Дистеизм
Часть серии о |
Теодицея |
---|
Дистеизм (от древнегреческого : δυσ- , латинизированного : dus- , букв. «плохой» и θεός theos «бог») — это вера в то, что бог не является полностью добрым и может даже считаться злым или одним и тем же с сатаной. . Определения этого термина несколько различаются: один автор определяет его как «когда Бог решает стать злонамеренным». [1]
Широкая тема дистеизма существовала на протяжении тысячелетий, о чем свидетельствуют обманщики, встречающиеся в этнических религиях , а также взгляды на другие представления о том, что различные системы верований считают Высшим Существом, например, божество-творец, как оно понимается в авраамических религиях , через нерелигиозный взгляд как злой, мстительный, язвительный и лицемерный. Современная концепция возникла много десятилетий назад: викторианской эпохи деятель Алджернон Чарльз Суинберн писал в своей работе «Анактория» о древнегреческой поэтессе Сафо и ее возлюбленной Анактории в явно дистеистических образах, включая каннибализм и садомазохизм . [2]
Предыстория и детали
[ редактировать ]Эта концепция часто используется в массовой культуре и является частью нескольких религиозных традиций в мире. Трикстеры, встречающиеся в этнических религиях, часто имеют дистеистическую природу. Одним из примеров является Эшу , обманщик из религии йоруба , который намеренно поощрял насилие между группами людей ради своего развлечения, говоря, что «вызывать раздоры — моя величайшая радость». [ нужна ссылка ] Другим примером является Локи в древнескандинавской религии , хотя Один тоже обладает этими качествами.
Зороастризм предполагает веру в продолжающуюся борьбу между богом-творцом добра Ахура Маздой и богом-разрушителем ненависти Ангра-Майнью , ни один из которых не является всемогущим , что является формой дуалистической космологии . Древнегреческий бог Арес в зависимости от времени и региона ассоциировался со всеми ужасами войны.
Дистеисты сами могут быть теистами или атеистами , и в любом случае, относительно природы авраамического бога, будут утверждать, что Бог не добр и, возможно, хотя и не обязательно, злонамерен , особенно, но не исключительно, по отношению к тем, кто не верит. желают следовать какой-либо из авраамических религий . Например, в своей книге «Грешники в руках разгневанного Бога » (1741 г.) христианский проповедник -возрожденец Джонатан Эдвардс описывает Бога, полного мстительного гнева и презрения. Однако теология Эдвардса предполагает существование Бога, месть и презрение которого направлены на зло и его проявление в падшем человечестве . По мнению Эдвардса, божество, игнорирующее моральное разложение или проявляющее безразличие ко злу, было бы ближе к божеству, поддерживаемому дистеизмом, то есть к злу, потому что справедливость является продолжением любви и моральной доброты.
Один конкретный взгляд на дистеизм, атеистический подход, резюмирован выдающимся революционным философом Михаилом Бакуниным , который писал в книге «Бог и государство» , что «если бы Бог действительно существовал, его необходимо было бы упразднить». Бакунин утверждал, что, будучи «ревнивым любителем человеческой свободы и считая ее абсолютным условием всего, чем мы восхищаемся и уважаем в человечестве», «идея Бога» представляет собой метафизическое угнетение идеи человеческого выбора. [3] Этот аргумент является инверсией фразы Вольтера : «Если бы Бога не существовало, человеку пришлось бы изобрести Его».
Политический теоретик и активист Томас Пейн аналогичным образом писал в «Веке разума» : «Всякий раз, когда мы читаем непристойные истории, сладострастные развраты, жестокие и мучительные казни, неумолимую мстительность, которыми наполнена более половины Библии, это было бы более последовательно, что мы назвали это словом демона, а не словом Божьим». Он добавил: «Это история зла, которая развратила и ожесточила человечество; и, со своей стороны, я искренне ненавижу ее, как ненавижу все жестокое». [4] Однако, в отличие от Бакунина, осуждение Пейном предполагаемой природы божественного в его время не распространялось на прямой атеизм и неверие во всякую духовность: Пейн заявил, что он принял деистическое представление о всемогущем двигателе всех вещей.
Использование в популярной культуре
[ редактировать ]Дистеизм как концепция, хотя часто и не обозначаемая как таковая, упоминается во многих аспектах массовой культуры . Как указывалось ранее, родственные идеи возникли много десятилетий назад: викторианской эпохи деятель Алджернон Чарльз Суинберн писал в своей работе «Анактория» о древнегреческой поэтессе Сафо и ее возлюбленной Анактории в явно дистеистических образах, включая каннибализм и садомазохизм . [2] [ оригинальное исследование? ] Более свежие примеры включают популярный «Звездный путь» телесериал . Вымышленный персонаж Ворф утверждает, что у его расы, клингонов , нет богов, потому что они убили их много веков назад за то, что они «приносили больше хлопот, чем пользы». [5] Различные музыкальные группы затрагивали темы, связанные с дистеизмом или непосредственно касающиеся его; например, трэш-метал группа Slayer воплотила его в альбоме God Hates Us All , а мелодик-дэт-метал группа At the Gates исследовала его в различных работах, таких как Терминальная болезнь духа , Кошмар бытия или Резня души .
См. также
[ редактировать ]- Аргумент от морали
- Атенизм
- Сравнительное религиоведение
- Представления о Боге
- Креационизм
- Демиург
- Скрытый Бог (христианское богословие)
- Бог бездействует
- Этический монотеизм
- Вызов Злого Бога
- Ложный бог
- Гностицизм
- Бог и государство
- Бог в авраамических религиях
- Теология Холокоста
- Мизотеизм
- Моралистический терапевтический деизм
- Имена Бога
- Очерк богословия
- Проблема зла
- Проблема ада
- Сатанинские стихи
- Теистический сатанизм
- Теодицея
- Урмонотеизм (примитивный монотеизм)
- Библия и насилие
- Насилие в Коране
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Человек, Дирк Дж. (2012). Псалмодия и поэзия в ветхозаветной этике . Издательство Блумсбери, США . п. 25.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Алджернон Чарльз Суинберн (17 ноября 2013 г.). Delphi Полное собрание сочинений Алджернона Чарльза Суинберна (иллюстрировано) . Делфи Классика.
- ^ Михаил Александрович Бакунин (1 января 2009 г.). Бог и государство . Козимо, Inc. с. 28.
- ^ Пейн, Томас (1877). Эпоха разума . Цитадель Пресс.
- ^ Майкл Окуда; Дениз Окуда; Дебби Мирек (17 мая 2011 г.). Энциклопедия Звездного пути . Саймон и Шустер .