Апатеизм
Часть серии о |
Неверие |
---|
Часть серии о |
Теизм |
---|
Апатеизм ( / ˌ æ p ə ˈ θ iː ɪ z əm / ; сочетание апатии теизма и ) — это отношение апатии к существованию или несуществованию Бога (ов). Это скорее установка, а не убеждение, утверждение или система убеждений. [1] [2] [3] Этот термин был придуман канадским социологом Стюартом Джонсоном. [4]
Апатеист — это тот, кто не заинтересован в принятии или отклонении каких-либо утверждений о том, что боги существуют или не существуют. Существование бога или богов не отвергается, но может быть признано несущественным. Одним из первых зарегистрированных апатеистов был, возможно, Дени Дидро (1713–1784), который писал: «Очень важно не принять болиголов за петрушку; но совсем не так верить или не верить в Бога».
Философ Тревор Хедберг назвал апатеизм «неизведанной территорией в философии религии ». [1] Политический теоретик и исследователь конституционного права Адам Скотт Кунц далее определил апатизм как «философское отношение безразличия, как публичного, так и частного, к (1) вопросу существования божества, (2) метафизической и практической ценности лояльности к это божество и/или (3) взаимодействие этого божества с миром природы». [3]
Этимология
[ редактировать ]Существует распространенное заблуждение, что журналист Джонатон Раух придумал слово апатеизм в своем эссе 2003 года «Let It Be» (хотя Роуч в эссе не утверждает, что изобрел это слово). [5] Апатеизм был впервые предложен канадским социологом Стюартом Джонсоном в его исследовании безразличия к религии в условиях секуляризации, опубликованном в 1972 году. [4]
Образ мышления
[ редактировать ]Апатеизм считает вопрос существования или несуществования божеств фундаментально неуместным во всех отношениях. Эту позицию не следует понимать как скептическую позицию, подобную позиции, например, атеистов или агностиков, которые ставят под сомнение существование божеств или можем ли мы что-либо знать о них. [6]
Адам Скотт Кунц утверждал, что противоположностью апатеизма является рвение, точно так же, как противоположностью атеизма является теизм. Вместо того, чтобы рассматривать апатеизм как другую форму веры, Кунц утверждает, что апатеизм и рвение могут взаимодействовать с атеизмом и теизмом в двумерном спектре, подобном политическому спектру. Человек может быть теистом, и в то же время иметь позицию апатизма (такие убеждения распространены в деизме ) или рвения к вопросам существования, лояльности или участия божества. Точно так же атеист может быть либо апатичным, либо ревностным. [3]
Рассуждение
[ редактировать ]Неуместность
[ редактировать ]Апатеисты могут чувствовать, что даже если бы боги/божества существовали и их существование и законность были доказаны, для них это не имело бы значения по той или иной причине; следовательно, какой из них, если таковые имеются, не имеет значения, и любая дискуссия по этому поводу бессмысленна. Этот подход аналогичен подходу практического атеизма .
Отсутствие интереса
[ редактировать ]Апатеист может не интересоваться дебатами о боге просто из-за отсутствия интереса к этой теме.
Мораль
[ редактировать ]Этот апатеистический аргумент утверждает, что мораль не исходит от бога и что, если бы бог существовал, не было бы никаких изменений в отношении морали; следовательно, существование или несуществование бога не имеет значения.
Похожие представления
[ редактировать ]Апатический агностицизм
[ редактировать ]Точка зрения, связанная с апатизмом, апатический агностицизм утверждает, что никакие дебаты не могут доказать или опровергнуть существование одного или нескольких божеств, и если одно или несколько божеств существуют, они, похоже, не обеспокоены судьбой людей; следовательно, их существование практически не влияет на личные человеческие дела. Эту точку зрения также называют прагматическим агностицизмом. [7] [8]
Практический атеизм
[ редактировать ]Мнение о том, что человек должен прожить свою жизнь, не обращая внимания на бога или богов. Практический атеизм не считает вопросы о боге неуместными, в отличие от апатизма. [9] [10] Таким образом, «практический атеизм — это игнорирование ответов на [вопросы о Боге], а не игнорирование [вопросов о Боге] как таковых . В отличие от собственно атеизма, практический атеист действует так, как будто Бог не существует и не имеет власти над его жизнью, несмотря на его вера в Бога. Следовательно, практический атеизм не является настоящим атеизмом». [11]
См. также
[ редактировать ]- Космизм § Космический индифферентизм
- Создатель в буддизме
- Индифферентизм
- Нетеизм
- Постхристианство
- Посттеизм
- Теологический нокогнитивизм
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шон Филлипс (7 ноября 2013 г.). «Апатеизм: стоит ли нам волноваться, существует ли Бог?» . nooga.com. Архивировано из оригинала 5 августа 2017 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ Остин Клайн (16 июля 2017 г.). «Что такое апатеист?» . МысльКо . Проверено 14 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кунц, Адам Скотт (08 мая 2021 г.). «Апатеизм: Букварь» . Середина . Проверено 10 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Беширс (2019 , стр. 520).
- ^ Беширс (2019 , стр. 520, 520n8).
- ^ Джонатан Раух (май 2003 г.). "Будь как будет" . Атлантика . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ Джон Тиррелл (1996). «Комментарий к Символам веры» . Архивировано из оригинала 7 августа 2007 г.
Верить в существование бога – это акт веры. Верить в несуществование бога — это тоже акт веры. Не существует ни поддающихся проверке доказательств существования Высшего Существа , ни поддающихся проверке доказательств того, что Высшее Существо не существует. Вера – это не знание. Мы можем только с уверенностью заявить, что мы не знаем.
- ^ Остин Клайн (8 марта 2017 г.). «Агностицизм для начинающих — основные факты об агностицизме и агностиках» . МысльКо . Проверено 14 октября 2018 г.
- ^ Здыбицка, Зофия Дж. (2005). «Атеизм» (PDF) . В Маринярчике, Анджей (ред.). Универсальная энциклопедия философии . Том. 1. Польская ассоциация Фомы Аквинского . Проверено 4 мая 2010 г.
- ^ Остин Клайн (2 июля 2017 г.). «Определение практического атеиста» . МысльКо . Проверено 14 октября 2018 г.
- ^ Беширс (2019 , стр. 521).
Ссылки
[ редактировать ]- Беширс, Кайл (декабрь 2019 г.). «Афины без статуи Неизвестному Богу» (PDF) . Темелиос . 44 (3): 517–529.