Соломон Лурия
Шломо Лурия (1510 – 7 ноября 1573) ( иврит : שלמה לוריא ) был одним из великих ашкеназских поским (решителей еврейского закона ) и учителей своего времени. Он известен своими работами по Галахе , Ям Шел Шломо и к Талмуду комментариями Хохмат Шломо . Лурия также упоминается как « Махаршал ». מהרש"ל ( еврейское сокращение: Наш Учитель, раввин Соломон Лурия), или « Рашал » רש"ל ( еврейское сокращение: рабби Соломон Лурия).
Биография
[ редактировать ]Лурия родился в городе Познань (Познань), в Царстве Польском . Его отец, Йехиэль Лурия, был раввином литовского города Слуцк и сыном выдающегося талмудиста Мириам Лурия . Семья Лурия утверждает, что происходит от Раши . [1] Лурия учился в Люблине у раввина Шалома Шахны , а затем в Острожской иешиве у Калонима Хаберкастена ; Позже он женился на Липке, дочери раввина Калонимуса. Среди студентов ешивы был Джошуа Фальк . Махаршал служил раввином в Бриске в течение 15 лет и различных литовских общинах.
Около 1550 года он вел несколько переписок с раввином Моисеем Иссерлесом (Ремой). Раввин Иссерлес представлял умеренное использование философии в иудаике, в то время как Лурия более критично относился к этому подходу. [2] Он считал, что Иссерлес в своих аргументах противоречит геонимам . Несмотря на споры о методе Иссерлеса, Лурия отвечал дружелюбно. [3]
Когда Хаберкастен занял должность рош-ешивы в Бриске, Лурия сменил его на посту официального раввина города и Острожского района. Лурия сменил Шалома Шахну на посту главы Люблинской Позже иешивы, которая привлекала студентов со всей Европы . Из-за различных внутренних проблем в ешиве он открыл собственную ешиву . Здание, известное как «шул Махаршала», оставалось нетронутым до Второй мировой войны .
Работает
[ редактировать ]«Ям Шел Шломо» , главный труд Лурии по Галахе , был написан на основе шестнадцати трактатов Талмуда; однако он сохранился только на семи. В нем Махаршал анализирует ключевые сугьот (отрывки) и делает выбор между различными авторитетными источниками относительно практической Галахи. Махаршал, как известно, возражал против метода Иссерлеса излагать галахические постановления без обсуждения их происхождения. Он написал Ям Шел Шломо, чтобы «исследовать глубины Галахи» и прояснить процесс достижения этих галахот.
Хохмат Шломо — это толкование и комментарии к тексту Талмуда. Одной из целей этой работы является создание правильного текста. Для достижения этой цели Махаршал тщательно изучил опубликованные издания Талмуда, а также комментарии Раши , Тосафота и других ришоним . Его комментарии позже были опубликованы его сыном; Сокращенная версия Хохмат Шломо сегодня появляется почти во всех изданиях Талмуда в конце каждого трактата. Оригинальная, отдельно напечатанная версия гораздо более обширна и теперь переиздана в издании Талмуда «Метивта/Оз ве-Хадар». Чида хасаготов пишет: «Я слышал от старейшин, что Махаршал чрезвычайно глубок; и большинство ( критики / возражений) Махарши в адрес Махаршала не являются хасаготами , если читатель углубится в тему».
Махаршал также писал:
- Йериот Шломо , суперкомментарий к Раши комментарию к Торе (фактически комментарий к суперкомментарию Элайджи Мизрахи к Раши) — JewishBooks.org ;
- Амудей Шломо , комментарий к Сефер Мицвот Гадол («СеМаг») раввина Моисея бен Якоба из Куси ;
- Коллекция Респонса ; см. «Историю Респонсы: шестнадцатый век» .
См. также
[ редактировать ]- Элайджа Баал Шем из Хелма — один из его знаменитых учеников, который, по легенде, мог создать существо- голема .
- Моше бен Авраам - один из его учеников, автор « Матех Моше».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ О происхождении и родственниках Соломона см. Лурье, Антон (1923). Die Familie Lourié (на немецком языке). Вена: Стерн и Штайнер. ОСЛК 2135179 .
- ^ «Видеть обоими глазами: Ефрем Луншиц и польско-еврейский ренессанс»; Леонард Левин; стр. 24
- ^ «Видеть обоими глазами: Ефрем Луншиц и польско-еврейский ренессанс»; Леонард Левин; стр. 25-26
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Раввин Соломон Лурия, Махаршал , ou.org
- Соломон б. Иехиэль Лурия , jewishencyclepedia.com