Моралистический терапевтический деизм
Моралистический терапевтический деизм ( МТД ) — это термин, который впервые был введен в 2005 году в книге «Поиск души: Религиозная и духовная жизнь американских подростков». социолога Кристиана Смита [1] с Мелиндой Лундквист Дентон. [2] Этот термин используется для описания того, что они считают распространенными убеждениями среди молодежи в Соединенных Штатах . [3] [4] [5] Книга является результатом исследовательского проекта «Национальное исследование молодежи и религии». [6]
Определение
[ редактировать ]Исследование авторов показало, что многие молодые люди верят в несколько моральных принципов, не принадлежащих ни одной из основных мировых религий. Это не новая религия или теология как таковая, а определенная как набор общепринятых духовных убеждений. Именно эту комбинацию убеждений они называют моралистическим терапевтическим деизмом :
- Существует Бог, который создал и упорядочил мир и наблюдает за жизнью человека на земле.
- Бог хочет, чтобы люди были хорошими, милыми и справедливыми друг к другу, как учит Библия и большинство мировых религий.
- Основная цель жизни – быть счастливым и чувствовать себя хорошо.
- Богу нет необходимости особенно вмешиваться в чью-то жизнь, за исключением случаев, когда Бог необходим для решения проблемы.
- Хорошие люди попадают в рай , когда умирают. [7]
Эти точки зрения были составлены на основе интервью примерно с 3000 подростками. [8]
Авторский анализ
[ редактировать ]Авторы говорят, что система является «моралистической», потому что она «прививает моралистический подход к жизни. Она учит, что главное в хорошей и счастливой жизни — это быть хорошим, нравственным человеком». [9] Авторы описывают систему как «предоставляющую терапевтические преимущества своему приверженцу», а не о таких вещах, как « покаяние в грехе , соблюдение субботы , жизнь как слуга верховного божества, постоянное произнесение молитв , добросовестно соблюдая высокие святые дни, укрепляя характер через страдания …» [10] и далее как «вера в особого рода Бога: того, кто существует, создал мир и определяет наш общий моральный порядок, но не того, кто особо лично участвует в своих делах – особенно в делах, в которых человек предпочел бы не иметь Бога». вовлеченный." [11]
Удаленность Бога в этом виде теизма объясняет выбор термина «деизм» , хотя «здесь деизм отличается от своей классической версии восемнадцатого века с помощью терапевтического уточнения, делающего отдаленного Бога избирательно доступным для заботы о потребностях». Он рассматривает Бога как «что-то вроде комбинации Божественного Дворецкого и Космического Терапевта: он всегда на связи, заботится о любых возникающих проблемах, профессионально помогает своим людям чувствовать себя лучше и не слишком лично вовлекается в процесс». [12]
Авторы заявляют, что «значительная часть христианства в Соединенных Штатах на самом деле является лишь отчасти христианской в любом смысле, который серьезно связан с реальной исторической христианской традицией, но довольно существенно трансформировалась в незаконнорожденного сводного родственника христианства, христианского моралистического терапевтического деизма». [13] Кенда Кризи Дин, автор книги 2010 года « Почти христианин: что вера наших подростков говорит американской церкви », [14] отмечает: «Проблема, похоже, не в том, что церкви плохо учат молодых людей, а в том, что мы делаем чрезвычайно хорошую работу, обучая молодежь тому, во что мы действительно верим: а именно, что христианство не имеет большого значения, что Бог требует немногого, а церковь — полезное социальное учреждение, наполненное хорошими людьми…» [15] Далее она говорит, что «если церкви практикуют моралистический терапевтический деизм во имя христианства, то привлекать подростков в церковь чаще – это не решение (вероятно, это может усугубить ситуацию). Более верная церковь – это решение… Возможно, проблема просто на императоре нет одежды». [16]
Моралистический терапевтический деизм часто включает в себя различные религии. [9] Будучи одним подростком [17] участник исследования сказал:
Мораль играет большую роль в религии. Мораль хороша, если она полезна для общества. Как христианство, это все, что я знаю, ценности, которые вы получаете, например, из Десяти заповедей. Я думаю, что каждая религия важна по-своему. Знаете, если вы мусульманин, то ислам – это путь для вас. Если ты еврей, что ж, это тоже здорово. Если вы христианин, это хорошо для вас. Это просто то, что заставляет вас чувствовать себя хорошо. [9]
Критика
[ редактировать ]Авторы признают, что «ни один подросток на самом деле не стал бы использовать терминологию «моралистический терапевтический деист» для описания себя». [9] Некоторые критики не согласились с использованием в этом термине слова «деизм» . [18] в то время как другие защищали это, заявляя, что Смит и Дентон правы в том, что и деисты эпохи Просвещения, и приверженцы моралистического терапевтического деизма верят в общий вид монотеизма, в котором все религии поклоняются одному и тому же Богу. Джозеф Валигор отмечает, что есть несколько других важных черт, которые разделяют моралистический терапевтический деизм и деизм Просвещения. Оба верят, что людям не нужны Священные Писания, церкви или служители, чтобы иметь личные отношения с Богом. Оба думают, что Бог требует от людей только моральной доброты, и ему все равно, в какую религию, если таковая имеется, верят люди. Оба подчеркивают полную справедливость и доброту Бога, что приводит к тому, что деисты обоих типов отвергают многие религиозные доктрины. [19]
Комментарий
[ редактировать ]Дэймон Линкер, антирелигиозный эксперт, в своем блоге в 2009 году предположил, что моралистический терапевтический деизм, хотя и «безвкусный» с теологической точки зрения, «идеально подходит для того, чтобы служить гражданской религией высокодифференцированных Соединенных Штатов двадцать первого века». [20] утверждение, которое оспаривалось Коллином Хансеном , [3] Росс Даутат , [21] и Род Дреер . [22]
См. также
[ редактировать ]- Американская гражданская религия
- Деизм
- Номинальный христианин
- Постхристианство
- Религия в Соединенных Штатах
- « Духовный, но не религиозный »
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Патель 2012 , стр. 140, 182.
- ^ Смит 2005 , с. iv.
- ^ Jump up to: а б Хансен, Коллин (20 апреля 2009 г.). «Смерть от деизма» . Христианство сегодня . Архивировано из оригинала 7 сентября 2009 года . Проверено 9 января 2010 г.
- ^ Вейт, Джин Эдвард (25 июня 2005 г.). «Нация деистов» . Мир . Архивировано из оригинала 17 декабря 2016 года . Проверено 17 декабря 2016 г.
- ^ «Поиск души: Религиозная и духовная жизнь американских подростков» . Национальное исследование молодежи и религии . Нотр-Дам, Индиана: Университет Нотр-Дам. Архивировано из оригинала 4 мая 2016 года . Проверено 4 мая 2016 г.
- ^ Смит 2005 , с. 4.
- ^ Смит 2005 , стр. 162–63.
- ^ Молер, Р. Альберт-младший (18 апреля 2005 г.). «Моралистический терапевтический деизм – новая американская религия» . Христианская почта . Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 года . Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Смит 2005 , с. 163.
- ^ Смит 2005 , стр. 163–64.
- ^ Смит 2005 , с. 164.
- ^ Смит 2005 , с. 165.
- ^ Смит 2005 , с. 171.
- ^ Блейк, Джон (27 августа 2010 г.). «Автор: Все больше подростков становятся «фальшивыми» христианами» . CNN . Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Дин 2010 , стр. 12–13.
- ^ Дин 2010 , стр. 23–24.
- ^ Смит 2010 , с. 42.
- ^ О'Брайен 2012 , стр. 428.
- ^ Валигор, Джозеф. Духовность английских и американских деистов.2023, стр.259.
- ^ Линкер, Дэймон (7 апреля 2009 г.). «Будущее христианской Америки» . Новая Республика . Архивировано из оригинала 17 августа 2016 года . Проверено 13 ноября 2009 г.
- ^ Даутат, Росс (14 апреля 2009 г.). «Богословие имеет последствия» . Атлантика . Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Дреер, Род (10 апреля 2009 г.). «Моралистический терапевтический деизм подойдет Америке?» . Хрустящий Кон. Белифнет . Архивировано из оригинала 12 апреля 2009 года . Проверено 21 ноября 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дин, Кенда Кризи (2010). Почти христианин: что вера наших подростков говорит американской церкви . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-531484-7 .
- О'Брайен, Бреда (2012). «Выходя за пределы разделений». Исследования . 101 (404): 423–430. ISSN 0039-3495 . JSTOR 23333133 .
- Патель, Эбу (2012). Священная земля: плюрализм, предрассудки и обещания Америки . Бостон: Beacon Press. ISBN 978-0-8070-7748-1 .
- Смит, Кристиан (2005). Поиск души: Религиозная и духовная жизнь американских подростков . С Лундквистом Дентоном, Мелиной. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/019518095X.001.0001 . ISBN 978-0-19-803997-6 .
- ——— (2010). «О« Моралистическом терапевтическом деизме »как фактической, молчаливой, де-факто религиозной вере американских подростков». В Коллинз-Мэйо, Сильвия; Одуванчик, Розовый (ред.). Религия и молодежь . Фарнем, Англия: Эшгейт. стр. 41–46. ISBN 978-0-7546-6768-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цитаты, связанные с моралистическим терапевтическим деизмом , в Wikiquote