Дов Бер из Мезерича
Дов Бер из Мезерича | |
---|---|
Заголовок | Маггид из Мезерича |
Персональный | |
Рожденный | Дов Бер бен Авраам 1704 |
Умер | 4 декабря 1772 г. OS / 15 декабря 1772 г. NS / Yahrzeit 19 кислева, 5533 г. |
Религия | иудаизм |
Дети | Авраам ха-Малах |
Родитель |
|
Подпись | |
Еврейский лидер | |
Предшественник | Baal Shem Tov |
Дов Бер бен Авраам из Мезерича ( идиш : דֹב בּער פֿון מעזעריטש ; умер 4 декабря 1772 г. ), также известный как Маггид из Мезерича или Мезеричер Маггид , был учеником раввина Исраэля бен Элиэзера ( Баал Шем Това ), основателя хасидского иудаизма и был выбран его преемником, чтобы возглавить раннее движение. Дов Бер считается первым систематическим представителем мистической философии, лежащей в основе учения Баал Шем Това, а благодаря его учению и руководству — главным архитектором движения. [ 1 ] Он основал свою базу в Межиричах (на Волыни ), что переместило центр хасидизма из Меджибожа (на Подолье ), где он сосредоточил свое внимание на поднятии тесного круга учеников для распространения движения. После его смерти третье поколение лидеров приняло разные интерпретации и распространилось по назначенным регионам Восточной Европы, быстро распространяя хасидизм за пределы Украины , в Польшу , Галицию и Россию .
Его учения появляются в Магид Деварав Л'Яаков , Ор Тора , Ликутим Йекарим , Ор Хаэмет , Китвей Кодеш , Шмуа Това , а также в произведениях, написанных его учениками. В его ближайший круг учеников, известный как Хеврая Кадиша («Святое Братство»), входили раввины Авраам Ха-Малах (его сын), Нахум Чернобыльский , Элимелех Лиженский , Зуша Ханипольский , Леви Ицхок Бердичевский , Борух Меджибожский , Аарон ( Ха-Гадол) из Карлина , Хаим Цикл из Амдура , Менахем Мендель из Витебска , Шмельке из Никольсбурга , Шломо Флам (Луцкер Маггид), Ашер Зеби из Острова , Зев Вольф из Житомира и Шнеур Залман из Ляд. Шмуэль
Имя
[ редактировать ]Наиболее распространенные транслитерации — Дов-Бер, Дов Баер и ДовБер; редко используемые формы — это Доб Бер или Добх Бер, которые часто зависят от региона Восточной Европы , где проживали евреи, и, следовательно, от влияния местных диалектов идиш . Имя דוב-בער Дов-Бер восходит к ивриту : דב , латинизированному : дов , букв. «медведь» и идиш : בער , латинизированный : бер , букв. 'медведь'. [ 2 ] : 138 Таким образом, это пример двуязычного тавтологического имени .
Дов Бер из Мезерича был известен как Маггид — «Проповедник» или буквально «Проповедник», тот, кто проповедует и увещевает идти путями Божьими — из Мезрича используется немецкая форма Мезериц ( иногда вместо Мезерича ). К концу жизни он был также известен как Маггид Ровно . , города, где он был похоронен
Биография
[ редактировать ]Дов Бер родился в Локачах Волыни в 1710 году, согласно Еврейской энциклопедии . [ 1 ] хотя год его рождения неизвестен, а некоторые источники относят его к 1700 году. [ 3 ] О нем мало что известно до того, как он стал учеником Баал Шем Това . Хасидская легенда гласит, что, когда ему было пять лет, дом его семьи загорелся. Услышав плач матери, он спросил: «Мама, неужели мы должны быть такими несчастными из-за того, что потеряли дом?» Она ответила, что оплакивает генеалогическое древо , которое было уничтожено и восходит к царю Давиду через рабби Йоханана, мастера по изготовлению сандалий и мастера Талмуда . Мальчик ответил: «Да и какое это имеет значение! Я подарю тебе новое генеалогическое древо, которое начинается с меня!» [ 4 ]
Сообщается, что в молодости он жил со своей женой в большой бедности. Одна легенда гласит, что, когда родился ребенок, у них не было денег, чтобы заплатить акушерке. Его жена пожаловалась, и Маггид вышел на улицу, чтобы «проклясть» Израиль. Он вышел на улицу и сказал: «О дети Израиля, да постигнут вас обильные благословения!» Когда его жена пожаловалась во второй раз, он снова вышел на улицу и закричал: «Пусть все счастье придет к детям Израиля, но они отдадут свои деньги терновым кустам и камням!» Младенец был слишком слаб, чтобы плакать, и Маггид вместо того, чтобы «ругаться», вздохнула. Тотчас же пришел ответ, и голос произнес: «Ты потерял свою долю в грядущем мире». Маггид . ответил: «Ну, тогда с наградой покончено. Теперь я могу начать служить серьезно» [ 4 ]
Смерть
[ редактировать ]Похоронен в Ганнополе , рядом с Зушей Ханипольской .
Посещение Баал Шем Това.
[ редактировать ]Дов Бер первоначально был учеником Пнеи Иегошуа , позже стал поклонником Исаака Лурии системы Каббалы , которая становилась популярной в то время, и был знаком с Моше Хаимом Луццатто , чьи сочинения, тогда еще только в рукописи, были хорошо известны. среди польских мистиков того периода. [ нужна ссылка ] Дов Бер следовал лурианской школе, вел жизнь аскета , много . постился, усердно молился и жил в бедности Сообщается, что он [ где? ] стать калекой из-за плохого питания. [ нужна ссылка ]
По одной из версий, из-за плохого здоровья его уговорили обратиться за к Баал Шем Тову лечением . Он прибыл в дом Баал Шем Това , ожидая услышать изложение глубоких тайн, но вместо этого ему рассказали истории из повседневной жизни последнего. Слыша при каждом последующем визите только подобные истории, Дов Бер решил вернуться домой. Когда он уже собирался уходить, его снова вызвали в дом Баал Шем Това . Баал Шем Тов открыл «Эйц Хаим» раввина Хаима Виталя (главного ученика раввина Исаака Лурии) и попросил его объяснить определенный отрывок. Дов Бер сделал это в меру своих возможностей, но Баал Шем Тов заявил, что не понял истинного смысла этого отрывка. Дов Бер еще раз пересмотрел его и заявил, что его интерпретация правильна. Затем Баал Шем Тов сам начал объяснять этот отрывок. Легенда гласит, что, пока он говорил, тьма внезапно сменилась светом, и появились ангелы и услышали слова Баал Шем Това . «Твои объяснения, — сказал он Дов Беру, — были верны, но твои выводы были мыслями без какой-либо души в них». [ 1 ] Этот опыт убедил Дов Бера остаться с Баал Шем Товом . [ 5 ] [ 6 ]
Сообщается, что Дов Бер научился у Баал Шем Това ценить повседневные вещи и события и подчеркивать правильное отношение к изучению Торы . Мистическая философия Баал Шем Това отвергла упор на умерщвление тела в Мусарской и каббалистической традициях, видя большее духовное преимущество в превращении материала в средство святости, а не в его разрушении. Этого можно было достичь путем восприятия вездесущей Божественной имманентности во всех вещах, путем понимания внутреннего мистического учения Торы хасидской мысли . Под руководством Баал Шем Това Дов Бер отказался от аскетического образа жизни и выздоровел, хотя его левая нога осталась хромой. Баал Шем Тов говорил, что «до того, как Дов Бер пришел ко мне, он уже был чистой золотой менорой (канделябром). Мне оставалось только зажечь ее». [ 7 ] Что касается его святости, Баал Шем Тов, по общему мнению, также [ кем? ] сказал, что если бы Дов Бер не был хромым и умел ритуально погружаться в микву , то он смог бы привести Машиаха . [ нужна ссылка ]
Хасидское руководство
[ редактировать ]Внезапно реб Цви встал и сказал: «Явился мой отец и рассказал мне, что Шехина теперь обитает в Межриче». Тогда реб Цви снял белый плащ лидерства и возложил его на плечи реб Дов Бера из Межрича. Итак, реб Дов Бер, который позже стал известен как Мезричер Маггид, взял на себя руководство хасидским движением. И так оно и было [ 8 ]
Сразу после смерти Баал Шем Това в 1760 году следующим Ребе стал его сын рабби Цви. Всего через год он оставил эту должность. Среди учеников Баал Шем Това выделялись двое как претенденты на его преемники: Дов Бер и Яков Йосеф из Полонны . Яков Йосеф позже стал автором первой опубликованной хасидской книги ( «Толдос Яаков Йосеф» в 1780 году), одной из самых прямых записей учения Баал Шем Това. По коллективному согласию Маггид взял на себя руководство хасидизмом. Фактически он стал архитектором хасидского движения и несет ответственность за его успешное распространение.
Маггид был прикован к дому из-за своего плохого физического состояния. Еврейский философ Соломон Маймон описывает встречу с Маггидом в своих мемуарах, в которых он высказывает резкое отрицательное суждение о хасидском движении. [ 9 ] Он рассказывает, что Маггид провел в своей комнате всю неделю, позволив войти лишь нескольким приближенным. Он появлялся на публике только в субботу , одетый в белый атлас. В таких случаях он молился вместе с людьми и держал дом открытым для всех, кто хотел с ним пообедать. Сообщается, что после еды он начинал петь и, положив руку на лоб, просил присутствующих процитировать любой стих из Библии. Они послужили текстами для последующей проповеди Маггида. Соломон Маймон писал: «Он был настолько мастером своего дела, что соединил эти разрозненные стихи в гармоничное целое». [ 10 ]
Он привлек замечательную группу ученых и святых учеников, включая большинство своих сокурсников Баал Шем Това. Баал Шем Тов путешествовал по еврейским территориям, обращаясь к простому народу и вдохновляя его, чью искренность он ценил. Он стремился возродить сломленный дух простых евреев. В то же время он также искал великих ученых Талмуда и Каббалы , чтобы привлечь их в хасидизм, которым он научил внутреннему смыслу своего учения. Многие хасидские рассказы повествуют о путешествиях Баал Шем Това в сопровождении его близких учеников и во главе с возницей-неевреем. Дов Бер, напротив, основал свой двор в Межиричи , где хромота ограничивала его, и посвятил основное внимание формулированию мистико-философской системы учения Баал Шем Това своему близкому кругу учеников, которые возглавят будущее движение. . Простые люди также смогли посетить во время субботы общественные собрания Дов Бера и получить духовное ободрение и утешение. Двор Маггида стал духовным центром и местом паломничества второго поколения хасидского движения и переместил свой центр на север от резиденции Баал Шем Това в Меджибож . Этот шаг пошел на пользу росту движения, поскольку оно было ближе к новым территориям в Галиции , Польше и Беларуси . Оно также было ближе к центру раввинской оппозиции в Литве , который воспринимал новое движение как духовную угрозу. Ученики Дов Бера рассказали, что:
С переездом раввина Дов Бера Шехина (Божественное присутствие) «собрала свои вещи и переехала из Меджибожа в Мезерич, и все, что мы можем сделать, это следовать за ней». [ 7 ]
В элитную группу учеников, «Хеврайя Каддиша» («Святое общество»), входили раввины Аарон из Карлина , Менахем Мендель из Витебска , Леви Ицхок из Бердичева , Элимелех из Лиженска , Зуша из Ханиполя , Шмелька (впоследствии главный раввин Никольсбурга) , Пинхас Горовиц (впоследствии главный раввин Франкфурта-на-Майне и автор глубоких комментариев к Талмуду) и Шнеур Залман из Лиади (автор « Тании » и по указанию своего учителя автор обновленной версии кодекса Аруха Шулхан Еврейский закон для нового движения). Эти ученики, будучи самими великими авторитетами Талмуда и хорошо сведущими в каббале и хасидской философии , сумели превратить хасидов в обширное движение.
Оппозиция раввинов
[ редактировать ]Благодаря влиятельной личности Дов Бера хасидизм быстро распространился, закрепившись на Волыни , в Литве и Украине . Роспуск синода «Четырех земель» в 1764 году способствовал его распространению. Местные раввины были раздражены ростом движения, но не могли ничего с этим поделать. Гаон Виленский был единственным раввином, чья репутация простиралась за пределы Литвы. Когда в Вильне появился хасидизм , Виленский Гаон принял первое крупное отлучение от хасидизма, которое было издано 11 апреля 1772 года. Виленский Гаон полагал, что это движение противоречит талмудическому раввинизму, и подозревал, что оно является остатком недавнего саббатианского движения. . См. Хасиды и Митнагдим .
Ученики Маггида раввин Менахем Мендель из Витебска и раввин Шнеур Залман из Ляд пытались посетить Виленского гаона, чтобы добиться примирения, но Виленский гаон отказался встретиться с ними. Любавичская легенда гласит, что если бы Гаон встретился с этими двумя раввинами, Машиах пришел бы (Мессия).
Запрет, изданный в Вильно, привлек внимание всего мира к хасидизму. Раввин Дов Бер проигнорировал оппозицию, но именно ее частично обвиняют в его смерти в Межиричах 15 декабря 1772 года. [ 1 ]
Взгляды и учения
[ редактировать ]Опубликованные произведения
[ редактировать ]Маггид не оставил собственных записей. Многие из его учений были записаны его учениками и появились в антологиях «Магги Д Дебара V ле-Яако V » (מגיד דבריו ליעקב, последние буквы которого составляют «Дов»), известных также под названием Ликкутей Амарим ( «Сборник изречений»), изданный в «Корце» в 1780 г. (второе издание с дополнениями «Корец», 1784 г.) и часто переиздававшийся; Ликкутим Екарим («Драгоценные собрания»), изданный в Лемберге в 1792 году; Или Тора (самый большой сборник), изданная в «Корце», 1804 г.; «Ор Хаэмет», опубликованная в «Хусятине», 1899 г.; Китвей Кодеш (малый сборник), изданный в Лемберге. 1862 г.; «Шмуа Това» (небольшой сборник), изданный в Варшаве. 1938. Ряд рукописей с дополнительными учениями находится в Национальной библиотеке Еврейского университета . Они состоят из отрывков из его проповедей, расшифрованных и составленных его учениками. Первый из опубликованных ( «Ликкутей Амарим ») был сопоставлен его родственником, раввином Шломо Фламом из Луцка, который, как он сам отмечает, был недоволен рукописью, но не успел ее должным образом отредактировать. [ нужна ссылка ]
Между всеми этими текстами есть много общего, но каждый содержит учения, которых нет в других. Над ними была проведена работа и редактирование: Маггид Деварав Лаяаков редактировал раввин Авраам Ицхак Кон (Иерусалим, 1961). Позднее критическое издание было отредактировано профессором Ривкой Шац-Уффенхаймер (Еврейский университет, Иерусалим, 1976). Kehot Publishing Издательство Хабада выпустило еще одно издание под редакцией раввина Якоба Иммануэля Шочета (Бруклин, Нью-Йорк, 2008 г.). Все эти издания содержат введения, аннотации и индексы. Или Тора появилась в аннотированном издании с введением, комментариями, перекрестными ссылками и указателями, автором которого является Шохет (Бруклин, Нью-Йорк, 2006 г.). Ликкутим Екарим в аннотированном издании раввина Авраама Ицхака Кона (Иерусалим, 1974 г.). [ нужна ссылка ]
Взгляд на Бога
[ редактировать ]Для Маггида проявляет Себя в творении, которое является лишь одним из аспектов Его деятельности и, следовательно , Бог в действительности является самоограничением. Как Бог в Своей благости ограничил Себя и таким образом спустился на уровень мира и человека, так и долг последнего – стремиться к соединению с Богом. Удаление внешней оболочки мирских вещей, или «вознесение [божественной] искры». [ 1 ] будучи признанием присутствия Бога во всех земных вещах, обязанность человека, если он испытает удовольствие, получить его как божественное проявление, ибо Бог есть источник всякого удовольствия. [ 1 ]
Об экстазе молитвы
[ редактировать ]Взгляд раввина Дов Бера на молитву заключался в том, что цель жизни на земле — продвигаться вперед до тех пор, пока не будет достигнут совершенный союз с Богом. Таким образом, растительное царство служит пищей для животного царства, чтобы низшее проявление божественности, существующее в первом, могло развиться в высшее. Человек, будучи высшим проявлением, обязан достичь высшей вершины, чтобы соединиться с Богом. Способ достижения этого, утверждал он, лежит через молитву, в которой человек забывает себя и свое окружение и концентрирует все свои мысли и чувства на единении с Богом. [ 1 ]
Подобно неоплатоникам , он говорил, что когда человек настолько поглощен созерцанием объекта, что вся сила его мысли концентрируется в одной точке, его «я» становится единым с этой точкой. Поэтому молитва в таком состоянии настоящего экстаза, совершающая союз Бога и человека, чрезвычайно важна и может даже быть способна преодолеть законы природы. [ 1 ]
Роль цадика
[ редактировать ]Рабби Дов Бер учил, что только цадик способен отстранить все свои мысли от земных вещей и полностью сосредоточиться на Боге. Благодаря своему союзу с Богом он является связующим звеном между Богом и творением и, таким образом, каналом благословения и милосердия. Любовь людей к цадику открывает путь к Богу. Поэтому долг обычного смертного — любить цадика и быть его учеником. [ 1 ] В этой связи хасиды ссылаются на классическое еврейское учение. [ 11 ] что Писание считает, что тот, кто служит знатокам Торы, прилепляется к Самому Всевышнему.
См. также
[ редактировать ]- Амшинов (династия хасидов)
- Хабад
- Боян (династия хасидов)
- Ружин (династия хасидов)
- Список хасидских династий
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я см. Кауфман Колер и Луи Гинзберг. «Баер (Дов) из Мезерица» , Еврейская энциклопедия , получено 20 мая 2006 г.
- ^ Цукерманн, Гилад (2003), Языковой контакт и лексическое обогащение израильского иврита . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 9781403917232 / ISBN 9781403938695 [1]
- ^ "Подмастерье/Аскет" , Chabad.org, получено 20 мая 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Мартин Бубер . Сказки хасидов , Шокен, 1947; это издание 1991 г., с. 98-99. ISBN 0-8052-0995-6
- ^ Мартин Бубер, Сказки хасидов, 12-е издание, Цюрих: Manesse Verlag, 1992, ISBN 3-7175-1062-2 , с. 194
- ^ Этот день в еврейской истории 1772: Маггид, необученный преемник Баал Шем Това, умирает , Гаарец
- ^ Jump up to: а б Великий Маггид , Джейкоб Иммануил Шохет , Издательское общество Кехот
- ^ Кон, Цви. Числа Баал Шем Това: мистические истории о еженедельной главе Торы BST Publishing
- ^ Тилке, Питер ; Меламед, Ицхак. «Саломон Маймон» . Стэнфордская энциклопедия философии, выпуск осени 2012 г. Проверено 6 марта 2013 г.
- ^ Соломон Маймон. «Селбстбиография», т. 231 и след. у Кауфмана Колера и Луи Гинзберга. «Баер 04/06 (Доб) из Мезерица» , Еврейская энциклопедия , получено 20 мая 2006 г.
- ^ Кетубот 111б
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дубнов, Восход, ix. Нас. 9–11;
- Грец , бизнес о евреях, xi.98 и след. и примечание 22;
- Шохет, Джейкоб Иммануил, Великий Маггид, полная биография, 1974 г.
- Кохан, в Ха-Шахаре , т.634-639;
- Рудерман, иб. VI. 93 и последующие;
- Лобель в «Суламифи», II.315;
- Родкинсон, Толедот Аммуде ха-ЧаБад, 1876, стр. 7–23.
- Мэйс, Ариэль Эван (2020). Говорящие бесконечности: Бог и язык в учении раввина Дов Бера из Мезритша . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-5218-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Карты
- Карта, показывающая Баал Шем Тов-Меджибож, Маггид-Межиреч и распространение учеников Маггида после 1772 года. Архивировано 26 сентября 2009 г. в Wayback Machine.
- Карта распространения хасидизма в 1730 и 1760-75 годах и его посягательства на литовский центр раввинистической оппозиции. Архивировано 15 сентября 2009 г. в Wayback Machine.
Статьи
- Биография Дов Бера из Мезерича.
- Или Полный текст Торы ( иврит ), chabadlibrary.org