Моисей Иссерлес
Раввин Моисей Иссерлес (Рема) | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | 22 февраля 1530 г. |
Умер | 10 мая 1572 г. Краков, Речь Посполитая | (42 года)
Религия | иудаизм |
Национальность | Польский |
Родители |
|
Занятие | Раввин, талмудист и Посек |
Похороненный | Краков, Польша |
Моисей Иссерлес : משה בן ישראל איסרלישׂ; Polish: Mojżesz ben Israel Isserles; 22 February 1530 / 25 Adar I 5290 – 11 May 1572 / 18 Iyar, [1] также известный под аббревиатурой Рема , был выдающимся польским ашкеназским раввином , талмудистом и посеком (знатоком еврейского права). Его считают « Маймонидом польского еврейства». [2]
Биография
[ редактировать ]Иссерлес родился в Кракове , Польша . Его отец, Исраэль бен Йозеф (известный как Иссерль), был видным талмудистом и независимо богатым человеком. [3] который, вероятно, возглавлял общину; его дед, Иехиэль Лурия, был первым раввином Бриска . (В эпоху, предшествовавшую повсеместному использованию фамилий , Моисей стал известен под своим отчеством Иссерлес.)
Сначала он учился дома, а затем в Люблине у раввина Шалома Шахны . [4] который позже станет его тестем. Среди его соучеников был его родственник Соломон Лурия (Махаршал) — позже крупный оспариватель многих галахических постановлений Иссерлеса, [5] и Хаим б. Бецалель, старший брат Махарала . Его первая жена умерла молодой, в возрасте 20 лет, и позже в ее память он основал в Кракове « Синагогу Рема » (первоначально это был его дом, построенный его отцом в его честь и переданный общине). Позже он женился на сестре Иосифа бен Мордехая Гершон Ха-Коэн.
Он вернулся в Краков в 1549 году. [4] основав большую ешиву , где, будучи богатым человеком, он поддерживал своих учеников. В своем учении он выступал против пилпула и подчеркивал простоту толкования Талмуда . В 1553 году он был назначен даяном ; он также служил в Совете Четырех Земель . Он стал всемирно известным ученым, и к нему обращались многие другие известные раввины, в том числе Йосеф Каро , за галахическими решениями. Он был одним из величайших еврейских ученых Польши и главным галахическим авторитетом для европейского еврейства своего времени. Он умер в Кракове и был похоронен рядом со своей синагогой. На его надгробии написано: «От Моисея ( Маймонида ) до Моисея (Иссерлеса) не было никого подобного Моисею ». До Второй мировой войны тысячи паломников ежегодно посещали его могилу в Лаг Баомер , его Ярцайт (дату смерти).
Раввинские эпохи |
---|
Иссерлес был не только известным ученым-талмудистом и правоведом , но он также изучал каббалу , историю , астрономию и философию . Многие критиковали интенсивное использование Маймонидом философии, и эта критика продолжалась и во времена Иссерлеса. Он, с другой стороны, придерживался умеренного подхода, несмотря на то, что его беспокоила роль философии в образовании. Он заявил, что философию следует изучать только «время от времени» и что религиозные писания всегда должны пользоваться большим уважением. [6] Около 1550 года он вел несколько переписок с раввином Соломоном Лурией . Иссерлес представлял профилософский аспект исследования, тогда как Лурия был более критическим. [7]
Иссерлес учил, что «цель человека — поиск причины и смысла вещей». [8] Он также считал, что «можно время от времени изучать светскую мудрость при условии, что это исключает ересь... и что человек [сначала] знает, что разрешено и запрещено, а также правила и мицвот » . [9] Махаршал упрекал его в том, что некоторые свои решения он основывал на Аристотеле . Его ответ заключался в том, что он изучал греческую философию » Маймонида только по « Путеводителю для растерянных , и то только в Шаббат и Йом Тов — и, кроме того, лучше заниматься философией, чем заблуждаться в Каббале . [10]
Несмотря на его предложения об умеренном изучении философии, Иссерлес и его ученики считаются «первой волной» философского обучения в польском еврействе, а Леонард С. Левин считает их «школой Иссерлеса». [11]
У Иссерлеса было несколько детей: «Дрезил (названный в честь его бабушки по материнской линии), жена Р. Бунема Мейзельса. Дочь, имя которой нам неизвестно.... Сын Р. Йехуда.... Третья дочь... который нам совершенно неизвестен». [12] Похоронен на одноименном кладбище Ремух в Кракове.
Генеалогия
[ редактировать ]Предполагаемый потомок царя Давида через Раши. [13] , у него много известных потомков, среди которых есть члены семьи Майзель , а также раввин Яков Кули Слоним, зять Миттлера Ребе, композиторы Феликс Мендельсон и Джакомо Мейербер , пианист Юлиус Иссерлис , виолончелист Стивен Иссерлис , автор Инбали Изерлес, математик Арье Изерлес и статистик Леон Иссерлис .
Подход
[ редактировать ]Иссерлес, пожалуй, наиболее известен своими галахическими произведениями, главным из которых являются примечания к Шулхан Аруху Йосефа Каро . Он известен своим подходом к обычаям (минхагим): «следует помнить, что Р. Иссерлес не относился легкомысленно к еврейскому минхагу . Напротив, он тоже выражал к нему почтение и уважение и по возможности старался поддерживать его и также объяснить его происхождение. Только, в отличие от многих великих ученых-талмудистов, он отказался слепо следовать ему. Убедившись в несостоятельности Минхага, он был готов отвергнуть его, независимо от его принятия людьми». [14]
Более того: «Талмуд, конечно, является великим резервуаром, к которому обращается Р. Иссерлес в качестве первого шага в попытке решить проблему. Рассматриваемый вопрос немедленно отсылает к идентичному или похожему случаю в Талмуде. Второй шаг - это взвешивание мнений ראשונים, т.е. альфаси (רי”ף), тосафистов , нахманидов и т. д. Расширение и пояснение текста. За мнением большинства следуют Р. Иссерлес и даже Маймонид, которых он очень уважал. , игнорируется, если он был в меньшинстве. После Ришоним Р. Иссерлес приступает к рассмотрению сочинений אחרונים, то есть Мордехая , Ашри и Тура , и последнему следуют особенно тогда, когда с ним согласны тосафиты. еще более поздние авторитеты широко цитируются в соответствии с устоявшимся принципом הלכה כבתרא, уделяя должное внимание даже мнениям современников и обычаям польского еврейства, которые ב”י упустили из виду. Так, Иссерлес также в своем ответе. как в ד”מ и его комментарии к Шулхан Аруху, служил дополнением и предлагал своей общине свод законов, адаптированный к ее властям, обычаям и потребностям. Он расстелил «скатерть» на столе, приготовленном его современником, ב»י». [15]
Иссерлес, как и Йосеф Каро в « Шулхан Арухе» , часто цитирует каббалистические источники и мнения в своих различных работах и пишет о своей великой радости, обнаружив, что его решение совпадает с тем, что он позже нашел написанным в «словах Зоара, которые были даны в Синай ...». [5]
В письме другу, который стал раввином в Германии, Иссерлес выразил предпочтение жизни в Польше, а не в Германии: «Вам лучше было бы жить с нами в Польше на черством хлебе, если это необходимо, но в безопасности». [16] [17]
Работает
[ редактировать ]Иссерлес известен своим фундаментальным трудом по Галахе (еврейскому закону), озаглавленным ха-Мапах (букв. «Скатерть»), встроенным комментарием к Шулхан Арух (букв. «накрытый стол»), на котором основывается его «великий репутация халакиста и кодификатора зависит главным образом». [18]
Дархей Моше
[ редактировать ]Дархей Моше (דרכי משה) — это комментарий к Туру , а также к « Бет Йосеф» , который представляет собой комментарий Йосефа Каро к Туру и работе, лежащей в основе « Шулхан Аруха» . Первоначально Иссерлес предполагал, что Дархей Моше послужит основой для последующих галахических решений. Таким образом, в этой работе он оценивает постановления Тура , которые были широко приняты среди ашкенази и сефардов , сравнивая их с постановлениями других галахических авторитетов . « Бет Йосеф» была опубликована, когда Иссерлес работал над « Дархей Моше» . Признавая, что комментарий Каро в значительной степени соответствует его целям, Иссерлес опубликовал « Дархей Моше» в измененной форме. «Опубликовав דרכי משה, Р. Иссерлес оказал большую услугу ашкеназскому еврейству, восстановив его талмудический авторитет как решающий фактор при определении закона». [19] Сокращение оригинальной работы опубликовано в журнале Tur ; полная версия « Дархей Моше» публикуется отдельно.
Ха-Мапах
[ редактировать ]ХаМапах (המפה) написан как толкование к Шулхан Аруху Йосефа Каро , в котором обсуждаются случаи, когда сефардов и ашкенази обычаи различаются. Хамапах – это «скатерть» для Шулхан Аруха , «накрытого стола». Каро основывал свои нормативные позиции на трех авторитетах: Маймониде , Ашере бен Джехиэле (Рош) и Исааке Альфаси (Рифе). Из них только Ашер бен Джехиэль имел несефардские корни , прожив большую часть своей жизни в Германии , прежде чем переехать в Испанию , но даже в этом случае его работы в основном имеют сефардскую направленность. Таким образом, Иссерлес создал серию глосс, в которых он дополнил Каро материалом, почерпнутым из законов и обычаев ( минхагим ) ашкеназского еврейства, главным образом на основе работ Яакова Моэлина , Исраэля Иссерлейна и Исраэля Бруны .
Все издания Шулхан Аруха, начиная с 1578 года, включают ХаМапах , включенный в текст (представленный словом: הגה Хагаха , что означает «глянец»), и отличающийся полукурсивным « сценарием Раши ». Ха-Мапа Иссерлеса «считалась интерпретацией и дополнением к работе Каро, а также оспаривала ее притязания на универсальный авторитет, вводя ашкеназские традиции и обычаи, которые отличались от сефардских. Однако вместо того, чтобы оспаривать статус Шулхан Аруха, Иссерлес установил статус «Шулхан Арух» как авторитетного текста. В большинстве изданий, начиная с 1574 года, «Шулхан Арух» печатался с помощью «ХаМапа», что создавало интересное напряжение, которое проявлялось на печатной странице. Это был акт интеграции. сефардская традиция и ее приспособление к ашкеназскому миру, подтверждение авторитета и его подрыв появляются на одной странице». [20]
Цитаты «с указанием источников в более ранних авторитетах решений в примечаниях к Шулхан Аруху Иссерлесом помещены не были. Это видно из того, что во многих случаях приводятся неверные ссылки. Анонимный ученый поместил их в конце каждый комментарий, и постепенно они были ошибочно приняты за указания самого автора». [21]
Включение Иссерлесом «своих комментариев в основной текст в виде толкований» указывает, помимо сохранения традиционного ашкеназского отношения к тексту, на то, что сама работа, призванная служить учебником для мирян, была принята в иешиве Ремы в Кракове в качестве студента. Вместо «Арбаа Турим», основного текста для изучения посеким в ашкеназской ешиве до времен Ремы, он решил использовать новую книгу, свободную от накопленных слоев толкований и поправок. современный и ясный, и составленный по тем же принципам, что и старый Турим, так что его можно было легко ввести в учебную программу ешивы. Это был решающий шаг в изменении канонического статуса Шулхан Аруха». [22]
Сегодня термин « Шулхан Арух » относится к совместной работе Каро и Иссерлеса. Такое объединение двух произведений укрепило фундаментальное единство общин сефардов и ашкенази . Именно благодаря этому объединению « Шулхан Арух» стал общепризнанным сводом законов для всего еврейского народа , за заметным исключением йеменских евреев , которые до сих пор следуют Рамбаму ( Маймониду ).
Тора Ха-Ола
[ редактировать ]Торат Ха-Ола (תורת העלה), написанный между 1560 и 1570 годами, представлял собой обсуждение более глубокого значения Храма в Иерусалиме и храмовых жертвоприношений. Помимо обсуждения принципов еврейской веры, Иссерлес связывает законы и символы Торы с философией, физикой, астрономией и каббалой . [23] [24] Название переводится как «Закон всесожжения». Помимо цитирования Танаха и Талмуда, Иссерлес часто ссылается на Мидраш .
Родословная
[ редактировать ]Предки Моисея Иссерлеса |
---|
Опубликованные работы
[ редактировать ]- Архивы Шулхан Арух - Орах Хаим , Torah.org
- Архив Шулхан Аруха - Йоре Деа , Torah.org
- Полный текст Торы ха-Ола ( PDF , иврит )
Другие работы
[ редактировать ]Иссерлес также писал:
- Торат ха-Хатат , юридический справочник, в котором основное внимание уделяется еврейским диетическим законам.
- Торат ха-Ола , углубленное философское объяснение значения Храма в Иерусалиме и его обрядов.
- Мехир Яин , комментарий к Книге Эстер.
- Тешувот Рема , сборник респонсов — см. Историю респонса: Шестнадцатый век.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Илон 1973, стр. 1122; Голдвурм 1989, с. 75
- ^ «Еврейская виртуальная библиотека - Моисей бен Исраэль Иссерлес» .
- ^ Мисхор 2010, Предисловие, с. 15
- ^ Jump up to: а б «Видеть двумя глазами: Ефрем Луншиц и польско-еврейский ренессанс»; Леонард Левин; стр. 21
- ^ Jump up to: а б Мисхор 2010, с. 15
- ^ СТЕРН, Э. (2024). ФИЛОСОФИЯ И ПРИМЫВАНИЕ В ПИСАНИЯХ И НАСЛЕДИИ ИЛИИ ВИЛЕНСКОГО. В книге Г. Диннера, С. Хешеля и С. Магида (ред.), « Новые пути в еврейских и религиоведениях: очерки в честь профессора Эллиота Р. Вольфсона» (стр. 377–400). Издательство Университета Пердью. https://doi.org/10.2307/jj.15684220.27
- ^ «Видеть обоими глазами: Ефрем Луншиц и польско-еврейский ренессанс»; Леонард Левин; стр. 24
- ^ Торат ха-Ола 3:7
- ^ Шулхан Арух, Йоре Деа, 246:4
- ^ Респонса № 7
- ^ «Видеть обоими глазами: Ефрем Луншиц и польско-еврейский ренессанс»; Леонард Левин; стр. 2, 20–21
- ^ Жена 1943, стр. 16-17.
- ^ Документы Якоби, Том 4, с. 8, Б.5
- ^ Жена 1943, с. 77.
- ^ Жена 1943, стр. 57–58.
- ^ Краушар, Александра (1865). в Польше История евреев . Варшава: Печать Gazeta Polska. с. 242.
Вам лучше жить у нас в Польше на постоянном хлебе, если понадобится, но безопасно.]
- ^ Бернард Дов Вейнриб (1973). Евреи Польши: социальная и экономическая история еврейской общины в Польше с 1100 по 1800 год . Еврейское издательское общество. п. 166. ИСБН 978-0-8276-0016-4 .
- ^ Лью 1968, с. 68.
- ^ Жена 1943, с. 63.
- ^ Раз-Крозкин 2006, «От Цфата до Венеции: Шулхан Арух и цензор», стр. 98.
- ^ Жена 1943, с. 45.
- ^ Райнер, 1997, с. 97.
- ^ Лангерманн, YT (1991). Астрономия раввина Моисея Иссерлеса. В: Унгуру, С. (ред.) Физика, космология и астрономия, 1300–1700: Напряжение и приспособление. Бостонские исследования по философии науки, том 126. Springer, Dordrecht. https://doi.org/10.1007/978-94-011-3342-5_5
- ^ «Сефария – Торат ХаОла» .
Ссылки
[ редактировать ]- Голдин, Хайман Э. (1961). Кицур Шулхан Арух — Свод еврейских законов . Нью-Йорк: Еврейская издательская компания.
- Голдвурм, Херш (1989). Ранние Ахаронимы . Бруклин, Нью-Йорк: Публикации Месоры. ISBN 0-89906-488-4 .
- Илон, Менахем (1973). ХаМишпат ХаИври (на иврите). Иерусалим: Магнес .
- Илон, Менахем (1994). Еврейский закон: история, источники, принципы . Филадельфия: Еврейское издательское общество . ISBN 0-8276-0389-4 .
- Шульман, Яаков Довид (1991). Рема: история раввина Моше Иссерлеса . Издательство СНГ. ISBN 978-1-56062-090-7 .
- Мисхор (2010). Торас Хачатас . Нью-Йорк: Мисхор.
- Лью, Майер С. (1944). Евреи Польши: их экономическая, социальная и общественная жизнь в шестнадцатом веке, отраженная в трудах раввина Моисея Иссерлса . Лондон: Эдвард Голдстон.
- Раз-Крозкин, Амнон (2006). Чанита Гудблатт; Говард Крейзель (ред.). Традиция, инакомыслие и религиозная культура: иудаизм и христианство в период раннего Нового времени . Беэр-Шева: Университет Бен-Гуриона, издательство Негев.
- Райнер, Эльханан (1997). «Ашкеназская элита в начале современной эпохи: рукопись против печатной книги». Полин . 10 .
- Сиев, Ашер (1943). Период, жизнь и деятельность раввина Моисея Иссерлеса . Нью-Йорк: Университет Ешива, доктор философии. Диссертация.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Иссерлес, Моисей Бен Исраэль (ReMA) , jewishencyclepedia.com
- Раввин Моисей бен Исраэль Иссерлес , jewishvirtuallibrary.org
- Виртуальный тур по еврейской истории: Люблин , jewishvirtuallibrary.org
- 18 ияра – Реб Моше Иссерлес, ReMA , yarzheit.com
- Моше Иссерлес (РЕМА) , Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот
- Дархей Моше , профессор Элиэзер Сигал
- «Скатерть» , профессор Элиэзер Сигал
- Ремо (5280–5332) , chabad.org
- Синагога Рема