бундизм
Тон или стиль этой статьи могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( декабрь 2023 г. ) |
Часть серии о |
бундизм |
---|
1890-е годы до Первой мировой войны |
|
Межвоенные годы и Вторая мировая война |
После 1945 г. |
|
Люди |
Нажимать |
Песни |
Ассоциированные организации |
Отколовшиеся группы |
|
Категории |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Бундизм — светское еврейское социалистическое движение, первым организационным проявлением которого стал , и России Всеобщий трудовой бунд в Литве, Белоруссии еврейский Польше (Poyln un Rusland ), основанный в Российской империи в 1897 году.
Еврейский Трудовой Бунд был важным компонентом социал-демократического движения в Российской империи до русской революции 1917 года ; Бундовцы первоначально выступали против Октябрьской революции , но в итоге поддержали ее из-за погромов, совершенных Добровольческой армией антикоммунистического Белого движения во время Гражданской войны в России . Расколовшаяся по коммунистическим и социал-демократическим линиям на протяжении всей Гражданской войны фракция поддерживала советское правительство и в конечном итоге была поглощена Коммунистической партией .
Бундовское движение продолжало существовать как политическая партия в независимой Польше в межвоенный период как Всеобщий еврейский трудовой Бунд в Польше , став главной политической силой в польско-еврейских общинах. Бундовцы принимали активное участие в антинацистской борьбе , многие из ее членов были убиты во время Холокоста .
После войны в Нью-Йорке был основан Международный еврейский трудовой союз , точнее «Всемирный координационный совет еврейского рабочего союза», с дочерними группами в Аргентине, Австралии , Канаде, Франции, Израиле , Мексике, Великобритании и других странах . США и другие страны.
Хотя он сохранился после войны и возрождается в 21 веке, [1] по словам Дэвида Кранцлера, движение и его родственники (например, молодежное движение «Гордония» ) были относительно неудачными в достижении своих целей в Европе, [2] хотя они были популярны.
Идеология [ править ]
Марксизм [ править ]
Хотя Еврейский Трудовой Бунд был не только политической партией, но и профсоюзом, его первоначальной целью была организация еврейского пролетариата в Беларуси, России, Польше и Литве. критиковали его Однако такие люди, как Юлий Мартов и Владимир Ленин, за « экономизм »; это требование отвергнуто такими лидерами бундовцев, как Аркадий Кремер и Владимир Медем . [3] Многие современные версии Бунда отказались от явного марксизма, но сохранили публичную позицию в защиту социализма и/или социальной справедливости .
Секуляризм [ править ]
Будучи убежденно светской партией, Еврейский Трудовой Бунд принял участие в выборах общин во Второй Польской Республике . Бундовцы поносили религиозных евреев того времени; даже зашел так далеко, что назвал студентов ешивы , которые жили бы в бедности за счет благотворительности и изучали Тору вместо работы, «паразитами». [2] С ростом еврейского секуляризма и снижением политического авторитета религиозных институтов в еврейской жизни некоторые современные бундовские организации не считают это своим приоритетом.
Идишизм [ править ]
Еврейский лейбористский союз, хотя изначально не интересовался идишом как таковым как чем-то большим, чем средством воодушевления масс еврейских рабочих в Восточной Европе , вскоре увидел в этом языке и в целом идишскую культуру ценность и пропагандировал использование идиш в качестве еврейского языка. национальный язык сам по себе; [4] в некоторой степени продвижение идиша было неотъемлемой частью оппозиции Бунда сионистскому движению и его проекту возрождения иврита . [5] Это предпочтение идиша перед ивритом также имело аспект классовой борьбы : на иврите (до его успешного возрождения ) говорили в основном образованные евреи; Идиш был почти универсальным языком евреев-ашкенази . [3] [6] Это также продвигалось в противовес политике русификации Российской империи ; И снова с классовым элементом, поскольку евреи среднего класса, мобильные по карьерной лестнице, приняли русский язык в качестве своего основного языка. [3] С упадком идиша как разговорного языка многие бундовцы теперь поддерживают возрождение идиша как явный проект (например, бундовские организации в Австралии спонсируют с этой целью неполитические идишские культурные центры). [7]
Дойкайт [ править ]
Концепция Дойкайта ( идиш : דאָיִקייט , букв. «здесь», от דאָ do «здесь» плюс суффикс прилагательного ־יק -ik плюс суффикс ־קייט -kayt «-ность») была центральной в бундовской идеологии, выражая ее направленность. о решении проблем, стоящих перед евреями в стране, в которой они жили, против «существования» сионистского движения, которое постулировало необходимость независимого еврейского государства на его прародине, то есть в Земле Израиля , для обеспечения еврейской жизни. Сегодня это часто проявляется в форме несионизма или антисионизма и сосредоточенности на местной политике. [8]
Национально-культурный автономизм [ править ]
Еврейский Лейбористский Бунд не защищал этнический или религиозный сепаратизм, а сосредоточился на культуре, а не на государстве или месте, как на связующем звене еврейской государственности в контексте мира мультикультурных и многоэтнических стран. В этом бундовцы широко заимствовали австро-марксистскую концепцию национальной личной автономии ; такой подход оттолкнул большевиков и Ленина, который высмеивал бундизм и политически выступал против него.
В тексте 1904 года « Социал-демократия и национальный вопрос » Владимир Медем изложил свою версию этой концепции: [9] [10]
«Давайте рассмотрим случай страны, состоящей из нескольких национальных групп, например, поляков, литовцев и евреев. Каждая национальная группа создаст отдельное движение. Все граждане, принадлежащие к данной национальной группе, присоединятся к специальной организации, которая будет проводить культурные собрания в Каждый регион и общее культурное собрание для всей страны. Собраниям будут предоставлены собственные финансовые полномочия: либо каждая национальная группа будет иметь право повышать налоги со своих членов, либо государство будет выделять каждому часть своего общего бюджета. из них каждый гражданин государства будет принадлежать к одной из национальных групп, но вопрос о том, к какому национальному движению присоединиться, будет вопросом личного выбора, и никакая власть не будет иметь никакого контроля над его решением. общему законодательству государства, но в своей сфере ответственности они были бы автономны и никто из них не имел бы права вмешиваться в дела других». [11]
Оппозиция сионизму [ править ]
До создания Государства Израиль [ править ]
Еврейский трудовой союз как организация был образован одновременно со Всемирной сионистской организацией . В конечном итоге Бунд решительно выступил против сионизма . [12] утверждая, что иммиграция в Палестину была формой бегства от действительности . После в Варшавской общине выборов в 1936 году Хенрик Эрлих обвинил сионистских лидеров Ицхака Грюнбаума и Зеэва Жаботинского в том, что они несут ответственность за недавнюю антисемитскую агитацию в Польше посредством их кампании, призывающей к еврейской эмиграции. [13]
После 1947 года [ править ]
Бунд был против голосования ГА ООН по разделу Палестины и подтвердил свою поддержку страны, находящейся под контролем сверхдержав и ООН. Вторая Всемирная конференция Международного еврейского рабочего союза в Нью-Йорке в 1948 году осудила провозглашение сионистского государства. Конференция высказалась за создание государства двух наций, построенного на основе национального равенства и демократического федерализма.
В 1951 году в Израиле было создано отделение Еврейского Трудового Бунда, « Арбетер-кольцо» в Израиле — Брит Хаавода , которое даже приняло участие в выборах в Кнессет 1959 года с очень низким электоральным результатом. Его издание Lebns Fregyn выходило в свет до июня 2014 года. [14] Это было одно из последних сохранившихся левых изданий на идиш. Организация распалась в 2019 году, а ее активы были переданы сионистско-идишистской организации «Бейт Шалом Алейхем».
Третья Всемирная конференция Международного еврейского рабочего союза в Монреале в 1955 году решила, что создание еврейского государства является важным событием в еврейской истории, которое может сыграть положительную роль в еврейской жизни, но сочла необходимым внести некоторые необходимые изменения. Участники конференции потребовали:
- а) власти Израиля должны относиться к государству как к собственности евреев всего мира;
- б) но это означало бы, что дела еврейской общины в Израиле должны быть подчинены делам мирового еврейства.
- в) политика государства Израиль будет одинаковой по отношению ко всем гражданам, независимо от их национальности.
- г) Израиль должен способствовать миру с арабами. Это потребовало прекращения территориальной экспансии и решения проблемы палестинских беженцев.
- д) Идиш должен преподаваться во всех учебных заведениях и пропагандироваться в общественной жизни. [15]
Всемирный координационный совет Еврейского рабочего Бунда был незаметно распущен рядом бундовцев и представителями связанных с ним организаций, включая «Рабочий кружок» и Конгресс еврейской культуры, в начале 2000-х годов.
Современные события [ править ]
Базирующаяся в Лондоне Группа еврейских социалистов (JSG), издающая журнал «Еврейский социалист», считает себя наследницей исторического Еврейского Лейбористского Бунда. Группа поддерживала руководство Лейбористской партии Джереми Корбина , проводила кампании в поддержку прав палестинцев и стремилась выступать в качестве альтернативного голоса Совету депутатов, в котором преобладают религиозные и сионистские партии .
базирующийся в Мельбурне Еврейский лейбористский Бунд, (основанный в 1929 году), считается крупнейшей и наиболее активной из существующих организаций Бунда. [7] Он организует ряд мероприятий, подчеркивающих левые идеалы (особенно в Австралии ), заботу о правах евреев в Австралии и за рубежом, а также сохранение культуры идиш . [16] Это крупнейшая несионистская еврейская организация в Австралии . Мельбурнский Бунд также поддерживает единственное существующее крыло Бундовской молодежной организации СКИФ. [7] [16] Сегодня Австралийский Бунд связан как с Австралийской Лейбористской партией, так и с Австралийскими зелеными , и проводит кампанию в поддержку прогрессивных социальных вопросов, таких как права мигрантов, [17] и за голосование «за» на голосовом референдуме . [18] Она не считает себя антисионистской и не участвовала ни в произраильских, ни в пропалестинских митингах в Австралии. [1]
В начале XXI века произошло возрождение идей Бунда (иногда называемого «необундизмом»). [19] По существу, некоторые новые социальные движения переняли эстетику и идеологию Бунда; часто добавляя деколониальную мысль как адаптацию Дойкейта. [1] Одним из примеров этого является базирующийся в Берлине Еврейский антифашистский Бунд ( нем . Jüdischer antifaschistischer Bund ); организация левых немецких евреев и израильских иммигрантов, которая стремится пересмотреть дебаты вокруг антисемитизма в Германии , отказавшись от поддержки Израиля, и утверждает, что антисемитизм «твердо укоренился в центре немецкого общества». [20] Организация регулярно принимает участие в демонстрациях в честь Дня Накбы и позиционирует себя как антисионистская. [20] [21] Кроме того, в результате своих протестов против войны между Израилем и Хамасом группа еврейских студентов из Бингемтонского университета сформировала «Новый идишский Бунд Бингемтона» в координации с Демократическими социалистами Америки в октябре 2023 года. [1] В ноябре того же года группа опубликовала манифест, стремясь заручиться международной поддержкой и сотрудничеством, сосредоточив внимание на бундизме как альтернативе сионизму в современной еврейской диаспоре. [1] С тех пор группа привлекла около 300 активистов со всего мира и работает над созданием новых отделений Бунда, а также сотрудничает с существующими организациями, такими как The Worker's Circle, Melbourne Bund и JSG. [1] Однако группа подверглась критике со стороны вышеупомянутых групп за ее внимание к антисионизму и отсутствие обсуждения вопросов труда . [1]
члены парламентов Бундовские правительств или
- Моше Гутман , член Центрального совета Украины в 1917 году, затем министр без портфеля в недолговечном автономном Белорусском национальном совете (1917–1918) и Белорусской Народной Республике (1918–1919).
- Ной Мейзель (1891–1956) член Сейма с 1922 по 1931 год (дважды переизбран); депутат Даугавпилсской городской думы
- Моисей Рафес (1883–1942), член Учредительного собрания России 1917 г. [22] а также Центральной Рады Украины; член в качестве Генерального контролера Генерального секретариата Украины (главного исполнительного органа Украинской Народной Республики с 28 июня 1917 г. по 22 января 1918 г.) [23]
- Александр Золотарев (1879–1938), преемник Моисея Рафеса.
- Шмуль Зигельбойм (1895–1943), член Национального совета польского правительства в изгнании (с марта 1942 г. до самоубийства в мае 1943 г.)
- Эмануэль Шерер (1901–1977), член Национального совета польского правительства в изгнании после Шмуля Зигельбойма самоубийства ; генеральный секретарь Международного еврейского трудового союза (1961–1977).
- Михал Шульденфрай (1887–1965), член Сейма в 1947–1948 гг.
- Джош Бернс (р. 1987), лейбористской член партии Макнамара в парламенте Австралии (с 2019 г. по настоящее время), бывший председатель Австралийского Бунда молодежного крыла SKIF .
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Сильверстайн, Эндрю (21 февраля 2024 г.). «В истории двух еврейских Бунда — резкий разрыв между поколениями в Израиле» . Форвард . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кранцлер, Дэвид. Светские еврейские идеологии . Издательство Фельдхайм. ISBN 978-1-59826-962-8 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Введение в бундизм (1897–1903) , получено 30 июня 2023 г.
- ^ Фишман, Дэвид (2005). Расцвет современной идишской культуры . Издательство Питтсбургского университета. п. 49. ИСБН 978-0-8229-4272-6 .
- ^ Шифф, Элвин И .; Кленицки, Леон (2003). Еврейская энциклопедия Шенгольда . Издательство Шрайбер. п. 56. ИСБН 978-1-887563-77-2 .
- ^ Возрождение иврита? (1879-1908) , получено 30 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Австралийский штетл: внутри возрождения идишской культуры Мельбурна - Африка, Азия и Австралия - Haaretz.com» . Гаарец . 17 июля 2022 г. Архивировано из оригинала 17 июля 2022 г. Проверено 30 июня 2023 г.
- ^ Метро, Джулия (17 ноября 2022 г.). «Как изменился еврейский лейбористский союз после Второй мировой войны» . JSTOR Daily . Проверено 30 июня 2023 г.
- ^ Медем, В. (1943) [1904]. «Социал-демократия и национальный вопрос». Владимир Медем: Цум цванцикстн ёрцайт . Нью-Йорк: Американские представители веселятся в Пойлне. стр. 173–219.
- ^ Гехтман, Рони (декабрь 2008 г.). «Национально-культурная автономия и «нейтрализм»: марксистский анализ национального вопроса Владимира Медема, 1903-1920» . Социалистические исследования . III (1). ISSN 1918-2821 . Архивировано из оригинала 27 февраля 2012 года . Проверено 2 декабря 2009 г.
- ^ Плассеро, Ив (май 2000 г.). «Выберите свою национальность или забытая история культурной автономии» . Ле Монд дипломатический .
- ^ Лакер, Уолтер (2003). История сионизма . Таурис Парк в мягкой обложке. п. 273. ИСБН 9781860649325 .
- ^ Бэкон, Гершон К. (1996). Политика традиции. Агудат Исраэль в Польше 1916-1939 гг . Исследования польского еврейства. Иерусалим: Магнес Пресс, Еврейский университет. стр. 200, 220–222, 331. ISBN. 978-965-223-962-4 .
- ^ «Лебнс-Франг (Тель-Авив)» . Национальная библиотека Израиля .
- ^ Грабский, Август (10 августа 2005 г.). «Антисионизм Бунда (1947-1972)» . Рабочая свобода . Проверено 10 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Слуцкий, Дэвид (2009). «Зарубежный Бунд в послевоенном еврейском мире» . Еврейские социальные исследования . 16 (1): 111–144. дои : 10.2979/jss.2009.16.1.111 . ISSN 1527-2028 . S2CID 162240406 .
- ^ «Еврейский лейбористский союз Мельбурна» . Алеф Мельбурн . 30 июля 2020 г. Проверено 25 июня 2023 г.
- ^ Бунд, СКИФ и. «Членство в Бунда 2022–2023» . СКИФ и Бунд . Проверено 28 июня 2023 г.
- ^ «Влияние бундизма сегодня» . YIVO Институт еврейских исследований . Нью-Йорк.
Сегодня мы являемся свидетелями возрождения идей Еврейского Трудового Бунда, организации, которая была мощной силой в российских и польских еврейских общинах в первой половине ХХ века. Бунд сосредоточился на дойкайте («здесь»), либертарианском социализме и поддержке светской еврейской культуры и языка идиш. Деятельность сторонников этого нового интереса, иногда называемого «необундизмом», наряду с теми, кто имел неразрывные связи с довоенными бундовцами, привела к новому проявлению интереса к бундовским идеям как в политических, так и в культурных кругах. А поскольку бундизм предлагает альтернативное историческое видение еврейской идентичности сионизму, такое развитие событий иногда вызывает споры.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Пропалестинские демонстрации: эти группы существуют» . ZDFheute (на немецком языке). 13 ноября 2023 г. Проверено 31 января 2024 г.
- ^ «Немецкие суды двумя постановлениями вынесли решение против криминализации солидарности с Палестиной, давление на журналистов сохраняется» . Цивикус Монитор . Проверено 31 января 2024 г.
- ^ Буньян, Джеймс; Фишер, Гарольд Генри (1934). Большевистская революция 1917-1918 годов: документы и материалы . Издательство Стэнфордского университета . п. 735. ИСБН 978-0-8047-0344-4 .
- ^ «Генеральный секретариат Центральной Рады» . Энциклопедия Украины .
Дальнейшее чтение [ править ]
На английском языке [ править ]
- Йосеф Горни, Сходящиеся альтернативы: Бунд и сионистское рабочее движение, 1897–1985 , SUNY Press, 2006, ISBN 978-0-7914-6659-9
- Джонатан Франкель , еврейская политика и русская революция 1905 года, Тель-Авив, Тель-Авивский университет, 1982 (21 страница)
- Джонатан Франкель, Пророчество и политика: социализм, национализм и российские евреи, 1862-1917 , Cambridge University Press, 1984, ISBN 978-0-521-26919-3
- Джек Лестер Джейкобс (редактор), Еврейская политика в Восточной Европе: Бунд в 100 лет, Еврейский исторический институт - Научно-исследовательский институт, Нью-Йорк, New York University Press, май 2001 г., ISBN 0-8147-4258-0
- Джек Лестер Джейкобс, бундовская контркультура в межвоенной Польше , издательство Сиракузского университета, 2009, ISBN 0-8156-3226-6
- Бернард К. Джонполл, Политика тщетности. Всеобщий еврейский рабочий союз Польши, 1917–1943, Итака, Нью-Йорк, издательство Корнельского университета , 1967.
- Н. Левин, Пока Мессия медлил: еврейские социалистические движения, 1871–1917, Нью-Йорк, Schocken Books, 1977, ISBN 978-0-8052-0616-6
- Н. Левин, Еврейские социалистические движения, 1871–1917: пока Мессия медлил, Лондон, Рутледж и К. Пол (распространяется Oxford University Press), 1978, ISBN 978-0-7100-8913-7
- Ю. Пелед, Класс и этническая принадлежность в черте: политическая экономия еврейского рабочего национализма в поздней императорской России, Нью-Йорк, St. Martin's Press, 1989, ISBN 978-0-333-41255-8
- Энтони Полонский, «Бунд в польской политической жизни, 1935–1939», в: Эзра Мендельсон (редактор), «Основные статьи о евреях и левых», Нью-Йорк, New York University Press, 1997.
- К. Белазель Шерман, Бунд, Галутский национализм, идишизм, Брошюра № 6 Института Герцля, Нью-Йорк, 1958, ASIN B0006AVR6U
- Генри Тобиас, Истоки и эволюция еврейского Бунда до 1901 года, Анн-Арбор (Мичиган), Университетские микрофильмы, 1958 год.
- Генри Тобиас, Еврейский Бунд в России от его истоков до 1905 года, Стэнфорд, издательство Стэнфордского университета, 1972 год.
- Энцо Траверсо , От Моисея до Маркса - Марксисты и еврейский вопрос: История дебатов 1843-1943 годов, Нью-Джерси, Humanities Press, 1996 ( обзор )
- А. К. Вильдман, Русская и еврейская социал-демократия, Блумингтон, издательство Индианского университета, 1973 г.
- Документы
На французском языке [ править ]
- Дэниел Блатман , Наша свобода и ваша - Рабочее движение Еврейского Бунда в Польше, 1939-1949 , 2002, ISBN 2-204-06981-7 ( обзор на французском языке )
- Ален Бросса, «Революционный идишланд» , Париж, Балланд, 1983 год. ISBN 2-7158-0433-4
- Эли Эберлин, Русские евреи: Бунд и сионизм. Учебная поездка. , Париж, Cahiers de la quinzaine (6-я тетрадь 6-й серии), 1904 г., 155 стр. ASIN B001C9XEME
- Владимир Медем, Ma vie , Париж, Чемпион 1969 года (Воспоминания вождя Бунда)
- Анри Минчелес, «Сопротивление Бунда во Франции во время оккупации», The Jewish World 51:154 (1995): 138-53.
- Анри Минчелес, Всеобщая история Бунда, еврейское революционное движение , Éditions Denoël, Париж, 1999, ISBN 2-207-24820-8
- Клоди Вайль , Космополиты - социализм и еврейство в России (1897–1917), Париж, Éditions Syllpse, Сборник «Критическая утопия», февраль. 2004, ISBN 2-84797-080-0 ( презентация )
- Энцо Траверсо, От Моисея до Маркса - Марксисты и еврейский вопрос , Париж, Киме, 1997 г.
- Прогрессивный союз евреев Бельгии, 100 и годовщина Бунда. Материалы конференции, Меньшинства, демократия, диаспоры , Брюссель, UPJB, 1997 г., ISSN 0770-5476
- Натан Вайншток, Хлеб нищеты, История еврейского рабочего движения в Европе - Российской империи до 1914 года , Париж, La Découverte, 2002, (Том I) ISBN 2-7071-3810-X
- Натан Вайншток, Хлеб страданий, История еврейского рабочего движения в Европе - Центральной и Западной Европе до 1945 года , Париж, La Découverte, (Том II) ISBN 2-7071-3811-8
- фильм: Нат Лиленштейн (реж.), «Революционеры идишленда» , 1983, Kuiv Productions & A2 ( французское обозрение )
На немецком [ править ]
- Арье Гельбард, Еврейская рабочая ассоциация России в революционном 1917 году , Вена: Europaverlag, 1982 (Материалы о рабочем движении; № 26), ISBN 978-3-203-50824-5
- Гертруда Пикхан, «Против течения». Всеобщий еврейский рабочий союз, «Бунд» в Польше, 1918-1939 гг ., Штутгарт/Мюнхен, DVA, 2001, 445 стр. (Серия публикаций Института Симона Дубнова, Лейпциг), ISBN 3-421-05477-0 ( французский обзор )
-->