Jump to content

Novardok Yeshiva

была Иешива Новардок одной из крупнейших и наиболее важных иешив в Европе до Второй мировой войны и силой в движении Муссар . Это была первая из сотен сетей иешив Мусар, которые все назывались иешивами Новардока. [1]

Иешива была основана в Новогрудке Минской губернии Российской империи в 1896 году. [1] вместе с Колелем для женатых мужчин под руководством раввина Йосефа Йозеля Хорвица , выпускника Ковенского Колеля и ученика раввина Исраэля Салантера , подобно которому он был сторонником подхода Муссара. Он был известен как Альтер Фан Новардок , термин на идише, означающий «старейшина Новардка ».

Novardok установил ехивы все выше региона, в major cities так как Kyiv , Kharkiv , Nizhny Novgorod , Ростов-on-Don , Житомир , Berdychiv , Tsaritsyn (now Volgograd), Saratov , Plogid , и Chernihiv . [2] Включен в альтер , его участники также созданы Ехива в Джерси , Могилев-Подилский , Каменец-Подольский , Бердичев , Nikolaev , Bălţi , Odessa , Piotrków Trybunalski [3] и другие места. [1]

Философия Новардка

[ редактировать ]

Самосовершенствование

[ редактировать ]

У Новардока было свое уникальное мировоззрение, подчеркивающее полное отрицание эго и физического мира. Благодаря этому полное и тотальное внимание человека может быть сосредоточено на его духовной и интеллектуальной стороне. Как и другие мусульманские школы, Новардок требовал полного разрушения личных желаний, искоренения любых остатков дурных привычек. Для этого студенты носили с собой тетради, в которые ежедневно записывали неудачи и достижения. Перед сном они проверяли свою «бухгалтерию» и составляли планы действий по исправлению ошибок. Одним из методов «сломания» себя был отказ себе в дополнительных удовольствиях этого мира.

Студенты Новардка участвовали в умышленно унизительном поведении, например, носили старую заплатанную одежду или ходили в магазин и просили товар, который там не продается, например, шурупы в пекарне. Все студенты Новардка делились своими личными вещами с друзьями, чтобы избавиться от стремления к мирским благам. [2]

Один ученик рассказал, что целью этих упражнений было не «унизить себя», как принято думать. На самом деле обучение способствовало прямо противоположному; это дало студентам эмоциональную свободу от оков общественного одобрения. Они обнаружили, что страх смущения на самом деле был намного сильнее, чем реальность. Это укрепило их уверенность в том, что они поступают правильно, не обращая внимания на то, что могут подумать другие.

Сеть Новардок

[ редактировать ]

Расширение нетрадиционного подхода Новардка повлекло за собой создание многочисленных филиалов ешивы. Самые элитные студенты ешивы отправлялись пешком в чужие общины без денег в карманах, одновременно воздерживаясь от выступлений и не прося подвезти или даже поесть. Достигнув города, они входили в Бет-Мидраш и, никому не говоря ни слова, изучали Тору .

Используя этот метод, Новардок основал в одной только Польше не менее семидесяти иешив разного размера. Отправленные из базы ешивы в Белостоке группы должны были исследовать города и поселки и оценивать их пригодность для ешивы. Обширная сеть «Новардок» поставляла половину всех студентов в Восточной Европы другие известные ешивы .

Ранняя история

[ редактировать ]
Строительство иешивы в Новогрудке , 9 мая 1920 года.

Ешива открылась с десятью студентами. Через несколько месяцев их было уже пятьдесят. Через год после создания ешивы изучение и практика Муссара подверглись серьезной критике, и противники этой философии попытались закрыть ешиву. Им это не удалось. К 1899 году ешива увеличилась до 200 учеников.

Некоторые студенты приехали в иешиву «Новардок» даже с Кавказа . [4]

Поначалу Алтер служил одновременно рош-ешивой и машгиахом ешивы, доставляя шиурим в Гемару и Мусар. Однако со временем он поручил другим проводить шиурим Гемара, а сам сосредоточился на развитии муссарского аспекта ешивы. [2]

Переезд в Гомель

[ редактировать ]

С началом Первой мировой войны иешива массово переехала в Гомель . Помимо того, что он функционировал как ешива, он также служил убежищем для молодых бочурим, ищущих убежища от войны.

От ешивы требовали призывников , но студенты отказывались приходить. В ешиве ходили истории о том, как солдаты угрожали студентам под дулом пистолета только для того, чтобы студенты ответили, что солдат бессилен перед Богом.

Бегство в Польшу; Киевская эпоха

[ редактировать ]

После захвата России большевиками Альтер приказал своим ученикам пересечь границу с Польшей. это была сверхсекретная операция, о которой не знали даже родители. Многие студенты были застрелены при попытке; других отправили в сибирские лагеря , но шестьсот человек пересекли границу.

В 1919 году, когда иешива бежала от войны и располагалась в Киеве, тифа в иешиве произошла вспышка . Альтер поддался этому.

Межвоенный период

[ редактировать ]

, Зять Альтера раввин Авраам Йоффен , был главой ешивы Новардок в Белостоке , самой большой ешивы в Польше между двумя мировыми войнами. Эта ешива «Бейс Йосеф» , как назывались все ешивы Новардка в Польше, руководила 30 другими ешивами «Бейс Йосеф» . [1]

Депортация в Сибирь.

[ редактировать ]

Группа студентов из ехивы Новардок была депортирована Советским Союзом в лагеря для интернированных в Сибири и в основном оставалась вместе как группа во время своего интернирования. Их опыт изложен в книге «Изменение Новардка: жизнь рава Йосефа Йозеля Горовица и его мировое влияние», опубликованной в 2020 году издательством Artscroll Publishing, крупным издателем многочисленных книг по еврейской истории. [5]

В Израиле

[ редактировать ]

Один из учеников Альтера , раввин Бен Цион Брук, открыл филиал ешивы в Иерусалиме в 1930-х годах. Иешива называлась Байс Йосеф Новардок. Сегодня его возглавляют его сын и внук раввин Ицхок Брук и раввин Авраам Брук соответственно.

После Второй мировой войны

[ редактировать ]

За исключением Гейтсхедского талмудического колледжа , который официально называется «Йешивы Бейс Йосеф» в Гейтсхеде , все ешивы Новардка в Европе были уничтожены во время Холокоста . Несколько ешив Новардка были созданы после Холокоста. Однако большинство ешив после Второй мировой войны работают как обычные ешивы, без уникального новардковского способа образования.

Раввин Авраам Йоффен пережил Холокост, приехал в США, [1] и поселился в Бруклине , Нью-Йорк , где восстановил ешиву. В состав факультета входили раввин Йоффен в качестве декана, его сын раввин Яаков Йоффен в качестве лектора и его зять раввин Иегуда Лейб Некриц в качестве Машгиах ручани .

В 1960-е годы раввин Авраам Йоффен переехал в Иерусалим и основал филиал своей ешивы в Меа-Шеариме . Под руководством младшего раввина Йоффена и раввина Некритца бруклинский филиал продолжал процветать и стал известен как центр передовых исследований Талмуда .

После кончины раввина Авраама Йоффена в 1970 году руководство иерусалимским отделением взял на себя его внук, раввин Аарон Йоффен, редактор издания «Моссад Харав Кук» с комментариями « Ритвы » к Евамоту и Недариму . Ежегодно раввин Яаков Йофен ездил в Иерусалим, чтобы обучать студентов ешивы своего отца.

После смерти раввина Некрица и кончины раввина Яакова Йоффена в 2003 году руководство бруклинской ешивой перешло к их сыновьям, раввину Мордехаю Йоффену и раввину Цви Некрицу. Они решили переместить ешиву в район Флэтбуш в Бруклине и привлечь раввина Яакова Бурильщика из ешивы Хаима Берлина в качестве Рош-ешивы.

Иерусалимский филиал возглавляют раввин Шмуэль и раввин Эйтан Йоффен, сыновья раввина Аарона Йоффена. Однако последний в первую очередь является профессором талмуда высокого уровня в иешиве Шеврон (Кнессет Исраэль) в Иерусалиме.

Под влиянием движения Новардок также находится иешива Фар-Рокавей в Фар-Рокавей, штат Нью-Йорк , которую возглавляет раввин Йехиэль Перр , зять раввина Йехуды Лейба Некритца. Иешива названа в честь книги раввина Йоффена « Дерех Айсон» . Раввин Перр скончался в мае 2024 года.

Еще одним филиалом, идущим по стопам Новардка, является ешива Мадрейгас ха-Адам в Квинсе, штат Нью-Йорк , названная в честь сборника муссаров Альтера, которую возглавляет внук раввина Йоффена, раввин Моше Фасковиц.

Значительная дополнительная сеть ешив Новардок была основана после Второй мировой войны во Франции раввином Гершоном Либманом . [6] [7] в период своего расцвета здесь было 40 школ и 6000 учеников. [8] Хотя "Рабену Гершон" [9] как известно во Франции, он основал множество иешив перед войной и даже сумел сохранить одно из них во время войны. Сеть Бет Йосеф-Франс зародилась в недавно освобожденном лагере Берген -Бельзен . Переехав в различные лагеря для перемещенных лиц, а затем в несколько французских городов, ешива до сегодняшнего дня стала опорой французской еврейской общины.

Реб Гершон поехал в Марокко, чтобы набрать еврейских студентов, для которых единственным вариантом получения еврейского образования были нерелигиозные школы Alliance Israélite Universelle .

Известные выпускники

[ редактировать ]
Европа
Нью-Йорк

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Лейб Некриц, раввин Иегуда. История ешивы Новардок (сокращенное изд.). [1]
  • Вайнтрауб, раввин Шломо (февраль 2020 г.). Альтер Навордока . Артскролл. [10]
  • Путеводитель по документам Лео Дж. Когана в архивах Университета Ешивы, сборник переписки, документирующей время обучения Когана в Новардоке с 1937 года до самого момента немецкого вторжения в Польшу в 1939 году.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гутман, Шломо М. «Что я помню о Новогрудке» . п. 39 . Проверено 21 октября 2016 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Софер, Д. «Рав Йосеф Йоизель Горовиц ZT"L Алтарь Новардка» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 г. Проверено 14 февраля 2012 г.
  3. ^ «LibGuides: Yizkor Books: Home» .
  4. ^ Гинзбург, Мордехай. «Мусарское движение» . п. 33 . Проверено 21 октября 2016 г.
  5. ^ Алтарь Новардка: жизнь рава Йосефа Йозеля Горовица и его влияние на мир, раввин Шломо Вайнтрауб, перевод с иврита, Artscroll Mesorah Publications, 2020.
  6. ^ См. Авнер, Эстер Лия (июнь 2011 г.). Учись, живи, учи . Книги фирменных марок. ISBN  978-965-7552-00-1 .
  7. ^ Тухмайер, Ави (15 сентября 2013 г.). «Новардок во французской деревне» . Ами (136): 140–151 . Проверено 2 ноября 2016 г .; Франкфуртер, Ицхок (15 сентября 2013 г.). «Разговор с равом Хаимом Гальперном из Арментьер-ан-Бри» . Ами (136): 155–164 . Проверено 2 ноября 2016 г.
  8. ^ Франкфуртер (15 сентября 2013 г.). «Разговор с равом Хаимом Гальперном из Арментьер-ан-Бри» . Ами (136): 161–162 . Проверено 2 января 2023 г.
  9. ^ «Ешива» . Ешива Бет Йосеф . Проверено 12 апреля 2022 г.
  10. ^ «Алтер Новардка» . Artscroll.com .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: acdd270a1d536a1bfaacf97a65d57f98__1721256360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/98/acdd270a1d536a1bfaacf97a65d57f98.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Novardok Yeshiva - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)