считали суеверными элементами, и «оставить только его основные учения (рациональная любовь к Богу и человечеству)». [21]

реформатор Теолог- Фридрих Шлейермахер (1768–1834) часто считается отцом либерального протестантизма. [9] В ответ на романтизма разочарование в рационализме Просвещения Шлейермахер утверждал, что Бога можно познать только посредством чувства, а не разума. В теологии Шлейермахера религия — это чувство абсолютной зависимости от Бога. Человечество осознает свой собственный грех и свою потребность в искуплении, которое может быть осуществлено только Иисусом Христом. Для Шлейермахера вера проявляется внутри религиозного сообщества, а не изолированно. Это означало, что теология всегда отражает определенный религиозный контекст, что открыло Шлейрмахеру обвинения в релятивизме . [25]

Альбрехт Ритчль (1822–1889) не соглашался с акцентом Шлейермахера на чувствах. Он считал, что религиозная вера должна основываться на истории, особенно на исторических событиях Нового Завета. [26] При изучении истории без учета чудесных событий Ритчль полагал, что Новый Завет подтверждает божественную миссию Иисуса. Он отверг такие доктрины, как непорочное зачатие Иисуса и Троица . [27] Христианская жизнь Ритчля была посвящена этической деятельности и развитию, поэтому он понимал доктрины как оценочные суждения, а не как утверждения фактов. [26] Под влиянием философии Иммануила Канта Ритчль рассматривал «религию как триумф духа (или морального агента) над естественным происхождением человечества и окружающей средой». [27] Идеи Ритчля будут подхвачены другими, и ритшлианство останется важной богословской школой в немецком протестантизме до Первой мировой войны. Среди выдающихся последователей Ритчля — Вильгельм Херрманн , Юлиус Кафтан и Адольф фон Гарнак . [26]

Либеральный католицизм [ править ]

Католические формы теологического либерализма существуют с XIX века в Англии, Франции и Италии. [28] В конце 19 — начале 20 веков внутри католической церкви развилось либеральное богословское движение, известное как католический модернизм . [29] Как и либеральный протестантизм, католический модернизм был попыткой привести католицизм в соответствие с Просвещением. Теологи-модернисты одобряли радикальную библейскую критику и были готовы подвергнуть сомнению традиционные христианские доктрины, особенно христологию. Они также подчеркивали этические аспекты христианства, а не теологические. Важными писателями-модернистами являются Альфред Луази и Джордж Тиррелл . [30] Модернизм был осужден как еретический . руководством католической церкви [29]

Осуждение Папой модернизма и американизма замедлило развитие либеральной католической традиции в Соединенных Штатах. Однако после Второго Ватиканского Собора либеральное богословие пережило возрождение. Среди либеральных католических богословов — Дэвид Трейси и Фрэнсис Шусслер Фиоренца . [28]

Влияние в США [ править ]

Либеральное христианство оказало наибольшее влияние на основные протестантские церкви в начале 20 века, когда его сторонники считали, что изменения, которые оно принесет, станут будущим христианской церкви. Его величайшим и наиболее влиятельным проявлением было Христианское Социальное Евангелие , самым влиятельным представителем которого был американский баптист Уолтер Раушенбуш . Раушенбуш выделил четыре институционализированных духовных зла в американской культуре (которые он определил как черты «надличностных образований», организаций, способных иметь моральную свободу действий): это индивидуализм , капитализм , национализм и милитаризм . [31]

Другие последующие богословские движения внутри основной протестантской линии США включали политическую теологию освобождения , философские формы постмодернистского христианства и такие разнообразные богословские влияния, как христианский экзистенциализм (начавшийся с Сёрена Кьеркегора) . [32] и включая других теологов и ученых, таких как Рудольф Бультманн. [33] и Пол Тиллих [34] ) и даже консервативные движения, такие как неоевангелизм , неоортодоксальность и палеоортодоксальность . Дину М. Келли , либеральному социологу, в начале 1970-х годов было поручено изучить эту проблему, и он определил потенциальную причину упадка либеральных церквей: то, что некоторые считали чрезмерной политизацией Евангелия, и особенно его очевидной связывание Евангелия с лево-демократическими/прогрессивными политическими идеями. [35]

В 1990-е и 2000-е годы произошло возрождение недоктринальных богословских работ по библейской экзегезе и богословию, примером которых являются такие фигуры, как Маркус Борг , Джон Доминик Кроссан , Джон Шелби Спонг , [36] Карен Армстронг и Скотти МакЛеннан .

Богословы и авторы [ править ]

Англиканец и протестант [ править ]

Римско-католический [ править ]

Другое [ править ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гурренц, Бенджамин Т. «Христианский модернизм» . Арда . Ассоциация архивов религиозных данных . Архивировано из оригинала 31 июля 2019 года.
  2. ^ Дорриен (2001 , стр. xiii, xxiii): «Либеральное христианское богословие - это традиция, берущая начало в протестантских попытках конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков переосмыслить значение традиционного христианского учения в свете современных знаний и современные этические ценности. Это не революционная, а реформистская по духу и сути идея подлинного христианства, не основанного на внешнем авторитете. Либеральная теология стремится переосмыслить символы традиционного христианства таким образом, чтобы создать прогрессивную религиозную альтернативу. атеистическому рационализму и теологиям, основанным на внешнем авторитете».
  3. ^ «Богословский либерализм» : «Богословский либерализм, форма религиозной мысли, которая устанавливает религиозные исследования на основе нормы, отличной от авторитета традиции. Это оказало важное влияние на протестантизм примерно с середины 17 века до 1920-х годов. "
  4. ^ МакГрат (2013 , стр. 196): «Программа либерализма требовала значительной степени гибкости по отношению к традиционному христианскому богословию. Ее ведущие авторы утверждали, что реконструкция веры необходима, если христианство должно оставаться серьезным интеллектуальным выбором в современном мире. По этой причине они требовали определенной степени свободы в отношении доктринального наследия христианства, с одной стороны, и традиционных методов библейской интерпретации, с другой, там, где традиционные способы толкования Писания или традиционные верования, казалось, были скомпрометированы развитием событий. в человеческом знании было крайне необходимо отбросить их или дать новую интерпретацию, чтобы привести их в соответствие с тем, что теперь известно о мире».
  5. ^ Дорриен 2001 , с. XVIII.
  6. ^ Дорриен 2001 , с. хв.
  7. ^ Дорриен 2001 , с. хх.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с МакГрат 2013 , с. 196.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кэмпбелл 1996 , с. 128.
  10. ^ Огден 1976 , стр. 405–406.
  11. ^ Огден 1976 , с. 408.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Криссайдс, Джордж Д. (2010). Христианство сегодня: Введение . Религия сегодня. Академик Блумсбери. п. 21. ISBN  978-1-84706-542-1 . Проверено 30 августа 2020 г.
  13. ^ Дорриен, Гарри Дж. (2000). Бартианский бунт в современной теологии: теология без оружия . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 112. ИСБН  978-0-664-22151-5 . Проверено 30 августа 2020 г.
  14. ^ Огден 1976 , стр. 408–409.
  15. ^ Огден 1976 , с. 409.
  16. ^ Лайонс, Уильям Джон (1 июля 2002 г.). Канон и экзегеза: каноническая практика и повествование о Содоме . А&С Черный. п. 17. ISBN  978-0-567-40343-8 . О связи между результатами своей работы и задачами христианской теологии Вреде пишет, что то, как «систематический богослов добивается своих результатов и обращается с ними, — это его личное дело». Как и всякая другая настоящая наука, богословие Нового Завета имеет свою цель просто само по себе и совершенно безразлично ко всем догмам и систематическому богословию» (1973: 69).16 В 1920-х годах Х. Гункель суммировал аргументы против библейского богословия в Ветхом Завете. исследуйте таким образом: «Недавно произошедший феномен замены библейского богословия историей израильской религии следует объяснить тем фактом, что дух исторического исследования теперь занял место традиционной доктрины вдохновения» (1927–31: 1090). –91, цитируется Чайлдсом 1992а: 6).
  17. ^ Челлью-Ходж, Кэндис (24 февраля 2016 г.). «Почему читать Библию буквально — это ересь: интервью с Джоном Шелби Спонгом» . Религиозные послания . Проверено 19 июня 2021 г.
  18. ^ Спонг, Джон Шелби (16 февраля 2016 г.). «Постановка проблемы, подготовка сцены». Библейский буквализм: языческая ересь: путешествие в новое христианство через двери Евангелия от Матфея . ХарперУан. п. 22. ISBN  978-0-06-236233-9 . Теперь я считаю, что для правильного чтения Евангелий требуется знание еврейской культуры, еврейских символов, еврейских икон и традиций еврейского повествования. Это требует понимания того, что евреи называют «мидрашем». Только те люди, которые совершенно не знали об этих вещах, могли когда-либо подумать, что Евангелия следует читать буквально.
  19. ^ Огден 1976 , стр. 409–411.
  20. ^ Мак 1993 , с. 29.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вудхед 2002 , стр. 186, 193.
  22. ^ Создание американской либеральной теологии: воображение прогрессивной религии 1805–1900 , под редакцией Гэри Дж. Дорриена (Westminster John Knox Press, 2001), passim , ищите чудеса.
  23. ^ Брэндом 2000 , стр. 76.
  24. ^ Дорриен 2003 , стр. 233, 413, 436.
  25. ^ Тамилио 2002 .
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Модернизм: христианский модернизм» .
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бесплатно 2018 .
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дорриен 2002 , с. 203.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1996 , с. 74.
  30. ^ МакГрат 2013 , с. 198.
  31. ^ Раушенбуш, Богословие социального Евангелия , 1917.
  32. ^ «Заключительный ненаучный постскриптум», автор псевдонима Йоханнес Климакус, 1846 г.
  33. ^ История синоптической традиции
  34. ^ Мужество быть .
  35. ^ Келли, Дин М. (1972) Почему консервативные церкви растут
  36. ^ Спасение Библии от фундаментализма
  37. ^ Алистер МакГрат. Христианское богословие: Введение . 5-я ред. ред. Wiley, 2011. Посмотрите в индекс «Шлейермахера» или «абсолютную зависимость» и увидите, что они почти всегда соседствуют.
  38. ^ Конгдон, Дэвид В. (2015). Миссия демифологизации: диалектическая теология Рудольфа Бультмана . Крепость Пресс. п. 108. ИСБН  978-1-4514-8792-3 . [Пер Рудольф Бультманн] в своей лекции в феврале 1924 года о «новейшем богословском движении», представленном, по его словам, Бартом, Гогартеном и Турнейсеном, когда он явно противопоставляет это новое движение Херрманну и Трельчу как представителям либеральной теологии. Затем Бультманн формулирует тезис своей лекции: «Объектом [ Gegenstand ] теологии является Бог, и обвинение против либеральной теологии состоит в том, что она имеет дело не с Богом, а с людьми». В этой статье мы видим созревание утверждения, высказанного в его лекции в Эйзенахе в 1920 году, а именно, что либеральное богословие неспособно отразить специфическое содержание христианской веры. В этой ранней работе он противопоставляет духовное содержание подлинной религии либеральному акценту на определенной моралистической форме.
  39. ^ Веб-страница Peace Action по адресу http://www.peace-action.org/history.

Источники [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4ba6bb35813cdeb19bc2334fbc408ba2__1717348980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/a2/4ba6bb35813cdeb19bc2334fbc408ba2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Liberal Christianity - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)