Культура Равная
Часть серии о |
бундизм |
---|
![]() |
1890-е годы до Первой мировой войны |
|
Межвоенные годы и Вторая мировая война |
После 1945 г. |
|
Люди |
Нажимать |
Песни |
Ассоциированные организации |
Отколовшиеся группы |
|
Категории |
Kultur Lige (Культурная лига) — светская социалистическая еврейская организация, основанная в Киеве в 1918 году, целью которой было продвижение идиш . литературы, театра и культуры на [ 1 ] Лига организовывала различные мероприятия, в том числе театральные представления, поэтические вечера и концерты на идише, с целью распространения еврейского искусства в Восточной Европе и России. Среди некоторых известных членов организации были художник-постановщик Борис Аронсон (который позже работал на Бродвее ), [ 2 ] художник и архитектор Эль Лисицкий , [ 2 ] писатель Дэвид Бергельсон , [ 3 ] скульптор Иосиф Чайков , писатель Перец Маркиш , [ 4 ] поэт Дэвид Хофштейн , [ 5 ] и художник Иссахар Бер Рыбак . [ 2 ] Позже Бергельсон, Маркиш и Хофштейн были казнены по Иосифа Сталина приказу во время Ночи убитых поэтов в 1952 году.
Такие художники, как Рыбак и Лисицкий, которые были членами группы, пытались разработать отчетливо еврейскую форму модернизма , в которой абстрактные формы будут использоваться как средство выражения и распространения популярной культуры . [ 2 ]
В манифесте группы, опубликованном в ноябре 1919 года, говорилось:
- «Цель Культурлиги — способствовать созданию новой идишской светской культуры на языке идиш, в еврейских национальных формах, с живыми силами широких еврейских масс, в духе трудящегося человека и в гармонии с его идеалами будущее». [ 6 ]
В нем также были перечислены «три столпа» Kultur Lige: образование на идиш для народа, литература на идиш и еврейское искусство. [ 7 ]
В 1919 году члены группы Виктор Альтер и Хенрик Берлеви крупную выставку польско-еврейского организовали в Белостоке искусства под названием «Первая выставка еврейской живописи и скульптуры». Выставка была ориентирована на еврейскую общину, говорящую на идиш, а также на польских рабочих города. В том же году организация помогла спонсировать шестьдесят три идишские школы, пятьдесят четыре библиотеки и многие другие культурные и образовательные учреждения. [ 8 ]
В 1920 году киевское отделение организации было захвачено большевиками и еврейской секцией Советской партии коммунистической «Евсекция» и подчинено бюрократии советского государства. [ 6 ] У нее печатные станки , лишили бумаги для печати, а ее центральный комитет был насильственно распущен. отобрали [ 6 ] В результате Варшавский филиал стал главным центром организации. [ 1 ]
После этого остатки «Культур Лиге» в Советском Союзе продолжали существовать под эгидой Евсекции как издательство, в основном специализирующееся на учебниках идиш для детей. В Польше Лига открыла офисы в других городах, таких как Вильно и Лодзь . В 1924 году начал издавать журнал Literarishe Bleter (на основе польского Wiadomości Literackie ) ( «Литературные новости» ), ставший основным форумом дискуссий идишской интеллигенции на темы искусства, литературы и театра. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Марек Бартелик, «Раннее польское современное искусство: единство во множественности, выпуск 7255», Manchester University Press, 2005, стр. 140, [1]
- ^ Перейти обратно: а б с д Авиэль Рошвальд, Ричард Стайтс, «Европейская культура в Великой войне: искусство, развлечения и пропаганда, 1914–1918», Cambridge University Press, 2002, стр. 123, [2]
- ^ Джошуа Рубинштейн , Владимир Павлович Наумов, «Тайный сталинский погром: послевоенная инквизиция Еврейского антифашистского комитета, выпуск 4713», Yale University Press, 2001, стр. 145, [3]
- ^ Джеффри Вейдлингер, «Московский государственный идишский театр: еврейская культура на советской сцене», Indiana University Press, 2000, стр. 119, [4]
- ^ Нора Левин, «Евреи в Советском Союзе с 1917 года: парадокс выживания, Том 1», NYU Press, 1990, стр. 201, [5]
- ^ Перейти обратно: а б с Виктор Марголин, «Борьба за утопию: Родченко, Лисицкий, Мохой-Надь, 1917-1946», University of Chicago Press, 1997, с. 27, [6]
- ^ Бенджамин Харшав, «Московский идишский театр: искусство на сцене во время революции», Yale University Press, 2008, стр. 6, [7]
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Э. Фишман, «Рост современной идишской культуры», Univ of Pittsburgh Press, 2005, стр. 83, [8]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Kultur lige: artistic avant-garde of the 1910s and 1920s ( Культур-Лига: художественный авангард 1910-1920-х годов: альбом-каталог ), Kyiv , Дух и Буква, 2007.