Еврейский атеизм
Часть серии о |
Нетеистическая религия |
---|
Часть серии о |
иудаизм |
---|
Еврейский атеизм [1] относится к атеизму людей, которые являются этническими и (по крайней мере, в некоторой степени) культурными евреями .
Вопреки распространенному мнению, термин «еврейский атеизм» не является противоречием. [2] ведь еврейская идентичность включает в себя не только религиозные компоненты, но и этнические и культурные. еврейского закона Акцент на происхождении по линии матери означает, что даже религиозно консервативные ортодоксальные еврейские власти признают атеиста, рожденного от еврейской матери, полностью евреем . [3]
Еврейский секуляризм , который описывает евреев, которые явно не отвергают существование Бога, но также не верят, что это важная часть их еврейства, имеет давнюю традицию в Соединенных Штатах. [4] Исследование, проведенное в 2013 году Исследовательским центром Pew, называющих себя показало, что 62% американских евреев, евреями, считают, что быть евреем — это в основном вопрос происхождения и культуры, и только 15% говорят, что это в основном вопрос религии. Даже среди евреев по вероисповеданию 55% считают, что быть евреем — это в основном вопрос происхождения и культуры, а 66% говорят, что для того, чтобы быть евреем, необязательно верить в Бога. [5]
жизнь Организованная еврейская
Был феномен атеистических и светских еврейских организаций, в основном в прошлом веке, от еврейского социалистического Бунда в Польше начала двадцатого века до современного Конгресса светских еврейских организаций и Общества гуманистического иудаизма в Соединенных Штатах.
Многие еврейские атеисты чувствуют себя комфортно в рамках любой из трех основных неортодоксальных еврейских конфессий ( реформистской , консервативной и реконструктивистской ). Это представляет собой меньшее противоречие, чем может показаться на первый взгляд, учитывая, что в иудаизме упор делается на практику, а не на веру, причем даже основные руководства по иудаизму предполагают, что вера в Бога не является необходимой предпосылкой для соблюдения еврейских обрядов. [6] Однако ортодоксальный иудаизм рассматривает принятие «ига Небес» (суверенитета Бога Израиля в мире и божественного происхождения Торы ) как фундаментальное обязательство для евреев, а реформистское движение отвергает попытки присоединения к атеистические храмы, несмотря на то, что многие евреи-реформисты являются атеистами/агностиками. [7] Тем не менее, отмечено присутствие атеистов во многих конфессиях современного иудаизма от светского гуманистического иудаизма до консервативного иудаизма. [8]
Еврейское богословие [ править ]
Реформистский иудаизм девятнадцатого и начала двадцатого веков в США, который стал доминирующей формой иудаизма там к 1880-м годам, глубоко сформировался под влиянием его взаимодействия с известными скептиками и атеистами, такими как Роберт Ингерсолл и Феликс Адлер . К ним относятся сочинения таких раввинов, как Исаак Майер Уайз , Кауфман Колер , Эмиль Г. Хирш , Джозеф Краускопф , Аарон Хан и Дж. Леонард Леви , в результате чего стал заметен отчетливо панентеистический характер реформистской еврейской теологии США, что многие рассматривались бы как атеистические или поддерживающие атеистические тенденции. [9]
Либеральная еврейская теология выдвигает мало метафизических требований и, таким образом, совместима с атеизмом на онтологическом уровне. Основатель реконструктивистского иудаизма Мордехай Каплан придерживался натуралистического определения Бога , в то время как некоторые теологии после Холокоста также избегали личного бога . [10] [11] Еврейский философ Говард Веттштейн выдвинул неметафизический подход к религиозным обязательствам, согласно которому метафизический теизм-атеизм не является проблемой. [12] Гарольд Шульвейс , консервативный раввин, воспитанный в реконструктивистской традиции, утверждает, что еврейское богословие должно перейти от сосредоточения внимания на Боге к акценту на «благочестии». Эта «теология предикатов», продолжая использовать теистический язык, снова делает мало метафизических утверждений, которые неверующие сочли бы предосудительными. [13] [14]
культура Светская еврейская
Многие еврейские атеисты отвергли бы даже этот уровень ритуальной и символической идентификации, вместо этого приняв радикальный секуляризм и полностью основывая свое еврейство на этнической принадлежности и светской еврейской культуре . Возможности светского еврейства включают идентификацию с еврейской историей и народностью , погружение в еврейскую литературу (включая таких нерелигиозных еврейских авторов, как Филип Рот и Амос Оз ), потребление еврейской еды , использование еврейского юмора и привязанность к еврейскому еврейству. такие языки, как идиш , иврит или ладино . Высокий процент израильских евреев считают себя светскими, отвергая некоторые религиозные обряды (см. Религия в Израиле ). В то время как некоторые неверующие еврейского происхождения не считают себя евреями, предпочитая считать себя исключительно атеистами, другие считают, что иудаизм, возможно, является культурой и традицией, которую можно принять без религиозной веры, несмотря на то, что еврейская культура вращается вокруг авраамических представлений о Боге . [15]
Многие еврейские атеисты продолжают соблюдать еврейские традиции, праздники и обычаи, но рассматривают их скорее как культурное наследие, а не как религиозные обязательства. Например, празднование Хануки или Песаха можно рассматривать как важный семейный и культурный ритуал, а не религиозное действие. [16] [17] . «В документальном сериале « Еврейское счастье », наряду с рассмотрением других аспектов, тема «Кто такой еврей?» В одном из эпизодов семья атеистов глубоко привержена определенным еврейским религиозным традициям, таким как Шаббат , который, как утверждает один из героев документального фильма, пришел к нам как традиция из древних времен, но очень хорошо вписывается в современность. В частности, это открывает возможность просто провести целый день, общаясь со своими детьми, без распространенных современных проблем, таких как фаббинг , FOMO и другие. [18] .
Некоторые еврейские атеисты активно участвуют в светских и гуманистических движениях, которые выступают за отделение церкви от государства, права человека и научное мировоззрение. [19] [20] .
Известные люди [ править ]
Есть много известных евреев, которые были атеистами или агностиками, в том числе Альберт Эйнштейн , Карл Маркс и Зигмунд Фрейд . Их взгляды на религию часто влияли на их работы и философские позиции и оказали огромное влияние на последующих ученых и философов. [21] [22] [23] . Исторически многие известные евреи отвергали веру в божеств. Некоторые отрицают существование традиционного божества, продолжая при этом использовать религиозный язык. Карл Маркс родился в этнически еврейской семье, но вырос в лютеране и является одним из самых известных и влиятельных мыслителей-атеистов современной истории; он разработал диалектический и исторический материализм , ставший основой его критики капитализма и его теории научного социализма . Маркс оказал большое влияние на других выдающихся еврейских интеллектуалов, включая Моисея Гесса . В одном из своих наиболее цитируемых комментариев о религии он заявил: «Религия — это вздох угнетенного существа, сердце бездушного мира и душа бездушных условий. Это опиум народа ». [24]
Противоречивый симбиоз между религиозностью и атеизмом среди атеистов в еврейском контексте имеет качества двойственности и широко обсуждался в «Кембриджском справочнике по атеизму» в качестве первоисточника, а также то, как еврейские мыслители справляются с этой динамикой. Эта тонкая связь также очевидна у других выдающихся еврейских атеистов, сохранивших свою культурную самобытность. В тексте обсуждается, как концепция религии, разработанная в иудео-христианском контексте, может быть неверной, если применяться вне этого контекста. Однако тщательное применение этих концепций может пролить свет на уникальные взгляды евреев-атеистов, которые все еще ценят свое культурное наследие. [25] [26] . Зигмунд Фрейд написал «Будущее иллюзии» , в котором он одновременно избегал религиозных убеждений и обрисовал их истоки и перспективы. В то же время он призвал своего еврейского коллегу воспитывать сына в рамках еврейской религии, аргументируя это тем, что «если вы не дадите своему сыну вырасти евреем, вы лишите его тех источников энергии, которые невозможно заменить ничем другим». ." [27] О его взглядах на религию и еврейскую идентичность неоднократно писали и другие исследователи. [28] [29] .
Некоторые другие известные евреи всем сердцем приняли атеизм, полностью отвергая религиозность. Анархистка Эмма Гольдман родилась в ортодоксальной еврейской семье и отвергла веру в Бога. [30] в то время как премьер-министр Израиля Голда Меир , когда ее спросили, верит ли она в Бога, ответила: «Я верю в еврейский народ, а еврейский народ верит в Бога». [31] О Давиде Бен-Гурионе , основателе Израиля , известном своим атеизмом, часто говорили: «Хотя он и не верил в Бога, кажется, Бог верил в него». [32] В мире развлечений Вуди Аллен сделал карьеру на напряжении между своим еврейством и религиозными сомнениями («Бога не только нет, но попробуйте на выходных нанять сантехника»). [33] Дэвид Сильверман , президент организации «Американские атеисты» с 2010 по 2018 год, после бар-мицвы поклялся, что никогда больше не будет лгать о том, что он не атеист. [34] Американский еврейский писатель Филип Рот был откровенным атеистом и называл себя антирелигиозным .
Научные исследования
Еврейский атеизм имеет долгую историю, особенно заметную в XIX и XX веках, когда многие евреи приняли светские и социалистические идеалы. В частности, в Советском Союзе и других странах Восточной Европы многие евреи стали атеистами под влиянием коммунистической идеологии. [35] [36] [37]
Подтверждая разнообразную историю еврейского атеизма, отражающую широкий спектр взглядов и подходов к вопросам веры и идентичности, в статье Владимира Минкова на портале Times of Israel говорится о том, что значительная часть современных евреев США идентифицируют себя как атеисты или агностики. Это явление обусловлено различными факторами, в том числе отсутствием глубокого понимания еврейских религиозных учений и желанием обрести еврейскую идентичность вне традиционных религиозных рамок. [38] . Кроме того, интервью с евреями-атеистами, опубликованные в «Таблете», подчеркивают, что многие из них продолжают соблюдать еврейские традиции и участвовать в культурной деятельности, несмотря на отказ от своих религиозных убеждений. Это демонстрирует двойственность, когда культурно-этническая идентичность и определенная религиозность сохраняются даже при отсутствии веры в Бога. [39] . Эти примеры показывают, что атеизм среди евреев не только широко распространен, но и многогранен, предоставляя богатый материал для исследований и дискуссий по теме веры и идентичности в еврейском контексте, поскольку «Журнал еврейской идентичности» обсуждает, как трансформируется и сохраняется еврейская идентичность. несмотря на отсутствие веры в Бога, что делает атеизм среди евреев интересным предметом междисциплинарных исследований. [40] .
См. также [ править ]
- Отступничество в иудаизме
- Кто такой еврей?
- Хаскала
- Еврейская культура
- Еврейские расколы
- Еврейский секуляризм
- Реконструктивистский иудаизм
Примечания [ править ]
- ^ де Ланге, Николас Роберт Майкл (2000). Введение в иудаизм . //Несмотря на название книги, со стр. 79 достаточно подробно рассматривается тема статьи о еврейском атеизме. (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 79 –. ISBN 0521466245 .
- ^ Мадорский, Лев (April 23, 2022). "Евреи-атеисты(Jewish-atheists)" (in Russian) . Retrieved June 23, 2024 .
- ^ «Что делает еврея «евреем»?» . Хабад.орг . Проверено 22 декабря 2018 г.
- ^ Не на небесах: Традиция еврейской светской мысли . Дэвид Биале . Издательство Принстонского университета, 2015, с. xii.
- ^ «Портрет американских евреев» . Исследовательский центр Пью . 1 октября 2013 г.
- ^ Септимус, Дэниел (10 января 2003 г.). «Должен ли еврей верить в Бога?» . MyJewishLearning.com . Проверено 22 декабря 2018 г.
- ^ «Евреи-реформисты отвергают храм без Бога» . Нью-Йорк Таймс . 13 июня 1994 года . Проверено 22 декабря 2018 г.
- ^ Берлинерблау, Жак (6 ноября 2007 г.). «Во славу еврейского атеизма» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 23 декабря 2018 года . Проверено 22 декабря 2018 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Лэнгтон, Дэниел Р. «Дискурсы сомнения: место атеизма, скептицизма и неверности в реформистской еврейской мысли Северной Америки девятнадцатого века» в Annual Jewish Union College Annual (2018), Vol.88. стр. 203-253.
- ^ Каплан, Мордехай (1937). Значение Бога в современной еврейской религии . Нью-Йорк: Еврейский книжный дом Бермана.
- ^ Рубинштейн, Ричард (1966). После Освенцима: радикальная теология и современный иудаизм . Индианаполис: Боббс-Меррилл. п. 87 . Проверено 22 декабря 2018 г.
- ^ Веттштейн, Ховард (2012). Значение религиозного опыта . Издательство Оксфордского университета. стр. 27, 212–213. ISBN 9780199841363 .
- ^ Шульвайс, Гарольд М. (1984). Зло и мораль Бога . Цинциннати: Издательство Еврейского союзного колледжа. п. 87. ИСБН 9780878201563 .
- ^ Шулвейс, Гарольд М. (1995). Для тех, кто не может поверить: преодоление препятствий на пути к вере . Многолетник Харпер. п. 133 . ISBN 9780060926519 .
- ^ Здесь приведен пример атеиста, отвергающего еврейскую идентификацию: Фен, Дженнифер; Орлофф, Элвин (январь 2005 г.). «Хипстерский антисемитизм» . Zeek.com . Проверено 22 декабря 2018 г.
- ^ Малкин, Яаков (2014). Иудаизм без Бога? Иудаизм как культура и Библия как литература . В этой книге обсуждается концепция культурного иудаизма, которая отделена от религиозных верований.
- ^ Абидор, Митчелл. «Культурные евреи: светский иудаизм в Америке» . (ссылка недействительна) Описывается феномен светского иудаизма в США . Проверено 24 июня 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: статус URL ( ссылка ) - ^ «Еврейское счастье (телепередача)» , Arc.Ask3.Ru (на русском языке), 12 января 2024 г. , получено 23 июня 2024 г.
- ^ Докинз, Ричард (2006). Бог-обман . Упоминает ряд известных еврейских атеистов и их вклад в светское движение.
- ^ «Еврейский секуляризм: историческая перспектива» . (ссылка недействительна) Описана роль евреев-атеистов в различных светских и гуманистических движениях . Проверено 24 июня 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Сторр, Энтони (1989). Фрейд: Очень краткое введение . Очень короткие вступления. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Хоффманн, Банеш (1972). Альберт Эйнштейн: творец и бунтарь .
- ^ Шварц, Стивен (1997). Вера Альберта Эйнштейна .
- ^ Маркс, Карл (1844). К критике философии права Гегеля. Введение (на немецком языке).
- ^ Шервин, Барух (2006). Еврейская религиозная и философская этика. В «Кембриджском справочнике по атеизму» . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Кон-Шербок, Дэн (1994). Атеизм и агностицизм в иудаизме. В иудаизме: история, вера и практика . Рутледж.
- ^ Ариэль, Дэвид С. (1995). Во что верят евреи? . Нью-Йорк: Шокированные книги. п. 248. ИСБН 9780805210590 .
- ^ Гей, Питер (1988). Фрейд: Жизнь для нашего времени . В этой биографии описываются взгляды Фрейда на религию и еврейскую идентичность. Нью-Йорк: WW Norton & Company.
- ^ Йерушалми, Йосеф Хаим (1991). Моисей Фрейда: иудаизм бесконечен и бесконечен . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- ^ Хитченс, Кристофер , изд. (2007). «Философия атеизма». Портативный атеист . Филадельфия: Да Капо Пресс. стр. 129–133. ISBN 9780306816086 .
- ^ Розен, Джонатан (14 декабря 2003 г.). «Так было ли это странно с точки зрения Бога?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 декабря 2018 г.
Похоже, он разделяет мнение Голды Меир: «Я верю в еврейский народ, а еврейский народ верит в Бога».
- ^ Перес, Шимон; Ландау, Дэвид (2011). Бен-Гурион: политическая жизнь .
- ^ «Цитаты Вуди Аллена» . Проверено 22 декабря 2018 г.
- ^ Свободомыслие, Аризона (12 декабря 2013 г.). «Дэйв Сильверман: «Я атеист (и ты тоже); Почему я изменил свое мнение о еврейском атеизме » . Ютуб . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 г. Проверено 22 декабря 2018 г.
- ^ Еврейская атеистическая община в Советской России / YIVO Энциклопедия евреев Восточной Европы . В этой энциклопедии представлен обзор истории еврейского атеизма в Советском Союзе. ISBN 9780300119039 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Еврейский атеизм в СССР» . (ссылка недействительна?) Описываются условия, при которых многие евреи стали атеистами в СССР.
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Познер, Менахем (19 августа 2019 г.). «Лейбель Мочкин, 95 лет, смелый хасидский активист в СССР и за его пределами» . Проверено 24 июня 2024 г.
- ^ Миньков Владимир (26 июня 2014 г.). «Около половины евреев атеисты – почему это так и почему они евреи» . Блоги The Times of Israel .
- ^ Погребин, Эбигейл (16 марта 2023 г.). «Ритуал, даже будучи атеистом, имеет огромную силу» . tablemag.com .
- ^ Харрис, Рэйчел С. (2024). Журнал еврейской идентичности . Том. 17. Издательство Университета Джонса Хопкинса.