Маймонидовский спор
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2017 г. ) |
Маймонидовский спор — это серия продолжающихся споров между так называемыми «философами» и «традиционалистами». Основная часть споров произошла в тринадцатом и четырнадцатом веках, но поднятые вопросы остались нерешенными до сегодняшнего дня. Дебаты первоначально были сосредоточены вокруг сочинений Маймонида после того, как они стали доступны французским ученым-раввинистам путем перевода на средневековый иврит со средневекового иудео-арабского языка и находились в прямой связи с проектом Маймонида о посредничестве еврейской традиции и греко-исламской философии , scientia Sacra , и наука . Однако героев полемики часто нельзя отнести к одному лагерю («философии» или «традиции»); это упрощенные и полемические категории, используемые в литературе, современной самой полемике.
Четыре фазы спора
[ редактировать ]Никакие другие еврейские философские сочинения не вызвали такой полемики, как « Путеводитель для растерянных» Маймонида . Маймонидовский спор в историографической литературе часто делится на четыре этапа, где горячие дебаты нередко сопровождались взаимными запретами.
Первый этап: 1180-1204 гг.
[ редактировать ]Уже в последние годы жизни Маймонида разгорелся спор на богословской почве, когда он подверг критике институты еврейской диаспоры , в которых геонимы (ученые-раввины) находили комфортное существование за счет стипендий или пожертвований. По мнению Маймонида, им, как и ему самому, следует работать по второй профессии, чтобы прокормить себя. Это произошло в то время, когда Самуэль бен Али пытался минимизировать силу Эксиларха в интересах геонимов.
В дополнение к своей институциональной критике во введении к своей Мишне Торе Маймонид предположил, что эта работа сделает ненужным наем ученых-раввинов. На этом этапе, хотя обсуждались некоторые философские вопросы, в основном революционные взгляды Маймонида касались талмудологии и еврейского лидерства.
Первый этап в Европе
[ редактировать ]Главным предметом споров в Европе была Мишне Тора Маймонида , которую он написал на иврите. Его предыдущие работы были недоступны европейским учёным, не знавшим арабского языка. Споры разгорелись, когда большинство работ Маймонида было переведено на иврит, в первую очередь «Путеводитель для растерянных» в 1204 году Иуды бен Саула ибн Тиббона . Работы Маймонида не вызвали удивления у еврейских ученых, погруженных в арабскую философскую традицию, чья критика в основном ограничивалась его социальной критикой и его нетрадиционной методологией. Европейская наука, будь то еврейская или христианская , в значительной степени не была связана с наукой или философией.
Маймонид не предоставил никаких цитат в своей Мишне Торе , за что его главным образом критиковал Авраам бен Давид из Поскьера , который был частью Хачмеи Прованса . Его хасага , или критический комментарий к его введению, была включена в издания Мишне Тора с 16 века. Он также формулирует теоретическую критику объявления Маймонидом телесных убеждений ересью. Хотя никогда неясно, отрицает ли Маймонид всеобщее воскресение , Бен Давид обвиняет его в этом.
Меир Абулафия изначально был поклонником Маймонида. Однако, когда он узнал об обвинениях в том, что Маймонид отрицал воскресение мертвых, он отреагировал яростно и разочарованно. Маймонида Но когда он увидел двусмысленно апологетический « Трактат о воскресении» (1190–1191), опубликованный в ответ на обвинения, он убедился, что Маймонид действительно верил. После смерти Маймонида в 1204 году споры утихли.
Второй этап: 12:30-12:35.
[ редактировать ]Контекстом второго этапа Маймононидского спора был Прованс , где работа Маймонида стала платформой, на которой можно было оспаривать общий конфликт между философией и традицией. Работа Маймонида пришлась на время идеологического формирования христианской Европы с крестовыми походами и Реконкистой . мистические тенденции и каббалистические кружки развивались В Аль-Андалусе , а философия также пользовалась большим процветанием среди еврейских авторов под властью мусульман.
Проекты Маймонида по объединению еврейской традиции с аристотелизмом – проблема, уже описанная в Талмуде как «греческая мудрость». Вольфсон обобщает, что это проблема, общая для латинской , арабской и еврейской традиций, которые все пытались « филоническими » структурами объединить разум с откровением. [1] Попытка Маймонида синтезировать философию с откровением последовала за аналогичными попытками Филона, Авраама ибн Дауда и Саадиа Гаона , но она пришла в Европу, когда греческие тексты стали более доступными для христианских ученых после разграбления Константинополя , а распространение университетов бросило вызов монастырям как монополии на науку. Пока католическая церковь и французская корона проводили альбигойский крестовый поход в Окситании и прилегающих регионах, как антимаймонидовские раввины, так и быстро установили доминиканская инквизиция связь между окситанской «ересью» и идеями Маймонида.
В 1232 году раввины северной Франции во главе с Йоной Геронди и Соломоном бен Авраамом из Монпелье издали запрет на изучение философии, в том числе «Путеводителя для растерянных» и «Сефер хаМада» , введения к Мишне Тора , содержавшего философские чтения. . Традиционалисты обвиняли философов в отрицании чудес, рассматривании пророчества как явления природы, подрыве авторитета Торы, отказе от традиционной эсхатологии , занятиях аллегоризацией, отрицанием историчности лиц и событий, небрежном соблюдении заповедей. [2] Однако когда в 1232 году книги Маймонида были конфискованы и сожжены доминиканцами (хотя есть рассказы о том, что это было инициировано антимаймонидианцами, которые довели книги до сведения властей, историческая ситуация более чем неясна), иудеи общины Хачмей-Прованса, северной Франции и северной Испании были шокированы, и многие антимаймонидианцы смягчили свои взгляды.
Письма, которыми обменивались в 1230-х годах между Давидом Кимхи и Юдой Альфахаром , сохранились в Иггерот Кенаоте , С. Гарви предположил, что это послужило образцом для Шем-Това ибн Фалакера «Послания дебатов» .
Авраам Маймонид , сын Маймонида, был возмущен, когда услышал об обвинениях, выдвинутых против его отца в Европе. Осквернение гробницы Маймонида и сожжение талмудической литературы в Париже в 1240-х годах отодвинули дебаты на несколько десятилетий. [3]
Третий этап: 1288-1290 гг.
[ редактировать ]Третий этап гораздо менее значителен и имеет гораздо меньший объем. Однако это показательно для различных контекстов христианской Европы и управляемой мусульманами Северной Африки и Леванта . Соломон Пети иммигрировал в Палестину в 1288 году и преподавал Каббалу в Акре, где продолжал агитировать против идей Маймонида. Однако он оказался в среде, давно привыкшей к науке и философии, и заслужил не только насмешки, играя на свое имя (пети-дурак), но и был забанен 4 раза. Он также, казалось, забыл, что находился под юрисдикцией египетского нагида , который приходился внуком Маймониду. Кроме того, Шем-Тове ибн Фалакера направил письма против. [4]
Четвертый этап: 13:00–13:06.
[ редактировать ]В этом последнем споре вхождение философии в традицию больше не обсуждалось – идеи Маймонида нашли поддержку даже среди традиционалистов, которые теперь стремились ограничить изучение философских работ за счет традиционной науки. Каббалистические практики и эзотерические толкования стали обычным явлением среди «философов», на основании чего (особенно астральной магии, реальность которой, по иронии судьбы, Маймонид отрицал) их обвиняли в идолопоклонстве.
Абба Мари из Люнеля обратился к Шломо ибн Адерету из Барселоны, потому что он видел аллегорические интерпретации философа и субсидирование авторитета Торы Аристотелем. Однако сам Ибн Адерет ранее в своей жизни занимался астральной магией и отрицал, что это каким-либо образом оскорбляет Галаху . [2] Тем не менее, в 1305 году он издал местный запрет на крайние аллегории и изучение греческой физики и метафизики лицами моложе 25 лет. Шломо ибн Адерет и его союзники на юге Франции надеялись, что это приведет к аналогичным запретам со стороны французских раввинов. [5]
Менахем Мейри и Джедайя бен Авраам Бедерси , главные оппоненты Аструка, отвергли этот запрет, а также обвинения в небрежном соблюдении правил. Яаков Анатолий Однако (1194–1296) в своем «Малмад ха-Талмидим » действительно в значительной степени опирался на аллегорические интерпретации , включая космологическое прочтение отрывков Торы, «в христианской манере», в чем его оппоненты поспешили обвинить его.
Мейри выступил с встречным запретом против Астрюка, подчеркнув, что философия и «греческая мудрость» так же важны, как изучение Торы, пока они идут рука об руку. Бедерси последовал этому примеру, выпустив Письмо с извинениями ( иврит : כתב התנצלות , латинизированное : Kəṯaḇ hāHiṯnaṣluṯ ), резкое нападение на «традиционалистов». После этого последний этап споров угас и нашел шокирующий конец в изгнании евреев из Франции в 1306 году . [2]
Последствия
[ редактировать ]Даже сейчас маймонидовский проект не завершен, и вопрос о возможности или невозможности объединения еврейской традиции и науки/философии так и не был решен. Например, в 16 веке Моисей Иссерлес защищал философию от Соломона Лурии . Хотя этот вопрос продолжает обсуждаться (как и в христианской, мусульманской или светской культурах), Маймонид сегодня считается одним из величайших представителей еврейской традиции. Большинство противников философии извиняющимся тоном убеждались, что их нельзя неправильно понять, посягая на авторитет Маймонида. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вольфсон, Филон: Основы религиозной философии в иудаизме, христианстве и исламе (1947)
- ^ Jump up to: а б с Бен-Сассон, Хаим Гилель; и др. (2007). «Маймонидовский спор». В Беренбауме, Майкл ; Скольник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 13 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. стр. 371–381. ISBN 978-0-02-866097-4 .
- ^ DJ Сильвер, Критика Маймонида и полемика Маймонида, 1180–1240 (1965).
- ^ Дж. Сарачек, Вера и разум: конфликт по поводу рационализма Маймонида (1935).
- ^ Адамсон, Питер (16 февраля 2014 г.). «Всесожжения: спор о Майнмониде» . История философии без пробелов (Подкаст). Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана и Королевский колледж Лондона . Проверено 10 июля 2020 г.
- ^ Левин, раввин Менахем (04 августа 2023 г.). «Маймонид, Нахманид и мудрецы Прованса» . Подумайте о Торе . Проверено 6 октября 2023 г.