Каббалистические подходы к наукам и гуманитарным наукам
Концепции и структуры еврейской каббалы используются в современном мире для открытия сравнительного диалога и взаимного обогащения современными светскими дисциплинами в области естественных и гуманитарных наук . Это необычное явление, поскольку оно требует широкого внутреннего понимания как традиционалистской Каббалы, так и современной светской мысли, а по социальным причинам еврейская современность стала свидетелем изоляции и укоренения между ними. Квалифицированные авторитеты в обеих традициях включают современных традиционалистских ортодоксальных учителей Каббалы , а также неокаббалистических и академических ученых, которые читают Каббалу критически, универсалистски.
Традиционные каббалистические взгляды на материальный мир и вытекающие из него «низшие мудрости» были двойственными по сравнению с «высшей мудростью» Торы . В то время как физический мир является царством, где преобладает нечистота и Божественность скрыта , мессианская цель рассматривает союз низшей и высшей мудрости как необходимое условие для искупления и абсолютного откровения Бога. По мере того как поколения продвигаются к будущему искуплению, искры божественности в низших мудростях проясняются по мере того, как науки и гуманитарные науки созревают, углубляются и восходят к своему эсхатологическому союзу с высшими Божественными мудростями. Происходящие из физического мира множественности, науки и гуманитарные науки представляют собой частичные взгляды на Реальность, оторванные от единого Божественного взгляда Каббалы. Они преодолевают жесткие догмы, обнаруживая внутри себя парадоксы , самоограничения и общие точки зрения. Одновременно с этим высшая мудрость Каббалы постепенно спускается, становясь все более раскрытой и проясняется путем извлечения аналогий, разработанных низшими мудростями. Брак между ними исцеляет предыдущее. мессианское разделение «вод» (мудростей), выраженное в Бытие 1:7 : «И создал Бог твердь, отделив воду, которая была под твердью, от воды, которая была над твердью».
Традиционные сепаратисты -харедим, верующие в каббалу, рассматривают участие в светской мысли как опасное для тех, кто не обладает соответствующей квалификацией, но как искупительное для тех мудрецов, которые могут прояснить единство, особенно с помощью точных наук . Обогащение диалога между Каббалой и светскими мудростями возможно с появлением современных и постмодернистских идей углубления в науках и гуманитарных науках, хотя гуманитарные науки, связанные с исторической критикой в религиоведении, определяют главную угрозу традиционалистским взглядам на Откровение и развитию современной еврейской философии. номиналы . Напротив, неокаббалистические подходы приветствуют взгляды на Откровение, совместимые с критическими точками зрения модернизма или открытого православия , еврейского феминизма и неортодоксального иудаизма .
Среди каббалистов на пороге современности Виленский Гаон (18 век) предвидел разворачивающееся мессианское каббалистическое искупление наук. В начале 20-го века Авраам Исаак Кук описал мистический процесс, в котором светское бессознательно углубляет священное. Нынешнее поколение стало свидетелем распространения синтеза каббалы и светской мудрости, движимого еврейской деятельностью , традиционной и неохасидской духовностью, публикацией эзотерических мистических работ, глубокой вовлеченностью как в еврейскую, так и в светскую культуру, ревизионистскими идеями, совместимыми с мистицизмом в светских мудростях. и современный расцвет новых исследований и взглядов еврейской мистической академии .
Каббалистические взгляды
[ редактировать ]Часть серии о |
Каббала |
---|
Гармонизация или противостояние
[ редактировать ]Традиционалистская каббала и ее развитие в хасидском иудаизме часто отрицательно относились к светским мудростям. Хотя некоторые исторические каббалисты изучали канон средневековой еврейской философии , а иногда и математики и естественных наук, ее отношение к средневековой еврейской философии (построенной на древнегреческой науке и космологии) было неоднозначным. Распространение каббалы началось в 12 веке с целью остановить рационалистическое влияние Маймонида в контексте споров по поводу его учения . Тем не менее философская терминология еврейской философии, как неоплатонической , так и аристотелевской , пронизывала системы каббалистов, интерпретируя их мистическим образом. Каббалистическое изречение: «Каббала начинается там, где заканчивается философия». [1] выражали свои претензии на превосходные знания, но их также можно рассматривать как признание основ, заложенных еврейской философией. Каббалаисты считали, что они могут видеть дальше, давая мифологические и психологические ответы на философские вопросы, но опираясь на плечи философии. Каббалисты, конечно, были против догматического рационализма , но такие мистики, как систематик Моисей Кордоверо (16 век), выражали свое влияние и высокую оценку глубокого философского очищения еврейского богословия от ошибочных телесных интерпретаций, повсеместно установленных Маймонидом , Кордоверо. в диалектическом использовании воображения, чтобы понять, а затем отвергнуть антропоморфические концепции в Каббале. [2] Иуда Лев бен Бецалель (16 век) выражал мистические идеи в философской и научной терминологии своего времени, высоко оценивая естественные науки, если они подчиняются откровению.
Каббалистические взгляды на светские исследования формировались как под влиянием мистических взглядов, так и социального контекста. Шнеур Залман из Ляд (18 век) выражает опасность нечистых светских мудростей для общей веры, а также скрытую в них божественность для таких великих мудрецов, как философ Маймонид (12 век) и мистик Нахманид (13 век), которые могут прояснить их единство. с Торой , раскрывая новые эзотерические измерения:
«Занятие науками народов мира… входит в категорию занятий несущественными делами, поскольку речь идет о грехе пренебрежения Торой… Более того, нечистота науки больше, чем нечистота праздной речи… Таким образом, это запрещено, если только человек не использует [эти знания] как полезный инструмент, а именно, как средство [заработка средств к существованию], с помощью которого можно служить Богу… или если он не знает, как применить их в служении Богу или к лучшему пониманию Его Торы [т.е. в манере] Маймонида и Нахманида…»
Домессианская эпоха
[ редактировать ]Каббала (например, Нахманида комментарий к Торе ) соотносит 7 Дней Творения в 1-й главе Книги Бытия с 7 нижними сефиротами Божественных атрибутов от Хесед до Малкут . Они составляют «Открытый мир» Божественного эмоционального выражения, контрастирующий с первыми тремя сфирот «Скрытым миром» Божественного разума. Талмуд [4] соотносит 6 дней, когда Бог активно творит, с 6000 годами Творения в традиционном еврейском календаре , причем 7-й день соответствует мессианской эры 1000 годам субботнего покоя .
Зоар (распространен в 13-15 веках н. э.) , Центральный текст Каббалы комментирующий стих: «В шестисотый год жизни Ноя, в семнадцатый день второго месяца, в этот день прорвались все источники великой бездны, и шлюзы небес открылись» ( Бытие 7:11), повествует, что в 600-м году (или 600 лет — 6-й век, 500-600) 6-го тысячелетия откроются шлюзы мудрости вверху и внизу, подготовить мир к мессианской эпохе:
В VI веке VI тысячелетия (т.е. в 5500–5600 годах по еврейскому календарю, что соответствует 1740–1840 годам н.э.) появились врата мудрости сверху (Каббала) и источники мудрости снизу (наука, техника, и светская мысль) будут открыты, и мир будет готовиться к вступлению в 7-е тысячелетие точно так же, как готовятся в 6-й день недели (пятница), когда солнце вот-вот сядет (к 7-му дню – еврейскому Шабату). ). [5]
В течение домессианского 6-го тысячелетия, ведущего к 6-му веку, отдельные врата «50 врат мудрости» будут открываться последовательно, но с 600 года (1840 г. н.э. по светскому календарю) откроются все врата, что позволит совершить совокупное открытие. с этого момента о высшей и низшей мудрости, которые наводнят мир, подготавливая его к откровению Абсолютного Божественного Единства в 7-м тысячелетии. Особенно это произойдет в последнем поколении мессии, когда «даже маленькие дети будут знать тайны Торы». Это мистическое предсказание соответствует раннему появлению модернистской светской мысли в 1740-1840-х годах, которая сломала условности, жесткость и ограничения ранней современной мысли. Среди новых идей, появившихся с тех пор, некоторые явно совместимы с традиционным каббалистическим мистицизмом, некоторые совместимы с расширяющимися нефундаменталистскими неокаббалистическими взглядами на Откровение, некоторые ожидают более глубокого разъяснения своего божественного единства с Торой. Среди новых идей, которые открыто поддаются единению с каббалистическими идеями, можно назвать Гегелевская диалектика (начало 1900-х), квантовая механика (начало 1900-х), фрейдистская и юнгианская глубинная психология (начало 1900-х), постмодернистская деконструкция (конец 1900-х), теория струн (конец 1900-х).
Биологическая эволюция (развитая с 1860-х годов на основе Дарвина и Менделя ), хотя и обеспечивает основу современного Нового Атеизма , изучалась как потенциально действительные «падшие» аспекты Божественности традиционным каббалистом Ицхаком Гинзбургом . [6] [7] Атеистические взгляды, такие как взгляды Ницше (конец 1800-х годов), приветствовались ортодоксальным мистиком Авраамом Исааком Куком и ученым-неокаббалистом Сэнфордом Дробом как необходимый уточняющий диалектический полюс в каббалистическом человеческо-божественном панентеистическом взгляде на Бога. [8] Светская документальная критика Торы (1700-е годы) и феминистская критика обсуждаются в «Открытом ортодоксальном и неортодоксальном иудаизме» как взгляды, которые могут расширить развивающееся человеческое понимание трансцендентной мистической Торы Каббалы. [9] [10]
В предсказании Зоара говорится, что в (или начиная с) 1740-1840 годов н.э. (или 1840 года) откроются как «низшие (человеческие) мудрости» светской мысли, так и «высшие (божественные) мудрости» Каббалы. . Распространение высшей мудрости сегодня можно найти в современном расцвете академических кругов еврейского мистицизма с середины 20-го века, которые каталогизировали, публиковали и интерпретировали исторические каббалистические тексты, предлагая проницательные исторические, феноменологические и сравнительно-научные новые понимания ранее неопубликованных и эзотерические рукописи, развитие мысли и мистические техники. Это раскрытие продолжается, как и распространение иудейской каббалы в еврейской среде . Источник божественной мудрости эпохи 1740–1840 годов среди литовских евреев -нехасидов приписывается эзотерической мессианской каббалистической школе Виленского Гаона (1720–1797), которая эзотерически подготовила продолжающийся союз каббалы и науки «Мессия бен Иосиф». , [11] и публикация ранних текстов Каббалы. [12] Среди хасидского иудаизма новым измерением «высшей мудрости» является хасидская мысль , инициированная Баал Шем Товом с 1730-х годов и развившая к середине 1800-х годов свои классические школы, которые связывали трансцендентную Каббалу с психологическим внутренним божественным опытом человека. [12] В интеллектуальной школе хасидизма Хабад хасидская мысль представляет собой новый уровень Божественного откровения, превосходящий каббалу, а также концепции и структуры мысли Торы. Четыре уровня Пардеса в интерпретации Торы соответствуют Четырем Мирам и восходящим уровням души, а Каббала соответствует Ацилуту , Божественному откровению, Мудрости и трансцендентной душе. Хасидская мысль соответствует сущности души Ехида, сокровенному Божественному Восторгу, укорененному в Божественной Сущности Ацмус , сущности Торы и мессианской сущности мира. Как сущность пронизывает и объединяет все остальные уровни Торы, так и хасидизм находит выражение как в Каббале, так и в материальности, эзотерической и экзотерической. Раскрывая общую Божественную Сущность как в духовном, так и в физическом плане, хасидская мысль через ее концептуальное выражение в Хабаде является предвкушением мессианской эпохи. [13] В бреславском хасидизме Нахман из Бреслова считал себя следующим откровением Каббалы, преемником и охватывающим откровения Исаака Лурии и Баал Шем Това . [14] Любавичский Ребе цитирует мидраш о том, что «Бог заглянул в Тору и сотворил Мир», говоря, что именно новые откровения божественной «высшей мудрости» в этот период вызывают «низшую мудрость» светской мысли, науки и техники. тоже предстоит открыть. [15]
Традиционалистская Каббала против Неокаббалы
[ редактировать ]Традиционалистская каббала охватывает , основанный на авторстве Моисея фундаменталистский взгляд на откровение Торы , а также откровенные ранние истоки еврейского мистицизма , такого как Зоар . Укореняя все творение и каждую индивидуальную сущность в Абсолютном Божественном происхождении, традиционные каббалисты также обычно придерживались метафизического партикуляристского различия в проявленной Божественности между душами евреев и неевреев, скрытых глубоко внутри различных форм «божественной искры», оживляющей каждого. Эта точка зрения была подкреплена в каббалистической вере историей антисемитизма до Холокоста , который сменился антисемитизмом в исламе с момента основания Государства Израиль. Традиционалистская каббала и модернистская неокаббалистическая адаптация представляют собой два расходящихся направления в интерпретации исторических текстов с точки зрения еврейского мистицизма . [16] Традиционные каббалисты исторически не признают обоснованность библейской критики или критической адаптации каббалистических идей к светским идеологиям. Тем не менее, современные традиционные каббалисты, понимающие светскую мысль, могут видеть истинный Божественный элемент, оживляющий то, что для них является ошибочным критическим взглядом на Тору. [17]
Неокаббалисты, такие как неохасидизм , адаптируют каббалу и хасидизм к современной критической мысли. Они видят положительную пользу в развитии исторической каббалы и иудаизма для современных проблем, сохраняя при этом духовность еврейских традиций и их соблюдения. Они находят фундаменталистские и партикуляристские понятия проблематичными, приветствуя нефундаменталистские взгляды на Откровение в иудаизме, а также критические исследования библейских, талмудических и мистических текстов , включая позднюю датировку Зоара. Сопутствующие элементы исторической Каббалы, такие как числовые перестановки текста Торы, преуменьшаются, в то время как новые выражения и сравнения еврейского мистицизма исследуются . Они универсализируют учение Каббалы, переводя еврейское Божественное восприятие, выраженное через духовность еврейских обрядов , в личную экзистенциалистскую духовность. Для неокаббалистов проблематичная метафизика, разделяющая евреев и неевреев, растворяется в антиномических границах ограниченных концепций Божества, выделенных в классической каббалистике. герменевтический смысл Бесконечной Божественности , выраженный в Зоаре и других текстах. [18] [19]
Ученые
[ редактировать ]Sanford Drob
Джоэл Бакст
См. также
[ редактировать ]- Тора нации
- Еврейские взгляды на эволюцию
- Еврейская реакция на разумный замысел
- Связь между религией и наукой
- 6000 год
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Моисей Бургосский (конец 13 века) заявил: «Эти философы, чью мудрость вы восхваляете, заканчиваются там, где мы начинаем». Основные тенденции в еврейском мистицизме , Гершом Шолем, Schocken 1995, стр. 24.
- ^ Еврейская религия - спутник , Луи Джейкобс, Оксфорд, 1995, запись: Кордоверо, Моисей.
- ^ «Глава 8 — Ликутей Амарим» . сайт Chabad.org . Проверено 26 октября 2015 г.
- ^ Вавилонский Талмуд Рош ха-Шана 31а и Синедрион 97а
- ^ Зоар Вайейра , 117а.
- ^ Шемитот и возраст Вселенной с сайта Inside.org.
- ^ Дыхание жизни: Тора, Разумный замысел и эволюция , Ицхак Гинзбург, публикации Гал Эйнай. Индекс Торы, эволюции и разумного замысла на сайте Inside.org. Ссылки на аудиозаписи семинаров в настоящее время не работают (получено 3/2020). Семинар рассматривает каббалистические взгляды на вопрос эволюционной теории о том, почему наследственность развилась посредством неэффективного процесса двух полов.
- ^ «Единственный Бог, который может спасти нас (от самих себя):» Каббала, догматизм и открытая экономика мысли , Сэнфорд Дроб
- ^ thetorah.com Современные и открытые православные дебаты о высшей библейской критике в изучении Торы, основанные на традиционных талмудических, философских и мистических взглядах на Тору.
- ^ Расширение дворца Торы: православие и феминизм , Тамар Росс , издательство Brandeis University Press, 2004. На основе взгляда Авраама Исаака Кука на трансцендентную мистическую Тору.
- ^ Тайная доктрина Виленского Гаона: Машиах бен Йосеф и мессианская роль Торы, Каббалы и науки (Том 1), Джоэл Дэвид Бакст, Город Луз, 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Мессианская роль науки и технологий от cityofluz.com
- ^ О сущности хасида Менахема Менделя Шнеерсона , Кехот, 2012 г.
- ^ Свиток тайн: скрытое мессианское видение Р. Нахмана из Бреслава , Цви Марк, Academic Studies Press 2010 - «Марк подчеркивает новаторское самопонимание Р. Нахмана и его ощущение того, что он является последним откровением хасидизма, даже более высоким чем у его прадеда, Баал Шем Това и Маггида из Мезериха». Мистика и безумие: Религиозная мысль раввина Нахмана из Брацлава , Цви Марк, Континуум 2009, стр. 188-189, стр. 200 - «все 4 центральные фигуры, в которых Р. Нахман видел своих духовных предшественников: Моисей, Шимон бар Йохай, Ари и Баал Шем Тов».
- ^ О сущности хасидизма , Менахем М. Шнеерсон, Кехот, Приложение о природе хасидской мысли, цитирующее этот отрывок из Зоара.
- ^ 19 Каббалистические идеи: философские последствия новой каббалы , Сэнфорд Дроб. «Существует ли только одна «Каббала»? Каббала, как и многие великие мировые духовные и текстовые традиции, многослойна и многоструктурна. Те, кто приближается к ней, неизбежно должны сосредоточиться на одном или двух из ее нескольких аспектов, в то время как де - подчеркивание и даже игнорирование других.... С ростом интереса к Каббале как внутри еврейских кругов, так и за их пределами, может показаться, что можно изучать «Каббалу», изучаемую ортодоксальными (например, хасидскими) евреями, с одной стороны, и академические исследователи еврейского мистицизма, с другой стороны, такое распространение интерпретаций не обязательно является чем-то плохим... Моя цель состоит в том, чтобы обрисовать ряд «каббалистических» идей, идей, которые, хотя и не всегда прямо излагаются самими каббалистами, но тем не менее, неявно присутствуют в их символах и мировоззрении... Несомненно, многие не согласятся с моей характеристикой этих идей как каббалистических, а некоторые даже заходят так далеко, что считают, что Каббала требует полной противоположности идей, которые я излагаю. Это неизбежно по ряду причин, некоторые из которых (например, каббалистический взгляд на бесконечную интерпретацию текстов и их понимание совпадения противоположностей) должны стать совершенно очевидными по мере нашего продвижения. Тем не менее, независимо от того, во что кто-то верит относительно своей каббалистической «родословной», я считаю, что идеи, изложенные здесь, достойны рассмотрения сами по себе и заслуживают места в том, что я назвал «Новой Каббалой», Каббале, соответствующей Каббале. и жизненно важно для нашего времени».
- ^ Вопросы и ответы: Есть ли что-нибудь святое в феминизме? , Еврейский феминизм: хасидское видение , Ицхак Гинзбург , с сайта Inside.org
- ^ О каббале и ее символизме , Гершом Шолем, Schocken 1996, «Глава 2: Значение Торы в еврейском мистицизме». Выражает безграничную трансцендентную Мистическую Тору с Бесконечной множественностью значений/отсутствием значений, связанных с парадоксом Эйн Соф над Бытием/Небытием.
- ^ Тора Древа Жизни: каббалистические размышления о герменевтике бесконечности у Шолема, Иделя, Дэна и Тишби , Сэнфорд Дроб. «Современные исследования Каббалы сосредоточили значительное внимание на взглядах каббалистов на язык и интерпретацию. Одна из причин этого, как заметили Моше Идель и другие, заключается в том, что существует важное сходство между каббалистической концепцией бесконечных смысловых слоев в Священных Писаниях. и современные философские идеи относительно бесконечной интерпретируемости как текстов, так и мира. В этом эссе я сделаю обзор некоторых недавних исследований по каббалистической герменевтике и попытаюсь показать, к чему не только приведет тщательное рассмотрение каббалистических представлений о «бесконечной интерпретации». к новому пониманию значимости Каббалы для современной мысли, но также и к радикально новому пониманию отношения Каббалы к Торе и религиозной жизни».
Публикации
[ редактировать ]- Тайная доктрина Виленского Гаона : Машиах бен Йосеф и мессианская роль Торы, Каббалы и науки (Том 1), Джоэл Давид Бакст, Город Луз , 2013 г.
- Тайная доктрина Виленского Гаона : Иосифов Мессия, Левиафан, Метатрон и Священный Змей (Том 2), Джоэл Дэвид Бакст, Город Луз , 2013 г.
- За пределами Каббалы - Учения, которым нельзя преподавать: подготовка к мессианской эпохе и ее будущему , Джоэл Дэвид Бакст, CreateSpace 2014
- Духовная революция Рава Кука , Ари Зеев Шварц, Gefen 2018
- Мудрость: интеграция Торы и науки , Ицхак Гинзбург и Моше Генут, публикации Гал Эйнай, 2018 г.
- Академия Торы , Ицхак Гинзбург , публикации Гал Эйнай, 1995 г.
- Лекции по Торе и современной физике , Ицхак Гинзбург , публикации Гал Эйнай, 2013 г.
- Дыхание жизни: Тора, разумный замысел и эволюция , Ицхак Гинзбург , публикации Гал Эйнай, 2018 г.
- Преобразование тьмы в свет: каббала и психология , Ицхак Гинзбург , публикации Гал Эйнай, 2005 г.
- Символы Каббалы: философские и психологические перспективы , Сэнфорд Дроб, Аронсон, 1999 г.
- Каббалистические метафоры: еврейские мистические темы в древней и современной мысли , Сэнфорд Дроб, Аронсон, 2000 г.
- Каббала и постмодернизм: диалог , Сэнфорд Дроб, издательство Питера Лэнга, 2008 г.
- Каббалистические видения: К.Г. Юнг и еврейский мистицизм , Сэнфорд Дроб, Spring Journal 2009 г.
- Скрытый Фрейд: его хасидские корни , Джозеф Берке, Routledge, 2018 г.
- Расширение Дворца Торы: православие и феминизм , Тамар Росс , Брандейс, 2004 г.
- Каббала и критика , Гарольд Блум , Блумсбери, 2005 г.
- Старый мир, новые зеркала: о еврейском мистицизме и мысли двадцатого века , Моше Идель , Пресса Пенсильванского университета, 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Главный указатель Торы и науки на внутреннем сайте Ицхака Гинзбурга.
- Запись на сайте newkabbalah.com Сэнфорда Дроба
- Запись на сайте cityofluz.com Джоэла Дэвида Бакста