Novardok Yeshiva
была Иешива Новардок одной из крупнейших и наиболее важных иешив в Европе до Второй мировой войны и силой в движении Муссар . Это была первая из сотен сетей иешив Мусар, которые все назывались иешивами Новардока. [1]
Иешива была основана в Новогрудке Минской губернии Российской империи в 1896 году. [1] вместе с Колелем для женатых мужчин под руководством раввина Йосефа Йозеля Хорвица , выпускника Ковенского Колеля и ученика раввина Исраэля Салантера , подобно которому он был сторонником подхода Муссара. Он был известен как Альтер Фан Новардок , термин на идише, означающий «старейшина Новардка ».
Novardok установил ехивы все выше региона, в major cities так как Kyiv , Kharkiv , Nizhny Novgorod , Ростов-on-Don , Житомир , Berdychiv , Tsaritsyn (now Volgograd), Saratov , Plogid , и Chernihiv . [2] Включен в альтер , его участники также созданы Ехива в Джерси , Могилев-Подилский , Каменец-Подольский , Бердичев , Nikolaev , Bălţi , Odessa , Piotrków Trybunalski [3] и другие места. [1]
Философия Новардка
[ редактировать ]Самосовершенствование
[ редактировать ]У Новардока было свое уникальное мировоззрение, подчеркивающее полное отрицание эго и физического мира. Благодаря этому полное и тотальное внимание человека может быть сосредоточено на его духовной и интеллектуальной стороне. Как и другие мусульманские школы, Новардок требовал полного разрушения личных желаний, искоренения любых остатков дурных привычек. Для этого студенты носили с собой тетради, в которые ежедневно записывали неудачи и достижения. Перед сном они проверяли свою «бухгалтерию» и составляли планы действий по исправлению ошибок. Одним из методов «сломания» себя был отказ себе в дополнительных удовольствиях этого мира.
Студенты Новардка участвовали в умышленно унизительном поведении, например, носили старую заплатанную одежду или ходили в магазин и просили товар, который там не продается, например, шурупы в пекарне. Все студенты Новардка делились своими личными вещами с друзьями, чтобы избавиться от стремления к мирским благам. [2]
Один ученик рассказал, что целью этих упражнений было не «унизить себя», как принято думать. На самом деле обучение способствовало прямо противоположному; это дало студентам эмоциональную свободу от оков общественного одобрения. Они обнаружили, что страх смущения на самом деле был намного сильнее, чем реальность. Это укрепило их уверенность в том, что они поступают правильно, не обращая внимания на то, что могут подумать другие.
Сеть Новардок
[ редактировать ]Расширение нетрадиционного подхода Новардка повлекло за собой создание многочисленных филиалов ешивы. Самые элитные студенты ешивы отправлялись пешком в чужие общины без денег в карманах, одновременно воздерживаясь от выступлений и не прося подвезти или даже поесть. Достигнув города, они входили в Бет-Мидраш и, никому не говоря ни слова, изучали Тору .
Используя этот метод, Новардок основал в одной только Польше не менее семидесяти иешив разного размера. Отправленные из базы ешивы в Белостоке группы должны были исследовать города и поселки и оценивать их пригодность для ешивы. Обширная сеть «Новардок» поставляла половину всех студентов в Восточной Европы другие известные ешивы .
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Ешива открылась с десятью студентами. Через несколько месяцев их было уже пятьдесят. Через год после создания ешивы изучение и практика Муссара подверглись серьезной критике, и противники этой философии попытались закрыть ешиву. Им это не удалось. К 1899 году ешива увеличилась до 200 учеников.
Некоторые студенты приехали в иешиву «Новардок» даже с Кавказа . [4]
Поначалу Алтер служил одновременно рош-ешивой и машгиахом ешивы, доставляя шиурим в Гемару и Мусар. Однако со временем он поручил другим проводить шиурим Гемара, а сам сосредоточился на развитии муссарского аспекта ешивы. [2]
Переезд в Гомель
[ редактировать ]С началом Первой мировой войны иешива массово переехала в Гомель . Помимо того, что он функционировал как ешива, он также служил убежищем для молодых бочурим, ищущих убежища от войны.
От ешивы требовали призывников , но студенты отказывались приходить. В ешиве ходили истории о том, как солдаты угрожали студентам под дулом пистолета только для того, чтобы студенты ответили, что солдат бессилен перед Богом.
Бегство в Польшу; Киевская эпоха
[ редактировать ]После захвата России большевиками Альтер приказал своим ученикам пересечь границу с Польшей. это была сверхсекретная операция, о которой не знали даже родители. Многие студенты были застрелены при попытке; других отправили в сибирские лагеря , но шестьсот человек пересекли границу.
В 1919 году, когда иешива бежала от войны и располагалась в Киеве, тифа в иешиве произошла вспышка . Альтер поддался этому.
Межвоенный период
[ редактировать ], Зять Альтера раввин Авраам Йоффен , был главой ешивы Новардок в Белостоке , самой большой ешивы в Польше между двумя мировыми войнами. Эта ешива «Бейс Йосеф» , как назывались все ешивы Новардка в Польше, руководила 30 другими ешивами «Бейс Йосеф» . [1]
Депортация в Сибирь.
[ редактировать ]Группа студентов из ехивы Новардок была депортирована Советским Союзом в лагеря для интернированных в Сибири и в основном оставалась вместе как группа во время своего интернирования. Их опыт изложен в книге «Изменение Новардка: жизнь рава Йосефа Йозеля Горовица и его мировое влияние», опубликованной в 2020 году издательством Artscroll Publishing, крупным издателем многочисленных книг по еврейской истории. [5]
В Израиле
[ редактировать ]Один из учеников Альтера , раввин Бен Цион Брук, открыл филиал ешивы в Иерусалиме в 1930-х годах. Иешива называлась Байс Йосеф Новардок. Сегодня его возглавляют его сын и внук раввин Ицхок Брук и раввин Авраам Брук соответственно.
После Второй мировой войны
[ редактировать ]За исключением Гейтсхедского талмудического колледжа , который официально называется «Йешивы Бейс Йосеф» в Гейтсхеде , все ешивы Новардка в Европе были уничтожены во время Холокоста . Несколько ешив Новардка были созданы после Холокоста. Однако большинство ешив после Второй мировой войны работают как обычные ешивы, без уникального новардковского способа образования.
Раввин Авраам Йоффен пережил Холокост, приехал в США, [1] и поселился в Бруклине , Нью-Йорк , где восстановил ешиву. В состав факультета входили раввин Йоффен в качестве декана, его сын раввин Яаков Йоффен в качестве лектора и его зять раввин Иегуда Лейб Некриц в качестве Машгиах ручани .
В 1960-е годы раввин Авраам Йоффен переехал в Иерусалим и основал филиал своей ешивы в Меа-Шеариме . Под руководством младшего раввина Йоффена и раввина Некритца бруклинский филиал продолжал процветать и стал известен как центр передовых исследований Талмуда .
После кончины раввина Авраама Йоффена в 1970 году руководство иерусалимским отделением взял на себя его внук, раввин Аарон Йоффен, редактор издания «Моссад Харав Кук» с комментариями « Ритвы » к Евамоту и Недариму . Ежегодно раввин Яаков Йофен ездил в Иерусалим, чтобы обучать студентов ешивы своего отца.
После смерти раввина Некрица и кончины раввина Яакова Йоффена в 2003 году руководство бруклинской ешивой перешло к их сыновьям, раввину Мордехаю Йоффену и раввину Цви Некрицу. Они решили переместить ешиву в район Флэтбуш в Бруклине и привлечь раввина Яакова Бурильщика из ешивы Хаима Берлина в качестве Рош-ешивы.
Иерусалимский филиал возглавляют раввин Шмуэль и раввин Эйтан Йоффен, сыновья раввина Аарона Йоффена. Однако последний в первую очередь является профессором талмуда высокого уровня в иешиве Шеврон (Кнессет Исраэль) в Иерусалиме.
Под влиянием движения Новардок также находится иешива Фар-Рокавей в Фар-Рокавей, штат Нью-Йорк , которую возглавляет раввин Йехиэль Перр , зять раввина Йехуды Лейба Некритца. Иешива названа в честь книги раввина Йоффена « Дерех Айсон» . Раввин Перр скончался в мае 2024 года.
Еще одним филиалом, идущим по стопам Новардка, является ешива Мадрейгас ха-Адам в Квинсе, штат Нью-Йорк , названная в честь сборника муссаров Альтера, которую возглавляет внук раввина Йоффена, раввин Моше Фасковиц.
Значительная дополнительная сеть ешив Новардок была основана после Второй мировой войны во Франции раввином Гершоном Либманом . [6] [7] в период своего расцвета здесь было 40 школ и 6000 учеников. [8] Хотя "Рабену Гершон" [9] как известно во Франции, он основал множество иешив перед войной и даже сумел сохранить одно из них во время войны. Сеть Бет Йосеф-Франс зародилась в недавно освобожденном лагере Берген -Бельзен . Переехав в различные лагеря для перемещенных лиц, а затем в несколько французских городов, ешива до сегодняшнего дня стала опорой французской еврейской общины.
Реб Гершон поехал в Марокко, чтобы набрать еврейских студентов, для которых единственным вариантом получения еврейского образования были нерелигиозные школы Alliance Israélite Universelle .
Известные выпускники
[ редактировать ]- Европа
- Даян Ехезкель Абрамский [ нужна ссылка ]
- Раввин Меир Бар-Илан
- Хаим Грейд
- Раввин Йосеф Шломо Каханеман
- Раввин Яаков Исраэль Каниевский
- Раввин Гершон Либман
- Раввин Яаков Галинский
- Раввин Иегуда Лейб Некриц
- Раввин Ицхак Орланский
- Нью-Йорк
- Раввин доктор Ирвинг Гринберг
- Раввин Нахман Кахане
- Раввин Йехиэль Перр
- Раввин Йерамиэль Элияху Бочко
- Раввин Иегуда Мандель
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лейб Некриц, раввин Иегуда. История ешивы Новардок (сокращенное изд.). [1]
- Вайнтрауб, раввин Шломо (февраль 2020 г.). Альтер Навордока . Артскролл. [10]
- Путеводитель по документам Лео Дж. Когана в архивах Университета Ешивы, сборник переписки, документирующей время обучения Когана в Новардоке с 1937 года до самого момента немецкого вторжения в Польшу в 1939 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гутман, Шломо М. «Что я помню о Новогрудке» . п. 39 . Проверено 21 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Софер, Д. «Рав Йосеф Йоизель Горовиц ZT"L Алтарь Новардка» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 г. Проверено 14 февраля 2012 г.
- ^ «LibGuides: Yizkor Books: Home» .
- ^ Гинзбург, Мордехай. «Мусарское движение» . п. 33 . Проверено 21 октября 2016 г.
- ^ Алтарь Новардка: жизнь рава Йосефа Йозеля Горовица и его влияние на мир, раввин Шломо Вайнтрауб, перевод с иврита, Artscroll Mesorah Publications, 2020.
- ^ См. Авнер, Эстер Лия (июнь 2011 г.). Учись, живи, учи . Книги фирменных марок. ISBN 978-965-7552-00-1 .
- ^ Тухмайер, Ави (15 сентября 2013 г.). «Новардок во французской деревне» . Ами (136): 140–151 . Проверено 2 ноября 2016 г .; Франкфуртер, Ицхок (15 сентября 2013 г.). «Разговор с равом Хаимом Гальперном из Арментьер-ан-Бри» . Ами (136): 155–164 . Проверено 2 ноября 2016 г.
- ^ Франкфуртер (15 сентября 2013 г.). «Разговор с равом Хаимом Гальперном из Арментьер-ан-Бри» . Ами (136): 161–162 . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ «Ешива» . Ешива Бет Йосеф . Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ «Алтер Новардка» . Artscroll.com .
- Novardok Yeshiva
- Мусарское движение
- Иешивы Беларуси
- Еврейская белорусская история
- Ортодоксальный иудаизм в Беларуси
- Евреи и иудаизм в Российской империи.
- Православные иешивы в Европе
- Иешивы Литвы
- Православные иешивы в Нью-Йорке
- Учебные заведения, основанные в 1896 году.
- Европейские ешивы до Второй мировой войны
- Иешивы Польши
- 1896 г. заведения в Российской Империи
- История евреев во Второй Польской республике