Либеральное христианство
Часть серии о |
История Христианское богословие |
---|
Христианский портал |
Часть серии о |
протестантизм |
---|
Христианский портал |
Часть серии о |
Либерализм |
---|
Либеральное христианство , также известное как либеральная теология и исторически как христианский модернизм (см. католический модернизм и полемика между фундаменталистами и модернистами ), [1] это движение, которое интерпретирует христианское учение, принимая во внимание современные знания, науку и этику. Он подчеркивает важность разума и опыта над авторитетом доктрины. Либеральные христиане рассматривают свою теологию как альтернативу как атеистическому рационализму , так и теологиям, основанным на традиционных интерпретациях внешнего авторитета, таких как Библия или священная традиция . [2] [3] [4]
Либеральная теология выросла из рационализма Просвещения и романтизма XVIII и XIX веков. К концу 19-го и началу 20-го веков оно характеризовалось принятием дарвиновской эволюции , использованием современной библейской критики и участием в движении Социального Евангелия . [5] Это был также период, когда либеральное богословие преобладало в протестантских церквях. Влияние либеральной теологии снизилось с ростом неоортодоксии в 1930-х годах и с теологией освобождения в 1960-х годах. [6] Католические формы либерального богословия возникли в конце 19 века. К 21 веку либеральное христианство стало экуменической традицией, включая как протестантов, так и католиков. [7]
В контексте богословия либерал не относится к политическому либерализму , и его также следует отличать от прогрессивного христианства . [1]
Либеральный протестантизм [ править ]
Либеральный протестантизм развился в XIX веке из осознанной необходимости адаптировать христианство к современному интеллектуальному контексту. С принятием Чарльза Дарвина теории естественного отбора некоторые традиционные христианские верования, такие как часть повествования о сотворении мира , стали трудно защищать. Не имея возможности обосновать веру исключительно обращением к Священному Писанию или личности Иисуса Христа , либералы, по словам теолога и интеллектуального историка Алистера МакГрата , «стремились закрепить эту веру в обычном человеческом опыте и интерпретировать ее способами, которые имели смысл в современном мире». мировоззрение». [8] Начиная с Германии, либеральная теология находилась под влиянием нескольких направлений мысли, включая Просвещения высокий взгляд пиетизма на человеческий разум и акцент на религиозном опыте и межконфессиональной терпимости. [9]
Источники религиозной власти, признанные либеральными протестантами, отличались от консервативных протестантов. Традиционные протестанты считали Библию исключительно авторитетной ( sola scriptura ); все учение, учение и сама церковь черпают из него авторитет. [10] Поэтому традиционный протестант мог бы утверждать, что «то, что говорит Писание, говорит Бог». [11] Либеральные христиане отвергли доктрину библейской безошибочности или непогрешимости . [12] в чем они видели идолопоклонство ( фетишизм ) Библии. [13] Вместо этого либералы стремились понять Библию посредством современной библейской критики , такой как историческая критика , которая начала использоваться в конце 1700-х годов, чтобы задаться вопросом, основаны ли библейские повествования на более старых текстах или записаны ли в Евангелиях настоящие слова Иисуса. [9] Использование этих методов библейской интерпретации привело либералов к выводу, что «ни одно из писаний Нового Завета нельзя назвать апостольским в том смысле, в котором оно традиционно считается таковым». [14] Этот вывод сделал sola scriptura несостоятельной позицией. Вместо этого либералы назвали исторического Иисуса «настоящим каноном христианской церкви». [15]
Немецкий теолог Уильям Вреде писал: «Как и любая другая настоящая наука, теология Нового Завета имеет свою цель сама по себе и совершенно безразлична ко всем догмам и систематическому богословию». Богослов Герман Гункель утверждал, что «дух исторического исследования теперь занял место традиционной доктрины вдохновения». [16] Епископальный епископ Джон Шелби Спонг заявил, что буквальное толкование Библии является ересью . [17] [18]
Обе группы также разошлись во мнениях относительно роли опыта в подтверждении утверждений об истине. Традиционные протестанты считали, что Священные Писания и откровения всегда подтверждают человеческий опыт и разум. Для либеральных протестантов существовало два основных источника религиозного авторитета: христианский опыт Бога, открытый в Иисусе Христе, и универсальный человеческий опыт. Другими словами, только обращение к обычному человеческому разуму и опыту может подтвердить истинность утверждений христианства. [19]
В целом либеральных христиан не беспокоит наличие библейских ошибок или противоречий. [12] Либералы отказались от традиционных доктрин или переосмыслили их в свете последних знаний. Например, традиционное учение о первородном грехе было отвергнуто как заимствованное у Августина Гиппопотама , чьи взгляды на Новый Завет, как полагали, были искажены его причастностью к манихейству . Христология также была переосмыслена. Либералы подчеркивали человечность Христа , и его божественность стала «подтверждением того, что Иисус является примером качеств, которым человечество в целом могло бы надеяться подражать». [8]
Иисуса Либеральные христиане стремились возвысить гуманное учение как стандарт мировой цивилизации, свободной от культовых традиций и следов традиционно языческих типов веры в сверхъестественное . [20] В результате либеральные христиане уделяли меньше внимания чудесным событиям, связанным с жизнью Иисуса, чем его учению. [21] Споры о том, была ли вера в чудеса простым суеверием или необходима для принятия божественности Христа, стали кризисом внутри церкви XIX века, для решения которого искали богословские компромиссы. [22] [ необходимы страницы ] Некоторые либералы предпочитают читать чудеса Иисуса как метафорические повествования, позволяющие понять силу Божью. [23] [ нужен лучший источник ] Не все богословы с либеральными наклонностями отвергают возможность чудес, но многие отвергают полемизм, который влечет за собой отрицание или утверждение. [24]
Либерализм девятнадцатого века с оптимизмом смотрел на будущее, в котором человечество продолжит добиваться большего прогресса. [8] Этот оптимистический взгляд на историю иногда интерпретировался как строительство Царства Божьего в мире. [9]
Развитие [ править ]
Корни либерального христианства уходят в 16 век, когда такие христиане, как Эразм и деисты, пытались удалить из христианства то, что они считали суеверными элементами, и «оставить только его основные учения (рациональная любовь к Богу и человечеству)». [21]
реформатор Теолог- Фридрих Шлейермахер (1768–1834) часто считается отцом либерального протестантизма. [9] В ответ на романтизма разочарование в рационализме Просвещения Шлейермахер утверждал, что Бога можно познать только посредством чувства, а не разума. В теологии Шлейермахера религия — это чувство абсолютной зависимости от Бога. Человечество осознает свой собственный грех и свою потребность в искуплении, которое может быть осуществлено только Иисусом Христом. Для Шлейермахера вера проявляется внутри религиозного сообщества, а не изолированно. Это означало, что теология всегда отражает определенный религиозный контекст, что открыло Шлейрмахеру обвинения в релятивизме . [25]
Альбрехт Ритчль (1822–1889) не соглашался с акцентом Шлейермахера на чувствах. Он считал, что религиозная вера должна основываться на истории, особенно на исторических событиях Нового Завета. [26] При изучении истории без учета чудесных событий Ритчль полагал, что Новый Завет подтверждает божественную миссию Иисуса. Он отверг такие доктрины, как непорочное зачатие Иисуса и Троица . [27] Христианская жизнь Ритчля была посвящена этической деятельности и развитию, поэтому он понимал доктрины как оценочные суждения, а не как утверждения фактов. [26] Под влиянием философии Иммануила Канта Ритчль рассматривал «религию как триумф духа (или морального агента) над естественным происхождением человечества и окружающей средой». [27] Идеи Ритчля будут подхвачены другими, и ритшлианство останется важной богословской школой в немецком протестантизме до Первой мировой войны. Среди выдающихся последователей Ритчля — Вильгельм Херрманн , Юлиус Кафтан и Адольф фон Гарнак . [26]
Либеральный католицизм [ править ]
Католические формы теологического либерализма существуют с XIX века в Англии, Франции и Италии. [28] В конце 19 — начале 20 веков внутри католической церкви развилось либеральное богословское движение, известное как католический модернизм . [29] Как и либеральный протестантизм, католический модернизм был попыткой привести католицизм в соответствие с Просвещением. Теологи-модернисты одобряли радикальную библейскую критику и были готовы подвергнуть сомнению традиционные христианские доктрины, особенно христологию. Они также подчеркивали этические аспекты христианства, а не теологические. Важными писателями-модернистами являются Альфред Луази и Джордж Тиррелл . [30] Модернизм был осужден как еретический . руководством католической церкви [29]
Осуждение Папой модернизма и американизма замедлило развитие либеральной католической традиции в Соединенных Штатах. Однако после Второго Ватиканского Собора либеральное богословие пережило возрождение. Среди либеральных католических богословов — Дэвид Трейси и Фрэнсис Шусслер Фиоренца . [28]
Влияние в США [ править ]
Либеральное христианство оказало наибольшее влияние на основные протестантские церкви в начале 20 века, когда его сторонники считали, что изменения, которые оно принесет, станут будущим христианской церкви. Его величайшим и наиболее влиятельным проявлением было Христианское Социальное Евангелие , самым влиятельным представителем которого был американский баптист Уолтер Раушенбуш . Раушенбуш выделил четыре институционализированных духовных зла в американской культуре (которые он определил как черты «надличностных образований», организаций, способных иметь моральную свободу действий): это индивидуализм , капитализм , национализм и милитаризм . [31]
Другие последующие богословские движения внутри основной протестантской линии США включали политическую теологию освобождения , философские формы постмодернистского христианства и такие разнообразные богословские влияния, как христианский экзистенциализм (начавшийся с Сёрена Кьеркегора) . [32] и включая других теологов и ученых, таких как Рудольф Бультманн. [33] и Пол Тиллих [34] ) и даже консервативные движения, такие как неоевангелизм , неоортодоксальность и палеоортодоксальность . Дину М. Келли , либеральному социологу, в начале 1970-х годов было поручено изучить эту проблему, и он определил потенциальную причину упадка либеральных церквей: то, что некоторые считали чрезмерной политизацией Евангелия, и особенно его очевидной связывание Евангелия с лево-демократическими/прогрессивными политическими идеями. [35]
В 1990-е и 2000-е годы произошло возрождение недоктринальных богословских работ по библейской экзегезе и богословию, примером которых являются такие фигуры, как Маркус Борг , Джон Доминик Кроссан , Джон Шелби Спонг , [36] Карен Армстронг и Скотти МакЛеннан .
Богословы и авторы [ править ]
Англиканец и протестант [ править ]
- Фридрих Даниэль Эрнст Шлейермахер (1768–1834), которого часто называют «отцом либеральной теологии », утверждал, что религиозный опыт носит интроспективный характер и что наиболее истинное понимание Бога состоит из «чувства абсолютной зависимости». [37]
- Чарльз Огастес Бриггс (1841–1913), профессор Союзной теологической семинарии , один из первых сторонников более высокой критики Библии .
- Генри Уорд Бичер (1813–1887), американский проповедник, который оставил после себя кальвинистскую ортодоксальность своего знаменитого отца, преподобного Лаймана Бичера , чтобы вместо этого проповедовать социальное евангелие либерального христианства.
- Адольф фон Гарнак (1851–1930), немецкий теолог и историк церкви , пропагандировал социальное Евангелие; написал основополагающий труд по исторической теологии под названием Lehrbuch der Dogmengeschichte («История догмы»).
- Чарльз Филлмор (1854–1948), христианский мистик, находившийся под влиянием Эмерсона ; соучредитель, вместе со своей женой Миртл Филлмор , Церкви Единства .
- Гастингс Рашдалл (1858–1924), английский философ, теолог и англиканский священник. Декан Карлайла с 1917 по 1924 год. Автор книги «Доктрина и развитие» (1898).
- Уолтер Раушенбуш (1861–1918), американский баптист, автор книги «Богословие социального Евангелия», которая дала движению окончательное богословское определение.
- Гарри Эмерсон Фосдик (1878–1969), северный баптист в Нью-Йорке , пастор-основатель церкви Риверсайд в 1922 году.
- Рудольф Бультманн (1884–1976), немецкий ученый-библеист, либеральный христианский богослов до 1924 года. [ нужны разъяснения ] [38] Бультманн был скорее экзистенциалистом, чем «либералом», как ясно показывает его защита исцелений Иисуса в «Истории синоптической традиции».
- Пауль Тиллих (1886–1965), выдающаяся фигура либерального христианства; синтезировал либеральную протестантскую теологию с экзистенциалистской философией , но позже стал причисляться к «неоортодоксальным».
- Лесли Уэзерхед (1893–1976), английский проповедник и автор книг «Воля Божия» и «Христианский агностик».
- Джеймс Пайк (1913–1969), епископальный епископ , Калифорнийской епархии 1958–1966. Ранний телевизионный проповедник в качестве настоятеля собора Св. Иоанна Богослова в Нью-Йорке; защитник социального Евангелия и сторонник гражданских прав; автор книг « Если это ересь» и «Другая сторона» ; в более позднем возрасте изучал христианское происхождение и спиритуализм.
- Ллойд Гиринг (род. 1918), новозеландский либеральный богослов.
- Пол Мур-младший (1919–2003), 13-й епископальный епископ . Нью-Йоркской епархии
- Джон А.Т. Робинсон 1919–1983), англиканский епископ Вулиджа ( , автор книги «Честно перед Богом» ; позже посвятил себя демонстрации очень раннего авторства писаний Нового Завета, опубликовав свои выводы в книге «Редактирование Нового Завета» .
- Джон Хик (1922–2012), британский философ религии и либеральный богослов, известный своим отрицанием Воплощения и защитой широчайшего и религиозного плюрализма или неисключительности, как объяснено в его влиятельной работе « Миф о воплощенном Боге» .
- Уильям Слоан Коффин (1924–2006), старший служитель церкви Риверсайд в Нью-Йорке и президент SANE / Freeze (ныне Peace Action ). [39]
- Кристофер Морс (р. 1935), почетный профессор систематического богословия Союзной теологической семинарии, известный своей теологией верного неверия.
- Джон Шелби Спонг (1931–2021), епископальный епископ и очень плодовитый автор таких книг, как «Новое христианство для нового мира» , в которых он писал о своем неприятии исторических религиозных и христианских верований, таких как теизм (традиционная концепция Бога как существующее существо), загробная жизнь , чудеса и Воскресение .
- Ричард Холлоуэй (р. 1933), епископ Эдинбургский с 1986 по 2000 год. [ нужны разъяснения ]
- Рубем Алвес (1938–2014), бразилец, бывший пресвитерианец , бывший министр, профессор UNICAMP на пенсии , выдающаяся фигура в теологическом движении освобождения .
- Мэтью Фокс (р. 1940), бывший римско-католический священник Ордена проповедников ; в настоящее время американский епископальный священник и богослов, известный своим синтезом либерального христианского богословия с концепциями Нью Эйдж в своих идеях «духовности творения», «изначального благословения» и плодотворной работы над « Космическим Христом »; основатель творческой духовности .
- Маркус Борг (1942–2015) американский библеист , плодовитый автор, участник семинара Иисуса .
- Робин Мейерс (р. 1952) пастор Объединенной церкви Христа и профессор социальной справедливости. Автор книги «Спасение Иисуса от церкви» .
- Майкл Дауд (1958-2023) Религиозный теолог-натуралист, доказательный евангелист и пропагандист « Большой истории» и « Эпоса эволюции» .
Римско-католический [ править ]
- Томас Берри (1914–2009), американский священник -пассионист , историк культуры, геолог и космолог.
- Ханс Кюнг (1928–2021), швейцарский теолог. В 1979 году у него отозвали лицензию на преподавание католического богословия из-за его громкого неприятия доктрины непогрешимости Папы , но он остался священником с хорошей репутацией.
- Джон Доминик Кроссан (р. 1934), бывший католик и бывший священник, исследователь Нового Завета, соучредитель критического либерального семинара «Иисус» .
- Элизабет Шюсслер Фиоренца (1938 г.р.), немецкий феминистка теолог- и профессор Гарвардской школы богословия
Другое [ править ]
- Уильям Эллери Ченнинг (1780–1842), унитарный либеральный богослов в Соединенных Штатах, отвергавший Троицу и силу авторитета Священных Писаний в пользу чисто рационалистической « естественной религии ».
- Скотти МакЛеннан (род. 1948) Министр- унитарист-универсалист , Стэнфордского университета и писатель. профессор
См. также [ править ]
- Библейская герменевтика
- Христианский атеизм
- Тезис о конфликте (или тезис о войне )
- Теология смерти Бога
- Европейская либеральная протестантская сеть
- Евангелические левые
- Экзистенциалистская теология
- Свободные христиане (Великобритания)
- Церковь на Фонтанной улице
- Споры фундаменталистов и модернистов
- Историчность Библии
- Семинар Иисуса
- Либеральный англо-католицизм
- Теология освобождения
- Умеренное христианство
- Моралистический терапевтический деизм
- Постлиберальная теология
- Постмодернистское христианство
- Религиозный либерализм
- Религиозный плюрализм
- Риверсайдская церковь
- Светское богословие
- Унитарный универсализм
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гурренц, Бенджамин Т. «Христианский модернизм» . Арда . Ассоциация архивов религиозных данных . Архивировано из оригинала 31 июля 2019 года.
- ^ Дорриен (2001 , стр. xiii, xxiii): «Либеральное христианское богословие - это традиция, берущая начало в протестантских попытках конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков переосмыслить значение традиционного христианского учения в свете современных знаний и современные этические ценности. Это не революционная, а реформистская по духу и сути идея подлинного христианства, не основанного на внешнем авторитете. Либеральная теология стремится переосмыслить символы традиционного христианства таким образом, чтобы создать прогрессивную религиозную альтернативу. атеистическому рационализму и теологиям, основанным на внешнем авторитете».
- ^ «Богословский либерализм» : «Богословский либерализм, форма религиозной мысли, которая устанавливает религиозные исследования на основе нормы, отличной от авторитета традиции. Это оказало важное влияние на протестантизм примерно с середины 17 века до 1920-х годов. "
- ^ МакГрат (2013 , стр. 196): «Программа либерализма требовала значительной степени гибкости по отношению к традиционному христианскому богословию. Ее ведущие авторы утверждали, что реконструкция веры необходима, если христианство должно оставаться серьезным интеллектуальным выбором в современном мире. По этой причине они требовали определенной степени свободы в отношении доктринального наследия христианства, с одной стороны, и традиционных методов библейской интерпретации, с другой, там, где традиционные способы толкования Писания или традиционные верования, казалось, были скомпрометированы развитием событий. в человеческом знании было крайне необходимо отбросить их или дать новую интерпретацию, чтобы привести их в соответствие с тем, что теперь известно о мире».
- ^ Дорриен 2001 , с. XVIII.
- ^ Дорриен 2001 , с. хв.
- ^ Дорриен 2001 , с. хх.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с МакГрат 2013 , с. 196.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кэмпбелл 1996 , с. 128.
- ^ Огден 1976 , стр. 405–406.
- ^ Огден 1976 , с. 408.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Криссайдс, Джордж Д. (2010). Христианство сегодня: Введение . Религия сегодня. Академик Блумсбери. п. 21. ISBN 978-1-84706-542-1 . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Дорриен, Гарри Дж. (2000). Бартианский бунт в современной теологии: теология без оружия . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 112. ИСБН 978-0-664-22151-5 . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Огден 1976 , стр. 408–409.
- ^ Огден 1976 , с. 409.
- ^ Лайонс, Уильям Джон (1 июля 2002 г.). Канон и экзегеза: каноническая практика и повествование о Содоме . А&С Черный. п. 17. ISBN 978-0-567-40343-8 .
О связи между результатами своей работы и задачами христианской теологии Вреде пишет, что то, как «систематический богослов добивается своих результатов и обращается с ними, — это его личное дело». Как и всякая другая настоящая наука, богословие Нового Завета имеет свою цель просто само по себе и совершенно безразлично ко всем догмам и систематическому богословию» (1973: 69).16 В 1920-х годах Х. Гункель суммировал аргументы против библейского богословия в Ветхом Завете. исследуйте таким образом: «Недавно произошедший феномен замены библейского богословия историей израильской религии следует объяснить тем фактом, что дух исторического исследования теперь занял место традиционной доктрины вдохновения» (1927–31: 1090). –91, цитируется Чайлдсом 1992а: 6).
- ^ Челлью-Ходж, Кэндис (24 февраля 2016 г.). «Почему читать Библию буквально — это ересь: интервью с Джоном Шелби Спонгом» . Религиозные послания . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ Спонг, Джон Шелби (16 февраля 2016 г.). «Постановка проблемы, подготовка сцены». Библейский буквализм: языческая ересь: путешествие в новое христианство через двери Евангелия от Матфея . ХарперУан. п. 22. ISBN 978-0-06-236233-9 .
Теперь я считаю, что для правильного чтения Евангелий требуется знание еврейской культуры, еврейских символов, еврейских икон и традиций еврейского повествования. Это требует понимания того, что евреи называют «мидрашем». Только те люди, которые совершенно не знали об этих вещах, могли когда-либо подумать, что Евангелия следует читать буквально.
- ^ Огден 1976 , стр. 409–411.
- ^ Мак 1993 , с. 29.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вудхед 2002 , стр. 186, 193.
- ^ Создание американской либеральной теологии: воображение прогрессивной религии 1805–1900 , под редакцией Гэри Дж. Дорриена (Westminster John Knox Press, 2001), passim , ищите чудеса.
- ^ Брэндом 2000 , стр. 76.
- ^ Дорриен 2003 , стр. 233, 413, 436.
- ^ Тамилио 2002 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Модернизм: христианский модернизм» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бесплатно 2018 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дорриен 2002 , с. 203.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1996 , с. 74.
- ^ МакГрат 2013 , с. 198.
- ^ Раушенбуш, Богословие социального Евангелия , 1917.
- ^ «Заключительный ненаучный постскриптум», автор псевдонима Йоханнес Климакус, 1846 г.
- ^ История синоптической традиции
- ^ Мужество быть .
- ^ Келли, Дин М. (1972) Почему консервативные церкви растут
- ^ Спасение Библии от фундаментализма
- ^ Алистер МакГрат. Христианское богословие: Введение . 5-я ред. ред. Wiley, 2011. Посмотрите в индекс «Шлейермахера» или «абсолютную зависимость» и увидите, что они почти всегда соседствуют.
- ^ Конгдон, Дэвид В. (2015). Миссия демифологизации: диалектическая теология Рудольфа Бультмана . Крепость Пресс. п. 108. ИСБН 978-1-4514-8792-3 .
[Пер Рудольф Бультманн] в своей лекции в феврале 1924 года о «новейшем богословском движении», представленном, по его словам, Бартом, Гогартеном и Турнейсеном, когда он явно противопоставляет это новое движение Херрманну и Трельчу как представителям либеральной теологии. Затем Бультманн формулирует тезис своей лекции: «Объектом [ Gegenstand ] теологии является Бог, и обвинение против либеральной теологии состоит в том, что она имеет дело не с Богом, а с людьми». В этой статье мы видим созревание утверждения, высказанного в его лекции в Эйзенахе в 1920 году, а именно, что либеральное богословие неспособно отразить специфическое содержание христианской веры. В этой ранней работе он противопоставляет духовное содержание подлинной религии либеральному акценту на определенной моралистической форме.
- ^ Веб-страница Peace Action по адресу http://www.peace-action.org/history.
Источники [ править ]
- Брэндом, Анн-Мари (2000), «Роль языка в религиозном образовании», в Барнсе, Л. Филип; Райт, Эндрю; Брэндом, Энн-Мари (ред.), « Учимся преподавать религиозное образование в средней школе: дополнение к школьному опыту» , Routledge, ISBN 978-0-415-19436-5 .
- Кэмпбелл, Тед А. (1996). Христианские исповедания: историческое введение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25650-0 .
- Дорриен, Гэри (2001). Создание американской либеральной теологии: представление о прогрессивной религии, 1805–1900 гг . Том. 1. Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22354-0 .
- ——— (2003). Создание американской либеральной теологии: идеализм, реализм и современность, 1900–1950 гг . Том. 2. Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22355-7 .
- ——— (сентябрь 2002 г.). «Модернизм в теологии: интерпретация американского либерального богословия, 1805–1950». Американский журнал теологии и философии . 23 (3). Издательство Университета Иллинойса: 200–220. JSTOR 27944262 .
- Фрай, Ганс Вильгельм (18 марта 2018 г.). «Альбрехт Ритчль» . энциклопедия Британская Британская энциклопедия, Inc.
- Мак, Бертон Л. (1993). Потерянное Евангелие: Книга Q и истоки христианства . Харпер Коллинз. ISBN 978-0-06-227568-4 .
- МакГрат, Алистер Э. (2013). Историческое богословие: Введение в историю христианской мысли (2-е изд.). Уайли-Блэквелл. ISBN 978-0-470-67286-0 .
- «Модернизм: христианский модернизм» . Энциклопедия религии . Томас Гейл. 2005.
- Огден, Шуберт М. (сентябрь 1976 г.). «Источники религиозной власти в либеральном протестантизме». Журнал Американской академии религии . 44 (3). Издательство Оксфордского университета: 403–416. дои : 10.1093/jaarel/XLIV.3.403 . JSTOR 1462813 .
- Тамилио, Джон III (2002). «Фридрих Даниэль Эрнст Шлейермахер (1768-1834): прародитель практического богословия» . Бостонская совместная энциклопедия современного западного богословия .
- «Богословский либерализм» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc., 5 ноября 2018 г.
- Вудхед, Линда (2002), «Христианство», Вудхед, Линда; Флетчер, Пол (ред.), Религии в современном мире: традиции и трансформации , Routledge, стр. 177–209, ISBN 978-0-415-21783-5 .
Внешние ссылки [ править ]
- «Либеральная теология сегодня» – Международная конференция, Мюнхен, 2018 г.
- Прогрессивный христианский альянс
- Прогрессивная христианская сеть Британии
- Сообщество христиан, не подписавшихся на
- Либерализм М. Джеймс Сойер, доктор философии.
- Христианство и либерализм Дж. Грешема Мейчена (1881–1937)
- Христианские левые – открытое сообщество прогрессивных христиан
- Либеральные церкви умирают. Но консервативные церкви процветают , Washington Post