Jump to content

Естественное богословие

(Перенаправлено из «Естественной теологии »)

Естественная теология , которую когда-то называли также физикотеологией , [1] — это тип богословия , который стремится предоставить аргументы по теологическим темам (таким как существование божества ), основанные на разуме и открытиях науки , проект аргументации существования Бога на основе наблюдаемых естественных фактов и посредством природные явления, рассматриваемые как божественные, или сложности природы, рассматриваемые как свидетельство божественного плана (см. Предопределение ) или Воли Бога , которая включает в себя саму природу. [2]

Это отличает его от богооткровения , основанного на Священных Писаниях и/или религиозном опыте . [3] также из трансцендентального богословия , которое основано на априорных рассуждениях. [ нужна ссылка ] Таким образом, это своего рода философия, целью которой является объяснение природы небесных двигателей, или богов , или одного верховного бога, ответственных за небесное движение. Аристотеля Трактат по метафизике утверждает, что он демонстрирует необходимое существование неподвижного первичного двигателя .

Для монотеистических религий это в основном включает в себя аргументы об атрибутах или не-атрибутах божества, и особенно о существовании божества , с использованием аргументов, не предполагающих обращения к откровению . [4] [5]

Идеалы естественного богословия восходят к Ветхому Завету и греческой философии . [6] [7] Ранние источники, подтверждающие эти идеалы, взяты из Иеремии и Мудрости Соломона (ок. 50 г. до н.э.). [6] [8] и « диалог Платона Тимей» (ок. 360 г. до н.э.). [9]

Марк Теренций Варрон (116–27 до н. э.) установил различие между политической теологией (социальными функциями религии), естественной теологией и мифической теологией . Его терминология стала частью стоической традиции, а затем христианства благодаря Августину Гиппопотаму и Фоме Аквинскому . [10]

Древняя Греция

[ редактировать ]

Помимо Гесиода « Трудов и дней» и Заратуштры » « Гат , Платон дает самое раннее из сохранившихся описаний естественного богословия. В «Тимее» , написанном ок. 360 г. до н.э. , мы читаем: «Мы должны сначала исследовать относительно [всего Космоса] тот основной вопрос, который должен быть исследован с самого начала в каждом случае, а именно: существовал ли он всегда, не имея ни начала, ни зарождения, или же он возникло, начавшись с какого-то начала». [9] В « Законах» , отвечая на вопрос, какие доводы оправдывают веру в богов, Платон утверждает: «Один — наш догмат о душе… другой — наш догмат об упорядочении движения звезд». [11]

Древний Рим

[ редактировать ]

Марк Теренций Варрон в своих (утерянных) человеческих и божественных вещах» «Древних книгах о , I век до н.э. [12] установил различие между тремя видами богословия: гражданским (политическим) ( theologia Civilis ), естественным (физическим) ( theologia naturalis ) и мифическим ( theologiamythica ). Богословы гражданского богословия являются «народом», спрашивающим, как боги относятся к повседневной жизни и государству ( имперский культ ). Богословы естественного богословия — это философы , вопрошающие о природе богов, а теологи мифического богословия — это поэты , создающие мифологию . [13]

Средний возраст

[ редактировать ]

С 8-го века нашей эры мутазилитская школа ислама , вынужденная защищать свои принципы от ортодоксального ислама своего времени, использовала философию в качестве поддержки и была одной из первых, кто начал следовать рациональной исламской теологии , получившей название Ильм-ал- Калам ( схоластическое богословие ). богословие ). Телеологический аргумент был позже представлен ранними исламскими философами Алкиндом и Аверроэсом , в то время как Авиценна представил как космологический аргумент , так и онтологический аргумент в «Книге исцеления» (1027 г.). [14]

Фома Аквинский ( ок. 1225–1274 ) представил несколько версий космологического аргумента в своей «Сумме теологии» и телеологического аргумента в своей «Сумме против язычников» . Он представил онтологический аргумент , но отверг его в пользу доказательств, которые ссылаются только на причину и следствие. [15] [16] Его quinque viae («пять путей») в этих книгах пытался продемонстрировать существование Бога разными способами, включая (как способ № 5) целенаправленные действия, наблюдаемые в природе. [17]

Ранний модерн

[ редактировать ]

Книга Раймунда Сабунде (ок. 1385–1436) Theologia Naturalis sive Liber Creaturarum , написанная в 1434–1436 гг., но опубликованная посмертно (1484 г.), знаменует собой важный этап в истории естественного богословия. Джон Рэй (1627–1705), также известный как Джон Рэй, был английским натуралистом, которого иногда называют отцом английской естествознания . Он опубликовал важные работы о растениях , животных и естественном богословии с целью «проиллюстрировать славу Божию в познании творений природы или творения». [18] Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) ввел еще один термин для естественного богословия — теодицею, определяемую именно как «оправдание Бога». [19] Он рассматривал науку в положительном свете, поскольку она поддерживала его личную систему этических убеждений. [20]

Уильям Дерхэм (1657–1735) продолжил традицию естественного богословия Рэя в двух своих работах: «Физико-теология» , опубликованной в 1713 году, и «Астро-теология» , 1714 год. Они позже повлияли на работы Уильяма Пейли. [21]

Девятнадцатый век

[ редактировать ]
Уильям Пейли, автор книги «Естественная теология»

В «Очерке о принципе народонаселения» , опубликованном в 1798 году, Томас Мальтус закончил двумя главами, посвященными естественному богословию и народонаселению. Мальтус - набожный христианин - утверждал, что откровение «заглушит парящие крылья интеллекта» и, таким образом, никогда не позволит «трудностям и сомнениям в частях Священного Писания» мешать его работе.

Уильям Пейли , оказавший большое влияние на Чарльза Дарвина , [22] дал хорошо известную интерпретацию телеологического аргумента в пользу Бога. В 1802 году он опубликовал « Естественную теологию, или Свидетельства существования и атрибутов Божества, собранные из «Явлений природы» . [23] В этом он описал аналогию с Часовщиком , благодаря которой он, вероятно, наиболее известен. Его книга, которая была одной из самых публикуемых книг XIX и XX веков, представляет ряд телеологических и космологических аргументов в пользу существования Бога. Книга послужила образцом для многих последующих теологий естественного богословия XIX века. [24]

«Бриджуотерские трактаты» представляли собой восемь работ «Сила, мудрость и доброта Бога, проявленные в творении», опубликованные в период с 1833 по 1836 год. Они были написаны восемью научными авторами, назначенными президентом Королевского общества, с использованием гранта в 8000 фунтов стерлингов. по завещанию Фрэнсиса Генри Эгертона, 8-го графа Бриджуотера . Серия, получившая широкое распространение, содержала обширную дискуссию по поводу взаимоотношений между религией и наукой , и многие авторы предлагали наблюдения по естественной теологии, хотя их взгляды на этот предмет сильно различались. [25] Критически отреагировав на одну из серий, Чарльз Бэббидж опубликовал то, что он назвал «Девятый Бриджуотерский трактат: фрагмент» . [26]

Профессор химии и естествознания Эдвард Хичкок также изучал и писал по естественной теологии. Он пытался объединить и примирить науку и религию, уделяя особое внимание геологии. Его основной работой такого типа была «Религия геологии и связанных с ней наук» (1851 г.). [27]

Гиффордские лекции были учреждены по воле Адама Лорда Гиффорда, чтобы «продвигать и распространять изучение естественного богословия в самом широком смысле этого термина - другими словами, познание Бога». Термин «естественная теология», используемый Гиффордом, относится к теологии, поддерживаемой наукой и не зависящей от чудес . [28]

Идеи естественного богословия не остались без критики. Многие выступали против идеи естественного богословия, но некоторые философы имели большее влияние, в том числе Дэвид Юм , Иммануил Кант , Сёрен Кьеркегор и Чарльз Дарвин . Карла Барта также Церковная догматика резко выступала против всей естественной теологии. [29]

«Диалоги Дэвида Юма о естественной религии» сыграли важную роль в формировании точки зрения Юма на естественное богословие. Идеи Юма во многом основаны на идее естественной веры. [30] Было заявлено, что «доктрина Юма о естественных убеждениях допускает, что определенные убеждения обоснованно поддерживаются всеми людьми, независимо от качества доказательств, которые могут быть представлены в их пользу». [30] Однако аргумент Юма также вытекает из аргумента замысла. [31] Аргумент замысла исходит от того, что людей называют морально хорошими или злыми. [31] Аргумент Юма утверждает, что если мы ограничимся идеей добра и зла, мы должны также приписать ее и создателю. [31] Юм заявляет: «Я допускаю, что боль или страдание в человеке совместимы с бесконечной силой и добротой Божества... Простой возможной совместимости недостаточно. Вы должны доказать эти чистые, несмешанные и неконтролируемые атрибуты...». [31] Юм отстаивает идею морально совершенного божества и требует доказательств чего-либо помимо этого. [31] Аргументы Юма против естественного богословия оказали большое влияние на многих философов. [32]

Чарльзом Дарвином оказала более широкое влияние на ученых и простых людей. Критика теории [32] Теории Дарвина показали, что люди и животные развивались в ходе эволюционного процесса. Это означало, что происходит химическая реакция; но на это не оказало влияния идея Бога. [32] Однако идеи Дарвина не сняли вопроса о том, как возникли первоначальные представления о материи. [32]

Вера и фидеизм

[ редактировать ]

Иммануил Кант и Сёрен Кьеркегор имели схожие идеи о естественном богословии. [33] Идеи Канта больше фокусировались на естественном диалекте разума, тогда как Кьеркегор больше фокусировался на диалекте понимания. [33] Оба мужчины предполагают, что «естественный диалект ведет к вопросу о Боге». [33] Кант утверждает, что разум приводит к идеям Бога как регулирующего принципа. [33] Кьеркегор утверждает, что идея понимания в конечном итоге приведет к превращению в веру. [ нужны разъяснения ] [34] Оба эти человека утверждают, что идея Бога не может основываться исключительно на идее разума, что диалект и идеалы перейдут в веру. [ нужны разъяснения ] [33]

Карл Барт выступал против всей естественной теологии. Барт утверждал, что «отталкиваясь от такого опыта, а не от милостивого откровения через Иисуса Христа , мы создаем концепцию Бога, которая является проекцией самого высокого, что мы знаем, конструкцией человеческого мышления, оторванной от истории спасения». [29] Барт утверждает, что Бог ограничен конструкцией человеческого мышления, если он оторван от спасения. [35] Барт также признает, что Бога можно познать благодаря Его благодати. Аргумент Барта основан на идее веры, а не разума. Барт считал, что Бога можно познать только через Иисуса Христа, как показано в Священных Писаниях, и что любые подобные попытки следует рассматривать как идолопоклонство.

Сёрен Кьеркегор поставил под сомнение существование Бога, отвергнув все рациональные аргументы в пользу существования Бога (включая телеологический аргумент) на том основании, что разум неизбежно сопровождается сомнением. [36] Он предположил, что аргумент, основанный на замысле, не принимает во внимание будущие события, которые могут подорвать доказательство существования Бога: этот аргумент никогда не докажет существование Бога. [37] В «Философских фрагментах » Кьеркегор пишет:

Дела Божии таковы, что только Бог может их совершить. Именно так, но где же дела Божии? Произведения, из которых я мог бы сделать вывод о его существовании, не даны прямо и непосредственно. Мудрость природы, доброта, мудрость управления миром – разве все это проявляется на самом лице вещей? Не сталкиваемся ли мы здесь с самыми страшными искушениями сомнения и не невозможно ли окончательно избавиться от всех этих сомнений? Но исходя из такого порядка вещей я, конечно, не стану пытаться доказать существование Бога; и даже если бы я начал, я бы никогда не закончил, и, кроме того, мне пришлось бы постоянно жить в напряжении, чтобы вдруг не случилось чего-то настолько ужасного, что мое доказательство было бы уничтожено.

- Сёрен Кьеркегор, Философские фрагменты [37]

Фидеисты могут отвергать попытки доказать существование Бога. [38]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Физикотеология | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 9 октября 2020 г.
  2. ^ Чигнелл, Эндрю; Перебум, Дерк (2020), «Естественная теология и естественная религия» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осенью 2020 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 9 октября 2020 г.
  3. ^ МакГрат, Алистер (2022). «Естественная теология» . Сент-Эндрюсская энциклопедия богословия .
  4. ^ Уолберг, Матс (2020), «Божественное откровение» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2020 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 9 октября 2020 г.
  5. ^ «Естественная теология | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 9 октября 2020 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Суинберн, Ричард (2007). «ВОЗРОЖДЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ ТЕОЛОГИИ». Архив Философии . 75 : 303–322 – через JSTOR.
  7. ^ МакГрат, Алистер (2022). «Естественная теология» . Сент-Эндрюсская энциклопедия богословия .
  8. ^ Дженнифер Мэри Дайнс (8 июня 2004 г.). Септуагинта . А&С Черный. п. 19. ISBN  978-0-567-08464-4 . обычно относят к концу первого века до нашей эры.
  9. ^ Перейти обратно: а б «Платон, Тимей » .
  10. ^ МакГрат, Алистер (2022). «Естественная теология» . Сент-Эндрюсская энциклопедия богословия .
  11. ^ «Платон, Законы » .
  12. ^ «Марк Теренций Варрон | Римский автор» . энциклопедия Британская Проверено 4 января 2019 г.
  13. ^ «Чарльз Дарвин: эволюционная теория, прошлое и настоящее» (PDF) . Earth.northwestern.edu . Архивировано из оригинала (PDF) 13 июня 2010 года.
  14. ^ Абрамов, Биньямин (1990). "Введение". В Абрамове, Биньямин (ред.). В книге ад-Далиля аль- Кабира Брилл. ISBN  9004089853 .
  15. ^ Хедли Брук, Джон. Наука и религия . 1991.
  16. ^ «ПРОТЕЧАЕТ ЛИ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НАУКИ ОТКРОВИТЕЛЬНОЙ ПРИРОДЕ ВЕРЫ? - Edge.org» . Edge.org .
  17. ^ «Пять путей Фомы Аквинского (Часть 2): Случайность, Доброта, Замысел» . thatreligiousstudieswebsite.com .
  18. ^ Армстронг, Патрик (2000). Английский Парсон-естествоиспытатель . Грейсвинг. п. 46. ​​ИСБН  0-85244-516-4 .
  19. ^ «Принципы естественного богословия 2» . maritain.nd.edu . Проверено 9 октября 2020 г.
  20. ^ Юпа, Эндрю (2016), «Этика Лейбница» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2016 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 9 октября 2020 г.
  21. ^ Вебер, А.С., Наука девятнадцатого века: антология , Broadview Press, 2000, стр. 18.
  22. ^ Уайхе, Джон ван (27 мая 2014 г.). Чарльз Дарвин в Кембридже: самые радостные годы . Всемирная научная. стр. 90–92. ISBN  9789814583992 .
  23. ^ Пейли, Уильям (2006). Естественная теология, Мэтью Дэниел Эдди и Дэвид М. Найт (ред.) . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  24. ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2013). «Естественная теология девятнадцатого века» . Оксфордский справочник естественного богословия .
  25. ^ Топхэм, Джонатан Р. (2022). Чтение книги природы: как восемь бестселлеров воссоединили христианство и науку накануне викторианской эпохи . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-81576-3 . OCLC   1298713346 .
  26. ^ Бэббидж, Чарльз (24 октября 2018 г.). «Девятый Бриджуотерский трактат. Фрагмент» . Джон Мюррей – через Google Книги.
  27. ^ Хичкок, Эдвард. «Создание американских книг: религия геологии и связанных с ней наук» . Мичиганский университет . Проверено 8 августа 2009 г. [ нужна страница ]
  28. ^ См . онлайн-базу данных Gifford Lectures , по состоянию на 15 октября 2010 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б Шерри, Патрик (2003). «Религиозные корни естественного богословия». Новые Блэкфрайерс . 84 (988): 301–307. doi : 10.1111/j.1741-2005.2003.tb06302.x – через JSTOR.
  30. ^ Перейти обратно: а б Гаскин, JCA (июль 1974 г.). «Бог, Юм и естественная вера» . Философия . 49 (189): 281–294. дои : 10.1017/S0031819100048233 . JSTOR   3750118 . S2CID   170299604 .
  31. ^ Перейти обратно: а б с д и Брэдли, MC (сентябрь 2007 г.). «Главное возражение Юма против естественного богословия». Религиоведение . 43 (3): 249–270. дои : 10.1017/S0034412507008992 . S2CID   170294685 – через JSTOR.
  32. ^ Перейти обратно: а б с д Суинберн, Ричард (2007). «Возрождение естественного богословия». Архив Философии . 75 : 303–322 – через JSTOR.
  33. ^ Перейти обратно: а б с д и Фремстедал, Роу (март 2013 г.). «Моральный аргумент в пользу существования Бога и безнравственности: Кьеркегор и Кант» . Журнал религиозной этики . 41 : 50–78. doi : 10.1111/jore.12004 – через JSTOR.
  34. ^ Пурмохаммади, Наиме (2013). «КИРКЕГАРД И АШАРИТЫ О РАЗУМЕ И ТЕОЛОГИИ». Ривиста ди Философии Нео-Сколастики . 105 : 591–609 – через JSTOR.
  35. ^ Мэтьюз, Гарет (30 января 1964 г.). «Богословие и естественное богословие» . Журнал философии . 61 (3): 99–108. дои : 10.2307/2023755 . JSTOR   2023755 – через JSTOR.
  36. ^ Саутвелл, Гарет (6 января 2011 г.). Слова мудрости: самые важные цитаты философии и их значения . Кверкус. ISBN  978-1-78087-092-2 .
  37. ^ Перейти обратно: а б Сёрен Кьеркегор, «Философские фрагменты» (1844).
  38. ^ «Аргументы в пользу существования Бога» (PDF) . Ходдерское образование . Архивировано (PDF) из оригинала 19 октября 2022 года.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d083ed9f6faf347d3f14f5de6a4d4e22__1722090840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/22/d083ed9f6faf347d3f14f5de6a4d4e22.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Natural theology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)