Свидник
Свидник | |
---|---|
![]() | |
Координаты: 51 ° 13' с.ш. 22 ° 42' в.д. / 51,217 ° с.ш. 22,700 ° в.д. | |
Страна | ![]() |
воеводство | Люблин |
Графство | Свидник |
Коммуна | Свидник (городская община) |
Учредил | 14 век |
Права города | 1954 |
Правительство | |
• Мэр | Марцин Дмовски |
Область | |
• Общий | 20,35 км 2 (7,86 квадратных миль) |
Население (2015 [ 1 ] ) | |
• Общий | 40,040 |
• Плотность | 2000/км 2 (5100/кв. миль) |
Часовой пояс | UTC+1 ( центральноевропейское время ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+2 ( центральноевропейское время ) |
Почтовый индекс | 21-040 – 21-047 |
Код города | +48 81 |
Автомобильные номера | ЛСВ |
Веб-сайт | www |
Свидник ( Польское произношение: [ˈɕfidɲik] ) — город на юго-востоке Польши с 40 186 жителями (2012 г.), расположенный в Люблинском воеводстве , в 10 километрах (6 милях) к юго-востоку от города Люблин . Это столица Свидникского повята . Свидник принадлежит к исторической провинции Малая Польша и впервые упоминается в исторических записях в 1392 году. Он оставался деревней до конца 19 века, когда из-за своего местоположения и климата он начал развиваться как курорт.

В раннем средневековье территория Свидника находилась под властью кастеляна из близлежащего Люблина . На месте нынешнего города существовало три села: Адамполь , Свидник и Крепец (название самого города позднее было взято от села, которое располагалось в непосредственной близости от завода PZL Свидник ).
Свидник, благодаря своему расположению, часто считается городом-спутником Люблина. В городе расположены различные промышленные и передовые технологические компании. Он является частью Люблинской агломерации, расширяя свои бизнес-возможности.
Есть и другие деревни под названием Свидник в Польше, а также Свидник , город в Словакии .
История
[ редактировать ]Первое документальное упоминание о Свиднике относится к 1392 году, и в то время деревня называлась Свидник Вельки ( Maior Swidnik, Magna Swydnyk ). В начале 15 века в документах появился Свидник Малый ( Свидник Малый ), а в 1450 году была упомянута еще одна деревня, Свидничек . В 1564 году Свидник Великий имел фольварк , 32 крестьянина, 14 домов и трактир и принадлежал Малопольскому Люблинскому воеводству. После раздела Польши все три деревни некоторое время принадлежали империи Габсбургов (1795–1807). В 1815 году они вошли в состав контролируемого Россией Конгресса Польши . Во время Январского восстания в районе Свидника произошло несколько стычек между русскими частями и польскими повстанцами. Самым крупным из них стала битва при Файславицах (24 августа 1863 г.), в которой погибло 63 поляка. В память о битве теперь установлен памятник. В 1877 году Свидник получил первое железнодорожное сообщение по недавно построенной речной железной дороге Вислы . В 1905–1914 годах построена станция из красного кирпича; Сейчас это самое старое общественное здание в городе.
В годы Первой мировой войны в районе Свидника шли тяжелые бои между русскими и немецкими и австро-венгерскими частями (август 1914, июль 1915). 30 июля 1915 года город был захвачен австро-венгерской армией и оставался под австрийской оккупацией до ноября 1918 года. На окраине Свидника расположено военное кладбище Первой мировой войны. В конце 1918 года город вошел в состав Люблинского воеводства Второй Польской Республики . В то время Свидник развивался как курорт благодаря своему уникальному микроклимату . Адампольский район Свидника был популярным местом отдыха среди жителей Люблина в 1920-х и 1930-х годах.
Перед Второй мировой войной был построен аэродром, что, вероятно, повлияло на послевоенное решение правительства Польской Народной Республики разместить PZL «Свидник» здесь в начале 1950-х годов завод . В 1937 году правительство Польши приобрело 136 гектаров земли у Дочерей милосердия Святого Винсента де Поля строительство комплекса Школы гражданских пилотов Лиги воздушно-десантной и противогазовой обороны. , а осенью того же года было начато . Неофициально школа открылась в конце июня 1938 года, а первая подготовка пилотов была проведена осенью 1938 года. Размер аэродрома Свидник составлял 800 х 750 метров, а официальное открытие школы состоялось 4 июня 1939 года. И аэропорт, и школа были разбомблены люфтваффе 2 сентября 1939 года, но вермахт не захватил Свидник до 17 сентября. Во время Второй мировой войны немцы использовали аэродром и его объекты в своих военных целях; это был один из главных центров Люфтваффе на начальных этапах Операция Барбаросса .
Во время войны в районе Свидника действовали многочисленные отряды польского сопротивления, в том числе Армия Крайова . В октябре 1941 года немцы открыли концентрационный лагерь Майданек , расположенный в деревне Майдан Татарский, между Свидником и Люблином. Кроме того, в Крепецком лесу недалеко от Свидника произошли многочисленные казни. В ходе этих казней было убито до 30 000 человек. Жертвами в основном были как польские, так и еврейские заключенные из лагеря Майданек, тюрьмы Люблинского замка и других близлежащих городов и деревень. Самый крупный расстрел здесь состоялся 3 ноября 1943 года, когда немецкие части расстреляли 18 тысяч евреев. В память о массовых убийствах установлен памятник-гробница, открытый в 1970-х годах. В июле 1944 года Свидник был захвачен Красной Армией . Советы немедленно воспользовались аэродромом, который был диверсирован немцами перед отступлением. первый советский самолет, на борту которого находились члены законного польского правительства (см. Правительственная делегация Польши ). 11 августа 1944 года с аэродрома взлетел Москва . Советские ВВС продолжали использовать аэродром Свидник до весны 1946 года.

В 1949 году на месте будущего Завода транспортного оборудования ( Wytwórnia Sprzętu Komunikacyjnego, WSK ) были срублены первые деревья. Завод, открывшийся в 1951 году, быстро стал одним из главных центров вертолетостроения как в Восточном блоке , так и в Европе в целом. В 1957 году завод был официально переименован в WSK «PZL-Świdnik» . В 1950-х годах было построено несколько новых многоквартирных домов для рабочих, что привело к быстрому росту населения. В 1951 году для семей этих рабочих была открыта средняя школа, а в 1952 году на заводе началось производство. В 1951 году население поселка составляло 2800 человек, но к 1955 году оно выросло почти до 7500 человек. Грамота города была предоставлена Свиднику в 1954 году. Первый произведенный здесь вертолет, СМ-1 советской разработки ( Ми-1 ), поднялся в воздух в 1956 году - в Свиднике было произведено около 1800 машин. В 1965 году производство перешло на Ми-2 , которых за следующие три десятилетия было выпущено 5450 штук. Фабрика была его эксклюзивным производителем. В 1980-е годы завод начал выпуск вертолетов польской разработки. PZL W-3 Sokół и PZL SW-4 Puszczyk . Свидник был спроектирован как образцовый коммунистический город (см. Городское планирование в коммунистических странах ). В 1960-х и 1970-х годах были построены новые районы со школами, медицинскими центрами, больницей и кинотеатром. По примеру Новой Хуты коммунистические власти долгие годы не разрешали строительство римско-католической церкви, несмотря на обещания жителей. Правительство наконец уступило в 1977 году. К тому времени население Свидника уже значительно превышало 20 000 человек. 8 июля 1980 года на заводе WSK началась забастовка , которая быстро распространилась на другие заводы Люблинского воеводства и остановила местную экономику. Коммунистическому правительству в конечном итоге удалось подавить эти массовые протесты, удовлетворив многие требования рабочих. Однако давление на перемены, вызванное забастовками, в свою очередь, привело к августовским забастовкам в Гданьске и других местах на польском побережье Балтийского моря , которые вскоре после этого привели к возникновению движения «Солидарность» . Во время В Польше действовало военное положение , город был важным центром как активного, так и ненасильственного сопротивления . 13 декабря 1981 года рабочие PZL Свидник начали забастовку в знак протеста против коммунистического правительства. Завод был немедленно окружен службами безопасности, Войска Польского танками и бронетехникой . Забастовка была прервана 15 декабря, когда на завод вошли вооруженные силы. Летом 1982 года город прославился на всю Польшу так называемыми «Свидницкими прогулками» ( Świdnickie spacery ), во время которых его жители выходили на прогулки с семьями и детьми во время основного выпуска новостей ( «Dziennik Telewizyjny» , в 7:30). pm ежедневно), в знак протеста против коммунистической пропаганды. [ 2 ]
21 век
[ редактировать ]
В 2010 году AgustaWetland приобрела PZL-Swidnik. Вслед за этим на заводе началось производство нового типа среднего военного вертолета — AgustaWestland AW149 .
Транспорт
[ редактировать ]Скоростные автомагистрали S17 , которые в некоторых и S12 районах все еще строятся, одновременно обходят Свидник и расходятся в Пьяски ; Люблинский аэропорт , расположенный на окраине города, обслуживает все воеводство. В Свиднике также есть железнодорожная станция на главной линии от Люблина до Хелма и границы с Украиной .
Спорт
[ редактировать ]
В городе находится спортивный клуб «Авиа Свидник» , который независимо управляет двумя отделениями — мужским футболом и мужским волейболом.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Демографический ежегодник Польши 2016.
- ^ ВанХайз, Джеймс В. (21 сентября 2021 г.). «Действия при дилемме: сила поставить противника в тупик» . Библиотека социальных изменений Commons . Проверено 12 августа 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт города (польский, английский)
- Английская страница компании PZL-Świdnik
- Большая фотогалерея