Классический теизм
Классический теизм — это форма теизма , в которой Бог характеризуется как единственное Абсолютное Существо , Абсолютное Я и Абсолютная Личность, которая является источником и происхождением всех других существ.
Центральное понимание классического теизма — божественная простота , согласно которой Бог не состоит из комбинации различных элементов, но абсолютен и единственен . Нет никакой разницы между сущностью и существованием Бога. В отличие от сущностей, Бог не содержит потенциальности, а является чистой экзистенциальной действительностью Бога , и все существование, кроме Бога, находится в ограниченном состоянии безграничного существования абсолютной единичности . Все существование исходит от Бога и покоится на нем независимо от времени, поскольку Бог является вневременным абсолютным источником и конечным условием всего существования. [1]

Часть серии о |
Теизм |
---|
Характеристики Бога
[ редактировать ]Добавьте это
[ редактировать ]Как и другие теисты, [2] : 55 классические теисты верят, что Бог «полностью независим от всего остального». [3] То есть существование Бога не зависит ни от чего другого. [3] и описывается как se , что на латыни означает « от себя» . [2] : 96
Божественная простота
[ редактировать ]Классический теистический Бог не имеет частей. [3] Это занимает центральное место в утверждениях классических теистов и контрастирует с другими теистическими философиями. [2] : 96 В классическом теизме Бог не может иметь черты, отличные друг от друга. [2] : 96 Все характеристики Бога одно и то же с Его природой. [2] : 96
Несущественный
[ редактировать ]Поскольку классические теисты верят, что материальные существа зависят от чего-то внешнего, [2] : 160 Бог классического теизма нематериален . [2] : 71
Единственное число
[ редактировать ]Классический теизм монотеистичен . [4] Классические теисты утверждают, что, поскольку Бог прост, Бог не принадлежит к категории, которая может иметь более одного экземпляра. [1] : 187
Неизменяемый
[ редактировать ]Классический теистический Бог во всех отношениях неизменен. Ибо, согласно классическому теистическому подходу, Бог уже находится в состоянии абсолютного совершенства. [2] : 71
Вечный
[ редактировать ]Классический теистический Бог не существует во времени. [2] : 71 Бог вечен и не может быть измерен временем. [2] : 160 Бог воспринимает жизнь как одно единственное вневременное настоящее. [3]
бесстрастный
[ редактировать ]Классический теистический Бог эмоционально не подвержен никаким изменениям в мире. Другими словами, Бог не способен страдать. [2] : 96 Если бы Бог мог страдать, эмоциональное состояние Бога зависело бы от другого существа, что нарушало бы спокойствие. [3]
Совершенство
[ редактировать ]Классические теисты считают, что Бог — совершенное существо. [2] : 225 Христианский богослов Ансельм из Кентербери считал, что это означает, что Бог — это существо, в котором ни одно мыслимое другое существо не может его превзойти. [2] : 225 Совершенство Бога включает в себя совершенный интеллект, совершенную мудрость, совершенное знание, совершенную волю, совершенную силу и совершенную доброжелательность. [3]
Создание и сохранение
[ редактировать ]Как и другие теисты, классические теисты считают Бога создателем всех существ, сознательных или бессознательных. [3] Согласно классическому теизму, Бог создал мир ex nihilo, из какого-либо ранее существовавшего материала. [2] : 71 Большинство классических теистов также верят, что Бог сохраняет мир, а это означает, что каждое сотворенное существо зависит от Бога в своем существовании на протяжении всего своего существования. [3] Напротив, деисты , придерживающиеся deus otiosus, верят, что Бог создал вселенную, но затем ушел из нее. [5]
По отношению к миру
[ редактировать ]Классический теизм утверждает, что Бог одновременно имманентен и трансцендентен всему существующему. В отличие от пантеизма, который считает, что мир сам по себе божественен, [2] : 52 Классический теизм рассматривает Бога как совершенно отличного от мира. [2] : 71 Например, Бог неизменен, а мир изменчив; Бог вечен, а мир временен. [2] : 71
Аргументы в пользу классического теизма
[ редактировать ]Онтологический
[ редактировать ]В понимании классического теизма Бог мыслится как вневременной абсолютный источник и безусловное условие всего существования. [1] Выражение ho ou kinoúmenon kineî («Тот, кто движется, не будучи перемещенным»), использованное Аристотелем, характеризует Бога в классическом теистическом контексте. [1] с предположением, что движение всей вселенной зависит от Бога. Поскольку в классическом теистическом контексте Бог является источником не только всех материальных сущностей, но и существования в целом, именно Единое Существо также является источником сознания, личности и самости; оно само является сознанием, «я» и Абсолютным «Я». [1]

Аллегория чаши и непорочности
[ редактировать ]Существование чашки в целом зависит от существования молекул, составляющих указанную чашку в целом, а существование молекул в целом зависит от целостности атомов, составляющих эти молекулы. В этом контексте никакая сумма существования не может существовать сама по себе, за исключением абсолютного источника , который является высшим условием целостности, поскольку целостное существование каждого обусловлено более высоким источником, который интегрирует себя.
Необходимо, чтобы существовал источник , который является целостным сам по себе и передает существование всем другим целым; поскольку все целые сущности, за исключением источника без источника или беспричинной причины, не являются причиной целостности. Следовательно, только первичный источник , целостный сам по себе, может быть ответственным за существование состояния целостности. Этот источник должен иметь абсолютную сингулярность , потому что, если бы он не обладал простотой и сингулярностью, он не мог бы быть источником целостности, поскольку сам был бы целым различных сущностей.
Все высшие состояния являются вечным источником и условием низших состояний, ибо целостность чашки зависит от целостности молекул в каждый момент, а чаша не может существовать даже секунды без целостности молекул. В контексте независимой от времени иерархии , даже если бы существо было безначальным, это не повлияло бы на то, имеет ли это существование условия и источники, так как даже если бы чаша была безначальной, она была бы основана на целостности молекулы с вечности. [1]
Эта аллегория была создана для того, чтобы объяснить, что в классическом теизме Бог — это Абсолютное Единственное Существо , вневременной источник , происхождение и беспричинная причина всех состояний существования, как и в целостности.
Традиции
[ редактировать ]Понимание платонизма , [3] который берет свое начало из Древней Греции ; традиция суфизма — эзотерического понимания исламской религии — и традиции вайшнавизма и вишиштадвайты , которые являются дхармическими пониманиями, считаются выдающимися классическими теистическими пониманиями. [6]
Классические теистические традиции имеют общее понимание преданности Богу. Это понимание называется « бхакти » в индуизме , « ишк » в суфизме, « девекут » в еврейском мистицизме и « пьяар » в сикхизме. [ нужна ссылка ]
Древний Египет
[ редактировать ]Герметика , священный текст герметизма , возникший в Древнем Египте, описывает Бога как Абсолютную Личность и Абсолютное Существо, которое является экзистенциальным источником. [7] [ оригинальное исследование? ]
иудаизм
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2024 г. ) |
Классический теизм был введен в еврейскую теологию до появления христианства Филоном Александрийским . [8]
Ислам/Суфизм
[ редактировать ]Классический теизм был введен в исламскую традицию еще в 9 веке с Аль-Кинди . [3] Аль-Газали отверг классический теизм, назвав его последователей «исламскими аристотелианцами», а классический теизм внутри ислама пострадал от реакции исламской ортодоксальности. [3]
В суфизме — эзотерической интерпретации исламской религии и Корана — Бог отождествляется с именем « аль-Хакк », которое указывает на Абсолютную Реальность. Согласно этой интерпретации, существование в целом является ограниченным и ограниченным отражением Бога, который является неограниченным и неограниченным существованием. [6]
Ученые исламской философии, такие как Ибн Сина и Фараби, утверждали, что Бог, Абсолютный , является источником всего существования и что все исходит от Него. [9] Интерпретация божественного, предложенная Ибн Синой, прочно укоренена в классическом теизме, изображая Бога совершенно отличным благодаря Его абсолютной метафизической простоте, вневременной природе, неизменной сущности и бесстрастному характеру. [10]
христианство
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2024 г. ) |
Классический теизм был введен в христианство еще во II веке благодаря Иринею и Клименту Александрийскому . [3] Автобиографический труд Августина Гиппопотама IV века «Исповедь » содержал влияние платонизма и считается классическим теистом. [2] : 131
индуизм
[ редактировать ]Вайшнавизм — секта индуистская ; Верховный Бог, упоминаемый в образах Вишну и Кришны , описывается как сарва-карана-каранам («Причина всех причин»). [11] Поэтому в индуизме Бог выражается концепцией Параматмана («Абсолютное Я, Абсолютная Личность»). [12] Вайшнавский гуру Прабхупада описал Бога как «Вечного Отца всех душ», и поэтому он утверждал, что каждая из различных бесконечных душ, исходящих от Бога, по своей сути является братьями и сестрами и детьми Бога. [13]
В индуизме Бог характеризуется концепциями Единственного Абсолютного Существа (« Парабрахман ») и Абсолютного Я (« Параматман »). В Ригведе , Яджурведе и Бхагавад-гите , которые являются центральными текстами индуизма; Ишвара , Всемогущий Бог , является Абсолютным Существом и Абсолютным Я , и все существование исходит от Него. [14] [15] [16] [17] [18]
Ишвара, Верховный Бог, упоминается под именами Вишну ( санскрит : Вишну « Всепроникающий ») и Кришна (санскрит: क्रिष्ण ) в Яджурведе и Бхагавад-Гите.
Ведантические и бхактические традиции в индуизме можно охарактеризовать как классический теизм. [6]
Согласно Бхагавад-Гите , Бог является источником всего, и все существование исходит от Него. [19]
Ученые
[ редактировать ]Классический теизм был представлен многими учеными многих основных религий; например , Рамануджа в индуизме, Фома Аквинский в христианстве и Ибн Сина в исламе; и в древнегреческой философии Платона и Аристотеля ; [3] и древнеегипетский ученый Гермес Трисмегист . [1] [6]
Его представляли такие мыслители, как Филон , Плотин , Прокл , Афинагор Афинский , Климент Александрийский , Василий Кесарийский , Августин , Боэций , Кирилл Александрийский , Иоанн Дамаскин , Псевдо-Дионисий Ареопагит , Аль-Кинди , Аль- Фараби , Ансельм Кентерберийский , Маймонид , Аверроэс и Готфрид Лейбниц . [3]
Современный день
[ редактировать ]Дэвид Бентли Харт и Эдвард Фезер — одни из самых важных современных философов, выступающих за классический теизм. [ нужна ссылка ]
Кавычки
[ редактировать ]«Кришна, известный как Говинда, — верховный повелитель. У него вечное, блаженное, духовное тело. Он — источник всего. У Него нет другого происхождения, ибо Он — первопричина всех причин». — Чайтанья Чаритамрита , Мадхья 21.35.
«Я — источник всего; от Меня все исходит. Осознав это и наполнившись чувством, разумные посвящают себя Мне». - Кришна , Бхагавад Гита 10.8. [20]
«Все существа произошли из Нараяны . Нараяна поддерживает все существа. Каждое существо растворяется в Нараяне. Нараяна — это вечный принцип». - Нараяна Упанишада, стихи 13–16.
«Он — корень и источник всего». - Гермес Трисмегист, Герметика [7]
См. также
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]Традиции
[ редактировать ]Ученые
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Фезер, Эдвард (2017). Пять доказательств существования Бога . Сан-Франциско: ИГНАТИУС ПРЕСС. ISBN 978-1-62164-133-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Диллер, Джанин; Кашер, Аса, ред. (2013). Модели Бога и альтернативные конечные реальности . Дордрехт: Springer Нидерланды. дои : 10.1007/978-94-007-5219-1 . ISBN 978-94-007-5218-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н «Бог, понятия — Философская энциклопедия Рутледжа» . www.rep.routledge.com . Проверено 12 марта 2024 г.
- ^ Бассфорд, Эндрю Деннис (22 сентября 2021 г.). «Место Бога в логическом пространстве» . Журнал аналитического богословия . 9 : 100–125. дои : 10.12978/jat.2021-9.001318010003 . ISSN 2330-2380 .
- ^ Донигер, Венди ; Элиаде, Мирча , ред. (1999). «ДЕУС ОТИОСУС» . Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера . Спрингфилд, Массачусетс : Мерриам-Вебстер . п. 288. ИСБН 9780877790440 . OCLC 1150050382 .
DEUS OTIOSUS ( лат . «бездействующий бог») в истории религий и философии, Верховный Бог , отстранившийся от непосредственных деталей управления миром. [...] В западной философии концепция deus otiosus была приписана деизму , западному рационалистическому религиозно-философскому движению 17–18 веков, с его точки зрения на невмешающегося создателя вселенной . Хотя эту резкую интерпретацию приняли очень немногие деисты, многие из их противников пытались заставить их заявить, что после первоначального акта творения Бог фактически удалился и воздержался от вмешательства в процессы природы и человеческие дела.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Харт , Дэвид Бентли (24 сентября 2013 г.). Опыт Бога: Бытие, Сознание, Блаженство . Издательство Йельского университета .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фрек, Тимоти; Ганди, Питер (1997). Герметика: утраченная мудрость фараонов . Дж. П. Тарчер/Патнэм. ISBN 978-0-87477-950-9 .
- ^ Фезер, Эдвард (2023). «Что такое классический теизм». Классический теизм: новые очерки метафизики Бога . Рутледж. п. 9.
- ^ «ЭТО ВОДА» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ Тернер, Джейми Б.; Доко, Энис (2023). «Метафизическое исследование исламского теизма». Классический теизм: новые очерки метафизики Бога . Рутледж. п. 165.
- ^ «Шри брахма-самхита 5.1» . Бхактиведанта Ведабаза . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ Т. Депурукер (январь 2003 г.). Оккультный глоссарий: Сборник восточных и теософских терминов . Издательство Кессинджер. п. 130. ИСБН 978-0-7661-2975-7 .
- ^ «581100 — Письмо брату, написанное из Джханси — Ванисорс» . vanisource.org . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ Альбрехт Вебер, Тайттирия -Самхита , Лейпциг, Индийские исследования 11-12, Брокгауз (1871, 1872) и текст
- ^ А. Берридейл Кейт, Яджур Веда - Тайттирия Санхита 1914, полный текст (онлайн на сайте Holy-texts.com). Конкретный стих см. в [Канда V, стих 5.1. http://www.sacred-texts.com/hin/yv/yv05.htm ] «все божества — это Агни; жертвоприношение — это Вишну; воистину, он держит божеств и жертвоприношение; Агни — низшее из божеств , Вишну высочайший»
- ^ Деви Чанд, Яджурведа. Санскритский текст с английским переводом. Третье тщательно переработанное и дополненное издание (1980 г.).
- ^ Санхита Черной Яджурведы с комментарием Мадхавы Ачарьи , Калькутта (Bibl. Indica, 10 томов, 1854-1899)
- ^ Из-за различий в редакциях стихи Гиты могут быть пронумерованы в полном тексте Махабхараты как главы 6.25–42 (см.: Исследования шастр ) или как главы 6.23–40 (электронное издание Института восточных исследований Бхандаркара (BORI)). Электронный текст (C) Институт восточных исследований Бхандаркара, Пуна, Индия, 1999.) Согласно редакции Гиты, прокомментированной Шанкарой, количество стихов составляет 700, но есть свидетельства того, что в старых рукописях было 745 стихов. (Гамбхиранда (1997), стр. xvii.)
- ^ «Бхагавад Гита 10.8» . Бхактиведанта Ведабаза . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ Госвами, Хридаянанда Дас (2015). Полное руководство по Бхагавад-Гите . Кришна Вест, Инкорпорейтед. ISBN 978-0692761717 .