Пропаганда в Советском Союзе


Политика Советского Союза |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии о |
Культура Советского Союза |
---|
![]() |
Люди |
Языки |
Традиции |
Кухня |
Фестивали |
Литература |
Музыка |
Спорт |
Пропаганда в Советском Союзе представляла собой практику направленной государством коммуникации, направленной на продвижение классового конфликта , пролетарского интернационализма , целей Коммунистической партии Советского Союза и самой партии.
Главный советской цензуры орган — Главлит — был задействован не только для устранения любых нежелательных печатных материалов, но и «для обеспечения правильной идеологической окраски каждого публикуемого материала». [1] После смерти Иосифа Сталина карательные меры были заменены карательной психиатрией , тюрьмой, отказом в работе и лишением гражданства.
Теория пропаганды
[ редактировать ]По мнению историка Питера Кенеза , «русские социалисты ничего не внесли в теоретическое обсуждение приемов массового убеждения... Большевики никогда не искали и не нашли дьявольски хитрых методов воздействия на сознание людей, промывания им мозгов». Кенез говорит, что такое отсутствие интереса «вытекало из их представления о пропаганде. Они считали пропаганду частью образования». [2] В исследовании, опубликованном в 1958 году, профессор делового администрирования Рэймонд Бауэр пришел к выводу: «По иронии судьбы, психология и другие социальные науки в Советском Союзе использовались меньше всего именно для тех целей, для которых американцы обычно думают, что психология будет использоваться в тоталитарном государстве – для политических целей». пропаганда и контроль человеческого поведения». [3]
СМИ
[ редактировать ]Школы и молодежные организации
[ редактировать ]
Важной целью советской пропаганды было создание Нового советского человека . Школы и коммунистические молодежные организации, такие как пионеры и комсомол, служили для исключения детей из « мелкобуржуазной » семьи и привития следующему поколению « коллективного образа жизни». Идея о том, что воспитание детей является заботой их родителей, категорически отвергалась. [4] Один теоретик школьного образования заявил:
Мы должны сделать из молодежи поколение коммунистов. Дети, как мягкий воск, очень податливы, и из них надо лепить хороших коммунистов... Мы должны избавить детей от пагубного влияния семьи... Мы должны их национализировать. С первых дней своей маленькой жизни они должны оказаться под благотворным влиянием коммунистической школы... Обязать мать отдать ребенка Советскому государству – вот наша задача. [5]
Родившимся после русской революции было прямо сказано, что они должны построить утопию братства и справедливости и быть не похожими на своих родителей, а полностью красными. [6] Во всех школах были созданы «ленинские уголки», «политические святыни для показа пропаганды о богоподобном основателе Советского государства». [5] В школах проводились марши, песни и присяги на верность советскому руководству. Одной из целей было привить детям мысль о том, что они причастны к мировой революции , которая важнее любых семейных уз. Павлика Морозова , который донес на своего отца в тайную полицию НКВД , пропагандировали как отличный положительный пример, несмотря на его фальсификацию. [5]
взглядов несли преподаватели экономических и социальных наук Особую ответственность за внедрение «непоколебимых» марксистско-ленинских . [7] Все учителя были склонны строго следовать плану обучения детей, утвержденному сверху из соображений безопасности, что могло вызвать серьезные проблемы с проведением общественных мероприятий, которые, только что случившись, не были включены в план. [8] Дети «социально чуждых» элементов часто подвергались насилию или изгнанию во имя классовой борьбы . [9] В начале режима многие учителя были вовлечены в советские планы школьного образования из-за страсти к грамотности и навыкам счета, которую Советы пытались насаждать. [10]
Пионеры были важным фактором воспитания детей. [11] Их учили быть правдивыми и бескомпромиссными, бороться с врагами социализма. [12] К 1930-м годам эта идеологическая обработка полностью доминировала среди пионеров. [13]
Радио
[ редактировать ]Радио нашло хорошее применение, особенно для неграмотных; радиоприемники были установлены в общественных местах, куда крестьянам приходилось приходить, чтобы услышать новости, такие как изменения в нормировании , и вместе с ними принимать пропагандистские передачи; некоторые из этих мест также использовались для размещения плакатов. [14]
Во время Второй мировой войны радио использовалось для пропаганды Германии; Немецких военнопленных заставляли говорить и заверять своих родственников, что они живы, при этом пропаганда вставлялась между объявлением о том, что солдат будет говорить, и тем, когда он действительно говорил, в то время, которое было отведено его семье для сбора. [15]
Плакаты
[ редактировать ]
В первые дни широко использовались настенные плакаты, часто изображавшие триумфы Красной Армии на благо неграмотных. [14] На протяжении 1920-х годов это продолжалось. [16]
Это продолжалось и во время Второй мировой войны , по-прежнему в интересах менее грамотных, с смелым и простым дизайном. [17]
Кино
[ редактировать ]Фильмы носили сильно пропагандистский характер, хотя были пионерами документального кино ( Роман Кармен , Дзига Вертов ). [14] драмы, такие как «Александр Невский» Когда война казалась неизбежной, для подготовки населения были написаны (1938); они были изъяты после пакта Молотова-Риббентропа , но вернулись в обращение после начала войны. [18]
Фильмы демонстрировались в кинотеатрах и в агитационных поездах . [19] Во время войны кинохронику показывали на станциях метро , чтобы бедняки не оказались в изоляции из-за неплатежеспособности. [20] Также были сняты фильмы с рассказами о партизанской деятельности и страданиях, причиненных нацистами, например, «Девушка № 217» , изображающая русскую девушку, порабощенную бесчеловечной немецкой семьей. [20]
Пропагандистский поезд
[ редактировать ]Учреждением во время Второй мировой войны был пропагандистский поезд, оснащенный печатными машинами и портативными кинотеатрами, укомплектованный лекторами. [20] Во время Гражданской войны Советы отправляли как «агитпоезда» ( русский : агитпоезд ), так и « агитпароходы » ( русский : агитпароход ), чтобы информировать, развлекать и пропагандировать. [21] [22]
Встречи и лекции
[ редактировать ]Также использовались встречи со спикерами. Несмотря на свою тупость, многие люди обнаружили, что они создают солидарность, заставляют их чувствовать себя важными и что их держат в курсе новостей. [23]
Лекции обычно использовались для обучения правильному образу жизни в каждом уголке жизни. [24]
Иосифа Сталина Лекции по ленинизму сыграли важную роль в установлении того, что партия была краеугольным камнем Октябрьской революции , политики, которую Ленин действовал, но не писал о ней теоретически. [25]
Искусство
[ редактировать ]
Искусство, будь то литература, изобразительное искусство или исполнительское искусство, использовалось в целях пропаганды. [26] Более того, оно должно показывать одно ясное и недвусмысленное значение. [27] Задолго до того, как Сталин ввел полный запрет, выросла культурная бюрократия, которая считала высшую форму и цель искусства пропагандой и начала ограничивать его, чтобы он соответствовал этой роли. [28] Культурная деятельность ограничивалась цензурой и монополией культурных учреждений. [29]
Образы часто основывались на героическом реализме . [30] Советский павильон на Всемирной выставке в Париже увенчала Веры Мухиной монументальная скульптура «Рабочий и колхозница » в героическом стиле. [31] Это отражало призыв к героическому и романтическому искусству, которое отражало скорее идеал, чем реалистичность. [32] Искусство было наполнено здоровьем и счастьем; картины изобиловали оживленными промышленными и сельскохозяйственными сценами, а скульптуры изображали рабочих, часовых и школьников. [33]
В 1937 году «Индустрия социализма» задумывалась как главный экспонат социалистического искусства, но трудности с болью и проблема появления в сцене « врагов народа » потребовали переделки, и шестнадцать месяцев спустя цензура наконец одобрила достаточно для выставки. . [34]
Газеты
[ редактировать ]В 1917 году, выйдя из подполья, Советы готовились начать издание «Правды» . [35]
Самый первый закон, принятый Советами после прихода к власти, заключался в подавлении газет, выступавших против них. [29] Эту меру пришлось отменить и заменить более мягкой мерой. [36] но к 1918 году Ленин ликвидировал независимую прессу, в том числе журналы XVIII века. [37]
С 1930 по 1941 год, а также кратковременно в 1949 году пропагандистский журнал «СССР на стройке» выходил . Он издавался на русском , французском , английском , немецком и с 1938 года испанском языках . Самопровозглашенная цель журнала заключалась в том, чтобы «отразить в фотографии весь размах и разнообразие строительных работ, ведущихся сейчас в СССР». [38] Эти выпуски были нацелены в первую очередь на международную аудиторию, особенно на западных левых интеллектуалов и бизнесменов, и были довольно популярны во время первых публикаций, среди подписчиков были Джордж Бернард Шоу , Герберт Уэллс , Джон Голсуорси и Ромен Роллан . [38]
Неграмотность рассматривалась как серьезная опасность, исключающая неграмотных из политических дискуссий. [39] Частично это произошло потому, что партийные журналы не могли связаться с людьми. [40]
Книги
[ редактировать ]Сразу после революции к книгам относились менее строго, чем к газетам, но национализация типографий и издательств поставила их под контроль. [41] В сталинскую эпоху в библиотеках проводились чистки, иногда настолько масштабные, что изымались произведения Ленина. [42]
В 1922 году при депортации писателей и ученых предупредили, что никакие отклонения не допускаются, и цензура перед публикацией была восстановлена. [43] Из-за отсутствия большевистских авторов многих «попутчиков» терпели, но деньги поступали только до тех пор, пока они придерживались линии партии. [44]
Во время сталинских « больших чисток » учебники часто пересматривались так часто, что студентам приходилось обходиться без них. [45]
Театр
[ редактировать ]Революционный театр использовался для того, чтобы вызвать поддержку режима и ненависть к его врагам, особенно агитационный театр , известный своими картонными персонажами совершенной добродетели и полного зла, а также грубыми насмешками. [46] Петрушка был популярной фигурой, которую часто использовали для защиты богатых крестьян и нападений на кулаков . [47]
Темы
[ редактировать ]Новый человек
[ редактировать ]Во многих советских произведениях развитие «положительного героя» изображалось как требующее интеллектуализма и жесткой дисциплины. [48] Им двигали не грубые порывы природы, а сознательное самообладание. [49] Самоотверженный новый человек был готов пожертвовать не только своей жизнью, но и самоуважением и чувствительностью ради блага других. [50] Равенство и жертвенность рекламировались как идеал, соответствующий «социалистическому образу жизни». [51] Работа требовала напряжения и аскетизма, чтобы показать, как новый человек побеждает свои базовые инстинкты. [52] Алексея Стаханова Рекордный день в добыче угля позволил ему быть представленным как образец «нового человека» и вдохновить стахановское движение . [53] Движение вызвало сильное давление с целью увеличения производства как на рабочих, так и на менеджеров, а критиков называли « вредителями ». [54]
Это отражало переход от первых дней, когда упор делался на «маленького человека» среди анонимных трудов, к предпочтению «героя труда» в конце первой пятилетки , когда писателям было прямо приказано произвести героизацию. [55] Хотя эти герои должны были происходить из народа, их выделяли их героические поступки. [55] Сам Стаханов хорошо подходил на эту роль не только как рабочий, но и по своей внешности, как герой многих плакатов, и как семьянин. [55] Трудности первой пятилетки излагались в романтизированных отчетах. [56] В 1937–38 юные герои, совершившие великие подвиги, появлялись на первой полосе «Правды» чаще, чем сам Сталин. [57]
Позже, во время чисток, утверждалось, что преступники были «перекованы» своей работой на Беломорско-Балтийском канале ; Спасение через труд появилось в Николая Погодина » «Аристократах и во многих статьях. [58]
Это также может быть новая женщина; «Правда» описывала советскую женщину как человека, которого раньше не было и никогда не могло быть. [55] Женщины -стахановки встречались реже, чем мужчины, но четверть всех профсоюзных женщин были названы «нарушителями норм». [31] Для Всемирной выставки в Париже Вера Мухина изобразила монументальную скульптуру « Рабочий и колхозница» , одетые в рабочую одежду, продвигающиеся вперед со скрещенным серпом и молотом. [31] Пронаталистская политика, поощряющая женщин иметь много детей, была оправдана эгоизмом, присущим ограничению следующего поколения «новых мужчин». [59] «Матери-героини» получили медали за десять и более детей. [60]
Стахановцев также настолько активно использовали в качестве пропагандистских фигур, что некоторые рабочие жаловались, что они прогуливают работу. [61]
Сфабрикованное убийство Павлика Морозова широко использовалось в пропаганде, чтобы навязать детям обязанность доносить новому государству даже на своих родителей. [62]
Классовый враг
[ редактировать ]Классовый враг был повсеместной чертой советской пропаганды. [63] Во время Гражданской войны вновь сформированная армия приступила к резне большого количества кулаков и иным образом провозгласила недолговечное « царство террора », чтобы запугать массы и заставить их повиноваться. [64]
Ленин провозглашал, что они истребляют буржуазию как класс, и эта позиция подкреплялась многочисленными действиями против помещиков, зажиточных крестьян, банков, фабрик и частных магазинов. [65] Сталин часто предупреждал, что в борьбе за построение социалистического общества классовая борьба будет обостряться по мере того, как классовые враги будут становиться все более отчаянными. [66] В сталинскую эпоху всех лидеров оппозиции обычно называли предателями и агентами иностранных империалистических держав. [67]
Пятилетний план усилил классовую борьбу с многочисленными нападками на кулаков , а когда выяснилось, что многие крестьянские оппоненты недостаточно богаты, чтобы претендовать на это, их объявили «сукулаками». [68] В качестве причины неудач в колхозах часто называли «кулачество и других классовых врагов». [69] На протяжении первой и второй пятилеток кулаки, вредители, саботажники и националисты подвергались нападениям, что привело к Большому террору . [70] Те, кто наживался на общественной собственности, были «врагами народа». [71] К концу 1930-х годов всех «врагов» в искусстве объединили как сторонников исторического идиотизма. [72] Газеты сообщали даже о суде над десятилетними детьми за контрреволюционное и фашистское поведение. [73] Во время Голодомора голодающие крестьяне были объявлены диверсантами, тем более опасными, что их кроткий и безобидный вид делал их невиновными; эти смерти были лишь доказательством того, что крестьяне настолько ненавидели социализм, что были готовы пожертвовать своими семьями и рисковать своей жизнью, чтобы бороться с ним. [74]
Сталин, осуждая белых контрреволюционеров, троцкистов , вредителей и других, особенно обращал свое внимание на старую коммунистическую гвардию . [75] В качестве доказательства приводилась сама невероятность обвинений, поскольку можно было придумать и более правдоподобные обвинения. [76]
Эти враги были отправлены в ГУЛАГ , который пропаганда провозглашала « исправительно-трудовыми лагерями » до такой степени, что даже люди, видевшие голод и рабский труд, верили пропаганде, а не своим глазам. [77]
Во время Второй мировой войны целые национальности, например, немцы Поволжья , клеймились предателями. [78]
Сам Сталин сообщил Сергею Эйзенштейну , что его фильм «Иван Грозный» ошибочен, поскольку в нем не показана необходимость террора в преследовании Иваном дворянства. [79]
Новое общество
[ редактировать ]Пропаганда может положить начало большому движению или революции, но только в том случае, если массы сплотятся друг за друга, чтобы воплотить в жизнь образы, созданные пропагандой. Хорошая пропаганда должна вселять надежду, веру и уверенность. Оно должно принести солидарность среди населения. Оно должно предотвратить деморализацию, безнадежность и отставку. [80]
Общей темой было создание нового, утопического общества, изображенного на плакатах и кинохронике, которое вызвало энтузиазм у многих людей. [81] Много пропаганды было посвящено новому сообществу, примером чего является использование слова « товарищ ». [82] Это новое общество должно было быть бесклассовым . [83] Различия должны были основываться на функциях, а не на классе, и все имели равную обязанность работать. [84] Во время обсуждения новой конституции в 1930-х годах один из выступавших заявил, что в СССР фактически не было классов. [85] мечты рабочего класса для самых удачливых людей в мире. газеты пестрели рассказами о том, как сбываются [86] Одно признание существования классов – рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции – отвергло это как неважное, поскольку этим новым классам не было необходимости конфликтовать. [87]
Для этого часто использовались военные метафоры, как, например, в 1929 году, когда коллективизация сельского хозяйства была официально названа «полномасштабным социалистическим наступлением на всех фронтах». [88] Во второй пятилетке наблюдалось замедление социалистического наступления, и это на фоне пропагандистского провозглашения побед СССР на «поле битвы за строительство социализма». [89]
В сталинские времена это часто изображалось как «великая семья», где Сталин был великим отцом. [88]
Счастье было обязательным; в романе, где лошадь описывалась как движущаяся «медленно», цензор возражал, спрашивая, почему она не движется быстро, будучи счастливой, как и остальные колхозники. [90]
«Колхозные ребята» публиковали пафосные репортажи из колхозов о своих детях. [91] Когда для школьников, особенно в городских школах, были организованы горячие завтраки, программа была анонсирована с большой помпой. [91]
Поскольку коммунистическое общество было высшей и наиболее прогрессивной формой общества, оно было этически выше всех других, а «моральность» и «аморальность» определялись тем, помогали ли вещи или мешали его развитию. [92] Царское право было открыто отменено, и, хотя судьи могли им пользоваться, они должны были руководствоваться «революционным сознанием». [93] Под давлением необходимости в законе внедрялось все больше и больше; Сталин оправдывал это в пропаганде тем, что закон лучше всего «отомрет», когда его авторитет будет поднят до самого высокого уровня, через его противоречия. [94]
Когда проект новой конституции заставил людей поверить в то, что частная собственность будет возвращена, а рабочие смогут покинуть колхозы , были посланы ораторы, чтобы «разъяснить» этот вопрос. [95]
Производство
[ редактировать ]Сталин прямо заявил, что большевики должны за десять лет ликвидировать вызванный царем пятидесятилетний или столетний разрыв со странами Запада , иначе «социализм будет разрушен». [96] В поддержку пятилетнего плана он заявил, что отставание промышленности стало причиной исторических поражений России. [97] Газеты сообщали о перепроизводстве квот, хотя многие из них не выполнялись, а там, где это происходило, товары зачастую были некачественными. [98]

В 1930-е годы развитие СССР было едва ли не единственной темой искусства, литературы и кино. [99] герои освоения Арктики . Прославлены [99] Двадцатая годовщина Октябрьской революции была отмечена пятитомным трудом, прославляющим достижения социализма и (в последнем томе) «научно обоснованными фантазиями» о будущем, поднимающими такие вопросы, как будет ли весь мир или только Европа социалистическими в двадцать лет. [100]
Несмотря на то, что большая часть населения по-прежнему проживала в сельской местности, СССР был провозглашен «могучей индустриальной державой». [101] «СССР в строительстве» прославил канал Москва-Волга , лишь кратким упоминанием о рабском труде, при его строительстве. [102]
В 1939 году план нормирования рассматривался, но не был реализован, поскольку он подорвал бы пропаганду улучшения заботы о людях, жизнь которых с каждым годом становилась все лучше и веселее. [103]
Во время Второй мировой войны лозунги были изменены с преодоления отсталости на преодоление «фашистского зверя», но основное внимание по-прежнему уделялось производству. [104] Лозунг гласил: «Все для фронта!» [105] Отряды молодых коммунистов использовались в качестве ударных отрядов, чтобы пристыдить рабочих и заставить их повысить производительность, а также распространять социалистическую пропаганду. [106]
В 1950-е годы Хрущев неоднократно хвастался, что СССР скоро превзойдет Запад по материальному благосостоянию. [107] Другие советские чиновники согласились, что СССР скоро продемонстрирует свое превосходство, потому что капитализм подобен мертвой селедке – сияющей, пока она гниет. [108]
Впоследствии СССР стали называть «развитым социализмом». [109]
Массовое движение
[ редактировать ]Это привело к тому, что большое внимание уделялось образованию. [110]
Первой посмертной атакой на Сталина стала публикация в «Правде» статей, в которых провозглашалось, что массы творят историю, и что это ошибка «культа личности». [111]
Миролюбивый
[ редактировать ]
Распространенным мотивом пропаганды было то, что Советский Союз был миролюбивым. [112]
Было сделано много предупреждений о необходимости воздерживаться от любой империалистической войны, поскольку распад капитализма сделает капиталистические страны еще более отчаянными. [113]
Пакт Молотова-Риббентропа был представлен как мирная мера. [114]
Интернационализм
[ редактировать ]Еще до захвата власти большевиками Ленин провозглашал в своих речах, что революция является авангардом всемирной революции, как международной, так и социалистической. [115] Рабочим сообщили, что они являются авангардом мирового социализма; лозунг «Пролетарии всего мира, соединяйтесь!» постоянно повторялся. [116] [117]
Ленин основал организацию Коминтерн для пропаганды коммунизма на международном уровне. [118] Сталин начал использовать его для продвижения коммунизма по всему миру на благо СССР. [119] Когда эта тема вызвала затруднения у союзников во Второй мировой войне , Коминтерн был распущен. [118] Точно так же « Интернационал » был исключен из государственного гимна в пользу « Гимна Советского Союза ». [120]
Перед освобождением в 1949 году японских военнопленных интенсивно пропагандировали как советских агентов. [121]
Культ личности
[ редактировать ]Хотя Ленину не нравился культ личности возникший вокруг него , партия воспользовалась им во время Гражданской войны в России и официально закрепила его после его смерти. [122] Еще в 1918 году была написана биография Ленина и изготовлены бюсты. [123] После его смерти его забальзамированное тело было выставлено напоказ (чтобы имитировать веру в то, что тела святых не разлагаются ), а книжки с картинками его жизни были выпущены в массовых количествах. [124]
Сталин представил себя простым человеком из народа, но отличающимся от повседневной политики своей уникальной ролью лидера. [125] Его одежда была тщательно подобрана, чтобы закрепить этот имидж. [126] Пропаганда представляла его наследником Ленина, преувеличивая их родство, пока культ Сталина не вытеснил культ Ленина – эффект, показанный на плакатах, где поначалу Ленин был доминирующей фигурой над Сталиным, но с течением времени стал сначала только равным, а затем затем он стал меньше и призрачнее, пока не превратился в подпись к книге, которую изображал читающим Сталин. [127] Это произошло, несмотря на исторические отчеты, описывающие Сталина как незначительного или даже «серого пятна» в начале революции. [128] С конца 1920-х годов и до тех пор, пока это не было развенчано в 1960-е годы, его представляли как главного военачальника гражданской войны. [129] Сталинград был переименован в его честь на том основании, что он в одиночку и вопреки приказу спас его во время гражданской войны. [130]
Его часто считали великим отцом «великой семьи» нового Советского Союза. [88] Тщательно обнародовались инструкции о том, как именно изображать образ Сталина и описывать его жизнь. [131] Из его биографии были вычеркнуты неудобные факты, такие как желание сотрудничать с царским правительством по возвращении в ссылку. [132]
Его работу на благо Советского Союза восхваляли «свету в кремлевском окне». [52] Маркс , Энгельс , Ленин и, прежде всего, Сталин часто появлялись в искусстве. [30]
Обсуждения предложенной конституции в 1930-е годы сопровождались бурными благодарностями в адрес «товарища Сталина». [86] Инженерные проекты, такие как каналы, были описаны как утвержденные лично Сталиным. [133] Пионерам было поручено бороться «за дело Ленина и Сталина». [11] Во время чисток он стал чаще появляться на публике: фотографировался с детьми, летчиками и стахановцами , его провозглашали источником «счастливой жизни», и, согласно «Правде » , ездил в метро с простыми рабочими. [134]
Пропаганда была эффективной. [135] Многие молодые люди, усердно работавшие на стройке, боготворили Сталина. [126] Многие люди предпочитали верить в правдивость обвинений, выдвинутых в ходе чисток, вместо того, чтобы верить в то, что Сталин предал революцию. [135]
Во время Второй мировой войны этот культ личности, безусловно, сыграл важную роль в обеспечении глубокого уровня приверженности масс Советского Союза, будь то на поле боя или в промышленном производстве. [136] Сталин совершил мимолетный визит на фронт, чтобы пропагандисты могли утверждать, что он рисковал своей жизнью вместе с фронтовиками. [137] Однако культ был приглушен до тех пор, пока приближающаяся победа не стала близка. [138] Когда стало ясно, что Советский Союз в конечном итоге выиграет войну, Сталин позаботился о том, чтобы пропаганда всегда упоминала его руководство войной; победившие генералы были отодвинуты на второй план, и им никогда не позволяли превратиться в политических соперников.
Вскоре после его смерти начались нападки, сначала завуалированные, а затем и открытые, на «культ личности», утверждавшие, что историю делают массы. [111]
Никита Хрущев , хотя и возглавлял нападки на культ, тем не менее стремился к огласке, и его фотография часто появлялась в газетах. [139]
Троцкий
[ редактировать ]Когда Сталин привлек власть к себе, Лев Троцкий был изображен в культе антиличности. Все началось с утверждения, что он присоединился к большевикам лишь поздно, после того как планирование Октябрьской революции было завершено. [140]
Историческая фальсификация политических событий, таких как Октябрьская революция и Брест-Литовский договор, стала отличительным элементом сталинского режима. Ярким примером является публикация 1938 года « История Коммунистической партии Советского Союза (большевиков)» . [141] в котором история правящей партии была существенно изменена и пересмотрена, включая значение ведущих деятелей большевистской революции. Ретроспективно основные соратники Ленина, такие как Зиновьев, Троцкий, Радек и Бухарин, были представлены как «колеблющиеся», «оппортунисты» и «иностранные шпионы», тогда как Сталин изображался как главный дисциплинант во время этой революции. Однако на самом деле Сталин на момент событий считался относительно неизвестной фигурой, имеющей второстепенное значение. [142]
В своей книге «Сталинская школа фальсификации » Лев Троцкий процитировал ряд исторических документов, таких как партийные речи, протоколы собраний и запрещенные тексты, такие как Завещание Ленина . [143] Он утверждал, что сталинистская фракция регулярно искажала политические события, создавала теоретическую основу для непримиримых концепций, таких как понятие «социализма в одной стране», и искажала взгляды оппонентов через группу нанятых историков наряду с экономистами, чтобы оправдать политическое маневрирование и защитить его. собственный набор материальных интересов. [144]
Пропаганда истребления
[ редактировать ]Некоторые историки полагают, что важной целью советской пропаганды было «оправдать политические репрессии целых социальных групп , которые марксизм считал антагонистическими по отношению к классу пролетариата ». [145] [ не удалось пройти проверку ] как в по расказачиванию или раскулачиванию . кампаниях [146] [5] Ричард Пайпс писал: «Основной целью советской пропаганды было возбуждение бурных политических эмоций против врагов режима». [147]
Наиболее эффективным средством достижения этой цели «было отрицание человечности жертвы посредством процесса дегуманизации » , «приведения реального или воображаемого врага к зоологическому состоянию». [148] В частности, Владимир Ленин призывал истреблять врагов «как вредных насекомых», «вшей» и «кровопийц». [145] : 750
По словам писателя и пропагандиста Максима Горького ,
Классовую ненависть следует культивировать посредством органического отвращения к врагу. Врагов следует рассматривать как неполноценных. Я вполне глубоко верю, что враг — наш неполноценный человек, дегенерат не только в физическом плане, но и в моральном смысле. [145]
Гособвинитель Андрей Вышинский часто демонизировал «врагов» над Сталиным во время показательных процессов : [149]
Пристрелите этих бешеных собак. Смерть этой банде, которая скрывает от народа свои свирепые зубы, свои орлиные когти! Долой этого стервятника Троцкого , изо рта которого капает кровавый яд, разлагающий великие идеалы марксизма!.. Долой этих жалких животных! Покончим раз и навсегда с этими жалкими гибридами лисиц и свиней, с этими вонючими трупами! Давайте истребим бешеных псов капитализма , желающих растерзать цветок нашей новой советской нации! Давайте затолкнем звериную ненависть, которую они несут к нашим лидерам, обратно в их собственные глотки!
антирелигиозный
[ редактировать ]В начале революции атеистическая пропаганда проводилась в попытке уничтожить религию. [18] Рассматривая религию скорее как классового врага, причину ненависти, чем претендента на сознание людей, правительство отменило прерогативы Русской Православной Церкви и подвергло ее насмешкам. [150] Это включало в себя зловещие антирелигиозные шествия и газетные статьи, которые имели негативные последствия, шокируя глубоко религиозное население. [151] Его остановили и заменили лекциями и другими, более интеллектуальными методами. [112] Для этих целей было организовано Общество безбожников , а журналы Безбожник « » и «Безбожники на рабочем месте» пропагандировали атеистическую пропаганду. [152] Атеистическое воспитание рассматривалось как центральная задача советской школы. [153] Попытке ликвидации неграмотности препятствовали попытки совместить ее с атеистическим образованием, из-за чего крестьяне держались в стороне и которое со временем сократилось. [154]
В 1929 году были запрещены все формы религиозного образования как религиозной пропаганды и прямо подтверждено право на антирелигиозную пропаганду, после чего «Союз безбожников» стал «Союзом воинствующих безбожников». [155]
«Безбожная пятилетка» была провозглашена якобы по наущению масс. [156] Христианские добродетели, такие как смирение и кротость, высмеивались в прессе, вместо этого рекомендовались самодисциплина, верность партии, уверенность в будущем и ненависть к классовым врагам. [157] Антирелигиозная пропаганда в России привела к сокращению публичных демонстраций религии. [158]
Много антирелигиозных усилий было направлено на продвижение науки вместо нее. [159] В разоблачении чуда – Мадонны , плачущей кровавыми слезами, которая, как было показано, была загрязнена ржавчиной в воде путем заливки в статую разноцветной воды – было предложено наблюдающим крестьянам в качестве научного доказательства, в результате чего толпа убила двух ученых. . [160]
Они также пытались свергнуть евангелический образ Иисуса . Литература СССР 1920-х годов, следуя традиции демифологизации Иисуса, созданной в произведениях Давида Штрауса , Эрнеста Ренана , Фридриха Ницше и Шарля Бине-Сангле , выдвинула две основные темы — психическое заболевание Иисуса и его обман. Лишь на рубеже 1920-х и 1930-х годов пропаганда Советского Союза победила мифологический вариант , а именно отрицание существования Иисуса. [161]
Движение « Живая Церковь » презирало иерархию русского православия и проповедовало, что социализм является современной формой христианства; Троцкий призвал их поддержать раскол православия. [162]
Во время Второй мировой войны эти усилия были свернуты; «Правда» впервые написала слово «Бог» с заглавной буквы, поскольку посещение религиозных обрядов фактически поощрялось. [163] Большая часть этого предназначалась для зарубежного потребления, где многие не верили, поскольку президент Франклин Д. Рузвельт осуждал как нацистскую Германию, так и Советский Союз как атеистические режимы, не допускающие свободы совести . [164] Этот откат мог произойти из-за неэффективности антирелигиозных усилий Советов. [158]
Антиинтеллектуализм
[ редактировать ]Между кампаниями против буржуазной культуры и разъяснением массам идеологии Социалистического наступления с помощью клише и стереотипов антиинтеллектуальный тон. в пропаганде рос [157] Советские лидеры изображали из себя обычных людей, не интересующихся такими вопросами, как изобразительное искусство и балет, хотя они выборочно выбирали культуру рабочего класса . [165]
Плутократии
[ редактировать ]В 1920-х годах большая часть советской пропаганды для внешнего мира была направлена на капиталистические страны как на плутократии и утверждала, что они намереваются уничтожить Советский Союз как рай для рабочих. [112] Капитализм, будучи ответственным за мировые беды, поэтому был фундаментально аморальным. [166]
Фашизм представлялся как террористический взрыв финансового капитала , заимствованного из мелкой буржуазии и середняков, приравненных к кулакам, которые оказались проигравшими в историческом процессе. [167]
На ранних этапах Второй мировой войны ее открыто представляли как войну между капиталистами, которая ослабит их и позволит коммунистам одержать победу, пока Советский Союз будет мудро оставаться в стороне. [168] Коммунистическим партиям всего мира было дано указание выступать против войны как столкновения между капиталистическими государствами. [169]
После Второй мировой войны Соединенные Штаты Америки представлялись бастионом имперского угнетения, с которым будет иметь место ненасильственная конкуренция, поскольку капитализм находился на последних стадиях своего развития. [170]
антицарский
[ редактировать ]Кампании против общества Императорской России продолжались и в истории Советского Союза. Один оратор рассказал, как мужчинам приходилось служить двадцать пять лет в императорской армии, а один из слушателей кричал, что это не имеет значения, поскольку у них была еда и одежда. [171]
Детям сообщили, что «проклятое прошлое» осталось далеко позади, они могут стать совсем «красными». [6]
антипольский
[ редактировать ]Советская пресса не проявляла особой благосклонности к соседним государствам. Польша с самого начала была объектом такого подхода. В целом советская пресса изображала Польшу как фашистское государство, входившее в один клуб с Германией и Италией . [172]
Антипольская пропаганда активно использовалась во время польско-советской войны , когда большевики стремились подчинить себе это новое независимое государство, в 1920 году, а также во время советского вторжения в Польшу в 1939 году и последующей аннексии Восточной Польши в 1939–1941 годах . [173] (см. рис. 1)
правительство Польши Капиталистическое и ее глава государства маршал Юзеф Пилсудский были ярыми антикоммунистами; все партии и группы, связанные с коммунистической деятельностью, были запрещены, а их члены отправлены в концентрационный лагерь Береза-Картушка на востоке Польши . Это потенциально подпитывало советскую пропаганду против польского государства и наоборот. На плакатах часто изображались усатые поляки -капиталисты, одетые как лорды, бароны, дворяне или генералы, которые держали кнутом порабощенных украинцев и белорусов , которые в то время составляли меньшинство в Польше.
Советский Союз совершил многочисленные злодеяния против польского народа, в первую очередь Катынскую резню офицеров и интеллигенции в 1940 году. [174]
Испанская война
[ редактировать ]Многие советские и коммунистические писатели и художники участвовали в Гражданской войне в Испании ( Михаил Кольцов , Илья Эренбург ) или поддерживали республиканцев. Популярная революционная поэма «Гренада» Михаила Аркадьевича Светлова была опубликована в 1926 году.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Довоенная антинацистская пропаганда
[ редактировать ]«Профессор Мамлок» и «Семья Оппенгейм» были освобождены в 1938 и 1939 годах соответственно.
Пакт Молотова-Риббентропа
[ редактировать ]Перед лицом массового недоумения Советского Союза пакт Молотова-Риббентропа защищал оратор в Парке Горького . [175] Молотов защищал его в статье в «Правде», провозглашая, что это договор между государствами, а не системами. [175] Сам Сталин разработал диаграммы, показывающие, что Невилл Чемберлен хотел натравить СССР на нацистскую Германию, но товарищ Сталин мудро натравил Великобританию на нацистскую Германию. [175]
На время действия пакта пропагандисты высоко хвалили немцев. [176] Антигерманская или антинацистская пропаганда, такая как профессор Мамлок, была запрещена.
антинемецкий
[ редактировать ]После начала операции «Барбаросса » сам Сталин заявил в передаче 1941 года, что Германия вела войну с целью истребления народов СССР. [177] Пропаганда, опубликованная в «Правде», осуждала всех немцев как убийц, кровососов и каннибалов, и много внимания уделялось заявлениям о зверствах. [178] Ненависть активно и открыто поощрялась. [163] Им сказали, что немцы пленных не брали. [179] Партизанам было предложено увидеть себя мстителями. [180] Илья Эренбург был видным писателем-пропагандистом.
Многие антинемецкие фильмы в эпоху нацизма были посвящены преследованию евреев в Германии , такие как «Профессор Мамлок» (1938) и «Семья Оппенгейм» . [112] Девушка № 217 изображала ужасы, творившиеся над советскими военнопленными , особенно порабощение главной героини Тани бесчеловечной немецкой семьей. [181] отражающее жестокое обращение с OST-Arbeiter в нацистской Германии.
Несмотря на их собственное отношение к религии, возрождение православия было разрешено во время Второй мировой войны с целью демонизировать нацизм как единственного врага религии. [182]
Vasily Grossman and Mikhail Arkadyevich Svetlov were war correspondents of the Krasnaya Zvezda ( Red Star ).
Германия против гитлеровцев
[ редактировать ]Советская пропаганда среди немцев во время Второй мировой войны старалась провести различие между простыми немцами и их лидерами, гитлеровцами (нацистами), и заявляла, что у них нет ссор с народом. [183] Единственный способ узнать, попал ли немецкий солдат живым в советские руки, — это прислушаться; радио объявляло, что выступит некий заключенный, затем давало время его семье собраться и послушать и наполняло его пропагандой. [15] Национальный комитет «Свободной Германии» был основан в советских лагерях для военнопленных в попытке разжечь восстание в Германии. [184]
Антифашизм
[ редактировать ]
Антифашизм широко использовался в пропаганде за пределами СССР в 1930-е годы, особенно для вовлечения людей в подставные организации . [185] Гражданская война в Испании , в частности, использовалась для подавления разногласий среди европейских коммунистических партий и сообщений о растущем сталинском тоталитаризме. [186]
Патриотизм/Национализм
[ редактировать ]Перед лицом угрозы нацистской Германии международные претензии коммунизма были преуменьшены, и люди были набраны для помощи в защите страны по патриотическим мотивам. [114] Присутствие реального врага использовалось для стимулирования действий и производства перед лицом угрозы Отцу Советскому Союзу или Матери России . [187] Все советские граждане были призваны в бой, а сдавшиеся солдаты не выполнили свой долг. [188] Чтобы не допустить отступления из Сталинграда, солдатам было предложено сражаться за землю. [189] [187]
Русскую историю заставили представить героическое прошлое и патриотические символы, хотя и выборочно, например, восхваляя мужчин как строителей государства. [190] Александр Невский сделал центральной темой важность простых людей в спасении России, в то время как дворяне и купцы ничего не делали, и этот мотив активно использовался. [191] Однако выбранные фигуры не имели никакой социалистической связи. [163] Художникам и писателям было предоставлено больше свободы при условии, что они не критиковали марксизм напрямую и не содержали патриотических тем. [192] Ее назвали « Великой Отечественной войной », и рассказы представили ее как битву героизма простых людей. [193]
Хотя использовался термин « Родина» , он использовался для обозначения Советского Союза, хотя в первую очередь для вдохновения солдат использовались русские национальные герои. [194] Также звучали призывы к тому, что дом других национальностей является их собственным домом. [195]
Многие советские граждане находили отношение к солдатам, попавшим в руки врага, как к «изменникам Родины», как соответствующее их мрачной решимости, а «ни шагу назад» должно было вдохновлять солдат сражаться на самопожертвование и героизм. Однако на самом деле это было реализовано с помощью НКВД под руководством заградотрядов , которые стреляли в спину отступающим солдатам. [196] [193]
Это продолжалось и после войны в рамках кампании по устранению предполагаемых « антипатриотических элементов ». [197]
В 1960-х годах воспоминания о Великой Отечественной войне были возрождены, чтобы укрепить поддержку режима, при этом все сообщения тщательно подвергались цензуре, чтобы предотвратить сообщения о ранней некомпетентности и поражениях Сталина и их высокой цене. [198]
Утопия и космос
[ редактировать ]На протяжении всей истории Советского Союза концепция социалистической утопии активно пропагандировалась советским правительством. При администрации Хрущева эта идея советской утопии воплотилась в концепцию космических путешествий и распространилась по всему миру. [199] Достижения в космосе были тесно связаны с чувством утопии и идеей превосходства коммунизма над другими формами правления. В пресс-релизе после запуска спутника Советский Союз заявляет, что «...наши современники станут свидетелями того, как свободный и добросовестный труд людей нового социалистического общества делает реальностью самые смелые мечты человечества». [200] Концепция успеха в науке и освоении космоса была тесно связана с концепцией нового социалистического общества и утопии, которая будет создана в этом обществе.
Советская пропаганда за рубежом
[ редактировать ]

Троцкий и небольшая группа коммунистов считали, что Советский Союз обречен без распространения революции на международном уровне. [202] Победа Сталина, который считал строительство социализма в Советском Союзе необходимым примером для остального мира и представлял точку зрения большинства, [203] однако это не остановило международную пропаганду.
США В 1980-х годах Центральное разведывательное управление (ЦРУ) подсчитало, что бюджет советской пропаганды за рубежом составлял от 3,5 до 4 миллиардов долларов. [204]
Пропаганда за рубежом частично велась советскими спецслужбами. Одно только ГРУ потратило более 1 миллиарда долларов на пропаганду и движения за мир против войны во Вьетнаме , было «чрезвычайно успешной кампанией, и она того стоила» , что, по словам перебежчика из ГРУ Станислава Лунева . [205] Он утверждал, что «ГРУ и КГБ помогали финансировать практически все антивоенные движения и организации в Америке и за рубежом». [205]
По словам Олега Калугина , «советская разведка действительно не имела себе равных... Программы КГБ, в рамках которых проводились всевозможные конгрессы , мирные конгрессы, молодежные конгрессы, фестивали , женские движения , профсоюзные движения, кампании против американских ракет в Европе, кампании против нейтронного оружия, утверждения о том, что СПИД ... был изобретен ЦРУ... всевозможные подделки и фальшивые материалы - [были] нацелены на политиков, академическое сообщество, широкую общественность». [206]
Управляемые Советским Союзом движения делали вид, что имеют мало или вообще не имеют связей с СССР, часто рассматривались как некоммунистические (или союзные таким группам), но контролировались СССР. [207] Большинство членов и сторонников не осознавали, что они были инструментами советской пропаганды. [207] [208] Целью этих организаций было убедить благонамеренных, но наивных жителей Запада поддержать явные или скрытые цели СССР. [209] Свидетель на слушаниях в Конгрессе США о деятельности советского прикрытия описал цели таких организаций как «распространение тем советской пропаганды и создание ложного впечатления общественной поддержки внешней политики Советского Союза». [208]
Большая часть деятельности советских движений за мир контролировалась Всемирным Советом Мира . [207] [208] Другие важные подставные организации включали Всемирную федерацию профсоюзов , Всемирную федерацию демократической молодежи и Международный союз студентов . [208] Несколько менее важные подставные организации включали в себя: Афро-Азиатскую народную организацию солидарности, Христианскую мирную конференцию , Международную ассоциацию демократических юристов , Международную федерацию движений сопротивления, Международный институт мира , Международную организацию журналистов , Международную демократическую федерацию женщин и Всемирную федерацию научных работников. . [210] Существовало также множество более мелких организаций, связанных с вышеуказанными фронтами. [209] [211]
Эти организации ежегодно получали от СССР в общей сложности более 100 миллионов долларов. [207]
Пропаганда против Соединенных Штатов и всего западного мира включала следующие действия: [212] [ нужна страница ]
- Пропаганда теории заговора с целью убийства Джона Ф. Кеннеди , предположительно с использованием писателя Марка Лейна .
- Дискредитация ЦРУ с использованием историка Филипа Эйджи (под кодовым названием PONT).
- Распространение слухов о том, что Федерального бюро расследований директор (ФБР) США Дж. Эдгар Гувер был гомосексуалистом .
- Пропаганда теорий заговора о смерти Адольфа Гитлера , включая под руководством Сталина версию о том, что он бежал из Берлина в 1945 году, и дезинформацию о судебно-медицинской экспертизе его тела .
- Попытки дискредитировать Мартина Лютера Кинга-младшего, размещая публикации, изображающие его как « дядю Тома », тайно получающего государственные субсидии.
- Разжигание расовой напряженности в Соединенных Штатах путем рассылки фальшивых писем от Ку-клукс-клана и распространения теорий заговора о том, что убийство Мартина Лютера Кинга-младшего было запланировано правительством США.
- Фальсификация истории о том, что вирус СПИДа был создан американскими учеными в Форт-Детрике ; Эту историю распространил биолог российского происхождения Якоб Сигал .
- Советский еженедельник издавался в Великобритании.
- «Спутник» ежемесячно издавался в Советском Союзе на многих языках, включая английский.
- Преуменьшение и преуменьшение военной помощи США, предоставленной Советам во время Второй мировой войны в соответствии с Законом о ленд-лизе , а также роли США в победе в целом. [213] [214]
См. также
[ редактировать ]
- Цензура в Советском Союзе
- Коммунистическая пропаганда
- Kukryniksy
- Пропаганда в Китае
- Пропаганда в нацистской Германии
- Пропаганда в Северной Корее
- Пропаганда в Польской Народной Республике
- Пропаганда в России
- Пропаганда в США
- Советская пропагандистская музыка во время холодной войны
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Долицкий, Александр (1 августа 2021 г.). «Александр Долицкий: Вспоминая советский психологический документальный фильм «Я и другие», в котором я принимал участие» . Обязательно прочтите Аляску . Проверено 1 ноября 2022 г.
- ^ с. 8, Питер Кенез, Рождение пропагандистского государства: советские методы массовой мобилизации, 1917–1929 гг ., Cambridge University Press, 1985.
- ^ Раймонд Бауэр, «Наше большое преимущество: социальные науки (по сравнению с развитием в США и Советском Союзе)», Harvard Business Review vol. 36 (1958): стр. 125–136; цитируется по Алексу Кэри , 1997 г., «Устранение риска от демократии: корпоративная пропаганда против свободы и свободы» , University of Illinois Press, стр. 13.
- ^ Ричард Пайпс, Россия при большевистском режиме , стр. 315, ISBN 978-0-394-50242-7
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Орландо Файджес «Шепчущие: частная жизнь в сталинской России» , 2007, ISBN 0-8050-7461-9 , стр. 20–31.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , с. 356 ISBN 0-300-08480-3
- ^ Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , с. 143 ISBN 0-300-08480-3
- ^ Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , с. 365 ISBN 0-300-08480-3
- ^ Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , с. 406 ISBN 0-300-08480-3
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина с. 94 ISBN 0-674-01801-X
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , с. 374 ISBN 0-300-08480-3
- ^ Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , с. 378 ISBN 0-300-08480-3
- ^ Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , с. 379 ISBN 0-300-08480-3
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Энтони Роудс, Пропаганда: искусство убеждения: Вторая мировая война , стр. 212, 1976, Chelsea House Publishers, Нью-Йорк.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Энтони Роудс, Пропаганда: искусство убеждения: Вторая мировая война , стр. 224, 158 1976, Chelsea House Publishers, Нью-Йорк.
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 140. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Энтони Роудс, Пропаганда: искусство убеждения: Вторая мировая война , стр. 218-9 1976, Chelsea House Publishers, Нью-Йорк.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Энтони Роудс, Пропаганда: искусство убеждения: Вторая мировая война , стр. 214, 1976, Chelsea House Publishers, Нью-Йорк.
- ^ Ричард Пайпс, Россия при большевистском режиме , стр. 308-9, ISBN 978-0-394-50242-7
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Энтони Роудс, Пропаганда: искусство убеждения: Вторая мировая война , стр. 219, 1976, Chelsea House Publishers, Нью-Йорк.
- ^ Кенез, Питер (1985). «Агитпоезда и корабли». Рождение пропагандистского государства: советские методы массовой мобилизации, 1917–1929 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 58. ИСБН 9780521313988 . Проверено 22 апреля 2016 г.
Необычным и в то же время типично большевистским методом устной агитации была отправка агитпоездов и кораблей в деревню.
- ^ Уотсон, Дерек (2016). Молотов: Биография . Центр российских и восточноевропейских исследований. Спрингер. п. 35. ISBN 9780230514522 . Проверено 22 апреля 2014 г.
26 июня 1919 года ВЦИК поставил [Молотова] командиром агитпарохода « Красная Звезда». Ему предстояло работать в освобожденных от белых поволжских губерниях. [...] « Красная Звезда» отбуксировала баржу, оборудованную под открытый кинотеатр, для показа фильмов, таких как «Электричество в деревне», тысячной аудитории за один сеанс. [...] Был магазин, в котором продавались книги; и на корабле была своя типография для выпуска бесплатной литературы [...].
- ^ Карел С. Беркхофф , Урожай отчаяния: жизнь и смерть в Украине под властью нацистов, стр. 190 ISBN 0-674-01313-1
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 358. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 157. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Ричард Пайпс, Россия при большевистском режиме , стр. 282, ISBN 978-0-394-50242-7
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы : гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 368. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Ричард Пайпс, Россия при большевистском режиме , стр. 283, ISBN 978-0-394-50242-7
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ричард Пайпс, Россия при большевистском режиме , стр. 292, ISBN 978-0-394-50242-7
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б журнал Eye, « Дизайн героев. Архивировано 9 февраля 2021 года в Wayback Machine ».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 260. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 355-6. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Льюис Стегельбуам и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 1 ISBN 0-300-08480-3
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 350. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Рой Медведев , Пусть история рассудит, стр. 41. ISBN 0-231-06350-4
- ^ Ричард Пайпс, Россия при большевистском режиме , стр. 292-3, ISBN 978-0-394-50242-7
- ^ Ричард Пайпс, Россия при большевистском режиме , стр. 294, ISBN 978-0-394-50242-7
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Введение | СССР на стройке» . wayback.archive-it.org . Архивировано из оригинала 26 октября 2020 года . Проверено 14 ноября 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Гейл Варшофски Лапидус, Женщины в советском обществе: равенство, развитие и социальные изменения (Калифорнийский университет Press, 1978), стр. 64.
- ^ Гейл Варшофски Лапидус, Женщины в советском обществе: равенство, развитие и социальные изменения (Калифорнийский университет Press, 1978), стр. 65.
- ^ Ричард Пайпс, Россия при большевистском режиме , стр. 294-5, ISBN 978-0-394-50242-7
- ↑ Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 84 ISBN 0-300-08480-3
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 137. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 138. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Пирс Брендон, Темная долина: Панорама 1930-х годов , стр. 482-3. ISBN 0-375-40881-9
- ^ Ричард Пайпс, Россия при большевистском режиме , стр. 303, ISBN 978-0-394-50242-7
- ^ Ричард Пайпс, Россия при большевистском режиме , стр. 305, ISBN 978-0-394-50242-7
- ^ Б. Р. Майерс , Самая чистая раса , стр. 81. ISBN 978-1-933633-91-6
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 258. ISBN 0-393-02030-4
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 301. ISBN 0-393-02030-4
- ↑ Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 129 ISBN 0-300-08480-3
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Б. Р. Майерс, Самая чистая раса , стр. 86. ISBN 978-1-933633-91-6
- ^ Ричард Овери , Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 258-9. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 217. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 259. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 35 ISBN 0-300-08480-3
- ↑ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 247. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Пирс Брендон, Темная долина: Панорама 1930-х годов , стр. 488-9. ISBN 0-375-40881-9
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 257. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Роберт Сервис , История современной России, от Николая II до Путина, стр. 246. ISBN 0-674-01801-X
- ↑ Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 194. ISBN 0-300-08480-3
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 245. ISBN 0-674-01801-X
- ↑ Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 12. ISBN 0-300-08480-3
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 108. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Пирс Брендон, Темная долина: Панорама 1930-х годов , стр. 12. ISBN 0-375-40881-9
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 234. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Рой Медведев, Пусть история рассудит, стр. 93. ISBN 0-231-06350-4
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 179-80. ISBN 0-674-01801-X
- ↑ Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 54. ISBN 0-300-08480-3
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 210. ISBN 0-674-01801-X
- ↑ Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 197. ISBN 0-300-08480-3
- ↑ Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 210. ISBN 0-300-08480-3
- ^ Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 233 ISBN 0-300-08480-3
- ^ Тимоти Снайдер , Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным , стр. 41 ISBN 978-0-465-00239-9
- ^ Пирс Брендон, Темная долина: Панорама 1930-х годов , стр. 466-7. ISBN 0-375-40881-9
- ^ Пирс Брендон, Темная долина: Панорама 1930-х годов , стр. 490. ISBN 0-375-40881-9
- ^ Пирс Брендон, Темная долина: Панорама 1930-х годов , стр. 488. ISBN 0-375-40881-9
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 276. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 319. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Косте, Брут (январь 1950 г.). «Пропаганда в Восточной Европе». Ежеквартальный журнал «Общественное мнение» . 14 (4): 639–66. дои : 10.1086/266246 .
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 262. ISBN 0-393-02030-4
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 231. ISBN 0-393-02030-4
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 233. ISBN 0-393-02030-4
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 235. ISBN 0-393-02030-4
- ↑ Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 167. ISBN 0-300-08480-3
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 171. ISBN 0-300-08480-3
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 239. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 22 ISBN 0-300-08480-3
- ↑ Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 98. ISBN 0-300-08480-3
- ^ Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 86 ISBN 0-300-08480-3
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 358 ISBN 0-300-08480-3
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 267. ISBN 0-393-02030-4
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 290. ISBN 0-393-02030-4
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 291. ISBN 0-393-02030-4
- ↑ Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 182. ISBN 0-300-08480-3
- ^ Марк Мазовер , Темный континент: 20-й век Европы, стр. 120-1. ISBN 0-679-43809-2
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 177. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 186. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 208. ISBN 0-300-08480-3
- ^ Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 208-9. ISBN 0-300-08480-3
- ↑ Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 281. ISBN 0-300-08480-3
- ^ " Канал Москва-Волга. Архивировано 3 февраля 2011 г. в Wayback Machine "
- ^ Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 253 ISBN 0-300-08480-3
- ^ Ричард Овери, Почему союзники победили, стр. 188-9. ISBN 0-393-03925-0
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 278. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Ричард Овери, Почему союзники победили, стр. 189 ISBN 0-393-03925-0
- ^ Марк Мазовер, Темный континент: 20-й век Европы, стр. 276-7. ISBN 0-679-43809-2
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 356. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 405. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 96. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 332. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Энтони Роудс, Пропаганда: искусство убеждения: Вторая мировая война , стр. 216, 1976, Chelsea House Publishers, Нью-Йорк.
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 254. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Энтони Роудс, Пропаганда: искусство убеждения: Вторая мировая война , стр. 217, 1976, Chelsea House Publishers, Нью-Йорк.
- ^ Пирс Брендон , Темная долина: Панорама 1930-х годов , стр. 11 ISBN 0-375-40881-9
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 142. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 84. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 270. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Мейрион и Сьюзи Харрис, Солдаты Солнца: Взлет и падение Императорской японской армии, стр. 139-40. ISBN 0-394-56935-0
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 282. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Мейрион и Сьюзи Харрис, Солдаты Солнца: Взлет и падение Императорской японской армии, стр. 469-70. ISBN 0-394-56935-0
- ↑ Ричард Овери , Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 107. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 93. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 153-4. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 112-3. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роберт Сервис, История современной России: от Николая II до Путина с. 198 ISBN 0-674-01801-X
- ^ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 114-5. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Пирс Брендон, Темная долина: Панорама 1930-х годов , стр. 10-1. ISBN 0-375-40881-9
- ^ Рой Медведев, Пусть история рассудит, стр. 55-6. ISBN 0-231-06350-4
- ^ Рой Медведев, Пусть история рассудит, стр. 63. ISBN 0-231-06350-4
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 117. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Пирс Брендон, Темная долина: Панорама 1930-х годов , стр. 10. ISBN 0-375-40881-9
- ↑ Льюис Сигельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 209. ISBN 0-300-08480-3
- ^ Пирс Брендон, Темная долина: Панорама 1930-х годов , стр. 468-9. ISBN 0-375-40881-9
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пирс Брендон, Темная долина: Панорама 1930-х годов , стр. 489–90. ISBN 0-375-40881-9
- ^ Ричард Овери, Почему союзники победили , стр. 259. ISBN 0-393-03925-0
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 263. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 289. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 347. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Рой Медведев, Пусть история рассудит, стр. 133. ISBN 0-231-06350-4
- ^ Суни, Рональд Григор (2 января 2022 г.). «Сталин, главный фальсификатор: Э. Х. Карр и опасности введения исторических исследований» . Революционная Россия . 35 (1): 11–14. дои : 10.1080/09546545.2022.2065740 . ISSN 0954-6545 .
- ^ Бейли, Сидней Д. (1955). «Сталинская фальсификация истории: на примере Брест-Литовского договора» . Русское обозрение . 14 (1): 24–35. дои : 10.2307/126074 . ISSN 0036-0341 .
- ^ Троцкий, Леон (13 января 2019 г.). Сталинская школа фальсификации . Издательство Pickle Partners. стр. VII-89. ISBN 978-1-78912-348-7 .
- ^ Троцкий, Леон (13 января 2019 г.). Сталинская школа фальсификации . Издательство Pickle Partners. стр. VII-89. ISBN 978-1-78912-348-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Николя Верт, Карел Бартошек, Жан-Луи Панне, Жан-Луи Марголен, Анджей Пачковский, Стефан Куртуа , Черная книга коммунизма : преступления, террор, репрессии , издательство Гарвардского университета , 1999, ISBN 0-674-07608-7
- ^ Размышления Роберта Конквеста о разоренном веке (2000) ISBN 0-393-04818-7 , стр. 101–111.
- ^ Ричард Пайпс (1993) «Россия при большевистском режиме», с. 309.
- ^ Черная книга , с. 749.
- ^ Черная книга , с. 750.
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 271. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Энтони Роудс, Пропаганда: Искусство убеждения: Вторая мировая война , стр. 214, 216 1976, Chelsea House Publishers, Нью-Йорк.
- ^ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 271-2. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Ричард Пайпс, Россия при большевистском режиме , стр. 314-5, ISBN 978-0-394-50242-7
- ^ Ричард Пайпс, Россия при большевистском режиме , стр. 326, ISBN 978-0-394-50242-7
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 275. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 74 ISBN 0-300-08480-3
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр.75 ISBN 0-300-08480-3
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пауэлл, Дэвид (1967). «Эффективность советской антирелигиозной пропаганды». Ежеквартальный журнал «Общественное мнение» . 31 (3): 366–380. дои : 10.1086/267536 . JSTOR 2747392 .
- ^ Ричард Пайпс, Россия при большевистском режиме , с. 338 ISBN 978-0-394-50242-7
- ^ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , с. 269 ISBN 0-393-02030-4
- ^ Дождикова, Надежда (2009). Чем был недоволен Берлиоз? О романе М. А. Булгакова ″Мастер и Маргарита″ и ″проблеме Христа″ . Нева (на русском языке) (7). ISSN 0130-741X . Архивировано из оригинала 7 ноября 2018 года.
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина с. 135 ISBN 0-674-01801-X
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ричард Овери, Почему союзники победили , стр. 68 ISBN 0-393-03925-0
- ^ Ричард Овери, Почему союзники победили , с. 283 ISBN 0-393-03925-0
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 142-3. ISBN 0-674-01801-X
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 299. ISBN 0-393-02030-4
- ^ RJB Босворт, Италия Муссолини , стр. 134. ISBN 1-59420-078-5
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 484. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Герхард Л. Вайнберг , Видения победы: надежды восьми лидеров Второй мировой войны, стр. 100 ISBN 0-521-85254-4
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 362. ISBN 0-674-01801-X
- ↑ Льюис Стегельбаум и Андрей Соколов, Сталинизм как образ жизни , стр. 178. ISBN 0-300-08480-3
- ^ «Геополитика через советские пропагандистские послания – исследование Совлаба» . Архивировано из оригинала 28 марта 2023 года . Проверено 10 октября 2022 г.
- ^ «Советское вторжение в Польшу и историческая память – преподаватель-исследователь» . 19 сентября 2014 г.
- ^ Зофия Вашкевич, «Барух Штейнберг», в: Польский биографический словарь , том XLIII, 2004–2005, стр. 305–306
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пирс Брендон, Темная долина: Панорама 1930-х годов , стр. 683. ISBN 0-375-40881-9
- ↑ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 284. ISBN 0-674-01801-X
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 483. ISBN 0-393-02030-4
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 516. ISBN 0-393-02030-4
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 518. ISBN 0-393-02030-4
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 521. ISBN 0-393-02030-4
- ^ " Девушка № 217. Архивировано 28 июля 2011 года в Wayback Machine "
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 277. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Роудс, Энтони (1976), Пропаганда: Искусство убеждения: Вторая мировая война , Нью-Йорк: Chelsea House Publishers, стр. 158, 222.
- ^ Бальфур, Майкл, Пропаганда на войне 1939–1945: Организация, политика и общественность в Великобритании и Германии , ISBN 0-7100-0193-2 , с. 359.
- ^ Алан Райдинг , И шоу продолжалось: Культурная жизнь в оккупированном нацистами Париже, стр. 22 ISBN 978-0-307-26897-6
- ^ Алан Райдинг, и шоу продолжалось: Культурная жизнь в оккупированном нацистами Париже, стр. 24 ISBN 978-0-307-26897-6
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 503. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 515-6. ISBN 0-393-02030-4
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 535. ISBN 0-393-02030-4
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 559. ISBN 0-393-02030-4
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 558. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 281. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ричард Овери, Почему союзники победили , стр. 291. ISBN 0-393-03925-0
- ^ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 559-60. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Роберт Сервис, История современной России, от Николая II до Путина, стр. 283. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Дмитрий Волкогонов, Троцкий: Вечный революционер , пер. под редакцией Гарольда Шукмана, HarperCollins Publishers, Лондон (1996), стр. 180
- ^ Михаил Хеллер, Александр М. Некрич, Утопия во власти , стр. 487 ISBN 0-671-46242-3
- ^ Ричард Овери, Почему союзники победили , стр. 328 ISBN 0-393-03925-0
- ^ Гилисон, Джером М. (1975). Советский образ утопии . Университет Джонса Хопкинса. Нажимать. ISBN 0-8018-1696-3 . OCLC 695524202 .
- ^ Кливер, А.В. (январь 1959 г.). «За спутниками — Обзор советской космической науки. Ф. Дж. Кригер. Public Relations Press, США, 1958. 380 стр. Иллюстрировано. 6 долларов» . Журнал Королевского авиационного общества . 63 (577): 65. дои : 10.1017/s0368393100070565 . ISSN 0368-3931 . S2CID 113748329 .
- ^ (на польском языке) Марек Вежбицкий, Польско-белорусские отношения в условиях советской оккупации (1939–1941) . «Biełarusskie Zeszyty Historyczne» (НА СТАРОНКАХ КАМУНІКАТУ, Белорусский исторический зборник) 20 (2003), стр. 186–188. Проверено 16 июля 2007 г.
- ^ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 25–26. ISBN 0-393-02030-4
- ↑ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 38. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Ричард Феликс Стаар, Внешняя политика Советского Союза . Архивировано 17 октября 2022 года в Wayback Machine , Hoover Press, 1991, ISBN 0-8179-9102-6 , с. 75
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Станислав Лунев . Глазами врага: Автобиография Станислава Лунева , Regnery Publishing, Inc., 1998. ISBN 0-89526-390-4
- ^ «CNN – Опыт холодной войны: шпионаж» . 27 июня 2007 г. Архивировано из оригинала 27 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ричард Феликс Стаар, Внешняя политика Советского Союза. Архивировано 17 октября 2022 года в Wayback Machine , Hoover Press, 1991, ISBN 0-8179-9102-6 , стр.79
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ричард Феликс Стаар, Внешняя политика Советского Союза. Архивировано 17 октября 2022 года в Wayback Machine , Hoover Press, 1991, ISBN 0-8179-9102-6 , с. 84
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ричард Феликс Стаар, Внешняя политика Советского Союза. Архивировано 17 октября 2022 года в Wayback Machine , Hoover Press, 1991, ISBN 0-8179-9102-6 , с. 86
- ^ Ричард Феликс Стаар, Внешняя политика Советского Союза . Архивировано 17 октября 2022 года в Wayback Machine , Hoover Press, 1991, ISBN 0-8179-9102-6 , с. 80–81
- ^ Ричард Феликс Стаар, Внешняя политика Советского Союза . Архивировано 17 октября 2022 года в Wayback Machine , Hoover Press, 1991, ISBN 0-8179-9102-6 , с. 82–83
- ^ Митрохин, Василий, Кристофер Эндрю (2000). Архив Митрохина: КГБ в Европе и на Западе . Книги Гарднера. ISBN 0-14-028487-7 .
- ^ Уикс, Спасатель России: помощь СССР по ленд-лизу во Второй мировой войне, 126
- ^ Александр Хилл, «Британская помощь по ленд-лизу и советские военные усилия, июнь 1941–1942 гг.». Журнал военной истории 71, вып. 3 (2007): стр. 773–808. По состоянию на 1 ноября 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эллюль, Жак . Пропаганда: формирование мужских настроений . Пер. Конрад Келлен и Джин Лернер. Нью-Йорк: Кнопф, 1965. Нью-Йорк: Random House / Vintage 1973.
- Fateev, Andrey (1999). Образ врага в советской пропаганде. 1945 - 1954 гг [ Image of the enemy in Soviet propaganda. 1945-1954 ] (in Russian). Moscow: IRH RAS .
Внешние ссылки
[ редактировать ]