Jump to content

бундизм

Бундизм — светское еврейское социалистическое движение, первым организационным проявлением которого стал , и России Всеобщий трудовой бунд в Литве, Белоруссии еврейский Польше (Poyln un Rusland ), основанный в Российской империи в 1897 году.

Еврейский Трудовой Бунд был важным компонентом социал-демократического движения в Российской империи до русской революции 1917 года ; Бундовцы первоначально выступали против Октябрьской революции , но в итоге поддержали ее из-за погромов, совершенных Добровольческой армией антикоммунистического Белого движения во время Гражданской войны в России . Расколовшаяся по коммунистическим и социал-демократическим линиям на протяжении всей Гражданской войны фракция поддерживала советское правительство и в конечном итоге была поглощена Коммунистической партией .

Бундовское движение продолжало существовать как политическая партия в независимой Польше в межвоенный период как Всеобщий еврейский трудовой Бунд в Польше , став главной политической силой в польско-еврейских общинах. Бундовцы принимали активное участие в антинацистской борьбе , многие из ее членов были убиты во время Холокоста .

После войны в Нью-Йорке был основан Международный еврейский трудовой союз , точнее «Всемирный координационный совет еврейского рабочего союза», с дочерними группами в Аргентине, Австралии , Канаде, Франции, Израиле , Мексике, Великобритании и других странах . США и другие страны.

Хотя он сохранился после войны и возрождается в 21 веке, [1] по словам Дэвида Кранцлера, движение и его родственники (например, молодежное движение «Гордония» ) были относительно неудачными в достижении своих целей в Европе, [2] хотя они были популярны.

Идеология [ править ]

Марксизм [ править ]

Хотя Еврейский Трудовой Бунд был не только политической партией, но и профсоюзом, его первоначальной целью была организация еврейского пролетариата в Беларуси, России, Польше и Литве. критиковали его Однако такие люди, как Юлий Мартов и Владимир Ленин, за « экономизм »; это требование отвергнуто такими лидерами бундовцев, как Аркадий Кремер и Владимир Медем . [3] Многие современные версии Бунда отказались от явного марксизма, но сохранили публичную позицию в защиту социализма и/или социальной справедливости .

Секуляризм [ править ]

Будучи убежденно светской партией, Еврейский Трудовой Бунд принял участие в выборах общин во Второй Польской Республике . Бундовцы поносили религиозных евреев того времени; даже зашел так далеко, что назвал студентов ешивы , которые жили бы в бедности за счет благотворительности и изучали Тору вместо работы, «паразитами». [2] С ростом еврейского секуляризма и снижением политического авторитета религиозных институтов в еврейской жизни некоторые современные бундовские организации не считают это своим приоритетом.

Идишизм [ править ]

Еврейский лейбористский союз, хотя изначально не интересовался идишом как таковым как чем-то большим, чем средством воодушевления масс еврейских рабочих в Восточной Европе , вскоре увидел в этом языке и в целом идишскую культуру ценность и пропагандировал использование идиш в качестве еврейского языка. национальный язык сам по себе; [4] в некоторой степени продвижение идиша было неотъемлемой частью оппозиции Бунда сионистскому движению и его проекту возрождения иврита . [5] Это предпочтение идиша перед ивритом также имело аспект классовой борьбы : на иврите (до его успешного возрождения ) говорили в основном образованные евреи; Идиш был почти универсальным языком евреев-ашкенази . [3] [6] Это также продвигалось в противовес политике русификации Российской империи ; И снова с классовым элементом, поскольку евреи среднего класса, мобильные по карьерной лестнице, приняли русский язык в качестве своего основного языка. [3] С упадком идиша как разговорного языка многие бундовцы теперь поддерживают возрождение идиша как явный проект (например, бундовские организации в Австралии спонсируют с этой целью неполитические идишские культурные центры). [7]

Дойкайт [ править ]

Концепция Дойкайта ( идиш : דאָיִקייט , букв. «здесь», от דאָ do «здесь» плюс суффикс прилагательного ־יק -ik плюс суффикс ־קייט -kayt «-ность») была центральной в бундовской идеологии, выражая ее направленность. о решении проблем, стоящих перед евреями в стране, в которой они жили, против «существования» сионистского движения, которое постулировало необходимость независимого еврейского государства на его прародине, то есть в Земле Израиля , для обеспечения еврейской жизни. Сегодня это часто проявляется в форме несионизма или антисионизма и сосредоточенности на местной политике. [8]

Национально-культурный автономизм [ править ]

Еврейский Лейбористский Бунд не защищал этнический или религиозный сепаратизм, а сосредоточился на культуре, а не на государстве или месте, как на связующем звене еврейской государственности в контексте мира мультикультурных и многоэтнических стран. В этом бундовцы широко заимствовали австро-марксистскую концепцию национальной личной автономии ; такой подход оттолкнул большевиков и Ленина, который высмеивал бундизм и политически выступал против него.

В тексте 1904 года « Социал-демократия и национальный вопрос » Владимир Медем изложил свою версию этой концепции: [9] [10]

«Давайте рассмотрим случай страны, состоящей из нескольких национальных групп, например, поляков, литовцев и евреев. Каждая национальная группа создаст отдельное движение. Все граждане, принадлежащие к данной национальной группе, присоединятся к специальной организации, которая будет проводить культурные собрания в Каждый регион и общее культурное собрание для всей страны. Собраниям будут предоставлены собственные финансовые полномочия: либо каждая национальная группа будет иметь право повышать налоги со своих членов, либо государство будет выделять каждому часть своего общего бюджета. из них каждый гражданин государства будет принадлежать к одной из национальных групп, но вопрос о том, к какому национальному движению присоединиться, будет вопросом личного выбора, и никакая власть не будет иметь никакого контроля над его решением. общему законодательству государства, но в своей сфере ответственности они были бы автономны и никто из них не имел бы права вмешиваться в дела других». [11]

Оппозиция сионизму [ править ]

До создания Государства Израиль [ править ]

Еврейский трудовой союз как организация был образован одновременно со Всемирной сионистской организацией . В конечном итоге Бунд решительно выступил против сионизма . [12] утверждая, что иммиграция в Палестину была формой бегства от действительности . После в Варшавской общине выборов в 1936 году Хенрик Эрлих обвинил сионистских лидеров Ицхака Грюнбаума и Зеэва Жаботинского в том, что они несут ответственность за недавнюю антисемитскую агитацию в Польше посредством их кампании, призывающей к еврейской эмиграции. [13]

После 1947 года [ править ]

Бунд был против голосования ГА ООН по разделу Палестины и подтвердил свою поддержку страны, находящейся под контролем сверхдержав и ООН. Вторая Всемирная конференция Международного еврейского рабочего союза в Нью-Йорке в 1948 году осудила провозглашение сионистского государства. Конференция высказалась за создание государства двух наций, построенного на основе национального равенства и демократического федерализма.

В 1951 году в Израиле было создано отделение Еврейского Трудового Бунда, « Арбетер-кольцо» в Израиле — Брит Хаавода , которое даже приняло участие в выборах в Кнессет 1959 года с очень низким электоральным результатом. Его издание Lebns Fregyn выходило в свет до июня 2014 года. [14] Это было одно из последних сохранившихся левых изданий на идиш. Организация распалась в 2019 году, а ее активы были переданы сионистско-идишистской организации «Бейт Шалом Алейхем».

Третья Всемирная конференция Международного еврейского рабочего союза в Монреале в 1955 году решила, что создание еврейского государства является важным событием в еврейской истории, которое может сыграть положительную роль в еврейской жизни, но сочла необходимым внести некоторые необходимые изменения. Участники конференции потребовали:

  • а) власти Израиля должны относиться к государству как к собственности евреев всего мира;
  • б) но это означало бы, что дела еврейской общины в Израиле должны быть подчинены делам мирового еврейства.
  • в) политика государства Израиль будет одинаковой по отношению ко всем гражданам, независимо от их национальности.
  • г) Израиль должен способствовать миру с арабами. Это потребовало прекращения территориальной экспансии и решения проблемы палестинских беженцев.
  • д) Идиш должен преподаваться во всех учебных заведениях и пропагандироваться в общественной жизни. [15]

Всемирный координационный совет Еврейского рабочего Бунда был незаметно распущен рядом бундовцев и представителями связанных с ним организаций, включая «Рабочий кружок» и Конгресс еврейской культуры, в начале 2000-х годов.

Современные события [ править ]

Базирующаяся в Лондоне Группа еврейских социалистов (JSG), издающая журнал «Еврейский социалист», считает себя наследницей исторического Еврейского Лейбористского Бунда. Группа поддерживала руководство Лейбористской партии Джереми Корбина , проводила кампании в поддержку прав палестинцев и стремилась выступать в качестве альтернативного голоса Совету депутатов, в котором преобладают религиозные и сионистские партии .

базирующийся в Мельбурне Еврейский лейбористский Бунд, (основанный в 1929 году), считается крупнейшей и наиболее активной из существующих организаций Бунда. [7] Он организует ряд мероприятий, подчеркивающих левые идеалы (особенно в Австралии ), заботу о правах евреев в Австралии и за рубежом, а также сохранение культуры идиш . [16] Это крупнейшая несионистская еврейская организация в Австралии . Мельбурнский Бунд также поддерживает единственное существующее крыло Бундовской молодежной организации СКИФ. [7] [16] Сегодня Австралийский Бунд связан как с Австралийской Лейбористской партией, так и с Австралийскими зелеными , и проводит кампанию в поддержку прогрессивных социальных вопросов, таких как права мигрантов, [17] и за голосование «за» на голосовом референдуме . [18] Она не считает себя антисионистской и не участвовала ни в произраильских, ни в пропалестинских митингах в Австралии. [1]

В начале XXI века произошло возрождение идей Бунда (иногда называемого «необундизмом»). [19] По существу, некоторые новые социальные движения переняли эстетику и идеологию Бунда; часто добавляя деколониальную мысль как адаптацию Дойкейта. [1] Одним из примеров этого является базирующийся в Берлине Еврейский антифашистский Бунд ( нем . Jüdischer antifaschistischer Bund ); организация левых немецких евреев и израильских иммигрантов, которая стремится пересмотреть дебаты вокруг антисемитизма в Германии , отказавшись от поддержки Израиля, и утверждает, что антисемитизм «твердо укоренился в центре немецкого общества». [20] Организация регулярно принимает участие в демонстрациях в честь Дня Накбы и позиционирует себя как антисионистская. [20] [21] Кроме того, в результате своих протестов против войны между Израилем и Хамасом группа еврейских студентов из Бингемтонского университета сформировала «Новый идишский Бунд Бингемтона» в координации с Демократическими социалистами Америки в октябре 2023 года. [1] В ноябре того же года группа опубликовала манифест, стремясь заручиться международной поддержкой и сотрудничеством, сосредоточив внимание на бундизме как альтернативе сионизму в современной еврейской диаспоре. [1] С тех пор группа привлекла около 300 активистов со всего мира и работает над созданием новых отделений Бунда, а также сотрудничает с существующими организациями, такими как The Worker's Circle, Melbourne Bund и JSG. [1] Однако группа подверглась критике со стороны вышеупомянутых групп за ее внимание к антисионизму и отсутствие обсуждения вопросов труда . [1]

члены парламентов Бундовские правительств или

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Сильверстайн, Эндрю (21 февраля 2024 г.). «В истории двух еврейских Бунда — резкий разрыв между поколениями в Израиле» . Форвард . Проверено 25 февраля 2024 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кранцлер, Дэвид. Светские еврейские идеологии . Издательство Фельдхайм. ISBN  978-1-59826-962-8 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Введение в бундизм (1897–1903) , получено 30 июня 2023 г.
  4. ^ Фишман, Дэвид (2005). Расцвет современной идишской культуры . Издательство Питтсбургского университета. п. 49. ИСБН  978-0-8229-4272-6 .
  5. ^ Шифф, Элвин И .; Кленицки, Леон (2003). Еврейская энциклопедия Шенгольда . Издательство Шрайбер. п. 56. ИСБН  978-1-887563-77-2 .
  6. ^ Возрождение иврита? (1879-1908) , получено 30 июня 2023 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Австралийский штетл: внутри возрождения идишской культуры Мельбурна - Африка, Азия и Австралия - Haaretz.com» . Гаарец . 17 июля 2022 г. Архивировано из оригинала 17 июля 2022 г. Проверено 30 июня 2023 г.
  8. ^ Метро, ​​Джулия (17 ноября 2022 г.). «Как изменился еврейский лейбористский союз после Второй мировой войны» . JSTOR Daily . Проверено 30 июня 2023 г.
  9. ^ Медем, В. (1943) [1904]. «Социал-демократия и национальный вопрос». Владимир Медем: Цум цванцикстн ёрцайт . Нью-Йорк: Американские представители веселятся в Пойлне. стр. 173–219.
  10. ^ Гехтман, Рони (декабрь 2008 г.). «Национально-культурная автономия и «нейтрализм»: марксистский анализ национального вопроса Владимира Медема, 1903-1920» . Социалистические исследования . III (1). ISSN   1918-2821 . Архивировано из оригинала 27 февраля 2012 года . Проверено 2 декабря 2009 г.
  11. ^ Плассеро, Ив (май 2000 г.). «Выберите свою национальность или забытая история культурной автономии» . Ле Монд дипломатический .
  12. ^ Лакер, Уолтер (2003). История сионизма . Таурис Парк в мягкой обложке. п. 273. ИСБН  9781860649325 .
  13. ^ Бэкон, Гершон К. (1996). Политика традиции. Агудат Исраэль в Польше 1916-1939 гг . Исследования польского еврейства. Иерусалим: Магнес Пресс, Еврейский университет. стр. 200, 220–222, 331. ISBN.  978-965-223-962-4 .
  14. ^ «Лебнс-Франг (Тель-Авив)» . Национальная библиотека Израиля .
  15. ^ Грабский, Август (10 августа 2005 г.). «Антисионизм Бунда (1947-1972)» . Рабочая свобода . Проверено 10 ноября 2009 г.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Слуцкий, Дэвид (2009). «Зарубежный Бунд в послевоенном еврейском мире» . Еврейские социальные исследования . 16 (1): 111–144. дои : 10.2979/jss.2009.16.1.111 . ISSN   1527-2028 . S2CID   162240406 .
  17. ^ «Еврейский лейбористский союз Мельбурна» . Алеф Мельбурн . 30 июля 2020 г. Проверено 25 июня 2023 г.
  18. ^ Бунд, СКИФ и. «Членство в Бунда 2022–2023» . СКИФ и Бунд . Проверено 28 июня 2023 г.
  19. ^ «Влияние бундизма сегодня» . YIVO Институт еврейских исследований . Нью-Йорк. Сегодня мы являемся свидетелями возрождения идей Еврейского Трудового Бунда, организации, которая была мощной силой в российских и польских еврейских общинах в первой половине ХХ века. Бунд сосредоточился на дойкайте («здесь»), либертарианском социализме и поддержке светской еврейской культуры и языка идиш. Деятельность сторонников этого нового интереса, иногда называемого «необундизмом», наряду с теми, кто имел неразрывные связи с довоенными бундовцами, привела к новому проявлению интереса к бундовским идеям как в политических, так и в культурных кругах. А поскольку бундизм предлагает альтернативное историческое видение еврейской идентичности сионизму, такое развитие событий иногда вызывает споры.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Пропалестинские демонстрации: эти группы существуют» . ZDFheute (на немецком языке). 13 ноября 2023 г. Проверено 31 января 2024 г.
  21. ^ «Немецкие суды двумя постановлениями вынесли решение против криминализации солидарности с Палестиной, давление на журналистов сохраняется» . Цивикус Монитор . Проверено 31 января 2024 г.
  22. ^ Буньян, Джеймс; Фишер, Гарольд Генри (1934). Большевистская революция 1917-1918 годов: документы и материалы . Издательство Стэнфордского университета . п. 735. ИСБН  978-0-8047-0344-4 .
  23. ^ «Генеральный секретариат Центральной Рады» . Энциклопедия Украины .

Дальнейшее чтение [ править ]

На английском языке [ править ]

  • Йосеф Горни, Сходящиеся альтернативы: Бунд и сионистское рабочее движение, 1897–1985 , SUNY Press, 2006, ISBN   978-0-7914-6659-9
  • Джонатан Франкель , еврейская политика и русская революция 1905 года, Тель-Авив, Тель-Авивский университет, 1982 (21 страница)
  • Джонатан Франкель, Пророчество и политика: социализм, национализм и российские евреи, 1862-1917 , Cambridge University Press, 1984, ISBN   978-0-521-26919-3
  • Джек Лестер Джейкобс (редактор), Еврейская политика в Восточной Европе: Бунд в 100 лет, Еврейский исторический институт - Научно-исследовательский институт, Нью-Йорк, New York University Press, май 2001 г., ISBN   0-8147-4258-0
  • Джек Лестер Джейкобс, бундовская контркультура в межвоенной Польше , издательство Сиракузского университета, 2009, ISBN   0-8156-3226-6
  • Бернард К. Джонполл, Политика тщетности. Всеобщий еврейский рабочий союз Польши, 1917–1943, Итака, Нью-Йорк, издательство Корнельского университета , 1967.
  • Н. Левин, Пока Мессия медлил: еврейские социалистические движения, 1871–1917, Нью-Йорк, Schocken Books, 1977, ISBN   978-0-8052-0616-6
  • Н. Левин, Еврейские социалистические движения, 1871–1917: пока Мессия медлил, Лондон, Рутледж и К. Пол (распространяется Oxford University Press), 1978, ISBN   978-0-7100-8913-7
  • Ю. Пелед, Класс и этническая принадлежность в черте: политическая экономия еврейского рабочего национализма в поздней императорской России, Нью-Йорк, St. Martin's Press, 1989, ISBN   978-0-333-41255-8
  • Энтони Полонский, «Бунд в польской политической жизни, 1935–1939», в: Эзра Мендельсон (редактор), «Основные статьи о евреях и левых», Нью-Йорк, New York University Press, 1997.
  • К. Белазель Шерман, Бунд, Галутский национализм, идишизм, Брошюра № 6 Института Герцля, Нью-Йорк, 1958, ASIN B0006AVR6U
  • Генри Тобиас, Истоки и эволюция еврейского Бунда до 1901 года, Анн-Арбор (Мичиган), Университетские микрофильмы, 1958 год.
  • Генри Тобиас, Еврейский Бунд в России от его истоков до 1905 года, Стэнфорд, издательство Стэнфордского университета, 1972 год.
  • Энцо Траверсо , От Моисея до Маркса - Марксисты и еврейский вопрос: История дебатов 1843-1943 годов, Нью-Джерси, Humanities Press, 1996 ( обзор )
  • А. К. Вильдман, Русская и еврейская социал-демократия, Блумингтон, издательство Индианского университета, 1973 г.
Документы

На французском языке [ править ]

  • Дэниел Блатман , Наша свобода и ваша - Рабочее движение Еврейского Бунда в Польше, 1939-1949 , 2002, ISBN   2-204-06981-7 ( обзор на французском языке )
  • Ален Бросса, «Революционный идишланд» , Париж, Балланд, 1983 год. ISBN   2-7158-0433-4
  • Эли Эберлин, Русские евреи: Бунд и сионизм. Учебная поездка. , Париж, Cahiers de la quinzaine (6-я тетрадь 6-й серии), 1904 г., 155 стр. ASIN B001C9XEME
  • Владимир Медем, Ma vie , Париж, Чемпион 1969 года (Воспоминания вождя Бунда)
  • Анри Минчелес, «Сопротивление Бунда во Франции во время оккупации», The Jewish World 51:154 (1995): 138-53.
  • Анри Минчелес, Всеобщая история Бунда, еврейское революционное движение , Éditions Denoël, Париж, 1999, ISBN   2-207-24820-8
  • Клоди Вайль , Космополиты - социализм и еврейство в России (1897–1917), Париж, Éditions Syllpse, Сборник «Критическая утопия», февраль. 2004, ISBN   2-84797-080-0 ( презентация )
  • Энцо Траверсо, От Моисея до Маркса - Марксисты и еврейский вопрос , Париж, Киме, 1997 г.
  • Прогрессивный союз евреев Бельгии, 100 и годовщина Бунда. Материалы конференции, Меньшинства, демократия, диаспоры , Брюссель, UPJB, 1997 г., ISSN   0770-5476
  • Натан Вайншток, Хлеб нищеты, История еврейского рабочего движения в Европе - Российской империи до 1914 года , Париж, La Découverte, 2002, (Том I) ISBN   2-7071-3810-X
  • Натан Вайншток, Хлеб страданий, История еврейского рабочего движения в Европе - Центральной и Западной Европе до 1945 года , Париж, La Découverte, (Том II) ISBN   2-7071-3811-8
  • фильм: Нат Лиленштейн (реж.), «Революционеры идишленда» , 1983, Kuiv Productions & A2 ( французское обозрение )

На немецком [ править ]

  • Арье Гельбард, Еврейская рабочая ассоциация России в революционном 1917 году , Вена: Europaverlag, 1982 (Материалы о рабочем движении; № 26), ISBN   978-3-203-50824-5
  • Гертруда Пикхан, «Против течения». Всеобщий еврейский рабочий союз, «Бунд» в Польше, 1918-1939 гг ., Штутгарт/Мюнхен, DVA, 2001, 445 стр. (Серия публикаций Института Симона Дубнова, Лейпциг), ISBN   3-421-05477-0 ( французский обзор )

-->

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ac3a6f551bf8f41e36c148f7699a6f0d__1718328900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/0d/ac3a6f551bf8f41e36c148f7699a6f0d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bundism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)