1980 Люблинские забастовки
Люблинские забастовки 1980 года (также известные как Люблинский июль , польский : Lubelski Lipiec ) — серия забастовок рабочих в восточной части города Люблин ( Польская Народная Республика ), требующих повышения заработной платы и снижения цен на продукты питания. Они начались 8 июля 1980 года на Государственном авиационном заводе в Свиднике , городе, расположенном на окраине Люблина. К середине июля 1980 г. забастовали около 50 000 местных рабочих более чем 150 предприятий. [ 1 ] Эти забастовки положили начало важным социально-политическим изменениям в Польше, таким как создание Солидарности и демократизация страны. [ 2 ] предвещая волну протестов, позже названную забастовками августа 1980 года . [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]1 января 1980 года Эдвард Герек , первый секретарь Польской объединенной рабочей партии , произнес новогоднюю речь, в которой признал, что Польша находится в экономическом спаде, добавив, что трудности были вызваны как засухой летом 1979 г. и суровой зимой 1979-1980 гг. Более месяца спустя, 9 февраля, Центральное статистическое управление обнародовало данные о государственных доходах Польши, заявив, что по сравнению с предыдущим годом они сократились на 2%. [ 3 ] Нарастающий кризис заметила и Католическая церковь . 18 февраля польская иерархия во главе с примасом Стефаном Вышинским подчеркнула плохую экономическую ситуацию в стране и призвала правительство поговорить с нацией.
В последующие недели было объявлено о многочисленных повышениях цен на ряд продуктов, таких как бензин, сигареты, безалкогольные напитки, а затем, 30 июня, нация была потрясена, узнав, что произошло значительное повышение цен на мясо (до 60%). было объявлено. [ 4 ] В рост также вошли так называемые мясные продукты , имеющиеся в столовых на польских заводах. Реакция рабочих была незамедлительной. На следующий день забастовки вспыхнули на варшавском тракторном заводе Ursus , на заводе по производству автобусов Autosan в Саноке , на заводе коммуникационного оборудования в Мелце , на заводе автокомпонентов Polmo в Тчеве и на компрессорном заводе Ponar в Тарнуве . На тракторном заводе «Урсус» рабочие организовали собрания, составили список требований и избрали забастовочный комитет. Они сопротивлялись угрозе увольнений и репрессий и продолжали приостанавливать работу в течение всего последующего периода. [ 5 ]
1 июля в Варшаве собралось Политбюро Польской объединенной рабочей партии , но на переговорах о протестах даже не упоминалось. крупные заводы Варшавы Тем временем к забастовке присоединились — Варшавский металлургический завод , Mera-Centrum и Polkolor , а также хлопковая фабрика Stella в Жирардове .
Люблинские забастовки
[ редактировать ]Первая забастовка в районе Люблина произошла 8 июля 1980 года на Государственном авиационном заводе PZL в Свиднике , на участке W-340 завода. Именно тогда начался Люблинский июль , вызвавший впоследствии знаменитую волну забастовок августа 1980 года в городах Балтийского побережья. [ 6 ] Норберт Войцеховский, бывший активист «Солидарности» и представитель Люблинского католического университета имени Иоанна Павла II, говорит, что крах коммунистической системы Польши начался не на Гданьской судоверфи в августе 1980 года, а месяцем ранее в Люблине и Свиднике. [ 7 ] Сегодня фабрика в Свиднике считается главным символом социального восстания 1980 года, которое привело к подъему «Солидарности». [ 8 ]
По словам бастующих, все началось из-за цены на обед из свинины в заводской столовой. 8 июля один рабочий заметил, что за ночь цена выросла на 80% - с 10,20 злотых до 18,10 злотых. [ 7 ] Рабочие, долгое время жаловавшиеся на цены и качество продуктов, решили, что с них хватит. Следуя вдохновению Мирослава Качана, который выключил машины, [ 9 ] Секция Ш-340 была первой, но через несколько часов весь завод перестал работать. В те же дни, по примеру Свидника, к забастовке присоединились работники люблинского филиала государственной Полмозбыт» службы автозапчастей и ремонта « уступок . . В Свиднике был создан Комитет остановки во главе с Софией Барткевич, который требовал экономических Рабочие не использовали раздражающее слово « забастовка» . намеренно [ 9 ]
На следующий день, во время заседания Политбюро в Варшаве, Эдвард Герек заверил аппаратчиков , что трудности «временные». [ 3 ] Тем временем забастовки быстро распространились на другие заводы Люблина и окрестностей. Среди бастующих заводов были завод сельскохозяйственных машин «Агромет» , Люблинский авторемонтный цех , Люблинский грузовой завод и Люблинский кожевенный завод . Рабочие автозавода также создали свой стачечный комитет из 80 человек и потребовали, среди прочего, упразднения валютных магазинов и специальных торговых точек для привилегированных слоев общества, а также повышения их семейных пособий до уровня, получаемого армией и милиция . В конце концов, их забастовка была решена за гораздо меньшую сумму, чем требовалось. [ 10 ]
12 июля завод в Свиднике, после выполнения его требований, прекратил забастовку. [ 3 ] но к 14 июля практически весь город Люблин вместе с железнодорожной сетью и городским транспортом остановился. Забастовали: мясной комбинат , Люблинский завод весов , производитель птицы и яиц , Городское транспортное управление , производитель фармацевтических препаратов и трав Гербаполь , молочные заводы, пекарни, водонагревательная станция и даже Трудовой кооператив слепых. [ 11 ] Люблинские железнодорожники начали забастовку 16 июля. По легенде, железнодорожники приварили к пути паровоз. [ 7 ] В конечном итоге к забастовке присоединились 150 фабрик, на которых работало 50 000 рабочих. [ 1 ] а железнодорожники считались наиболее воинственными и ключевыми участниками забастовки, поскольку предыдущие обещания о повышении заработной платы, данные им, были нарушены руководством. [ 12 ] Согласно отчету ЦРУ , ситуация была настолько серьезной, что военная техника доставляла продукты в магазины и больницы. [ 13 ]
Другие локации
[ редактировать ]Хотя официальные СМИ не сообщали о забастовках, о событиях Люблина стало известно в округе. Вскоре после этого забастовки начались в таких городах, как Хелм , Красник , Любартув , Ополе-Любельские , Пулавы , Томашув-Любельский , Замосць и на важном железнодорожном узле Демблин . Забастовки на Люблинском и Демблинском узлах парализовали железнодорожное сообщение между Советским Союзом и гарнизонами Красной Армии в ГДР . [ 14 ] Непосредственной причиной протеста железнодорожников стали ужасные условия труда. «Мы ремонтировали вагоны в каналах, полностью заляпанные грязью», — вспоминал один из них. [ 9 ]
18 июля один из участков Сталёво-Воляского металлургического завода к забастовке присоединился , который распространился и на другие участки. По словам Мариуша Мухи, журналиста, связанного с «Солидарностью», всего в районе Люблина к забастовке присоединились 177 заводов, на которых работает 80 000 человек. [ 7 ] Требования касались повышения заработной платы и отмены повышения цен. Правительство гарантировало повышение заработной платы: в среднем на 10%, иногда до 20%. Более того, забастовщикам иногда предоставлялось повышение заработной платы заранее, чтобы успокоить движение. [ 5 ]
Следует отметить, что во время забастовок рабочие не повторили ошибок протестов в Познани 1956 года и событий 1970 года в Померании и избегали выходить на улицы, а оставались на своих заводах. Они пришли на работу, стояли у станков и не работали. Им удалось организоваться, выбрать своих представителей и провести переговоры, чтобы удовлетворить свои требования. [ 9 ]
Последствия
[ редактировать ]В большинстве случаев правительство было готово разрешить забастовки в пользу рабочих, «подкупая их», при условии, что забастовщики не требовали независимых профсоюзов. [ 15 ] Последние забастовки в Люблине закончились 25 июля, после того как правительственная делегация вместе с Мечиславом Ягельским , Юзефом Пинковским и Здзиславом Куровским согласилась на большинство требований, таких как бесплатные субботы, улучшение снабжения продовольствием и более ранний пенсионный возраст. [ 3 ] Город был наводнен плакатами с призывами к обществу о мире и возвращении к работе.
Люблинские события в июле 1980 года принесли окончательный перелом в официальной, коммунистической так называемой «пропаганде успеха», которая систематически преувеличивала экономические показатели страны, чтобы держать население в узде. Хотя они и не привели к созданию независимого профсоюза, они дали толчок новым забастовкам, которые вскоре распространились по всей стране - 23 июля началась забастовка на фабриках Цегельского в Познани , на варшавской фабрике Самоходова Особовича , затем в Лодзи , Острове Великопольском и других городах. Компромисс по заработной плате, достигнутый в Люблине и Свиднике, вызвал цепную реакцию, поскольку другие рабочие потребовали аналогичных уступок. Процесс не удалось остановить. Через три недели начались забастовки на побережье Балтийского моря, и там рабочие успешно потребовали политических уступок . Результатом стало образование независимых профсоюзов и начало движения «Солидарность».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Варшавский голос, Солидарность 1980-81 гг.
- ^ Туристический информационный центр в Люблине, Краткая история Люблина. Архивировано 3 марта 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д «К созданию Солидарности - хронология 1980 года в Польше», Кшиштоф Косинский, Варшава, 1998 г. Архивировано 11 августа 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Польша 1980: Уроки все еще актуальны для борьбы мирового пролетариата «1 июля 1980 года, после значительного повышения цен на мясо [до 60%]»
- ^ Jump up to: а б Польша, 1980 год: уроки, которые все еще актуальны для борьбы мирового пролетариата
- ^ Свидник онлайн, История города. Архивировано 8 октября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д «Таков был Люблинский июль, Мариуш Муха. Курьер Любельский, 8 июля 2004 года» . Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года . Проверено 6 января 2009 г.
- ^ Польское радио, Сила радио. Архивировано 18 августа 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д 25-летие Люблина, июль 1980 г., Мария Вжещ, католический журнал Niedziela.
- ^ Польша при коммунизме А. Кемп-Уэлч, стр. 233
- ↑ «Солидарность и раздор», Мэриджейн Оса, стр. 143.
- ↑ Прелюдия к солидарности Кейта Джона Лепака, стр. 199.
- ^ [ПОЛЬША: ВОСПРИЯТИЯ В ЛЮБЛИНЕ. Создано: 18.07.1980]
- ^ Восточная Европа в двадцатом веке, стр. 20.
- ^ Солидарность и политика антиполитики, стр. 79.