Бог бездействует
В истории религии и философии . deus otiosus ( лат «бездействующий бог») — это вера в Бога-творца , который полностью отказался от управления вселенной после ее создания или больше не участвует в ее повседневной работе. [1] В западной философии концепция deus otiosus связана с деизмом с 17 века, хотя и не является основным принципом, как часто думают. [1]
Примеры из истории религии
[ редактировать ]- В «Эриду Бытие» младшие боги Энлиль и Энки заменяют deus otiosus Ану . [2]
- В греческой мифологии старшие боги, такие как Уран и Гея, уступают место Кроносу и Рее , на смену которым, в свою очередь, приходят олимпийцы Зевс , Гера и компания. [3]
- В балтийской мифологии исконный верховный бог Диевас, скорее всего, был deus otiosus . [4]
- В христианском богословии протестантский реформатор Мартин Лютер использовал понятие deus absconditus ( лат . «скрытый бог»), чтобы объяснить тайну и отдаленность Бога . [5]
Ишвара в индуизме ньяя-вайшешика
[ редактировать ]В Ньяя - Вайшешика школе индуизма , а также в других древнеиндийских школах философии , ранние философские и космологические теории были преимущественно атеистическими или нетеистическими , которые постулировали, что все объекты в физической вселенной сводятся к параману ( атомам ) вещества, скопления, комбинации и взаимодействия которых объяснили природу Вселенной. [6] [7] [8] В I тысячелетии нашей эры школа Ньяя-Вайшешика добавила концепцию Ишвары к своему атомистическому натурализму . [6] [9] Эти более поздние атомисты ньяи и вайшешики сохранили свою веру в то, что субстанции вечны, но включили веру в существование Ишвары , который считается вечным Верховным Существом , которое также всеведущ и вездесущ. [7]
Атомисты Ньяя и Вайшешика считали, что мир был создан , когда порядок был наложен на ранее существовавшую материю: движение атомов приписывалось действию Высшего Существа, которое не создавало вселенную из ничего, согласно школе Ньяя-Вайшешика. . [6] приводили организацию атомов в качестве доказательства существования Бога . В 11 веке н. э. некоторые атомисты ньяи и вайшешики [6] По мнению Клауса Клостермайера , вера ньяя-вайшешики в существование Ишвары отражает западную веру в deus otiosus , поскольку оба они воспринимаются как Бог-творец, который уходит из вселенной после создания законов, управляющих природой . [7] Клостермайер далее утверждает, что Ишвару можно понимать как вечного Бога, который сосуществует во вселенной с вечными субстанциями и атомами, описывая его как Божественного часовщика, который «заводит часы и позволяет им идти своим чередом». [7] : 337
Сходство с Богом скрыто
[ редактировать ]аналогична концепции Концепция deus otiosus deus absconditus ( лат . «скрытый бог»), сформулированной двумя выдающимися схоластическими и римско-католическими богословами , жившими в эпоху позднего средневековья: Фомой Аквинским (1225–1274). [10] и Николай Кузанский (1401–1464). [11] Этот термин заимствован из Ветхого Завета христианской Библии , в частности из Книги Исайи : «Истинно Ты Бог, скрывающий Себя, Боже Израиля , Спаситель» ( Исаия 45:15 ). Сегодня христианская богословская концепция deus absconditus прежде всего связана с богословием Мартина Лютера и более поздних протестантских богословов . [5]
См. также
[ редактировать ]- Антропология религии
- Сравнительная мифология
- Деизм
- Этический монотеизм
- Фитра
- ген Бога
- Ханиф
- Неверие
- Натуралистический пантеизм
- Нетеистическая религия
- Религиозный натурализм
- Духовный натурализм
- Один (неоплатонизм)
- Первозданный монотеизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Донигер, Венди ; Элиаде, Мирча , ред. (1999). «ДЕУС ОТИОСУС» . Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера . Спрингфилд, Массачусетс : Мерриам-Вебстер . п. 288. ИСБН 9780877790440 . OCLC 1150050382 .
DEUS OTIOSUS ( лат . «бездействующий бог») в истории религий и философии, Верховный Бог , отстранившийся от непосредственных деталей управления миром. [...] В западной философии концепция deus otiosus была приписана деизму , западному рационалистическому религиозно-философскому движению 17–18 веков, с его точки зрения на невмешающегося создателя вселенной . Хотя эту резкую интерпретацию приняли очень немногие деисты, многие из их противников пытались заставить их заявить, что после первоначального акта творения Бог фактически удалился и воздерживался от вмешательства в процессы природы и человеческие дела.
- ^ Элиаде, Мирча (1978). История религиозных идей: от каменного века до Элевсинских мистерий . Чикаго: Издательство Чикагского университета . п. 57.
- ^ Вербловски, Р. Дж. Цви. «многобожие» . www.энциклопедия.com . Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ «Глава IV» . Серия 04 ИВА-17 . www.crvp.org. Архивировано из оригинала 2 сентября 2012 года . Проверено 4 января 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Маккуорри, Джон (1983). «Deus absconditus» . В Ричардсоне, Алан; Боуден, Джон (ред.). Вестминстерский словарь христианского богословия . Луисвилл, Кентукки : Вестминстер Джон Нокс Пресс . п. 155. ИСБН 9780664227487 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Берриман, Сильвия (зима 2022 г.). «Древний атомизм - атомизм ньяя-вайшешика» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Центра изучения языка и информации университета Стэнфордского . ISSN 1095-5054 . OCLC 643092515 . Архивировано из оригинала 6 марта 2023 года . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Клостермайер, Клаус (2007). Обзор индуизма (3-е изд.). Олбани, Нью-Йорк : SUNY Press . ISBN 9780791470824 .
- ^ Коллинз, Р. (2000). Социология философий . Издательство Гарвардского университета. п. 836. ИСБН 978-0674001879 .
- ^ Гоэл, А. (1984). Ньяя-Вайшешика и современная наука . Индийская философия. Стерлинг. стр. 149–151. ISBN 978-0865902787 .
- ^ Вебер, Макс (1978). Рансимен, Уолтер Гаррисон (ред.). Макс Вебер: Отрывки в переводе . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . п. 220. ИСБН 0-521-29268-9 .
- ^ Кузанус, Николас (1959). Уилперт, Пол (ред.). Брошюры 1: О сокрытом Боге, О поиске Бога, О сыновстве Божием, О даровании света Отцом, Догадки о последних днях, О Бытии . Николай Кузанский: Полное собрание сочинений Том. IV. Гамбург , Западная Германия : Майнер.