Элимелех Лиженский
Элимелех Лиженский | |
---|---|
Заголовок | Элимелех из Лежайска |
Персональный | |
Рожденный | Элимелех Вейсблюм 1717 |
Умер | 11 марта 1787 г. |
Религия | иудаизм |
Супруг | Шпринца, Гиттель |
Дети | Раввин Элазар, Раввин Элиэзер Липа, Реб Яаков, Мириш, Эстер Этель |
Родители |
|
Еврейский лидер | |
Предшественник | Дов Бер из Мезерича |
Преемник | Хозе из Люблина , Исроэль из Кожница. |
Основная работа | Ноам Элимелех |
Династия | Лиженск |
Элимелех Вейсблюм Лиженский (1717 – 11 марта 1787 г.). [1] ) был раввином и одним из Ребе- основателей хасидского движения . Его родным городом был Лежайск ( идиш : ליזשענסק , латинизированный : Лиженск ) недалеко от Жешува в Польше . Он был частью внутренней школы «Хеврайя Кадиша» (Святое общество) Дов Бера из Мезерича (второго лидера хасидского движения), который стал децентрализованным руководством в третьем поколении после кончины Дов Бера в 1772 году.
Элимелех написал «Ноам Элимелех» , который развил хасидскую теорию цадиков в полную доктрину « практического/популярного цадикизма ». Он был основателем хасидизма в Польше - Галиции , а от его учеников в начале 19 века произошли многочисленные лидеры и хасидские династии, в том числе Хозе из Люблина , Маггид из Козница и Менахем Мендель из Риманова , один из трёх «отцов хасидизма». Польский хасидизм ». [ нужна ссылка ]
Биография
[ редактировать ]Элимелех родился в Тычине . [2]
Он женился на Спринце (Эсперансе), дочери раввина Аарона Рокаха Марголиота, и у них родилось пятеро детей. После ее смерти Элимелех женился на Гиттель, дочери раввина Яакова Марголиота. [3]
Элимелех и его брат Зушья
[ редактировать ]Элимелех был учеником Довбера из Мезерича , как и его брат Мешулам Зушья из Аниполя . Оба брата являются важными фигурами в хасидской традиции. Эти двое контрастировали с моделью хасидского Ребе : Элимелех, ученый-аскет, а Зушья производили впечатление харизматического «святого простака», хотя он тоже хорошо разбирался в хасидской философии .
Хасидское лидерство
[ редактировать ]После смерти Довбера из Мезерича хасидское движение избегало одного централизованного лидера, как это было при Баал Шем Тове и Довбере. Вместо этого ученики Довбера разошлись по Восточной Европе, от Польши до России, прихватив с собой свои различные интерпретации хасидизма. Он начал распространение хасидизма в Польше, которое впоследствии возросло в гораздо большей степени при его главном ученике, Хозе из Люблина . [ нужна ссылка ]
Многие из учеников Элимелеха (талмидим) сами стали ребе, в том числе Хозе из Люблина , Менахем Мендель из Риманова , Кожницер Маггид , Аптер Ров и Калонимус Кальман Эпштейн , автор « Маор Вашемеш» .
Его могилу в Лежайске , Польша , посещают тысячи хасидистов, особенно в годовщину его смерти, 21-го числа еврейского месяца Адар (в високосные годы Адара II). [4] В 2012 году около 6000 паломников [5] Посетить объект на юбилее приехали из Израиля, Украины, Венгрии, Германии, Голландии, Франции, Великобритании, Канады и США. [6] В большинстве хасидских Таханун миньяним опущен в «Ярцайт» Ноама Элимелеха . [7]
Ноам Элимелех
[ редактировать ]Как это часто бывает среди выдающихся раввинов, его часто называют по названию его самой известной книги, в его случае «Ноам Элимелех» , комментария к Торе, которая является одним из основных произведений хасидизма . [8]
В книге есть звездочки или звездочки, расположенные в, казалось бы, случайных местах текста. Предание гласит, что эти звезды были размещены автором намеренно и несут в себе некий смысл. [9] Поэтому они включены почти во все последующие печатные издания произведения.
Элимелех также написал Цетл Котон , программу из семнадцати пунктов о том, как быть хорошим евреем, и Ханхагос ха-Адам , список минхагим (обычаев), которым должны следовать благочестивые евреи. [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ См. изображение надгробия, например, http://2.bp.blogspot.com/_fTh0xyZ1FRQ/R-rEbh5TgVI/AAAAAAAABA4/h3023o7lqXI/s400/elimelech.jpg , где год указан как ת' נ' צ' ב' ה', что равен 547, сокращенно от еврейского года 5547, или 1787.
- ^ «Ребе Элимелех Липман (Вейсблюм) из Лиженска» . geni_family_tree . 11 марта 2024 г. Проверено 1 апреля 2024 г.
- ^ «Жизнеописание рабби Элимелеха Лизенского» . lizensk.com . 01.11.2021. Архивировано из оригинала 31 июля 2016 г. Проверено 1 ноября 2021 г.
- ^ Дэвид М. Гитлиц и Линда Кей Дэвидсон «Паломничество и евреи» (Вестпорт: Коннектикут: Praeger, 2006), 112–115.
- ^ http://www.rp.pl/artykul/10,838345-Chasydzi-pielgrzymuja-do-grobu-cadyka.html [ мертвая ссылка ]
- ^ «Несколько тысяч хасидов в Лежайске» . 15 марта 2012 г.
- ^ См. «Все, что вы хотели знать о Тачануне | Woodstock Tom (Dot) Com» . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 г. Проверено 8 марта 2010 г.
- ^ «Английский перевод хаскамы Великого Ребе Бостона, шлита, Рамат Бет-Шемеш» (PDF) . toradownloads.com . Проверено 26 июня 2023 г.
- ^ Раввин Дов Эрманн, Деварим Ареивим, часть 1, стр. 17: «В первом издании книги во многих местах есть маленькие звездочки, которые намекают на какой-то тайный смысл».
- ^ «Центр Муссара – Классические произведения» . www.mussar.center .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Раввин Элимелех из Лиженска. Архивировано 26 августа 2010 г. в Wayback Machine.
- Оцифрованное 1-е издание на иврите Ноам Элимелех
- Текст Ноама Элимелеха на еврейском Wikisource
- Ноам Элимелех в английских образцах
- Код Тфилы ХаТфилла
- Хасидская мелодия, приписываемая раввину Элимелеху из Лизенска
- Истории Ребе Элимелеха , заархивированные 21 ноября 2008 г. в Wayback Machine.
- Оэль Элимелех Еврейские рассказы о Ребе Элимелехе