Иехиэль бен Соломон Хейлприн
Иехиэль бен Соломон Хейлприн ( иврит : Йехиэль Хейлприн ; ок. 1660 — ок. 1746) — литовский раввин, каббалист и летописец.
Биография
[ редактировать ]Он был потомком Соломона Лурии и проследил свою родословную от Раши до танны Йоханана ХаСандлара . Он был раввином Глуска Минского воеводства до 1711 года, когда его призвали в раввинат Минска , где он также исполнял обязанности главы иешивы до своей смерти. Хейлприн был одним из самых выдающихся талмудистов своего времени. Он был противником казуистики и благодаря этому сумел сгруппировать вокруг себя большое количество либерально настроенных учеников. Долгое время ему приходилось выдерживать тяжелую борьбу с Арье Лейбом бен Ашером Гинцбергом , который, еще будучи молодым человеком, основал в Минске иешиву, поначалу очень процветавшую. Арье Лейб подверг критике метод преподавания Хайлприна, и антагонизм между ними распространился на их учеников. Позже Арье Лейб, вынужденный помогать своему отцу в окружном раввинате, пренебрег своей ешивой, которая в конечном итоге была закрыта, и Хейлприна больше не беспокоили.
Хейлприн посвятил часть своего времени изучению Каббалы , на тему которой написал труд. Он был против того, чтобы давать одобрения новым книгам, отступив, как он сам говорит, лишь дважды от своего общего принципа в этом отношении. Двумя произведениями, пользующимися таким успехом, были « Ир Хома» Авраама Иуды Илии и «Маген ха-Элеф » Арье Лёба из Плоцка .
Седер ха-Дорот
[ редактировать ]Хейлприн особенно известен благодаря своему Седер ха-Дорот. Данная работа состоит из трех независимых томов или частей:
- Первый из них, озаглавленный «Йемот Олам», представляет собой историю от Сотворения мира до его собственного времени. Автор всегда старается дать расчетным путем даты библейских персонажей. Он основывает свою работу на « Юхасине» Авраама Закуто , на «Шалшелет ха-Каббала» Гедалии ибн Яхьи и на «Шемах Давиде» Давида Ганса . Судя по всему, эта первая часть была написана, когда автор был еще молод, поскольку последнее зарегистрированное им событие произошло в 1697 году.
- Вторая часть, Седер ха-Таннаим ВехаАмораим, содержит списки таннаимов и амораимов в алфавитном порядке с указанием их дат.
- Третья часть представляет собой своего рода каталог, содержащий сначала имена всех авторов, а затем имена их произведений, расположенные в алфавитном порядке. Хейлприн основал эту часть на « Сифте Ешеним» из «Шаббатай Бас» , но добавил множество других названий. В предисловии он заявляет о многих преимуществах знания хронологического порядка талмудистов , которое действительно в некоторых случаях абсолютно необходимо.
Всю работу сопровождают примечания к Талмуду, также расположенные в алфавитном порядке. Впервые он был опубликован внуком Хайльприна, Иудой Лёбом Хайльприном , в Карлсруэ в 1769 году. Существует несколько других изданий, последним (по состоянию на 1906 год) является переработанное издание Нафтали Маскилейсона , сына Авраама Маскилейсона , Варшава, 1882 год.
Из множества других работ Хайльприна, упомянутых в Седер ха-Дорот, опубликована только одна — «Эрке ха-Киннуйим», словарь синонимов и омонимов, встречающихся в Библии , Талмуде и других трудах, главным образом каббалистических (Дюхернфурт, 1806).
Ссылки
[ редактировать ] В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Хейлприн, Иехиэль бен Соломон» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Его библиография:
- Де Росси, Словарь, т. 166;
- Нафтали Маскилеисон в предисловии к своему изданию Седер ха-Дорот, как указано выше;
- Бенцион Эйзенштадт , Раббаней Минск, стр. 14–16, Вильно, 1898.