Jump to content

Моисей Иссерлес

Раввин
Моисей Иссерлес
(Рема)
Персональный
Рожденный 22 февраля 1530 г.
Умер 10 мая 1572 г. (1572-05-10) (42 года)
Религия иудаизм
Национальность Польский
Родители
Занятие Раввин, талмудист и Посек
Похороненный Краков, Польша

Моисей Иссерлес : משה בן ישראל איסרלישׂ; Polish: Mojżesz ben Israel Isserles; 22 February 1530 / 25 Adar I 5290 – 11 May 1572 / 18 Iyar, [1] также известный под аббревиатурой Рема , был выдающимся польским ашкеназским раввином , талмудистом и посеком (знатоком еврейского права). Его считают « Маймонидом польского еврейства». [2]

Биография

[ редактировать ]

Иссерлес родился в Кракове , Польша . Его отец, Исраэль бен Йозеф (известный как Иссерль), был видным талмудистом и независимо богатым человеком. [3] который, вероятно, возглавлял общину; его дед, Иехиэль Лурия, был первым раввином Бриска . (В эпоху, предшествовавшую повсеместному использованию фамилий , Моисей стал известен под своим отчеством Иссерлес.)

Сначала он учился дома, а затем в Люблине у раввина Шалома Шахны . [4] который позже станет его тестем. Среди его соучеников был его родственник Соломон Лурия (Махаршал) — позже крупный оспариватель многих галахических постановлений Иссерлеса, [5] и Хаим б. Бецалель, старший брат Махарала . Его первая жена умерла молодой, в возрасте 20 лет, и позже в ее память он основал в Кракове « Синагогу Рема » (первоначально это был его дом, построенный его отцом в его честь и переданный общине). Позже он женился на сестре Иосифа бен Мордехая Гершон Ха-Коэн.

Он вернулся в Краков в 1549 году. [4] основав большую ешиву , где, будучи богатым человеком, он поддерживал своих учеников. В своем учении он выступал против пилпула и подчеркивал простоту толкования Талмуда . В 1553 году он был назначен даяном ; он также служил в Совете Четырех Земель . Он стал всемирно известным ученым, и к нему обращались многие другие известные раввины, в том числе Йосеф Каро , за галахическими решениями. Он был одним из величайших еврейских ученых Польши и главным галахическим авторитетом для европейского еврейства своего времени. Он умер в Кракове и был похоронен рядом со своей синагогой. На его надгробии написано: «От Моисея ( Маймонида ) до Моисея (Иссерлеса) не было никого подобного Моисею ». До Второй мировой войны тысячи паломников ежегодно посещали его могилу в Лаг Баомер , его Ярцайт (дату смерти).

Иссерлес был не только известным ученым-талмудистом и правоведом , но он также изучал каббалу , историю , астрономию и философию . Многие критиковали интенсивное использование Маймонидом философии, и эта критика продолжалась и во времена Иссерлеса. Он, с другой стороны, придерживался умеренного подхода, несмотря на то, что его беспокоила роль философии в образовании. Он заявил, что философию следует изучать только «время от времени» и что религиозные писания всегда должны пользоваться большим уважением. [6] Около 1550 года он вел несколько переписок с раввином Соломоном Лурией . Иссерлес представлял профилософский аспект исследования, тогда как Лурия был более критическим. [7]

Иссерлес учил, что «цель человека — поиск причины и смысла вещей». [8] Он также считал, что «можно время от времени изучать светскую мудрость при условии, что это исключает ересь... и что человек [сначала] знает, что разрешено и запрещено, а также правила и мицвот » . [9] Махаршал упрекал его в том, что некоторые свои решения он основывал на Аристотеле . Его ответ заключался в том, что он изучал греческую философию » Маймонида только по « Путеводителю для растерянных , и то только в Шаббат и Йом Тов — и, кроме того, лучше заниматься философией, чем заблуждаться в Каббале . [10]

Несмотря на его предложения об умеренном изучении философии, Иссерлес и его ученики считаются «первой волной» философского обучения в польском еврействе, а Леонард С. Левин считает их «школой Иссерлеса». [11]

У Иссерлеса было несколько детей: «Дрезил (названный в честь его бабушки по материнской линии), жена Р. Бунема Мейзельса. Дочь, имя которой нам неизвестно.... Сын Р. Йехуда.... Третья дочь... который нам совершенно неизвестен». [12] Похоронен на одноименном кладбище Ремух в Кракове.

Генеалогия

[ редактировать ]

Предполагаемый потомок царя Давида через Раши. [13] , у него много известных потомков, среди которых есть члены семьи Майзель , а также раввин Яков Кули Слоним, зять Миттлера Ребе, композиторы Феликс Мендельсон и Джакомо Мейербер , пианист Юлиус Иссерлис , виолончелист Стивен Иссерлис , автор Инбали Изерлес, математик Арье Изерлес и статистик Леон Иссерлис .

Надгробие Ремы на кладбище Рему в Кракове.

Иссерлес, пожалуй, наиболее известен своими галахическими произведениями, главным из которых являются примечания к Шулхан Аруху Йосефа Каро . Он известен своим подходом к обычаям (минхагим): «следует помнить, что Р. Иссерлес не относился легкомысленно к еврейскому минхагу . Напротив, он тоже выражал к нему почтение и уважение и по возможности старался поддерживать его и также объяснить его происхождение. Только, в отличие от многих великих ученых-талмудистов, он отказался слепо следовать ему. Убедившись в несостоятельности Минхага, он был готов отвергнуть его, независимо от его принятия людьми». [14]

Более того: «Талмуд, конечно, является великим резервуаром, к которому обращается Р. Иссерлес в качестве первого шага в попытке решить проблему. Рассматриваемый вопрос немедленно отсылает к идентичному или похожему случаю в Талмуде. Второй шаг - это взвешивание мнений ראשונים, т.е. альфаси (רי”ף), тосафистов , нахманидов и т. д. Расширение и пояснение текста. За мнением большинства следуют Р. Иссерлес и даже Маймонид, которых он очень уважал. , игнорируется, если он был в меньшинстве. После Ришоним Р. Иссерлес приступает к рассмотрению сочинений אחרונים, то есть Мордехая , Ашри и Тура , и последнему следуют особенно тогда, когда с ним согласны тосафиты. еще более поздние авторитеты широко цитируются в соответствии с устоявшимся принципом הלכה כבתרא, уделяя должное внимание даже мнениям современников и обычаям польского еврейства, которые ב”י упустили из виду. Так, Иссерлес также в своем ответе. как в ד”מ и его комментарии к Шулхан Аруху, служил дополнением и предлагал своей общине свод законов, адаптированный к ее властям, обычаям и потребностям. Он расстелил «скатерть» на столе, приготовленном его современником, ב»י». [15]

Иссерлес, как и Йосеф Каро в « Шулхан Арухе» , часто цитирует каббалистические источники и мнения в своих различных работах и ​​пишет о своей великой радости, обнаружив, что его решение совпадает с тем, что он позже нашел написанным в «словах Зоара, которые были даны в Синай ...». [5]

В письме другу, который стал раввином в Германии, Иссерлес выразил предпочтение жизни в Польше, а не в Германии: «Вам лучше было бы жить с нами в Польше на черством хлебе, если это необходимо, но в безопасности». [16] [17]

Работает

[ редактировать ]

Иссерлес известен своим фундаментальным трудом по Галахе (еврейскому закону), озаглавленным ха-Мапах (букв. «Скатерть»), встроенным комментарием к Шулхан Арух (букв. «накрытый стол»), на котором основывается его «великий репутация халакиста и кодификатора зависит главным образом». [18]

Дархей Моше

[ редактировать ]

Дархей Моше (דרכי משה) — это комментарий к Туру , а также к « Бет Йосеф» , который представляет собой комментарий Йосефа Каро к Туру и работе, лежащей в основе « Шулхан Аруха» . Первоначально Иссерлес предполагал, что Дархей Моше послужит основой для последующих галахических решений. Таким образом, в этой работе он оценивает постановления Тура , которые были широко приняты среди ашкенази и сефардов , сравнивая их с постановлениями других галахических авторитетов . « Бет Йосеф» была опубликована, когда Иссерлес работал над « Дархей Моше» . Признавая, что комментарий Каро в значительной степени соответствует его целям, Иссерлес опубликовал « Дархей Моше» в измененной форме. «Опубликовав דרכי משה, Р. Иссерлес оказал большую услугу ашкеназскому еврейству, восстановив его талмудический авторитет как решающий фактор при определении закона». [19] Сокращение оригинальной работы опубликовано в журнале Tur ; полная версия « Дархей Моше» публикуется отдельно.

Ха-Мапах

[ редактировать ]

ХаМапах (המפה) написан как толкование к Шулхан Аруху Йосефа Каро , в котором обсуждаются случаи, когда сефардов и ашкенази обычаи различаются. Хамапах – это «скатерть» для Шулхан Аруха , «накрытого стола». Каро основывал свои нормативные позиции на трех авторитетах: Маймониде , Ашере бен Джехиэле (Рош) и Исааке Альфаси (Рифе). Из них только Ашер бен Джехиэль имел несефардские корни , прожив большую часть своей жизни в Германии , прежде чем переехать в Испанию , но даже в этом случае его работы в основном имеют сефардскую направленность. Таким образом, Иссерлес создал серию глосс, в которых он дополнил Каро материалом, почерпнутым из законов и обычаев ( минхагим ) ашкеназского еврейства, главным образом на основе работ Яакова Моэлина , Исраэля Иссерлейна и Исраэля Бруны .

Все издания Шулхан Аруха, начиная с 1578 года, включают ХаМапах , включенный в текст (представленный словом: הגה Хагаха , что означает «глянец»), и отличающийся полукурсивным « сценарием Раши ». Ха-Мапа Иссерлеса «считалась интерпретацией и дополнением к работе Каро, а также оспаривала ее притязания на универсальный авторитет, вводя ашкеназские традиции и обычаи, которые отличались от сефардских. Однако вместо того, чтобы оспаривать статус Шулхан Аруха, Иссерлес установил статус «Шулхан Арух» как авторитетного текста. В большинстве изданий, начиная с 1574 года, «Шулхан Арух» печатался с помощью «ХаМапа», что создавало интересное напряжение, которое проявлялось на печатной странице. Это был акт интеграции. сефардская традиция и ее приспособление к ашкеназскому миру, подтверждение авторитета и его подрыв появляются на одной странице». [20]

Цитаты «с указанием источников в более ранних авторитетах решений в примечаниях к Шулхан Аруху Иссерлесом помещены не были. Это видно из того, что во многих случаях приводятся неверные ссылки. Анонимный ученый поместил их в конце каждый комментарий, и постепенно они были ошибочно приняты за указания самого автора». [21]

Включение Иссерлесом «своих комментариев в основной текст в виде толкований» указывает, помимо сохранения традиционного ашкеназского отношения к тексту, на то, что сама работа, призванная служить учебником для мирян, была принята в иешиве Ремы в Кракове в качестве студента. Вместо «Арбаа Турим», основного текста для изучения посеким в ашкеназской ешиве до времен Ремы, он решил использовать новую книгу, свободную от накопленных слоев толкований и поправок. современный и ясный, и составленный по тем же принципам, что и старый Турим, так что его можно было легко ввести в учебную программу ешивы. Это был решающий шаг в изменении канонического статуса Шулхан Аруха». [22]

Сегодня термин « Шулхан Арух » относится к совместной работе Каро и Иссерлеса. Такое объединение двух произведений укрепило фундаментальное единство общин сефардов и ашкенази . Именно благодаря этому объединению « Шулхан Арух» стал общепризнанным сводом законов для всего еврейского народа , за заметным исключением йеменских евреев , которые до сих пор следуют Рамбаму ( Маймониду ).

Тора Ха-Ола

[ редактировать ]

Торат Ха-Ола (תורת העלה), написанный между 1560 и 1570 годами, представлял собой обсуждение более глубокого значения Храма в Иерусалиме и храмовых жертвоприношений. Помимо обсуждения принципов еврейской веры, Иссерлес связывает законы и символы Торы с философией, физикой, астрономией и каббалой . [23] [24] Название переводится как «Закон всесожжения». Помимо цитирования Танаха и Талмуда, Иссерлес часто ссылается на Мидраш .

Родословная

[ редактировать ]

Опубликованные работы

[ редактировать ]

Другие работы

[ редактировать ]

Иссерлес также писал:

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Илон 1973, стр. 1122; Голдвурм 1989, с. 75
  2. ^ «Еврейская виртуальная библиотека - Моисей бен Исраэль Иссерлес» .
  3. ^ Мисхор 2010, Предисловие, с. 15
  4. ^ Jump up to: а б «Видеть двумя глазами: Ефрем Луншиц и польско-еврейский ренессанс»; Леонард Левин; стр. 21
  5. ^ Jump up to: а б Мисхор 2010, с. 15
  6. ^ СТЕРН, Э. (2024). ФИЛОСОФИЯ И ПРИМЫВАНИЕ В ПИСАНИЯХ И НАСЛЕДИИ ИЛИИ ВИЛЕНСКОГО. В книге Г. Диннера, С. Хешеля и С. Магида (ред.), « Новые пути в еврейских и религиоведениях: очерки в честь профессора Эллиота Р. Вольфсона» (стр. 377–400). Издательство Университета Пердью. https://doi.org/10.2307/jj.15684220.27
  7. ^ «Видеть обоими глазами: Ефрем Луншиц и польско-еврейский ренессанс»; Леонард Левин; стр. 24
  8. ^ Торат ха-Ола 3:7
  9. ^ Шулхан Арух, Йоре Деа, 246:4
  10. ^ Респонса № 7
  11. ^ «Видеть обоими глазами: Ефрем Луншиц и польско-еврейский ренессанс»; Леонард Левин; стр. 2, 20–21
  12. ^ Жена 1943, стр. 16-17.
  13. ^ Документы Якоби, Том 4, с. 8, Б.5
  14. ^ Жена 1943, с. 77.
  15. ^ Жена 1943, стр. 57–58.
  16. ^ Краушар, Александра (1865). в Польше История евреев . Варшава: Печать Gazeta Polska. с. 242. Вам лучше жить у нас в Польше на постоянном хлебе, если понадобится, но безопасно.]
  17. ^ Бернард Дов Вейнриб (1973). Евреи Польши: социальная и экономическая история еврейской общины в Польше с 1100 по 1800 год . Еврейское издательское общество. п. 166. ИСБН  978-0-8276-0016-4 .
  18. ^ Лью 1968, с. 68.
  19. ^ Жена 1943, с. 63.
  20. ^ Раз-Крозкин 2006, «От Цфата до Венеции: Шулхан Арух и цензор», стр. 98.
  21. ^ Жена 1943, с. 45.
  22. ^ Райнер, 1997, с. 97.
  23. ^ Лангерманн, YT (1991). Астрономия раввина Моисея Иссерлеса. В: Унгуру, С. (ред.) Физика, космология и астрономия, 1300–1700: Напряжение и приспособление. Бостонские исследования по философии науки, том 126. Springer, Dordrecht. https://doi.org/10.1007/978-94-011-3342-5_5
  24. ^ «Сефария – Торат ХаОла» .
  • Голдин, Хайман Э. (1961). Кицур Шулхан Арух — Свод еврейских законов . Нью-Йорк: Еврейская издательская компания.
  • Голдвурм, Херш (1989). Ранние Ахаронимы . Бруклин, Нью-Йорк: Публикации Месоры. ISBN  0-89906-488-4 .
  • Илон, Менахем (1973). ХаМишпат ХаИври (на иврите). Иерусалим: Магнес .
  • Илон, Менахем (1994). Еврейский закон: история, источники, принципы . Филадельфия: Еврейское издательское общество . ISBN  0-8276-0389-4 .
  • Шульман, Яаков Довид (1991). Рема: история раввина Моше Иссерлеса . Издательство СНГ. ISBN  978-1-56062-090-7 .
  • Мисхор (2010). Торас Хачатас . Нью-Йорк: Мисхор.
  • Лью, Майер С. (1944). Евреи Польши: их экономическая, социальная и общественная жизнь в шестнадцатом веке, отраженная в трудах раввина Моисея Иссерлса . Лондон: Эдвард Голдстон.
  • Раз-Крозкин, Амнон (2006). Чанита Гудблатт; Говард Крейзель (ред.). Традиция, инакомыслие и религиозная культура: иудаизм и христианство в период раннего Нового времени . Беэр-Шева: Университет Бен-Гуриона, издательство Негев.
  • Райнер, Эльханан (1997). «Ашкеназская элита в начале современной эпохи: рукопись против печатной книги». Полин . 10 .
  • Сиев, Ашер (1943). Период, жизнь и деятельность раввина Моисея Иссерлеса . Нью-Йорк: Университет Ешива, доктор философии. Диссертация.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be4eee4f522fc0eae9e2020b5f2af86c__1722337980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/6c/be4eee4f522fc0eae9e2020b5f2af86c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moses Isserles - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)