Дэвид Ганс
Дэвид Ганс (Дэвид бен Шломо Ганс) | |
---|---|
Рожденный | 1541 |
Умер | 25 августа 1613 г. | ( 1613-08-25 )
Место отдыха | Старое еврейское кладбище Праги , Йозефов, Прага |
Родитель | Шломо бен Селигман |
Давид Ганс ( иврит : דָּוִד בֶּן שְׁלֹמֹה גנז ; 1541–1613), также известный как раввин Довид Соломон Ганц , был еврейским летописцем , математиком , историком , астрономом и астрологом . Он является автором «Цемаха Давида» (1592 г.) и поэтому также известен под этим названием צמח דוד . [1]
Биография
[ редактировать ]Дэвид родился в Липпштадте , на территории нынешней земли Северный Рейн-Вестфалия , Германия . Его отец, Шломо, был ростовщиком. Он изучал раввинскую литературу в Бонне и Франкфурте-на-Майне , затем в Кракове под руководством Моисея Иссерлеса . [2]
Позже он посещал лекции Махарала Праги и своего брата, раввина Синая . Они ввели в круг своих занятий философию , математику и астрономию , и от них Ганс получил импульс посвятить себя этим ветвям науки. Он жил некоторое время в Нордгейме (где изучал Евклида ), провел несколько лет в родном городе Липпштадте, а затем около 1564 г. поселился в Праге. Там он вступил в контакт с Кеплером и Тихо Браге и три дня подряд принимал участие в астрономических наблюдениях в Пражской обсерватории. Ему было поручено перевести Альфонсиновые таблицы с иврита на немецкий язык Тихо Браге. [2]
Его могила на Старом еврейском кладбище в Праге отмечена Звездой Давида и гусем ( ганс на идиш означает гусь ). Звезда Давида, называемая на иврите «Маген Давид», отсылает к его работе под названием «Маген Давид» . [3] [4]
Сочинения
[ редактировать ]Среди произведений Ганса наиболее широко известна его история под названием «Цемах Давид» , впервые опубликованная в Праге в 1592 году. Она разделена на две части: первая содержит анналы еврейской истории, вторая — всеобщей истории. автор обратился к трудам Кириака Спангенберга , Лаврентия Фауста , Хуберта Хольциуса , Георга Кассино и Мартина Бориска Для второй части своей работы . Анналы Ганса запомнились как первое произведение такого рода среди немецких евреев. [ нужна ссылка ] можно читать историю В предисловии ко второму тому автор пытается оправдать написание статей о «светском» предмете, таком как всеобщая история, и демонстрирует, что в субботу . Цемах Давид публиковался во многих изданиях. К изданию 1692 года, опубликованному во Франкфурте, Давид бен Мозес Рейндорф добавил третью часть, содержащую анналы того столетия, это дополнение было сохранено в более поздних изданиях « Цемаха» . Первая часть сочинения Ганса и отрывки из второй были переведены на латынь Вильгельмом Генрихом Ворстом (Лейден, 1644 г.). Он был переведен также на идиш Соломоном Ханау (Франкфурт, 1692 г.). [2] современные переводы также включают английский (1966, Hornier [5] и чешский (2016, Шединова) [6]
Ганс был также автором: «Гебулат ха-Эрец» , труда по космографии , который, по всей вероятности, идентичен « Зурат ха-Эрец» , изданному в Константинополе под именем «Давид Авази» («аваз» означает «гусь» на на иврите, отсылка к фамилии «Ганс», что на идише означает «гусь»; Маген Давид , астрономический трактат, часть которого включена в Нехмад венаим упомянутый ниже ; математические труды «Маор ха-Хатан» , «Мигдаль Давид» и «Проздор» , которых больше не существует; Нехмад венаим, посвященный астрономии и математической географии, опубликованный с дополнениями Джоэла бен Джекутиэля из Глогау в Джесснице , 1743 год . Данная работа разделена на 12 глав и 305 параграфов. Во введении автор дает исторический обзор развития астрономии и математической географии среди народов. Хотя Ганс был знаком с работами Коперника , он следовал системе Птолемея , приписывая систему Коперника пифагорейцам . Он также осмеливается утверждать, что пророк Дэниел допустил ошибку в вычислениях. Латинский перевод введения и резюме, сделанные Хебенстрайтом , прилагаются к « Нехмад венаим» . [2]
См. также
[ редактировать ]Справочные примечания
[ редактировать ]- ^ Альтер, Джордж (2011). «Досье: Дэвид Ганс: еврейский астроном эпохи Возрождения» . Алеф . 11 (1): 61–114. дои : 10.2979/алеф.2011.11.1.61 . ISSN 1565-1525 . JSTOR 10.2979/алеф.2011.11.1.61 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Джозеф Джейкобс и Исаак Бройде (1901–1906). «Ганс, Давид бен Соломон бен Селигман» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 29 сентября 2022 г.
- ^ Браун, Джереми (2013). Новые небеса и новая земля: еврейский взгляд на коперниканскую мысль . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 42. ИСБН 978-0-19-975479-3 .
- ^ Шолем, Гершом (1971). Мессианский идеал в иудаизме и другие очерки еврейской духовности . Нью-Йорк: Шокен. стр. 275–7.
- ^ https://books.google.cz/books/about/Tzemach_David_complete_history_of_the_Je.html?id=kqRCQwAACAAJ&redir_esc=y
- ^ https://www.databazeknih.cz/knihy/ratolest-davidova-290025
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейская энциклопедия : «Ганс, Давид бен Соломон бен Селигман» Джозефа Джейкобса и Исаака Бройде (1906).
- Земах Давид: Хроника еврейской и всемирной истории
- 1541 рождений
- 1613 смертей
- Люди из Липпштадта
- Немецкие евреи XVI века
- Немецкие историки XVI века
- Астрологи XVI века
- Писатели XVI века из Богемии
- Географы XVI века
- Чешские астрономы
- Чешские географы
- Историки XVI века из Богемии
- Чешские математики
- немецкие астрологи
- Немецкие астрономы XVI века
- Немецкие эмигранты в Польше
- Немецкие эмигранты на чешских землях
- Немецкие математики XVI века.
- Еврейские астрологи
- Еврейские историки
- Еврейские учёные
- Писатели из Праги
- Хроники на иврите
- Писатели-мужчины XVI века
- Еврейские астрономы
- Немецкие астрономы XVII века
- Историки 17 века из Богемии