Jump to content

Модернизм в католической церкви

(Перенаправлено из католического модернизма )

Модернизм в католической церкви описывает попытки примирить католицизм с современной культурой. [ 1 ] в частности, понимание Библии и католической традиции в свете историко-критического метода и новых философских и политических разработок конца 19 - начала 20 веков.

Термин «модернизм» , обычно используемый критиками, а не сторонниками связанных с ним позиций, приобрел известность в Папы Пия X 1907 года энциклике «Pascendi Dominici gregis» . Папа осудил модернизм как «синтез всех ересей ». [ 2 ]

В своей статье в Католической энциклопедии в 1911 году иезуит Артур Вермеерш дал определение модернизма с точки зрения католической ересиологии своего времени:

«В целом можно сказать, что модернизм направлен на ту радикальную трансформацию человеческой мысли по отношению к Богу, человеку, миру и жизни здесь и в будущем, которая была подготовлена ​​гуманизмом и философией XVIII века и торжественно провозглашена на французском Революция ». [ 3 ]

Модернистское движение находилось под влиянием и сопровождалось протестантскими богословами и духовенством, такими как Поль Сабатье и Генрих Юлиус Гольцманн . С другой стороны, богословы-модернисты критиковали протестантское богословие и занимались апологетикой католической церкви против протестантского понимания христианства, как, например, в знаменитой атаке Альфреда Луази в «L'Evangile et l'Église » (1902) на Адольфа фон Гарнака. « Das Wesen des Christentums» (1900). [ 4 ] Модернистское движение имеет параллель в англиканской церкви , где в 1911 году был основан журнал «Современный церковник» .

Споры о модернизме были заметны во французских и британских интеллектуальных кругах и, в меньшей степени, в Италии, но, так или иначе, касались большей части Европы и Северной Америки. [ 5 ] Папа Пий X рассматривал модернизм как универсальную угрозу, требующую глобальной реакции. [ 6 ]

Размеры полемики по поводу модернизма

[ редактировать ]

Хотя так называемые модернисты не сформировали единообразного движения, они ответили на общую группу религиозных проблем, которая выходила за рамки только католицизма около 1900 года: прежде всего проблема историзма , которая, казалось, делала все исторические формы веры и традиций относительными; во-вторых, из-за принятия современных философов, таких как Иммануил Кант , Морис Блондель и Анри Бергсон , нео-схоластическая философская и теологическая основа, созданная Папой Львом XIII, стала хрупкой. Утверждение о том, что объективная истина воспринимается субъективно, является основополагающим для всей полемики. [ 7 ] Этот акцент на религиозной теме породил новый интерес к мистицизму, святости. [ 8 ] и религиозного опыта в целом. [ 9 ] Отвращение к религиозному «экстринсицизму» также привело к новой герменевтике доктринальных определений, которые рассматривались как вторичные формулировки предшествующего (имманентного) религиозного опыта ( Джордж Тиррелл ; ср. также христианский персонализм Люсьена Лабертоньера). [ 10 ]

Ромоло Мурри (1870–1944)

Споры не ограничивались областью философии и теологии. На политическом уровне христианские демократы , такие как мирянин Марк Саннье во Франции и священник Ромоло Мурри в Италии, а также левое крыло Центристской партии и Христианские союзы в Германии, выбрали политическую повестку дня, которая больше не контролировалась полностью. по иерархии. Папа Пий X отреагировал отлучением Мурри от церкви в 1909 году, роспуском движения Сильона Саннье в 1910 году и изданием энциклики Singulari quadam в 1912 году, в которой явно отдавалось предпочтение немецким католическим рабочим ассоциациям, а не христианским союзам. [ 11 ] Более того, антимодернисты, такие как Альберт Мария Вайс ОП, [ 12 ] и швейцарец Каспар Декуртинс, [ 13 ] оба из которых были одобрены Пием X, нашли бы даже «литературный модернизм» в области католической беллетристики, которая не соответствовала их стандартам ортодоксальности. [ 14 ]

В глазах антимодернистской реакции «модернисты» были единой и тайной сектой внутри церкви. В исторической перспективе можно различить сети личных контактов между «модернистами», особенно вокруг Фридриха фон Хюгеля и Пауля Сабатье . С другой стороны, внутри «движения» существовал широкий спектр мнений, от людей, пришедших к рационализму (например, Марсель Эбер, [ 15 ] Альберт Утен , Сальваторе Минокки и Джозеф Тюрмель) [ 16 ] до умеренного религиозного реформизма, включая даже таких нео-схоластических богословов, как Ромоло Мурри. [ 17 ] Это восприятие широкого движения слева направо уже сформировалось самими действующими лицами. [ 18 ] [ 19 ]

Терминология

[ редактировать ]

Термин «либеральный католицизм» первоначально обозначал течение мысли внутри католической церкви, которое имело влияние в 19 веке, особенно во Франции, и которое было направлено на примирение церкви с либеральной демократией . Его в значительной степени отождествляли с французскими политическими теоретиками, такими как Фелисите Робер де Ламенне , Анри Лакордер и Шарль Форбс, Рене де Монталамбер . [ 20 ] Во второй половине XIX века этот термин также применялся к теологам и интеллектуалам, таким как Игнац фон Деллингер , Св. Георгий Джексон Миварт , Джон Зам и Франц Ксавер Краус, которые хотели примирить католическую веру со стандартами современной науки и общества. в общем.

В 1881 году бельгийский экономист Шарль Перен , консервативный католик-мирянин, опубликовал книгу под названием «Модернизм в église d'après les lettres inédites de La Mennais» . Перен был первым автором, который использовал термин «модернизм» в католическом контексте – до него голландский кальвинист Абрахам Кайпер критиковал рационалистическую немецкую теологию протестантской Тюбингенской школы как «модернизм» ( Het Modernisme een fata morgana op christelijk gebied , 1871). Для Перена «модернизм» был ярлыком для попыток либеральных католиков примирить католицизм с идеалами Французской революции и демократии в целом. Он видел опасность того, что гуманитарные тенденции светского общества будут восприняты внутри католической церкви. Это «социальное» определение католического модернизма позднее будет снова подхвачено интегралистом . Использование Перином термина «модернизм» было принято римским журналом иезуитов, полуофициальной Civiltà Cattolica , который добавил к этой концепции аспект преувеличенного доверия к современной науке. Когда пять экзегетических книг французского богослова Альфреда Луази были внесены в Индекс запрещенных книг в декабре 1903 года, официальная папская газета L'Osservatore Romano проводила различие между «современностью» и «модернизмом», что влекло за собой ересь в религии, революцию в политике и ошибки в философии. Термин «модернизм» теперь начал заменять старые ярлыки, такие как «либеральный католицизм» или (особенно в Германии) «реформистский католицизм». [ 21 ]

Джордж Тиррелл (1861–1909)

Связь между «либеральным католицизмом» и «модернизмом» была предметом спорных дискуссий. В 1979 году Томас Майкл Лум подчеркнул преемственность между ними и говорил о «вертикальном измерении» модернистской полемики. [ 22 ] Это «изобретение традиции» подверглось критике, среди прочих, со стороны Николаса Лэша . [ 23 ] Ясно, однако, что Объединенный пастораль английского епископата против «либерального католицизма» (декабрь 1900 г.) отреагировал не только на св. Джорджа Джексона Миварта , но и на сочинения более позднего «модерниста» Джорджа Тиррелла . Письмо было подготовлено в Риме и вдохновлено Рафаэлем Мерри дель Валем , который стал главным противником Тиррелла при Пии X. [ 24 ] Более того, «модернисты», такие как Тиррелл, сравнивали свои собственные трудности после публикации Пасценди с трудностями «либеральных католиков», таких как Игнац фон Деллингер после I Ватиканского собора . В декабре 1907 года Тиррелл писал немецкому корреспонденту: «Не пора ли пересмотреть псевдособор 1870 года и спросить, альт-католики не были ли в конце концов правы ? Ex fructibus eorum и т. д. [»Вы познают их по плодам их»; Матфея 7:16], несомненно, могут быть использованы в качестве критерия ультрамонтанизма . Отдельные люди, подобные мне, могут позволить себе стоять в стороне, как это делал Деллингер. Но могут ли массы жить без таинств и внешнего общения? И все же сейчас ни один образованный мужчина или женщина не сможет оставаться в общении с Пием X». [ 25 ] Тиррелла также вдохновила посмертная публикация « лорда Эктона в Истории свободы и других очерков» 1907 году. [ 26 ]

История модернистской полемики

[ редактировать ]

Хотя так называемый «модернистский кризис» [ 5 ] обычно датируется периодом между 1893 годом (дата публикации Папы Льва XIII энциклики Providentissimus Deus ) и 1914 годом (смерть Папы Пия X ), [ 27 ] [ 28 ] полемика имела и продолжает иметь как предысторию, так и постисторию.

Предыстория: интеллектуальное брожение XIX века

[ редактировать ]

За заметными исключениями, такими как Ричард Саймон или болландисты , католические исследования в 17, 18 и 19 веках имели тенденцию избегать использования критической методологии из-за ее рационалистических тенденций. Частые политические революции, резкое противостояние «либерализма» церкви и изгнание религиозных орденов из Франции и Германии, по понятным причинам, заставили церковь с подозрением относиться к новым интеллектуальным течениям. [ 29 ]

1829 года Traditi humilitati В своей энциклике Папа Пий VIII предостерегал тех, кто «публикует Библию с новыми толкованиями, противоречащими законам Церкви» и «искусно искажает смысл своей собственной интерпретацией», чтобы «гарантировать, что читатель усвоит их смертельный яд вместо спасительной воды спасения». [ 30 ]

В том же духе в 1832 году его преемник Папа Григорий XVI осудил в своей энциклике Mirari vos «бесстыдную науку» ( scientia impudens ), сожалея о том, что «божественная власть Церкви   [...] подчинена человеческому разуму». [ 31 ] Григорий также предостерег католиков не читать переводы Библии, изданные некатолическими библейскими обществами, обвиняя их в своей энциклике Inter praecipuas (1844 г.) в «пренебрежении божественной традицией, сохраненной католической церковью в учении отцов» и в «отрицании божественной традиции, сохраненной католической церковью в учении отцов». сам авторитет Церкви». [ 32 ]

Антилиберализм и враждебность к современности продолжились и при новом Папе Пии IX : через несколько месяцев после своего избрания в 1846 году Пий обнародовал энциклику Qui pluribus , призывающую всех католических прелатов остерегаться опасностей, исходящих от рационализма , пантеизма , социализма , коммунизм и другие популярные философии. [ 33 ]

Эрнест Ренан

В 1863 году Эрнест Ренан опубликовал Vie de Jésus («Жизнь Иисуса»). Ренан готовился к священству, прежде чем выбрать светскую карьеру филолога и историка. В его книге Иисус описывался как un homme несравненный – человек, без сомнения, необыкновенный, но всего лишь человек. Книга пользовалась большой популярностью, но стоила ему кафедры иврита в Коллеж де Франс . Среди наиболее спорных идей Ренана было то, что «чудо не считается историческим событием; это делают люди, верящие в чудо». Иисус Ренана — человек простого благочестия и почти невообразимой харизмы, чье главное историческое значение заключалось в легионе его последователей. [ 34 ]

В том же 1863 году церковный историк Игнац фон Деллингер пригласил около 100 немецких богословов на встречу в Мюнхене ( Мюнхенское собрание учёных , 1863). [ 35 ] обсудить состояние католического богословия. В своем обращении «О прошлом и будущем католического богословия» Деллингер выступал за большую академическую свободу богословия внутри церкви, формулируя критику нео-схоластического богословия и отстаивая исторический метод в богословии. [ 36 ] Также в 1863 году друг Деллингера Шарль де Монталамбер произнес две мощные речи на католическом конгрессе в Малине , настаивая на том, что церковь должна примириться с гражданским равенством и религиозной свободой. [ 37 ] [ 38 ]

8 декабря 1864 года Папа Пий IX издал энциклику Quanta cura , осуждающую, по его мнению, серьезные ошибки, от которых страдает современность. Он осудил некоторые положения, такие как: «Воля народа, проявленная так называемым общественным мнением   [...] представляет собой высший закон, свободный от всякого божественного и человеческого контроля»; от одного только гражданского права зависят все права родителей на своих детей, и особенно право на воспитание; и что религиозные ордена не имеют законных оснований для своего разрешения. [ 39 ] Некоторые из этих осуждений были направлены против антиклерикальных правительств в различных европейских странах, которые находились в процессе секуляризации образования и захвата католических школ, а также подавления религиозных орденов и конфискации их собственности. [ 40 ] К энциклике прилагалась Syllabus Errorum , которая осуждалась в предыдущих папских документах и ​​требовала обращения к первоначальным утверждениям для понимания. Программа отреагировала не только на современный атеизм, материализм и агностицизм, но также на либеральный католицизм и новое критическое изучение Библии. Это также была прямая реакция на речь Деллингера в Мюнхене и речи Монталамбера в Малине. [ 41 ] Среди предложений, осужденных в Программе, были:

  • «7. Пророчества и чудеса, изложенные и записанные в Священном Писании, суть выдумки поэтов, а тайны христианской веры — результат философских исследований. В книгах Ветхого и Нового Завета содержатся мифические выдумки, а Иисус Христос сам является мифом».
  • «13. Метод и принципы, с помощью которых старые схоласты культивировали богословие, больше не соответствуют требованиям нашего времени и прогрессу наук». – Письмо архиепископу Мюнхенскому Tuas libenter , 21 декабря 1863 г.
  • «15. Каждый человек волен принимать и исповедовать ту религию, которую он считает истинной, руководствуясь светом разума». – Апостольское письмо, Multiples inter , 10 июня 1851 г. Аллокуция Maxima quidem , 9 июня 1862 г.

Первый Ватиканский собор проводился с декабря 1869 года по октябрь 1870 года. Собор вызвал определенные разногласия еще до своего заседания. Ожидая, что будет обсуждаться тема папской непогрешимости, многие епископы, особенно во Франции и Германии, высказывали мнение, что время «неподходящее». Игнац фон Деллингер возглавил в Германии движение, враждебное определению непогрешимости. По мнению Деллингера, для этого определения не было основы в католической традиции. [ 42 ] После определения Деллингер был отлучен от церкви архиепископом Мюнхенским Грегором фон Шерром в 1871 году. Монталамберт умер до окончания Собора.

Догматическая Конституция католической веры Dei Filius пыталась найти средний путь между рационализмом и фидеизмом . В нем была представлена ​​концепция откровения , которая подчеркивала аспект божественного наставления через откровение. [ 43 ] Догматическая Конституция Пастора Этернуса обращалась к главенству Папы и отвергала идею о том, что декреты, изданные Папой для руководства церковью, не имеют силы, если не подтверждены светской властью. Он также заявил о непогрешимости Папы, когда он говорил «ex cathedra» по вопросам веры и морали. Другие дела были отложены, когда итальянская пехота вошла в Рим и совет был прерван. [ 44 ] Собор оставался формально открытым до 1960 года, когда он был официально закрыт Папой Иоанном XXIII с целью созыва Второго Ватиканского Собора . [ 45 ]

Решения Первого Ватиканского Собора были настолько противоречивыми, что даже вызвали раскол среди некоторых немецких, швейцарских, австрийских и голландских либеральных католиков, которые оторвались от Ватикана и объединились с янсенистами (которые поддерживали довольно шаткую иерархию в Нидерландах) в Старокатолическая церковь , существующая и по сей день. [ 46 ]

Начало модернистской полемики при Льве XIII.

[ редактировать ]
Папа Лев XIII

Папа Лев XIII , преемник Пия IX, хотел продвигать то, что он считал истинной христианской наукой всячески : он работал над возрождением томизма как христианской философии, поощрял изучение истории и археологии, а в 1881 году открыл Архивы Ватикана для исследователей. [ 47 ] В 1887 году он поощрял изучение естественных наук, а в 1891 году открыл новую Ватиканскую обсерваторию. [ 48 ] Ответом Льва на рационалистическую тенденцию подрывать авторитет Священного Писания было то, что у церкви были свои собственные обученные эксперты. В 1893 году вместе с Providentissimus Deus Папа Лев дал первое официальное разрешение на использование критических методов в библейских исследованиях. [ 49 ] «Поэтому наиболее уместно, чтобы профессора Священного Писания и богословы освоили те языки, на которых первоначально были написаны священные Книги, [ 50 ] и иметь познания в области естественных наук. [ 51 ] Он рекомендовал изучающему Священные Писания сначала получить прочную основу в толкованиях отцов, таких как Тертуллиан , Киприан , Иларий , Амвросий , Лев Великий , Григорий Великий , Августин и Иероним . [ 52 ] и понять, что они истолковывали буквально, а что иносказательно; и обратите внимание, что они считают принадлежащим вере, а что — мнением. [ 53 ]

Хотя Providentissimus Deus пытался поощрять католическое изучение Библии, это также создавало проблемы. В энциклике Лев XIII исключил возможность ограничения вдохновенности и непогрешимости Библии вопросами веры и морали. Таким образом, он вмешался в оживленную дискуссию о библейском вдохновении во Франции, где Морис д'Юльст предпочел более открытое решение , основатель Парижского католического института, в своей статье «Библейский вопрос» . [ 54 ] В беде оказались не только экзегеты этой «большой школы», но и выдающийся французский богослов Альфред Луази , который работал над тщательным историческим пониманием Библии. [ 55 ] с целью открыть пространство для богословской реформы. [ 56 ] Римская конгрегация Индекса начала готовить порицание основных работ Луази, но до смерти Льва XIII в 1903 году никакого решения принято не было, поскольку внутри Римской курии также существовало значительное сопротивление преждевременным суждениям по вопросам библейской интерпретации. [ 57 ]

В целом, официальная католическая позиция к изучению Священного Писания на рубеже 20-го века заключалась в осторожном продвижении и в то же время в растущем понимании того, что имело перспективы на будущее. [ 58 ] В 1902 году Папа Лев XIII учредил Папскую библейскую комиссию , которая должна была адаптировать католические библейские исследования к современной науке и защитить Священное Писание от нападок. [ 59 ]

Мари-Жозеф Лагранж

[ редактировать ]

В 1890 году École Biblique , первую католическую школу, специально посвященную критическому изучению Библии основала в Иерусалиме доминиканка Мария-Жозеф Лагранж . В 1892 году папа Лев XIII дал официальное одобрение. Хотя многие современники Лагранжа критиковали новый научный и критический подход к Библии, он им пользовался. Лагранж основал Revue Biblique , и его первые статьи вызвали резкую критику, но папа Лев не был склонен препятствовать новым идеям. [ 60 ] Пока был жив Папа Лев, работа Лагранжа спокойно продвигалась, но после смерти Льва наступила ультраконсервативная реакция. [ 60 ] Историко -критический метод был признан Ватиканом подозрительным. Пера Лагранжа, как и других ученых, участвовавших в возрождении библейских исследований в XIX веке, подозревали в модернизме. [ 61 ] В 1912 году Лагранжу было приказано прекратить выпуск «Библейского обозрения» и вернуться во Францию. Сама Школа была закрыта на год, а затем Лагранжа отправили обратно в Иерусалим, чтобы продолжить свою работу.

Дюшен и Луази

[ редактировать ]
Луи Дюшен, 1899 г.

Луи Дюшен — французский священник, филолог, педагог и археолог-любитель. Получив образование в Практической школе высших исследований в Париже, он применял современные методы к церковной истории, объединяя археологию и топографию для дополнения литературы и помещая церковные события в контексты социальной истории. Дюшен возглавлял кафедру церковной истории в Парижском католическом институте и часто общался с историками-единомышленниками среди болландистов , с их долгой историей критических изданий агиографий . [ 62 ] Дюшен получил известность как демифологизирующий критический историк популярных, благочестивых житий святых, созданный издательствами Второй империи . [ 63 ] Однако его Histoire ancienne de l'Église , 1906–1911 (переведенная как « Ранняя история христианской церкви ») была сочтена церковью в то время слишком модернистской и была помещена в Индекс запрещенных книг в 1912 году.

Альфред Луи

Альфред Луази был французским католическим священником, профессором и богословом, которого обычно считали «отцом католического модернизма». [ 64 ] [ 65 ] Он учился в Католическом институте под руководством Дюшена и посещал курс иврита Эрнеста Ренана в Коллеж де Франс . Харви Хилл говорит, что развитие теорий Луази следует рассматривать также в контексте конфликта между церковью и государством во Франции, который способствовал кризису веры Луази в 1880-х годах. В ноябре 1893 года Луази опубликовал последнюю лекцию своего курса, в которой суммировал свою позицию по библейской критике в пяти положениях: Пятикнижие не было делом Моисея , первые пять глав Бытия не были буквальной историей, Новый Завет и Ветхий Завет не имел равной исторической ценности, доктрина Священных Писаний развивалась, а библейские писания подвергались тем же ограничениям, что и произведения других авторов древнего мира. [ 66 ] [ 67 ] Когда его попытки богословской реформы потерпели неудачу, Луази стал рассматривать христианскую религию скорее как систему гуманистической этики, чем как божественное откровение. [ 68 ] В 1908 году он был отлучен от церкви. [ 69 ]

Кульминация споров при Пии X

[ редактировать ]
Папа Пий X

Папа Пий X , сменивший Льва XIII в августе 1903 года, почти сразу же включился в продолжающийся спор. Реагируя на давление парижского архиепископа кардинала Франсуа-Мари-Бенжамена Ришара , он передал порицание Луази от Конгрегации Индекса Высшей Священной Конгрегации Священной Канцелярии . Уже в декабре 1903 года основные экзегетические произведения Луази подверглись порицанию. [ 57 ] В то же время Святая канцелярия начала готовить список ошибок, содержащихся в трудах Луази. Из-за продолжающегося внутреннего сопротивления, особенно со стороны Хозяина Священного Дворца, папского богослова Альберто Лепиди ОП, эта программа была опубликована только в июле 1907 года как указ Lamentabili sane exitu , осуждавший шестьдесят пять положений из области библейской интерпретации и история догмы. [ 70 ] Ламентабили не упомянул термин «модернизм» , и похоже, что Пий X и его близкие сотрудники, такие как кардинал Рафаэль Мерри дель Валь и кардинал Хосе де Каласанс Вивес-и-Туто, не были удовлетворены документом.

Поэтому летом 1907 года в узком кругу папы был подготовлен еще один документ, а уже в сентябре 1907 года Пий X обнародовал энциклику Pascendi dominici gregis , которая сформулировала синтез модернизма и популяризировала сам термин. Энциклика осуждала модернизм как охватывающий всякую ересь . [ 71 ] Пасченди описал «модерниста» в семи «ролях»: как чисто имманентистского философа, как верующего, полагающегося только на свой собственный религиозный опыт, как теолога, понимающего догму символически, как историка и библеиста, растворяющего божественное откровение посредством исторического подхода. критический метод в чисто имманентные процессы развития, как апологет, оправдывающий христианскую истину только исходя из имманентности, и как реформатор, желающий радикально изменить церковь. Агностицизм , имманентизм , эволюционизм и реформизм — ключевые слова, используемые Папой для описания философской и теологической системы модернизма. В энциклике модернист описывается как враг схоластической философии и теологии, сопротивляющийся учениям магистратуры; их моральные качества — любопытство, высокомерие, невежество и лживость. Модернисты обманывают простых верующих, представляя не всю свою систему, а только ее части. Таким образом, энциклика хочет раскрыть тайную систему модернизма. Пасченди предусматривал также дисциплинарные меры для продвижения схоластической философии и богословия в семинариях, для устранения подозрительных профессоров и кандидатов в священники, для более жесткого порицания публикаций и для создания антимодернистской контрольной группы в каждой епархии. [ 72 ] Все епископы и настоятели монашеских орденов должны были регулярно отчитываться о выполнении этих мер. [ 73 ]

Пий часто осуждал это движение и был глубоко обеспокоен тем, что его приверженцы могли продолжать считать себя строгими католиками, понимая при этом догму в явно нетрадиционном смысле (следствие идеи эволюции догмы). Поэтому в 1910 году он ввел антимодернистскую клятву, которую должны были принять все католические священники. [ 74 ] в то время как он закрыл «единственный известный американский католический журнал», « Ecclesiastical Review », «именно тогда, когда это было необходимо, чтобы бросить вызов растущему влиянию прагматизма Джона Дьюи ». [ 75 ]

Чтобы обеспечить исполнение этих решений, монсеньор Умберто Бениньи организовал, посредством своих личных контактов с богословами и мирянами в различных европейских странах, секретную сеть информаторов, которые сообщали ему о тех, кто, как предполагалось, проповедовал осужденные доктрины или участвовал в политической деятельности (например, христианские Демократические партии, Христианские союзы), которые также считались «модернистскими», поскольку не контролировались католической иерархией. Эта группа называлась Sodalitium Pianum , т.е. Братство Пия (V) , кодовое название было La Sapinière . [ 76 ] Ее зачастую чрезмерно усердные и тайные методы зачастую скорее мешали, чем помогали Церкви в ее борьбе с модернизмом. [ 77 ] [ 78 ] Бениньи также издавал журнал La Corrispondenza Romana / Correspondance de Rome , который инициировал кампании в прессе против практического и социального модернизма по всей Европе. [ 79 ] Бениньи поссорился с кардиналом госсекретаря Рафаэлем Мерри дель Валем в 1911 году. Содалитиум в конечном итоге был распущен в 1921 году. Недавние исследования подчеркнули антисемитский характер антимодернизма Бениньи. [ 80 ]

В Америке

[ редактировать ]
Архиепископ Джон Айрленд (1838–1918 гг.)

Своим лозунгом «Церковь и эпоха соединяйтесь!» [ 81 ] Архиепископ Иоанн Айрлэнд Сент-Пол, штат Миннесота, стал героем реформаторов во Франции ( Феликс Кляйн ), Италия [ 82 ] и Германия ( Герман Шелл ) в 1890-х годах. Таким образом, в модернистской полемике в Соединенных Штатах первоначально доминировал конфликт вокруг « американизма », который после Пасценди также представлялся как «предшественник» модернизма в католической ересиологии. [ 83 ] «Американизм» воспринимался как влияние классического либерализма в католической церкви в Соединенных Штатах , особенно в отношении концепции разделения церкви и государства . Подобные тенденции встревожили Папу Льва XIII, который осудил их по настоянию старого противника архиепископа Ирландии из Миннесоты архиепископа Джона Джозефа Фредерика Отто Зардетти в апостольском письме Testem benevolentiae nostrae (1899). [ 84 ] [ 85 ] Архиепископу Ирландии пришлось быть крайне осторожным, чтобы избежать осуждения за свои взгляды. [ 86 ]

После выхода «Пасенди » антимодернистские меры особенно ощущались в Архиепископии Нью-Йорка : « Нью-Йорк Ревью» был журналом, выпускаемым семинарией Святого Иосифа . В нем печатались статьи ведущих католических экспертов по Библии, входивших в недавно возникшие школы библейской критики , что вызвало недоумение в Риме. Примерно в 1908 году издание «Ревью» было прекращено якобы по финансовым причинам, хотя есть веские доказательства того, что оно было закрыто из-за модернистских тенденций. [ 87 ] [ 88 ] Несмотря на свою поддержку модернизации, архиепископ Айрленд активно выступал против модернизма после энциклики Пасченди : это явно непоследовательное поведение проистекало из концепции Ирландии «золотой середины» между «ультраконсерватизмом», делающим Церковь неактуальной, и «ультралиберализмом», отвергающим послание Церкви. . [ 86 ]

Постистория в 20 и 21 веках

[ редактировать ]

После понтификата Пия X нападки на модернистов постепенно утихли. Новый Папа Бенедикт XV , который был избран преемником Пия X в 1914 году, еще раз осудил модернизм в своей энциклике Ad beatissimi Apostolorum , но также призвал католиков прекратить осуждать единоверцев. [ 89 ] Тем не менее, богословский антимодернизм продолжал влиять на климат внутри церкви. [ 90 ] Священная канцелярия до 1930 года под руководством кардинала Рафаэля Мерри дель Валь продолжала осуждать модернистских богословов, а рационалистическая экзегеза была вновь осуждена Понтификом в его энциклике Spiritus Paraclitus . [ 91 ]

Луази В 1930-х годах Opera Omnia была внесена в Index Librorum Prohibitorum . Во время Первой мировой войны французская пропаганда утверждала, что католическая церковь в Германии пропитана модернизмом. [ 92 ] утверждал Уже в 1913 году французский академик Эдмон Вермей , что католическая Тюбингенская школа середины XIX века с ее интересом к «органическому развитию» церкви в истории была «предшественницей» «модернизма». [ 93 ] – утверждение, которое с тех пор обсуждается. [ 94 ]

Между Первой мировой войной и Вторым Ватиканским собором Режинальд Гарригу-Лагранж О.П. был «факелоносцем ортодоксального томизма » против модернизма. [ 95 ] Гарригу-Лагранж, который был профессором философии и теологии в Папском университете Святого Фомы Аквинского , Ангеликум , как принято считать, повлиял на решение в 1942 году поместить частно распространяемую книгу Une école de theologie: le Saulchoir (Étiolles-sur -Сена, 1937) Мари-Доминик Шеню ОП [ 96 ] о «Индексе запрещенных книг» Ватикана как кульминации полемики внутри Доминиканского ордена между сторонниками Анжеликума спекулятивной схоластики и томистами французского возрождения, которые были более внимательны к исторической герменевтике, такими как Ив Конгар OP [ 97 ]

В начале 1930-х годов Конгар прочитал « Мемуары Луази» и понял, что модернизм обратился к проблемам богословия, которые до сих пор не были решены нео-схоластическим богословием. Чену и Конгар, два главных героя Новой теологии . [ 98 ] начал готовить досье на эту тему. В 1946 году Конгар написал Чену, что нео-схоластическое богословие уже начало ежедневно «ликвидировать» себя и что иезуиты были одними из самых яростных «ликвидаторов». [ 99 ] Конгара «Кретьенс десунис» также подозревали в модернизме, поскольку его методология основывалась больше на религиозном опыте, чем на силлогистическом анализе. [ 100 ] [ 101 ]

Первое ослабление строгих антимодернистских мер, наложенных Пием X на библеистов, произошло в 1943 году: в этом году Папа Пий XII издал энциклику Divino afflante Spiritu , регулирующую вопросы библейской экзегезы. Энциклика открыла современный период римско-католических библейских исследований , поощряя изучение текстовой критики (или «низшей критики»), относящейся к тексту самого Священного Писания и его передаче (например, для определения правильного прочтения), и разрешила использование историко -критический метод (или «высшая критика»), позволяющий получать информацию от богословия , Священного Предания и церковной истории об исторических обстоятельствах текста, выдвигая гипотезы о таких вопросах, как авторство, датировка и тому подобные проблемы. [ 102 ] Католический библеист Раймонд Э. Браун СС назвал энциклику « Великой хартией библейского прогресса». [ 103 ]

Несмотря на свои осторожные высказывания по вопросу библейской критики, Пий XII с подозрением относился к новым богословским тенденциям, которые, как он опасался, могли вызвать модернистское возрождение: в 1950 году он опубликовал энциклику Humani Generis , в которой осудил «некоторые новые интеллектуальные течения». в Церкви, обвиняя их в релятивизме и нападая на них за переформулирование догматов в способе, не соответствующем церковной традиции, и за следование библейской герменевтике , отклонившейся от учения Providentissimus Deus и Divino afflante Spiritu . Энциклика конкретно обвиняла эти новые «тенденции» в том, что они охватывают модернистскую ересь, осужденную Пием X в «Pascendi Dominici gregis» . [ 104 ] В энциклике не упоминался какой-либо конкретный теолог, но она была широко истолкована как осуждение « Новой теологии» , за чем последовала антимодернистская чистка в Ле Солшуаре и Фурвьере. [ 105 ]

После избрания Папы Иоанна XXIII и созыва Второго Ватиканского Собора антимодернистская полемика пошла на убыль, и многие богословы, связанные с Новой теологией, были постепенно реабилитированы, и многие из них приняли участие в Соборе с квалификацией перитус . Однако Папа Павел VI еще раз осудил модернизм в своей энциклике Ecclesiam Suam (1964), назвав его «ошибкой, которая все еще проявляется под различными новыми личинами, совершенно несовместимой с каким-либо подлинным религиозным выражением», и охарактеризовал его как «попытку часть светской философии и светских тенденций искажать истинное учение и дисциплину Церкви Христовой». [ 106 ] Несмотря на это, Клятва против модернизма была отменена 17 июля 1967 года Конгрегацией доктрины веры с одобрения Павла VI. [ 107 ]

После Собора наиболее консервативные сторонники Новой теологии сделали важную карьеру в Церкви: Ганс Урс фон Бальтазар , Жан Даниэлу SJ , Ив Конгар OP и Анри де Любак SJ были назначены кардиналами Папой Иоанном Павлом II , а Йозеф Ратцингер был избран Папа Бенедикт XVI в 2005 году. Чего нельзя сказать о более либеральных членах , которые постепенно маргинализировались из-за своих крайних взглядов: Ганса Кюнга Конгрегация доктрины веры лишила богословской лицензии в 1979 году за допрос папы. непогрешимость , тогда как Эдварда Шиллебека ОП неоднократно осуждался Конгрегацией и даже самим Папой Павлом VI (энциклика Mysterium fidei ) из-за его неортодоксальных взглядов на христологию и евхаристию .

Ссылки на модернизм по-прежнему часто встречаются среди консервативных и традиционалистских католиков . [ 108 ] [ 109 ] [ 110 ]

Известные люди, участвовавшие в модернистской полемике

[ редактировать ]
[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Белла, Юлиус I. «Догмы отца Тиррелла». История Церкви , вып. 8, нет. 4, 1939, стр. 316–341. ДЖСТОР
  2. ^ Папа Пий X (8 сентября 1907 г.). «Пасение стад Доминика» . Святой Престол (на латыни) . Проверено 8 июня 2016 г. Кормление стада в воскресенье. Английский перевод: https://www.ewtn.com/catholicism/library/on-the-doctrine-of-the-modernists-3496.
  3. ^ Вермеерш, Артур (1911). «Модернизм» . Католическая энциклопедия . Том. 10. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 8 июня 2016 г.
  4. ^ Пулат 1996 , с. 46-102.
  5. ^ Jump up to: а б О'Коннелл 1994 .
  6. ^ Виан, Джованни. «Модернистский мир? Заметки, начиная с отчетов по Пасченди». Прием и применение энциклики Пасценди . стр. 265–296.
  7. ^ Портье 2013 , с. хх (введение).
  8. ^ Барманн, Лоуренс; Талар, Чарльз Дж.Т., ред. (1999). Святость и светскость в период модернизма: шесть взглядов на агиографию около 1900 года . Париж: Общество Болландистов. ISBN  9782873650070 .
  9. ^ Лосито, Джакомо; Талар, Чарльз Дж.Т., ред. (2017). Модернизм, мистика, мистика . Париж: Чемпион Оноре. ISBN  9782745344496 .
  10. ^ Лосито, Джакомо (2014). Бог — субъект истории: Луази, Блондель, Лабертоньер . Неаполь: Лоффредо Эдиторе. ISBN  9788875646691 .
  11. ^ Такки, Франческо (2018). «Римская курия и Gewerkschaftsstreit»: Первые соображения о происхождении энциклики «Singulari quadam» (1912)». Журнал религиозной истории и литературы . 54 : 351–388. ISSN   0035-6573 .
  12. ^ Вайс, Отто (1998). Модернизм и антимодернизм в Доминиканском ордене: одновременно вклад в «Sodalitium Pianum» . Дуть. ISBN  9783791716190 .
  13. ^ Мецгер, Франциска (2000). «Шилдвахе»: интегралистская правая католическая газета 1912–1945 гг . Фрибур: Университетское издательство Фрайбурга/Швейцария. ISBN  9783727812996 .
  14. ^ Буземанн, Ян Дирк (2017). Католическая эмансипация мирян и римская реакция: индексная конгрегация в литературных, профсоюзных и центральных спорах . Падерборн: Шёнинг. дои : 10.30965/9783657777891 . ISBN  9783657777891 .
  15. ^ Талар, Чарльз Дж.Т., изд. (2011). Модернист как философ: Избранные сочинения Марселя Эбера . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN  9780813218793 .
  16. ^ Талар, Чарльз Дж. Т. (2012). Мученик истины: автобиография Джозефа Термеля . Юджин ОР: Pickwick Publications. ISBN  9781610978378 .
  17. ^ Пула, Эмиль (2000). Модернистика: горизонты, физиономии, дебаты . Париж: Новые латинские издания. ISBN  9782723301794 .
  18. ^ Хилл, Харви; Сарделла, Луи-Пьер; Талар, Чарльз Дж. Т. (2008). Те, кто их знал: французские модернисты левые, правые и центристские . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN  9780813215372 .
  19. ^ Арнольд 1999 , с. 245–250.
  20. ^ Бери, JPT, «Религия и отношения церквей и государств», The New Cambridge Modern History , Vol. 10, Архив Кубка, 1960 г. ISBN   9780521045483
  21. ^ Арнольд 2007 , с. 12–14.
  22. ^ Мы создаем 1979 год .
  23. ^ Лэш, Николас (1980). «Модернистское минное поле». Месяц . 241 : 16–19.
  24. ^ Шультеновер, Дэвид (1993). Вид из Рима. Накануне модернистского кризиса . Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. стр. 65–158. ISBN  0823213595 .
  25. ^ Арнольд 1999 , с. 209–210.
  26. ^ Лум 1979 , с. 40-48.
  27. ^ Арнольд 2007 .
  28. ^ Виан 2012 .
  29. ^ Донахью, Джон Р. (18 сентября 1993 г.). «Библейская стипендия через 50 лет после Divino Afflante Spiritu» . Америка .
  30. ^ Папа Пий VIII (24 мая 1829 г.). «Традиционное смирение» . Папские энциклики
  31. ^ Папа Григорий XVI (15 августа 1832 г.). «Мирари Вос» . Папские энциклики .
  32. ^ XVI, Папа Григорий (8 мая 1844 г.). «Среди самых важных » Папские энциклики
  33. ^ IX, Папа Б.И. Пий (9 ноября 1846 г.). «Кто больше» . Папские энциклики
  34. ^ Адам, Алекс (16 марта 2018 г.). «Бледный галилеянин: Эрнест Ренан, Иисус и современная история» . Обзор книг на полях .
  35. ^ Епископ Фрэнсис Ксавьер; Эссен, Георг (2015). Богословие, церковная наука и общественное мнение: Мюнхенская встреча ученых 1863 года и ее последствия . Штутгарт: Кольхаммер. ISBN  9783170289499 .
  36. ^ Ховард, Томас Альберт. «Вопрос совести», Commonweal , 29 сентября 2014 г.
  37. ^ О'Мэлли, Джон В. Ватикан I: Совет и создание ультрамонтанской церкви, издательство Гарвардского университета, 2019 г.
  38. ^ Лекануэ, Эдуард 1902, с. 356: Мехеленская беседа , 20-21 августа 1863 г., Том 3: Церковь и Вторая империя .
  39. ^ Папа Пий IX. Кванта Кура , § 4, 8 декабря 1864 г.
  40. ^ Хейлз, EEY Католическая церковь в современном мире (Doubleday, 1958)
  41. ^ Мартина, Джакомо (1998). «Verso il sillabo: Il parere del barnabita Bilio sul discorso di Montalembert a Malines nell'Agosto 1863». Архивы папской истории . 36 : 137–181.
  42. ^ Епископ, Франц Ксавьер (1997). Богословие и история: Игнац фон Деллингер (1799–1890) во второй половине жизни . Штутгарт: Кольхаммер. ISBN  9783170148451 .
  43. ^ Секлер, Макс (2000). «Понятие откровения». Справочник по фундаментальному богословию . Том 2. Штутгарт: УТБ Кольхаммер. стр. 41–61. ISBN  9783825281717 .
  44. ^ Кирх, Джозеф. «Ватиканский собор». Католическая энциклопедия Том. 15. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1912. 15 мая 2019 г. Общественное достояние В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  45. ^ «Ватикан I» . vatican.com . Проверено 13 декабря 2021 г.
  46. ^ «Старая католическая церковь» . Британская энциклопедия .
  47. ^ Чедвик, Оуэн (1976). Католицизм и история: открытие архивов Ватикана . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 97–103.
  48. ^ Мерфи, Ричард Т. «Учение энциклики «Providentissimus Deus»», The Catholic Biblical Quarterly , vol. 5, нет. 2, 1943, стр. 125–140. ДЖСТОР
  49. ^ Прайор, Джозеф Г., Историко-критический метод в католической экзегезе , григорианский библейский книжный магазин, 1999. ISBN   9788876528255
  50. ^ Самый предусмотрительный Бог , §17
  51. ^ Самый предусмотрительный Бог , §18
  52. ^ Самый предусмотрительный Бог , §7
  53. ^ Самый предусмотрительный Бог , §19
  54. ^ Беретта, Франческо (1996). Монсеньор д'Юльст и христианская наука: Портрет интеллектуала . Париж: Бошен. ISBN  9782701013435 .
  55. ^ Арнольд, Клаус (2016). «Альфред Луази. Библейские исследования (1903)» . В Вишмейере, Ода (ред.). Справочник по библейской герменевтике . Берлин/Бостон: Де Грюйтер. стр. 593–602. дои : 10.1515/9783110330274-051 . ISBN  9783110330274 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  56. ^ Беретта, Франческо (1999). «От абсолютной непогрешимости к спасительной истине Священного Писания. Providentissimus между I и II Ватиканом». Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie . 46 : 461–501.
  57. ^ Jump up to: а б Арнольд и Лосито 2009 .
  58. ^ «Относительно истории библейской интерпретации», Catholic Sentinel , Портлендская архиепархия, 13 декабря 2011 г.
  59. ^ "Библейская комиссия". Кросс, Флорида, изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
  60. ^ Jump up to: а б Беккер ОП, Джон Вианни. «Груши Лагранж», Доминикана
  61. ^ «Наш основатель», Французская библейская и археологическая школа Иерусалима.
  62. ^ Де Смедт, Чарльз. «Болландисты». Католическая энциклопедия. Том. 2. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907. 15 марта 2013 г. Общественное достояние В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  63. ^ Стренский, Иван (ноябрь 2003 г.). Богословие и первая теория жертвоприношения . БРИЛЛ. п. 220. ИСБН  9789047402732 .
  64. ^ Хайлер, Фридрих (1947). Альфред Луази: отец католического модернизма . Мюнхен: Федерманн.
  65. ^ Вольфганг Вайс (1993). «Луази, Альфред Фирмин». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 5. Герцберг: Бауц. столбцы. 190-196. ISBN  3-88309-043-3 .
  66. ^ Бойнтон, Ричард Уилсон (1918). «Католическая карьера Альфреда Луази» . Гарвардское теологическое обозрение . 11 (1): 36–73. дои : 10.1017/S0017816000012049 . JSTOR   1507392 . S2CID   163885356 .
  67. ^ Морроу, Джеффри Л. (2019). Альфред Луази и современные библейские исследования . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN  9780813231211 .
  68. ^ Шультеновер, Дэвид Г. (2003). «Политика модернизма: Альфред Луази и научное исследование религии (обзор)» . Католический исторический обзор . 89 : 114–115. дои : 10.1353/cat.2003.0082 . S2CID   143994770 .
  69. ^ Американская энциклопедия (том 17: 1969), стр. 707–708. Статья Фрэнсиса Дж. Хемелта из Католического университета Америки
  70. ^ Арнольд и Лосито 2011 .
  71. ^ Арнольд, Клаус; Виан, Джованни (2020). Редакция энциклики Пасценди: исследования и документы об антимодернизме Папы Пия Антон Хиерсеманн. ISBN  978-3-7772-2035-2 .
  72. ^ Арнольд 2007 , с. 105–107.
  73. ^ Арнольд и Виан, 2017 .
  74. ^ Шеперс, Джудит (2016). Ссорящиеся братья: параллельный биографический подход к спорам о модернизме и антимодернистской зависти на примере Франца и Константина Виланд (на немецком языке). Фердинанд Шёнинг. ISBN  978-3-506-77790-4 .
  75. ^ Уинтерс, Майкл Шон (3 сентября 2010 г.). «Взрыв из прошлого: Папа Святой Пий X» . Национальный католический репортер .
  76. ^ Пулат, Эмиль (1969). Фундаментализм и интегральный католицизм: международная антимодернистская секретная сеть: La «Sapinière» (1909-1921) (на французском языке). Кастерман .
  77. ^ «Модернизм (римский католицизм)» . Британская энциклопедия . 8 декабря 2006 г.
  78. ^ Томас Маршлер (2002). «Бениньи, Умберто». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 20. Нордхаузен: Бауц. столбцы. 113-116. ISBN  3-88309-091-3 .
  79. ^ Пула, Эмиль (1977). Католицизм, демократия и социализм: католическое движение и монсеньор Бениньи от зарождения социализма до победы фашизма (на французском языке). Кастерман . ISBN  978-2-203-29054-9 .
  80. ^ Вальбуске, Нина (2020). Католик и антисемит. Сеть монсеньора Бенини, 1918–1934 (на французском языке). Издания CNRS . ISBN  978-2-271-13271-0 .
  81. ^ Эпплби, Р. Скотт (1992). «Церковь и эпоха объединяются!»: Модернистский импульс в американском католицизме . Пресса Университета Нотр-Дам . ISBN  978-0-268-00782-9 .
  82. ^ Исповедник, Орнелла (1984). Католический американизм в Италии . Рим: Студийные издания. ISBN  9788838235047 .
  83. ^ Гислер, Антон (1912). «Часть 1: Предшественники модернизма. Книга I. Американизм». Модернизм . Айнзидельн: Бензигер. стр. 27–222.
  84. ^ Папа Лев XIII (22 января 1899 г.). «Свидетельство нашей доброжелательности» . Папские энциклики
  85. ^ Винсент А. Айзерманс (1988), пограничный епископ Сен-Клу , Park Press, Уэйт-Парк, Миннесота . Страницы 175–176.
  86. ^ Jump up to: а б Сторч, Нил Т. (1985). «Джон Айрлэнд и модернистская полемика» . История Церкви . 54 (3): 353–365. дои : 10.2307/3165660 . ISSN   0009-6407 . JSTOR   3165660 . S2CID   162776098 .
  87. ^ ДеВито, Майкл Дж., «The New York Review (1905-1908)», (Нью-Йорк: Католическое историческое общество США, 1977), Глава 6
  88. ^ Талар, Чарльз Дж.Т. (2017). «Прием воскресного кормления стада в Северной Америке». Университет Ка' Фоскари, Венеция, Италия. дои : 10.14277/6969-130-0/StStor-3-9 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  89. ^ «Точка зрения: возвращение к модернистам» . natcath.org . Проверено 30 декабря 2019 г.
  90. ^ «После антимодернизма? Пути католического богословия 1918-1958». Ежегодник Роттенбурга по истории церкви . 32 . 2013. HDL : 10900/81807 .
  91. ^ «Дух Параклета (15 сентября 1920 г.) | БЕНЕДЕТТО XV» . www.vatican.va Проверено 14 декабря 2021 г.
  92. ^ Арнольд, Клаус (2017). «La Guerre Allemande et le Catholicisme (1915): пропаганда католической теологической войны и модернистский кризис» (PDF) . Модернизм . 3 . Брешия: Морчеллиана: 193–212.
  93. ^ Вермей, Эдмон (1913). Жан-Адам Мёлер и католическая школа Тюбингена (1815–1840). Исследование романтической теологии в Вюртемберге и германских истоков модернизма . Пэрис: Колин.
  94. ^ Вартманн, Стефан (2011). Католическая Тюбингенская школа. Об истории их восприятия . Штутгарт: Франц Штайнер. ISBN  9783515098564 .
  95. ^ Лосито, Джакомо (2011). «Наследство / 2: Последствия модернистского кризиса [1914–1958]» . Треккани (на итальянском языке). Институт итальянской энциклопедии . Проверено 8 июня 2016 г.
  96. ^ О роли Чену во внутритомистских спорах см. Макинерни, Ральф (2006). Praeambula Fidei: Томизм и Бог философов . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. стр. 100-1 108–125. ISBN  9780813214580 . Проверено 8 июня 2016 г.
  97. ^ Фуйу, Этьен (2012). «Первая тревога по Солхиру (1932 г.)» . Журнал философских и теологических наук . 96 : 93–105. дои : 10.3917/rspt.961.0093 . S2CID   170242402 .
  98. ^ Меттепеннинген 2010 .
  99. ^ Конгар, Ив (2005). Фуйу, Этьен (ред.). Журнал теологии (1946–1956) . Париж: CERF. стр. 24. ISBN  9782204065313 .
  100. ^ Конгар, Ив (1937). Chrétiens desunis: Princes d’un «oecuménisme» catholique [ Разъединенные христиане: принципы католического «экуменизма» ]. Унам святаям (на французском языке). Том 1. Париж: Éditions du Cerf . Проверено 8 июня 2016 г.
  101. ^ МакБрайен, Ричард П., изд. (1995). «Модернизм» . Энциклопедия католицизма HarperCollins (1-е изд.). Нью-Йорк: Харпер Коллинз. п. 304. ИСБН  9780060653385 . Проверено 8 июня 2016 г.
  102. ^ Сулен, Ричард Н.; Соулен, Р. Кендалл (2002). Справочник библейской критики . Вестминстер Джон Нокс Пресс . п. 49. ИСБН  978-0-227-17037-3 .
  103. ^ Браун, Раймонд Эдвард; Фитцмайер, Джозеф А.; Мерфи, Роланд Эдмунд (1990). Библейский комментарий Нового Иеронима . Прентис-Холл . п. 1167. ИСБН  978-0-13-614934-7 .
  104. ^ Виотто, Пьеро (2016). «Философия и теология в переписке Анри де Любака и Жака Маритена» . Журнал нео-схоластической философии . 108 (4): 1013–1026. ISSN   0035-6247 . JSTOR   26504860 .
  105. ^ Любац, Анри де (1998). Мемуары по случаю моих сочинений (на французском языке). Издания дю Серф . ISBN  978-2-204-07916-7 .
  106. ^ Папа Павел VI «Его Церковь (6 августа 1964 г.)» . www.vatican.va Параграф 26 . Проверено 30 января 2023 г.
  107. ^ «Формула, которую следует принимать отныне в случаях, когда исповедание веры предписано законом вместо формулы Тридента и клятвы против модернизма, 17 июля 1967 года» . www.vatican.va . Проверено 4 июля 2023 г.
  108. ^ «Модернизм» . Католические ответы . Проверено 30 декабря 2019 г.
  109. ^ «Семь великих угроз католической церкви в современной Америке» . www.saintaquinas.com . Проверено 30 декабря 2019 г.
  110. ^ «Проявления модернизма» . www.catholiccultural.org . Проверено 30 декабря 2019 г.
  111. ^ Буонаюти, Эрнесто, 1881–1946 гг. (1908). Программа модернизма: ответ на энциклику Пия X «Pascendi dominici gregis» . Т. Фишер Анвин. ISBN  0-7905-7208-7 . OCLC   689131918 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  112. ^ Родити, Эдуард (1946). «Анри Бремон: Поэтика как мистика». Журнал эстетики и художественной критики . 4 (4): 229–235. дои : 10.2307/426531 . ISSN   0021-8529 . JSTOR   426531 .
  113. ^ Клапчинский, Грегор (2013). Католический историзм? Об историческом мышлении в немецкоязычной церковной истории около 1900 года: Генрих Шрёрс – Альберт Эрхард – Йозеф Шнитцер . Штутгарт: Кольхаммер. ISBN  9783170234260 .
  114. ^ «IMDb Да, премьер-министр (сериал) Гамбит епископов» . IMDB . Проверено 12 августа 2020 г.
  115. ^ «IMDb: Да, премьер-министр (сериал) «Епископский гамбит. Цитаты» . IMDB . Проверено 12 августа 2020 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 39af834557a5f03a6701ed1e0c9a6dfa__1722265740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/fa/39af834557a5f03a6701ed1e0c9a6dfa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Modernism in the Catholic Church - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)