Естественное богословие
Часть серии о |
Философия религии |
---|
Указатель статей по философии религии |
Естественная теология , которую когда-то называли также физикотеологией , [1] — это тип богословия , который стремится предоставить аргументы по теологическим темам (таким как существование божества ), основанные на разуме и открытиях науки , проект аргументации существования Бога на основе наблюдаемых естественных фактов и посредством природные явления, рассматриваемые как божественные, или сложности природы, рассматриваемые как свидетельство божественного плана (см. Предопределение ) или Воли Бога , которая включает в себя саму природу. [2]
Это отличает его от богооткровения , основанного на Священных Писаниях и/или религиозном опыте . [3] также из трансцендентального богословия , которое основано на априорных рассуждениях. [ нужна ссылка ] Таким образом, это своего рода философия, целью которой является объяснение природы небесных двигателей, или богов , или одного верховного бога, ответственных за небесное движение. Аристотеля Трактат по метафизике утверждает, что он демонстрирует необходимое существование неподвижного первичного двигателя .
Для монотеистических религий это в основном включает в себя аргументы об атрибутах или не-атрибутах божества, и особенно о существовании божества , с использованием аргументов, не предполагающих обращения к откровению . [4] [5]
Идеалы естественного богословия восходят к Ветхому Завету и греческой философии . [6] [7] Ранние источники, подтверждающие эти идеалы, взяты из Иеремии и Мудрости Соломона (ок. 50 г. до н.э.). [6] [8] и « диалог Платона Тимей» (ок. 360 г. до н.э.). [9]
Марк Теренций Варрон (116–27 до н. э.) установил различие между политической теологией (социальными функциями религии), естественной теологией и мифической теологией . Его терминология стала частью стоической традиции, а затем христианства благодаря Августину Гиппопотаму и Фоме Аквинскому . [10]
Древняя Греция
[ редактировать ]Помимо Гесиода « Трудов и дней» и Заратуштры » « Гат , Платон дает самое раннее из сохранившихся описаний естественного богословия. В «Тимее» , написанном ок. 360 г. до н.э. , мы читаем: «Мы должны сначала исследовать относительно [всего Космоса] тот основной вопрос, который должен быть исследован с самого начала в каждом случае, а именно: существовал ли он всегда, не имея ни начала, ни зарождения, или же он возникло, начавшись с какого-то начала». [9] В « Законах» , отвечая на вопрос, какие доводы оправдывают веру в богов, Платон утверждает: «Один — наш догмат о душе… другой — наш догмат об упорядочении движения звезд». [11]
Древний Рим
[ редактировать ]Марк Теренций Варрон в своих (утерянных) человеческих и божественных вещах» «Древних книгах о , I век до н.э. [12] установил различие между тремя видами богословия: гражданским (политическим) ( theologia Civilis ), естественным (физическим) ( theologia naturalis ) и мифическим ( theologiamythica ). Богословы гражданского богословия являются «народом», спрашивающим, как боги относятся к повседневной жизни и государству ( имперский культ ). Богословы естественного богословия — это философы , вопрошающие о природе богов, а теологи мифического богословия — это поэты , создающие мифологию . [13]
Средний возраст
[ редактировать ]С 8-го века нашей эры мутазилитская школа ислама , вынужденная защищать свои принципы от ортодоксального ислама своего времени, использовала философию в качестве поддержки и была одной из первых, кто начал следовать рациональной исламской теологии , получившей название Ильм-ал- Калам ( схоластическое богословие ). богословие ). Телеологический аргумент был позже представлен ранними исламскими философами Алкиндом и Аверроэсом , в то время как Авиценна представил как космологический аргумент , так и онтологический аргумент в «Книге исцеления» (1027 г.). [14]
Фома Аквинский ( ок. 1225–1274 ) представил несколько версий космологического аргумента в своей «Сумме теологии» и телеологического аргумента в своей «Сумме против язычников» . Он представил онтологический аргумент , но отверг его в пользу доказательств, которые ссылаются только на причину и следствие. [15] [16] Его quinque viae («пять путей») в этих книгах пытался продемонстрировать существование Бога разными способами, включая (как способ № 5) целенаправленные действия, наблюдаемые в природе. [17]
Ранний модерн
[ редактировать ]Книга Раймунда Сабунде (ок. 1385–1436) Theologia Naturalis sive Liber Creaturarum , написанная в 1434–1436 гг., но опубликованная посмертно (1484 г.), знаменует собой важный этап в истории естественного богословия. Джон Рэй (1627–1705), также известный как Джон Рэй, был английским натуралистом, которого иногда называют отцом английской естествознания . Он опубликовал важные работы о растениях , животных и естественном богословии с целью «проиллюстрировать славу Божию в познании творений природы или творения». [18] Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) ввел еще один термин для естественного богословия — теодицею, определяемую именно как «оправдание Бога». [19] Он рассматривал науку в положительном свете, поскольку она поддерживала его личную систему этических убеждений. [20]
Уильям Дерхэм (1657–1735) продолжил традицию естественного богословия Рэя в двух своих работах: «Физико-теология» , опубликованной в 1713 году, и «Астро-теология» , 1714 год. Они позже повлияли на работы Уильяма Пейли. [21]
Девятнадцатый век
[ редактировать ]В «Очерке о принципе народонаселения» , опубликованном в 1798 году, Томас Мальтус закончил двумя главами, посвященными естественному богословию и народонаселению. Мальтус - набожный христианин - утверждал, что откровение «заглушит парящие крылья интеллекта» и, таким образом, никогда не позволит «трудностям и сомнениям в частях Священного Писания» мешать его работе.
Уильям Пейли , оказавший большое влияние на Чарльза Дарвина , [22] дал хорошо известную интерпретацию телеологического аргумента в пользу Бога. В 1802 году он опубликовал « Естественную теологию, или Свидетельства существования и атрибутов Божества, собранные из «Явлений природы» . [23] В этом он описал аналогию с Часовщиком , благодаря которой он, вероятно, наиболее известен. Его книга, которая была одной из самых публикуемых книг XIX и XX веков, представляет ряд телеологических и космологических аргументов в пользу существования Бога. Книга послужила образцом для многих последующих теологий естественного богословия XIX века. [24]
«Бриджуотерские трактаты» представляли собой восемь работ «Сила, мудрость и доброта Бога, проявленные в творении», опубликованные в период с 1833 по 1836 год. Они были написаны восемью научными авторами, назначенными президентом Королевского общества, с использованием гранта в 8000 фунтов стерлингов. по завещанию Фрэнсиса Генри Эгертона, 8-го графа Бриджуотера . Серия, получившая широкое распространение, содержала обширную дискуссию по поводу взаимоотношений между религией и наукой , и многие авторы предлагали наблюдения по естественной теологии, хотя их взгляды на этот предмет сильно различались. [25] Критически отреагировав на одну из серий, Чарльз Бэббидж опубликовал то, что он назвал «Девятый Бриджуотерский трактат: фрагмент» . [26]
Профессор химии и естествознания Эдвард Хичкок также изучал и писал по естественной теологии. Он пытался объединить и примирить науку и религию, уделяя особое внимание геологии. Его основной работой такого типа была «Религия геологии и связанных с ней наук» (1851 г.). [27]
Гиффордские лекции были учреждены по воле Адама Лорда Гиффорда, чтобы «продвигать и распространять изучение естественного богословия в самом широком смысле этого термина - другими словами, познание Бога». Термин «естественная теология», используемый Гиффордом, относится к теологии, поддерживаемой наукой и не зависящей от чудес . [28]
Критика
[ редактировать ]Идеи естественного богословия не остались без критики. Многие выступали против идеи естественного богословия, но некоторые философы имели большее влияние, в том числе Дэвид Юм , Иммануил Кант , Сёрен Кьеркегор и Чарльз Дарвин . Карла Барта также Церковная догматика резко выступала против всей естественной теологии. [29]
«Диалоги Дэвида Юма о естественной религии» сыграли важную роль в формировании точки зрения Юма на естественное богословие. Идеи Юма во многом основаны на идее естественной веры. [30] Было заявлено, что «доктрина Юма о естественных убеждениях допускает, что определенные убеждения обоснованно поддерживаются всеми людьми, независимо от качества доказательств, которые могут быть представлены в их пользу». [30] Однако аргумент Юма также вытекает из аргумента замысла. [31] Аргумент замысла исходит от того, что людей называют морально хорошими или злыми. [31] Аргумент Юма утверждает, что если мы ограничимся идеей добра и зла, мы должны также приписать ее и создателю. [31] Юм заявляет: «Я допускаю, что боль или страдание в человеке совместимы с бесконечной силой и добротой Божества... Простой возможной совместимости недостаточно. Вы должны доказать эти чистые, несмешанные и неконтролируемые атрибуты...». [31] Юм отстаивает идею морально совершенного божества и требует доказательств чего-либо помимо этого. [31] Аргументы Юма против естественного богословия оказали большое влияние на многих философов. [32]
Чарльзом Дарвином оказала более широкое влияние на ученых и простых людей. Критика теории [32] Теории Дарвина показали, что люди и животные развивались в ходе эволюционного процесса. Это означало, что происходит химическая реакция; но на это не оказало влияния идея Бога. [32] Однако идеи Дарвина не сняли вопроса о том, как возникли первоначальные представления о материи. [32]
Вера и фидеизм
[ редактировать ]Иммануил Кант и Сёрен Кьеркегор имели схожие идеи о естественном богословии. [33] Идеи Канта больше фокусировались на естественном диалекте разума, тогда как Кьеркегор больше фокусировался на диалекте понимания. [33] Оба мужчины предполагают, что «естественный диалект ведет к вопросу о Боге». [33] Кант утверждает, что разум приводит к идеям Бога как регулирующего принципа. [33] Кьеркегор утверждает, что идея понимания в конечном итоге приведет к превращению в веру. [ нужны разъяснения ] [34] Оба эти человека утверждают, что идея Бога не может основываться исключительно на идее разума, что диалект и идеалы перейдут в веру. [ нужны разъяснения ] [33]
Карл Барт выступал против всей естественной теологии. Барт утверждал, что «отталкиваясь от такого опыта, а не от милостивого откровения через Иисуса Христа , мы создаем концепцию Бога, которая является проекцией самого высокого, что мы знаем, конструкцией человеческого мышления, оторванной от истории спасения». [29] Барт утверждает, что Бог ограничен конструкцией человеческого мышления, если он оторван от спасения. [35] Барт также признает, что Бога можно познать благодаря Его благодати. Аргумент Барта основан на идее веры, а не разума. Барт считал, что Бога можно познать только через Иисуса Христа, как показано в Священных Писаниях, и что любые подобные попытки следует рассматривать как идолопоклонство.
Сёрен Кьеркегор поставил под сомнение существование Бога, отвергнув все рациональные аргументы в пользу существования Бога (включая телеологический аргумент) на том основании, что разум неизбежно сопровождается сомнением. [36] Он предположил, что аргумент, основанный на замысле, не принимает во внимание будущие события, которые могут подорвать доказательство существования Бога: этот аргумент никогда не докажет существование Бога. [37] В «Философских фрагментах » Кьеркегор пишет:
Дела Божии таковы, что только Бог может их совершить. Именно так, но где же дела Божии? Произведения, из которых я мог бы сделать вывод о его существовании, не даны прямо и непосредственно. Мудрость природы, доброта, мудрость управления миром – разве все это проявляется на самом лице вещей? Не сталкиваемся ли мы здесь с самыми страшными искушениями сомнения и не невозможно ли окончательно избавиться от всех этих сомнений? Но исходя из такого порядка вещей я, конечно, не стану пытаться доказать существование Бога; и даже если бы я начал, я бы никогда не закончил, и, кроме того, мне пришлось бы постоянно жить в напряжении, чтобы вдруг не случилось чего-то настолько ужасного, что мое доказательство было бы уничтожено.
- Сёрен Кьеркегор, Философские фрагменты [37]
Фидеисты могут отвергать попытки доказать существование Бога. [38]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Физикотеология | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ Чигнелл, Эндрю; Перебум, Дерк (2020), «Естественная теология и естественная религия» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осенью 2020 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 9 октября 2020 г.
- ^ МакГрат, Алистер (2022). «Естественная теология» . Сент-Эндрюсская энциклопедия богословия .
- ^ Уолберг, Матс (2020), «Божественное откровение» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2020 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 9 октября 2020 г.
- ^ «Естественная теология | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Суинберн, Ричард (2007). «ВОЗРОЖДЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ ТЕОЛОГИИ». Архив Философии . 75 : 303–322 – через JSTOR.
- ^ МакГрат, Алистер (2022). «Естественная теология» . Сент-Эндрюсская энциклопедия богословия .
- ^ Дженнифер Мэри Дайнс (8 июня 2004 г.). Септуагинта . А&С Черный. п. 19. ISBN 978-0-567-08464-4 .
обычно относят к концу первого века до нашей эры.
- ^ Перейти обратно: а б «Платон, Тимей » .
- ^ МакГрат, Алистер (2022). «Естественная теология» . Сент-Эндрюсская энциклопедия богословия .
- ^ «Платон, Законы » .
- ^ «Марк Теренций Варрон | Римский автор» . энциклопедия Британская Проверено 4 января 2019 г.
- ^ «Чарльз Дарвин: эволюционная теория, прошлое и настоящее» (PDF) . Earth.northwestern.edu . Архивировано из оригинала (PDF) 13 июня 2010 года.
- ^ Абрамов, Биньямин (1990). "Введение". В Абрамове, Биньямин (ред.). В книге ад-Далиля аль- Кабира Брилл. ISBN 9004089853 .
- ^ Хедли Брук, Джон. Наука и религия . 1991.
- ^ «ПРОТЕЧАЕТ ЛИ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НАУКИ ОТКРОВИТЕЛЬНОЙ ПРИРОДЕ ВЕРЫ? - Edge.org» . Edge.org .
- ^ «Пять путей Фомы Аквинского (Часть 2): Случайность, Доброта, Замысел» . thatreligiousstudieswebsite.com .
- ^ Армстронг, Патрик (2000). Английский Парсон-естествоиспытатель . Грейсвинг. п. 46. ИСБН 0-85244-516-4 .
- ^ «Принципы естественного богословия 2» . maritain.nd.edu . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ Юпа, Эндрю (2016), «Этика Лейбница» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2016 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 9 октября 2020 г.
- ^ Вебер, А.С., Наука девятнадцатого века: антология , Broadview Press, 2000, стр. 18.
- ^ Уайхе, Джон ван (27 мая 2014 г.). Чарльз Дарвин в Кембридже: самые радостные годы . Всемирная научная. стр. 90–92. ISBN 9789814583992 .
- ^ Пейли, Уильям (2006). Естественная теология, Мэтью Дэниел Эдди и Дэвид М. Найт (ред.) . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2013). «Естественная теология девятнадцатого века» . Оксфордский справочник естественного богословия .
- ^ Топхэм, Джонатан Р. (2022). Чтение книги природы: как восемь бестселлеров воссоединили христианство и науку накануне викторианской эпохи . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-81576-3 . OCLC 1298713346 .
- ^ Бэббидж, Чарльз (24 октября 2018 г.). «Девятый Бриджуотерский трактат. Фрагмент» . Джон Мюррей – через Google Книги.
- ^ Хичкок, Эдвард. «Создание американских книг: религия геологии и связанных с ней наук» . Мичиганский университет . Проверено 8 августа 2009 г. [ нужна страница ]
- ^ См . онлайн-базу данных Gifford Lectures , по состоянию на 15 октября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шерри, Патрик (2003). «Религиозные корни естественного богословия». Новые Блэкфрайерс . 84 (988): 301–307. doi : 10.1111/j.1741-2005.2003.tb06302.x – через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б Гаскин, JCA (июль 1974 г.). «Бог, Юм и естественная вера» . Философия . 49 (189): 281–294. дои : 10.1017/S0031819100048233 . JSTOR 3750118 . S2CID 170299604 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Брэдли, MC (сентябрь 2007 г.). «Главное возражение Юма против естественного богословия». Религиоведение . 43 (3): 249–270. дои : 10.1017/S0034412507008992 . S2CID 170294685 – через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б с д Суинберн, Ричард (2007). «Возрождение естественного богословия». Архив Философии . 75 : 303–322 – через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фремстедал, Роу (март 2013 г.). «Моральный аргумент в пользу существования Бога и безнравственности: Кьеркегор и Кант» . Журнал религиозной этики . 41 : 50–78. doi : 10.1111/jore.12004 – через JSTOR.
- ^ Пурмохаммади, Наиме (2013). «КИРКЕГАРД И АШАРИТЫ О РАЗУМЕ И ТЕОЛОГИИ». Ривиста ди Философии Нео-Сколастики . 105 : 591–609 – через JSTOR.
- ^ Мэтьюз, Гарет (30 января 1964 г.). «Богословие и естественное богословие» . Журнал философии . 61 (3): 99–108. дои : 10.2307/2023755 . JSTOR 2023755 – через JSTOR.
- ^ Саутвелл, Гарет (6 января 2011 г.). Слова мудрости: самые важные цитаты философии и их значения . Кверкус. ISBN 978-1-78087-092-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Сёрен Кьеркегор, «Философские фрагменты» (1844).
- ^ «Аргументы в пользу существования Бога» (PDF) . Ходдерское образование . Архивировано (PDF) из оригинала 19 октября 2022 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бриджуотерский трактат для XXI века. Наука. (Том 301, стр. 1051, 22 августа 2003 г.). Рецензия Роберта Т. Пеннока философа науки Майкла Рьюза на книгу «Дарвин и дизайн» .
- Бэббидж, К., Девятый Бриджуотерский трактат ; Мюррей, 1837 г. (переиздано издательством Cambridge University Press , 2009 г.; ISBN 978-1-108-00000-0 )
- Баском, Джон, Естественное богословие (1880)
- Джон Б. Кобб , Христианское естественное богословие , 1965 ( онлайн-издание )
- Коннолли, Брендан, «Естественная религия» , 2008 г.; ISBN 978-0-9558313-0-0
- Хауэрвас, Стэнли, «С зерном Вселенной: Свидетельство Церкви и естественное богословие». ISBN 1-58743-016-9
- Эрнандес Валенсия, Дж. С. Естественная теология милетской метафизической традиции, ABT 7 (2022), 139–162 [1]
- Пейли, В., Естественное богословие. Или «Свидетельства существования и атрибутов Божества, собранные из явлений природы »; Bridgewater Treatises, Faulder, 1803 г. (переиздано издательством Cambridge University Press , 2009 г.); ISBN 978-1-108-00355-1 )
- Полкингхорн Дж. и Оорд Т.Дж., Читатель Полкингхорна] : Наука, вера и поиск смысла (SPCK и Templeton Foundation Press, 2010). ISBN 1-59947-315-1 и ISBN 978-0-281-06053-5
- Топхэм, младший, читающий книгу природы: как восемь бестселлеров воссоединили христианство и науку накануне викторианской эпохи , University of Chicago Press, 2022; ISBN 978-0-226-81576-4
- Уотерс, Б.В. (2015). «К новому космологическому аргументу калама » . Cogent Искусства и Гуманитарные науки . 2 (1). дои : 10.1080/23311983.2015.1062461 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Apollos.ws Христианский сайт, на котором собраны аргументы в пользу существования Бога и ответы на распространенные аргументы против.
- К новому калама космологическому аргументу
- Католической энциклопедии Статья Бриджуотерские трактаты
- «Диалоги о естественной религии» Дэвида Юма
- Бэббидж, Чарльз Девятый Бриджуотерский трактат, 2-е изд. 1838, Лондон: Джон Мюррей.
- Статья о естественной теологии в Интернет-энциклопедии философии