Jump to content

Илия Баал Шем из Хелма

(Перенаправлено с Илии Баал-Шема из Хелма )

Илия бар Аарон Иуда Баал-Шем (ок. 1520 г.) [ противоречивый ] — 1583) — польский раввин и каббалист служивший главным раввином Хелма , . [ 1 ] [ 2 ] Один из самых выдающихся талмудистов своего поколения, он считается первым человеком, известным под эпитетом « Баал Шем », считавшимся великим святым и, как полагают, использовавшим чудесные силы для создания голема . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Илия родился у своего отца Аарона Иуды в 1550 году. [ 6 ] [ противоречивый ] Около 1565 года он поступил в ешиву раввина Соломона Лурии из Люблина и после получения раввинского рукоположения стал раввином Хелма и занимал эту должность до конца своей жизни. В 1564 году он собрался с другими выдающимися раввинами, включая своего учителя, чтобы подписать галахические постановления, которые позволяли агуне вступать в повторный брак. [ 1 ] [ 6 ]

Его правнучка вышла замуж за раввина Эфраима ха-Коэна (1616–1678), автора « Шаара Эфраима » и дедушки раввина Цви Ашкенази . [ 7 ] [ 8 ]

Голем Хелма

[ редактировать ]

По словам Якоба Эмдена , сына вышеупомянутого Цви Ашкенази, Голем вырос настолько, что раввин опасался, что он может уничтожить мир. [ 9 ] [ 10 ] Наконец раввин извлек Шема из лба своего Голема, который снова обратился в прах. [ 11 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] но Голем при этом поцарапал лицо своего хозяина. [ 8 ] [ 10 ] Анонимная рукопись 1630 года (самая ранняя известная письменная легенда о современном человеке, создавшем голема) повествует, что голем продолжал расти, и раввину пришлось уничтожить его, стирая еврейскую букву алеф , первую букву слова эмет (истина) (אמת ) [ 12 ] тем самым сделав его встреченным (мертвым) (מת). [ 13 ]

Хотя в Эмдене упоминается лишь царапина на лице раввина, другая версия легенды гласит, что, пытаясь стереть животворящее имя Бога в попытке уничтожить разъяренного зверя, раввин Илия был раздавлен насмерть тяжестью раввина. Голем, развалившийся на куски. [ 14 ] [ 15 ]

Внуки Илии, Цви Ашкенази и его сын Якоб Эмден, были великими галахистами . Они обсудили правовой статус голема: можно ли считать голема миньяном кворумом из десяти человек, необходимым для молитвы. [ 10 ] [ 16 ] Человеческой формы и капли понимания было недостаточно, чтобы сделать что-то человеком.

История о создании Голема Илией была пересказана в книге Israel der Gotteskampfer der Baalschem von Chełm und sein Golem («Израильский боец ​​Баалшема Хелмского и его Голема»), написанной Хаимом Блоком и опубликованной в 1920 году. [ 17 ]

Чердак Старой синагоги

[ редактировать ]

Согласно главе « Еврейская жизнь и работа в Хелме » Поминальной книги Хелма (Польша) ( Yisker-bukh Chełm ),

«Никому не разрешили войти на чердак Старой синагоги . Никто даже не знал, где можно найти ключ от чердака. Один человек шептал другому секрет, что на чердаке лежит голем знаменитого раввина Илии Ба' аль Шем.

Говорили, что Илия Баал Шем создал из глины голема, который в рыночные дни стоял с топором в руке, и как только он увидел, что крестьянин собирается избить еврея, голем убил крестьянина.

Целую неделю голем служил раввину, жене раввина, и он выполнял ручную работу в Бейт-Хамидраше [Еврейский учебный дом, где проводится изучение Торы]. [ 18 ]

Когда местный землевладелец узнал о могуществе голема, Баал Шем отвел голема на чердак, отобрал у него непроизносимое имя Бога и превратил голема в кучу глины. Баал Шем запер дверь, взял с собой ключ, и с тех пор чердак оставался запертым». [ 19 ]

Немецко-евреи Иерусалима и крестовые походы

[ редактировать ]

По словам раввина Илии, немецкие евреи жили в Иерусалиме в 11 веке. Рассказывают, что немецкоязычный палестинский еврей спас жизнь молодому немцу по фамилии Дольбергер. Поэтому, когда рыцари Первого крестового похода пришли осадить Иерусалим, один из членов семьи Дольбергера, который был среди них, спас евреев в Палестине и отвез их обратно в Вормс, Германия , чтобы отплатить за услугу. [ 20 ] Еще одним свидетельством существования немецких общин в священном городе являются галахические вопросы, посланные из Германии в Иерусалим во второй половине одиннадцатого века. [ 21 ]

Похороны

[ редактировать ]

Согласно популярной легенде, величие Илии было драматическим образом засвидетельствовано вскоре после его смерти. Говорили, что в его время единственная дорога на еврейское кладбище проходила мимо русской церкви. Всякий раз, когда мимо проходила еврейская похоронная процессия, христиане бросали камни. Илия знал об этом и в своем завещании просил, чтобы никто не двигался и не убегал, если христиане поступят так же после его смерти.

Желания Илии были исполнены после его смерти. Когда процессия приблизилась к церкви, язычники начали свой ритуал забрасывания гроба и евреев камнями, Илия чудесным образом сел и, заглянув в свиток Торы , находившийся в гробу [чтобы быть похороненным вместе с ним], церковь вместе затонула с хулиганами. Затем раввин лег на спину и снова застыл, как труп. Евреи в изумлении переглянулись, и похоронная процессия продолжилась. Сообщалось, что с этого времени хулиганы больше не бросали камни во время еврейских похорон.

Спустя годы ученики хедера ( еврейской начальной школы) учителя Лейба Пакса утверждали, что в подвале при прыжках по доскам пола был слышен приглушенный звон звонка. Это заставило детей поверить, что это то самое место, где затонула церковь. [ 19 ]

На Хелмском кладбище находилась могила без надгробия , обложенная кирпичами, выложенными в форме еврейской буквы «Бет» . Считалось, что это последнее место захоронения раввина Илии. Легенда гласит, что в годовщину его смерти появлялся ангел и выгравировал букву на определенном кирпиче. Из-за этого все боялись прикасаться к кирпичам. [ 19 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Илия Баал Шем из Шельма » Еврейская энциклопедия Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Получено 6 февраля , Фридберг, Лухот Зиккарон , с. 32, Дрогобыч , 1897; Эмден , Мегилат Сефер, с. 4 , Варшава, 1896 г.; Городецкий, Керем Шеломох, с. 33, Дрогобыч, 1896; Ха-Миассеф, с. 157, Сент-Луис. Санкт-Петербург, 1902 год.
  2. ^ Элияху Баал Шем Мельхем Arc.Ask3.Ru (на иврите)
  3. ^  Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Баал Шем» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 5 февраля 2013 г.
  4. ^  Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Голем» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 6 февраля 2013 г.
  5. ^ Цви Ашкенази . Хахам Цви, спросил наблюдатель. . JewishBooks.org (на иврите) . Проверено 6 февраля 2013 г.
  6. ^ Jump up to: а б Доклад 2H Ха-Хакотс, C. 17 . JewishBooks.org (на иврите). Архивировано из оригинала 29 октября 2014 г. Проверено 11 февраля 2013 г.
  7. ^ Общественное достояние Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «ЭФРАИМ БЕН ИАКОБ ГА-КОЭН» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 21 марта 2013 г.
  8. ^ Jump up to: а б с Джейкоб Эмден . Открыть книгу . JewishBooks.org (на иврите) . Проверено 6 февраля 2013 г.
  9. ^ Jump up to: а б  Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Голем Хоэ Рабби Лёва» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. цитируя Азулая , « Шем ха-Гедолим », т. е. нет. 163.
  10. ^ Jump up to: а б с д Джейкоб Эмден. Вопрос Ябеца, часть вторая, задан Певом . JewishBooks.org (на иврите). Архивировано из оригинала 05 марта 2016 г. Проверено 11 февраля 2013 г.
  11. ^ Трахтенберг, Джошуа (2004) [1939]. Еврейская магия и суеверия . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета . п. 85. ИСБН  9780812218626 .
  12. ^ Хронология Сефер Йецира
  13. ^ см. статью Taw#In Judaism в английской Википедии.
  14. ^ Киевал, Гилель Дж. Языки сообщества: еврейский опыт в чешском языке. Земли. Калифорнийский университет Press; 1 издание, 2000 г. ( ISBN   0-5202-1410-2 )
  15. ^ Кэти С. Гелбин (2011). «Введение в The Golem Returns » (PDF) . Издательство Мичиганского университета . Проверено 14 марта 2013 г.
  16. ^  Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Голем Хоэ Рабби Лёва» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. цитируя «Хакам Чеби», Респонса, № 93 , Амстердам , 1712 г.; Баэр Хетеб Шулхану Аруку , Орах Хаим , 55 лет .
  17. ^ Блох, Хаим. Голем: Легенды пражского гетто . Кессинджер Паблишинг; Репринтное издание, 1997 г. ( ISBN   0766101118 )
  18. ^  Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «БЕТ ХА-МИДРАШ» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
  19. ^ Jump up to: а б с Виник, Акива. «Еврейская жизнь и работа в Хелме» .
  20. ^ Хейлприн, Иехиэль (1768). Седер ха-Дорот (на иврите) ( изд. Варшавы, 1878 г.). п. 252 . Проверено 6 марта 2013 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  21. ^ Эпштейн, в «Ежемесячнике», xlvii. 344; Иерусалим: под властью арабов
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9e23d980efbbb611f73a7020e66b44b5__1722251580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/b5/9e23d980efbbb611f73a7020e66b44b5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Elijah Ba'al Shem of Chełm - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)