Зуша из Ханиполя
Раввин Мешулам Зуша из Ханиполя или Мешулум Зусил из Аниполи (1718–1800), [ 1 ] Реб Зуша , Реб Зуше , Ребе Реб Зуша (иногда пишется Зушье, Зусил, Зуссия, Зушья, Зушья, Зушия, Зиша из Аниполи [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] ) был ранним хасидским светилом и известным цадиком . Он был одним из великих хасидских ребе в третьем поколении и членом академического кружка Маггида из Мезерича .
Биография
[ редактировать ]Раввин Зуша был братом Ребе Элимелеха из Лиженска ; Рабби Элимелех был старше примерно на 1 год. Оба они родились в городе Тыкоцин ( Подляское воеводство ), в семье Реба Элиезера Липы(е), [ 5 ] который был сыном великого знатока Торы раввина Элимелеха (в честь которого был назван Ребе Элимелех). Раввина Мешулама Зушу назвали в честь отца его матери, также великого знатока Торы.
И раввин Зуша из Ханиполя, и раввин Элимелех из Лиженска стали видными учениками святого Маггида из Мезерича , входя в его ближайший круг учеников, известный как Хеврайя Кадиша («Святое Братство»), вместе с другими великими цадиками, такими как раввин Нахум из Чернобыля , раввин Леви Ицхок из Бердичева , раввин Аарон (ХаГадол) из Карлина , раввин Шмуэль (Шмельке) из Никольсбурга , раввин Менахем Мендель из Витебска и раввин Шнеур Залман из Ляд .
Раввин Зуша был известен своим глубоким эмоциональным подходом к молитве и большим благочестием.
Он был одним из двух раввинов вместе с реб Лейбом Ха-Коэном, с которым раввин Шнеур Залман из Ляд консультировался перед тем, как напечатать « Таню» в 1797 году. Оба дали свое одобрение. [ 6 ] . [ нужна ссылка ]
Рабби Зуша не писал никаких книг, но его учение было собрано в « Менорат Захав» , основанное на воспоминаниях его учеников. [ 7 ]
Смерть
[ редактировать ]Его ярцайт приходится на 2 швата . Он был похоронен рядом со своим хозяином и учителем Маггидом Мезеричем в Ганнополе .
Ему наследовал его сын раввин Цви Менахем Мендель.
Рассказы о раввине Зуше из Ханиполя
[ редактировать ]До рождения рабби Зуши и его брата рабби Элимелеха их родители были бездетными в течение 10 лет. Оба их родителя происходили из знатоков Торы, но поскольку они в очень раннем возрасте остались сиротами, оба остались необразованными, простыми, но богобоязненными евреями. Отец был водоносом. Хотя он мог бы стать купцом, он предпочитал жить трудом собственных рук. Сначала у него были богатые клиенты, но потом он обменял их на другого водовоза, чтобы иметь возможность снабжать водой местные синагоги. Это означало для него финансовые потери, и он стал бедным. Но в награду за его доброе дело Бог благословил реб Элиэзера Липпу и его жену, которая всегда охотно поддерживала мужа, двумя сыновьями, которые впоследствии стали великими цадиками . Поначалу дети были физически слабы, и хотя реб Элиэзер Липпа и его жена нанимали для их обучения лучших учителей Торы, особых успехов они не добивались. Это огорчало родителей, поэтому они увеличили свои молитвы к Богу, часто постились и раздавали еду бедным людям. Цдака . Бог ответил на их искренние молитвы, и когда мальчики выразили желание пойти в ешиву , чтобы продолжить обучение, они с готовностью согласились. После того, как их родители отправили своих сыновей в ешиву в другом городе, они взяли в свой дом двух бедных студентов Торы из Тарнува, чтобы заботиться о них и поддерживать их учебу. Реб Элиезер продолжал зарабатывать на жизнь водоносом. Однажды в пятницу он нашел у реки рыбу и принес ее домой, а когда его жена готовила рыбу к употреблению в субботу, она нашла в ее желудке драгоценный камень. Она и ее муж, зная о похожей истории, произошедшей столетиями ранее с евреем во Франции по имени Ицхак, впоследствии ставшим отцом Раши , они были расстроены тем, что это может быть испытанием с Небес, и решили не менять свой образ жизни. , продать камень (после консультации с местным раввином, чтобы убедиться, что им разрешено согласно Галахе хранить камень) и раздать деньги на цдаку , оставаясь таким образом бедными. Вскоре пришли хорошие новости: их старший сын, раввин Элимелех, женился на дочери богатого человека, который был готов поддержать его изучение Торы, и раввин Элимелех, и раввин Зуша добились больших успехов и стали учеными. Как ни странно, впоследствии реб Элиэзер Липпа нашел у реки еще один клад, но он и его жена снова решили отдать найденные им золотые монеты в качестве цдаки. Некоторое время спустя богатый родственник Реба Элиэзера умер, и Реб Элиэзер и его жена унаследовали его имение, таким образом, сами разбогатели. К этому времени их сыновья стали выдающимися цадиками и великими учеными. Реб Элиэзер Липпа и его жена прожили много долгих и счастливых лет, продолжая до конца своих дней поддерживать бедных евреев и ученых Торы. [ 8 ]
О долгих путешествиях двух братьев рабби Зуши и рабби Элимелеха рассказывают разные истории. Раввин Ноах из Кобрина однажды услышал, что хасидам удалось распространиться только в тех областях, по которым они оба путешествовали. «Где не были рабби Зуша и рабби Элимелех, там нет хасидов». [ 9 ]
Однажды человек посетил святого Маггида из Мезерича и сказал, что ему было очень трудно применять изречение Талмуда о том, что «человек должен благословлять Бога за плохое так же, как он благословляет Его за хорошее». Маггид велел ему найти ученика Маггида Реба Зушу из Ханиполи и спросить его. Мужчина пошел и нашел раввина Зушу, который принял его дружелюбно и пригласил к себе домой. Когда гость вошел, он увидел, насколько бедна семья, есть почти нечего, их одолевают недуги и болезни. Тем не менее раввин Зуша всегда был счастлив и весел. Гость был поражен этой картиной. Он сказал: «Я пошел к Святому Маггиду, чтобы спросить его, как можно благословлять Бога за плохое, что Он посылает нам, так же, как мы благословляем Его за хорошее, и Маггид сказал мне, что только ты можешь мне помочь в этом деле. ." Рабби Зуша сказал: «Это действительно очень интересный вопрос. Но почему наш святой Ребе послал вас ко мне? Откуда мне знать? Он должен был отправить вас к тому, кто испытал страдания». [ 10 ]
Рабби Зуша однажды сказал: «Я научился семи вещам от вора: 1) То, что он делает, он держит при себе. 2) Он готов пойти на риск ради достижения своей цели. 3) Он не делает различия между «большим» и «большим». 5) Он быстр. 6) Он всегда оптимистичен. 7) Если сначала он терпит неудачу, он возвращается снова и снова, чтобы попытаться еще раз». [ 11 ]
Рассказывают, что, когда Зуша был маленьким сиротой, он изучал Тору по комментариям Раши, а когда ему попадался Раши, которого он не понимал, он долго плакал, пока сам Раши не пришел к нему и не сказал: объяснил ему это.
Однажды раввин Зуша учился в классе Маггида из Мезерича. Маггид начал урок с банального стиха из Торы: «И говорил Бог с Моисеем…» Всего этих нескольких слов было достаточно, чтобы взволновать и поразить раввина Зушу. Он воскликнул: «Бог говорил... БОГ говорил... Бог ГОВОРИЛ!» снова и снова, пока его не пришлось удалить из класса из-за беспорядка, который он вызывал. [ 12 ]
Когда раввин Зуша лежал на смертном одре, ученики застали его в неудержимых слезах. Они пытались утешить его, говоря, что он почти такой же мудрый, как Моисей, и такой же добрый, как Авраам, поэтому на Небесах его наверняка осудят положительно. Он ответил: «Когда я уйду из этого мира и предстану перед Небесным Трибуналом, меня не спросят: «Зуша, почему ты не был таким мудрым, как Моисей, или таким добрым, как Авраам?», а спросят меня: — Зуша, почему ты не была Зушей? Почему я не реализовал свой потенциал, почему не пошел по пути, который мог бы стать моим». [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карп, Ализа (31 декабря 2007 г.). «Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЗЕМЛЮ» . Комментарий от 31 декабря 2007 г. www.crownheights.info . Проверено 24 января 2013 г.
- ^ «Раввин Зушия из Аниполи, куда мы идем?? Хасидская история о ребе Зушия» . Март 1999 г. Пасхальный выпуск еврейского журнала . Еврейский журнал . Проверено 24 января 2013 г.
- ^ «Яртцайт: Ребе Ребе Зиша из Аниполи (Шват 2)» . Четверг, 26 января 2012 г. Дамесек, Милвоки, Висконсин. 26 января 2012 года . Проверено 24 января 2013 г.
- ^ Бергман, Озер. «Хасидская история» . Бреслов Кидс, 13 ноября 2011 г. Бресловский научно-исследовательский институт . Проверено 24 января 2013 г.
- ^ Энциклопедия хасидов, Цви Рабинович
- ^ «Одобрение Реба Зуши на Тане» .
- ^ Jump up to: а б «Цадиким» . rabbishimon.com . Проверено 17 мая 2020 г.
- ↑ Ребе Йосеф Ицхок Шнеерсон , цитата раввина Шолома Б. Вайнберга в «Реб Элимелех и Реб Зушья», доступна в формате mp3 на: «Реб Элимелех и Реб Зушья II» . Архивировано из оригинала 6 октября 2009 года . Проверено 14 октября 2009 г.
- ^ БУБЕР, МАРТИН: «Сказки хасидов», Manesse Zurich 1949, стр.380
- ^ ChaBaD.org: «Перспектива» на "Перспектива" . Архивировано из оригинала 15 января 2010 года . Проверено 17 января 2010 г.
- ^ ChaBaD.org: Ежедневная цитата
- ↑ Сказки хасидов , Мартин Бубер, «Ранние мастера», стр. 236–237, под руководством Р. Зуси. См. также Боцина Кадиша (А. Мешулам Зисель Липман), Тора 16, стр. 8.