Хенрик Берлеви
Хенрик Берлеви | |
---|---|
![]() Фотография Генрика Берлеви в Берлине, сделанная Гельмуцем Лорцем (1962). | |
Рожденный | 1894 Варшава , Польша |
Умер | 1967 Париж , Франция |
Национальность | Польский |
Образование | Варшавская академия изящных искусств , Школа изящных искусств , Школа декоративных искусств |
Движение | Конструктивизм |
Генрик Берлеви ( идиш : הענריק בערלעװי; 20 октября 1894 — 2 августа 1967) — польско-французский художник , графический дизайнер и теоретик искусства , которого в первую очередь помнят как художника-абстракциониста, проложившего путь оптическому искусству. также важная фигура в на идиш книжном дизайне и типографике в начало 1920-х годов. Он рисовал портреты многих еврейских писателей и художников, в том числе Ури Цви Гринберга . [ 1 ]
Жизнь и работа
[ редактировать ]
Берлеви родился в Варшаве в ассимилированной польской еврейской семье. Он изучал искусство в Антверпене и Париже и принимал активное участие в польских художественных кругах. [ нужна ссылка ] При поддержке матери Берлеви изучал изобразительное искусство в Варшаве (1904–1909), Антверпене (1909–1910) и Париже (1911–1912), а в 1913 году вернулся в Варшаву, чтобы учиться в школе дизайна. Во время Первой мировой войны он открыл для себя футуризм и дадаизм , а в 1918 году познакомился с футуристом Александром Ватом и формистом Анатолем Штерном , евреями, чьи стихи на польском языке он позже проиллюстрировал. В 1918–1922 годах Берлеви сосредоточился на еврейской тематике. [ нужна ссылка ]
В 1920 году Берлеви посетил лекцию Эль Лисицкого в Варшаве, что побудило его переехать в Берлин , где в 1922–1923 годах он отказался от фигуративного искусства в пользу чистой конструктивистской абстракции. В 1922 году участвовал в выставке Ноябрьской группы . [ 2 ] Вместе с Янкелем Адлером он был выбран представлять еврейских художников из Восточной Европы на Международном конгрессе прогрессивных художников , где он встретил Эль Лисицкого, Викинга Эггелинга (которому Берлеви посвятил статью, опубликованную в «Альбатросе» в 1922 году), Ласло Мохой-Надя. , Тео ван Дусбург , Герхард Рихтер , Ласло Пери и Людвиг Мис ван дер Роэ . В мае-сентябре 1923 года он представил свои первые композиции «Механо-Фактура» в секции «Ноябрьская группа» Grosse Berliner Kunstaustellung . [ 2 ]
В ноябре 1923 года Берлеви вернулся в Варшаву, где вместе с Владиславом Стржеминьским основал конструктивистскую группу «Блок» . [ 3 ] В своей рецензии на выставку, которая сопровождала Международный конгресс прогрессивных художников, опубликованной в Nasz Kurier , он заявил, что экспрессионизм устарел и был заменен дадаизмом Ноябрьской группы и конструктивизмом. [ нужна ссылка ] В марте 1924 года Берлеви опубликовал свой теоретический трактат (в разработке с 1922 года) «Механо-Фактура» , использующий механические средства для создания текстуры, предисловием которого выступил писатель Александр Ват . Его основная предпосылка отвергает иллюзию пространства в пользу двумерности; цвет сводится к черному, белому и красному, а визуальные эквиваленты изображений создаются механическими средствами с использованием ритмического расположения линий и простых геометрических форм, таких как круги и квадраты. Одновременно с изданием он организует первую выставку механофактуры в автосалоне Austro-Daimler. [ 3 ]
Летом 1924 года Берлеви был приглашен Гервартом Вальденом , основателем журнала и галереи Der Sturm , для выставки своих работ в области механофактуры в Берлине; была опубликована немецкая версия его манифеста. [ нужна ссылка ] он основал рекламное агентство Reklama-Mechano Позже, в 1924 году, вместе с Ватом и Станиславом Бручами , которое получило контракт на выпуск шоколадной брошюры «Плутос». В 1926 году Берлеви оставил свои исследования и вернулся к фигуративному искусству, работая сценографом. В 1928 году он поселился в Париже вместе с другими польскими и еврейскими художниками. В 1928–1938 годах он путешествовал по Бельгии и сделал несколько портретов представителей политического и литературного мира, пока не узнал, что серьезно болен и перестал работать. [ нужна ссылка ]
В 1942 году Берлеви уехал из Парижа в Ниццу , а в 1943–1944 годах присоединился к французскому Сопротивлению. В 1947 году он вернулся к живописи. Желая «вновь представить предмет», он создавал натюрморты, вдохновленные французскими мастерами 17 века. Вновь открытый французским критиком, Берлеви принял участие в крупной парижской выставке « Предшественники абстрактного искусства в Польше » (1957). Внезапно получив признание, он провел персональные выставки в Берлине (1963, 1964), Париже (1965) и Варшаве (1966). После его смерти новые концерты прошли в Цюрихе (1974 г.) и Нью-Йорке (1976, 1978 г.). [ 3 ] Он умер в Париже. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Обзор Менделе: литература и язык идиш
- ^ Jump up to: а б Коссовская, Ирена (август 2002 г.). «Генрик Берлеви» . Культура.пл . Варшава: Институт Адама Мицкевича . Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Петрасик, Агата (2013). «Перепостановка авангарда. Возвращение Генрика Берлеви к абстрактному искусству» . Видок. Теории и практики культуры Wizualnej (на польском языке) (3). дои : 10.36854/widok/2013.3.1380 . ISSN 2300-200X .