6000 год
Часть серии о |
иудаизм |
---|
Часть серии о |
Каббала |
---|
Часть серии о |
Эсхатология |
---|
Согласно классическим еврейским источникам, еврейский год 6000-й знаменует собой самое позднее время начала мессианской эпохи . Талмуд , [2] Мидраш , [3] и Зоар [4] уточните, что дата появления Мессии составляет 6000 лет от сотворения мира.
Согласно традиции, еврейский календарь начался во время создания, то есть в 3761 году до нашей эры. [5] Текущий (2023/2024) еврейский год — 5784. Согласно этому расчету, начало 6000-го года произойдет с наступлением темноты 29 сентября 2239 года. [6] и конец наступит с наступлением темноты 16 сентября 2240 года. [7] по григорианскому календарю .
Предыстория и анализ
[ редактировать ]Вера в то, что седьмое тысячелетие будет соответствовать мессианской эпохе , основана на универсальном применении концепции Шаббата . На основании Псалмов 90:4 считается, что один из «Божьих дней» соответствует 1000 годам нормального человеческого существования. Точно так же, как (в Библии) Бог сотворил мир за шесть дней работы и освятил седьмой день как день отдыха, [8] Считается, что за шестью тысячелетиями нормальной жизни последует одно тысячелетие покоя. Подобно тому, как Шаббат — это священный «день покоя» и мира, время, представляющее радостное удовлетворение от трудов, завершенных в течение предыдущих 6 дней, [9] точно так же седьмое тысячелетие будет соответствовать всеобщему «дню покоя» и мира, времени «завершения» «работы», выполненной за предыдущие шесть тысячелетий.
Талмуд также проводит параллели между годом Шмиты (субботатика) и седьмым тысячелетием: шесть тысячелетий земля будет обрабатываться, в то время как в течение седьмого тысячелетия мир останется «нетронутым». [2]
Согласно двум мнениям в Талмуде (рав Катина и Абайе), мир будет харов (разрушен или опустошен). [10] ) в течение седьмого тысячелетия, что предполагает менее положительный результат.
Примирение между традиционной иудейской эпохой мира и нынешней научно обоснованной эпохой мира выходит за рамки этой статьи: некоторые используют буквальный подход (как в случае с креационизмом молодой Земли ), а другие (например, Джеральд Шредер ) подход, примиряющий светские научные позиции. Вопреки распространенному мнению, еврейский календарь начинается с сотворения Адама, а не с сотворения Вселенной. [11]
Источники
[ редактировать ]Талмуд и Мидраш
[ редактировать ]Талмуд : комментирует
Рав Катина сказал: «Шесть тысяч лет будет существовать мир, и одну [тысячу] он будет в запустении ( харов ), как написано: «И один Господь будет вознесен в тот день». ( Исайя 2:11 )»
Абайе сказал: «Две [тысячи лет оно будет] пустынным, как написано: «Через два дня Он оживит нас, на третий день Он воскресит нас, чтобы мы могли жить в Его присутствии». ( Осия 6:2 ).
Танна мушмат учил в соответствии с равом Катиной: «Подобно тому, как год Шмиты приходится на один год из семи лет, так и в мире есть одна тысяча лет из семи тысяч, которые остаются под паром ( ) , как написано: «И один Господь будет возвышен в тот день» (Исайя 2:11); и далее написано: «Псалом и песнь для дня Шабата» ( Псалмы 92:1 ) – имея в виду день, который является полностью Шабатом – а также сказано: «Ибо тысяча лет в глазах Твоих [Бога] — всего лишь день, прошедший». ( Псалмы 90:4 )»
Танна из школы Элияху учил: «Мир состоит из шести тысяч лет: две тысячи несформированных ( тоху ), две тысячи лет Торы , две тысячи лет эпохи мессии — но из-за наших многочисленных грехов многие из них уже был потерян». [2]
Мидраш комментирует в «Пирке де-рабби Элиэзер» :
Шесть эонов для входа и выхода, для войны и мира. Седьмой эон — это полностью Шаббат и покой на всю жизнь. [3]
Каббала
[ редактировать ]Зоар : утверждает
В 600-м году шестой тысячи [т. е. в 5600 году, или 1839–1840 гг. н. э.], врата горней мудрости и источники низшей мудрости откроются. Это подготовит мир к вступлению в седьмую тысячу, точно так же, как человек готовится к закату в пятницу к субботе. [12]
Зоар поясняет далее:
Искупление Израиля произойдет посредством мистической силы буквы «Вав» [которая имеет числовое значение шесть], а именно, в шестом тысячелетии. ... Счастливы те, кто останется в живых в конце шестого тысячелетия, чтобы войти в Шаббат, который является седьмым тысячелетием; ибо это день, назначенный Святому, чтобы совершить союз новых душ со старыми душами в мире. [13]
Зоар также утверждает, что каждый из семи дней творения в первой главе Бытия соответствует одному тысячелетию существования естественного творения. [13] В этих рамках Шаббат (день отдыха) соответствует седьмому тысячелетию, эпохе всеобщего «покоя» — Мессианской Эре.
Ришоним и Ахароним
[ редактировать ]Тему седьмого тысячелетия, представляющего Мессианскую эпоху, разрабатывают многочисленные ранние и поздние еврейские учёные, в том числе Раши , [14] Рамбан , [15] Хаим Виталь , [16] Исаак Абарбанель , [17] Авраам ибн Эзра , [18] Рабейну Бахья , [19] Раввин Яаков Кули (автор книги «Меам Лоэз» ), Виленский Гаон , [20] Любавичский Ребе , [21] Рамхаль , [22] и Арье Каплан . [23]
Принятие идеи седьмого тысячелетия, представляющей мессианскую эпоху, несмотря на разделение ашкенази - сефардов , хасидов - миснагдим , а также на основе рационального Талмуда и мистической каббалы , показывает центральную роль этой идеи в традиционном иудаизме.
Раши
[ редактировать ]Раши проводит параллель между покоем, переживаемым в настоящее время в Шаббат , и тем, что будет переживаться в седьмом тысячелетии: «Миру предопределено существовать в течение шести тысяч лет, как дни недели, седьмой день недели — Шаббат. ; так же и в седьмом тысячелетии в мире будет спокойствие». [14]
Рамбан
[ редактировать ]Рамбан писал, что шестое тысячелетие увидит пришествие Мессии, а седьмое тысячелетие станет Шабатом «Грядущего мира», в котором праведники воскреснут и возрадуются. Он утверждал, что в Бытии 2:3 («И благословил Бог день седьмой и освятил его») говорится о Его благословении грядущего мира, которое начнется в седьмом тысячелетии. [24]
дети
[ редактировать ]Рабейну Бахья писал, что седьмое тысячелетие последует за Мессией и воскресением и станет временем «великой вечной радости» для тех, кто заслужил воскресение. В этом случае, объяснил он, точно так же, как человек готовится в течение шести дней недели к Шабату, так же нужно готовиться в течение шести тысяч лет к седьмому. [19]
Абарбанель
[ редактировать ]Дон Исаак Абарбанель писал, что, подобно структуре недели Творения, мир будет существовать в течение шести тысяч лет, причем седьмое тысячелетие будет Хефсек (перерыв) и Швита (отдых), как Шаббат , Шмита и Йовель. . [17]
Хаим Виталь
[ редактировать ]Хаим Виталь писал, что тот, кто хочет знать, что произойдет в последние дни, должен изучить первые семь дней творения. Каждый день творения представляет собой 1000 лет, а седьмой «день», начинающийся с 6000 года, представляет собой день покоя. [16]
Раввин Джейкоб Кули
[ редактировать ]В разделе «Меам Лоэз» , развивающем параллели между Исходом из Египта и Окончательным искуплением, раввин Яаков Кули пишет: «Кажется логичным предположить, что молитвы, произнесенные сегодня об искуплении, более приемлемы, чем те, которые были сказаны ранее. времена. ... В прежние времена искупление было в далеком будущем. Поэтому, чтобы их молитвы имели какой-либо эффект, людям приходилось усиленно молиться. искупление должно было произойти. Однако теперь до этого времени осталось всего 500 или 200 лет, и чем ближе оно, тем легче молитвам быть принятыми». [25] В сноске к этому заявлению раввин Арье Каплан пишет: «Это было написано в 5492 (1732) году. Поскольку существовала традиция, что Мессия должен был прийти до [конца] 6000 (2240) года, было только [около] 500 лет осталось до того, как должно было наступить искупление. Существовала также традиция, согласно которой искупление должно было начаться через 200 лет [последние 500 лет], то есть к 5700 году ([т. е. 1939–] 1940 гг.). . Казалось бы, это подтверждает утверждение о том, что образование современного государства Израиль является началом искупления». [26]
Виленский Гаон
[ редактировать ]Виленский Гаон писал:
Каждый день Творения указывает на тысячу лет нашего существования, и каждая маленькая деталь, произошедшая в эти дни, будет иметь соответствующее событие в пропорциональное время в течение своего тысячелетия. [20]
Шаги Мессии (עִקְּבוֹת מְשִׁיחַ) начались в первый час пятничного утра шестого тысячелетия, то есть года Пятьсот [т.е. 1739–1740 гг. н. э.], и с каждым часом шаги продолжали прогрессировать во многих аспектах [ср. . М Авот 1:1; БТ Синедрион 38а]. Как известно, каждый час состоит из сорока одного года и восьми месяцев [альт., 41.666], считая с того времени, как ослаблись узы на пятах Мессии, как сказано: Ты разрешил узы мои (Псалом 115:16). ), и как показано в: В указе Он объявил это Иосифу. … «Я избавил его плечо от ноши, его ладони освободились от хода » (Псалмы 81:6–7). Начиная со второго часа [т.е. с 8 месяцев до 5541 г. (т.е. 1781 г. н.э.)], на сцену вышел весь Дом Израиля, как в целом, так и в отношении каждого отдельного члена нации, по приказу выше, о Мессии начала искупления, а именно о Мессии, Сыне Иосифа. [27]
Рамхал
[ редактировать ]Рамхал писал , что седьмое тысячелетие будет временем покоя, которого заслужат праведники. [28]
Любавичский Ребе
[ редактировать ]Любавичский Ребе Менахем Мендель Шнеерсон объяснил, что в 5750 году по еврейскому календарю (т.е. 1989–1990 гг. н.э.) тысячелетние «часы времени» достигли времени «кануна» Шаббата ; то есть это эквивалент дня пятницы перед Шаббатом. [29] Точно так же, как солнечный полдень отмечает время, когда прошли три четверти (18 из 24 часов) еврейских суток, 5750 год отмечает, когда прошли три четверти шестого тысячелетия.
В еврейском законе рекомендуется избегать нормальной работы в течение нескольких часов (2,5 или 5,5 часов) перед Шабатом, чтобы оставить время для подготовки к Шабату. [30] По аналогии, можно было бы подготовиться к пришествию мессии до 6000 года; 2,5 или 5,5 часов будут соответствовать примерно 104 или 229 годам соответственно, то есть 5896 году (т. е. 2135–2136 гг. н. э.) или 5771 году (т. е. 2010–2011 гг. н. э.).
Любавичский Ребе, как и другие, утверждал, что Мессия должен прибыть к наступлению Шаббата или раньше него , в 6000 году. [29]
Конец 2024 года нашей эры приходится на 5784 год по еврейскому календарю, который приходится на 12:48 вечера Тысячелетней пятницы.
Шломо Эльяшив
[ редактировать ]Каббалист раввин Шломо Эльяшив писал в «Друшей Олам ха-Тоху»:
Вот почему так много времени должно пройти со времени творения до времени Тиккуна (букв. «исправление», пришествие Машиаха). Все силы Гвурот (строгий суд) коренятся в шести сфирот — Хесед , Гвура , Тиферет , Нецах , Ход , Йесод — которые представляют собой шесть дней творения… а также 6000 лет истории, в течение которой будет существовать мир. .И внутри [шести сфирот ] находятся корни всего, что произойдет от шести дней творения до Заключительного Тиккуна. ...Мы обнаруживаем, что все происходящее - результат искр времен Тоху, Хаоса... [31]
Арье Каплан
[ редактировать ]Раввин Арье Каплан пишет:
Никогда еще человечество не сталкивалось с таким широким спектром возможностей. Никогда прежде в его распоряжении не было такой огромной силы, которую можно было использовать во благо или во зло. ... Нам нет нужды вдаваться в подробности, но за последние сто лет или около того произошел непревзойденный за всю человеческую историю рост знаний. ... Конечная цель исторического процесса - совершенствование общества... это то, что мы называем Мессианским веком. ...Почти 2000 лет назад Зоар предсказал: «В 600-м году шестой тысячи врата горней мудрости и источники низшей мудрости откроются. Это подготовит мир к вступлению в седьмую тысячу, так же, как человек готовится сам к закату в пятницу в субботу. Здесь то же самое, и мнемоника для этого такова (Быт. 7:11): «В 600-м году... все основания великой бездны раскололись». ясное предсказание, что в 5600 еврейском году [или 1839–1840 гг. н. э.] откроются источники низшей мудрости и произойдет внезапное расширение светских знаний. [23]
Эстер Юнгрейс
[ редактировать ]В интервью Национальному радио Израиля ребецн Эстер Юнграйс сказала следующее:
Слушайте внимательно, друзья, что я вам говорю. Всевышний [Имя], Элокей Исраэль [Бог Израиля] создал этот мир, в котором мы живем сегодня, за шесть дней.
Каждый день длился тысячу лет. Этот мир, каким мы его знаем сегодня, не сможет просуществовать более 6000 лет. Прямо сейчас мы находимся в 5769 году (2008-09), что означает, что это Эрев [канун] Шаббата мира. К 6000 году Машиах должен быть здесь. Он мог прийти гораздо раньше. Но к 6000 году он должен быть здесь. ... Виленский Гаон сказал, что последняя война, Мильхемет [война] Гог уМагог , продлится всего 12 минут, потому что у них будет такое оружие. ...
Мы знаем, что окончательное искупление, последняя Геула будет таким же, как когда вы покинули Египет – только одна пятая часть нашего народа покинула Египет. Четыре пятых погибли... во время чумы тьмы.
Поэтому я обращаюсь к каждому еврею. Каждое негативное пророчество можно изменить. Мы можем привести Машиаха сегодня. Сейчас мы живем в период, называемый Эрев Шаббат.
Это Эрев Шаббат, потому что, когда придет Машиах, это будет день, который станет всем Шабатом, седьмой день. ...
Давайте нанесем Шаббат пораньше, и давайте нанесем Шаббат с менухой [легкостью], с шаломом [миром], с симхой [счастьем] – возможно ли это? Абсолютно?! Каждое негативное пророчество можно изменить. [32]
См. также
[ редактировать ]- Еврейская эсхатология
- Мессия в иудаизме
- Иисус Христос
- Третий Храм
- Каббалистические подходы к наукам и гуманитарным наукам
- Милленаризм
- Теория Дня Тысячелетия
- Второе пришествие
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Синедрион 97а ; часть этого отрывка воспроизведена в Рош ха-Шана 31а и Авода Зара 9а.
- ^ Jump up to: а б Пиркей Де-Рабби Элиэзер , 18:12
- ^ Зоар (1:117а); Зоар Вайера 119а
- ↑ Энциклопедия World Book, C-Ch, запись в разделе «Календарь».
- ^ «Хош Ха-Шана 2239 — Еврейский Новый год — Hebcal | Hebcal Еврейский календарь» . www.hebcal.com . Проверено 03 января 2024 г.
- ^ «Конвертер дат на иврите — 29 элула 6000 года | Еврейский еврейский календарь» . www.hebcal.com . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Исход 20:10 и т. д.
- ^ Бытие 2:3 ; Исаия 58:13–14
- ^ Словарь Ястрова: Харов
- ^ Слифкин, Натан (2012). Вызов творения . Гефен. п. 178. ИСБН 978-965-229-594-1 . OCLC 824522354 .
Вопреки распространенному мнению, еврейский календарь начинается не с сотворения мира. Вместо этого оно начинается с сотворения человека.
- ^ Зоар 1:117а
- ^ Jump up to: а б Зоар, Вайера 119а
- ^ Jump up to: а б Раши, комментарий к Аводе Зара 9а св. шесть тысяч лет.
- ↑ Рамбан, Бытие 2:3.
- ^ Jump up to: а б Ликутим Хадашим - Друш 7
- ^ Jump up to: а б Абарбанель, Бытие 2:3
- ^ Рамбан цитирует Ибн Эзру в книге Левит (25:2)
- ^ Jump up to: а б Р. Бахия, Бытие 2:3
- ^ Jump up to: а б Сафра Д'Цниуса, Ch. 5
- ^ Сефер ха-Сихос 5750:254
- ^ Дерех Ашем 4:7:2
- ^ Jump up to: а б Арье Каплан, Настоящий Мессия , NCSY, Mesorah Publications, 2002. Переиздано в Антологии Арье Каплана, том 1, стр.318.
- ^ Рамбан, Шаар ха-Гемуль, гл. 58
- ^ Антология Торы Меам Лоэз раввина Яакова Кули Перевод раввина Арье Каплана Исход II, стр. 117 Издательская корпорация Мознаим, 1979 г.
- ^ Антология Торы Меам Лоэз раввина Яакова Кули в переводе раввина Арье Каплана. Исход II, стр. 381, сноска 71. Издательство Мознаим, 1979.
- ^ Раввин Гилель Ривлин от имени Виленского Гаона. Голос горлицы 1:4 .
- ^ Дерех Ашем 1:3:9, Дерех Ашем 4:7:2
- ^ Jump up to: а б Хадран о Мишне Торе, 5745 г., и Сихос Шаббос Глава Вайейцеи, 5752 г.
- ^ Подготовка к Шабату: законы пятницы.
- ^ Друшей Олам ХаТоху 2:151б
- ^ « Это Эрев Шаббат мира » . 27 октября 2008 г.