Михаил Либер
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Июль 2016 г. ) |

Михаил Исаакович Либер (5 июня 1880 — 4 октября 1937), иногда известный как Марк Либер , был лидером Всеобщего еврейского рабочего союза («Бунда»). Он также играл роль в Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) и был ведущей фигурой среди меньшевиков . Либер сыграл важную роль в работе советов во время Февральской революции 1917 года, но выступал против Октябрьской революции . Сообщается, что он был застрелен во время чисток . Либер сыграл определяющую роль в развитии Бунда и помог сформировать политику лидеров Февральской революции.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Михаил Исаакович Гольдман родился в литовском городе Вильнюсе , входившем тогда в состав Российской империи , в светской еврейской семье. Его отец был поэтом и офисным служащим. Как и его старшие братья Борис и Лев (известные как «Горев» и «Аким» соответственно), Михаил стал участвовать в радикальной студенческой политике и увлекся марксизмом . Он заинтересовался тяжелым положением еврейских рабочих в Российской империи и в 1897 году вступил во Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России (ער בונד אין ליטע פוילין און רוסלאַנד). Гольдман взял революционный псевдоним «М. Liber», благодаря которой он стал известен. Вскоре он приобрел известность в Бунде и был избран в его Центральный комитет в 1902 году.
Часть серии о |
бундизм |
---|
![]() |
1890-е годы до Первой мировой войны |
|
Межвоенные годы и Вторая мировая война |
После 1945 г. |
|
Люди |
Нажимать |
Песни |
Ассоциированные организации |
Отколовшиеся группы |
|
Категории |
Бунд конкурировал, с одной стороны, с немарксистскими еврейскими социалистическими группами, находившимися под влиянием русского популизма , а с другой — с зарождающимся еврейским сионистским движением. Бунд отверг еврейский национальный сепаратизм и в конечном итоге выступил против сионистского проекта создания еврейского государства в Палестине. Бунд подчеркивал, что борьба за освобождение евреев в Российской империи должна быть связана с борьбой русского пролетариата, и поэтому добивался тесных связей с русской социал-демократией. Тем не менее Бунд настаивал на культурной автономии евреев империи и, соответственно, на организационной автономии Бунда в рамках федеральной Российской социал-демократической рабочей партии. Во внутренних дебатах внутри Бунда молодые бундисты, такие как Либер, уделяли больше внимания еврейской культурной идентичности, чем их более ассимиляционистские старшие (такие как основатель Бунда Аркадий Кремер ), а также необходимости пропаганды на идиш, направленной конкретно на еврейских рабочих. Что касается РСДРП, они выступали за более свободную федеративную форму организации, а не за унитарную централизованную.

Либер был одним из представителей Бунда на роковом Втором съезде РСДРП в 1903 году и третьим по частоте выступления на съезде (после Владимира Ленина и Льва Троцкого ). Он защищал требование Бунда о признании его автономной организацией в составе РСДРП и единственным законным представителем еврейского пролетариата в Российской империи. Эта позиция была категорически отвергнута как Лениным, так и И. О. Мартовым , которые вскоре стали лидерами большевистской и меньшевистской фракций РСДРП. Мартов сам был членом Бунда в 1890-х годах и одним из бывших сотрудников Либера, но на втором съезде он поддержал Ленина в требовании интеграции еврейского пролетариата во Всероссийскую социал-демократическую партию. Мартов предложил более либеральный критерий членства в партии, чем Ленин, но к тому времени, когда этот вопрос привел к расколу между большевиками и меньшевиками, Либер и его коллеги-делегаты от бундовцев в знак протеста вышли из съезда и из РСДРП. Именно уход бундовцев дал Ленину небольшое большинство на съезде (и, следовательно, позволил ему назвать свою фракцию «большевистской» — «мажоритарной»).
По мере усиления раскола между большевиками и меньшевиками Бунд все больше переходил на сторону меньшевиков. Меньшевики изменили свою позицию в отношении организационного федерализма, что позволило Бунду воссоединиться с меньшевистским крылом РСДРП. В 1906 году Либер представлял Бунд на 4-м Объединительном съезде РСДРП в Стокгольме, когда Бунд снова присоединился к партии. На V съезде в Лондоне в 1907 году был избран в состав ЦК РСДРП . Во время неудавшейся революции 1905 года Либер играл роль представителя бундовцев в советах, хотя он, как и большинство СД (включая Ленина), поначалу приветствовал новую стихийную рабочую организацию с некоторым скептицизмом. Когда в 1907 году революция утихла и самодержавие восстановило свою власть, Либер был одним из тех, кто выступал за более осторожный, легалистический образ действий РСДРП. Эта группа, известная как « Ликвидаторы », потому что они хотели «ликвидировать» нелегальную подпольную организацию партии, встретила яростное сопротивление со стороны Ленина, а также со стороны «партийных меньшевиков», таких как Мартов и Троцкий (тогда меньшевик). Однако у социал-демократических «ликвидаторов», подобных Либеру, были аналоги среди Социалисты-революционеры , в том числе современник Либера А. Р. Гоц . Последующее тесное сотрудничество Либера с Гоцем в 1917 году, возможно, имело свои корни в их общем «ликвидаторстве» 1910-х годов. В этот период Либер женился, что, возможно, также способствовало его упору на юридическую работу.
В 1914 году Либер сначала выступил против Первой мировой войны и занял умеренную « интернационалистическую » позицию. Однако после Февральской революции 1917 года Либер призвал к войне «в защиту революции» и занял позицию «революционного оборонца». Будучи представителем Бунда и меньшевиков, Либер играл в Советах крупную роль. Он тесно сотрудничал с меньшевистскими и эсерскими «революционными оборонцами», такими как Ф. И. Дан , И. Г. Церетели , А. Р. Гоц, В. М. Зензинов и Н. Д. Авксентьев , — настолько тесно, что его имя часто связывалось в большевистской пропаганде с именами Дана и Гоца, в каламбуре на тему Немецкая фраза Dannlieber Gott! («тогда, Боже мой!»), как Данлиберготс . Либер был стойким сторонником Временного правительства Александра Керенского , хотя и отклонил предложение войти в кабинет, предпочитая сосредоточиться на своей работе в Совете. Он представлял Бунд в Исполкоме Петроградского Совета, был членом Президиума ЦИК Всероссийского Совета. Таким образом, Либер выступал не только против большевиков, но и против меньшевиков-интернационалистов, таких как его старый товарищ Мартов.
Либер выступил против Октябрьской революции 1917 и отверг позицию меньшевиков и многих бундовцев, призывавшую к переговорам с большевиками с целью формирования общесоциалистического коалиционного правительства. Это предложение тогда имело значительную поддержку среди меньшевиков, эсеров и даже некоторых большевиков (таких, как Л. Б. Каменев ), к большому неудовольствию Ленина. Из этого ничего не вышло, кроме кратковременного сотрудничества левых эсеров с большевиками. Либер, по противоположным причинам, согласился с Лениным в том, что правительство единства, объединяющее большевиков с умеренными социалистами, которых они только что свергли, политически невозможно и уничтожит революцию. Приняв эту точку зрения, Либер расстался с Дэном, который перешел на сторону меньшевиков-интернационалистов Мартова и в конечном итоге перешел в крайне левую часть меньшевистской партии. Из-за своего антибольшевизма Либер потерял руководящие позиции в партии меньшевиков и в Бунде, но оказался в согласии с антибольшевистскими эсерами, такими как Гоц и Авксентьев.
Несмотря на свою яростную и публичную оппозицию большевикам, Либер поначалу не подвергался преследованиям (возможно, потому, что его зятем был Ф. Е. Дзержинский , первый руководитель ВЧК ) . Либер провел большую часть лет Гражданской войны на Украине, вернувшись в Москву в 1920 году. Он возобновил работу в партии меньшевиков (которая оставляла надежды на сотрудничество с большевиками). В 1922 протестовал против смертных приговоров, вынесенных А. Р. Гоцу и его сообвиняемым на «процессе правых эсеров». Вскоре после этого Либер сам был арестован и приговорен к внутренней ссылке. Это был первый из нескольких арестов за последующие 15 лет. Его последний арест произошел в марте 1937 года, в разгар чисток . Сообщается, что его расстреляли в октябре того же года вместе с Гоцем. Однако советские источники это отрицают и утверждают, что Гоц дожил до 1940 года, а Либер ушел из политики, посвятил себя бизнесу и умер естественной смертью.
Ссылки
[ редактировать ]- Большая советская энциклопедия. Москва, 1937 год.
- Шукман Х., Блэквеллская энциклопедия русской революции. Оксфорд, 1988.
- Мендельсон Э. Классовая борьба в черте оседлости: годы становления еврейского рабочего движения в царской России. Кембридж (Великобритания), 1970 г.
- Халперн Б. и Дж. Рейнхарц, «Национализм и еврейский социализм: первые годы». Современный иудаизм (1988) 8 (3), стр. 217–248 passim .
- В Hertz, JS (редактор), Doyres Bundistn , 1 (1956), 196–225.
- Гецлер И., Мартов: политическая биография российского социал-демократа. Кембридж, 1967 год.
