Оранжевая альтернатива
« Оранжевая альтернатива» ( польский : Pomarańczowa Alternatywa ) — польское антикоммунистическое подпольное движение, зародившееся во Вроцлаве , городе на юго-западе Польши , и возглавляемое Вальдемаром Фидрихом (иногда пишется с ошибкой как Фридрих), широко известным как Майор (командир Фестунга Бреслау) . ) в 1980-х годах. [1] Его основная цель заключалась в том, чтобы предложить более широкой группе граждан альтернативный способ противостояния авторитарному режиму посредством мирного протеста, использующего абсурдные и бессмысленные элементы.
Таким образом, члены «Оранжевой альтернативы» не могли быть арестованы полицией за оппозицию режиму, при этом власти не стали бы посмешищем. «Оранжевая альтернатива» рассматривается как часть более широкого движения «Солидарность» . Профессор социологии Лиза (Лисюня) Романиенко утверждает, что она была одной из наиболее эффективных фракций «Солидарности» в устранении тревоги и страха вокруг диктаторского режима, чтобы добиться успеха рабочего (а затем социального и культурного) движения. [2]
Первоначально оно рисовало нелепые граффити с изображением гномов на пятнах краски, прикрывая антиправительственные лозунги на городских стенах. Впоследствии, начиная с 1985 по 1990 год, он организовал серию из более чем шестидесяти мероприятий в нескольких польских городах, включая Вроцлав, Варшаву , Лодзь , Люблин и Томашув-Мазовецкий .
Это был самый живописный элемент польской оппозиции сталинскому авторитаризму . Он приостановил свою деятельность в 1989 году, но возобновил свою деятельность в 2001 году и с тех пор действует в небольших масштабах. [3]
Статуя карлика, посвященная памяти движения, стоит сегодня на улице Свидницкой во Вроцлаве, на месте, где происходили события.
Движение «Оранжевая альтернатива» вдохновило несколько других подобных движений в авторитарных странах, включая Чехословакию. [ нужна ссылка ] и Венгрии , а также вдохновил и повлиял на ПОРА и так называемое движение «оранжевой революции» на Украине . [4] что, в свою очередь, было поддержано Польшей.
Некоторые высказывания, приписываемые Вальдемару Фидриху:
- В Польше есть только три места, где можно чувствовать себя свободно: в костелах, но только для молитв; в тюрьмах, но не каждый может попасть в тюрьму; и на улицах: это самые свободные места.
- Западный мир узнает гораздо больше о ситуации в Польше, узнав, что меня посадили в тюрьму за раздачу женщинам гигиенических прокладок, чем из книг и статей, написанных другими членами оппозиции.
- Можете ли вы серьезно отнестись к полицейскому, когда он вас спрашивает: «Почему вы участвовали в незаконном собрании гномов?»
Начало
[ редактировать ]Истоки «Оранжевой альтернативы» лежат в студенческом движении под названием « Движение за новую культуру» , созданном в 1980 году во Вроцлавском университете. Именно в этом году Вальдемар «Майор» Фидрих, один из основателей движения, провозглашает « Манифест социалистического сюрреализма» . [5] который становится идеологической основой газеты, известной как «Оранжевая альтернатива». Семь из пятнадцати номеров этой газеты выходят во время студенческих забастовок, организованных в ноябре и декабре 1980 года в рамках восстания «Солидарности» . Первый номер редактируют совместно майор Вальдемар Фидрих и Веслав Цупала (он же «Риттмайстер») просто с целью развлечься. Редакция рассматривает забастовку и окружающую действительность как формы Искусства. Для последующих номеров к редакционному комитету присоединяются Петр Адамчио , известный как «Лейтенант Пабло», Анджей Дзиевит и Зенон Зегарски по прозвищу «Лейтенант Зизи Топ». Хотя ее авангардный характер, по мнению организаторов студенческой забастовки, представлял угрозу «высшим целям забастовки», и несмотря на попытки стачечного комитета подвергнуть ее цензуре, газета быстро стала очень популярной среди студентов. [3]
Гномы
[ редактировать ]Первые известные акции «Оранжевой альтернативы» заключались в нанесении карликовых граффити на пятна, образовавшиеся в результате прикрытия полицией антиправительственных лозунгов на стенах польских городов. Первые граффити были нарисованы майором Вальдемаром Фидрыхом и Веславом Купалой в ночь с 30 на 31 августа 1982 года на одной из резиденций во вроцлавском районе Бискупин и Семпольно.
Всего более тысячи таких граффити было нарисовано в крупных польских городах, таких как Вроцлав, Краков , Варшава , Лодзь и Гданьск .Гномы, массово появившиеся по всей Польше, вызвали интерес как польских пешеходов, так и милиции, вмешательство которой привело к кратковременным арестам граффити-художников.
Во время одного из таких инцидентов Майор, задержанный в полицейском участке в Лодзи, провозгласил, ссылаясь на марксистскую и гегелевскую диалектику , еще один художественный манифест и назвал свое искусство граффити « диалектической живописью», заявив: «Тезис – это Антирежимный лозунг. Антитезис — это Пятно, а Синтез — это Гном. Чем больше гномов, тем лучше». [3]
После революций 1989 года
[ редактировать ]В начале XXI века вроцлавские карлики по городу стали появляться . Со временем они стали главной туристической достопримечательностью Вроцлава.
События
[ редактировать ]Наибольшую известность «Оранжевой альтернативе» принесли уличные мероприятия, которые она организовывала на протяжении второй половины 1980-х годов. Эти действия принесли ему огромную популярность среди польской молодежи, которая присоединилась к движению, видя в нем альтернативу оппозиционному стилю, представленному «Солидарностью», который они считали более жестким и скучным.
Первый скромный хеппенинг под названием «Сожжение трубок» был организован еще в 1985 году во Вроцлаве майором Вальдемаром Фидрихом в сопровождении небольшой группы художников, к которой принадлежали: Кшиштоф Скарбек , Петр Петышковский , Анджей Глушек и Славомир Монкевич . [3]
Момент прорыва наступил осенью 1987 года, во время Открытого театрального фестиваля во Вроцлаве, когда газета Village Voice сообщила об акции «Оранжевой альтернативы», известной как «Раздача туалетной бумаги» – событии, которое высмеивало досадное отсутствие этого потребительского товара в то время. . После публикации этой статьи «Оранжевая альтернатива» заинтересовала ряд польских и зарубежных СМИ.
Однако самые крупные события произошли в период с 1987 по 1989 год, когда «оранжевая» волна прокатилась по Польше и охватила такие города, как Варшава, Лодзь, Люблин и Томашув-Мазовецкий, после ареста майора Фидриха 8 марта 1988 года.
Действия «Оранжевой альтернативы» – хотя ее лидеры и участники часто выражали анархистские взгляды – не были по своей сути идеологическими. Никаких серьезных требований так и не было высказано. Скорее, лозунги носили сюрреалистический характер (например, «Виват Сорбовит», популярный в то время безалкогольный напиток «Сорбовит») или «Без гномов нет свободы». Они часто перефразировали лозунги, используемые Союзом Солидарности или коммунистами. Их роль заключалась в том, чтобы смеяться над абсурдностью и напыщенностью обеих сторон системы и провоцировать независимое мышление.
PRECZ Z UPAŁAMI (на польском языке) - «ДОЛГО С ЖАЛЕЙ» , если человек в рубашке с буквой «U» отворачивается. в тексте написано PRECZ Z PAŁAMI (на польском языке) - «AWAY With BATONS», событие во Вроцлаве , июль 1988 г.) |
Формула открытой улицы позволяла всем людям принимать участие в происходящем. Эта открытость привлекла тысячи пешеходов к участию в акциях группы. Таким образом, большинство хеппенингов могли собрать тысячи участников, многие из которых были случайными прохожими. Кульминацией в истории движения стала организованная 1 июня 1988 года акция, известная как «Революция гномов», в ходе которой более 10 тысяч человек прошли маршем по центру Вроцлава в оранжевых карликовых шапках.
Акции обычно заканчивались арестом сотен участников, не успевших вовремя вырваться из рук милиции. В какой-то момент участникам даже удалось спровоцировать коммунистическую милицию арестовать 77 Санта-Клаусов, а в другой раз — любого, кто был одет в что-нибудь оранжевое.
К каждой своей акции «Оранжевая Альтернатива» печатала листовки и плакаты с лозунгами типа «Каждый милиционер – произведение искусства» или «Гражданин, помогите милиции, бейте себя». [3]
См. также
[ редактировать ]- Буда
- Карлики Вроцлава
- Борьба за солидарность
- Ненасильственное сопротивление
- Оранжевая революция
- Тактическое легкомыслие
- Спаспартизан
- Смурфики
- Молодежная интернациональная партия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бронислав Мишталь (март 1992 г.). «Между государством и солидарностью». Британский журнал социологии . 43 (1): 55–78. дои : 10.2307/591201 . JSTOR 591201 .
- ^ Романиенко, Лисюня (Лиза) (2007). «Антагонизм, абсурд и авангард». Международное обозрение социальной истории . Издательство Кембриджского университета : 52 (15): 133–151.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Оранжевая альтернатива – революция гномов . Варшава: Фонд Помаранчовой Новочесны. 2008. ISBN 978-83-926511-4-7 .
- ^ «Гномья революция: «Майор» Фидрых и оранжевая альтернатива» . В вашем кармане путеводители по городу . 16 июня 2020 г.
- ^ Манифест социалистического сюрреализма
Источники
[ редактировать ]- Юлиуш Тышка. «Оранжевая альтернатива: уличные происшествия как социальный перформанс в Польше в условиях военного положения». Cambridge.org , Ежеквартальный журнал New Theater. том. 14 (56), 1998. с. 00311
- Николь Гурго. Докторская диссертация, Лионский университет - ноябрь 1993 г.
- Оранжевая альтернатива, drukarnia Efekt, Варшава 2008 – очень читабельная книга о движении с самого его зарождения.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с оранжевой альтернативой, на Викискладе?
- Антикоммунистические организации в Польше
- Автономизм
- Контркультура 1980-х годов
- Образование в Польше
- Боги удачи
- Коллективы артистов-перформансов
- Польские диссидентские организации
- Польская сатира
- Протесты в Польше
- Солидарность (Польский профсоюз)
- Студенческие протесты в Европе
- Молодежные организации в Польше