Jump to content

Миснагдим

Анафема . хасидам, подписанная Виленским гаоном и другими общественными деятелями Август 1781 года.

Миснагдим ( מתנגדים ‎, «Противники»; Сефардское произношение : Митнагдим ; единственное число misnaged / mitnaged ) — религиозное движение среди евреев Восточной Европы , которое сопротивлялось росту хасидизма в XVIII и XIX веках. [1] [2] [3] Миснагдим были особенно сконцентрированы в Литве , где Вильнюс служил бастионом движения, но антихасидская деятельность проводилась истеблишментом во многих регионах. Наиболее ожесточенные столкновения между фракциями произошли во второй трети XVIII в.; неспособность сдержать хасидизм привела к тому, что миснагдим разработали отдельные религиозные философии и общинные институты, которые были не просто увековечением старого статус-кво, но часто новаторскими. Наиболее заметными результатами этих усилий, начатых Хаимом Воложиным и продолженных его учениками, стали современная независимая ешива и движение Мусар . С конца 19 века напряженность в отношениях с хасидами в значительной степени утихла, и наследники Миснагдим приняли эпитет Литвише или Литваки .

Происхождение

[ редактировать ]

Быстрое распространение хасидизма во второй половине XVIII века сильно обеспокоило многих традиционных раввинов ; многие считали это ересью. Большая часть иудаизма все еще опасалась мессианских движений саббатианцев и франкистов , последователей мессианских претендентов Саббатая Цви (1626–1676) и Якоба Франка (1726–1791). Многие раввины подозревали хасидизм в тесной связи с этими движениями.

Основателем хасидизма был раввин Исраэль бен Элиэзер (ок. 1700–1760), известный как Баал Шем Тов («мастер доброго имени», обычно относящийся к святому еврею, который также был чудотворцем), или просто по аббревиатуре « Бешт» ( иврит : בעש"ט ); он учил, что отношения человека с Богом зависят от непосредственного религиозного опыта, помимо знания и соблюдения деталей Торы и Талмуда .

Характерно ошибочный подход к иудаизму был отмечен концентрацией на высокоинтеллектуальном изучении Талмуда; однако оно ни в коем случае не отвергало мистицизма. [4] Лидеры движения, такие как Гаон Виленский и Хаим Воложинский , были глубоко погружены в каббалу . [2] Их отличие от хасидов заключалось в их неприятии вовлечения мистических учений и соображений в общественную жизнь за пределами элитарных кругов, изучавших и практиковавших каббалу . Склонность хасидских лидеров к управлению в юридических вопросах, обязательных для всей общины (в отличие от ограничений, добровольно принятых немногими), основанная на мистических соображениях, сильно разозлила Миснагдим . [5] На другом, теоретическом уровне, Хаим Воложин и его ученики не разделяли основную идею хасидизма о том, что человек может осознать имманентность присутствия Бога в сотворенной вселенной, тем самым имея возможность превосходить обычную реальность и потенциально наполнять обычные действия духовным смыслом. Однако точная позиция Воложина по этому вопросу является предметом дискуссий среди исследователей. Некоторые считают, что различия между двумя школами мысли были почти семантическими, в то время как другие считают, что их понимание ключевых доктрин совершенно различно. [6]

Литва стала центром традиционалистской оппозиции хасидизму до такой степени, что в распространенном восприятии понятия «литовский» и «неправильно понятый» стали практически взаимозаменяемыми терминами. На самом деле, однако, значительное меньшинство евреев Великой Литвы принадлежит (редактируется) к хасидским группам, включая Хабад , Слоним , Карлин-Столин ( Пинск ), Амдур и Койданов .

Первое задокументированное сопротивление хасидскому движению было со стороны еврейской общины в Шклове , Литва, в 1772 году. Раввины и лидеры общины выражали обеспокоенность по поводу хасидов, поскольку они направлялись в Литву. Раввины разослали письма, запрещающие хасидские молитвенные дома, призывающие к сожжению хасидских текстов и унижающие видных хасидских лидеров. Раввины заключили в тюрьму лидеров хасидов, пытаясь изолировать их от контактов со своими последователями. [7]

Оппозиция Виленского Гаона

[ редактировать ]
Виленский Гаон

Запрет на отлучение евреев-хасидов от церкви в 1772 году сопровождался публичным разорванием нескольких ранних хасидских брошюр. Виленский гаон Илия бен Соломон Залман, известный раввин, активизировал оппозицию хасидскому иудаизму . [8] [9] Он считал, что утверждения евреев-хасидов о чудесах и видениях были ложью и заблуждением. Ключевым моментом оппозиции было то, что Виленский Гаон утверждал, что величие Торы и ее соблюдение должны быть результатом естественных человеческих усилий при изучении Торы, не полагаясь на какие-либо внешние «чудеса» и «чудеса». С другой стороны, Баал Шем Тов был больше сосредоточен на воодушевлении и поднятии морального духа еврейского народа, особенно после погромов Хмельницкого (1648–1654 гг.) и последствий разочарования в еврейских массах, последовавших за усилением тысячелетнего волнения. неудавшимися мессианскими заявлениями Саббатая Цви и Якоба Франка . [10] Противники хасидов считали, что хасиды относились к своим ребе как идолопоклонники.

Изменения и проблемы хасидизма

[ редактировать ]

Большинство изменений, внесенных хасидами, были продуктом хасидского подхода к Каббале , главным образом, как это выразили Исаак Лурия (1534–1572) и его ученики, особенно Хайим бен Джозеф Виталь (1543–1620). Лурия оказал большое влияние как на миснагдим, так и на хасидов, но миснагдим-законники опасались того, что они воспринимали как тревожные параллели в хасидизме с еретическими саббатианами . Примером такой идеи было то, что Бог полностью сводит на нет Вселенную. В зависимости от того, как эта идея проповедовалась и интерпретировалась, она могла породить пантеизм , общепризнанный как ересь, или привести к аморальному поведению, поскольку элементы Каббалы могут быть неверно истолкованы, чтобы преуменьшить значение ритуалов и прославить сексуальные метафоры как более глубокие средства постижение некоторых внутренних скрытых понятий Торы, основанных на близких отношениях евреев с Богом. Если Бог присутствует во всем и если божественность следует понимать в эротических терминах, тогда, как опасался Миснагдим, хасиды могут чувствовать себя оправданными в пренебрежении юридическими различиями между святым и мирским и в совершении неуместных сексуальных действий. [ нужна ссылка ]

Считалось, что миснагдимы использовали ешивы и стипендию в качестве центра обучения, в то время как у хасидов обучение было сосредоточено вокруг ребе, связанного с тем, что они считали эмоциональными проявлениями благочестия. [4]

Акцент еврейской молитвы на изучении Торы и хасидская интерпретация Торы лшма (изучение Торы ради самой Торы) рассматривались как отказ от традиционного иудаизма.

Хасиды не следовали традиционному ашкеназскому молитвенному обряду и вместо этого использовали комбинацию ашкеназских и сефардских обрядов, основанную на лурианских каббалистических концепциях. Это рассматривалось как отказ от традиционной литургии и, в связи с возникшей необходимостью в отдельных синагогах , нарушение общинное единство. Кроме того, их критиковали за пренебрежение галахическим временем для молитвы. [8]

Евреи-хасиды также добавили некоторые галахические строгие требования к кашруту (законам соблюдения кошерности). Они внесли определенные изменения в порядок забоя скота и в то, кто считался надежным машгиачем (руководителем кашрута). В результате они, по сути, считали некоторые кошерные продукты менее кошерными. Это было воспринято как изменение традиционного иудаизма, чрезмерная строгость галахи и, опять же, нарушение общинного единства.

Ответ на рост хасидизма

[ редактировать ]

С появлением того, что впоследствии стало известно как хасидизм в конце 18 века , авторитетные консервативные раввинские власти активно работали над сдерживанием его роста. Если раньше отколовшимся хасидским синагогам время от времени противостояли, но в основном сдерживали, их распространение в Литве и Беларуси побудило противостоящих раввинов предпринять согласованные усилия, чтобы остановить их распространение. [7]

В конце 1772 года, объединив учёных Бриска , Минска и других белорусских и литовских общин, Виленский Гаон опубликовал первое из многих полемических писем против зарождавшегося хасидского движения, которое вошло в антихасидскую антологию « Земир аритсим ве- Харвот Цурим (1772 г.). Письма, опубликованные в антологии, включали заявления об отлучении хасидских лидеров на основании их вероисповедания и привычек, которые миснагдим считали неортодоксальными . Это включало, помимо прочего, несанкционированные места богослужений и экстатические молитвы, а также обвинения в курении, танцах и употреблении алкоголя. В целом это рассматривалось как радикальный отход от миснагдских норм аскетизма, учености и стоического поведения в богослужении и общем поведении, и рассматривалось как развитие, которое необходимо подавлять. [7]

Между 1772 и 1791 годами последовали другие миснагдические трактаты этого типа, все они были нацелены на хасидов в попытке сдержать и искоренить их из еврейских общин. Самые резкие из этих обвинений прозвучали между 1785 и 1815 годами в сочетании с петицией к российскому правительству объявить хасидов вне закона на том основании, что они являются шпионами, предателями и подрывными действиями. [7]

Однако этого не произошло. После смерти Виленского Гаона в 1797 году и разделов Польши в 1793 и 1795 годах области Польши, где происходили споры между миснагдимами и хасидами, перешли под контроль правительств, не желавших принимать чью-либо сторону во внутриеврейских конфликтах. но вместо этого они хотели отменить еврейскую автономию. В 1804 году хасидизм был легализован российским императорским правительством, и усилия миснагдим по сдерживанию ныне широко распространённых хасидов были заблокированы. [7]

Завершение сражений

[ редактировать ]

К середине XIX века большая часть нехасидского иудаизма прекратила борьбу с хасидизмом и смирилась с утверждением последнего как факта. Одной из причин примирения хасидов и миснагдим стал подъем движения Хаскала . Хотя многие последователи этого движения были соблюдающими, оно также использовалось абсолютистским государством для изменения еврейского образования и культуры, которые и миснагдим , и хасиды воспринимали как большую угрозу религии, чем они представляли друг для друга. [11] [12] В современную эпоху Миснагдим продолжают процветать, но их чаще называют «литвише» или « ешивиш ».

Студенты Литвише ешивы в Израиле

Литвише — это идишское слово, которое относится к евреям-харедим , которые не являются хасидами (а не хардалимами или сефардскими харедим ). Буквально это означает «литовский». Хотя «Литвише» функционирует как прилагательное, часто используемая форма существительного во множественном числе — «Литвакс» . Еврейская форма существительного множественного числа, которая используется с тем же значением, Литаим . Другие выражения — « ешивише» и «миснагдим» . Его приравнивают к термину «мир ешивы». [13]

Слова «Литвише» , «Литаим» и «Литваки» несколько вводят в заблуждение, потому что есть также евреи-хасиды из Литвы и много литовских евреев , которые не являются харедим. (Ссылка на Литву относится не к стране с таким названием сегодня, а к историческому Великому княжеству Литовскому , которое также включало всю современную Беларусь и, до Люблинской унии , большую часть Украины.)

Евреи-литвише в основном идентифицируют себя с Миснагдим , которые «возражали против того, что они считали хасидской клеветой на изучение Торы и нормативного еврейского закона, в пользу чрезмерного акцента на эмоциональности и религиозном общении как путях к Божественному». [14] Термин «миснагдим» («противники») несколько устарел, поскольку прежняя оппозиция между двумя группами потеряла большую часть своей значимости, поэтому другие термины более распространены.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Гарфинкл, Адам (7 декабря 1999 г.). Политика и общество в современном Израиле: мифы и реалии . Я Шарп. ISBN  978-0-7656-3084-1 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гринберг, Михал (1 ноября 2003 г.). Слова, которые переживут нас: рассказы очевидцев из Варшавского гетто . Генри Холт и компания. ISBN  978-1-4668-0434-0 .
  3. ^ Сирс, Довид (1997). Путь Баал Шем Това: ранние хасидские учения и обычаи . Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-1-56821-972-1 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ариан, Ашер; Шамир, Михал (28 мая 2019 г.). Выборы в Израиле-1988 . Рутледж. ISBN  978-1-000-31632-2 .
  5. ^ Гленн Диннер, Люди из шелка: хасидское завоевание польского еврейского общества , Oxford University Press (2006). стр. 70–72.
  6. ^ Бенджамин Браун, « Но у меня нет «но»: теологические дебаты между хасидами и митнагдим в свете теории маркеров дискурса ». Нумен , 61 (2014). стр. 532–533.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Надлер, Аллан. 2010. « Миснагдим ». YIVO Энциклопедия евреев Восточной Европы .
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Блумберг, Джон (2004). Еврейский мир в современную эпоху . Издательский дом КТАВ, Inc. ISBN  978-0-88125-844-8 .
  9. ^ Стром, Йель (1993). Хасиды Бруклина: Фоторепортаж . Джейсон Аронсон. ISBN  978-1-56821-019-3 .
  10. ^ Кац, Мордехай (22 сентября 2011 г.) [1993]. Вчера, сегодня и навсегда: от вавилонского изгнания до эпохи хасидов и миснагдим . Северо-Западный университет: Фельдхайм. ISBN  978-0-87306-790-4 .
  11. Движение Хаскала, Джейкоб Изюм, 1913 г.
  12. ^ Хейлман, Сэмюэл К. (2000). Защитники веры: внутри ультраортодоксального еврейства . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-22112-3 .
  13. ^ Цукер, Дэвид Дж. (2019). Американские раввины, второе издание: факты и вымысел, второе издание . Юджин, Орегон: Wipf and Stock Publishers. п. 42. ИСБН  9781532653254 .
  14. ^ Марти, Мартин Э.; Эпплби, Р. Скотт (2004). Учет фундаментализмов: динамический характер движений . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. п. 238. ИСБН  0226508854 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bc36bea9103b2190e91b7ad382485d19__1716852420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bc/19/bc36bea9103b2190e91b7ad382485d19.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Misnagdim - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)