Социалистический реализм в Польше
Социалистический реализм в Польше | |
---|---|
![]() | |
![]() Сокреалистический центр района Нова Гута в Кракове , Аллея Роз (Аллея Роз) | |
![]() Площадь Конституции в Варшаве |
Социалистический реализм в Польше ( польский : socrealizm ) — социально-политическая и эстетическая доктрина, насаждаемая просоветским коммунистическим правительством в процессе сталинизации послевоенной Польской Народной Республики . Официальная политика была введена в 1949 году указом министра Польской объединенной рабочей партии (позже министра культуры и искусства) Влодзимежа Сокорского . , где доминировал Советский Союз Восточного блока Как и во всех странах , социалистический реализм стал основным инструментом политического контроля в построении тоталитаризма в Польше. Однако эта тенденция так и не стала по-настоящему доминирующей. После смерти Сталина, и особенно с 1953 года, критические мнения раздавались все чаще. Наконец, в рамках политической оттепели Гомулки внутри Польской объединенной рабочей партии , в 1956 году вся доктрина была официально отменена. [ 1 ] После смерти Берута 12 марта 1956 года и последующей десталинизации всех народных республик польские художники, писатели и архитекторы начали отказываться от него. [ нужна ссылка ]
Местные характеристики
[ редактировать ]
Поскольку стиль Возрождения обычно считался наиболее почитаемым в старой польской архитектуре, он стал социалистическим национальным форматом Польши. Однако в ходе включения этих принципов в новую идеологию были внесены и серьезные изменения. Одним из них было более точное отражение советской архитектуры , в результате чего большинство новых зданий сливались друг с другом. Всеохватывающее сталинистское видение, пропагандируемое Советским Союзом, лучше всего иллюстрируется новым Дворцом культуры и науки имени Иосифа Сталина ( Pałac Kultury i Nauki imienia Józefa Сталина ), построенным в Варшаве между 1952 и 1955 годами. [ 2 ] Его проект был основан на в СССР аналогичных небоскребах, построенных в то время . 3500 строителей были привезены прямо из Советского Союза со своими чертежами и размещены в пригородных трущобах. [ 3 ]
Живопись и скульптура
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2023 г. ) |

Социалистический реализм в польском искусстве ограничивался портретами партийных лидеров и различными изображениями мускулистых рабочих и батальных сцен, при этом особое внимание уделялось народному вкусу. Формально вдохновленный неоклассицизмом , а также местным народным искусством, сокреализм служил строго политическим и просоветским пропагандистским целям; однако его наиболее известные художники, такие как Войцех Вайс и Влодзимеж Закшевский, получили образование до сталинизма и непреднамеренно придерживались традиционных западных методов и технологий. Одними из наиболее откровенно сокреалистских картин были: «Передай кирпич» ( Podaj cegłę ), изображенная здесь , Александра Кобздея , и «Спасибо трактористу» ( Podziękowanie traktorzyście ), изображенная здесь , а также «Товарищ Берут среди рабочих». ( Towarzysz Bierut wśród robotników ) Хелены и Юлиуша Краевских.

В скульптуре наблюдалась тенденция к вырезанным из камня аллегориям, возвышающим обычного рабочего, которые использовались в основном в архитектурных целях, например, те, что окружают Дворец культуры и науки в Варшаве, включая в основном гипсовые бюсты коммунистических аппаратчиков . Коллекция польской соцреалистической скульптуры выставлена во дворце Козлувка недалеко от Любартова .
Литература
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2023 г. ) |
Социалистический реализм представлял собой сравнительно короткий период в истории польской литературы, отмеченный общественным страхом, вызванным грубыми злоупотреблениями властью со стороны сил государственной безопасности . Союза польских писателей Политика была введена во время 4-го съезда , который проходил в Щецине с 20 по 22 января 1949 года. [ 4 ] С этого момента и до конца сталинизма в Народной Республике социалистический реализм был официальной культурной политикой страны. Писатели и поэты создавали произведения, прославляющие Иосифа Сталина , коммунистическое учение , Польскую объединенную рабочую партию . После смерти Сталина были высказаны некоторые критические мнения по поводу такой литературы, но социалистический реализм все еще практиковался до Польского Октября 1956 года , когда от этой политики окончательно отказались. [ 5 ]

Во времена сталинизма не было независимых издателей и газет. Писатели и поэты были вынуждены писать книги, соответствующие официальной доктрине, иначе им было отказано в публикации. Были такие авторы, как Збигнев Герберт. [ 6 ] которые не хотели прославлять коммунизм, поэтому отсутствовали в культурной жизни. Остальные были занесены в черный список. Но большинство писателей и поэтов подчинились новой культурной политике правительства и были готовы описать Польскую Народную Республику как страну счастья и свободы, живущую под благосклонным руководством Коммунистической партии.
Было два поколения авторов. В первую вошли писатели, которые уже сделали себе имя до Второй мировой войны , публикуя книги в межвоенный период или во время войны. Некоторые из них были очарованы новым порядком и искренне верили, что коммунизм поможет рабочим, фермерам и беднякам. Из-за этого они присоединились к Польской объединенной рабочей партии и стали политическими активистами, такими как Леон Кручковский (драматург), который стал членом парламента, или поэт Юлиан Пшибош , который поступил на дипломатическую службу и был отправлен в Швейцарию . [ 7 ] Писатели, сотрудничавшие с правительством, имели сильное влияние на всю культурную жизнь Польши. Один писатель и публицист Ежи Путрамент был избран членом ЦК Польской объединенной рабочей партии в знак признания его верности делу коммунизма.
Второе поколение писателей было известно как Пятнистолицые (происхождение прозвища является предметом споров, источники по-разному приписывают его чеканку Юлиану Пшибошу, Яну Котту или Зофии Налковской ). Это были молодые авторы, убежденные в том, что коммунизм — это справедливая общественная система, и которые дебютировали, полагая, что как писатели и поэты они должны заставить всех людей поверить в идеи Карла Маркса и Владимира Ленина . Некоторые из них, такие как Виктор Ворошильский , Анджей Браун и Витольд Вирпша , доминировали в литературе и имели сильное политическое влияние на местном уровне, вызывая определенную тревогу у других писателей из-за своего рвения и самоуверенности. «Прящавые» потеряли свое влияние после польской оттепели, и многие ушли в литературное забвение.
Была также небольшая группа писателей, в которую входили известные авторы и новые имена, которые отказались писать социалистические реалистические романы и предпочли хранить молчание. Они опубликовали свои книги после окончания эпохи Берута . Збигнев Герберт и Мирон Бялошевский дебютировали в 1955 году, Ежи Завейскому , католическому писателю и драматургу (дебютировал в 1921 году), было отказано в публикации. Такие противоположные голоса часто были связаны с католическим журналом Tygodnik Powszechny .

Писатели-социалисты-реалисты стремились изобразить обычных людей и их повседневную жизнь. Сюжет типичного соцреалистического романа или рассказа обычно разворачивается на рабочем месте, поэтому книги такого рода часто называют «фабричной литературой» (польск. produkcyjniaki ). Типичными местами были заводы, угольные шахты, строительные площадки, небольшие города и деревни. В некоторых романах были изображены крупные коммунистические строительные проекты, такие как «Новая Гута» » Янины Дзерновской : «Jesteśmy z Nowej Huty ( «Мы из Новой Гуты» ) или Początek opowieści ( «Начало истории ») Мариана Брандыса .
Сюжет соцреалистического романа схематичен и незамысловат. На открытии часто изображен разрушенный войной завод, которым управляет разочарованный и коррумпированный персонал. Будущее окутано ощущением мрачности. Единственные честные, положительные персонажи — это местные активисты Польской объединенной рабочей партии, но и они не могут убедить рабочих в преимуществах шестилетнего плана . Всегда есть положительный персонаж, который пытается побудить других работать лучше и вступить в партию. Сначала он терпит неудачу из-за махинаций злодея, но со временем остальная часть рабочей силы прозревает и принимает идеи Шестилетнего плана. Завод начинает процветать, а также решаются личные проблемы каждого, чтобы прийти к обязательному счастливому финалу.
Типичный положительный персонаж хочет быть прекрасным работником, возможно, даже ударником . Он идеалист, человек с сильными коммунистическими убеждениями, выступает с речами на политических митингах и проводит много времени за чтением марксистской литературы, особенно «Кротки курса истории ВКП(б)» ( Рассказ Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) ) и Сталинское Загадение « ленинизма ». Это мог быть опытный рабочий, давно веривший в коммунизм, или молодой человек, проникнутый свежим энтузиазмом по поводу новых времен. Главный герой добрый, умный, предан партии и всегда готов помочь. Каждым усовершенствованием и изобретением фабрика обязана ему. Его самая большая мечта — сыграть свою роль в победе коммунизма. В конце соцреалистического романа его усилия находят признание, и, если он был холостяком, он находит настоящую любовь.
Антагонист — политический противник и член враждебного социального класса, такого как буржуазия. Он никогда не будет простым преступником, он должен быть настоящим врагом народа . Это мог быть бывший (довоенный) полицейский, фабрикант или санэпидемстанции политработник . В некоторых романах он шпион из США , Великобритании , Западной Германии или Франции . Злодей ненавидит коммунизм и ненавидит рабочих; Обычно он представляет собой отвратительное, беспощадное существо, готовое нанести непоколебимый вред всем вокруг себя, например, совершая диверсии или устраивая заговор против героя. В конце романа его разоблачают (обычно героем или сотрудником тайной полиции) и заключают в тюрьму.
Есть также второстепенные персонажи, например, местный лидер партии. Его часто изображают мудрым, праведным человеком, наставляющим юного героя и выступающим его покровителем. Он предупреждает своего юного друга о заговоре врагов и советует ему всегда быть начеку против скрытых опасностей империалистических сил. Другой типичный персонаж — старый рабочий, инженер или ремесленник, вспоминающий довоенные времена в Польше. У него нет энтузиазма по поводу коммунизма, и он даже хочет освобождения Польши от Советского Союза.
Поэзия
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2023 г. ) |
Поэзию ценили за ее эмоциональный потенциал, способный поднять угасающее настроение и пробудить веру в революцию. Поэзия социалистического реализма сосредоточена на красоте послевоенного мира, ценности труда и общем энтузиазме по поводу правительства. Лирика социалистического реализма была похожа на гимны и панегирики, прославляла фабрики, корабли, уголь и электричество.
Особого внимания заслуживал поток текстов об Иосифе Сталине и других коммунистических политиках. В стихотворении Адама Важика « Река» мудрость Сталина сравнивается с великой рекой, которая огибает Землю, объединяя людей всего мира, чтобы принести им мир и радость. Владислав Броневский написал текст « Несколько слов о Сталине» , в котором Сталин описывается как машинист «поезда истории».
В 1955 году поэт Адам Важик (член Польской объединенной рабочей партии и убежденный сторонник коммунизма) опубликовал «Поэму для взрослых» («Poemat dla dorosłych»), в которой критически описывал послевоенную Польшу. Хотя Важик и раньше был голосом сталинизма, в конце концов он отверг его и раскритиковал результаты его в стране, но только во время ее надвигающегося распада. Важика подвергли резкой критике за это длинное стихотворение, опубликованное в «Новой культуре» , официальном издании Ассоциации польских писателей, контролируемой коммунистами. Это был поворотный момент в волне литературной критики сталинского режима после 1956 года.
См. также
[ редактировать ]- реального социализма Концепция Брежнева . эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кимбалл Кинг (2007), Западная драма сквозь века Издательская группа Greenwood, стр. 232.
- ^ Магдалена Дж. Заборовска. «Высота (архитектурного) соблазнения: прочтение «перемен» в сталинском дворце в Варшаве, Польша» . Центр культурных исследований Орхусского университета . Проверено 18 апреля 2008 г.
- ^ «Варшавский дворец культуры и науки» (PDF) . Лучшие решения для городских грузоперевозок. 24 мая 2007 г.
- ^ Данута Домбровская и Петр Михаловский (редакторы), Давление и выражение. Щецинский конгресс и социалистический реализм , Щецин , Паб. Щецинский университет , 2002 г. [ нужна полная цитата ]
- ^ Хуберт Завадский, Ежи Луковский , Краткая история Польши , Cambridge University Press, 2006, ISBN 0-521-85332-X , Google Print, стр. 294-296.
- ↑ Яцек Трзнадель, Домашний позор , Варшава, 1986. [ нужна полная цитата ] [ нужен том и выпуск ]
- ↑ Збигнев Яросинский, Надвисланский социалистический реализм , Варшава, 1999. [ нужна полная цитата ] [ нужен том и выпуск ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сокреализм - история, теория, список публикаций, ссылок и юридических документов. (на польском языке)
- Павел Хмелевский, Сокреалистическое искусство, архитектура и литература в Польской Народной Республике (на польском языке)
- Идеологический литературный фронт сокреализма: Броневский , Маяковский , Пастернак .
- «Влодзимеж Закшевский, плакатные работы» . Искусство плаката .
- Домбровский, Петр. «Некоторым нравится красное — польские политические плакаты 1944–1989» .
- Польский музыкальный центр Университета Южной Калифорнии: Ян Маклакевич, биография. Смотрите также: Польские композиторы.
Внешние ссылки
[ редактировать ]