Jump to content

Неосхоластика

Неосхоластика (также известная как нео-схоластический томизм [ 1 ] или неотомизм из-за большого влияния на движение сочинений Фомы Аквинского ) — возрождение и развитие средневековой схоластики в католическом богословии и философии , начавшееся во второй половине XIX века.

Происхождение

[ редактировать ]

В период средневековья схоластика стала стандартным общепринятым методом философии и теологии. Схоластический метод пришел в упадок с приходом гуманизма в 15 и 16 веках, после чего на него стали смотреть некоторые [ ВОЗ? ] как строгий и формалистичный. «Схоластическая философия, однако, не исчезла полностью. Важное движение схоластического возрождения произошло в XVI и XVII веках и обогатило схоластическую литературу многими выдающимися вкладами, а также адаптировало схоластическую мысль к современным проблемам и синтезировало течения мысли различные авторы средневековой схоластики, такие как томизм, скотизм или номинализм Франсиско де Витория (1483–1546), Томас де Вио Каэтан (1469–1534), Габриэль Васкес (1551–1604), Толетус (1532–1596), Фонсека ( 1528–1599), и особенно Франсиско Суарес (1548–1617), были глубокими мыслителями, достойными великих мастеров, чьи принципы они переняли». [ 2 ] Более того, как подчеркивает Я. А. Вейшейпль, внутри доминиканского ордена томистическая схоластика сохранялась со времен Фомы Аквинского: «Томизм всегда был жив в доминиканском ордене, каким бы небольшим он ни был после разрушительных действий Реформации, Французской революции и наполеоновской войны. Повторяющиеся законы Генеральных Капитулов, начавшиеся после смерти Св. Фомы, а также конституции Ордена требовали, чтобы все доминиканцы преподавали учение Св. Фомы как в философии, так и в теологии». [ 3 ] Дальнейшее представление о давней исторической преемственности доминиканской схоластики и нео-схоластики можно получить из списка людей, связанных с Папским университетом Св. Фомы Аквинского .

В середине 19-го века интерес к схоластической мысли снова начал процветать, во многом в результате реакции на модернизм, вдохновленный такими мыслителями, как Рене Декарт , Иммануил Кант и Георг Гегель , чьи принципы считались противоречащими христианской догме. [ 4 ] Теологический модернизм никогда не объединялся в авторитетную доктрину; возможно, наиболее четко оно было определено Пием X в 1907 году , когда он осудил его как «сумму всех ересей». Однако наиболее последовательные направления модернистской мысли включают: (1) веру в то, что откровение продолжается до наших дней и не прекратилось после апостолов; (2) убеждение в том, что догмы не являются неизменными, а их формулы могут меняться как по толкованию, так и по содержанию; (3) использование историко-критического метода в библейской экзегезе. [ 5 ]

По мнению многих мыслителей, опасности модернизма можно было преодолеть только путем полной реставрации схоластического богословия, кульминацией которого стал Фома Аквинский. Его сочинения все чаще рассматривались как высшее выражение ортодоксальной философии и теологии, которой должна оставаться верной вся католическая мысль. [ 6 ]

Поначалу это было особенно энергично в Италии. «Непосредственным инициатором нео-схоластического движения в Италии был Гаэтано Сансеверино (1811–1865), каноник Неаполя». [ 7 ] Влиятельный немецкий иезуит Йозеф Клейтген (1811–1883 ​​гг.), преподававший в Риме, утверждал, что посткартезианская философия подрывает католическое богословие и что ее средством является аристотелевский научный метод Фомы Аквинского. [ 8 ] С 1874 по 1891 год Академия Сан-Томмазо публиковала обзор La Scienza Italiana . Многочисленные работы написали Джованни Мария Корнольди (1822–92), Джузеппе Печчи , Томмазо Мария Зильяра (1833–93), Сатолли (1839–1909), Либераторе (1810–92), Барберис (1847–96), Шиффини (1841). –1906), де Мария, Таламо, Лоренцелли, Баллерини, Маттиусси и другие. Итальянские писатели сначала уделяли особое внимание метафизике схоластики, а не эмпирическим наукам или истории философии.

Папская поддержка таких тенденций началась при Папе Пии IX , который хвалил это движение в различных письмах. Догма о непорочном зачатии (1854 г.), Программа ошибок (1864 г.) и провозглашение непогрешимости папы (1870 г.) - все это предвещало отход от модернистских идей. [ 9 ]

Самым решающим импульсом стала Папы Льва XIII Aeterni энциклика Patris от 4 августа 1879 года, в которой излагались и решительно поддерживались принципы нео-схоластики, призывавшие «восстановить христианскую философию в соответствии с духом святого Фомы».

Ключевые принципы

[ редактировать ]
Фома Аквинский

«Неосхоластика характеризуется систематическим исследованием, аналитической строгостью, четкой терминологией и аргументацией, исходящей из основных принципов, главный из которых состоит в том, что объективная истина одновременно реальна и познаваема». [ 10 ] Неосхоластика стремилась восстановить фундаментальные доктрины, воплощенные в схоластике XIII века, которые можно резюмировать следующим образом:

1. Бог — это чистая реальность и абсолютное совершенство, существенно отличающееся от всякой конечной вещи. Только Он может создать и сохранить все существа, кроме Себя. Его бесконечное знание включает в себя все, что было, есть или будет, и все, что возможно.

2. Что касается нашего знания о материальном мире: все, что существует, само по себе является непередаваемой индивидуальной субстанцией. К ядру самоподдерживающейся реальности, например, в дубе , добавляются другие реальности (случайности) — размер, форма, шероховатость и так далее. Все дубы одинаковы по некоторым составным элементам. Учитывая это сходство и даже тождество, наш человеческий разум группирует их в один вид и снова, ввиду их общих свойств, объединяет различные виды в один род. Таково аристотелевское решение проблемы универсалий . Каждая субстанция по своей природе фиксирована и определена; а схоластика исключает теорию эволюции , которая рассматривала бы даже сущности вещей как продукты изменений.

Но эта статичная концепция требует в качестве дополнения умеренного динамизма, подкрепляемого центральными понятиями действия и потенции. Любые изменения именно по этой причине ограничены. Дуб проходит процесс роста, становления: все, что действительно есть в нем сейчас, потенциально было в нем с самого начала. Жизнедеятельность его продолжается непрерывно (случайное изменение); но само дерево умрет, и из его гниющего ствола выйдут другие вещества (существенное изменение). Теория материи и формы — это просто интерпретация существенных изменений, которые претерпевают тела. Союз материи и формы составляет сущность конкретного бытия, и эта сущность наделена существованием. Во всех изменениях и становлениях присутствует ритм окончательности; действия бесчисленных субстанций вселенной сходятся к цели, известной Богу; Окончательность предполагает оптимизм.

3. Человек, соединение тела (материи) и души (формы), осуществляет деятельность высшего порядка — познание и волю. Своими чувствами он воспринимает конкретные объекты, например, этот дуб; посредством своего интеллекта он познает абстрактное и универсальное (дуб). Вся наша интеллектуальная деятельность опирается на сенсорную функцию; но посредством активного интеллекта (intellectus agens) интеллектуальная возможность обеспечивается абстрактным представлением чувственного объекта. Отсюда характеристика идеи, ее нематериальность, и на этом основан главный аргумент в пользу духовности и бессмертия души. Здесь также лежит основа логики и теории познания, обоснование наших суждений и силлогизмов .

За познанием следует аппетитный процесс, сенсорный или интеллектуальный, в зависимости от вида познания. Воля ( ) appetitus Intellectualis при известных условиях свободна , и благодаря этой свободе человек становится хозяином своей судьбы. Как и всем другим существам, нам нужно достичь цели, и мы морально обязаны, хотя и не принуждены, достичь ее.

Естественное счастье станет результатом полного развития наших способностей познания и любви. Мы должны найти Бога и овладеть им в этом мире, поскольку материальный мир является подходящим объектом нашего разума. Но над природой стоит порядок благодати, и наше сверхъестественное счастье будет состоять в непосредственном созерцании Бога, блаженном видении. Здесь заканчивается философия и начинается теология.

Распространение конца XIX века

[ редактировать ]

В период с момента публикации « Aeterni Patris» в 1879 году до 1920-х годов нео-схоластика постепенно утвердилась как исключительная и всепроникающая. [ 11 ]

15 октября 1879 года Лев XIII создал Папскую академию святого Фомы Аквинского и приказал опубликовать критическое «Леонинское издание» полного собрания сочинений Фомы Аквинского. [ 12 ] Папа расширил томистские исследования в Collegium Divi Thomae de Urbe (будущий Папский университет Святого Фомы Аквинского, Ангеликум ), основав его факультет философии в 1882 году и факультет канонического права в 1896 году.

Мысль Фомы Аквинского приобрела папское превосходство над всеми другими «современными» системами мысли. В частности, аристотелизм Фомы предпочитал мысли Канта . [ 13 ] Другие «современные» формы мысли, включая онтологизм , традиционализм , дуализм Антона Гюнтера и мысль Декарта , также считались ошибочными по сравнению с томизмом.

Движение распространилось за пределы Италии, найдя сторонников в Германии. [ 14 ] Испания, [ 15 ] Нидерланды, [ 16 ] Бельгия, [ 17 ] Англия, [ 18 ] Швейцария, [ 19 ] Франция, [ 20 ] Венгрия, [ 21 ] Соединенные Штаты, [ 22 ] Аргентина, [ 23 ] Мексика, [ 24 ] Бразилия [ 25 ] и Австралия. [ 26 ] В Лувене в Бельгии (тогда еще франкоязычном университете) Лев XIII в 1891 году основал Институт философии для преподавания доктрины Фомы Аквинского наряду с историей и естественными науками. [ 27 ] Его одобрили четыре католических конгресса : Парижский (1891 г.), Брюссельский (1895 г.), Фрайбургский (1897 г.) и Мюнхенский (1900 г.).

Развитие начала 20 века

[ редактировать ]

В начале 20 века неотомизм стал официальной католической доктриной и стал все больше определяться в качестве оппозиции модернизму.

В июле 1907 года Папа Пий X издал указ Lamentabili sane exitu , в котором осуждались 65 модернистских положений. Два месяца спустя он выпустил энциклику Pascendi Dominici Gregis , в которой недвусмысленно осудил агностицизм, имманентизм и релятивизм модернизма как «синтез всех ересей». [ 28 ] Антимодернистская клятва 1910 года имела очень важное значение; это оставалось в силе до 1966 года. [ 28 ] В 1914 году Пий X опубликовал список из 24 философских положений, обобщающих основные положения нео-схоластики, которые должны были преподаваться во всех колледжах как фундаментальные элементы философии; и в 1916 году эти 24 положения были подтверждены как нормативные. Церкви В 1917 году новый Кодекс канонического права ( Codex Iuris Canonici ) настаивал на том, что учение, методы и принципы Фомы должны использоваться в преподавании философии и теологии. [ 29 ] Таким образом, томистская мысль стала основой руководств и учебников в католических колледжах и семинариях до II Ватиканского собора , а также распространялась среди мирян. [ 30 ]

Вариация внутри традиции

[ редактировать ]

Такие писатели, как Эдуард Гюгон , Режинальд Гарригу-Лагранж и Анри Гренье , поддерживали традицию руководств. Другие по-разному интерпретировали свои интерпретации, в том числе Мартин Грабманн (1875–1949), Амато Масново (1880–1955), Франческо Ольджати (1886–1962) и Антонин-Далмас Сертилланж (1863–1948). [ 31 ] Такие авторы, как Этьен Жильсон , Жак Маритен и Жозеф Марешаль , исследовали альтернативные интерпретации Аквинского с 1920-х по 1950-е годы. Гилсон и Маритен, в частности, преподавали и читали лекции по всей Европе и Северной Америке, оказав влияние на поколение англоязычных католических философов.

Историческое исследование мысли Фомы привело некоторых к мысли, что неотомизм не всегда отражал мысли самого Фомы Аквинского, как утверждают такие писатели, как Этьен Жильсон , Мари-Доминик Шеню и Анри де Любак . Во Втором Ватиканском соборе традиционной неотомистской мысли противостояли представители этой новой теологии .

Однако многие томисты продолжают нео-схоластическую традицию. Некоторые относительно недавние сторонники рассматриваются в книге Баттисты Мондина « Метафизика Сан-Томмазо д'Акино и его интерпретация» (2002), в которой рассматриваются Карло Джакон (1900–1984), София Ванни Ровиги (1908–1990), Корнелио Фабро (1911–1995), Карло Джакон (1900–1984), [ 32 ] Томаш Тын (1950–1990), Абелардо Лобато (1925–2012), Лео Элдерс (1926–2019) и Энрико Берти (1935–2022) и другие. Из-за подозрений в попытках гармонизировать Фому Аквинского с нетомистскими категориями и предположениями, нео-схоластический томизм иногда называли томизмом строгого соблюдения . [ 1 ]

Англоязычные теологи, такие как Эдвард Фезер , Ральф МакИнерни , Брайан Дэвис, защищали современное возрождение традиционной нео-схоластической томистской метафизики в ответ на современную философию. [ 33 ] [ 34 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Эдвард Фезер (15 октября 2009 г.). «Томистская традиция, Часть I (архивная копия)» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2010 года . Проверено 2 января 2011 г. По состоянию на 27 марта 2013 г.
  2. Жозеф Луи Перье, Возрождение схоластической философии в девятнадцатом веке , «Глава VIII: «Глава VIII: Предвестники нео-схоластического возрождения», по состоянию на 1 августа 2013 г.
  3. ^ «Монахи-доминиканцы провинции Святого Альберта Великого» «Возрождение томизма: исторический обзор» (Джеймс Вейшейпль)» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2013 г. Проверено 21 августа 2013 г. «Возрождение томизма: исторический обзор», Джеймс Вейшейпль, 1962.
  4. ^ Фергюс Керр, Католические богословы двадцатого века , (Блэквелл, 2007), стр. 1.
  5. ^ См. Юрген Меттепеннинген, Nouvelle Théologie - Новая теология: наследница модернизма, предшественник II Ватиканского собора (Лондон: T&T Clark, 2010), стр. 20.
  6. Такой подход к Фоме сам по себе был схоластическим по своему вдохновению. Схоласты использовали книгу известного ученого, известного как Ауктор , в качестве базовой учебной литературы. Прочитав эту книгу тщательно и критически, ученики научились критически и самоуверенно оценивать теории автора и, таким образом, проблемы, изучаемые в рамках всей дисциплины. Поэтому научные работы имеют тенденцию принимать форму длинного списка «сносок» к изученным работам, не имея возможности выступать в качестве самостоятельных теорий.
  7. ^ Жозеф Луи Перье, Возрождение схоластической философии в девятнадцатом веке , «Глава IX: Неосхоластическое возрождение в Италии», «Центр Жака Маритена: Возрождение 9» . Архивировано из оригинала 9 октября 2015 г. Проверено 1 августа 2013 г. По состоянию на 1 августа 2013 г.
  8. ^ Фергус Керр, «Томизм», в Кембриджском словаре христианского богословия (Кембридж, 2011), стр. 507.
  9. ^ Юрген Меттепеннинген, Nouvelle Théologie - Новая теология: наследница модернизма, предшественник II Ватиканского собора , (Лондон: T&T Clark, 2010), стр. 19.
  10. ^ Иовино, Джеймс. «Может ли нео-схоластика вернуться?», New Oxford Review , январь-февраль 2018 г.
  11. ^ Юрген Меттепеннинген, Nouvelle Théologie - Новая теология: наследница модернизма, предшественник II Ватиканского собора , (Лондон: T&T Clark, 2010), стр. 20.
  12. ^ Предыдущие критические издания работы Томаса были опубликованы ранее, в Парме в 1852-73 годах и в Париже в 1871-80 годах, но издание Leonine, выпущенное под руководством Томмазо Марии Зильяры , профессора богословия в Collegium Divi Thomae de Урбе (будущий Папский университет Святого Фомы Аквинского, Ангеликум ) заменил оба из них.
  13. ^ Например, Бутру считал, что система Аристотеля вполне может служить противовесом кантизму и эволюции. Аристотель, «Этюды истории и философии » (Париж, 1901, 202). Кроме того, Паульсен , «Кант-философ протестантизма», «Кантстудиен » (1899) и Ойкен , Томас фон Акино u. Кант, Борьба двух миров , лок. соч., 1901 объявил неотомизм соперником кантизма, а конфликт между ними — «столкновением двух миров». Адольф Гарнак , учебник д. Догменгеш , III, 3-й. изд., 327, Зееберг , Realencyklopädie f. прот. Теол. 5.в. «Схоластик» и другие выступали против недооценки ценности схоластического учения.
  14. ^ Такие, как Клейтген (1811–83) и Штёкль (1823–95), а также авторы «Philosophia Lacensis», опубликованной в Марии Лаах иезуитами (Пеш, Хонтхайм, Катрейн), Гутберлетом, Коммером, Вильманном, Кауфманном, Глосснером. , Грабманн и Шнайд.
  15. ^ Такие, как Гонсалес (1831–1892), Орти-и-Лара, Уррабуру и Гомес Искьердо.
  16. ^ Такие, как де Гроот
  17. ^ Такие, как де Сан (1832–1904), Дюпон и Лепиди.
  18. ^ Кларк, Махер, Джон Рикаби, Джозеф Рикаби , Боеддер (серия Стонихерст)
  19. ^ Например, Мандонне во Фрайбурге.
  20. ^ Такие как Фарж, Дорме де Ворж (1910), Валлет, Гардер, Фонсегрив и Пиат.
  21. ^ Поцелуй и Печ.
  22. ^ Такие, как Коппенс, Польша, брат Златоуст и профессора Католического университета (Шанахан, Тернер и Пейс).
  23. ^ Хулио Мейнвиль и Нимио де Анкин
  24. ^ Гарсия
  25. ^ Сантрул
  26. ^ «Философ-томист Тунгабби» . Католическое мировоззрение . 16 июля 2018 г. Проверено 2 октября 2022 г.
  27. ^ Институтом было поручено Дезире-Жозефу Мерсье, чей «Курс философии» был переведен на многие основные европейские языки.
  28. ^ Перейти обратно: а б Ханс Боерсма , Новая теология и сакраментальная онтология: возвращение к тайне , (Оксфорд: OUP, 2009), стр. 18.
  29. ^ Юрген Меттепеннинген, Nouvelle Théologie - Новая теология: наследница модернизма, предшественник II Ватиканского собора , (Лондон: T&T Clark, 2010), стр. 25.
  30. ^ Райан, Пи Джей (17 мая 1934 г.). «Основные положения схоластики: старые и новые» . Католическая пресса . Сидней . Проверено 30 июня 2021 г.
  31. ^ Метафизика святого Фомы Аквинского и его интерпретаторов Баттисты Мондина (2002)
  32. ^ «ДЖАКОН, Карло в «Биографическом словаре» » . www.treccani.it . Проверено 9 апреля 2013 г.
  33. ^ «Эдвард Фезер: нео-схоластическое возрождение?» . 30 ноября 2008 г.
  34. ^ Фезер, Эдвард (15 октября 2009 г.). «Томистская традиция (Часть 1)» . Проверено 2 января 2011 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Боерсма, Ганс , Новая теология и сакраментальная онтология: возвращение к тайне (Оксфорд: OUP, 2009).
  • Чессарио, Р., Краткая история томизма , (2005)
  • Керр, Фергюс, После Аквинского: версии томизма (2002)
  • Керр, Фергюс, католические богословы двадцатого века (Блэквелл, 2007),
  • Керр, Фергюс, «Томизм», в Кембриджском словаре христианского богословия (Кембридж, 2011 г.)
  • Меттепеннинген, Юрген, Nouvelle Théologie - Новая теология: наследница модернизма, предшественник II Ватиканского собора (Лондон: T&T Clark, 2010).
  • Эвелинг, Ф. «Неосхоластическое движение», The American Catholic Quarterly Review, Vol. XXXI, 1906.
  • Общественное достояние Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Неосхоластика» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  • Многие философские и теологические журналы посвящены нео-схоластике: Divus Thomas (с 1879 г.); Rivista di Filosofia Neo-Scolastica (Милан, с 1909 г.); «Анналы философии Кретьена» (Париж, 1830–1913); «Ревю неосколастики философии» (Лувен, с 1894 г.); «Ревю де Философия» (Париж, с 1900 г.); Revue des Sciences philosophiques et theologiques (Каин, Бельгия, с 1907 г.); Ревю Томисте (Париж, с 1893 г.); Философский ежегодник по философии и спекулятивному богословию (Падерборн, с 1887 г.); Листья Святого Фомы (Ратисбон, с 1888 г.); Бёлчелети-Фольойрат (Будапешт, с 1886 г.); Ревиста Луллиана (Барселона, с 1901 г.); Сьенца Томиста (Мадрид, с 1910 г.). Ангеликум , с 1924 г.; The Modern Schoolman с 1925 года, New Scholasticism с 1927 года, который в 1989 году стал American Catholic Philosophical Quarterly , The Thomist с 1939 года.
[ редактировать ]
  • Схоластикон Якоба Шмуца Интернет-ресурсы для изучения схоластики раннего Нового времени (1500–1800 гг.): авторы, источники, учреждения (на французском языке)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6be90387849b5c633f3a24e978d3156c__1722013140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/6c/6be90387849b5c633f3a24e978d3156c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Neo-scholasticism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)