Эй, раввин
Эй, раввин | |
---|---|
Другие имена | Хайи, Жизнь, Великая Жизнь, Первая Жизнь, Господь Величия ( Мар д-Рабута ), Король Света, Великий Разум, Истина |
Обитель | Мир Света |
Символ | Свет, живая вода ( Ярдена ) |
Эквиваленты | |
Манихейский эквивалент | Отец величия |
Гностический эквивалент | Монада |
Часть серии о |
мандеизм |
---|
![]() |
Религиозный портал |
В мандеизме ; раввин Хайи ( неомандейский язык классический мандейский язык : ࡄࡉࡉࡀ ࡓࡁࡉࡀ , латинизированный: Hiia Rbia , букв. «Великая жизнь»), «Великий живой Бог», [1] является верховным Богом, из которого исходит все сущее .
Хайи Рабби также известен как «Первая Жизнь», поскольку во время создания материального мира Юшамин произошел от Хайи Рабби как «Вторая Жизнь». [2] По словам Кайса аль-Саади,
[T] Принципы мандейской доктрины: вера в единственного великого Бога, Хайи Рабби, которому принадлежат все абсолютные свойства; Он создал все миры, сформировал душу своей силой и поместил ее с помощью ангелов в человеческое тело. Итак, Он создал Адама и Еву , первых мужчину и женщину. [3]
Мандеи признают Бога вечным, творцом всего, единственным и единственным властвующим, не имеющим партнера. [4] «Богу поклоняются одному и восхваляют как Высшую Силу вселенной. Он правит всеми мирами и всем творением». [5] : 40 В мандеизме саддута – это вера в Единого Бога. [5] : 43 (ср. среднеарамейское שהדותה «свидетельство» [6] ).
Имена
[ редактировать ]Рабби Хайи также упоминается в мандейских писаниях как Хия Рбиа Кадмаия ࡄࡉࡉࡀ ࡓࡁࡉࡀ ࡒࡀࡃࡌࡀࡉࡉࡀ («Первая великая жизнь») или Хия Рбиа Нукраия ࡄࡉࡉࡀ ࡓࡁࡉࡀ . ࡍࡅࡊࡓࡀࡉࡉࡀ («Чужой / Трансцендентальная великая жизнь»). [7] Другие имена используемые : Мар ḏ-Рабута ࡌࡀࡓࡀ ࡖࡓࡀࡁࡅࡕࡀ («Господь величия» или «Великий Господь»), Мана Рабба ࡌࡀࡍࡀ ࡓࡁࡀ («Великий Разум»), Малка ḏ-Нхура ࡌࡀࡋࡊ ࡀ ࡖࡍࡄࡅࡓࡀ («Король света») и Хайи Кадмайи ࡄࡉࡉࡀ ࡒࡀࡃࡌࡀࡉࡉࡀ («Первая жизнь»). [8] [9] Кушта («Истина», ࡊࡅࡔࡈࡀ ) — это еще одно имя Хайи Рабби, а также Паршупа Рба («Великая Имманентность, Великое Лицо»). [10] : 1 ). В Гиндза Рабба (в книгах 1 и 2.1 Правой Гиндзы ) божественный лик Хайи Рабби упоминается как «Великий лик Славы» ( ࡐࡀࡓࡑࡅࡐࡀ ࡓࡁࡀ ࡖࡏࡒࡀࡓࡀ , parṣufa на нео-мандайском языке). [11]
По мнению Э.С. Дроуэра , название «Великий Разум» или «Великая Мана» относится к «сверхдуше» или «сверхразуму», самому раннему проявлению Хайи, из которого душу человека можно рассматривать как искру или временно отделившуюся часть. . [12] В третьей книге «Правильной Гиндзы » говорится, что Хайи «сформировал Себя по подобию Великой Маны , из которой Он возник». [13]
Бриха Насораия пишет:
Сабианский мандеизм, несомненно, является монотеистической религией, но он рассматривает этот предмет по-своему. Сабианский мандейский взгляд на Бога существенно отличается от авраамических религий тем, что Бог не является создателем этого земного мира, а создателем Светлого Мира[ов] (Альмия д-Нхура) . Бог – Первопричина сотворения всего. Он творит жизнь как «Первое» проявление. Эта Первая Жизнь растет и проявляется в различных формах, уровнях и измерениях. Бог создает «Божественные Первичные Элементы», из которых и посредством которых сформировались и произошли миры и жизни во всем. Богу поклоняются одному и восхваляют как Высшую Силу Вселенной. Он руководит всеми мирами и всем творением. Тем не менее, сабийские мандеи верят, что создание земной жизни происходит по повелению Бога, но оно поручено меньшей эманации, также известной как четвертая жизнь ( Птахил ) с помощью Гавриила ( Хибил Зива ) и других Существ. ... У Бога нет ни отца, ни матери, ни сына, ни брата. Он Первый и Последний, потому что Он Вечный – Чистое Сияние и Великий Бесконечный Свет. Для сабианских мандеев Бог/Хия [Хайи] является Создателем Миров Света и Тем, кто наблюдает за всеми остальными аспектами творения. Хотя Он и не является буквальным творцом земного мира, Он, тем не менее, непосредственно участвует в процессе его спасения. Когда мир был создан, он не был совершенен, поскольку не был создан Первым Совершенным Существом (Хия) [Хайи]. Поэтому Бог (Хия) [Хайи] был движим Своим состраданием к жизни, чтобы влить в мир Свет, Жизнь и Эфирную Воду, чтобы земные существа получили искупление. [5] : 39–41
В молитвах
[ редактировать ]Многие мандейские тексты и молитвы начинаются с вступительной фразы b-šumaihun ḏ-hiia rabia (классический мандейский язык: ࡁࡔࡅࡌࡀࡉࡄࡅࡍ ࡖࡄࡉࡉࡀ ࡓࡁࡉࡀ ), «Во имя великой жизни», ( арабский : باسم الح ي العظيم , латинизированное : бисм аль-Хай аль -Азим , аналог басмалы в исламе. [7] и христианская тринитарная формула ).
См. также
[ редактировать ]- Абсолют (философия)
- Диван
- Отец величия , Абба д-Раббута в манихействе.
- Мандейская космология
- Монада (гностицизм)
- Имена Бога
- Абсолютная реальность
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нашми, Юхана (24 апреля 2013 г.), «Современные проблемы мандейской веры» , Союз мандейских ассоциаций , получено 8 октября 2021 г.
- ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-515385-5 . OCLC 65198443 .
- ^ Аль-Саади, Кайс (27 сентября 2014 г.), «Гинза Рабба, «Великое сокровище», Священная книга мандеев на английском языке» , Союз мандейских ассоциаций , получено 8 октября 2021 г.
- ^ Ханиш, Шак (2019). Мандеи в Ираке. В Роу, Пол С. (2019). Справочник Рутледжа по меньшинствам на Ближнем Востоке . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. п. 163. ИСБН 9781317233794 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бриха С. Насораия (2012). «Священный текст и эзотерические практики в сабийской мандейской религии» (PDF) .
- ^ «Всеобъемлющий арамейский лексикон» . Cal.huc.edu .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Алдихиси, Сабах (2008). История творения в мандейской священной книге в Гиндза Рба (доктор философии). Университетский колледж Лондона.
- ^ Дроуэр, Этель Стефана. Мандеи Ирака и Ирана. Оксфорд в Clarendon Press, 1937.
- ^ Рудольф, К. (1978). Мандеизм. Лейден: Брилл.
- ^ Дроуэр, ES (1960). Тайный Адам: исследование назорейского гнозиса . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- ^ Гельберт, Карлос (2011). Гинза Рба . Сидней: Книги о живой воде. ISBN 9780958034630 .
- ^ Дроуэр, Этель С. (1953). Харан Гавайта и Крещение Хибил-Зивы: мандейский текст, воспроизведенный вместе с переводом, примечаниями и комментариями . Ватикан : Апостольская библиотека Ватикана . п. 35, примечание переводчика №1.
- ^ «Книга третья, 1-е прославление: Сотворение» Гинза Рабба Том. Правильный объем. Перевод Аль-Саади, Кайса; Аль-Саади, Хамед (2-е изд.). Германия: Драбша. 2019. стр. 101-1. 27–57.