Владислав Стржеминский
Владислав Стржеминский | |
---|---|
![]() Стржеминский в 1932 году. | |
Рожденный | 21 ноября 1893 г. |
Умер | 29 декабря 1952 г. | (59 лет)
Место отдыха | Старое кладбище, Лодзь, Польша |
Национальность | Польский |
Известный | Живопись, рисунок, преподавание |
Движение | Конструктивизм |
Супруг |
Владислав Стржеминьский ( польское произношение : [vwaˈdɨswaf ʂt͡ʂɛˈmiɲski] ; русский: Владислав Максимилианович ( , художник ноября 1893 Владислав Максимилианович Стржеминский 26 декабря 1952) — польский 21 — теоретик искусства и педагог . Его считают пионером конструктивистского авангарда 1920-х и 1930-х годов и разработчиком теории унизма (польский: unizm ).
Жизнь и работа
[ редактировать ]Стржеминский родился в Минске в семье Максимилиана Стржеминского и Евы Розалии Олехнович, которые оба были этническими поляками и придерживались польских традиций. [ 1 ] Его отец был подполковником Российской Императорской Армии , который надеялся на военную карьеру для своего сына. [ 1 ] В 1914 году Владислав Стржеминский окончил Военно-строительное училище в Санкт-Петербурге . [ 1 ] Во время Первой мировой войны он служил подпоручиком в крепости Осовец . [ 1 ] В 1915 году был тяжело ранен и искалечен в « Нападении мертвецов» , за что получил орден Святого Георгия . [ 1 ] Травмы были настолько острыми, что Стржеминскому ампутировали части правой ноги и левой руки, и он частично потерял зрение на один глаз. [ 1 ] В 1920 году он женился на художнице Катаржине Кобро . [ 2 ]
В 1922 году он переехал в Вильно (ныне Вильнюс ), а в следующем году поддержал Витаутаса Кайрюкштиса в создании первой выставки авангардного искусства на территории нынешней Литвы (тогда это часть Польши под властью Польши). [ 3 ]
В ноябре 1923 года он переехал в Варшаву , где вместе с Генриком Берлеви основал конструктивистскую группу «Блок».

В 1920-е годы он сформулировал свою теорию унизма ( Unizm по- польски ). Его картины повлияли на музыкальные произведения польских композиторов Зигмунта Краузе , создателя унистической музыки, [ 4 ] и Марцин Станьчик , изобретатель Aftersounds. [ 5 ] (по мотивам «Остаточностей» Стржеминского). Он является автором революционной книги «Теория зрения». Он был соавтором уникальной коллекции авангардного искусства в Лодзи, собранной благодаря энтузиазму членов группы «АР», таких как Катажина Кобро и Хенрик Стажевский (художники), а также Юлиан Пшибош и Ян Бженковский (поэты). [ 6 ]
В послевоенной Лодзи Стржеминьский работал преподавателем в Высшей школе пластических искусств и дизайна Неопластического кабинета при Художественном музее Лодзи , где одной из его учениц была Халина Оломуцкая, пережившая нацистские концентрационные лагеря . [ 7 ] Его «Неопластическая комната» была установлена в музее в 1948 году, но была удалена в 1950 году, поскольку она не вписывалась в эстетику соцреализма, навязанную Влодзимежем Сокорским , министром культуры Польской объединенной рабочей партии .
Его работы выставлялись в таких музеях мира, как Центр Помпиду , [ 8 ] Музей королевы Софии , [ 9 ] Музей Модерна в Мальмё [ 10 ] и Галерея Уайтчепел . [ 11 ]
В фильме
[ редактировать ]Он является героем «Остаточного изображения» (2016), последнего фильма Анджея Вайды . [ 12 ]
Избранные картины
[ редактировать ]-
Синтетическая композиция I (1923)
-
Натюрморт 3 (1923)
-
Унитарная композиция 4 (1925)
-
Натюрморт (1926)
-
Натюрморт (1926)
-
Архитектурная композиция I (1926 г.)
-
Натюрморт IV (1926/1927)
-
Архитектурная композиция IVа (1927 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Мазур, Бренда (24 января 2023 г.). «По следам Стржеминского» . www.wilnoteka.lt . Вильнотека . Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ Ладновска, Янина (2001). «Катаржина Кобро: Скульптор космоса». Искусство и история 22 (43): 161–185. дои : 10.2307/1483659 . JSTOR 1483659 .
- ^ Люткус, Викторас (2008). «Литовское искусство и авангард 1920-х годов Витаутас Кайрюкштис и выставка нового искусства в Вильнюсе» . Литуан . 54 (2) . Проверено 5 октября 2015 г.
- ^ «Зигмунт Краузе – жизнь и творчество композитора» . Универсальное издание . Проверено 10 апреля 2024 г.
- ^ Табакерник, Марта (01 декабря 2015 г.). «Послеобразы и последствия Марцина Станьчика - размышления и саморефлексии» . Музыковедение сегодня . 12 (1): 137–146. дои : 10.1515/muso-2015-0014 . ISSN 2353-5733 .
- ^ «Остатки жизни. Владислав Стржеминский и права на искусство», красный: Ярослав Любяк, Паулина Кур-Май, 2011, Лодзь
- ^ Халина Оломуцки , сайт Государственного музея Освенцим-Биркенау . Проверено 3 мая 2012 г.
- ^ «UNE AVANT-GARDE POLONASE - KATARZYNA KOBRO ET WLADYSŁAW STRZEMIŃSKI» . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ «Кобро и Стржеминский. Прототипы авангарда» . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ «КОБРО И СТРЖЕМИНСКИЙ НОВОЕ ИСКУССТВО В ТУРБУЛЕНТНЫЕ ВРЕМЕНА» . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ «Приключения Черного квадрата: абстрактное искусство и общество 1915–2015» . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ Харви, Деннис (21 сентября 2016 г.). «Рецензия на фильм: «Остаток» » . Разнообразие . Варьете Медиа, ООО . Проверено 10 января 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Владислав Стржеминский. Читаемость изображений . Материалы международной конференции, посвященной творчеству Владислава Стржеминского, 13–14 октября 2011 г., Muzeum Sztuki, Лодзь, 2015.
- Владислав Стржеминский 1893–1952. К 100-летию со дня рождения , Музей искусства в Лодзи, Лодзь, 1993 г.