Shmelke of Nikolsburg
Shmelke of Nikolsburg | |
---|---|
Заголовок | Ребе Реб Шмельке |
Персональный | |
Рожденный | Шмуэль Шмельке Горовиц 1726 |
Умер | 28 апреля 1778 г. |
Религия | иудаизм |
Супруг | Шейндель Рабиновиц |
Дети | Джейкоб Горовиц, Зеви Джошуа Горовиц , Тойба Горовиц |
Родитель |
|
Еврейский лидер | |
Предшественник | Дов Бер из Мезерича |
Преемник | Яаков Ицхак из Люблина , Менахем Мендель из Риманова , Исроэль Хопштайн , Мордехай Бенет , Моше Лейб из Сасова |
Основная работа | Дивре Шмуэль |
Династия | Nikolsburg , Boston |
Шмуэль Шмельке ХаЛеви Горовиц из Никольсбурга ( идиш : שמואל שמעלקי הלוי הורוויץ פון ניקאלשבורג, [ˈʃmɛlkɛ ˈfʊn ɪkɛlʃbʊʁɡ] ; 1726 — 28 апреля 1778), также известный как Ребе Реб Шмельке, был ранним хасидским мастером и каббалистом , который является одним из самых важных деятели раннего польского хасидизма . Ведущий ученик Дов Бера из Мезерича , он занимал раввинские должности в Рыхвале и Сеняве , где успешно представил хасидский иудаизм в регионе. С 1773 по 1778 год он занимал пост главного раввина Моравии хасидскую , базируясь в городе Никольсбурге ( Микулов), где представил философию, города к огорчению консервативного миснагдского населения . Несмотря на попытки сместить его с должности, ему, тем не менее, в основном удалось внедрить хасидский иудаизм в Моравии. Он является прародителем Никольсбургской хасидской династии , в которую входит бостонский хасидизм .
Раввинский перевозчик в Польше
[ редактировать ]Шмуэль Шмельке Горовиц родился в Чорткове (ныне Украина ) и был старшим сыном Цви Хирша ХаЛеви Горовица , который служил городским Ав Бейт Дином . Младший брат Реба Шмельке, Пинхас ХаЛеви Горовиц, также был известным хасидским деятелем. Семья Горовиц утверждала, что она происходит по отцовской линии от Пророка Самуила , с которым Реб Шмельке всегда чувствовал близость. В ранние годы его и его брата отправили учиться в иешиву Виленского Гаона , однако под влиянием Авраама Калискера два брата покинули Вильну (Вильнюс), чтобы стать учениками Дов Бера из Мезерича , у которого они учились несколько лет. годы. После этого он женился на Шейнделе Рабиновиче, дочери богатого хасида Джошуа Рабиновича, который в течение нескольких лет поддерживал Реба Шмельке в учебе.
В 1754 году Реб Шмельке был назначен главным раввином Рыхвала . Он занимал эту должность в течение некоторого времени, в течение которого несколько молодых хасидов приехали учиться к нему из окрестностей, наиболее известными из которых были Яаков Ицхак из Люблина , Леви Ицхак из Бердичева и Исроэль Хопштейн . В 1762 году он написал свой выдающийся опус , «Диврей Шмуэль» который содержал гомилетические и каббалистические комментарии к талмудическим трактатам «Бава Батра» и «Орах Хаим» .
В 1766 году он стал главным раввином Сенявы, где за ним последовал его главный ученик Яаков Ицхак. В 1769 году он написал свой второй труд «Незир ха-Шем» , в который вошли новеллы на тему « Шулхан Арух» . Хотя он был ярым сторонником хасидского мистицизма и каббалы, он скептически относился к некоторым наиболее диковинным мистическим тенденциям Баал Шем Това и его ученика Дов Бера. Такое отношение позже станет основополагающим убеждением польского хасидизма. В 1772 году Реб Шмельке участвовал в « Бродском споре », в котором просил раввинов Бродов воздержаться от введения жесткого запрета на хасидизм в городе. [ 1 ]
Раввинский перевозчик в Моравии
[ редактировать ]В 1773 году, после приглашения провести драшу в Никольсбурге, небольшом городке на моравско- австрийской границе, ему предложили должность главного раввина Моравии по просьбе императрицы Марии Терезии и Никольсбургской еврейской общины. Он принял эту позицию и вскоре после этого основал хасидскую иешиву в Никольсбурге. среди учеников которого были Менахем Мендель из Риманова , Мордехай Бенет и Моше Лейб из Сасова . Авраам Требич сообщил, что в свой первый день в качестве главного раввина Реб Шмельке начал творить чудеса, самым заметным из которых был дождь в Никольсбурге во время засушливого сезона. Сразу после своего назначения Реб Шмельке начал решать несколько логистических проблем, с которыми столкнулась община. Эти коммунальные вопросы занимали большую часть его времени, оставляя ему мало времени на обучение и учебу. Было известно, что из-за этого Реб Шмельке до поздней ночи учился. Реб Шмельке однажды рассказал, что пророк Илия пришёл к нему в виде городского жителя. фонарщик , который не ложился спать до поздней ночи, чтобы зажечь свечу Реба Шмельке, чтобы он мог учиться.
В середине своей раввинской карьеры Реб Шмельке ввязался в острый спор с богатым и влиятельным евреем города, который начал объединять людей против него. Кроме того, по мере того как хасидская ешива Реба Шмельке начала расти, многие члены общины чувствовали себя все более неуютно из-за растущего хасидского населения и, казалось бы, странных новых обычаев, которые пришли вместе с ним. Сообщество, наконец, впало в смятение после того, как Реб Шмельке раскритиковал и запретил Хаскалу , которая стала относительно популярной в Никольсбурге. Видные члены общины предложили Ребу Шмельке вернуться в Польшу, поскольку он не подходил для жизни в современном и секуляризованном сообществе, таком как Никольсбург. Община обратилась к местному судье с просьбой свергнуть Реба Шмельке. Мировой судья ответил, заявив, что он точно знал, что Реб Шмельке был набожным человеком, так как он часто видел, как пророк Илия зажигал свою свечу и учился вместе с ним. Несмотря на это, общину это не убедило, и в крайнем случае Реб Шмельке попросил Элимелеху Лиженскому прийти в Никольсбург и убедить горожан не свергать его. Реб Элимелех согласился и, приехав в Никольсбург, попросил всю общину прийти и послушать его проповедь. Ожидая, что хасидский фанатик будет читать лекции, община неохотно присоединилась к Ребу Элимелеху в местной синагоге. Однако вместо того, чтобы читать им лекции, реб Элимелех хвалил их за современность и просвещенную секуляризацию. Прежде чем закончить свою проповедь, он сказал общине, что у него очень мало времени, но он продолжит свою проповедь на следующий день. В восторге от того, что нашел раввина, разделяющего их веру, община снова собралась в местной синагоге, чтобы послушать выступление Реба Элимелеха. Однако на второй день он опроверг все, о чем говорил накануне, и объяснил, что установления Мудрецов непогрешимы и не должны быть изменены ни в малейшей степени. Он открыто заявил, что те, кто бросает вызов словам мудрецов, несомненно, злы и что их конец будет горьким. Свою проповедь он закончил тем, что объяснил, что реб Шмельке — праведный человек и что без него община впадет в разврат. Сообщается, что эта проповедь оказалась эффективной, и после нее несколько ярых противников Реба Шмельке попросили у него прощения.
Реб Шмельке умер 28 апреля 1778 года в своей резиденции в Никольсбурге. На смертном одре он сказал своим ученикам, что в нем живет дух Пророка Самуила, заявив: « Вы должны знать, что моя душа принадлежит пророку Самуилу. Доказательством этого является то, что мое имя, как и имя пророка, — Шмуэль. Пророк был Левий, и я тоже. Пророк Шмуэль дожил до 52 лет, а мне сегодня 52 года. Только пророка звали Шмуэль, а я остался Шмельке ». [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Наследие и семья
[ редактировать ]После его смерти община избрала Гершона Хаеса своим преемником на посту главного раввина Моравии. После его смерти в 1789 году община назначила ученика Реба Шмельке Мордехая Бенета главным раввином Моравии. У Реба Шмельке и его жены Шейндель было трое детей:
- Раввин Яаков Горовиц (1750–1803) стал видным хасидским раввином в Венгрии .
- Раввин Цви Джошуа Горовиц (1760–1816) стал известным раввином в Простееве , женился на дочери своего дяди раввина Пинхаса Горовица.
- Това Горовиц вышла замуж за своего двоюродного брата, раввина Якоба Горовица, Ав Бейт Дина из Прессбурга (Братислава).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Горовиц, Самуэль Шмельке из Никольсбурга | Encyclepedia.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ «Хасидская история из Никольсбурга» . kehilalinks.jewishgen.org . Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ «Раввин Шмуэль Шмельке» . www.berdichev.org . Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ "Реб Шмелька zt"l" . Никольсбург . Проверено 25 ноября 2020 г. .
- ^ «Шмельке Никольсбургский» . www.chabad.org . Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ «ЙИВО | Микулов» . yivoencyclepedia.org . Проверено 25 ноября 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Элиасберг, А. (2004). Легенды польских евреев . Краков. ISBN 83-85888-96-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )