Модернизм в католической церкви
Часть серии о |
История Христианское богословие |
---|
Христианский портал |
Модернизм в католической церкви описывает попытки примирить католицизм с современной культурой. [ 1 ] в частности, понимание Библии и католической традиции в свете историко-критического метода и новых философских и политических разработок конца 19 - начала 20 веков.
Термин «модернизм» , обычно используемый критиками, а не сторонниками связанных с ним позиций, приобрел известность в Папы Пия X 1907 года энциклике «Pascendi Dominici gregis» . Папа осудил модернизм как «синтез всех ересей ». [ 2 ]
В своей статье в Католической энциклопедии в 1911 году иезуит Артур Вермеерш дал определение модернизма с точки зрения католической ересиологии своего времени:
«В целом можно сказать, что модернизм направлен на ту радикальную трансформацию человеческой мысли по отношению к Богу, человеку, миру и жизни здесь и в будущем, которая была подготовлена гуманизмом и философией XVIII века и торжественно провозглашена на французском Революция ». [ 3 ]
Модернистское движение находилось под влиянием и сопровождалось протестантскими богословами и духовенством, такими как Поль Сабатье и Генрих Юлиус Гольцманн . С другой стороны, богословы-модернисты критиковали протестантское богословие и занимались апологетикой католической церкви против протестантского понимания христианства, как, например, в знаменитой атаке Альфреда Луази в «L'Evangile et l'Église » (1902) на Адольфа фон Гарнака. « Das Wesen des Christentums» (1900). [ 4 ] Модернистское движение имеет параллель в англиканской церкви , где в 1911 году был основан журнал «Современный церковник» .
Споры о модернизме были заметны во французских и британских интеллектуальных кругах и, в меньшей степени, в Италии, но, так или иначе, касались большей части Европы и Северной Америки. [ 5 ] Папа Пий X рассматривал модернизм как универсальную угрозу, требующую глобальной реакции. [ 6 ]
Размеры полемики по поводу модернизма
[ редактировать ]Хотя так называемые модернисты не сформировали единообразного движения, они ответили на общую группу религиозных проблем, которая выходила за рамки только католицизма около 1900 года: прежде всего проблема историзма , которая, казалось, делала все исторические формы веры и традиций относительными; во-вторых, из-за принятия современных философов, таких как Иммануил Кант , Морис Блондель и Анри Бергсон , нео-схоластическая философская и теологическая основа, созданная Папой Львом XIII, стала хрупкой. Утверждение о том, что объективная истина воспринимается субъективно, является основополагающим для всей полемики. [ 7 ] Этот акцент на религиозной теме породил новый интерес к мистицизму, святости. [ 8 ] и религиозного опыта в целом. [ 9 ] Отвращение к религиозному «экстринсицизму» также привело к новой герменевтике доктринальных определений, которые рассматривались как вторичные формулировки предшествующего (имманентного) религиозного опыта ( Джордж Тиррелл ; ср. также христианский персонализм Люсьена Лабертоньера). [ 10 ]
Споры не ограничивались областью философии и теологии. На политическом уровне христианские демократы , такие как мирянин Марк Саннье во Франции и священник Ромоло Мурри в Италии, а также левое крыло Центристской партии и Христианские союзы в Германии, выбрали политическую повестку дня, которая больше не контролировалась полностью. по иерархии. Папа Пий X отреагировал отлучением Мурри от церкви в 1909 году, роспуском движения Сильона Саннье в 1910 году и изданием энциклики Singulari quadam в 1912 году, в которой явно отдавалось предпочтение немецким католическим рабочим ассоциациям, а не христианским союзам. [ 11 ] Более того, антимодернисты, такие как Альберт Мария Вайс ОП, [ 12 ] и швейцарец Каспар Декуртинс, [ 13 ] оба из которых были одобрены Пием X, нашли бы даже «литературный модернизм» в области католической беллетристики, которая не соответствовала их стандартам ортодоксальности. [ 14 ]
В глазах антимодернистской реакции «модернисты» были единой и тайной сектой внутри церкви. В исторической перспективе можно различить сети личных контактов между «модернистами», особенно вокруг Фридриха фон Хюгеля и Пауля Сабатье . С другой стороны, внутри «движения» существовал широкий спектр мнений, от людей, пришедших к рационализму (например, Марсель Эбер, [ 15 ] Альберт Утен , Сальваторе Минокки и Джозеф Тюрмель) [ 16 ] до умеренного религиозного реформизма, включая даже таких нео-схоластических богословов, как Ромоло Мурри. [ 17 ] Это восприятие широкого движения слева направо уже сформировалось самими действующими лицами. [ 18 ] [ 19 ]
Терминология
[ редактировать ]Термин «либеральный католицизм» первоначально обозначал течение мысли внутри католической церкви, которое имело влияние в 19 веке, особенно во Франции, и которое было направлено на примирение церкви с либеральной демократией . Его в значительной степени отождествляли с французскими политическими теоретиками, такими как Фелисите Робер де Ламенне , Анри Лакордер и Шарль Форбс, Рене де Монталамбер . [ 20 ] Во второй половине XIX века этот термин также применялся к теологам и интеллектуалам, таким как Игнац фон Деллингер , Св. Георгий Джексон Миварт , Джон Зам и Франц Ксавер Краус, которые хотели примирить католическую веру со стандартами современной науки и общества. в общем.
В 1881 году бельгийский экономист Шарль Перен , консервативный католик-мирянин, опубликовал книгу под названием «Модернизм в église d'après les lettres inédites de La Mennais» . Перен был первым автором, который использовал термин «модернизм» в католическом контексте – до него голландский кальвинист Абрахам Кайпер критиковал рационалистическую немецкую теологию протестантской Тюбингенской школы как «модернизм» ( Het Modernisme een fata morgana op christelijk gebied , 1871). Для Перена «модернизм» был ярлыком для попыток либеральных католиков примирить католицизм с идеалами Французской революции и демократии в целом. Он видел опасность того, что гуманитарные тенденции светского общества будут восприняты внутри католической церкви. Это «социальное» определение католического модернизма позднее будет снова подхвачено интегралистом . Использование Перином термина «модернизм» было принято римским журналом иезуитов, полуофициальной Civiltà Cattolica , который добавил к этой концепции аспект преувеличенного доверия к современной науке. Когда пять экзегетических книг французского богослова Альфреда Луази были внесены в Индекс запрещенных книг в декабре 1903 года, официальная папская газета L'Osservatore Romano проводила различие между «современностью» и «модернизмом», что влекло за собой ересь в религии, революцию в политике и ошибки в философии. Термин «модернизм» теперь начал заменять старые ярлыки, такие как «либеральный католицизм» или (особенно в Германии) «реформистский католицизм». [ 21 ]
Связь между «либеральным католицизмом» и «модернизмом» была предметом спорных дискуссий. В 1979 году Томас Майкл Лум подчеркнул преемственность между ними и говорил о «вертикальном измерении» модернистской полемики. [ 22 ] Это «изобретение традиции» подверглось критике, среди прочих, со стороны Николаса Лэша . [ 23 ] Ясно, однако, что Объединенный пастораль английского епископата против «либерального католицизма» (декабрь 1900 г.) отреагировал не только на св. Джорджа Джексона Миварта , но и на сочинения более позднего «модерниста» Джорджа Тиррелла . Письмо было подготовлено в Риме и вдохновлено Рафаэлем Мерри дель Валем , который стал главным противником Тиррелла при Пии X. [ 24 ] Более того, «модернисты», такие как Тиррелл, сравнивали свои собственные трудности после публикации Пасценди с трудностями «либеральных католиков», таких как Игнац фон Деллингер после I Ватиканского собора . В декабре 1907 года Тиррелл писал немецкому корреспонденту: «Не пора ли пересмотреть псевдособор 1870 года и спросить, альт-католики не были ли в конце концов правы ? Ex fructibus eorum и т. д. [»Вы познают их по плодам их»; Матфея 7:16], несомненно, могут быть использованы в качестве критерия ультрамонтанизма . Отдельные люди, подобные мне, могут позволить себе стоять в стороне, как это делал Деллингер. Но могут ли массы жить без таинств и внешнего общения? И все же сейчас ни один образованный мужчина или женщина не сможет оставаться в общении с Пием X». [ 25 ] Тиррелла также вдохновила посмертная публикация « лорда Эктона в Истории свободы и других очерков» 1907 году. [ 26 ]
История модернистской полемики
[ редактировать ]Хотя так называемый «модернистский кризис» [ 5 ] обычно датируется периодом между 1893 годом (дата публикации Папы Льва XIII энциклики Providentissimus Deus ) и 1914 годом (смерть Папы Пия X ), [ 27 ] [ 28 ] полемика имела и продолжает иметь как предысторию, так и постисторию.
Предыстория: интеллектуальное брожение XIX века
[ редактировать ]За заметными исключениями, такими как Ричард Саймон или болландисты , католические исследования в 17, 18 и 19 веках имели тенденцию избегать использования критической методологии из-за ее рационалистических тенденций. Частые политические революции, резкое противостояние «либерализма» церкви и изгнание религиозных орденов из Франции и Германии, по понятным причинам, заставили церковь с подозрением относиться к новым интеллектуальным течениям. [ 29 ]
1829 года Traditi humilitati В своей энциклике Папа Пий VIII предостерегал тех, кто «публикует Библию с новыми толкованиями, противоречащими законам Церкви» и «искусно искажает смысл своей собственной интерпретацией», чтобы «гарантировать, что читатель усвоит их смертельный яд вместо спасительной воды спасения». [ 30 ]
В том же духе в 1832 году его преемник Папа Григорий XVI осудил в своей энциклике Mirari vos «бесстыдную науку» ( scientia impudens ), сожалея о том, что «божественная власть Церкви [...] подчинена человеческому разуму». [ 31 ] Григорий также предостерег католиков не читать переводы Библии, изданные некатолическими библейскими обществами, обвиняя их в своей энциклике Inter praecipuas (1844 г.) в «пренебрежении божественной традицией, сохраненной католической церковью в учении отцов» и в «отрицании божественной традиции, сохраненной католической церковью в учении отцов». сам авторитет Церкви». [ 32 ]
Антилиберализм и враждебность к современности продолжились и при новом Папе Пии IX : через несколько месяцев после своего избрания в 1846 году Пий обнародовал энциклику Qui pluribus , призывающую всех католических прелатов остерегаться опасностей, исходящих от рационализма , пантеизма , социализма , коммунизм и другие популярные философии. [ 33 ]
В 1863 году Эрнест Ренан опубликовал Vie de Jésus («Жизнь Иисуса»). Ренан готовился к священству, прежде чем выбрать светскую карьеру филолога и историка. В его книге Иисус описывался как un homme несравненный – человек, без сомнения, необыкновенный, но всего лишь человек. Книга пользовалась большой популярностью, но стоила ему кафедры иврита в Коллеж де Франс . Среди наиболее спорных идей Ренана было то, что «чудо не считается историческим событием; это делают люди, верящие в чудо». Иисус Ренана — человек простого благочестия и почти невообразимой харизмы, чье главное историческое значение заключалось в легионе его последователей. [ 34 ]
В том же 1863 году церковный историк Игнац фон Деллингер пригласил около 100 немецких богословов на встречу в Мюнхене ( Мюнхенское собрание учёных , 1863). [ 35 ] обсудить состояние католического богословия. В своем обращении «О прошлом и будущем католического богословия» Деллингер выступал за большую академическую свободу богословия внутри церкви, формулируя критику нео-схоластического богословия и отстаивая исторический метод в богословии. [ 36 ] Также в 1863 году друг Деллингера Шарль де Монталамбер произнес две мощные речи на католическом конгрессе в Малине , настаивая на том, что церковь должна примириться с гражданским равенством и религиозной свободой. [ 37 ] [ 38 ]
8 декабря 1864 года Папа Пий IX издал энциклику Quanta cura , осуждающую, по его мнению, серьезные ошибки, от которых страдает современность. Он осудил некоторые положения, такие как: «Воля народа, проявленная так называемым общественным мнением [...] представляет собой высший закон, свободный от всякого божественного и человеческого контроля»; от одного только гражданского права зависят все права родителей на своих детей, и особенно право на воспитание; и что религиозные ордена не имеют законных оснований для своего разрешения. [ 39 ] Некоторые из этих осуждений были направлены против антиклерикальных правительств в различных европейских странах, которые находились в процессе секуляризации образования и захвата католических школ, а также подавления религиозных орденов и конфискации их собственности. [ 40 ] К энциклике прилагалась Syllabus Errorum , которая осуждалась в предыдущих папских документах и требовала обращения к первоначальным утверждениям для понимания. Программа отреагировала не только на современный атеизм, материализм и агностицизм, но также на либеральный католицизм и новое критическое изучение Библии. Это также была прямая реакция на речь Деллингера в Мюнхене и речи Монталамбера в Малине. [ 41 ] Среди предложений, осужденных в Программе, были:
- «7. Пророчества и чудеса, изложенные и записанные в Священном Писании, суть выдумки поэтов, а тайны христианской веры — результат философских исследований. В книгах Ветхого и Нового Завета содержатся мифические выдумки, а Иисус Христос сам является мифом».
- «13. Метод и принципы, с помощью которых старые схоласты культивировали богословие, больше не соответствуют требованиям нашего времени и прогрессу наук». – Письмо архиепископу Мюнхенскому Tuas libenter , 21 декабря 1863 г.
- «15. Каждый человек волен принимать и исповедовать ту религию, которую он считает истинной, руководствуясь светом разума». – Апостольское письмо, Multiples inter , 10 июня 1851 г. Аллокуция Maxima quidem , 9 июня 1862 г.
Первый Ватиканский собор проводился с декабря 1869 года по октябрь 1870 года. Собор вызвал определенные разногласия еще до своего заседания. Ожидая, что будет обсуждаться тема папской непогрешимости, многие епископы, особенно во Франции и Германии, высказывали мнение, что время «неподходящее». Игнац фон Деллингер возглавил в Германии движение, враждебное определению непогрешимости. По мнению Деллингера, для этого определения не было основы в католической традиции. [ 42 ] После определения Деллингер был отлучен от церкви архиепископом Мюнхенским Грегором фон Шерром в 1871 году. Монталамберт умер до окончания Собора.
Догматическая Конституция католической веры Dei Filius пыталась найти средний путь между рационализмом и фидеизмом . В нем была представлена концепция откровения , которая подчеркивала аспект божественного наставления через откровение. [ 43 ] Догматическая Конституция Пастора Этернуса обращалась к главенству Папы и отвергала идею о том, что декреты, изданные Папой для руководства церковью, не имеют силы, если не подтверждены светской властью. Он также заявил о непогрешимости Папы, когда он говорил «ex cathedra» по вопросам веры и морали. Другие дела были отложены, когда итальянская пехота вошла в Рим и совет был прерван. [ 44 ] Собор оставался формально открытым до 1960 года, когда он был официально закрыт Папой Иоанном XXIII с целью созыва Второго Ватиканского Собора . [ 45 ]
Решения Первого Ватиканского Собора были настолько противоречивыми, что даже вызвали раскол среди некоторых немецких, швейцарских, австрийских и голландских либеральных католиков, которые оторвались от Ватикана и объединились с янсенистами (которые поддерживали довольно шаткую иерархию в Нидерландах) в Старокатолическая церковь , существующая и по сей день. [ 46 ]
Начало модернистской полемики при Льве XIII.
[ редактировать ]Папа Лев XIII , преемник Пия IX, хотел продвигать то, что он считал истинной христианской наукой всячески : он работал над возрождением томизма как христианской философии, поощрял изучение истории и археологии, а в 1881 году открыл Архивы Ватикана для исследователей. [ 47 ] В 1887 году он поощрял изучение естественных наук, а в 1891 году открыл новую Ватиканскую обсерваторию. [ 48 ] Ответом Льва на рационалистическую тенденцию подрывать авторитет Священного Писания было то, что у церкви были свои собственные обученные эксперты. В 1893 году вместе с Providentissimus Deus Папа Лев дал первое официальное разрешение на использование критических методов в библейских исследованиях. [ 49 ] «Поэтому наиболее уместно, чтобы профессора Священного Писания и богословы освоили те языки, на которых первоначально были написаны священные Книги, [ 50 ] и иметь познания в области естественных наук. [ 51 ] Он рекомендовал изучающему Священные Писания сначала получить прочную основу в толкованиях отцов, таких как Тертуллиан , Киприан , Иларий , Амвросий , Лев Великий , Григорий Великий , Августин и Иероним . [ 52 ] и понять, что они истолковывали буквально, а что иносказательно; и обратите внимание, что они считают принадлежащим вере, а что — мнением. [ 53 ]
Хотя Providentissimus Deus пытался поощрять католическое изучение Библии, это также создавало проблемы. В энциклике Лев XIII исключил возможность ограничения вдохновенности и непогрешимости Библии вопросами веры и морали. Таким образом, он вмешался в оживленную дискуссию о библейском вдохновении во Франции, где Морис д'Юльст предпочел более открытое решение , основатель Парижского католического института, в своей статье «Библейский вопрос» . [ 54 ] В беде оказались не только экзегеты этой «большой школы», но и выдающийся французский богослов Альфред Луази , который работал над тщательным историческим пониманием Библии. [ 55 ] с целью открыть пространство для богословской реформы. [ 56 ] Римская конгрегация Индекса начала готовить порицание основных работ Луази, но до смерти Льва XIII в 1903 году никакого решения принято не было, поскольку внутри Римской курии также существовало значительное сопротивление преждевременным суждениям по вопросам библейской интерпретации. [ 57 ]
В целом, официальная католическая позиция к изучению Священного Писания на рубеже 20-го века заключалась в осторожном продвижении и в то же время в растущем понимании того, что имело перспективы на будущее. [ 58 ] В 1902 году Папа Лев XIII учредил Папскую библейскую комиссию , которая должна была адаптировать католические библейские исследования к современной науке и защитить Священное Писание от нападок. [ 59 ]
Мари-Жозеф Лагранж
[ редактировать ]В 1890 году École Biblique , первую католическую школу, специально посвященную критическому изучению Библии основала в Иерусалиме доминиканка Мария-Жозеф Лагранж . В 1892 году папа Лев XIII дал официальное одобрение. Хотя многие современники Лагранжа критиковали новый научный и критический подход к Библии, он им пользовался. Лагранж основал Revue Biblique , и его первые статьи вызвали резкую критику, но папа Лев не был склонен препятствовать новым идеям. [ 60 ] Пока был жив Папа Лев, работа Лагранжа спокойно продвигалась, но после смерти Льва наступила ультраконсервативная реакция. [ 60 ] Историко -критический метод был признан Ватиканом подозрительным. Пера Лагранжа, как и других ученых, участвовавших в возрождении библейских исследований в XIX веке, подозревали в модернизме. [ 61 ] В 1912 году Лагранжу было приказано прекратить выпуск «Библейского обозрения» и вернуться во Францию. Сама Школа была закрыта на год, а затем Лагранжа отправили обратно в Иерусалим, чтобы продолжить свою работу.
Дюшен и Луази
[ редактировать ]Луи Дюшен — французский священник, филолог, педагог и археолог-любитель. Получив образование в Практической школе высших исследований в Париже, он применял современные методы к церковной истории, объединяя археологию и топографию для дополнения литературы и помещая церковные события в контексты социальной истории. Дюшен возглавлял кафедру церковной истории в Парижском католическом институте и часто общался с историками-единомышленниками среди болландистов , с их долгой историей критических изданий агиографий . [ 62 ] Дюшен получил известность как демифологизирующий критический историк популярных, благочестивых житий святых, созданный издательствами Второй империи . [ 63 ] Однако его Histoire ancienne de l'Église , 1906–1911 (переведенная как « Ранняя история христианской церкви ») была сочтена церковью в то время слишком модернистской и была помещена в Индекс запрещенных книг в 1912 году.
Альфред Луази был французским католическим священником, профессором и богословом, которого обычно считали «отцом католического модернизма». [ 64 ] [ 65 ] Он учился в Католическом институте под руководством Дюшена и посещал курс иврита Эрнеста Ренана в Коллеж де Франс . Харви Хилл говорит, что развитие теорий Луази следует рассматривать также в контексте конфликта между церковью и государством во Франции, который способствовал кризису веры Луази в 1880-х годах. В ноябре 1893 года Луази опубликовал последнюю лекцию своего курса, в которой суммировал свою позицию по библейской критике в пяти положениях: Пятикнижие не было делом Моисея , первые пять глав Бытия не были буквальной историей, Новый Завет и Ветхий Завет не имел равной исторической ценности, доктрина Священных Писаний развивалась, а библейские писания подвергались тем же ограничениям, что и произведения других авторов древнего мира. [ 66 ] [ 67 ] Когда его попытки богословской реформы потерпели неудачу, Луази стал рассматривать христианскую религию скорее как систему гуманистической этики, чем как божественное откровение. [ 68 ] В 1908 году он был отлучен от церкви. [ 69 ]
Кульминация споров при Пии X
[ редактировать ]Папа Пий X , сменивший Льва XIII в августе 1903 года, почти сразу же включился в продолжающийся спор. Реагируя на давление парижского архиепископа кардинала Франсуа-Мари-Бенжамена Ришара , он передал порицание Луази от Конгрегации Индекса Высшей Священной Конгрегации Священной Канцелярии . Уже в декабре 1903 года основные экзегетические произведения Луази подверглись порицанию. [ 57 ] В то же время Святая канцелярия начала готовить список ошибок, содержащихся в трудах Луази. Из-за продолжающегося внутреннего сопротивления, особенно со стороны Хозяина Священного Дворца, папского богослова Альберто Лепиди ОП, эта программа была опубликована только в июле 1907 года как указ Lamentabili sane exitu , осуждавший шестьдесят пять положений из области библейской интерпретации и история догмы. [ 70 ] Ламентабили не упомянул термин «модернизм» , и похоже, что Пий X и его близкие сотрудники, такие как кардинал Рафаэль Мерри дель Валь и кардинал Хосе де Каласанс Вивес-и-Туто, не были удовлетворены документом.
Поэтому летом 1907 года в узком кругу папы был подготовлен еще один документ, а уже в сентябре 1907 года Пий X обнародовал энциклику Pascendi dominici gregis , которая сформулировала синтез модернизма и популяризировала сам термин. Энциклика осуждала модернизм как охватывающий всякую ересь . [ 71 ] Пасченди описал «модерниста» в семи «ролях»: как чисто имманентистского философа, как верующего, полагающегося только на свой собственный религиозный опыт, как теолога, понимающего догму символически, как историка и библеиста, растворяющего божественное откровение посредством исторического подхода. критический метод в чисто имманентные процессы развития, как апологет, оправдывающий христианскую истину только исходя из имманентности, и как реформатор, желающий радикально изменить церковь. Агностицизм , имманентизм , эволюционизм и реформизм — ключевые слова, используемые Папой для описания философской и теологической системы модернизма. В энциклике модернист описывается как враг схоластической философии и теологии, сопротивляющийся учениям магистратуры; их моральные качества — любопытство, высокомерие, невежество и лживость. Модернисты обманывают простых верующих, представляя не всю свою систему, а только ее части. Таким образом, энциклика хочет раскрыть тайную систему модернизма. Пасченди предусматривал также дисциплинарные меры для продвижения схоластической философии и богословия в семинариях, для устранения подозрительных профессоров и кандидатов в священники, для более жесткого порицания публикаций и для создания антимодернистской контрольной группы в каждой епархии. [ 72 ] Все епископы и настоятели монашеских орденов должны были регулярно отчитываться о выполнении этих мер. [ 73 ]
Пий часто осуждал это движение и был глубоко обеспокоен тем, что его приверженцы могли продолжать считать себя строгими католиками, понимая при этом догму в явно нетрадиционном смысле (следствие идеи эволюции догмы). Поэтому в 1910 году он ввел антимодернистскую клятву, которую должны были принять все католические священники. [ 74 ] в то время как он закрыл «единственный известный американский католический журнал», « Ecclesiastical Review », «именно тогда, когда это было необходимо, чтобы бросить вызов растущему влиянию прагматизма Джона Дьюи ». [ 75 ]
Чтобы обеспечить исполнение этих решений, монсеньор Умберто Бениньи организовал, посредством своих личных контактов с богословами и мирянами в различных европейских странах, секретную сеть информаторов, которые сообщали ему о тех, кто, как предполагалось, проповедовал осужденные доктрины или участвовал в политической деятельности (например, христианские Демократические партии, Христианские союзы), которые также считались «модернистскими», поскольку не контролировались католической иерархией. Эта группа называлась Sodalitium Pianum , т.е. Братство Пия (V) , кодовое название было La Sapinière . [ 76 ] Ее зачастую чрезмерно усердные и тайные методы зачастую скорее мешали, чем помогали Церкви в ее борьбе с модернизмом. [ 77 ] [ 78 ] Бениньи также издавал журнал La Corrispondenza Romana / Correspondance de Rome , который инициировал кампании в прессе против практического и социального модернизма по всей Европе. [ 79 ] Бениньи поссорился с кардиналом госсекретаря Рафаэлем Мерри дель Валем в 1911 году. Содалитиум в конечном итоге был распущен в 1921 году. Недавние исследования подчеркнули антисемитский характер антимодернизма Бениньи. [ 80 ]
В Америке
[ редактировать ]Своим лозунгом «Церковь и эпоха соединяйтесь!» [ 81 ] Архиепископ Иоанн Айрлэнд Сент-Пол, штат Миннесота, стал героем реформаторов во Франции ( Феликс Кляйн ), Италия [ 82 ] и Германия ( Герман Шелл ) в 1890-х годах. Таким образом, в модернистской полемике в Соединенных Штатах первоначально доминировал конфликт вокруг « американизма », который после Пасценди также представлялся как «предшественник» модернизма в католической ересиологии. [ 83 ] «Американизм» воспринимался как влияние классического либерализма в католической церкви в Соединенных Штатах , особенно в отношении концепции разделения церкви и государства . Подобные тенденции встревожили Папу Льва XIII, который осудил их по настоянию старого противника архиепископа Ирландии из Миннесоты архиепископа Джона Джозефа Фредерика Отто Зардетти в апостольском письме Testem benevolentiae nostrae (1899). [ 84 ] [ 85 ] Архиепископу Ирландии пришлось быть крайне осторожным, чтобы избежать осуждения за свои взгляды. [ 86 ]
После выхода «Пасенди » антимодернистские меры особенно ощущались в Архиепископии Нью-Йорка : « Нью-Йорк Ревью» был журналом, выпускаемым семинарией Святого Иосифа . В нем печатались статьи ведущих католических экспертов по Библии, входивших в недавно возникшие школы библейской критики , что вызвало недоумение в Риме. Примерно в 1908 году издание «Ревью» было прекращено якобы по финансовым причинам, хотя есть веские доказательства того, что оно было закрыто из-за модернистских тенденций. [ 87 ] [ 88 ] Несмотря на свою поддержку модернизации, архиепископ Айрленд активно выступал против модернизма после энциклики Пасченди : это явно непоследовательное поведение проистекало из концепции Ирландии «золотой середины» между «ультраконсерватизмом», делающим Церковь неактуальной, и «ультралиберализмом», отвергающим послание Церкви. . [ 86 ]
Постистория в 20 и 21 веках
[ редактировать ]После понтификата Пия X нападки на модернистов постепенно утихли. Новый Папа Бенедикт XV , который был избран преемником Пия X в 1914 году, еще раз осудил модернизм в своей энциклике Ad beatissimi Apostolorum , но также призвал католиков прекратить осуждать единоверцев. [ 89 ] Тем не менее, богословский антимодернизм продолжал влиять на климат внутри церкви. [ 90 ] Священная канцелярия до 1930 года под руководством кардинала Рафаэля Мерри дель Валь продолжала осуждать модернистских богословов, а рационалистическая экзегеза была вновь осуждена Понтификом в его энциклике Spiritus Paraclitus . [ 91 ]
Луази В 1930-х годах Opera Omnia была внесена в Index Librorum Prohibitorum . Во время Первой мировой войны французская пропаганда утверждала, что католическая церковь в Германии пропитана модернизмом. [ 92 ] утверждал Уже в 1913 году французский академик Эдмон Вермей , что католическая Тюбингенская школа середины XIX века с ее интересом к «органическому развитию» церкви в истории была «предшественницей» «модернизма». [ 93 ] – утверждение, которое с тех пор обсуждается. [ 94 ]
Между Первой мировой войной и Вторым Ватиканским собором Режинальд Гарригу-Лагранж О.П. был «факелоносцем ортодоксального томизма » против модернизма. [ 95 ] Гарригу-Лагранж, который был профессором философии и теологии в Папском университете Святого Фомы Аквинского , Ангеликум , как принято считать, повлиял на решение в 1942 году поместить частно распространяемую книгу Une école de theologie: le Saulchoir (Étiolles-sur -Сена, 1937) Мари-Доминик Шеню ОП [ 96 ] о «Индексе запрещенных книг» Ватикана как кульминации полемики внутри Доминиканского ордена между сторонниками Анжеликума спекулятивной схоластики и томистами французского возрождения, которые были более внимательны к исторической герменевтике, такими как Ив Конгар OP [ 97 ]
В начале 1930-х годов Конгар прочитал « Мемуары Луази» и понял, что модернизм обратился к проблемам богословия, которые до сих пор не были решены нео-схоластическим богословием. Чену и Конгар, два главных героя Новой теологии . [ 98 ] начал готовить досье на эту тему. В 1946 году Конгар написал Чену, что нео-схоластическое богословие уже начало ежедневно «ликвидировать» себя и что иезуиты были одними из самых яростных «ликвидаторов». [ 99 ] Конгара «Кретьенс десунис» также подозревали в модернизме, поскольку его методология основывалась больше на религиозном опыте, чем на силлогистическом анализе. [ 100 ] [ 101 ]
Первое ослабление строгих антимодернистских мер, наложенных Пием X на библеистов, произошло в 1943 году: в этом году Папа Пий XII издал энциклику Divino afflante Spiritu , регулирующую вопросы библейской экзегезы. Энциклика открыла современный период римско-католических библейских исследований , поощряя изучение текстовой критики (или «низшей критики»), относящейся к тексту самого Священного Писания и его передаче (например, для определения правильного прочтения), и разрешила использование историко -критический метод (или «высшая критика»), позволяющий получать информацию от богословия , Священного Предания и церковной истории об исторических обстоятельствах текста, выдвигая гипотезы о таких вопросах, как авторство, датировка и тому подобные проблемы. [ 102 ] Католический библеист Раймонд Э. Браун СС назвал энциклику « Великой хартией библейского прогресса». [ 103 ]
Несмотря на свои осторожные высказывания по вопросу библейской критики, Пий XII с подозрением относился к новым богословским тенденциям, которые, как он опасался, могли вызвать модернистское возрождение: в 1950 году он опубликовал энциклику Humani Generis , в которой осудил «некоторые новые интеллектуальные течения». в Церкви, обвиняя их в релятивизме и нападая на них за переформулирование догматов в способе, не соответствующем церковной традиции, и за следование библейской герменевтике , отклонившейся от учения Providentissimus Deus и Divino afflante Spiritu . Энциклика конкретно обвиняла эти новые «тенденции» в том, что они охватывают модернистскую ересь, осужденную Пием X в «Pascendi Dominici gregis» . [ 104 ] В энциклике не упоминался какой-либо конкретный теолог, но она была широко истолкована как осуждение « Новой теологии» , за чем последовала антимодернистская чистка в Ле Солшуаре и Фурвьере. [ 105 ]
После избрания Папы Иоанна XXIII и созыва Второго Ватиканского Собора антимодернистская полемика пошла на убыль, и многие богословы, связанные с Новой теологией, были постепенно реабилитированы, и многие из них приняли участие в Соборе с квалификацией перитус . Однако Папа Павел VI еще раз осудил модернизм в своей энциклике Ecclesiam Suam (1964), назвав его «ошибкой, которая все еще проявляется под различными новыми личинами, совершенно несовместимой с каким-либо подлинным религиозным выражением», и охарактеризовал его как «попытку часть светской философии и светских тенденций искажать истинное учение и дисциплину Церкви Христовой». [ 106 ] Несмотря на это, Клятва против модернизма была отменена 17 июля 1967 года Конгрегацией доктрины веры с одобрения Павла VI. [ 107 ]
После Собора наиболее консервативные сторонники Новой теологии сделали важную карьеру в Церкви: Ганс Урс фон Бальтазар , Жан Даниэлу SJ , Ив Конгар OP и Анри де Любак SJ были назначены кардиналами Папой Иоанном Павлом II , а Йозеф Ратцингер был избран Папа Бенедикт XVI в 2005 году. Чего нельзя сказать о более либеральных членах , которые постепенно маргинализировались из-за своих крайних взглядов: Ганса Кюнга Конгрегация доктрины веры лишила богословской лицензии в 1979 году за допрос папы. непогрешимость , тогда как Эдварда Шиллебека ОП неоднократно осуждался Конгрегацией и даже самим Папой Павлом VI (энциклика Mysterium fidei ) из-за его неортодоксальных взглядов на христологию и евхаристию .
Ссылки на модернизм по-прежнему часто встречаются среди консервативных и традиционалистских католиков . [ 108 ] [ 109 ] [ 110 ]
Известные люди, участвовавшие в модернистской полемике
[ редактировать ]- Джон Айрленд (1838–1918), архиепископ Святого Павла . Считающийся одним из лидеров американизма , позже он выступил против модернизма.
- Луи Дюшен (1843–1922), священник и филолог; одна из его книг была внесена в Index Librorum Prohibitorum.
- Альфред Луази (1857–1940), священник и богослов, отлученный от церкви за свои взгляды в 1908 году, а его опера омния была внесена в Индекс . Позже стал агностиком и светским ученым в Коллеж де Франс .
- Джордж Тиррелл (1861–1909), исключенный из Общества Иисуса в 1906 году за свои взгляды и отлученный от церкви в 1908 году.
- Мод Петре (1863–1942), английская монахиня, близкая подруга Тиррелла, участница модернистского движения, а также одна из его первых историков и критиков; некоторые из ее работ были внесены в Index Librorum Prohibitorum.
- Эрнесто Буонаюти (1881–1946), исследователь истории христианства и религиозной философии, был лидером итальянского модернистского движения и был отлучен от церкви в 1925 году. [ 111 ]
- Сальваторе Минокки (1869–1943), священник и библеист, отстранил от должности божества в 1908 году, позже оставил священство и стал агностиком.
- Пьер Батифоль (1861–1929), историк догмы.
- Фридрих фон Хюгель (1852–1925), философ религии.
- Уилфрид Уорд (1856–1916), английский публицист и биограф.
- Анри Бремон (1865–1933), французский литературовед, иногда иезуит и католический философ. [ 112 ]
- Йозеф Шнитцер (1859–1939), историк догмы из Мюнхена. [ 113 ]
- Джованни Семерия (1867–1931), варнабитский священник, проповедник.
- Карл Мут (1867–1944), редактор культурного и религиозного журнала Hochland.
- Герман Шелл (1850–1906), немецкий богослов.
- Франц Ксавер Краус (1840–1901), церковный историк, «либеральный католик».
В популярной культуре
[ редактировать ]- Ирландский комик Дермот Морган пародировал модернистское направление католической церкви после Ватикана II в Ирландии , появляясь в RTÉ телешоу «Живой Майк» в период с 1979 по 1982 год. В сериале Морган сыграл ряд комических персонажей, в том числе отца Тренди, пытающийся быть крутым хиппи - священник , который носил стрижку Элвиса, кожаную куртку и любил проводить смехотворные параллели между религиозным и нерелигиозным жизнь в двухминутных «проповедях» на камеру. Морган создал персонажа как сатиру на отца Брайана Д'Арси левого толка , священника -пассиониста , который пытался стать капелланом сообщества шоу-бизнеса в Дублине .
- В эпизоде «Гамбит епископа» британского сериала « Да, министр» (сезон 1, эпизод 7) премьер-министр Джим Хакер обсуждает кандидатов на англиканское епископство с секретарем кабинета министров сэром Хамфри Эпплби . [ 114 ] Церковные комиссары предложили кандидата-модерниста. Позже сэр Хамфри объясняет премьер-министру, что «модернист» — это церковный код для атеиста и марксистского англиканского священнослужителя . [ 115 ]
См. также
[ редактировать ]- Американизм (ересь)
- Библейская критика
- Дезире-Жозеф Мерсье
- Интегризм
- Жозеф Малег
- Либеральный католицизм
- Новая теология
- Дух II Ватиканского собора
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Белла, Юлиус I. «Догмы отца Тиррелла». История Церкви , вып. 8, нет. 4, 1939, стр. 316–341. ДЖСТОР
- ^ Папа Пий X (8 сентября 1907 г.). «Пасение стад Доминика» . Святой Престол (на латыни) . Проверено 8 июня 2016 г. Кормление стада в воскресенье. Английский перевод: https://www.ewtn.com/catholicism/library/on-the-doctrine-of-the-modernists-3496.
- ^ Вермеерш, Артур (1911). «Модернизм» . Католическая энциклопедия . Том. 10. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 8 июня 2016 г.
- ^ Пулат 1996 , с. 46-102.
- ^ Jump up to: а б О'Коннелл 1994 .
- ^ Виан, Джованни. «Модернистский мир? Заметки, начиная с отчетов по Пасченди». Прием и применение энциклики Пасценди . стр. 265–296.
- ^ Портье 2013 , с. хх (введение).
- ^ Барманн, Лоуренс; Талар, Чарльз Дж.Т., ред. (1999). Святость и светскость в период модернизма: шесть взглядов на агиографию около 1900 года . Париж: Общество Болландистов. ISBN 9782873650070 .
- ^ Лосито, Джакомо; Талар, Чарльз Дж.Т., ред. (2017). Модернизм, мистика, мистика . Париж: Чемпион Оноре. ISBN 9782745344496 .
- ^ Лосито, Джакомо (2014). Бог — субъект истории: Луази, Блондель, Лабертоньер . Неаполь: Лоффредо Эдиторе. ISBN 9788875646691 .
- ^ Такки, Франческо (2018). «Римская курия и Gewerkschaftsstreit»: Первые соображения о происхождении энциклики «Singulari quadam» (1912)». Журнал религиозной истории и литературы . 54 : 351–388. ISSN 0035-6573 .
- ^ Вайс, Отто (1998). Модернизм и антимодернизм в Доминиканском ордене: одновременно вклад в «Sodalitium Pianum» . Дуть. ISBN 9783791716190 .
- ^ Мецгер, Франциска (2000). «Шилдвахе»: интегралистская правая католическая газета 1912–1945 гг . Фрибур: Университетское издательство Фрайбурга/Швейцария. ISBN 9783727812996 .
- ^ Буземанн, Ян Дирк (2017). Католическая эмансипация мирян и римская реакция: индексная конгрегация в литературных, профсоюзных и центральных спорах . Падерборн: Шёнинг. дои : 10.30965/9783657777891 . ISBN 9783657777891 .
- ^ Талар, Чарльз Дж.Т., изд. (2011). Модернист как философ: Избранные сочинения Марселя Эбера . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN 9780813218793 .
- ^ Талар, Чарльз Дж. Т. (2012). Мученик истины: автобиография Джозефа Термеля . Юджин ОР: Pickwick Publications. ISBN 9781610978378 .
- ^ Пула, Эмиль (2000). Модернистика: горизонты, физиономии, дебаты . Париж: Новые латинские издания. ISBN 9782723301794 .
- ^ Хилл, Харви; Сарделла, Луи-Пьер; Талар, Чарльз Дж. Т. (2008). Те, кто их знал: французские модернисты левые, правые и центристские . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN 9780813215372 .
- ^ Арнольд 1999 , с. 245–250.
- ^ Бери, JPT, «Религия и отношения церквей и государств», The New Cambridge Modern History , Vol. 10, Архив Кубка, 1960 г. ISBN 9780521045483
- ^ Арнольд 2007 , с. 12–14.
- ^ Мы создаем 1979 год .
- ^ Лэш, Николас (1980). «Модернистское минное поле». Месяц . 241 : 16–19.
- ^ Шультеновер, Дэвид (1993). Вид из Рима. Накануне модернистского кризиса . Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. стр. 65–158. ISBN 0823213595 .
- ^ Арнольд 1999 , с. 209–210.
- ^ Лум 1979 , с. 40-48.
- ^ Арнольд 2007 .
- ^ Виан 2012 .
- ^ Донахью, Джон Р. (18 сентября 1993 г.). «Библейская стипендия через 50 лет после Divino Afflante Spiritu» . Америка .
- ^ Папа Пий VIII (24 мая 1829 г.). «Традиционное смирение» . Папские энциклики
- ^ Папа Григорий XVI (15 августа 1832 г.). «Мирари Вос» . Папские энциклики .
- ^ XVI, Папа Григорий (8 мая 1844 г.). «Среди самых важных » Папские энциклики
- ^ IX, Папа Б.И. Пий (9 ноября 1846 г.). «Кто больше» . Папские энциклики
- ^ Адам, Алекс (16 марта 2018 г.). «Бледный галилеянин: Эрнест Ренан, Иисус и современная история» . Обзор книг на полях .
- ^ Епископ Фрэнсис Ксавьер; Эссен, Георг (2015). Богословие, церковная наука и общественное мнение: Мюнхенская встреча ученых 1863 года и ее последствия . Штутгарт: Кольхаммер. ISBN 9783170289499 .
- ^ Ховард, Томас Альберт. «Вопрос совести», Commonweal , 29 сентября 2014 г.
- ^ О'Мэлли, Джон В. Ватикан I: Совет и создание ультрамонтанской церкви, издательство Гарвардского университета, 2019 г.
- ^ Лекануэ, Эдуард 1902, с. 356: Мехеленская беседа , 20-21 августа 1863 г., Том 3: Церковь и Вторая империя .
- ^ Папа Пий IX. Кванта Кура , § 4, 8 декабря 1864 г.
- ^ Хейлз, EEY Католическая церковь в современном мире (Doubleday, 1958)
- ^ Мартина, Джакомо (1998). «Verso il sillabo: Il parere del barnabita Bilio sul discorso di Montalembert a Malines nell'Agosto 1863». Архивы папской истории . 36 : 137–181.
- ^ Епископ, Франц Ксавьер (1997). Богословие и история: Игнац фон Деллингер (1799–1890) во второй половине жизни . Штутгарт: Кольхаммер. ISBN 9783170148451 .
- ^ Секлер, Макс (2000). «Понятие откровения». Справочник по фундаментальному богословию . Том 2. Штутгарт: УТБ Кольхаммер. стр. 41–61. ISBN 9783825281717 .
- ^ Кирх, Джозеф. «Ватиканский собор». Католическая энциклопедия Том. 15. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1912. 15 мая 2019 г. В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Ватикан I» . vatican.com . Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ «Старая католическая церковь» . Британская энциклопедия .
- ^ Чедвик, Оуэн (1976). Католицизм и история: открытие архивов Ватикана . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 97–103.
- ^ Мерфи, Ричард Т. «Учение энциклики «Providentissimus Deus»», The Catholic Biblical Quarterly , vol. 5, нет. 2, 1943, стр. 125–140. ДЖСТОР
- ^ Прайор, Джозеф Г., Историко-критический метод в католической экзегезе , григорианский библейский книжный магазин, 1999. ISBN 9788876528255
- ^ Самый предусмотрительный Бог , §17
- ^ Самый предусмотрительный Бог , §18
- ^ Самый предусмотрительный Бог , §7
- ^ Самый предусмотрительный Бог , §19
- ^ Беретта, Франческо (1996). Монсеньор д'Юльст и христианская наука: Портрет интеллектуала . Париж: Бошен. ISBN 9782701013435 .
- ^ Арнольд, Клаус (2016). «Альфред Луази. Библейские исследования (1903)» . В Вишмейере, Ода (ред.). Справочник по библейской герменевтике . Берлин/Бостон: Де Грюйтер. стр. 593–602. дои : 10.1515/9783110330274-051 . ISBN 9783110330274 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Беретта, Франческо (1999). «От абсолютной непогрешимости к спасительной истине Священного Писания. Providentissimus между I и II Ватиканом». Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie . 46 : 461–501.
- ^ Jump up to: а б Арнольд и Лосито 2009 .
- ^ «Относительно истории библейской интерпретации», Catholic Sentinel , Портлендская архиепархия, 13 декабря 2011 г.
- ^ "Библейская комиссия". Кросс, Флорида, изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
- ^ Jump up to: а б Беккер ОП, Джон Вианни. «Груши Лагранж», Доминикана
- ^ «Наш основатель», Французская библейская и археологическая школа Иерусалима.
- ^ Де Смедт, Чарльз. «Болландисты». Католическая энциклопедия. Том. 2. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907. 15 марта 2013 г. В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Стренский, Иван (ноябрь 2003 г.). Богословие и первая теория жертвоприношения . БРИЛЛ. п. 220. ИСБН 9789047402732 .
- ^ Хайлер, Фридрих (1947). Альфред Луази: отец католического модернизма . Мюнхен: Федерманн.
- ^ Вольфганг Вайс (1993). «Луази, Альфред Фирмин». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 5. Герцберг: Бауц. столбцы. 190-196. ISBN 3-88309-043-3 .
- ^ Бойнтон, Ричард Уилсон (1918). «Католическая карьера Альфреда Луази» . Гарвардское теологическое обозрение . 11 (1): 36–73. дои : 10.1017/S0017816000012049 . JSTOR 1507392 . S2CID 163885356 .
- ^ Морроу, Джеффри Л. (2019). Альфред Луази и современные библейские исследования . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN 9780813231211 .
- ^ Шультеновер, Дэвид Г. (2003). «Политика модернизма: Альфред Луази и научное исследование религии (обзор)» . Католический исторический обзор . 89 : 114–115. дои : 10.1353/cat.2003.0082 . S2CID 143994770 .
- ^ Американская энциклопедия (том 17: 1969), стр. 707–708. Статья Фрэнсиса Дж. Хемелта из Католического университета Америки
- ^ Арнольд и Лосито 2011 .
- ^ Арнольд, Клаус; Виан, Джованни (2020). Редакция энциклики Пасценди: исследования и документы об антимодернизме Папы Пия Антон Хиерсеманн. ISBN 978-3-7772-2035-2 .
- ^ Арнольд 2007 , с. 105–107.
- ^ Арнольд и Виан, 2017 .
- ^ Шеперс, Джудит (2016). Ссорящиеся братья: параллельный биографический подход к спорам о модернизме и антимодернистской зависти на примере Франца и Константина Виланд (на немецком языке). Фердинанд Шёнинг. ISBN 978-3-506-77790-4 .
- ^ Уинтерс, Майкл Шон (3 сентября 2010 г.). «Взрыв из прошлого: Папа Святой Пий X» . Национальный католический репортер .
- ^ Пулат, Эмиль (1969). Фундаментализм и интегральный католицизм: международная антимодернистская секретная сеть: La «Sapinière» (1909-1921) (на французском языке). Кастерман .
- ^ «Модернизм (римский католицизм)» . Британская энциклопедия . 8 декабря 2006 г.
- ^ Томас Маршлер (2002). «Бениньи, Умберто». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 20. Нордхаузен: Бауц. столбцы. 113-116. ISBN 3-88309-091-3 .
- ^ Пула, Эмиль (1977). Католицизм, демократия и социализм: католическое движение и монсеньор Бениньи от зарождения социализма до победы фашизма (на французском языке). Кастерман . ISBN 978-2-203-29054-9 .
- ^ Вальбуске, Нина (2020). Католик и антисемит. Сеть монсеньора Бенини, 1918–1934 (на французском языке). Издания CNRS . ISBN 978-2-271-13271-0 .
- ^ Эпплби, Р. Скотт (1992). «Церковь и эпоха объединяются!»: Модернистский импульс в американском католицизме . Пресса Университета Нотр-Дам . ISBN 978-0-268-00782-9 .
- ^ Исповедник, Орнелла (1984). Католический американизм в Италии . Рим: Студийные издания. ISBN 9788838235047 .
- ^ Гислер, Антон (1912). «Часть 1: Предшественники модернизма. Книга I. Американизм». Модернизм . Айнзидельн: Бензигер. стр. 27–222.
- ^ Папа Лев XIII (22 января 1899 г.). «Свидетельство нашей доброжелательности» . Папские энциклики
- ^ Винсент А. Айзерманс (1988), пограничный епископ Сен-Клу , Park Press, Уэйт-Парк, Миннесота . Страницы 175–176.
- ^ Jump up to: а б Сторч, Нил Т. (1985). «Джон Айрлэнд и модернистская полемика» . История Церкви . 54 (3): 353–365. дои : 10.2307/3165660 . ISSN 0009-6407 . JSTOR 3165660 . S2CID 162776098 .
- ^ ДеВито, Майкл Дж., «The New York Review (1905-1908)», (Нью-Йорк: Католическое историческое общество США, 1977), Глава 6
- ^ Талар, Чарльз Дж.Т. (2017). «Прием воскресного кормления стада в Северной Америке». Университет Ка' Фоскари, Венеция, Италия. дои : 10.14277/6969-130-0/StStor-3-9 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Точка зрения: возвращение к модернистам» . natcath.org . Проверено 30 декабря 2019 г.
- ^ «После антимодернизма? Пути католического богословия 1918-1958». Ежегодник Роттенбурга по истории церкви . 32 . 2013. HDL : 10900/81807 .
- ^ «Дух Параклета (15 сентября 1920 г.) | БЕНЕДЕТТО XV» . www.vatican.va Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ Арнольд, Клаус (2017). «La Guerre Allemande et le Catholicisme (1915): пропаганда католической теологической войны и модернистский кризис» (PDF) . Модернизм . 3 . Брешия: Морчеллиана: 193–212.
- ^ Вермей, Эдмон (1913). Жан-Адам Мёлер и католическая школа Тюбингена (1815–1840). Исследование романтической теологии в Вюртемберге и германских истоков модернизма . Пэрис: Колин.
- ^ Вартманн, Стефан (2011). Католическая Тюбингенская школа. Об истории их восприятия . Штутгарт: Франц Штайнер. ISBN 9783515098564 .
- ^ Лосито, Джакомо (2011). «Наследство / 2: Последствия модернистского кризиса [1914–1958]» . Треккани (на итальянском языке). Институт итальянской энциклопедии . Проверено 8 июня 2016 г.
- ^ О роли Чену во внутритомистских спорах см. Макинерни, Ральф (2006). Praeambula Fidei: Томизм и Бог философов . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. стр. 100-1 108–125. ISBN 9780813214580 . Проверено 8 июня 2016 г.
- ^ Фуйу, Этьен (2012). «Первая тревога по Солхиру (1932 г.)» . Журнал философских и теологических наук . 96 : 93–105. дои : 10.3917/rspt.961.0093 . S2CID 170242402 .
- ^ Меттепеннинген 2010 .
- ^ Конгар, Ив (2005). Фуйу, Этьен (ред.). Журнал теологии (1946–1956) . Париж: CERF. стр. 24. ISBN 9782204065313 .
- ^ Конгар, Ив (1937). Chrétiens desunis: Princes d’un «oecuménisme» catholique [ Разъединенные христиане: принципы католического «экуменизма» ]. Унам святаям (на французском языке). Том 1. Париж: Éditions du Cerf . Проверено 8 июня 2016 г.
- ^ МакБрайен, Ричард П., изд. (1995). «Модернизм» . Энциклопедия католицизма HarperCollins (1-е изд.). Нью-Йорк: Харпер Коллинз. п. 304. ИСБН 9780060653385 . Проверено 8 июня 2016 г.
- ^ Сулен, Ричард Н.; Соулен, Р. Кендалл (2002). Справочник библейской критики . Вестминстер Джон Нокс Пресс . п. 49. ИСБН 978-0-227-17037-3 .
- ^ Браун, Раймонд Эдвард; Фитцмайер, Джозеф А.; Мерфи, Роланд Эдмунд (1990). Библейский комментарий Нового Иеронима . Прентис-Холл . п. 1167. ИСБН 978-0-13-614934-7 .
- ^ Виотто, Пьеро (2016). «Философия и теология в переписке Анри де Любака и Жака Маритена» . Журнал нео-схоластической философии . 108 (4): 1013–1026. ISSN 0035-6247 . JSTOR 26504860 .
- ^ Любац, Анри де (1998). Мемуары по случаю моих сочинений (на французском языке). Издания дю Серф . ISBN 978-2-204-07916-7 .
- ^ Папа Павел VI «Его Церковь (6 августа 1964 г.)» . www.vatican.va Параграф 26 . Проверено 30 января 2023 г.
- ^ «Формула, которую следует принимать отныне в случаях, когда исповедание веры предписано законом вместо формулы Тридента и клятвы против модернизма, 17 июля 1967 года» . www.vatican.va . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ «Модернизм» . Католические ответы . Проверено 30 декабря 2019 г.
- ^ «Семь великих угроз католической церкви в современной Америке» . www.saintaquinas.com . Проверено 30 декабря 2019 г.
- ^ «Проявления модернизма» . www.catholiccultural.org . Проверено 30 декабря 2019 г.
- ^ Буонаюти, Эрнесто, 1881–1946 гг. (1908). Программа модернизма: ответ на энциклику Пия X «Pascendi dominici gregis» . Т. Фишер Анвин. ISBN 0-7905-7208-7 . OCLC 689131918 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Родити, Эдуард (1946). «Анри Бремон: Поэтика как мистика». Журнал эстетики и художественной критики . 4 (4): 229–235. дои : 10.2307/426531 . ISSN 0021-8529 . JSTOR 426531 .
- ^ Клапчинский, Грегор (2013). Католический историзм? Об историческом мышлении в немецкоязычной церковной истории около 1900 года: Генрих Шрёрс – Альберт Эрхард – Йозеф Шнитцер . Штутгарт: Кольхаммер. ISBN 9783170234260 .
- ^ «IMDb Да, премьер-министр (сериал) Гамбит епископов» . IMDB . Проверено 12 августа 2020 г.
- ^ «IMDb: Да, премьер-министр (сериал) «Епископский гамбит. Цитаты» . IMDB . Проверено 12 августа 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Альтхольц, Йозеф Л. (1962). Либерально-католическое движение в Англии: «Рамблер» и его участники, 1848–1864 гг . Лондон: Бернс и Оутс.
- Арнольд, Клаус (1999). Католицизм как культурная сила. Фрайбургский теолог Йозеф Зауэр (1872-1949) и наследие Франца Ксавера Крауса . Падерборн: Шёнинг. ISBN 9783506799913 .
- Арнольд, Клаус (2007). Краткая история модернизма . Фрайбург: Гердер. ISBN 9783451291067 .
- Арнольд, Клаус; Лосито, Джакомо (2009). Осуждение Альфреда Луази (1903). Les Documents des Congrégations de l´Index et du Saint Office (Fontes Archivi Sancti Officii Romani 4) . Ватикан: издательский книжный магазин Ватикана.
- Арнольд, Клаус; Лосито, Джакомо (2011). «Lamentabili sane succu» (1907): Подготовительные документы Saint Office . Ватикан: Libreria editrice vaticana.
- Арнольд, Клаус; Виан, Джованни (2017). Прием и применение энциклики Пасценди: отчеты епархиальных архиереев и настоятелей религиозных орденов до 1914 года . Венеция: Edizioni Ca 'Foscari. дои : 10.14277/978-88-6969-130-0 . ISBN 9788869691300 .
- Америо, Романо (1996). Йота Унум: исследование изменений в католической церкви в XX веке . Канзас-Сити, Миссури: Дом Сарто. ISBN 9780963903211 . Проверено 8 июня 2016 г.
- Ботти, Альфонсо; Черрато, Рокко, ред. (2000). Международной конференции в Урбино, 1–4 октября 1997 г. ] Модернизм между христианством и секуляризацией: материалы . Исследования и тексты (на итальянском языке). Том 6. КватроВенти. ISBN 9788839205452 . Проверено 8 июня 2016 г.
- Ботти, Альфонсо; Серрато, Рокко; Бьяджоли, Илария, ред. (2004). Ромоло Мурри и Муррисми в Италии и Европе сто лет спустя: материалы Международной конференции в Урбино, 24-26 сентября 2001 г. [ Ромоло Мурри и Муррисми в Италии и Европе сто лет спустя: Материалы Международной конференции Урбино, 24–26 сентября 2001 г. ]. Исследования и тексты (на итальянском языке). Том 7. КватроВенти. ISBN 9788839206817 . Проверено 8 июня 2016 г.
- Бурмо, Доминик (2006). Сто лет модернизма: история модернизма, Аристотель Второму Ватиканскому собору . Канзас-Сити, Миссури: Angelus Press. ISBN 9781892331434 . OCLC 72871306 . Проверено 8 июня 2016 г.
- Далберг-Актон, Джон Эмерих Эдвард (1907). Фиггис, Джон Невилл; Лоуренс, Реджинальд Вир (ред.). История свободы и другие очерки . Лондон: Macmillan and Co., Ltd. Проверено 8 июня 2016 г.
- Дейли, Габриэль (1980). Трансцендентность и имманентность: исследование католического модернизма и интегрализма . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198266525 .
- Фоукс, Альфред (17 июля 2015 г.) [1913]. Исследования в области модернизма . Лондон: Забытые книги. ISBN 9781331562054 . ОСЛК 3307790 . Проверено 8 июня 2016 г.
- Готье, Пьер (1988). Ньюман и Блондель: Традиция и развитие догмы [ Ньюман и Блондель: Традиция и развитие догмы ]. Cogitatio fidei (на французском языке). Полет. 147. Издания дю Серф. ISBN 9782204028547 . Проверено 8 июня 2016 г.
- Хейлз, Эдвард Элтон Янг (1960). Католическая церковь в современном мире: обзор от Французской революции до наших дней . Имиджевые книги. Том. 95. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей . Проверено 8 июня 2016 г.
- Хейлз, Эдвард Элтон Янг (1954). Пио Ноно: Исследование европейской политики и религии в девятнадцатом веке (2-е изд.). Лондон: Эйр и Споттисвуд . Проверено 8 июня 2016 г.
- Искьердо, Сезар (1990). «истории и догмы модернистский кризис: анализ Блондель и » Богословский сборник Университета Наварры. Том 71 (Иллюстрированное издание). Памплона: Издания Университета Наварры. ISBN 9788431310998 . Проверено 8 июня 2016 г.
- Джодок, Даррелл, изд. (2000). Католицизм, борющийся с современностью: римско-католический модернизм и антимодернизм в историческом контексте . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521770712 . Проверено 8 июня 2016 г.
- Лум, Томас Майкл (1979). Либеральный католицизм, реформистский католицизм, модернизм: вклад в новую ориентацию в модернистских исследованиях . Тюбингенские богословские исследования. Том 14. Майнц: Маттиас-Грюнвальд-Верлаг. ISBN 3786706603 .
- Меттепеннинген, Юрген (2010). Nouvelle Théologie — Новая теология: наследница модернизма, предшественница II Ватиканского собора . Нью-Йорк: Издательство Блумсбери. ISBN 9780567299918 . OCLC 676696271 . Проверено 8 июня 2016 г.
- См. Керр, Фергюс (2 октября 2010 г.). «Шок нового» . Планшет . ДеСалес Медиа Груп, Инк. 24 . Проверено 8 июня 2016 г.
- О'Коннелл, Марвин Ричард (1994). Критики на суде: введение в католический модернистский кризис . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN 9780813208008 . Проверено 8 июня 2016 г.
- Портье, Уильям Л. (2013). Разделенные друзья: портреты римско-католического модернистского кризиса в Соединенных Штатах . ЦУА Пресс. ISBN 9780813221649 .
- Пула, Эмиль (1996). История, догма и критика в условиях модернистского кризиса . Париж: Альбин Мишель. ISBN 9782226084644 .
- Самый предусмотрительный Бог Лев XIII 18 ноября 1893 г.
- Синке Гимарайнш, Атила (1999). В мутных водах II Ватиканского собора . Эли, Эли, Ламма сабактхани? Том. 1 (2-е изд.). Тан Книги и Издательства. ISBN 9780895556363 . Проверено 8 июня 2016 г.
- Виан, Джованни (2012). Модернизм. Католическая церковь в конфликте с современностью . Рим: Кароччи. ISBN 9788843063444 .
- Виргуле, Рене (1980). Блондель и модернизм: философия действия и религиозные науки, 1896-1913 . Париж: Editions du Cerf. ISBN 9782204015097 . Проверено 8 июня 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бурмо, о. Доминик, Сто лет модернизма: генеалогия принципов Второго Ватиканского Собора
- Гарригу-Лагранж, Реджинальд (2013). Сущность и актуальность томизма . Лулу.com. ISBN 9781304416186 . — О. Режинальд Гарригу-Лагранж, ОП , объясняет, почему томизм является решением нынешнего кризиса модернизма в церкви.
- Всепредусмотрительный Бог , Лев XIII, 18 ноября 1893 г.
- Lamentabili sane , Пий X, 3 июля 1907 г.
- Воскресное кормление стада , Пий X, 8 сентября 1907 года.
- Международный католический университет: Джеймс Хичкок, «Введение в модернизм »: эссе с библиографией, упорядоченной по темам, озаглавленные «Примечание: большинство работ, посвященных модернизму, симпатизируют модернистам, и студенты должны сохранять критическую позицию по отношению к назначенному чтению».
- о. Майкл Мортон, «Католический модернизм (1896-1914)».
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .