Jump to content

1980 Люблинские забастовки

Люблинские забастовки 1980 года (также известные как Люблинский июль , польский : Lubelski Lipiec ) — серия забастовок рабочих в восточной части города Люблин ( Польская Народная Республика ), требующих повышения заработной платы и снижения цен на продукты питания. Они начались 8 июля 1980 года на Государственном авиационном заводе в Свиднике , городе, расположенном на окраине Люблина. К середине июля 1980 г. забастовали около 50 000 местных рабочих более чем 150 предприятий. [ 1 ] Эти забастовки положили начало важным социально-политическим изменениям в Польше, таким как создание Солидарности и демократизация страны. [ 2 ] предвещая волну протестов, позже названную забастовками августа 1980 года . [ 1 ]

1 января 1980 года Эдвард Герек , первый секретарь Польской объединенной рабочей партии , произнес новогоднюю речь, в которой признал, что Польша находится в экономическом спаде, добавив, что трудности были вызваны как засухой летом 1979 г. и суровой зимой 1979-1980 гг. Более месяца спустя, 9 февраля, Центральное статистическое управление обнародовало данные о государственных доходах Польши, заявив, что по сравнению с предыдущим годом они сократились на 2%. [ 3 ] Нарастающий кризис заметила и Католическая церковь . 18 февраля польская иерархия во главе с примасом Стефаном Вышинским подчеркнула плохую экономическую ситуацию в стране и призвала правительство поговорить с нацией.

В последующие недели было объявлено о многочисленных повышениях цен на ряд продуктов, таких как бензин, сигареты, безалкогольные напитки, а затем, 30 июня, нация была потрясена, узнав, что произошло значительное повышение цен на мясо (до 60%). было объявлено. [ 4 ] В рост также вошли так называемые мясные продукты , имеющиеся в столовых на польских заводах. Реакция рабочих была незамедлительной. На следующий день забастовки вспыхнули на варшавском тракторном заводе Ursus , на заводе по производству автобусов Autosan в Саноке , на заводе коммуникационного оборудования в Мелце , на заводе автокомпонентов Polmo в Тчеве и на компрессорном заводе Ponar в Тарнуве . На тракторном заводе «Урсус» рабочие организовали собрания, составили список требований и избрали забастовочный комитет. Они сопротивлялись угрозе увольнений и репрессий и продолжали приостанавливать работу в течение всего последующего периода. [ 5 ]

1 июля в Варшаве собралось Политбюро Польской объединенной рабочей партии , но на переговорах о протестах даже не упоминалось. крупные заводы Варшавы Тем временем к забастовке присоединились — Варшавский металлургический завод , Mera-Centrum и Polkolor , а также хлопковая фабрика Stella в Жирардове .

Люблинские забастовки

[ редактировать ]
Люблин Памятник 80 июля в Люблине

Первая забастовка в районе Люблина произошла 8 июля 1980 года на Государственном авиационном заводе PZL в Свиднике , на участке W-340 завода. Именно тогда начался Люблинский июль , вызвавший впоследствии знаменитую волну забастовок августа 1980 года в городах Балтийского побережья. [ 6 ] Норберт Войцеховский, бывший активист «Солидарности» и представитель Люблинского католического университета имени Иоанна Павла II, говорит, что крах коммунистической системы Польши начался не на Гданьской судоверфи в августе 1980 года, а месяцем ранее в Люблине и Свиднике. [ 7 ] Сегодня фабрика в Свиднике считается главным символом социального восстания 1980 года, которое привело к подъему «Солидарности». [ 8 ]

По словам бастующих, все началось из-за цены на обед из свинины в заводской столовой. 8 июля один рабочий заметил, что за ночь цена выросла на 80% - с 10,20 злотых до 18,10 злотых. [ 7 ] Рабочие, долгое время жаловавшиеся на цены и качество продуктов, решили, что с них хватит. Следуя вдохновению Мирослава Качана, который выключил машины, [ 9 ] Секция Ш-340 была первой, но через несколько часов весь завод перестал работать. В те же дни, по примеру Свидника, к забастовке присоединились работники люблинского филиала государственной Полмозбыт» службы автозапчастей и ремонта « уступок . . В Свиднике был создан Комитет остановки во главе с Софией Барткевич, который требовал экономических Рабочие не использовали раздражающее слово « забастовка» . намеренно [ 9 ]

На следующий день, во время заседания Политбюро в Варшаве, Эдвард Герек заверил аппаратчиков , что трудности «временные». [ 3 ] Тем временем забастовки быстро распространились на другие заводы Люблина и окрестностей. Среди бастующих заводов были завод сельскохозяйственных машин «Агромет» , Люблинский авторемонтный цех , Люблинский грузовой завод и Люблинский кожевенный завод . Рабочие автозавода также создали свой стачечный комитет из 80 человек и потребовали, среди прочего, упразднения валютных магазинов и специальных торговых точек для привилегированных слоев общества, а также повышения их семейных пособий до уровня, получаемого армией и милиция . В конце концов, их забастовка была решена за гораздо меньшую сумму, чем требовалось. [ 10 ]

12 июля завод в Свиднике, после выполнения его требований, прекратил забастовку. [ 3 ] но к 14 июля практически весь город Люблин вместе с железнодорожной сетью и городским транспортом остановился. Забастовали: мясной комбинат , Люблинский завод весов , производитель птицы и яиц , Городское транспортное управление , производитель фармацевтических препаратов и трав Гербаполь , молочные заводы, пекарни, водонагревательная станция и даже Трудовой кооператив слепых. [ 11 ] Люблинские железнодорожники начали забастовку 16 июля. По легенде, железнодорожники приварили к пути паровоз. [ 7 ] В конечном итоге к забастовке присоединились 150 фабрик, на которых работало 50 000 рабочих. [ 1 ] а железнодорожники считались наиболее воинственными и ключевыми участниками забастовки, поскольку предыдущие обещания о повышении заработной платы, данные им, были нарушены руководством. [ 12 ] Согласно отчету ЦРУ , ситуация была настолько серьезной, что военная техника доставляла продукты в магазины и больницы. [ 13 ]

Другие локации

[ редактировать ]

Хотя официальные СМИ не сообщали о забастовках, о событиях Люблина стало известно в округе. Вскоре после этого забастовки начались в таких городах, как Хелм , Красник , Любартув , Ополе-Любельские , Пулавы , Томашув-Любельский , Замосць и на важном железнодорожном узле Демблин . Забастовки на Люблинском и Демблинском узлах парализовали железнодорожное сообщение между Советским Союзом и гарнизонами Красной Армии в ГДР . [ 14 ] Непосредственной причиной протеста железнодорожников стали ужасные условия труда. «Мы ремонтировали вагоны в каналах, полностью заляпанные грязью», — вспоминал один из них. [ 9 ]

18 июля один из участков Сталёво-Воляского металлургического завода к забастовке присоединился , который распространился и на другие участки. По словам Мариуша Мухи, журналиста, связанного с «Солидарностью», всего в районе Люблина к забастовке присоединились 177 заводов, на которых работает 80 000 человек. [ 7 ] Требования касались повышения заработной платы и отмены повышения цен. Правительство гарантировало повышение заработной платы: в среднем на 10%, иногда до 20%. Более того, забастовщикам иногда предоставлялось повышение заработной платы заранее, чтобы успокоить движение. [ 5 ]

Следует отметить, что во время забастовок рабочие не повторили ошибок протестов в Познани 1956 года и событий 1970 года в Померании и избегали выходить на улицы, а оставались на своих заводах. Они пришли на работу, стояли у станков и не работали. Им удалось организоваться, выбрать своих представителей и провести переговоры, чтобы удовлетворить свои требования. [ 9 ]

Последствия

[ редактировать ]

В большинстве случаев правительство было готово разрешить забастовки в пользу рабочих, «подкупая их», при условии, что забастовщики не требовали независимых профсоюзов. [ 15 ] Последние забастовки в Люблине закончились 25 июля, после того как правительственная делегация вместе с Мечиславом Ягельским , Юзефом Пинковским и Здзиславом Куровским согласилась на большинство требований, таких как бесплатные субботы, улучшение снабжения продовольствием и более ранний пенсионный возраст. [ 3 ] Город был наводнен плакатами с призывами к обществу о мире и возвращении к работе.

Люблинские события в июле 1980 года принесли окончательный перелом в официальной, коммунистической так называемой «пропаганде успеха», которая систематически преувеличивала экономические показатели страны, чтобы держать население в узде. Хотя они и не привели к созданию независимого профсоюза, они дали толчок новым забастовкам, которые вскоре распространились по всей стране - 23 июля началась забастовка на фабриках Цегельского в Познани , на варшавской фабрике Самоходова Особовича , затем в Лодзи , Острове Великопольском и других городах. Компромисс по заработной плате, достигнутый в Люблине и Свиднике, вызвал цепную реакцию, поскольку другие рабочие потребовали аналогичных уступок. Процесс не удалось остановить. Через три недели начались забастовки на побережье Балтийского моря, и там рабочие успешно потребовали политических уступок . Результатом стало образование независимых профсоюзов и начало движения «Солидарность».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Варшавский голос, Солидарность 1980-81 гг.
  2. ^ Туристический информационный центр в Люблине, Краткая история Люблина. Архивировано 3 марта 2009 г. в Wayback Machine.
  3. ^ Jump up to: а б с д «К созданию Солидарности - хронология 1980 года в Польше», Кшиштоф Косинский, Варшава, 1998 г. Архивировано 11 августа 2011 г. в Wayback Machine.
  4. ^ Польша 1980: Уроки все еще актуальны для борьбы мирового пролетариата «1 июля 1980 года, после значительного повышения цен на мясо [до 60%]»
  5. ^ Jump up to: а б Польша, 1980 год: уроки, которые все еще актуальны для борьбы мирового пролетариата
  6. ^ Свидник онлайн, История города. Архивировано 8 октября 2008 г. в Wayback Machine.
  7. ^ Jump up to: а б с д «Таков был Люблинский июль, Мариуш Муха. Курьер Любельский, 8 июля 2004 года» . Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года . Проверено 6 января 2009 г.
  8. ^ Польское радио, Сила радио. Архивировано 18 августа 2011 г. в Wayback Machine.
  9. ^ Jump up to: а б с д 25-летие Люблина, июль 1980 г., Мария Вжещ, католический журнал Niedziela.
  10. ^ Польша при коммунизме А. Кемп-Уэлч, стр. 233
  11. «Солидарность и раздор», Мэриджейн Оса, стр. 143.
  12. Прелюдия к солидарности Кейта Джона Лепака, стр. 199.
  13. ^ [ПОЛЬША: ВОСПРИЯТИЯ В ЛЮБЛИНЕ. Создано: 18.07.1980]
  14. ^ Восточная Европа в двадцатом веке, стр. 20.
  15. ^ Солидарность и политика антиполитики, стр. 79.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 905ef4733e891931f984fe2b99777c1f__1699633800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/1f/905ef4733e891931f984fe2b99777c1f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1980 Lublin strikes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)