Сумма против язычников
![]() |
Часть серии о |
Фома Аквинский |
---|
![]() |
Сумма против язычников [а] — один из самых известных трактатов Фомы Аквинского , написанный в четырёх книгах между 1259 и 1265 годами.
В то время как Summa Theologiæ была написана для объяснения христианской веры студентам-теологам, Summa contra Gentiles носит более апологетический тон. В то время как последняя книга посвящена темам богооткровенного богословия, таким как Троица, воплощение и таинства, первые три книги ограничиваются естественным богословием : аргументы, основанные на разуме, как полагает Томас, будут понятны и тем, кто не верит. в христианском откровении.
Заголовок
[ редактировать ]Условное название Summa contra Gentiles , встречающееся в некоторых самых ранних рукописях, иногда дается в варианте Summa contra Gentes . [1] Название взято из главы I.2, где Томас заявляет о своем намерении как автора работы:
Я поставил перед собой задачу распространять, насколько позволяют мои ограниченные силы, истину, которую исповедует католическая вера, и отвергать противоречащие ей заблуждения. Если использовать слова Хилари : «Я осознаю, что я в долгу перед Богом как главный долг моей жизни, чтобы каждое мое слово и каждое чувство могли говорить о Нем» ( De Trinitate I, 37). [2]
Более длинное название также дается как Tractatus de fide catholica, contra errores infidelium , что означает «Трактат об универсальной вере против заблуждений язычников». [3] [ нужен лучший источник ]
Дата и состав
[ редактировать ]Произведение писалось в течение нескольких лет, между 1259 и 1265 годами.
Весной 1256 года Томас был назначен магистром-регентом по богословию в Париже, и одной из первых его работ после вступления в эту должность была Contra impuggnantes Dei Cultum et Religem , защищающая нищенствующие ордена , которые подверглись нападкам со стороны Вильгельма Сент-Амурского . [4] работал над «Суммой против язычников» . За время своего правления с 1256 по 1259 год Томас написал множество работ и к моменту отъезда из Парижа [5] По автографу Фомы Аквинского Торрелл (1996) определил, что первые 53 главы Книги I были написаны в Париже, основываясь на исследованиях пергамента и использованных чернил. [6]
Согласно традиции, которую можно проследить вскоре после смерти Фомы, « Сумма против язычников» была написана в ответ на просьбу, сделанную в 1259 году, о книге, которая помогла бы доминиканским миссионерам в Испании обратить местных мусульман и евреев.Просьба была сделана Раймоном Пеньяфортом , доминиканским монахом и советником Якова I Арагонского . [7] Раймунд принимал активное участие в христианской защите от мавров (мусульман) и евреев в Арагонском королевстве с 1240-х годов. С этой целью Раймунд ввел преподавание арабского языка и иврита в нескольких монастырских домах, а также основал монастыри в Мурсии (тогда еще находившейся под властью мусульман) и в Тунисе . Кроме того, он отправился помогать основывать Церковь на недавно завоеванном острове Майорка . Просьба Раймонда Томасу была передана его соотечественником-доминиканцем Рамоном Марти , одним из восьми монахов, которым было поручено изучать восточные языки с целью выполнения миссии среди евреев и мавров. [8] Историчность этого рассказа подвергается сомнению в современной науке. [9] Приведенные аргументы включают отсутствие явного посвящения Раймонду, свидетельства того, что значительная часть книги 1 была завершена к середине 1259 года (что позволяет предположить, что Томас начал работу над книгой еще в 1257 году), а также предположение, что работа не требует никаких усилий. конкретно рассматривать принципы ислама. [10]
в 1259 году, Томас покинул Париж и вернулся в Неаполь, где 29 сентября 1260 года капитул провинции назначил его генеральным проповедником . Позже , студия генеральная . Именно в Орвието Томас завершил Summa contra Gentiles , за которой последовала Catena aurea. [11] и второстепенные работы, созданные для Папы Урбана IV, такие как литургия для недавно созданного праздника Тела Христова и Contra errores graecorum . [5]
Части текста сохранились в автографе Аквинского , хранящемся в Ватиканской библиотеке как лат. 9850. Рукопись включает фрагменты первой и второй книг, а также большие части третьей книги.
Содержание
[ редактировать ]« Сумма против язычников» состоит из четырех книг. Структура работы Св. Фомы построена так, чтобы исходить из общих философских аргументов в пользу монотеизма , с которыми мусульмане и евреи, вероятно, согласятся даже в рамках своих собственных религиозных традиций, прежде чем перейти к обсуждению конкретно христианской доктрины.
- Книга I начинается с общих вопросов истины и естественного разума , а с главы 10 исследуется концепция монотеистического Бога . Главы с 10 по 13 посвящены существованию Бога , за которым следует подробное исследование свойств Бога (главы с 14 по 102). Демонстрируя Истину о Боге, которую можно познать разумом, Св. Фома приводит множество аргументов, каждый из которых доказывает одну и ту же Истину по-своему.
- Книга II посвящена Творению (то есть физической вселенной , всему, что существует).
- В книге III обсуждается провидение и состояние человека , то есть добрые и злые поступки, человеческая судьба и интеллект , а также отношение сотворенных существ к создателю.
- Книга IV посвящена обсуждению вопросов христианского учения, которые отличают никейское христианство от других монотеистических религий, т. е. учений о Троице , Воплощении , Таинствах и Воскресении .
Книги I–III охватывают истины, которые естественным образом доступны человеческому интеллекту, тогда как Книга IV посвящена откровенным истинам, для которых естественный разум недостаточен. [ нужна ссылка ]
Редакции и переводы
[ редактировать ]Джузеппе Сиантес (ум. 1670), [12] ведущий знаток иврита своего времени и профессор богословия и философии в колледже Святого Фомы в Риме, был назначен в 1640 году Папой Урбаном VIII на миссию проповеди евреям Рима ( Predicatore degli Ebrei ) с целью продвижения их конверсия. В середине 1650-х годов Сиант написал «монументальное двуязычное издание первых трёх частей книги Фомы Аквинского Summa contra Gentiles » , которое включает оригинальный латинский текст и еврейский перевод, подготовленный Циантесом при помощи новообращенных евреев, Summa divi Thomae Aquinatis ordinis. praedicatorum Contra Gentiles quam Hebraicè eloquitur… До настоящего времени это остается единственным значительным переводом крупного латинского схоластического труда на современный иврит». [13]
Первым современным изданием работы является издание Уччели (1878 г.), переизданное в 1918 г. как часть Editio Leonina . [14] Приложения к первым трем книгам, составленные на основе автографа, издавались в тт. 13 (1918, 3–61) и 14 (1926, 3–49) леонийского издания. Леонинский текст был отредактирован с исправлениями П. Марком, К. Пера и П. Кармелло и опубликован в Мариетти, Турин-Рим, в 1961 году.
Современные переводы опубликованы в: английский (1924, [15] 1957 [16] ),немецкий (1937, [17] 2001 [18] ),Испанский (1968) [19] и французский (1993, [20] 1999 [21] ).
Примечания
[ редактировать ]- ^ букв . ' Сводка против неверующих ' ; также известная как Liber de veritate catholicae fidei contra errores infidelium ( букв. « Книга об истине католической веры против заблуждений неверующих » ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвис, Брайан, изд. (2012). «Хронологический список сочинений Фомы Аквинского» . Оксфордский справочник Фомы Аквинского . Издательство Оксфордского университета, США. п. 533. ИСБН 9780195326093 .
- ^ пер. Пегис (1955)
- ^ Лоран, Гиацинт (1931). «ВОКРУГ «SUMMA CONTRA GENTILES» ПРОСТОЙ ФОКУС». Ангеликум . 8 (2): 237–245. ISSN 1123-5772 . JSTOR 44626388 .
- ^ Аквинский, Фома; Ричард Дж. Риган; Брайан Дэвис (2003). О Зле . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 5. ISBN 0-19-509183-3 .
- ^ Jump up to: а б Дэвис, Фома Аквинский: Введение , с. 4.
- ^ Торрелл, Жан-Пьер (1996). Св. Фома Аквинский: Человек и его работа, том. 1 . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. п. 407502. ISBN 978-0-268-00801-7 .
- ^ Джон И.Б. Худ, Фома Аквинский и евреи (1995), с. 37 .
- ^ Энтони Боннер, доктор иллюминат , Princeton University Press (1993), стр. 78
- ^ Брайан Дэвис, «Summa Contra Gentiles» Фомы Аквинского: Путеводитель и комментарии , Oxford University Press, (2016), страницы 8-10 .
- ^ «Фома Аквинский за всю работу упоминает ислам только девять раз, и только краткий абзац (1.6) говорит что-то отдаленно существенное об этой религии». Т. Э. Бурман в: Николай Кузанский и ислам: полемика и диалог в позднем средневековье, исследования средневековых и реформаторских традиций (Иэн Кристофер Леви, Рита Джордж-Тврткович, ред. Дональда Дюклоу), BRILL (2014), стр. хв .
- ^ Хили, теолог , с. 4.
- ^ Галлетти в Чане. лат. 7900 ф. 106; Hierarchia Catholica Medii Aevi, том 4, 233, https://www.scribd.com/doc/63478112/Hierarchia-Catholica-Medii-Aevi-V4 , по состоянию на 21 февраля 2013 г.
- ^ «Каббала и обращение: Карамуэль и Циантес о каббале как средстве обращения евреев», Йосеф Шварц, в Un'altra Modernità. Хуан Карамуэль Лобковиц (1606–1682): энциклопедия вероятностей , ред. Даниэле Сабаино и Паоло К. Писсавино (Пиза: Edizioni EPS 2012): 175–187, 176–7, https://www.academia.edu/2353870/Kabbalah_and_Conversion_Caramuel_and_Ciantes_on_Kabbalah_as_a_Means_for_the_Conversion_of_the_Jews , доступ снова 16 марта 2012 г. «Св. язычники», на котором Иосиф Флавий говорит на иврите Сиантес, римский епископ Марселя, взят из того же ордена , из типографии Иакова Фея, сына Андрея, Рим, 1657 г.
- ^ Пьетро Антония Учелли (редактор), Св. Фома Аквинский ... Summae de truece catholicae fide contra язычников, quae sursunt ex codice autographe ... vero vero ex probastissimi codd. и издания , Рим 1878. Summa contra gentiles (Opera omnia of Saint Thomas Aquinas Doctoris Angelici, издана по приказу Льва XIII . PM 13), Рим 1918, 3-602; (PM 14), Рим, 1926, 3–475; (PM 15), Рим 1930, 3–299.
- ^ The Summa Contra Gentiles, буквально переведенная английскими отцами-доминиканцами из последнего издания Leonine, заархивировано 22 августа 2011 г. в Wayback Machine Burns Oates & Washbourne Ltd. (1924).
- ^ Summa contra Gentiles , 5 томов, Нью-Йорк: Hanover House, (1955-57; переиздание University of Notre Dame Press, 1975):Книга первая, Бог, пер. Антон К. Пегис; Книга вторая, Сотворение мира, пер. Джеймс Андерсон; Книга третья, Провиденс, (Часть 1 и Часть 2) пер. Вернон Бурк; Книга четвертая, «Спасение», перевод Чарльза Дж. О'Нила.
- ^ Ганс Наход, Пауль Штерн, Фома Аквинский, Сумма против язычников в четырех книгах , Лейпциг, 1935–1937.
- ^ Карл Альберт, Фома Аквинский, Summa contra gentiles 1–4. Книга. Латынь и немецкий , Дармштадт, 2001.
- ^ Лауреано Роблес Карседо, Адольфо Роблес Сьерра, Святой Фома Аквинский, Suma contra los gentiles 1–2 (Библиотека христианских авторов. Раздел 6: Философия 94 и 102), Мадрид 1967–1968
- ^ Рене-Антуан Готье , Томас де Акино, Summa contra gentiles. Святой Фома Аквинский, Сомма против язычников (европейская философия), Париж, 1993. Режинальд Бернье, Фома Аквинский, Сомма против язычников , Лату-Мобур, 1993.
- ^ Винсент Обен, Сирил Мишон , Дени Моро , Фома Аквинский, Somme contre les gentils 1–4 (GF Flammarion 1045–1048), Париж, 1999.
Библиография
[ редактировать ]- М. Асин-и-Паласиос: «Богословский аверроизм святого Фомы Аквинского». Дань уважения д. Франсиско Кодера после ухода из преподавания занимается изучением востоковедения. Сарагоса, 1904, стр. 271–331.
- Р.Р. Бернс: мусульмане, христиане и евреи в королевстве крестоносцев Валенсия , Кембридж, 1984.
- Ж.-М. Кашаро: Богословский диалог святого Фомы с мусульманами и евреями , Мадрид, 1969.
- К. Чанг, «Привлечение неверия: захватывающая стратегия Августина и Фомы Аквинского». Даунерс-Гроув, Иллинойс, 2000 г.
- Л. Гетино: Summa contra gentiles и Pugio fidei. Вергара, 1905 год.
- Х. Хоупинг: Мудрость как знание происхождения: Философия и теология в «Summa contra gentiles» Фомы Аквинского. Фрайбург, 1997.
- Мэтью Костелецкий: «Сумма против язычников» Фомы Аквинского: зеркало человеческой природы. Левен: Петерс, 2013. ISBN 978-90-429-2747-6
- А. Уэрга: «Гипотеза о происхождении Summa contra gentiles и Pugio fidei». Ангеликум 51 (1947), 533–57.
- Т. Мерфи: «Дата и цель борьбы против язычников ». Журнал Хейтропа 10 (1969), 405–15.
- Р. Шёнбергер: Фома Аквинский «Сумма против язычников». Дармштадт, 2001.
- Джон Толан : «Фома Аквинский: Сумма против язычников», в Д. Томасе и др. , ред., Библиографическая история христианско-мусульманских отношений , том. 4, Лейден: Брилл, 2009–12.
- Жан-Пьер Торрелл, ОП: Св. Фома Аквинский: Человек и его работа: том. 1. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 1996.
- Дж. Вальц: «Мухаммад и мусульмане у святого Фомы Аквинского». Мусульманский мир 66 (1976): 81–95.
- Summa contra gentiles (на латыни). Том. 1. Неаполь. 1773. Архивировано из оригинала 27 декабря 2018 г. - на archive.org.
- Английские отцы-доминиканцы (1923). Сумма против язычников святого Фомы Аквинского . Том. Первая книга (буквально переведено из Последнего Леонинского издания). Лондон: Burns Oates & Washbourne Ltd. Архивировано из оригинала 27 декабря 2018 г. – на archive.org . (с разрешения Эдмунда Кэнона Сурмонта, Вестминстера генерального викария )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Латинский текст издания Мариетти (1961) , электронный текст Роберто Бусы и Генри Аларкона (Corpusthomisticum.org).
- Синоптический текст (на латыни и английском языке) из издания Hanover House (1955–57), обновленный Джозефом Кенни (dhspriory.org)
- Рукопись - Vat.lat.9850 (vatlib.it)
- Издание 1657 года с переводом на иврит Сиантеса (Google Книги)
- (по-английски)
Аудиокнига Summa Contra Gentiles, являющаяся общественным достоянием, на LibriVox