История евреев в Польше до XVIII века.
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
История евреев и Иудаизм в Польше |
---|
Историческая хронология • Список евреев |
Портал иудаизма Портал Польши |
История евреев в Польше до XVIII века охватывает период еврейско-польской истории от ее истоков, примерно до тех политических и социально-экономических обстоятельств, которые привели к расчленению Речи Посполитой во второй половине XVIII века. соседними империями ( см. также: Разделы Польши ).
Ранний период: 966–1385 гг.
[ редактировать ]Первые евреи прибыли на территорию современной Польши в X веке. Путешествуя по торговым путям, ведущим на восток в Киев и Бухару , еврейские купцы (в том числе радханиты ) пересекали и территории Силезии . Один из них, дипломат и купец из мавританского города Тортоса в Аль-Андалусе , известный под своим арабским именем Ибрагим ибн Якуб, был первым летописцем, упомянувшим Польское государство под властью князя Мешко I. Первое фактическое упоминание о евреях в польских летописях встречается в XI веке. Оказывается, евреи тогда жили в Гнезно , тогдашней столице Польского королевства династии Пястов . Некоторые из них были богатыми и владели крепостными христианами, что соответствовало феодальной системе того времени. Первая постоянная еврейская община упоминается в 1085 году еврейским учёным Иегудой ха-Коэном в городе Пшемысле .
Первая обширная еврейская эмиграция из Западной Европы в Польшу произошла во время Первого крестового похода (1098 г.). При Болеславе III Польском (1102–1139) евреи, воодушевленные терпимым режимом этого правителя, расселились по всей Польше, в том числе за границей, на территории Литвы до Киева. Болеслав, со своей стороны, признавал полезность евреев в развитии коммерческих интересов своей страны. князь Краковский (1173–1202) в своем Мешко III Старый стремлении установить закон и порядок в своих владениях запретил любое насилие против евреев, особенно нападения на них со стороны непослушных студентов ( żacy ). Мальчиков, виновных в таких нападениях, или их родителей заставляли платить штрафы, столь же тяжелые, как и за кощунственные действия.
На монетах, обнаруженных в 1872 году в польской деревне Гленбок , есть надписи на иврите , что позволяет предположить, что чеканкой монет в Великой и Малой Польше в XII веке занимались евреи. На этих монетах изображены эмблемы с надписями различных знаков; в одних примерах дается только имя царя или князя, как, например, «Князь Мешко», а в других добавляется фамилия, как «Мешек Блаженный» или «Справедливый». На некоторых монетах, кроме того, имеются надписи, не имеющие прямого отношения ни к Польше, ни к царствующим князьям, ни даже к самой монете, а относящиеся к событиям чисто еврейского характера, как, например: «Радуйтесь, Авраам , Исаак , и Джейкоб »; «Авраам Духс и Авраам Пех (некоторые ученые, в том числе Максимилиан Гумплович и Авраам Фиркович , отождествляли, вероятно, ошибочно, «Пех» с хазарским титулом Бека )». Подобные монеты были обнаружены в другом месте несколькими годами ранее; но из-за их своеобразных надписей сомнения были высказаны даже таким известным нумизматом, как Иоахима Лелевеля , что касается того, что они вообще являются монетами. Их истинная природа раскрылась только с обнаружением сокровищ Гленбока. Все надписи на монетах XII века выполнены на иврите; и они достаточно доказывают, что в рассматриваемое время евреи уже утвердились на авторитетных и выдающихся позициях и были довольны своей участью.
«Еврейские монетчики, — говорит Бершадский , — могли быть людьми, приезжавшими в страну лишь изредка и с этой особой целью». Но среди немногих документов, датируемых второй половиной XIII века, находится грамота, выданная Пршемыслом II , преемником Болеслава Калишского, подтверждающая ранее предоставленные привилегии, согласно которым еврею Рупину, сыну Йошки, разрешается распоряжаться его удел — холм («монтем»), расположенный недалеко от границы его имения Подгоже . Трудно предположить, что приобретение недвижимости, передача ее по наследству и дальнейшая уступка ее «еврейским старейшинам Калиша и всей их общине» были разрешены на основании хартии привилегий, дарованной Болеславом Калишским евреям. иммигрантов, поскольку в Хартии не упоминается ни еврейская община, ни право евреев на приобретение земельной собственности. «Факты, — говорит Бершадский, — проясненные грантом Пшемысла II , доказывают, что евреи были древними жителями Польши и что хартия Болеслава Калишского, почти устно скопированная с привилегий Оттокара Богемского, была просто письменное одобрение отношений, которые постепенно установились и получили одобрение народа страны». Бершадский приходит к выводу, что уже в XIII веке в Польше существовал ряд еврейских общин, важнейшей из которых была Калишская.
В начале 13 века евреи владели землями в Польской Силезии , Великой Польше и Куявии , включая деревню Малый Тынец . Были также созданы еврейские общины во Вроцлаве , Свиднице , Глогове , Львувеке , Плоцке , Калише , Щецине , Гданьске и Гнезно . Ясно, что еврейские общины к тому времени должны были быть хорошо организованы. Кроме того, самым ранним известным артефактом еврейского поселения на польской земле является надгробие некоего Давида бен Сар Шалома, найденное во Вроцлаве и датированное 25 ава 4963 года , то есть 4 августа 1203 года.
Из различных источников видно, что в это время евреи наслаждались безмятежным миром и процветанием во многих княжествах, на которые тогда была разделена страна. В интересах торговли правящие князья предоставляли еврейским поселенцам защиту и особые привилегии. С приходом монголов на территорию Польши (1241 г.) евреи, как и другие жители, сильно пострадали. Краков был разграблен и сожжен, другие города опустошены, сотни поляков, в том числе многие евреи, были уведены в плен. Когда волна вторжения пошла на убыль, евреи вернулись в свои старые дома и занятия. Они сформировали средний класс в стране, где основная часть населения состояла из помещиков (превращающихся в шляхту , уникальное польское дворянство) и крестьян, и они сыграли важную роль в продвижении коммерческих интересов земли. Кредитование и получение различных государственных доходов, таких как доходы от соляных копей , таможни и т. д., были их наиболее важными занятиями. Коренное население еще не прониклось религиозной нетерпимостью Западной Европы и жило в мире с евреями.
Генеральная хартия еврейских свобод
[ редактировать ]Ситуация толерантности постепенно менялась Римско-католической церковью, с одной стороны, и соседними немецкими государствами, с другой. Эмиссары римских понтификов прибыли в Польшу в соответствии с установленной политикой; и в своих стремлениях усилить влияние католической церкви они распространяли учения, проникнутые нетерпимостью к последователям иудаизма . В то же время Болеслав V из Польши (1228–1279) поощрял приток немецких колонистов. Он предоставил им Магдебургские права и, установив их в городах, внес туда элемент, который принес с собой глубоко укоренившиеся предрассудки против евреев.
Однако среди правящих князей были некоторые решительные защитники еврейских жителей, которые считали присутствие последних наиболее желательным с точки зрения экономического развития страны. Среди таких правителей выдающимся был Болеслав Благочестивый из Калиша , князь Великопольский . С согласия сословных представителей и высших чиновников он в 1264 году издал «Общую хартию еврейских свобод» — « Калишский статут» , в которой четко определялось положение его еврейских подданных. Хартия подробно касалась всех сторон еврейской жизни, особенно отношений евреев со своими христианскими соседями. Руководящим принципом во всех его положениях была справедливость, при этом полностью исключались национальные, расовые и религиозные мотивы. Он предоставил всем евреям свободу вероисповедания, торговли и путешествий. Кроме того, все евреи, находящиеся под сюзеренитетом герцога, находились под защитой воеводы , и убийство еврея наказывалось смертью и конфискацией всего имущества семьи убийцы.
Но в то время как светские власти пытались регулировать отношения евреев со страной в целом в соответствии с ее экономическими потребностями, духовенство , вдохновленное попытками Римско-католической церкви установить свое универсальное господство, использовало свое влияние для разделения евреев. из политического тела, стремясь исключить их, как опасных для Церкви людей, из христианского общества и поставить в положение презираемой « секты ». В 1266 году Вселенский собор состоялся во Вроцлаве под председательством папского нунция Гвидо . Собор внес в церковный устав Польши ряд параграфов, направленных против евреев.
Евреям было приказано как можно быстрее избавиться от принадлежавшей им недвижимости в христианских кварталах; они не должны были появляться на улицах во время церковных шествий; им разрешалось иметь только одну синагогу в одном городе; и от них требовалось носить специальную шапку, чтобы отличать их от христиан. Последним запрещалось под страхом отлучения от церкви приглашать евреев на пиры и другие развлечения, а также запрещалось покупать у евреев мясо или другие продукты из опасения быть отравленными. Кроме того, совет подтвердил правила, согласно которым евреям не разрешалось держать христианских слуг, брать в аренду налоги или таможенные пошлины или занимать какие-либо государственные должности. На Офенском соборе 1279 г. евреям было предписано ношение красного значка, и вышеизложенные положения были подтверждены.
Процветание воссоединенной Польши: 1320–1385 гг.
[ редактировать ]Хотя католическое духовенство продолжало сеять религиозную ненависть, современные правители не были склонны принимать указы церкви, и евреям Польши долгое время предоставлялись их права. Владислав I Локоть , взошедший на польский престол в 1320 году, стремился установить единый правовой кодекс на всей территории страны. Общими законами он обеспечил евреям безопасность и свободу и поставил их на равенство с христианами. Они одевались, как христиане, носили одежду, подобную одежде знати, и, как и последние, также носили золотые цепи и носили мечи. Король также издал законы о кредитовании христиан.
В 1334 году Казимир III Великий (1303–1370) усилил и расширил старую хартию Болеслава Вислицким статутом . Казимир был особенно дружелюбен к евреям, и его правление считается эпохой большого процветания польского еврейства. Его улучшенная хартия была даже более благоприятной для евреев, чем хартия Болеслава, поскольку она гарантировала некоторые из их гражданских прав в дополнение к их коммерческим привилегиям. Этот дальновидный правитель стремился использовать городское и сельское население в качестве сдерживающего фактора для растущей власти аристократии . Он рассматривал евреев не просто как ассоциацию ростовщиков, но как часть нации, в которую они должны были быть включены для формирования однородного политического тела. За попытки поднять массы, в том числе евреев, Казимира современники прозвали «королем крепостных и евреев».
Тем не менее, хотя большую часть правления Казимира евреи Польши наслаждались спокойствием, к его концу они подверглись преследованиям из-за Черной смерти . Резня произошла в Калише , Кракове , Глогуве и других польских городах вдоль немецкой границы, и, по оценкам, было убито 10 000 евреев. Однако по сравнению с безжалостным уничтожением своих единоверцев в Западной Европе, польские евреи жили неплохо; а еврейские массы Германии бежали в более гостеприимные земли Польши, где интересы мирян все еще оставались более сильными, чем интересы Церкви.
Но при преемнике Казимира, Людовике I Венгерском (1370–1384), жалобы на то, что «справедливость исчезла из страны», стали всеобщими. Была предпринята попытка лишить евреев защиты законов. Руководствуясь главным образом религиозными мотивами, Людовик I преследовал их и угрожал изгнанием тех, кто отказывался принять христианство. Однако его короткого правления было недостаточно, чтобы свести на нет благотворную работу его предшественника; и только во время длительного правления великого князя литовского и короля польского Владислава II (1386–1434) влияние церкви в гражданских и национальных делах возросло, а гражданское положение евреев постепенно стало менее благоприятным. Тем не менее, в начале правления Владислава евреи все еще пользовались широкой защитой законов.
Ягеллонская эпоха: 1385–1572 гг.
[ редактировать ]Гонения 1385–1492 гг.
[ редактировать ]В результате женитьбы Владислава II Ягелло на Ядвиге , дочери Людовика I Венгерского , Литва была объединена с Королевством Польским . При его правлении начались первые масштабные преследования евреев в Польше, и король не предпринял никаких действий, чтобы остановить эти события. Говорили, что евреи Познани подговорили бедную христианку украсть у доминиканского ордена «три воинства», которые они «осквернили», и что, когда воинства начали истекать кровью, евреи бросили их в ров, после чего происходили различные «чудеса». Узнав об этом предполагаемом «осквернении», епископ Познани приказал евреям ответить на обвинения. Женщина обвинила познанского раввина в краже хозяев, а жертвой суеверной ярости народа стали тринадцать старейшин еврейской общины. После длительных пыток на дыбе их всех сожгли на костре . Кроме того, на евреев Познани был наложен постоянный штраф, который они обязаны были ежегодно платить доминиканцам. Этот штраф строго взимался до 18 века. Преследование евреев было вызвано не только религиозными мотивами, но и экономическими причинами, поскольку евреи получили контроль над некоторыми отраслями торговли, а бюргеры , завидуя своему успеху, желали тем или иным способом избавиться от неугодных конкурентов.
Те же мотивы послужили причиной восстания в Кракове , спровоцированного фанатичным священником Будеком в 1407 году. Первое восстание было подавлено городскими властями; но через несколько часов оно было возобновлено. Огромное количество имущества было уничтожено; многие евреи были убиты; и их дети были крещены. Чтобы спасти свою жизнь, ряд евреев приняли христианство . Реформаторское движение чешских гуситов усилило религиозный фанатизм; и возникшие в результате реакционные меры распространились на Польшу. Влиятельный польский архиепископ Николай Тронба после своего возвращения с Калишского собора (1420), на котором он председательствовал, побудил польское духовенство подтвердить все антиеврейские законы, принятые на Вроцлавских и Офенских соборах и которые до этого времени проводились редко. В дополнение к своей прежней инвалидности евреи теперь были вынуждены платить налог в пользу церквей на тех территориях, в которых они проживали, но «в которых должны были проживать только христиане».
В 1423 году король Владислав II издал указ, запрещавший евреям давать деньги в долг по векселям. В его правление, как и во время правления его преемника Владислава III , древние привилегии евреев были почти забыты. Евреи тщетно обращались к Владиславу II за подтверждением своих старых уставов. Духовенство успешно противостояло возобновлению этих привилегий на том основании, что они противоречат каноническим правилам. Чтобы добиться этого, был даже распространен слух, что хартия, якобы дарованная евреям Казимиром III, была подделкой, поскольку католический правитель никогда бы не предоставил полные гражданские права «неверующим».
Происки духовенства пресек Казимир IV Ягеллонский (1447–1492). Он с готовностью возобновил хартию, дарованную евреям Казимиром Великим, оригинал которой был уничтожен во время пожара, опустошившего Познань в 1447 году. Еврейской депутации из общин Познани, Калиша , Серадза , Ленчицы , Бреста и Владиславова. который обратился к нему с просьбой о возобновлении хартии, он сказал в своем новом гранте: «Мы желаем, чтобы евреи, которых мы защищаем особенно ради наших собственных интересов и интересов королевской казны, чувствовали себя удовлетворенными во время нашего процветающего правления». ." В подтверждении всех прежних прав и привилегий евреев: свободы проживания и торговли; судебная и общинная автономия; неприкосновенность личности и имущества; и защита от произвольных обвинений и нападений; собором грамота Казимира IV была решительным протестом против канонических законов, которые недавно были возобновлены для Польши Калишским , а для всего католического мира – Базельская диета . Более того, хартия разрешала более тесное взаимодействие между евреями и христианами и освобождала первых от юрисдикции клерикальных судов. Сильная оппозиция была вызвана либеральным отношением короля к евреям и была выражена лидерами клерикальной партии.
Неоднократные обращения духовенства, и поражение польских войск от Тевтонских рыцарей , которое духовенство открыто приписывало «гневу божьему» на пренебрежение Казимиром интересами Церкви, и его дружелюбное отношение к евреям, наконец, вынудили короля согласиться с выдвинутыми требованиями. В 1454 году был издан Нешавский статут , который предоставил шляхте множество привилегий и включал отмену древних привилегий евреев, «как противоречащих божественному праву и закону страны». Торжество клерикальных сил вскоре ощутило еврейское население. Население поощрялось нападать на них во многих польских городах; больше всего пострадали евреи Кракова. Весной 1464 года еврейские кварталы города были опустошены толпой, состоявшей из монахов, студентов, крестьян и мелкой знати, которые тогда организовывали новый крестовый поход против турок . Более тридцати евреев были убиты, многие дома разрушены. Подобные беспорядки произошли в Познани и других местах, несмотря на то, что Казимир оштрафовал краковских судей за неспособность принять строгие меры для подавления предыдущих беспорядков.
Приток евреев, спасающихся от преследований: 1492–1548 гг.
[ редактировать ]Политика правительства по отношению к евреям Польши не была более терпимой при сыновьях и преемниках Казимира, Иоанне I Альберте (1492–1501) и Александре Ягеллоне (1501–1506). Иоанну I Альберту часто приходилось судить местные споры между еврейскими и христианскими купцами. Таким образом, в 1493 году он урегулировал противоречивые притязания еврейских купцов и львовских горожан на право свободной торговли в городе. Однако в целом он не был дружелюбен к евреям. То же самое можно сказать и об Александре Ягеллонце, изгнавшем евреев из Великого княжества Литовского в 1495 г. В некоторой степени на него, несомненно, повлияло в этой мере изгнание евреев из Испании (1492 г.) ( декрет об Альгамбре ), что также было ответственно за усиление преследований евреев в Австрии , Богемии и Германии и, таким образом, стимулировало еврейскую эмиграцию в сравнительно гораздо более толерантную Польшу. По разным причинам Александр разрешил возвращение евреев в 1503 году и в период, непосредственно предшествовавший Реформация. Число евреев в Польше быстро росло из-за антиеврейской агитации в Германии. Действительно, Польша стала признанным убежищем для изгнанников из Западной Европы; и последующее вступление в ряды польского еврейства сделало его культурным и духовным центром еврейского народа. Это, как предположил еврейский историк Дубнов , стало возможным благодаря следующим условиям:
- Еврейское население Польши в то время было больше, чем в любой другой европейской стране; евреи пользовались обширной общинной автономией, основанной на особых привилегиях; они не ограничивались в своей экономической жизни чисто второстепенными занятиями, как это было с их западными единоверцами; они не занимались только мелкой торговлей и ростовщичеством, но вели и важную вывозную торговлю, сдавали в аренду государственные доходы и крупные имения, следили за ремеслом и до известной степени земледелием ; в вопросе проживания они не были ограничены гетто , как их немецкие собратья. Все эти условия способствовали развитию в Польше независимой еврейской цивилизации. Благодаря своей социальной и юридической автономии польская еврейская жизнь получила возможность свободно развиваться в соответствии с национальными и религиозными традициями. Раввин Кахала стал не только духовным наставником, но и членом общинного управления , гражданским судьей , авторитетным толкователем Закона. Раввинизм здесь был не мертвой буквой, а руководящей религиозно-правовой системой; ведь раввины выносили решения как по гражданским, так и по некоторым уголовным делам на основании талмудического законодательства.
Евреи Польши оказались вынуждены прилагать все больше усилий для укрепления своего социального и экономического положения и завоевания благосклонности короля и дворянства. Конфликты между различными партиями, купцами, духовенством, мелкой и высшей знатью позволили евреям выстоять. Противодействие христианского купечества и духовенства уравновешивалось поддержкой шляхты ( шляхты ), получавшей определенные экономические выгоды от деятельности евреев. По конституции nihil novi 1505 года, одобренной Александром Ягеллоном, шляхтские сеймы получили право голоса во всех важных национальных вопросах. В некоторых случаях еврейские купцы, подвергавшиеся давлению со стороны мелкой знати, получали защиту от короля, поскольку они были важным источником королевских доходов.
Золотой век при Сигизмунде и Сигизмунде II
[ редактировать ]Самый благополучный период в жизни польских евреев начался с правления Сигизмунда I (1506–1548). В 1507 году король сообщил властям Львова , что до дальнейшего уведомления его еврейским гражданам, ввиду понесенных ими потерь, следует оставить в неприкосновенности все свои древние привилегии ( Русско-Еврейский архив, III.79). Его щедрое обращение со своим врачом Яковом Исааком, которого он сделал дворянином в 1507 году, свидетельствует о его либеральных взглядах.
Но в то время как самим Сигизмундом двигало чувство справедливости, его придворные пытались обратить в свою личную выгоду противоречивые интересы различных классов. Вторая жена Сигизмунда, королева итальянского происхождения Бона , продала государственные должности за деньги; и ее фаворит, воевода (губернатор округа) Кракова Петр Кмита принимал взятки с обеих сторон, обещая продвигать интересы каждой в Сейме (польском парламенте ) и у короля. В 1530 году еврейский вопрос стал предметом горячих дискуссий в сейме. Были некоторые делегаты, которые настаивали на справедливом обращении с евреями. С другой стороны, некоторые зашли так далеко, что потребовали изгнания евреев из страны, а третьи хотели ограничить их коммерческие права. Сейм 1538 года в Петркуве-Трыбунальском разработал ряд репрессивных мер против евреев, которым было запрещено заниматься сбором налогов и сдавать в аренду поместья или государственные доходы, «против закона Божьего, чтобы эти люди занимали почетные должности среди евреев». Христиане». Коммерческая деятельность евреев в городах была поставлена под контроль враждебных магистратов, а в деревнях евреям вообще запрещалась торговля. Сейм также возродил средневековый церковный закон, обязывающий евреев носить отличительный знак.
Сигизмунд II Август (1548–1572) в основном следовал терпимой политике своего отца. Он подтвердил древние привилегии польских евреев, значительно расширил и укрепил автономию их общин. Указом от 13 августа 1551 года евреям Великой Польши вновь было предоставлено разрешение избирать главного раввина , который должен был выступать судьей во всех вопросах, касающихся их религиозной жизни. Евреи, отказывавшиеся признать его власть, подлежали штрафу или отлучению от церкви ; а те, кто отказывался подчиниться последнему, могли быть казнены после того, как властям будет сообщено об обстоятельствах. Имущество непокорных подлежало конфискации и передаче в королевскую казну. Главный раввин был освобожден от власти воеводы и других чиновников, а последние обязаны были помогать ему в обеспечении соблюдения закона среди евреев.
Благосклонное отношение короля и просвещенной знати не могло предотвратить растущую враждебность к евреям в некоторых частях королевства. Движение Реформации стимулировало антиеврейский крестовый поход католического духовенства, которое яростно проповедовало против всех « еретиков »: лютеран , кальвинистов и евреев. В 1550 году папский нунций Алоис Липомано , известный гонитель неохристиан в Португалии, был командирован в Краков для укрепления католического духа среди польской знати. Он предупредил короля о бедах, возникающих в результате его терпимого отношения к различным неверующим в стране. Видя, что польское дворянство, среди которого Реформация уже пустила сильные корни, мало уделяет внимания его проповедям, он инициировал кровавый навет в городе Сохачеве . Сигизмунд указал, что папские буллы неоднократно утверждали, что все подобные обвинения не имеют никаких оснований; и он постановил, что отныне любой еврей, обвиняемый в совершении убийства в ритуальных целях или в краже хозяина, должен предстать перед собственным судом во время сессий Сейма. Сигизмунд II Август также предоставил евреям автономию в вопросах общинного управления и заложил основу власти Кахал .
В 1569 году Люблинская уния Литва укрепила связи с Польшей, поскольку предыдущая личная уния была мирным путем преобразована в уникальную федерацию Посполитой Речи . Смерть Сигизмунда Августа (1572 г.) и, таким образом, прекращение династии Ягеллонов вызвали необходимость избрания его преемника выборным органом всей знати ( шляхтой ). В период междуцарствия шляхта приняла Акт Варшавской Конфедерации , который гарантировал беспрецедентную религиозную толерантность всем гражданам Речи Посполитой. Между тем соседние государства были глубоко заинтересованы в выборах, каждое из которых надеялось обеспечить выбор своего кандидата. Папа стремился обеспечить избрание католика, чтобы в Польше не стало преобладать влияние Реформации. Екатерина Медичи энергично боролась за избрание своего сына Генриха Анжуйского . Но, несмотря на все интриги в различных судах, решающим фактором на выборах стало влияние Соломон Ашкенази , в то время отвечавший за иностранные дела Османской империи . Был избран Генрих Анжуйский, что вызвало глубокую озабоченность либеральных поляков и евреев, поскольку он был печально известным вдохновителем Варфоломеевской резни . Поэтому польское дворянство заставило его подписать Генрицианские статьи и pacta conventa , гарантирующие религиозную терпимость в Польше, как условие принятия престола (эти документы впоследствии будут подписаны каждым другим избранным польским королем). Однако вскоре после нескольких месяцев правления в Польше Генрих тайно бежал во Францию, чтобы стать преемником своего умершего брата Карла IX на французском престоле.
Речь Посполитая: 1572–1795 гг.
[ редактировать ]Еврейское образование и культура в период раннего Речи Посполитой.
[ редактировать ]Иешивы были созданы под руководством раввинов в наиболее известных общинах. Такие школы официально назывались гимназиями , а их раввины-директора — ректорами . Важные иешивы существовали в Кракове, Познани и других городах. Еврейские типографии возникли в первой четверти 16 века. В 1530 году еврейское Пятикнижие ( Тора в Кракове было напечатано ); а в конце века еврейские типографии этого города и Люблина выпустили большое количество еврейских книг, преимущественно религиозного характера. Рост талмудической науки в Польше совпал с ростом благосостояния польских евреев; и из-за их общинной автономии развитие образования было совершенно односторонним и соответствовало талмудическим принципам. Однако зафиксированы исключения, когда еврейская молодежь стремилась получить светское образование в европейских университетах. Ученые раввины стали не просто толкователями Закона, но и духовными наставниками, учителями, судьями и законодателями; и их авторитет вынудил общинных лидеров ознакомиться с заумными вопросами Еврейский закон . Взгляды польского еврейства на жизнь были сформированы духом Талмуда и раввинской литературы, влияние которых ощущалось дома, в школе и синагоге.
В первой половине XVI века семена талмудического учения были пересажены в Польшу из Богемии, в частности из школы Якова Поллака , создателя Пилпула («острого рассуждения»). Шалом Шахна (ок. 1500–1558), ученик Поллака, считается одним из пионеров изучения Талмуда в Польше. Он жил и умер в Люблине, где был главой ешивы, воспитавшей знаменитых раввинов следующего столетия. Сын Шахны Израиль стал раввином Люблина после смерти своего отца, а ученик Шахны Моисей Иссерлес (известный как РеМА ) (1520–1572) добился международной репутации среди евреев как соавтор « Шулхан Аруха » («Шулхан Арух»). Кодекс еврейского права»). его современник и корреспондент Соломон Лурия Широкой репутацией среди единоверцев пользовался и (1510–1573) из Люблина; и власть обоих была признана евреями по всей Европе. Среди знаменитых учеников Иссерлеса следует упомянуть Давида Ганса и Мордехая Яффе , последний из которых учился также у Лурии. Другим выдающимся ученым-раввином того периода был Элиэзер б. Илия Ашкенази (1512–1585) из Кракова . Его «Маасе ха-Шем» ( Венеция , 1583) проникнуто духом нравственной философии сефардской школы , но чрезвычайно мистично. В конце работы он пытается предсказать пришествие еврейского Мессии в 1595 году, основываясь на своих расчетах на Книге Даниила . Такие мессианские мечты нашли благодатную почву в нестабильной религиозной обстановке того времени. Новая секта социниан , или унитарианцев , отрицавшая Троицу и стоявшая поэтому рядом с иудаизмом , имела среди своих лидеров Симона Будного , переводчика Библии на польский язык, и священника Мартина Чеховича . Острые религиозные споры были обычным явлением, и в них участвовали еврейские ученые. В то же время Каббала оказалась под защитой раввинизма ; и такие ученые, как Мордехай Яффе и Йоэль Сиркис, посвятили себя его изучению. Мистические , а еврейские массы стали еще более восприимчивыми из спекуляции каббалистов подготовили почву для саббатианства -за великих бедствий, постигших евреев Польши в середине 17 века, таких как Казачье восстание Хмельницкого против Польши в 1648–1654 гг.
Начало упадка
[ редактировать ]Стефан Баторий (1576–1586) был теперь избран королем Польши; и он оказался одновременно терпимым правителем и другом евреев. магистрату приказы 10 февраля 1577 года он направил познанскому предотвращать классовые конфликты и поддерживать порядок в городе. Однако его приказы не принесли никакого результата. Через три месяца после его манифеста в Познани произошел бунт. Политические и экономические события на протяжении 16 в. вынудили евреев создать более компактную общинную организацию, что отделило их от остального городского населения; действительно, хотя, за немногими исключениями, они не жили в отдельных гетто, они, тем не менее, были достаточно изолированы от своих соседей-христиан, чтобы их считали чужими. Они проживали в городах и поселках, но имели мало общего с муниципальной администрацией, их собственными делами управляли раввины, старейшины и дайянимы, или религиозные судьи. Эти условия способствовали усилению кагалских организаций . Однако конфликты и споры стали частыми и привели к созыву периодических раввинских конгрессов, которые составляли ядро центрального учреждения, известного в Польше с середины XVI до середины XVIII века, как Совет Четырех Земель .
Католическая реакция, которая с помощью иезуитов и Тридентского собора распространилась по всей Европе, наконец достигла Польши. Иезуиты и контрреформация нашли мощного защитника в лице преемника Батори Сигизмунда III Васы (1587–1632). Под его правлением « Золотая свобода » польской шляхты постепенно извратилась; правительство посредством liberum veto подорвало авторитет Сейма ; и была подготовлена почва для вырождения уникальной демократии и религиозной толерантности Содружества в анархию и нетерпимость. Однако умирающий дух республики ( Речи Посполитой ) был еще достаточно силен, чтобы в некоторой степени сдержать разрушительную силу иезуитизма, который при абсолютной монархии, как и в Западной Европе, привел к решительным антиеврейским мерам, подобным тем, которые были взято в Испании. Однако в Польше иезуиты ограничились лишь пропагандой . Таким образом, хотя католическое духовенство было опорой антиеврейских сил, король, под давлением протестантской шляхты, оставался, по крайней мере внешне, защитником евреев. Тем не менее ложные обвинения евреев в ритуальных убийствах повторялись все чаще и принимали «зловещий инквизиционный характер». Папские буллы и древние хартии привилегий в целом оказались малоэффективными в качестве защиты. Непростые условия сохранялись во время правления сына Сигизмунда, Владислав IV Васа (1632–1648).
восстание казаков
[ редактировать ]В 1648 году Речь Посполитая была опустошена несколькими конфликтами, в которых Речь Посполитая потеряла более трети своего населения (более 3 миллионов человек), а потери евреев исчислялись сотнями тысяч. Во-первых, восстание Хмельницкого , когда Богдана Хмельницкого казаки уничтожили десятки тысяч евреев и поляков в восточных и южных областях , которые он контролировал (сегодняшняя Украина ). Записано, что Хмельницкий сообщил народу, что поляки продали их в рабство «в руки проклятых евреев». Точное число погибших, возможно, никогда не будет известно, но сокращение еврейского населения за этот период оценивается от 100 000 до 200 000, что также включает эмиграцию, смерть от болезней и ясыра (плена в Османской империи ).
Затем некомпетентная политика избранных королей Дома Васа поставила ослабленное государство на колени, поскольку оно подверглось вторжению со стороны Шведской империи в ходе так называемого Потопа . Собственно Польское королевство, которое до сих пор мало пострадало ни от восстания Хмельницкого, ни от повторяющихся вторжений русских и османов , теперь стало ареной ужасных волнений (1655–1658). Карл X Шведский во главе своей победоносной армии захватил Польшу; и вскоре вся страна, включая города Краков и Варшаву , оказалась в его руках. Евреи Великой и Малой Польши оказались разрывающимися между двумя сторонами: на тех из них, кого пощадили шведы , напали поляки, обвинившие их в пособничестве врагу. Польский генерал Стефан Чарнецкий , бежав от шведов, опустошил всю страну, через которую проходил, и беспощадно обращался с евреями. Польские партизанские отряды одинаково строго относились к непольскому населению. Более того, ужасы войны усугублялись чума , а евреи и горожане Калиша , Кракова, Познани, Петркува и Люблина массово погибли от меча осадных армий и чумы. Некоторые еврейские писатели того времени были убеждены, что дом и защита, которыми евреи долгое время пользовались в Польше, потеряны для них навсегда.
Некоторые из этих опасений оказались необоснованными. Как только волнения прекратились, евреи начали возвращаться и восстанавливать свои разрушенные дома; и хотя это правда, что еврейское население Польши уменьшилось и обеднело, оно все же было более многочисленным, чем население еврейских колоний в Западной Европе. Польша оставалась духовным центром иудаизма ; и замечательная жизненная сила евреев проявилась в том, что им удалось в сравнительно короткое время оправиться от страшных испытаний. Король Иоанн II Казимир (1648–1668) стремился компенсировать обедневшему народу их страдания и потери, о чем свидетельствует указ о предоставлении краковским евреям права свободной торговли (1661); аналогичные привилегии вместе с временным освобождением от налогов были предоставлены многим другим еврейским общинам, которые больше всего пострадали от русско-шведского вторжения. Преемник Иоанна Казимира, король Михаил Корибут Вишневецкий (1669–1673), также предоставил евреям некоторые привилегии. Частично это произошло благодаря усилиям Мозеса Марковица, представителя еврейских общин Польши. Героический король Иоанн III Собеский (1674–1696) вообще очень благосклонно относился к евреям; но духовенство и католическая знать осуждали такое дружелюбие к « неверным ».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). "Россия" . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Bershadski, Litovskiye Yevrei, St. Petersburg, 1883;