Еврейская эсхатология
Часть серии о |
Эсхатология |
---|
Часть серии о |
иудаизм |
---|
Часть серии о |
Еврейская философия |
---|
Еврейская эсхатология — это область еврейского богословия, занимающаяся событиями, которые произойдут в конце дней , и связанными с ними концепциями. Это включает в себя сбор изгнанной диаспоры , пришествие еврейского Мессии , загробную жизнь и воскресение мертвых . В иудаизме последние времена обычно называют «концом дней» ( ахарит ха-ямим , אחרית הימים), фраза, которая несколько раз встречается в Танахе .
Эти убеждения со временем развивались, и, по мнению некоторых авторов, есть свидетельства еврейской веры в личную загробную жизнь с наградой или наказанием, упомянутую в Торе .
Источники [ править ]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2019 г. ) |
В иудаизме основным текстовым источником веры в конец дней и сопутствующие события является Танах или еврейская Библия . Корни еврейской эсхатологии можно найти в до изгнания пророках , включая Исайю и Иеремию , а также в пленных пророках Иезекииле и Второзаконии-Исаии . Основными принципами еврейской эсхатологии являются следующие, в произвольном порядке изложенные в Книге Исайи , Книге Иеремии и Книге Иезекииля . [1]
Конец дней [ править ]
Война Гога и Магога [ править ]
Согласно 38-й главе Иезекииля , «война Гога и Магога» — это решающая война, которая произойдет в конце еврейского изгнания. По мнению библейского комментатора и раввина Давида Кимхи , эта война развернется в Иерусалиме . [2]
События, которые произойдут [ править ]
- Бог освобождает еврейский народ из плена, начавшегося с Вавилонского изгнания , в новом Исходе ( кибуц Галуйот )
- Бог возвращает еврейский народ в Землю Израиля
- Бог восстанавливает царственный Дом Давида и Храм в Иерусалиме
- Бог назначает регента из Дома Давида (т.е. Мессию ), чтобы возглавить еврейский народ и мир и возвестить наступление мессианской эпохи , характеризующейся справедливостью, праведностью и миром.
- Все народы признают, что Бог Израиля — единственный истинный Бог
- Бог воскрешает мертвых
- Бог создает новое небо и новую землю
Библейский Шеол [ править ]
Еврейская Библия отражает веру израильтян в загробный мир, который, возможно, похож на ад , где и праведники (см. Самуила ), и грешники продолжают свое жалкое существование.
Мир грядущий [ править ]
известна Загробная жизнь как олам ха-ба (буквально «грядущий мир» или «следующий мир», עולם הבא на иврите ), [3] [4] и связано с понятиями Ган Иден , Небесного « Сада в Эдеме », или Рая , и Гехинном . [5] Сама фраза « олам ха-ба » не встречается в еврейской Библии . Принято считать , что живые люди не могут знать, каким будет мир грядущий. [6]
Период Второго Храма [ править ]
В конце периода Второго Храма представления о конечной судьбе человека были разнообразными. Фарисеи — и ессеи верили в бессмертие души , а саддукеи нет. [7] Свитки Мертвого моря , еврейские псевдоэпиграфы и еврейские магические папирусы — все это отражает это разнообразие мнений.
Средневековые раввинские взгляды
В то время как все классические раввинистические источники обсуждают загробную жизнь, средневековые ученые оспаривают природу существования «конца дней» после мессианской эпохи. В то время как Маймонид описывает полностью духовное существование душ, которые он называет «бестелесными интеллектами», Нахманид обсуждает глубоко духовное существование на Земле, где духовность и телесность сливаются воедино. Оба согласны, что жизнь после смерти — это, как Маймонид описывает, «конец дней». «Это существование влечет за собой чрезвычайно обостренное понимание и связь с Божественным Присутствием . Эту точку зрения разделяют все классические ученые-раввины. [8]
По мнению Маймонида, любой нееврей , живущий по семи законам Ноя, считается праведным язычником , и ему гарантировано место в мире грядущем — последняя награда праведника. [9] [10]
Существует множество сохранившихся раввинских материалов о судьбе души после смерти, ее переживаниях и том, куда она уходит. В различные моменты загробного путешествия душа может столкнуться с: Хиббут ха-кевер , болью и переживаниями физико-духовного растворения или реконфигурации в могиле; Дума , ангел , отвечающий за погребальные дела; Сатана как ангел смерти или другая столь же мрачная фигура; Каф ха-Кела , ловушка или заключение раздетой души в различные призрачные материальные перераспределения (разработанные с целью очищения души от скверны, но недостаточно суровые, чтобы гарантировать Гехинном, см. Таня, главу 8)); Гехинном ( чистилище ); и Ган Иден ( небесная передышка или рай , очищенное состояние). Все классические ученые-раввинисты согласны с тем, что эти концепции выходят за рамки типичного человеческого понимания, поэтому эти идеи выражаются во всей раввинистической литературе через притчи и аналогии. [8]
Гехинном довольно хорошо определен в раввинской литературе . Иногда его переводят как «ад», но он больше похож на никейский христианский взгляд на чистилище, чем на его ад . Раввинская мысль утверждает, что души не подвергаются пыткам в Геинноме вечно; Говорят, что максимальный срок пребывания там составляет одиннадцать месяцев, за исключением еретиков и крайне грешных иудеев. [11] Вот почему евреи, оплакивающие близких родственников, не будут читать кадиш скорбящего более одиннадцати месяцев после смерти. Гехинном считается духовной кузницей, где душа очищается перед возможным восхождением в Ган Эдем («Райский сад»).
Раввинские легенды [ править ]
Раввинистическая литература включает множество легенд о мире грядущем и двух райских садах. Как составлено Луи Гинзбергом в книге « Еврейские легенды», они включают в себя будущий мир, который называется Раем и, как говорят, имеет двойные врата, сделанные из карбункула, охраняемые 600 000 сияющими ангелами. [12] Семь облаков славы осеняют Рай, и под ними, в центре Рая, стоит древо жизни . [12] Дерево жизни также затмевает Рай, и оно имеет пятнадцать тысяч различных вкусов и ароматов, которые ветры разносят по всему Раю. [12] Под древом жизни множество пар навесов: один из звезд, другой из солнца и луны, а облако славы разделяет их. В каждой паре балдахинов сидит ученый-раввин, который объясняет Тору одному из них. [12] предлагает его Михаил Когда человек входит в Рай, архангел Богу на алтаре Храма в небесном Иерусалиме. [13] Один преображается в ангела, а самый уродливый человек становится прекрасным и сияющим, как «зерна серебряного граната, на которые падают лучи солнца». [12] Ангелы, охраняющие врата Рая, украшают душу семью облаками славы, увенчивают ее драгоценными камнями, жемчугом и золотом, вкладывают в руку восемь миртов и восхваляют ее за праведность, ведя ее в сад из восьмисот роз и миртов, политых по многим рекам. [12] В саду свой сень, красота его по достоинству, но в каждом сени четыре реки – молоко, мед, вино и бальзам. [12] – вытекает из него, и на нем свисает золотая лоза и тридцать блестящих жемчужин. [12] Под каждым навесом находится стол с драгоценными камнями и жемчугом, за которым обслуживают шестьдесят ангелов. [12] Свет Рая – это свет праведников, находящихся в нем. [12] Каждый день в Раю человек просыпается ребенком и ложится спать старшим, чтобы насладиться радостями детства, юности, взрослой жизни и старости. [12] В каждом уголке Рая есть лес из 800 000 деревьев, наименьшее из которых превосходит лучшие травы и специи. [12] Его посетили 800 000 сладко поющих ангелов. [12] Рай разделен на семь субрайских уголков, каждый из которых имеет длину и ширину 120 000 миль. [12] В зависимости от заслуг душа попадает в одну из этих частей Рая: первая сделана из стекла и кедра и предназначена для обращенных в иудаизм ; второй из серебра и кедра и предназначен для кающихся; третий — из серебра, золота, драгоценных камней и жемчуга, и предназначен для патриархов , Моисея и Аарона , израильтян, вышедших из Египта и живших в пустыне, и царей Израиля; четвертый — из рубинов и оливкового дерева и предназначен для святых и стойких в вере; пятый подобен третьему, за исключением того, что через него течет река, и русло ее соткали Ева и ангелы, и оно предназначено для Мессии и Илии ; а шестое и седьмое подразделения не описаны, за исключением того, что они предназначены соответственно для тех, кто умер, совершая благочестивые дела, и для тех, кто умер от болезни во искупление грехов Израиля. [12]
Над этим Раем находится высший Ган Эдем, где восседает Бог и объясняет Тору его обитателям. [12] Высший Ган Эдем содержит 310 миров и разделен на семь отсеков. [12] Отсеки не описаны, хотя подразумевается, что каждое отделение больше предыдущего и открыто для души в зависимости от ее достоинств. [12] Первое отделение предназначено для еврейских мучеников , второе для утонувших, третье для «Раббана Йоханана бен Заккая и его учеников», четвертое для тех, кого унесло облако славы, пятое для кающихся, шестое для юношей, которые никогда не грешил; и седьмой для бедных, которые жили прилично и изучали Тору. [12]
Воскрешение мертвых [ править ]
Ранним явным упоминанием воскресения в еврейских текстах является « Видение долины сухих костей» в Книге Иезекииля, датированное примерно 539 годом до нашей эры. Алан Сигал утверждает, что это повествование было задумано как метафора национального возрождения, обещающая евреям возвращение в Израиль и восстановление Храма , а не как описание личного воскресения. [14]
Книга Даниила обещала евреям буквальное воскресение, в конкретных деталях. Алан Сигал интерпретирует Даниила как сообщение о том, что с приходом архангела Михаила мир охватят страдания, и воскреснут только те, чьи имена были в божественной книге. [15] Более того, обещание Даниила о воскресении предназначалось только для самых праведных и самых грешных, потому что загробная жизнь была местом, где добродетельные люди могли быть вознаграждены, а грешные люди получали вечное наказание. [16]
Греческая и персидская культура также повлияла на еврейские секты, которые поверили в загробную жизнь между VI и IV веками до нашей эры. [17]
Еврейская Библия , по крайней мере, если рассматривать ее в интерпретации Бавли Синедриона , содержит частые упоминания о воскресении мертвых . [18] Мишна (ок. 200 г. ) называет веру в воскресение мертвых одним из трех основных убеждений, необходимых еврею для участия в нем:
Всем Израилю будет удел в будущем мире, ибо написано: «Весь народ Твой праведник; они наследуют землю навек, ветвь насаждения Моего, дело рук Моих, чтобы прославиться Мне». Но следующие лица не имеют здесь никакого отношения: тот, кто утверждает, что воскресение не является библейской доктриной, Тора не была открыта божественным образом, и апикор («еретик»). [11]
В конце периода Второго Храма фарисеи воскресение верили в , тогда как ессеи и саддукеи не верили. [7] В раввинистический период , начавшийся в конце первого века и продолжающийся по настоящее время, труды Даниила были включены в еврейскую Библию, что означало принятие еврейского воскресения в официально священные тексты. [19] [17]
Еврейская литургия , особенно Амида , содержит ссылки на принцип телесного воскресения мертвых. [20] В современном иудаизме как ортодоксальный иудаизм, так и консервативный иудаизм сохраняют традиционные ссылки на него в своей литургии. [21] Однако многие консервативные евреи интерпретируют этот принцип скорее метафорически, чем буквально. [22] Реформистский и реконструктивистский иудаизм изменил традиционные упоминания о воскресении мертвых в литургии («который дает жизнь мертвым») на «который дает жизнь всем».
Страшный суд [ править ]
В иудаизме Судный день наступает каждый год в Рош ха-Шана ; поэтому вера в последний день суда для всего человечества оспаривается. Некоторые раввины считают, что такой день наступит после воскресения мертвых. Другие считают, что в этом нет необходимости из-за Рош ха-Шана. Третьи считают, что этот учет и суждение происходят, когда человек умирает. Другие раввины считают, что Страшный суд применим только к языческим народам, а не к еврейскому народу. [23]
В современном иудаизме [ править ]
Ирвинг Гринберг , представляющий точку зрения открытого православного общества , описывает загробную жизнь как центральное еврейское учение, основанное на вере в награду и наказание. По мнению Гринберга, страдающие средневековые евреи подчеркивали, что мир грядущий является противовесом трудностям этой жизни, в то время как ранние еврейские модернизаторы изображали иудаизм заинтересованным только в этом мире как противовес «потустороннему» христианству. Гринберг считает, что каждая из этих точек зрения ведет к нежелательной крайности – чрезмерный акцент на загробной жизни ведет к аскетизму, в то время как обесценивание загробной жизни лишает евреев утешения вечной жизнью и справедливости – и призывает к синтезу, в рамках которого евреи могли бы работать над совершенствованием этого мира. , одновременно признавая бессмертие души. [24]
Консервативный иудаизм одновременно подтверждает веру в потусторонний мир (как указано в « Тринадцати заповедях веры» Амиды и Маймонида), одновременно признавая, что человеческое понимание ограничено, и мы не можем точно знать, из чего состоит потусторонний мир. Реформистский и реконструктивистский иудаизм подтверждают веру в загробную жизнь, хотя и преуменьшают богословские последствия в пользу подчеркивания важности «здесь и сейчас», а не вознаграждения и наказания. Союз реформистского иудаизма считает, что праведникам любой веры есть место на небесах, но не верит в концепцию ада. [25]
Еврейский мессианизм [ править ]
Еврейское слово машиах (или мошиах ) относится к еврейской идее о мессии. В библейские времена титул машиаха присваивался человеку, занимавшему высокое благородное и величие. Например, Коэн ха-Машиах означает «Первосвященник» . Хотя имя еврейского Мессии считается одним из событий, предшествовавших творению, [26] он не считается божественным, в отличие от христианства, где Иисус одновременно божественен и Мессия.
В эпоху Талмуда титул Машиах или מלך המשיח, Мелех ха-Машиах буквально означает «Помазанный Царь». Мессия должен стать человеческим лидером, физически происходящим из линии Давида , который будет править и объединять народ Израиля. [27] и возвестит наступление мессианской эпохи [28] глобального и всеобщего мира. [29]
период Второго Храма (516 г. до н.э. – ок. 220 г. до Ранний н.э. )
В начале периода Второго Храма надежды на лучшее будущее описаны в еврейских писаниях. [30] После возвращения из вавилонского изгнания Кир Великий был назван у Исаии « мессией » из-за его роли в возвращении изгнанных евреев. [30]
период Второго Храма (ок. 220 г. до н.э. – 70 г. Более поздний н.э. )
В течение более позднего периода Второго Храма развился ряд мессианских идей, начиная от земных политических ожиданий и заканчивая апокалиптическими ожиданиями конца времен, когда мертвые будут воскрешены и на земле будет установлено Царство Небесное. [30] Мессия мог быть царственным « сыном Давидовым » или более небесным « сыном человеческим », но «мессианство становилось все более эсхатологическим, а эсхатология находилась под решающим влиянием апокалиптики», в то время как мессианские ожидания все больше сосредотачивались на фигуре отдельного спасителя. . [30] По словам Цви Вербловски , «Мессия больше не символизировал наступление нового века, но он каким-то образом должен был его осуществить. Таким образом, «Помазанник Господень» стал «спасителем и искупителем» и центром более интенсивных ожиданий и доктрин. ." [30] Мессианские идеи развивались как посредством новых интерпретаций ( пешер , мидраш ) еврейских писаний, так и благодаря визионерским откровениям. [30]
Talmud[editТалмуд
Вавилонский Талмуд (200–500 гг. н.э.), трактат Синедрион , содержит подробное обсуждение событий, приведших к пришествию Мессии. [примечание 1] На протяжении всей своей истории евреи сравнивали эти (и другие) отрывки с современными событиями в поисках признаков скорого пришествия Мессии, продолжающегося и по сей день.
В Талмуде рассказывается множество историй о Мессии, некоторые из которых представляют известных талмудических раввинов, получивших личные посещения от Илии Пророка и Мессии. [примечание 2]
комментарии Раввинские
В раввинской литературе раввины разработали и объяснили пророчества, которые были найдены в еврейской Библии, а также устный закон и раввинские традиции о его значении. [1]
Комментарий Маймонида к трактату « Синедрион» подчеркивает относительно натуралистическую интерпретацию Мессии, преуменьшая значение чудесных элементов. Его комментарий получил широкое (хотя и не повсеместное) признание в не- или менее мистических ветвях ортодоксального иудаизма . [32] [примечание 3]
Современные взгляды [ править ]
Ортодоксальный иудаизм [ править ]
Вера в человека-Мессию линии Давида является универсальным принципом веры среди ортодоксальных евреев и одним из Маймонида тринадцати принципов веры .
Некоторые авторитеты в ортодоксальном иудаизме полагают, что эта эпоха приведет к сверхъестественным событиям, кульминацией которых станет телесное воскресение мертвых. Маймонид, с другой стороны, считает, что события мессианской эры не связаны конкретно с воскресением.
Консервативный иудаизм [ править ]
Консервативный иудаизм различается в своих учениях. Хотя в литургии сохраняются традиционные упоминания о личном искупителе и молитвы о восстановлении линии Давида , консервативные евреи более склонны принять идею мессианской эры:
Мы не знаем, когда придет Мессия, и будет ли он харизматической человеческой фигурой или символом искупления человечества от зла мира. Через учение о мессианской фигуре иудаизм учит нас, что каждый отдельный человек должен жить так, как будто он или она индивидуально несет ответственность за наступление мессианской эпохи. Помимо этого, мы повторяем слова Маймонида, основанные на пророке Аввакуме (2:3), что, хотя он и может задержаться, мы все же ждем его каждый день... ( Эмет ве-Эмуна: Изложение принципов консервативного иудаизма ). [34]
иудаизм Реформистский
Реформистский иудаизм в целом согласуется с более либеральной консервативной перспективой будущей мессианской эры, а не человеческого Мессии. [35]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Например: «Р. Йоханан сказал: Когда ты видишь, что поколение постоянно сокращается, надейся на него [Мессию], как написано, и страждущих людей ты спасешь. Р. Йоханан сказал: Когда ты увидишь, что поколение подавлено многие беды, как у реки, ожидают его, как написано: когда враг придет, как поток, Дух Господень поднимет против него знамя, которое следует за ним, и Искупитель придет; Сион.
Р. Йоханан также сказал: Сын Давидов придет только в поколении, которое будет либо полностью праведным, либо полностью нечестивым. «В роде всеправедном», — как написано: «И народ Твой будет весь праведный: они наследуют землю навеки». «Или совсем нечестив», — как написано: «И увидел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; 31 и [в другом месте] написано: Ради Меня, даже ради Меня самого, будет Я делаю это. [31] - ^ Например: «Р. Джошуа бен Леви встретил Илию, стоящего у входа в гробницу Р. Симеона бен Йохая. Он спросил его: «Есть ли у меня доля в мире грядущем?» Он ответил: «Если этого желает Мастер». Р. Джошуа б. Леви сказал: «Я видел двоих, но слышал голос третьего». Затем он спросил его: «Когда придет Мессия?» — «Пойди и спроси его самого», — был его ответ. — «Где он сидит?» — «У входа». И по какому признаку я смогу его узнать? — «Он сидит среди бедных прокаженных: все они развязывают [их] всех сразу и перевязывают их вместе, а он развязывает и перевязывает каждого отдельно, [прежде чем лечить следующего], думая, не нужен ли я, [это поскольку пришло время моего появления в качестве Мессии] я не должен задерживаться [из-за перевязки ряда язв]». Итак, он подошел к нему и поприветствовал его, сказав: «Мир тебе, Учитель и Учитель». «Мир тебе, о сын Левия», — ответил он, — «Когда ты придешь, Учитель?» спросил он: «Сегодня» — был его ответ. Вернувшись к Илии, тот спросил: «Что он сказал тебе?» — «Мир тебе, сын Левия», — ответил он. Вслед за этим он [Илия] заметил: «Он тем самым заверил тебя и твоего отца в [части] в грядущем мире». «Он лгал мне, — возразил он, — утверждая, что придет сегодня, но не пришел». Он [Илия] ответил ему: «Вот что он сказал тебе сегодня, если ты услышишь голос его ( Псалмы 95 ).' [31]
- ^ Маймонид: «Мессианский век - это когда евреи восстановят свою независимость и все вернутся в землю Израиля . Мессия будет очень великим царем, он достигнет великой славы, и его репутация среди языческих народов будет еще выше. чем праведность царя Соломона . Его великая праведность и чудеса, которые он сотворит, заставят все народы заключить с ним мир и все земли служить ему [...] Однако в мессианскую эпоху ничего не изменится, за исключением того, что Евреи восстановят свою независимость. Богатые и бедные, сильные и слабые, по-прежнему будут существовать. Однако людям будет очень легко зарабатывать на жизнь, и, приложив совсем немного усилий, они смогут добиться очень многого [...] это будет время, когда число мудрецов увеличится [....] войны не будет, и народ больше не поднимет меч против народа.... Мессианский век будет отмечен сообществом праведных и во власти добра и мудрости Им будет управлять Мессия, праведный и честный царь, выдающийся в мудрости и близкий к Богу. Не думайте, что уклад мира или законы природы изменятся, это неправда. Мир останется таким, какой он есть. Пророк Исайя предсказал: «Волк будет жить с овцой, барс будет спать с козлёнком». Однако это всего лишь аллегория, означающая, что евреи будут жить в безопасности даже с ранее нечестивыми народами. Все народы вернутся к истинной религии и больше не будут воровать и притеснять. Обратите внимание, что все пророчества относительно Мессии аллегоричны. Только в мессианскую эпоху мы узнаем значение каждой аллегории и то, чему она нас научит. Наши мудрецы и пророки не жаждали наступления мессианской эпохи, чтобы они могли править миром и доминировать над неевреями; единственное, чего они хотели, — это дать евреям возможность свободно заниматься Торой и ее мудростью. [33]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Еврейская эсхатология» . Еврейская энциклопедия . Проверено 1 мая 2012 г.
- ^ Радак, комментарий к Захарии 14.
- ^ Бломберг, Крейг Л.; Чунг, Сон Ук (2009). Аргументы в пользу исторического премилленаризма .
В некоторых источниках Олам Ха-Ба однозначно ассоциируется с учениями о коллективном искуплении и воскресении, но в других местах Олам Ха-Ба рассматривается как царство загробной жизни для человека.
- ^ Гинзбург, Эллиот Киба (1989). Суббота в классической каббале . п. 145.
Гораздо чаще раввины использовали слово «олам ха-ба» по отношению к будущей жизни.
- ^ Лео Ростен, Радости идиша , © 1968; Издание Pocket Books , 1970 г., стр. 124 и 127.
" - ^ Штейнзальц, Адин Эван-Исраэль. Берахот . Под редакцией Тви Херша Вайнреба. Издательство Корен, Иерусалим, 2012. Корен Талмуд Бавли.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ред. Джейкоб Нойснер, Алан Джеффри Эйвери-Пек Иудаизм в поздней античности: Часть четвертая: Смерть, жизнь после смерти», 2000 г. Страница 187 III. СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ 8. СМЕРТЬ, ВОСКРЕСЕНИЕ И ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ В КУМРАНЕ, МЕРТВОМ МОРЕ СВИТКИ. Глава Филипа Р. Дэвиса из Шеффилдского университета «В конце периода Второго Храма представления о конечной судьбе человека были разнообразными. Хорошо известно, что Иосиф Флавий в своем описании четырех еврейских «сект» (и поддержанный Матфеем… в воскресении, в то время как фарисеи и ессеи присоединились к учению о бессмертии души (Война 2.154: «...хотя тела тленны, а их материя нестабильна, души бессмертны и живут вечно...»)»
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Симха Полл Рафаэль, Краткое изложение раввина доктора Барри Леффа. «Краткое изложение еврейских взглядов на загробную жизнь» (PDF) . Центр Нешама . Проверено 4 января 2014 г.
- ↑ Мишне Тора , Хилхот Млахим 8:14
- ^ Энциклопедия Талмудит (издание на иврите, Израиль, 5741/1981, запись Бен Ной , конец статьи); обратите внимание на вариант прочтения Маймонида и ссылки в сноске.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мишна Синедрион 10:1, Талмуд Синедрион 90а.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с «Глава I: Сотворение мира» . www.sacred-texts.com .
- ^ «Глава II: Адам» . www.sacred-texts.com .
- ^ Сигал, Алан (2004). Жизнь после смерти: история загробной жизни в религиях Запада . Нью-Йорк: Даблдей. стр. 255-256 . ISBN 0-385-42299-7 .
- ^ Сигал, Алан (2004). Жизнь после смерти: история загробной жизни в религиях Запада . Нью-Йорк: Даблдей. п. 262 . ISBN 0-385-42299-7 .
- ^ Сигал, Алан (2004). Жизнь после смерти: история загробной жизни в религиях Запада . Нью-Йорк: Даблдей. п. 263 . ISBN 0-385-42299-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сигал, Алан (2004). Жизнь после смерти: история загробной жизни в религиях Запада . Нью-Йорк: Даблдей. п. 281 . ISBN 0-385-42299-7 .
- ^ Джейкоб Нойснер «Документальная история иудаизма и его недавних интерпретаторов», 2012 г. - стр. 138 - «... напряженное в Писании доказательство воскресения взято из многочисленных отрывков: Исход 15.1; Иисус Навин 8.30; 3 Царств 11.7; Псалом 84.5; Исайя 52.8 ; Второзаконие 33:6; Даниил 12:2 и 12:13 также являются могилой и утробой в Притчах 30:16.
- ^ Сигал, Алан (2004). Жизнь после смерти: история загробной жизни в религиях Запада . Нью-Йорк: Даблдей. стр. 280-281 . ISBN 0-385-42299-7 .
- ^ Соммер, Бенджамин Д. «Исайя» Введение и аннотации. Еврейская учебная Библия . Эд. Адель Берлин и Марк Цви Бреттлер. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2004. 780–916.
- ^ «Во что верят ортодоксальные евреи» . БелифНет . Проверено 4 января 2014 г.
- ^ Эмет Ве-Эмуна: Заявление о принципах консервативного иудаизма.
- ^ «Будет ли суд и суд после Воскресения?» . Askmoses.com . Архивировано из оригинала 13 октября 2012 года . Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ «Верят ли евреи в загробную жизнь? – Бесплатная онлайн-библиотека» .
- ^ «Верят ли евреи в загробную жизнь?» . Реформистский иудаизм . 25 марта 2019 года . Проверено 5 апреля 2023 г.
- ^ Личность Машиаха ; поиск в Интернете: 18 ноября 2011 г.
- ^ Мегилла 17б-18а, Таанит 8б.
- ^ Сота 9а
- ^ Какова еврейская вера в Мошиаха? ; поиск в Интернете: 10.03.2010.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Р. Дж. Цви Вербловски (1987), «Мессианизм: еврейский мессианизм» , Энциклопедия религии
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Б. Талмуд Синедрин 98а
- ^ «МОИСЕЙ БЕН МАЙМОН (РаМБаМ; обычно называемый МАЙМОНИД)» . Еврейская энциклопедия . Проверено 4 января 2014 г.
- ^ Маймонид, Комментарий к Мишне, Синедрион 10:1.
- ^ Эмет ве-Эмуна: Заявление о принципах консервативного иудаизма, Раввинская ассамблея, Нью-Йорк, стр. 28–32.
- ^ Джейкобс, Луи (2007). «В современной еврейской мысли». В Беренбауме, Майкл ; Скольник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 14 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. стр. 110–115. ISBN 978-0-02-866097-4 – через Виртуальную справочную библиотеку Гейла. Доступно онлайн через Еврейскую виртуальную библиотеку .
Внешние ссылки [ править ]
- Еврейская энциклопедия: эсхатология
- «Происхождение еврейской эсхатологии» , Натаниэль Шмидт.