Неосхоластика
Часть серии о |
Фома Аквинский |
---|
Часть серии о |
Католическая философия |
---|
Неосхоластика (также известная как нео-схоластический томизм [ 1 ] или неотомизм из-за большого влияния на движение сочинений Фомы Аквинского ) — возрождение и развитие средневековой схоластики в католическом богословии и философии , начавшееся во второй половине XIX века.
Происхождение
[ редактировать ]В период средневековья схоластика стала стандартным общепринятым методом философии и теологии. Схоластический метод пришел в упадок с приходом гуманизма в 15 и 16 веках, после чего на него стали смотреть некоторые [ ВОЗ? ] как строгий и формалистичный. «Схоластическая философия, однако, не исчезла полностью. Важное движение схоластического возрождения произошло в XVI и XVII веках и обогатило схоластическую литературу многими выдающимися вкладами, а также адаптировало схоластическую мысль к современным проблемам и синтезировало течения мысли различные авторы средневековой схоластики, такие как томизм, скотизм или номинализм Франсиско де Витория (1483–1546), Томас де Вио Каэтан (1469–1534), Габриэль Васкес (1551–1604), Толетус (1532–1596), Фонсека ( 1528–1599), и особенно Франсиско Суарес (1548–1617), были глубокими мыслителями, достойными великих мастеров, чьи принципы они переняли». [ 2 ] Более того, как подчеркивает Я. А. Вейшейпль, внутри доминиканского ордена томистическая схоластика сохранялась со времен Фомы Аквинского: «Томизм всегда был жив в доминиканском ордене, каким бы небольшим он ни был после разрушительных действий Реформации, Французской революции и наполеоновской войны. Повторяющиеся законы Генеральных Капитулов, начавшиеся после смерти Св. Фомы, а также конституции Ордена требовали, чтобы все доминиканцы преподавали учение Св. Фомы как в философии, так и в теологии». [ 3 ] Дальнейшее представление о давней исторической преемственности доминиканской схоластики и нео-схоластики можно получить из списка людей, связанных с Папским университетом Св. Фомы Аквинского .
В середине 19-го века интерес к схоластической мысли снова начал процветать, во многом в результате реакции на модернизм, вдохновленный такими мыслителями, как Рене Декарт , Иммануил Кант и Георг Гегель , чьи принципы считались противоречащими христианской догме. [ 4 ] Теологический модернизм никогда не объединялся в авторитетную доктрину; возможно, наиболее четко оно было определено Пием X в 1907 году , когда он осудил его как «сумму всех ересей». Однако наиболее последовательные направления модернистской мысли включают: (1) веру в то, что откровение продолжается до наших дней и не прекратилось после апостолов; (2) убеждение в том, что догмы не являются неизменными, а их формулы могут меняться как по толкованию, так и по содержанию; (3) использование историко-критического метода в библейской экзегезе. [ 5 ]
По мнению многих мыслителей, опасности модернизма можно было преодолеть только путем полной реставрации схоластического богословия, кульминацией которого стал Фома Аквинский. Его сочинения все чаще рассматривались как высшее выражение ортодоксальной философии и теологии, которой должна оставаться верной вся католическая мысль. [ 6 ]
Поначалу это было особенно энергично в Италии. «Непосредственным инициатором нео-схоластического движения в Италии был Гаэтано Сансеверино (1811–1865), каноник Неаполя». [ 7 ] Влиятельный немецкий иезуит Йозеф Клейтген (1811–1883 гг.), преподававший в Риме, утверждал, что посткартезианская философия подрывает католическое богословие и что ее средством является аристотелевский научный метод Фомы Аквинского. [ 8 ] С 1874 по 1891 год Академия Сан-Томмазо публиковала обзор La Scienza Italiana . Многочисленные работы написали Джованни Мария Корнольди (1822–92), Джузеппе Печчи , Томмазо Мария Зильяра (1833–93), Сатолли (1839–1909), Либераторе (1810–92), Барберис (1847–96), Шиффини (1841). –1906), де Мария, Таламо, Лоренцелли, Баллерини, Маттиусси и другие. Итальянские писатели сначала уделяли особое внимание метафизике схоластики, а не эмпирическим наукам или истории философии.
Папская поддержка таких тенденций началась при Папе Пии IX , который хвалил это движение в различных письмах. Догма о непорочном зачатии (1854 г.), Программа ошибок (1864 г.) и провозглашение непогрешимости папы (1870 г.) - все это предвещало отход от модернистских идей. [ 9 ]
Самым решающим импульсом стала Папы Льва XIII Aeterni энциклика Patris от 4 августа 1879 года, в которой излагались и решительно поддерживались принципы нео-схоластики, призывавшие «восстановить христианскую философию в соответствии с духом святого Фомы».
Ключевые принципы
[ редактировать ]Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( февраль 2023 г. ) |
«Неосхоластика характеризуется систематическим исследованием, аналитической строгостью, четкой терминологией и аргументацией, исходящей из основных принципов, главный из которых состоит в том, что объективная истина одновременно реальна и познаваема». [ 10 ] Неосхоластика стремилась восстановить фундаментальные доктрины, воплощенные в схоластике XIII века, которые можно резюмировать следующим образом:
1. Бог — это чистая реальность и абсолютное совершенство, существенно отличающееся от всякой конечной вещи. Только Он может создать и сохранить все существа, кроме Себя. Его бесконечное знание включает в себя все, что было, есть или будет, и все, что возможно.
2. Что касается нашего знания о материальном мире: все, что существует, само по себе является непередаваемой индивидуальной субстанцией. К ядру самоподдерживающейся реальности, например, в дубе , добавляются другие реальности (случайности) — размер, форма, шероховатость и так далее. Все дубы одинаковы по некоторым составным элементам. Учитывая это сходство и даже тождество, наш человеческий разум группирует их в один вид и снова, ввиду их общих свойств, объединяет различные виды в один род. Таково аристотелевское решение проблемы универсалий . Каждая субстанция по своей природе фиксирована и определена; а схоластика исключает теорию эволюции , которая рассматривала бы даже сущности вещей как продукты изменений.
Но эта статичная концепция требует в качестве дополнения умеренного динамизма, подкрепляемого центральными понятиями действия и потенции. Любые изменения именно по этой причине ограничены. Дуб проходит процесс роста, становления: все, что действительно есть в нем сейчас, потенциально было в нем с самого начала. Жизнедеятельность его продолжается непрерывно (случайное изменение); но само дерево умрет, и из его гниющего ствола выйдут другие вещества (существенное изменение). Теория материи и формы — это просто интерпретация существенных изменений, которые претерпевают тела. Союз материи и формы составляет сущность конкретного бытия, и эта сущность наделена существованием. Во всех изменениях и становлениях присутствует ритм окончательности; действия бесчисленных субстанций вселенной сходятся к цели, известной Богу; Окончательность предполагает оптимизм.
3. Человек, соединение тела (материи) и души (формы), осуществляет деятельность высшего порядка — познание и волю. Своими чувствами он воспринимает конкретные объекты, например, этот дуб; посредством своего интеллекта он познает абстрактное и универсальное (дуб). Вся наша интеллектуальная деятельность опирается на сенсорную функцию; но посредством активного интеллекта (intellectus agens) интеллектуальная возможность обеспечивается абстрактным представлением чувственного объекта. Отсюда характеристика идеи, ее нематериальность, и на этом основан главный аргумент в пользу духовности и бессмертия души. Здесь также лежит основа логики и теории познания, обоснование наших суждений и силлогизмов .
За познанием следует аппетитный процесс, сенсорный или интеллектуальный, в зависимости от вида познания. Воля ( ) appetitus Intellectualis при известных условиях свободна , и благодаря этой свободе человек становится хозяином своей судьбы. Как и всем другим существам, нам нужно достичь цели, и мы морально обязаны, хотя и не принуждены, достичь ее.
Естественное счастье станет результатом полного развития наших способностей познания и любви. Мы должны найти Бога и овладеть им в этом мире, поскольку материальный мир является подходящим объектом нашего разума. Но над природой стоит порядок благодати, и наше сверхъестественное счастье будет состоять в непосредственном созерцании Бога, блаженном видении. Здесь заканчивается философия и начинается теология.
Распространение конца XIX века
[ редактировать ]В период с момента публикации « Aeterni Patris» в 1879 году до 1920-х годов нео-схоластика постепенно утвердилась как исключительная и всепроникающая. [ 11 ]
15 октября 1879 года Лев XIII создал Папскую академию святого Фомы Аквинского и приказал опубликовать критическое «Леонинское издание» полного собрания сочинений Фомы Аквинского. [ 12 ] Папа расширил томистские исследования в Collegium Divi Thomae de Urbe (будущий Папский университет Святого Фомы Аквинского, Ангеликум ), основав его факультет философии в 1882 году и факультет канонического права в 1896 году.
Мысль Фомы Аквинского приобрела папское превосходство над всеми другими «современными» системами мысли. В частности, аристотелизм Фомы предпочитал мысли Канта . [ 13 ] Другие «современные» формы мысли, включая онтологизм , традиционализм , дуализм Антона Гюнтера и мысль Декарта , также считались ошибочными по сравнению с томизмом.
Движение распространилось за пределы Италии, найдя сторонников в Германии. [ 14 ] Испания, [ 15 ] Нидерланды, [ 16 ] Бельгия, [ 17 ] Англия, [ 18 ] Швейцария, [ 19 ] Франция, [ 20 ] Венгрия, [ 21 ] Соединенные Штаты, [ 22 ] Аргентина, [ 23 ] Мексика, [ 24 ] Бразилия [ 25 ] и Австралия. [ 26 ] В Лувене в Бельгии (тогда еще франкоязычном университете) Лев XIII в 1891 году основал Институт философии для преподавания доктрины Фомы Аквинского наряду с историей и естественными науками. [ 27 ] Его одобрили четыре католических конгресса : Парижский (1891 г.), Брюссельский (1895 г.), Фрайбургский (1897 г.) и Мюнхенский (1900 г.).
Развитие начала 20 века
[ редактировать ]В начале 20 века неотомизм стал официальной католической доктриной и стал все больше определяться в качестве оппозиции модернизму.
В июле 1907 года Папа Пий X издал указ Lamentabili sane exitu , в котором осуждались 65 модернистских положений. Два месяца спустя он выпустил энциклику Pascendi Dominici Gregis , в которой недвусмысленно осудил агностицизм, имманентизм и релятивизм модернизма как «синтез всех ересей». [ 28 ] Антимодернистская клятва 1910 года имела очень важное значение; это оставалось в силе до 1966 года. [ 28 ] В 1914 году Пий X опубликовал список из 24 философских положений, обобщающих основные положения нео-схоластики, которые должны были преподаваться во всех колледжах как фундаментальные элементы философии; и в 1916 году эти 24 положения были подтверждены как нормативные. Церкви В 1917 году новый Кодекс канонического права ( Codex Iuris Canonici ) настаивал на том, что учение, методы и принципы Фомы должны использоваться в преподавании философии и теологии. [ 29 ] Таким образом, томистская мысль стала основой руководств и учебников в католических колледжах и семинариях до II Ватиканского собора , а также распространялась среди мирян. [ 30 ]
Вариация внутри традиции
[ редактировать ]Такие писатели, как Эдуард Гюгон , Режинальд Гарригу-Лагранж и Анри Гренье , поддерживали традицию руководств. Другие по-разному интерпретировали свои интерпретации, в том числе Мартин Грабманн (1875–1949), Амато Масново (1880–1955), Франческо Ольджати (1886–1962) и Антонин-Далмас Сертилланж (1863–1948). [ 31 ] Такие авторы, как Этьен Жильсон , Жак Маритен и Жозеф Марешаль , исследовали альтернативные интерпретации Аквинского с 1920-х по 1950-е годы. Гилсон и Маритен, в частности, преподавали и читали лекции по всей Европе и Северной Америке, оказав влияние на поколение англоязычных католических философов.
Историческое исследование мысли Фомы привело некоторых к мысли, что неотомизм не всегда отражал мысли самого Фомы Аквинского, как утверждают такие писатели, как Этьен Жильсон , Мари-Доминик Шеню и Анри де Любак . Во Втором Ватиканском соборе традиционной неотомистской мысли противостояли представители этой новой теологии .
Однако многие томисты продолжают нео-схоластическую традицию. Некоторые относительно недавние сторонники рассматриваются в книге Баттисты Мондина « Метафизика Сан-Томмазо д'Акино и его интерпретация» (2002), в которой рассматриваются Карло Джакон (1900–1984), София Ванни Ровиги (1908–1990), Корнелио Фабро (1911–1995), Карло Джакон (1900–1984), [ 32 ] Томаш Тын (1950–1990), Абелардо Лобато (1925–2012), Лео Элдерс (1926–2019) и Энрико Берти (1935–2022) и другие. Из-за подозрений в попытках гармонизировать Фому Аквинского с нетомистскими категориями и предположениями, нео-схоластический томизм иногда называли томизмом строгого соблюдения . [ 1 ]
Англоязычные теологи, такие как Эдвард Фезер , Ральф МакИнерни , Брайан Дэвис, защищали современное возрождение традиционной нео-схоластической томистской метафизики в ответ на современную философию. [ 33 ] [ 34 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Эдвард Фезер (15 октября 2009 г.). «Томистская традиция, Часть I (архивная копия)» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2010 года . Проверено 2 января 2011 г. По состоянию на 27 марта 2013 г.
- ↑ Жозеф Луи Перье, Возрождение схоластической философии в девятнадцатом веке , «Глава VIII: «Глава VIII: Предвестники нео-схоластического возрождения», по состоянию на 1 августа 2013 г.
- ^ «Монахи-доминиканцы провинции Святого Альберта Великого» «Возрождение томизма: исторический обзор» (Джеймс Вейшейпль)» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2013 г. Проверено 21 августа 2013 г. «Возрождение томизма: исторический обзор», Джеймс Вейшейпль, 1962.
- ^ Фергюс Керр, Католические богословы двадцатого века , (Блэквелл, 2007), стр. 1.
- ^ См. Юрген Меттепеннинген, Nouvelle Théologie - Новая теология: наследница модернизма, предшественник II Ватиканского собора (Лондон: T&T Clark, 2010), стр. 20.
- ↑ Такой подход к Фоме сам по себе был схоластическим по своему вдохновению. Схоласты использовали книгу известного ученого, известного как Ауктор , в качестве базовой учебной литературы. Прочитав эту книгу тщательно и критически, ученики научились критически и самоуверенно оценивать теории автора и, таким образом, проблемы, изучаемые в рамках всей дисциплины. Поэтому научные работы имеют тенденцию принимать форму длинного списка «сносок» к изученным работам, не имея возможности выступать в качестве самостоятельных теорий.
- ^ Жозеф Луи Перье, Возрождение схоластической философии в девятнадцатом веке , «Глава IX: Неосхоластическое возрождение в Италии», «Центр Жака Маритена: Возрождение 9» . Архивировано из оригинала 9 октября 2015 г. Проверено 1 августа 2013 г. По состоянию на 1 августа 2013 г.
- ^ Фергус Керр, «Томизм», в Кембриджском словаре христианского богословия (Кембридж, 2011), стр. 507.
- ^ Юрген Меттепеннинген, Nouvelle Théologie - Новая теология: наследница модернизма, предшественник II Ватиканского собора , (Лондон: T&T Clark, 2010), стр. 19.
- ^ Иовино, Джеймс. «Может ли нео-схоластика вернуться?», New Oxford Review , январь-февраль 2018 г.
- ^ Юрген Меттепеннинген, Nouvelle Théologie - Новая теология: наследница модернизма, предшественник II Ватиканского собора , (Лондон: T&T Clark, 2010), стр. 20.
- ^ Предыдущие критические издания работы Томаса были опубликованы ранее, в Парме в 1852-73 годах и в Париже в 1871-80 годах, но издание Leonine, выпущенное под руководством Томмазо Марии Зильяры , профессора богословия в Collegium Divi Thomae de Урбе (будущий Папский университет Святого Фомы Аквинского, Ангеликум ) заменил оба из них.
- ^ Например, Бутру считал, что система Аристотеля вполне может служить противовесом кантизму и эволюции. Аристотель, «Этюды истории и философии » (Париж, 1901, 202). Кроме того, Паульсен , «Кант-философ протестантизма», «Кантстудиен » (1899) и Ойкен , Томас фон Акино u. Кант, Борьба двух миров , лок. соч., 1901 объявил неотомизм соперником кантизма, а конфликт между ними — «столкновением двух миров». Адольф Гарнак , учебник д. Догменгеш , III, 3-й. изд., 327, Зееберг , Realencyklopädie f. прот. Теол. 5.в. «Схоластик» и другие выступали против недооценки ценности схоластического учения.
- ^ Такие, как Клейтген (1811–83) и Штёкль (1823–95), а также авторы «Philosophia Lacensis», опубликованной в Марии Лаах иезуитами (Пеш, Хонтхайм, Катрейн), Гутберлетом, Коммером, Вильманном, Кауфманном, Глосснером. , Грабманн и Шнайд.
- ^ Такие, как Гонсалес (1831–1892), Орти-и-Лара, Уррабуру и Гомес Искьердо.
- ^ Такие, как де Гроот
- ^ Такие, как де Сан (1832–1904), Дюпон и Лепиди.
- ^ Кларк, Махер, Джон Рикаби, Джозеф Рикаби , Боеддер (серия Стонихерст)
- ^ Например, Мандонне во Фрайбурге.
- ^ Такие как Фарж, Дорме де Ворж (1910), Валлет, Гардер, Фонсегрив и Пиат.
- ^ Поцелуй и Печ.
- ^ Такие, как Коппенс, Польша, брат Златоуст и профессора Католического университета (Шанахан, Тернер и Пейс).
- ^ Хулио Мейнвиль и Нимио де Анкин
- ^ Гарсия
- ^ Сантрул
- ^ «Философ-томист Тунгабби» . Католическое мировоззрение . 16 июля 2018 г. Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ Институтом было поручено Дезире-Жозефу Мерсье, чей «Курс философии» был переведен на многие основные европейские языки.
- ^ Перейти обратно: а б Ханс Боерсма , Новая теология и сакраментальная онтология: возвращение к тайне , (Оксфорд: OUP, 2009), стр. 18.
- ^ Юрген Меттепеннинген, Nouvelle Théologie - Новая теология: наследница модернизма, предшественник II Ватиканского собора , (Лондон: T&T Clark, 2010), стр. 25.
- ^ Райан, Пи Джей (17 мая 1934 г.). «Основные положения схоластики: старые и новые» . Католическая пресса . Сидней . Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ Метафизика святого Фомы Аквинского и его интерпретаторов Баттисты Мондина (2002)
- ^ «ДЖАКОН, Карло в «Биографическом словаре» » . www.treccani.it . Проверено 9 апреля 2013 г.
- ^ «Эдвард Фезер: нео-схоластическое возрождение?» . 30 ноября 2008 г.
- ^ Фезер, Эдвард (15 октября 2009 г.). «Томистская традиция (Часть 1)» . Проверено 2 января 2011 г.
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Неосхоластика ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Боерсма, Ганс , Новая теология и сакраментальная онтология: возвращение к тайне (Оксфорд: OUP, 2009).
- Чессарио, Р., Краткая история томизма , (2005)
- Керр, Фергюс, После Аквинского: версии томизма (2002)
- Керр, Фергюс, католические богословы двадцатого века (Блэквелл, 2007),
- Керр, Фергюс, «Томизм», в Кембриджском словаре христианского богословия (Кембридж, 2011 г.)
- Меттепеннинген, Юрген, Nouvelle Théologie - Новая теология: наследница модернизма, предшественник II Ватиканского собора (Лондон: T&T Clark, 2010).
- Эвелинг, Ф. «Неосхоластическое движение», The American Catholic Quarterly Review, Vol. XXXI, 1906.
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Неосхоластика» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Многие философские и теологические журналы посвящены нео-схоластике: Divus Thomas (с 1879 г.); Rivista di Filosofia Neo-Scolastica (Милан, с 1909 г.); «Анналы философии Кретьена» (Париж, 1830–1913); «Ревю неосколастики философии» (Лувен, с 1894 г.); «Ревю де Философия» (Париж, с 1900 г.); Revue des Sciences philosophiques et theologiques (Каин, Бельгия, с 1907 г.); Ревю Томисте (Париж, с 1893 г.); Философский ежегодник по философии и спекулятивному богословию (Падерборн, с 1887 г.); Листья Святого Фомы (Ратисбон, с 1888 г.); Бёлчелети-Фольойрат (Будапешт, с 1886 г.); Ревиста Луллиана (Барселона, с 1901 г.); Сьенца Томиста (Мадрид, с 1910 г.). Ангеликум , с 1924 г.; The Modern Schoolman с 1925 года, New Scholasticism с 1927 года, который в 1989 году стал American Catholic Philosophical Quarterly , The Thomist с 1939 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Схоластикон Якоба Шмуца Интернет-ресурсы для изучения схоластики раннего Нового времени (1500–1800 гг.): авторы, источники, учреждения (на французском языке)