Jump to content

Каббалистические подходы к наукам и гуманитарным наукам

Каббалистическая схема духовных миров , также подразумевающая нисхождение раскрытой мудрости и восхождение человеческой мудрости, множество слоев более глубокого смысла, способных быть раскрытыми, и окончательное единство всех дисциплин.

Концепции и структуры еврейской каббалы используются в современном мире для открытия сравнительного диалога и взаимного обогащения современными светскими дисциплинами в области естественных и гуманитарных наук . Это необычное явление, поскольку оно требует широкого внутреннего понимания как традиционалистской Каббалы, так и современной светской мысли, а по социальным причинам еврейская современность стала свидетелем изоляции и укоренения между ними. Квалифицированные авторитеты в обеих традициях включают современных традиционалистских ортодоксальных учителей Каббалы , а также неокаббалистических и академических ученых, которые читают Каббалу критически, универсалистски.

Традиционные каббалистические взгляды на материальный мир и вытекающие из него «низшие мудрости» были двойственными по сравнению с «высшей мудростью» Торы . В то время как физический мир является царством, где преобладает нечистота и Божественность скрыта , мессианская цель рассматривает союз низшей и высшей мудрости как необходимое условие для искупления и абсолютного откровения Бога. По мере того как поколения продвигаются к будущему искуплению, искры божественности в низших мудростях проясняются по мере того, как науки и гуманитарные науки созревают, углубляются и восходят к своему эсхатологическому союзу с высшими Божественными мудростями. Происходящие из физического мира множественности, науки и гуманитарные науки представляют собой частичные взгляды на Реальность, оторванные от единого Божественного взгляда Каббалы. Они преодолевают жесткие догмы, обнаруживая внутри себя парадоксы , самоограничения и общие точки зрения. Одновременно с этим высшая мудрость Каббалы постепенно спускается, становясь все более раскрытой и проясняется путем извлечения аналогий, разработанных низшими мудростями. Брак между ними исцеляет предыдущее. мессианское разделение «вод» (мудростей), выраженное в Бытие 1:7 : «И создал Бог твердь, отделив воду, которая была под твердью, от воды, которая была над твердью».

Традиционные сепаратисты -харедим, верующие в каббалу, рассматривают участие в светской мысли как опасное для тех, кто не обладает соответствующей квалификацией, но как искупительное для тех мудрецов, которые могут прояснить единство, особенно с помощью точных наук . Обогащение диалога между Каббалой и светскими мудростями возможно с появлением современных и постмодернистских идей углубления в науках и гуманитарных науках, хотя гуманитарные науки, связанные с исторической критикой в ​​религиоведении, определяют главную угрозу традиционалистским взглядам на Откровение и развитию современной еврейской философии. номиналы . Напротив, неокаббалистические подходы приветствуют взгляды на Откровение, совместимые с критическими точками зрения модернизма или открытого православия , еврейского феминизма и неортодоксального иудаизма .

Среди каббалистов на пороге современности Виленский Гаон (18 век) предвидел разворачивающееся мессианское каббалистическое искупление наук. В начале 20-го века Авраам Исаак Кук описал мистический процесс, в котором светское бессознательно углубляет священное. Нынешнее поколение стало свидетелем распространения синтеза каббалы и светской мудрости, движимого еврейской деятельностью , традиционной и неохасидской духовностью, публикацией эзотерических мистических работ, глубокой вовлеченностью как в еврейскую, так и в светскую культуру, ревизионистскими идеями, совместимыми с мистицизмом в светских мудростях. и современный расцвет новых исследований и взглядов еврейской мистической академии .

Каббалистические взгляды

[ редактировать ]

Гармонизация или противостояние

[ редактировать ]

Традиционалистская каббала и ее развитие в хасидском иудаизме часто отрицательно относились к светским мудростям. Хотя некоторые исторические каббалисты изучали канон средневековой еврейской философии , а иногда и математики и естественных наук, ее отношение к средневековой еврейской философии (построенной на древнегреческой науке и космологии) было неоднозначным. Распространение каббалы началось в 12 веке с целью остановить рационалистическое влияние Маймонида в контексте споров по поводу его учения . Тем не менее философская терминология еврейской философии, как неоплатонической , так и аристотелевской , пронизывала системы каббалистов, интерпретируя их мистическим образом. Каббалистическое изречение: «Каббала начинается там, где заканчивается философия». [1] выражали свои претензии на превосходные знания, но их также можно рассматривать как признание основ, заложенных еврейской философией. Каббалаисты считали, что они могут видеть дальше, давая мифологические и психологические ответы на философские вопросы, но опираясь на плечи философии. Каббалисты, конечно, были против догматического рационализма , но такие мистики, как систематик Моисей Кордоверо (16 век), выражали свое влияние и высокую оценку глубокого философского очищения еврейского богословия от ошибочных телесных интерпретаций, повсеместно установленных Маймонидом , Кордоверо. в диалектическом использовании воображения, чтобы понять, а затем отвергнуть антропоморфические концепции в Каббале. [2] Иуда Лев бен Бецалель (16 век) выражал мистические идеи в философской и научной терминологии своего времени, высоко оценивая естественные науки, если они подчиняются откровению.

Каббалистические взгляды на светские исследования формировались как под влиянием мистических взглядов, так и социального контекста. Шнеур Залман из Ляд (18 век) выражает опасность нечистых светских мудростей для общей веры, а также скрытую в них божественность для таких великих мудрецов, как философ Маймонид (12 век) и мистик Нахманид (13 век), которые могут прояснить их единство. с Торой , раскрывая новые эзотерические измерения:

«Занятие науками народов мира… входит в категорию занятий несущественными делами, поскольку речь идет о грехе пренебрежения Торой… Более того, нечистота науки больше, чем нечистота праздной речи… Таким образом, это запрещено, если только человек не использует [эти знания] как полезный инструмент, а именно, как средство [заработка средств к существованию], с помощью которого можно служить Богу… или если он не знает, как применить их в служении Богу или к лучшему пониманию Его Торы [т.е. в манере] Маймонида и Нахманида…»

Шнеур Залман из Ляд , Таня : Ликутей Амарим, 8 [3]

Домессианская эпоха

[ редактировать ]

Каббала (например, Нахманида комментарий к Торе ) соотносит 7 Дней Творения в 1-й главе Книги Бытия с 7 нижними сефиротами Божественных атрибутов от Хесед до Малкут . Они составляют «Открытый мир» Божественного эмоционального выражения, контрастирующий с первыми тремя сфирот «Скрытым миром» Божественного разума. Талмуд [4] соотносит 6 дней, когда Бог активно творит, с 6000 годами Творения в традиционном еврейском календаре , причем 7-й день соответствует мессианской эры 1000 годам субботнего покоя .

Зоар (распространен в 13-15 веках н. э.) , Центральный текст Каббалы комментирующий стих: «В шестисотый год жизни Ноя, в семнадцатый день второго месяца, в этот день прорвались все источники великой бездны, и шлюзы небес открылись» ( Бытие 7:11), повествует, что в 600-м году (или 600 лет — 6-й век, 500-600) 6-го тысячелетия откроются шлюзы мудрости вверху и внизу, подготовить мир к мессианской эпохе:

В VI веке VI тысячелетия (т.е. в 5500–5600 годах по еврейскому календарю, что соответствует 1740–1840 годам н.э.) появились врата мудрости сверху (Каббала) и источники мудрости снизу (наука, техника, и светская мысль) будут открыты, и мир будет готовиться к вступлению в 7-е тысячелетие точно так же, как готовятся в 6-й день недели (пятница), когда солнце вот-вот сядет (к 7-му дню – еврейскому Шабату). ). [5]

В течение домессианского 6-го тысячелетия, ведущего к 6-му веку, отдельные врата «50 врат мудрости» будут открываться последовательно, но с 600 года (1840 г. н.э. по светскому календарю) откроются все врата, что позволит совершить совокупное открытие. с этого момента о высшей и низшей мудрости, которые наводнят мир, подготавливая его к откровению Абсолютного Божественного Единства в 7-м тысячелетии. Особенно это произойдет в последнем поколении мессии, когда «даже маленькие дети будут знать тайны Торы». Это мистическое предсказание соответствует раннему появлению модернистской светской мысли в 1740-1840-х годах, которая сломала условности, жесткость и ограничения ранней современной мысли. Среди новых идей, появившихся с тех пор, некоторые явно совместимы с традиционным каббалистическим мистицизмом, некоторые совместимы с расширяющимися нефундаменталистскими неокаббалистическими взглядами на Откровение, некоторые ожидают более глубокого разъяснения своего божественного единства с Торой. Среди новых идей, которые открыто поддаются единению с каббалистическими идеями, можно назвать Гегелевская диалектика (начало 1900-х), квантовая механика (начало 1900-х), фрейдистская и юнгианская глубинная психология (начало 1900-х), постмодернистская деконструкция (конец 1900-х), теория струн (конец 1900-х).

Биологическая эволюция (развитая с 1860-х годов на основе Дарвина и Менделя ), хотя и обеспечивает основу современного Нового Атеизма , изучалась как потенциально действительные «падшие» аспекты Божественности традиционным каббалистом Ицхаком Гинзбургом . [6] [7] Атеистические взгляды, такие как взгляды Ницше (конец 1800-х годов), приветствовались ортодоксальным мистиком Авраамом Исааком Куком и ученым-неокаббалистом Сэнфордом Дробом как необходимый уточняющий диалектический полюс в каббалистическом человеческо-божественном панентеистическом взгляде на Бога. [8] Светская документальная критика Торы (1700-е годы) и феминистская критика обсуждаются в «Открытом ортодоксальном и неортодоксальном иудаизме» как взгляды, которые могут расширить развивающееся человеческое понимание трансцендентной мистической Торы Каббалы. [9] [10]

В предсказании Зоара говорится, что в (или начиная с) 1740-1840 годов н.э. (или 1840 года) откроются как «низшие (человеческие) мудрости» светской мысли, так и «высшие (божественные) мудрости» Каббалы. . Распространение высшей мудрости сегодня можно найти в современном расцвете академических кругов еврейского мистицизма с середины 20-го века, которые каталогизировали, публиковали и интерпретировали исторические каббалистические тексты, предлагая проницательные исторические, феноменологические и сравнительно-научные новые понимания ранее неопубликованных и эзотерические рукописи, развитие мысли и мистические техники. Это раскрытие продолжается, как и распространение иудейской каббалы в еврейской среде . Источник божественной мудрости эпохи 1740–1840 годов среди литовских евреев -нехасидов приписывается эзотерической мессианской каббалистической школе Виленского Гаона (1720–1797), которая эзотерически подготовила продолжающийся союз каббалы и науки «Мессия бен Иосиф». , [11] и публикация ранних текстов Каббалы. [12] Среди хасидского иудаизма новым измерением «высшей мудрости» является хасидская мысль , инициированная Баал Шем Товом с 1730-х годов и развившая к середине 1800-х годов свои классические школы, которые связывали трансцендентную Каббалу с психологическим внутренним божественным опытом человека. [12] В интеллектуальной школе хасидизма Хабад хасидская мысль представляет собой новый уровень Божественного откровения, превосходящий каббалу, а также концепции и структуры мысли Торы. Четыре уровня Пардеса в интерпретации Торы соответствуют Четырем Мирам и восходящим уровням души, а Каббала соответствует Ацилуту , Божественному откровению, Мудрости и трансцендентной душе. Хасидская мысль соответствует сущности души Ехида, сокровенному Божественному Восторгу, укорененному в Божественной Сущности Ацмус , сущности Торы и мессианской сущности мира. Как сущность пронизывает и объединяет все остальные уровни Торы, так и хасидизм находит выражение как в Каббале, так и в материальности, эзотерической и экзотерической. Раскрывая общую Божественную Сущность как в духовном, так и в физическом плане, хасидская мысль через ее концептуальное выражение в Хабаде является предвкушением мессианской эпохи. [13] В бреславском хасидизме Нахман из Бреслова считал себя следующим откровением Каббалы, преемником и охватывающим откровения Исаака Лурии и Баал Шем Това . [14] Любавичский Ребе цитирует мидраш о том, что «Бог заглянул в Тору и сотворил Мир», говоря, что именно новые откровения божественной «высшей мудрости» в этот период вызывают «низшую мудрость» светской мысли, науки и техники. тоже предстоит открыть. [15]

Традиционалистская Каббала против Неокаббалы

[ редактировать ]

Традиционалистская каббала охватывает , основанный на авторстве Моисея фундаменталистский взгляд на откровение Торы , а также откровенные ранние истоки еврейского мистицизма , такого как Зоар . Укореняя все творение и каждую индивидуальную сущность в Абсолютном Божественном происхождении, традиционные каббалисты также обычно придерживались метафизического партикуляристского различия в проявленной Божественности между душами евреев и неевреев, скрытых глубоко внутри различных форм «божественной искры», оживляющей каждого. Эта точка зрения была подкреплена в каббалистической вере историей антисемитизма до Холокоста , который сменился антисемитизмом в исламе с момента основания Государства Израиль. Традиционалистская каббала и модернистская неокаббалистическая адаптация представляют собой два расходящихся направления в интерпретации исторических текстов с точки зрения еврейского мистицизма . [16] Традиционные каббалисты исторически не признают обоснованность библейской критики или критической адаптации каббалистических идей к светским идеологиям. Тем не менее, современные традиционные каббалисты, понимающие светскую мысль, могут видеть истинный Божественный элемент, оживляющий то, что для них является ошибочным критическим взглядом на Тору. [17]

Неокаббалисты, такие как неохасидизм , адаптируют каббалу и хасидизм к современной критической мысли. Они видят положительную пользу в развитии исторической каббалы и иудаизма для современных проблем, сохраняя при этом духовность еврейских традиций и их соблюдения. Они находят фундаменталистские и партикуляристские понятия проблематичными, приветствуя нефундаменталистские взгляды на Откровение в иудаизме, а также критические исследования библейских, талмудических и мистических текстов , включая позднюю датировку Зоара. Сопутствующие элементы исторической Каббалы, такие как числовые перестановки текста Торы, преуменьшаются, в то время как новые выражения и сравнения еврейского мистицизма исследуются . Они универсализируют учение Каббалы, переводя еврейское Божественное восприятие, выраженное через духовность еврейских обрядов , в личную экзистенциалистскую духовность. Для неокаббалистов проблематичная метафизика, разделяющая евреев и неевреев, растворяется в антиномических границах ограниченных концепций Божества, выделенных в классической каббалистике. герменевтический смысл Бесконечной Божественности , выраженный в Зоаре и других текстах. [18] [19]

Виленский Гаон

Рав Кук

Ицхак Гинзбург

Sanford Drob

Джоэл Бакст

Филип Берг

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Моисей Бургосский (конец 13 века) заявил: «Эти философы, чью мудрость вы восхваляете, заканчиваются там, где мы начинаем». Основные тенденции в еврейском мистицизме , Гершом Шолем, Schocken 1995, стр. 24.
  2. ^ Еврейская религия - спутник , Луи Джейкобс, Оксфорд, 1995, запись: Кордоверо, Моисей.
  3. ^ «Глава 8 — Ликутей Амарим» . сайт Chabad.org . Проверено 26 октября 2015 г.
  4. ^ Вавилонский Талмуд Рош ха-Шана 31а и Синедрион 97а
  5. ^ Зоар Вайейра , 117а.
  6. ^ Шемитот и возраст Вселенной с сайта Inside.org.
  7. ^ Дыхание жизни: Тора, Разумный замысел и эволюция , Ицхак Гинзбург, публикации Гал Эйнай. Индекс Торы, эволюции и разумного замысла на сайте Inside.org. Ссылки на аудиозаписи семинаров в настоящее время не работают (получено 3/2020). Семинар рассматривает каббалистические взгляды на вопрос эволюционной теории о том, почему наследственность развилась посредством неэффективного процесса двух полов.
  8. ^ «Единственный Бог, который может спасти нас (от самих себя):» Каббала, догматизм и открытая экономика мысли , Сэнфорд Дроб
  9. ^ thetorah.com Современные и открытые православные дебаты о высшей библейской критике в изучении Торы, основанные на традиционных талмудических, философских и мистических взглядах на Тору.
  10. ^ Расширение дворца Торы: православие и феминизм , Тамар Росс , издательство Brandeis University Press, 2004. На основе взгляда Авраама Исаака Кука на трансцендентную мистическую Тору.
  11. ^ Тайная доктрина Виленского Гаона: Машиах бен Йосеф и мессианская роль Торы, Каббалы и науки (Том 1), Джоэл Дэвид Бакст, Город Луз, 2013 г.
  12. ^ Jump up to: а б Мессианская роль науки и технологий от cityofluz.com
  13. ^ О сущности хасида Менахема Менделя Шнеерсона , Кехот, 2012 г.
  14. ^ Свиток тайн: скрытое мессианское видение Р. Нахмана из Бреслава , Цви Марк, Academic Studies Press 2010 - «Марк подчеркивает новаторское самопонимание Р. Нахмана и его ощущение того, что он является последним откровением хасидизма, даже более высоким чем у его прадеда, Баал Шем Това и Маггида из Мезериха». Мистика и безумие: Религиозная мысль раввина Нахмана из Брацлава , Цви Марк, Континуум 2009, стр. 188-189, стр. 200 - «все 4 центральные фигуры, в которых Р. Нахман видел своих духовных предшественников: Моисей, Шимон бар Йохай, Ари и Баал Шем Тов».
  15. ^ О сущности хасидизма , Менахем М. Шнеерсон, Кехот, Приложение о природе хасидской мысли, цитирующее этот отрывок из Зоара.
  16. ^ 19 Каббалистические идеи: философские последствия новой каббалы , Сэнфорд Дроб. «Существует ли только одна «Каббала»? Каббала, как и многие великие мировые духовные и текстовые традиции, многослойна и многоструктурна. Те, кто приближается к ней, неизбежно должны сосредоточиться на одном или двух из ее нескольких аспектов, в то время как де - подчеркивание и даже игнорирование других.... С ростом интереса к Каббале как внутри еврейских кругов, так и за их пределами, может показаться, что можно изучать «Каббалу», изучаемую ортодоксальными (например, хасидскими) евреями, с одной стороны, и академические исследователи еврейского мистицизма, с другой стороны, такое распространение интерпретаций не обязательно является чем-то плохим... Моя цель состоит в том, чтобы обрисовать ряд «каббалистических» идей, идей, которые, хотя и не всегда прямо излагаются самими каббалистами, но тем не менее, неявно присутствуют в их символах и мировоззрении... Несомненно, многие не согласятся с моей характеристикой этих идей как каббалистических, а некоторые даже заходят так далеко, что считают, что Каббала требует полной противоположности идей, которые я излагаю. Это неизбежно по ряду причин, некоторые из которых (например, каббалистический взгляд на бесконечную интерпретацию текстов и их понимание совпадения противоположностей) должны стать совершенно очевидными по мере нашего продвижения. Тем не менее, независимо от того, во что кто-то верит относительно своей каббалистической «родословной», я считаю, что идеи, изложенные здесь, достойны рассмотрения сами по себе и заслуживают места в том, что я назвал «Новой Каббалой», Каббале, соответствующей Каббале. и жизненно важно для нашего времени».
  17. ^ Вопросы и ответы: Есть ли что-нибудь святое в феминизме? , Еврейский феминизм: хасидское видение , Ицхак Гинзбург , с сайта Inside.org
  18. ^ О каббале и ее символизме , Гершом Шолем, Schocken 1996, «Глава 2: Значение Торы в еврейском мистицизме». Выражает безграничную трансцендентную Мистическую Тору с Бесконечной множественностью значений/отсутствием значений, связанных с парадоксом Эйн Соф над Бытием/Небытием.
  19. ^ Тора Древа Жизни: каббалистические размышления о герменевтике бесконечности у Шолема, Иделя, Дэна и Тишби , Сэнфорд Дроб. «Современные исследования Каббалы сосредоточили значительное внимание на взглядах каббалистов на язык и интерпретацию. Одна из причин этого, как заметили Моше Идель и другие, заключается в том, что существует важное сходство между каббалистической концепцией бесконечных смысловых слоев в Священных Писаниях. и современные философские идеи относительно бесконечной интерпретируемости как текстов, так и мира. В этом эссе я сделаю обзор некоторых недавних исследований по каббалистической герменевтике и попытаюсь показать, к чему не только приведет тщательное рассмотрение каббалистических представлений о «бесконечной интерпретации». к новому пониманию значимости Каббалы для современной мысли, но также и к радикально новому пониманию отношения Каббалы к Торе и религиозной жизни».

Публикации

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 309f2d9ed652f1de97cef07a6b43a334__1720342260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/34/309f2d9ed652f1de97cef07a6b43a334.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kabbalistic approaches to the sciences and humanities - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)