Komsomol
Всесоюзная ленинская Коммунистический союз молодежи Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи | |
---|---|
![]() | |
Основан | 29 октября 1918 г. |
Растворенный | 28 сентября 1991 г. |
Преемник | Российский коммунистический союз молодёжи |
Идеология | |
Позиция | Крайний левый |
Материнская партия | Коммунистическая партия Советского Союза |
Международная принадлежность | |
Газета | Komsomolskaya Pravda |
Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи , [а] обычно известный как комсомол , [б] была политической молодежной организацией в Советском Союзе . Иногда его называют молодежным отделением Коммунистической партии Советского Союза (КПСС), хотя официально оно было независимым и называлось «помощником и резервом КПСС».
Комсомол в своей самой ранней форме был создан в городских районах в 1918 году. В первые годы это была российская организация, известная как Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ). В 1922 году, с объединением СССР , оно было преобразовано во всесоюзное агентство — молодёжное отделение ВКП(б).
Это был заключительный этап трёх молодёжных организаций с членами до 28 лет, окончивших в 14 лет « Пионеров» , а в девять — « Октябристов» . [1]
История
[ редактировать ]
До Февральской революции 1917 года большевики не проявляли никакого интереса к созданию или поддержанию молодежного подразделения, но в последующие месяцы акценты политики сместились. [2] После окончания Гражданской войны в России 1917–1922 годов советское правительство под руководством Ленина ввело полукапиталистическую экономическую политику для стабилизации барахтающейся экономики России. Эта реформа, Новая экономическая политика (НЭП), ввела новую социальную политику умеренности и дисциплины, особенно в отношении советской молодежи. Сам Ленин подчеркивал значение политического воспитания молодых советских граждан в построении нового общества.
Первый съезд комсомола собрался в 1918 году под патронажем партии большевиков, несмотря на то, что членство и убеждения этих двух организаций не полностью совпадали. Партийная интервенция в 1922–1923 годах оказалась незначительно успешной в вербовке членов, представив идеального комсомольца (комсомольскую молодежь) в качестве контраста «буржуазному нэпману ». [3] Однако ко времени второго съезда, год спустя, большевики фактически получили контроль над организацией, и вскоре она была официально учреждена как молодежное отделение Коммунистической партии. Однако в целом партия не добилась больших успехов в вербовке русской молодежи в период НЭПа (1921–1928).
Это произошло из-за конфликтов и разочарований среди советской молодежи, которая романтизировала стихийность и разрушительность, характерные для военного коммунизма (1918–1921) и периода Гражданской войны. [4] Они считали своим долгом и долгом самой Коммунистической партии уничтожить все элементы западной культуры из общества. Однако НЭП имела противоположный эффект: после ее начала многие аспекты западного социального поведения начали проявляться вновь. [5] Контраст между «хорошим коммунистом», превозносимым партией, и капитализмом, взращенным нэпом, смущал многих молодых людей. [6] Они восстали против идеалов партии двумя противоположными способами: радикалы отказались от всего, что имело какой-либо западный или капиталистический подтекст, в то время как большинство российской молодежи чувствовало тягу к популярной культуре развлечений и моды в западном стиле. В результате произошел серьезный спад интереса и членства в партийном комсомоле.
К 1925 году в комсомоле насчитывалось 1 миллион членов, многие другие состояли в театральных кружках для детей младшего возраста. В марте 1926 года членство в комсомоле достигло пика периода НЭПа - 1 750 000 членов: всего 6% подходящей молодежи. [7] Только когда Сталин пришел к власти и отказался от НЭПа в первой пятилетке (1928–1933), членство резко возросло. [8] Самому младшему юноше, имеющему право вступить в комсомол, было четырнадцать лет. Верхний возрастной ценз рядового состава составлял двадцать восемь лет, но комсомольские функционеры могли быть и старше. Младшие дети вступили в союзную Всесоюзную пионерскую организацию Владимира Ленина . Хотя членство номинально было добровольным, те, кто не смог присоединиться, не имели доступа к официально спонсируемым отпускам, и им было очень трудно (если вообще возможно) получить высшее образование.
Комсомол имел мало прямого влияния на Коммунистическую партию и правительство Советского Союза, но он играл важную роль как механизм обучения молодому поколению ценностям КПСС. Комсомол также служил мобильным резервом рабочей силы и политической активности, имея возможность в кратчайшие сроки переехать в приоритетные районы. В 1920-е годы Кремль возложил на комсомол основные обязанности по содействию индустриализации на заводском уровне. В 1929 году 7000 курсантов-комсомольцев строили тракторный завод в Сталинграде (ныне Волгоград ), еще 57000 строили заводы на Урале , а 36500 были направлены на подземные работы на угольные шахты. Цель заключалась в том, чтобы предоставить энергичному ядру большевистских активистов возможность влиять на своих коллег на заводах и шахтах, которые были в центре коммунистической идеологии. [9]


Активные участники получили привилегии и преференции в продвижении по службе. Например, Юрий Андропов , Генеральный секретарь КПСС (1982–1984), добился известности благодаря работе с комсомольской организацией Карелии в 1940–1944 годах. В период своего наибольшего развития, в 1970-е годы, комсомол насчитывал десятки миллионов членов.
На ранних этапах перестройки в середине 1980-х годов, когда советские власти начали осторожно внедрять частное предпринимательство, комсомол получил привилегии в отношении открытия бизнеса с целью дать молодежи больше шансов. [ нужна ссылка ] Правительство, профсоюзы и комсомол совместно создали Центры научно-технического творчества молодежи (1987). В то же время многие комсомольские руководители вступили в состав российских региональных и государственных антимонопольных комитетов и возглавили их. В фольклоре быстро появился девиз: «Комсомол — школа капитализма», намекающий на высказывание Владимира Ленина «Профсоюзы — школа коммунизма».
Реформы Михаила Горбачева , перестройка и гласность окончательно выявили, что качество комсомольского управления было плохим. [ нужна ссылка ] Комсомолу, долгое время ассоциировавшемуся с консерватизмом и бюрократией, всегда не хватало политической власти. Радикальный Двадцатый съезд комсомола (апрель 1987 г.) изменил правила организации, чтобы отразить рыночную ориентацию . [ нужна ссылка ] Однако реформы Двадцатого съезда в конечном итоге разрушили комсомол с отсутствием цели и снижением интереса, членства и качества членства. На Двадцать втором съезде комсомола в сентябре 1991 года организация была расформирована. Комсомольская газета «Комсомольская правда » пережила организацию и издается до сих пор (по состоянию на 2022 год). [update]).
Число [ количественно ] Молодежные организации партий-правопреемников КПСС продолжают носить название «Комсомол» , равно как и молодежная организация украинских коммунистов : «Комсомол Украины» .
Идеальный комсомолец
[ редактировать ]




Идеальный коммунистический молодой человек не только был активом его или ее организации, но и «жил правильно». Это означало, что все аспекты жизни комсомольца должны были соответствовать партийной доктрине. Курение, употребление алкоголя, религия и любая другая деятельность, которую большевики считали угрозой, не поощрялась как « хулиганство ». Комсомол стремился предоставить своим членам альтернативные виды досуга, способствующие оздоровлению общества, такие как волонтерская работа, спортивные, политические и драматические кружки. [10] Эти усилия оказались в основном безуспешными, поскольку большевистская партия и комсомол не были в курсе желаний советской молодежи и поэтому не могли их удовлетворить. Советская молодежь оставалась относительно политически неосведомленной или незаинтересованной в период НЭПа. [11]
Молодежные кампании в период НЭПа
[ редактировать ]В 1922 году, с введением Новой экономической политики , советское правительство изменило свою риторику, направленную против молодежи, с революционного, милитаристского тона на риторику с упором на философское образование посредством книжного обучения и стабильность государства мирными средствами. Молодые коммунисты не интересовались этими новыми принципами, и кампании массовой культуры стали наиболее важным инструментом, который комсомол использовал в попытке сохранить членство в 1920-е годы.
Одной из самых популярных кампаний стала «Новый быт». На этих собраниях руководство комсомола пропагандировало ценности, которые они считали наиболее важными для идеального молодого коммуниста. Новый советский человек должен был быть «живым, активным, здоровым, дисциплинированным молодым человеком, подчиняющимся коллективу, готовым и преданным учебе, учебе и работе». [12] Установив строгие правила относительно того, чего они ожидали, комсомол смог осудить те черты и привычки, которые они считали вредными для молодежи. Он осудил сексуальную распущенность , употребление алкоголя, курение и вообще озорное поведение, поскольку это представляло моральную опасность для молодых членов организации. Большинству молодежи это не понравилось, поскольку их соблазняли сомнительные занятия. В то время, когда членство было наименьшим (1,7 миллиона в 1925 году), комсомол наносил вред только себе, поскольку такого рода кампании еще больше дистанцировали организацию от целевой аудитории.
Комсомол также развернул кампании антирелигиозного характера. Новый коммунистический режим хотел разрушить и без того ограниченный контроль православной церкви над обществом, и молодежь, как правило, больше интересовалась переворотом старых традиций, чем старшие, жившие под царским правлением. Комсомол сплотил своих членов на уличные марши, заявив о своей независимости от религии. Проблемы начались, когда восторженная молодежь зашла в этой страсти слишком далеко. Возникло открытое преследование членов церкви, что создало у комсомола негативный имидж в сознании старшего поколения. Когда Лига предприняла попытки отказаться от своей антирелигиозной риторики, советская молодежь стала терять интерес к организации. [13]
Реакция молодежи
[ редактировать ]Многих молодых людей привлекало «хулиганство» и западная культура развлечений, включая кино и модные журналы. Не случайно эти молодые люди были преимущественно выходцами из крестьянства или рабочего класса. Они рассматривали западную культуру как способ возвысить или отличиться от своего скромного начала. [14] Советская власть со временем сняла свои собственные фильмы с идеологически «чистыми» посланиями, но это было не то. Советским картинам, которые часто носили информационный или политический характер, не хватало притягательности вестернов или романов Голливуда . [15] И власти, и сама молодежь обвиняли НЭП в разложении советской молодежной культуры. Поскольку комсомол был просто не так привлекателен для этих молодых мужчин и женщин, правительство начало ограничивать их культурные и развлекательные возможности. Это означало конец нэпа и конец кратковременного притока западной культуры в Советский Союз до прихода к власти Сталина. [16]
Воинственные молодые коммунисты представляли угрозу для старших большевиков, поскольку они могли подорвать новое общество, основанное на НЭПе. Переход от разрушения старого государства к созданию нового, отраженный переходом от военного коммунизма к НЭП, был необходим для поддержания и стабилизации большевистского режима. Неодобрение партии молодыми активистами было необходимо не только для того, чтобы определить, что считать правильным поведением, но и для того, чтобы сохранить социальный и политический контроль над массами. Однако после того, как Сталин пришел к власти и от НЭПа отказались в пользу пятилетних планов, многие идеи молодых социалистов были снова поглощены мейнстримом и больше не представляли проблемы. [17]
Молодые женщины в комсомоле
[ редактировать ]Идеология нового советского правительства под руководством Владимира Ленина стремилась разрушить социальные барьеры, которые считались вредными для цели единства. В частности, оно надеялось поднять женщин до уровня равенства с мужчинами. Комсомол прилагал все усилия для набора молодых женщин и воспитания их в этом новом сознании. В период начала 1920-х годов женщины преимущественно оставались дома и выполняли большую часть работы по дому. Членство в комсомоле, казалось, открывало дверь в общественную жизнь на уровне, ранее невиданном для женщин того времени. Молодые женщины с энтузиазмом присоединились к ним, поскольку им наконец предоставили шанс оторваться от традиционной патриархальной структуры. Более того, их тянуло в комсомол, поскольку он обещал им образование в то время, когда молодых девушек лишали должного в пользу подготовки их к домашним обязанностям. Советы поощряли женщин играть активную роль в новой системе и участвовать в той же деятельности и работе, что и их коллеги-мужчины. [18]
Когда правительство предприняло эти новые шаги, всплыли на поверхность серьезные конфликты. Большевистская партия не была самой популярной в то время, и большая часть остальной нации хотела придерживаться своих патриархальных ценностей. Родители не решались позволить своим дочерям вступить в молодежную организацию, поскольку «комсомол казался аморальной организацией, ибо он отрывал молодых девушек от контроля взрослых, а затем требовал от них посещения ночных собраний». [19] Советские граждане чувствовали, что, если они отпустят своих детей, они будут развращены влиянием комсомола. Они также беспокоились, что если их дочери станут независимыми и беспорядочными связями, то ни один мужчина не захочет на них жениться. Более того, родители задавались вопросом, кто будет заниматься домом, если все молодые женщины уйдут из дома и вступят в комсомол. [20]
Женщины, как правило, также были не готовы к реалиям рабочей силы. Древняя структура женского подчинения мало что позволяла с точки зрения опыта работы. Мужчины получили лучшее образование, и их традиционно воспитывали для участия в военной и промышленной деятельности. Таким образом, у них был гораздо более широкий спектр возможностей, чем у женщин, чья единственная роль заключалась в уходе. В этом заключается ирония усилий правительства: комсомол отчаянно пытался дать возможность молодым женщинам добиться равенства, однако восприятие женщинами самих себя ухудшилось, потому что теперь их напрямую сравнивали с их гораздо более подготовленными коллегами. [21]
Хотя Коммунистическая партия проповедовала и требовала равенства, мужчины доминировали как в руководящем органе, так и в руководстве комсомола. Продвижение вверх, вопреки первоначальному мнению, было невероятно трудным для женщин. Кроме того, организация открыто поощряла своих женщин-членов занимать должности обучения и воспитания советской молодежи.
Вербовка крестьянок
[ редактировать ]Комсомол также столкнулся с трудностями в вербовке и мотивации молодых женщин среди сельского населения. Во время НЭПа эта группа населения составляла лишь 8% организации. [22] Низкое количество членов из сельской местности было результатом нескольких различных факторов. К 1925 году неспособность реализовать равенство в комсомоле была очевидна для молодых сельских женщин , общество все еще воспринимало их как неполноценных как потому, что они были женщинами, так и потому, что они происходили из крестьянского класса. Различные женские организации критиковали комсомол за эти неудачи. В первую очередь женское бюро Коммунистической партии , известное как Женотдел, открыто критиковало молодёжную организацию. [23] Комсомолкам практически не предоставлялось программ, которые могли бы стимулировать их участие. Ежегодные конференции, на которых лидеры организаций собирались для обсуждения тем, интересующих женщин-участниц, были фактически единственными мероприятиями, в которых принимали участие первые комсомолки. Поэтому Союз молодежи предпринял согласованные усилия для решения этих проблем и повышения членства среди крестьянок.
Стратегии вербовки женщин в 1920-е годы
[ редактировать ]Представители были отправлены в сельскую местность, чтобы показать потенциальным новобранцам, что их угнетает мужское доминирование и что молодежная организация предоставила им возможность воссоздать себя как независимых женщин. Однако женщины не присоединились к Лиге в том количестве, на которое надеялась организация. Комсомол обратился к Женотделу , который был более благосклонен к молодым крестьянкам, и сотрудничал с ними для достижения лучших результатов. [24] Другая стратегия заключалась в добавлении мероприятий, соответствующих интересам целевой аудитории. Уроки шитья и вязания стали популярными в 1920-е годы среди сельских комсомолок. Кроме того, для привлечения большего числа женщин и облегчения беспокойства сельских родителей использовались образовательные занятия, такие как здоровье и женская гигиена. Крестьянские семьи были более склонны позволять своим дочерям вступать в комсомол, поскольку знали, что они будут участвовать в полезных программах, а не в озорном поведении, таком как пьянство и танцы. [ нужна ссылка ]
Классовые проблемы при приеме на работу
[ редактировать ]Солдаты, вернувшиеся с Гражданской войны, студенты провинциальных городов и рабочие, спасающиеся от городской бедности, создали в 1918 году первые сельские комсомольские ячейки. Большинство администраторов, желавших сохранить «пролетарский характер» организации, поначалу не приветствовали крестьян. в комсомол. [ нужна ссылка ] Однако вскоре стало очевидно, что крестьяне составляют слишком большую часть населения (80%), чтобы их можно было игнорировать. Кроме того, крестьяне, которые извлекали выгоду из компромисса НЭПа с мелкими производителями, имели больше возможностей присоединиться, чем рабочие, которые боролись с безработицей и другими экономическими проблемами и, следовательно, имели меньший интерес к вступлению.
Крестьяне старшего возраста негативно реагировали на рост комсомола в сельской местности. Они видели в администраторах злоумышленников, мешающих их детям выполнять семейные обязанности. Комсомол нуждался в постоянной приверженности, и крестьянская молодежь, которая видела в этом шанс для социальной мобильности, образования и экономического успеха, была готова отказаться от своих традиционных обязанностей и присоединиться к нему. В конце НЭПа большинство комсомольцев составляли крестьяне, а администрация оставалась в основном городской. [25]
И у городского, и у сельского населения были проблемы с попытками комсомола объединить две демографические группы. Сельские родители считали, что, поскольку администрация Лиги сосредоточена в городах, их дети будут подвергаться негативному влиянию горожан. Кроме того, отмена правительством частной собственности гораздо больше повлияла на крестьян-землевладельцев, и многие из них не были заинтересованы в том, чтобы позволить своим детям участвовать в этом процессе. Со своей стороны, городское население считало себя выше крестьян. Они считали сельских жителей отсталыми и необразованными и были возмущены их ростом. [26]
В 1935 году комсомол принял меритократическую, предположительно неклассовую политику членства, но результатом стало сокращение числа членов рабочей молодежи и доминирование более образованной молодежи. [27]
Руководители (Первый секретарь ЦК)
[ редактировать ]- Ефим Цетлин (1918–1919).
- Оскар Рывкин (1918–1921)
- Лазарь Шацкин (1921–1922)
- Pyotr Smorodin (1922–1924)
- Николай Чаплин (1924–1928)
- Александр Мильчаков (1928–1929)
- Aleksandr Kosarev (1929–1938)
- Nikolai Mikhailov (1938–1952)
- Aleksandr Shelepin (1952–1958)
- Vladimir Semichastny (1958–1959)
- Сергей Павлов (1959–1968)
- Yevgeny Tyazhelnikov (1968–1977)
- Boris Pastukhov (1977–1982)
- Viktor Maksimovich (1982–1986)
- Viktor Mironenko (1986–1990)
- Vladimir Zyukin (1990–1991)
Филиалы
[ редактировать ]
- ССР Армянская Ленинский коммунистический союз молодежи Армении , ВЛКЕМ
- Азербайджанская ССР : Азербайджанский Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (Азербайджанский Ленинский Коммунистический Союз Молодежи) , АЛКГИ
- Белорусская ССР : Ленинский комсомольский союз Белоруссии , ЛКСМБ
- Эстонская ССР : Eestimaa Ленинлик Комунстлик Ноорсоухинг , ELKNÜ [28]
- Грузинская ССР :
- Karelo-Finnish SSR : Ленинский коммунистический союз молодежи Карело-Финской ССР , ЛКСМ КФССР
- Kazakh SSR :
- Киргизская ССР :
- Латвийская ССР : Латвийский Ленинский коммунистический союз молодежи , LĻKJS
- Литовская ССР : Литовский Ленинский Коммунистический Союз Молодежи , LLKJS
- Молдавская ССР : УТЦЛМ (аббревиатура)
- Russian SFSR : Ленинский коммунистический союз молодёжи РСФСР, ЛКСМ РСФСР
- Таджикская ССР :
- Туркменская ССР :
- Ukrainian SSR : Ленинский Коммунистический союз молодежи Украины , ЛКСМУ)
- Узбекская ССР : Ленинский коммунистический союз молодёжи Узбекистана , УзЛКСМ
Общественная безопасность
[ редактировать ]Детская организация
[ редактировать ]Почести
[ редактировать ]Комсомол награжден тремя орденами Ленина , одним орденом Красного Знамени , одним орденом Трудового Красного Знамени , одним орденом Октябрьской Революции . астероид 1283 Комсомолия В честь ВЛКСМ назван , как и остров Комсомолец в Северном Ледовитом океане. Бронетрактор «Комсомолец» — модель, использовавшаяся во время Второй мировой войны, а первой советской атомной подводной лодкой была К-3 «Ленинский комсомол» ; более поздняя подводная лодка получила название К-278 «Комсомолец» .
Есть также несколько городов под названием Комсомольский , Комсомолец или Комсомольск .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Russian: Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ) , romanized: Vsesoyuznyy leninskiy kommunisticheskiy soyuz molodyozhi (VLKSM) ,
- ^ / ˌ k ɒ m s ə ˈ m ɒ l / ; Русский: Комсомол ( Russian pronunciation: [kəmsɐˈmol] ) a syllabic abbreviation of the Russian Ком мунистический Со юз Мол одёжи ( Kom munisticheskiy So yuz Mol odyozhi)
Цитаты
- ^ Хулицка, Карел (1962). «Комсомол» . Юго-западный ежеквартальный журнал социальных наук . 42 (4): 363–373. ISSN 0276-1742 . JSTOR 42867730 . Проверено 16 июля 2023 г.
- ^ Кенез, Питер (29 ноября 1985 г.). «Комсомол в Гражданской войне». Рождение пропагандистского государства: советские методы массовой мобилизации, 1917–1929 гг . Издательство Кембриджского университета (опубликовано в 1985 г.). стр. 85–86 . ISBN 9780521313988 . Проверено 8 декабря 2015 г.
[Н] ни меньшевики, ни большевики не организовали специальную молодежную секцию до 1917 года. Большевики, как и меньшевики, имели лишь ограниченное число активистов для выполнения революционных задач, непропорционально большое число из них было очень молодым. Создание двух пересекающихся организаций, каждая из которых занималась опасной подпольной работой, было бы обречено на провал. Кроме того, такая организация нарушила бы принципы централизации и единоначалия. Ленинскому руководству было достаточно сложно контролировать местные организации, выросшие в стране; контролировать работу импульсивного юноши было бы еще труднее. [...] В мае 1917 года группа меньшевиков, эсеров, анархистов и некоторых большевиков создала пролетарскую молодежную группу под названием «Труд и свет» («Труд и свет»). Ее лидер П. Шевстов предложил программу объединения социалистической молодежи путем ослабления фракционно-политических разногласий. Суть программы [...] заключалась в распространении просвещения среди работающей молодежи. Организация быстро росла, и через несколько недель в ней насчитывалось 50 000 членов. [...] Ленинисты видели в «Труде и свете» [sic] большую угрозу, и его существование вынудило их разработать политику в отношении молодежных организаций. Они поставили перед собой две задачи: попытаться захватить руководство «Труда и света», а затем уничтожить его изнутри и в то же время построить собственную организацию для большевистской молодежи. Первое задание оказалось проще второго. По мере роста власти и влияния большевиков в столице росло и число их последователей в «Труде и свете». В августе конференция трудящейся молодежи решила распустить организацию Шевцова и вместо этого поддержать гораздо меньшую группу, контролируемую большевиками. [...] Эта организация, возглавляемая В. Алексеевым, называлась Социалистическим союзом рабочей молодежи; ко времени Октябрьской революции в ней было всего 10 000 членов. [...] В крупных городах страны большевики пытались создать свои собственные организации и в то же время захватить организации, созданные их конкурентами-социалистами. [...] Июльская сессия VI партийной конференции, и августовская сессия VI съезда в Петрограде уделили значительное внимание молодежным организациям. Эти встречи положили начало работе по определению характера и компетентности Коммунистического союза молодежи.
- ^ Гудерхэм 1982, с. 509
- ^ Горсач 1997, с. 565
- ^ Гудерхэм 1982, с. 507
- ^ Горсач 1992, с. 192
- ^ Горсач 1992, с. 201
- ^ Горсач 1997, с. 573
- ^ Ханна Далтон, Царская и коммунистическая Россия, 1855–1964 (2015), стр. 132.
- ^ Горсач 1992, с. 191
- ^ Гудерхэм 1982, с. 518
- ^ Нойманн, Матиас (2008). «Революция разума и души? Советская молодежь и культурные кампании во время новой экономической политики (1921–198)». Социальная история . 33 (3): 248. дои : 10.1080/03071020802268330 . S2CID 144957625 .
- ^ Нейман, 2008, 255.
- ^ Горсач 1992, с. 198
- ^ Гудерхэм 1982, с. 512
- ^ Горсач 1992, с. 200
- ^ Горсач 1997, с. 569-77
- ^ Горсач, Энн Э. (1996). «Женщина - не мужчина»: Культура пола и поколений в Советской России, 1921–1928». Славянское обозрение . 55 (3): 641. doi : /2502004 . JSTOR 2502004. . S2CID 155443508 10.2307
- ^ Горсач, 1996, 636.
- ^ Взято, 1996, 351.
- ^ Горсач, 1996, 643.
- ^ Взято, 1996, 347.
- ^ Взято, 1996, 348.
- ^ Взято, 1996, 349.
- ^ Тирадо 1993, с. 464
- ^ Взято, 1993, 463.
- ^ Сет Бернштейн, «Класс уволен? Новые элиты и старые враги среди «лучшей» социалистической молодежи в комсомоле, 1934–41». Русское обозрение 74.1 (2015): 97–116.
- ^ Тойво Мильян (21 мая 2015 г.). Исторический словарь Эстонии . Издательство Rowman & Littlefield. п. 167. ИСБН 978-0-8108-7513-5 . Проверено 8 мая 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бернштейн, Сет (2015). «Класс уволен? Новые элиты и старые враги среди «лучшей» социалистической молодежи в комсомоле, 1934–41». Русское обозрение . 74 (1): 97–116. дои : 10.1111/русс.10758 . JSTOR 43663853 .
- Бернштейн, Сет (2017). Выросшие при Сталине: молодые коммунисты и защита социализма . Итака: Издательство Корнельского университета. п. 268. ИСБН 9781501709883 .
- Гудерхэм, Питер (1982). «Комсомольская и рабочая молодежь: насаждение «коммунистических ценностей» в Ленинграде во время НЭПа». Советские исследования . 34 (4): 506–28. дои : 10.1080/09668138208411442 . JSTOR 151905 .
- Горсач, Энн Э (1996). «Женщина - не мужчина: культура пола и поколений в Советской России, 1921–1928». Славянское обозрение . 55 (3): 636–60. дои : 10.2307/2502004 . JSTOR 2502004 . S2CID 155443508 .
- Горсач, Энн Э (1997). «Будь проклят НЭП! Молодые боевики в 1920-е годы и культура гражданской войны». Русское обозрение . 56 (4): 564–80. дои : 10.2307/131566 . JSTOR 131566 .
- Горсач, Энн Э (1992). «Советская молодежь и политика народной культуры в период НЭПа». Социальная история . 17 (2): 189–201. дои : 10.1080/03071029208567834 . JSTOR 4286015 .
- Хулицка, Карел; «Комсомол». Юго-западный ежеквартальный журнал социальных наук (1962): 363–373. онлайн
- Крылова, Анна. Советские женщины в бою: история насилия на Восточном фронте (2010)
- Пилкингтон, Хилари. Молодежь России и ее культура: строители и постройки нации (1995)
- Тирадо, Изабель А. (1993). «Комсомол и молодые крестьяне: дилемма сельской экспансии, 1921–1925». Славянское обозрение . 52 (3): 460–76. дои : 10.2307/2499719 . JSTOR 2499719 . S2CID 163978982 .
- Нойманн, Матиас (2008). «Революция разума и души? Советская молодежь и культурные кампании во время новой экономической политики (1921–198)». Социальная история . 33 (3): 243–67. дои : 10.1080/03071020802268330 . JSTOR 25594258 . S2CID 144957625 .
- Тирадо, Изабель А. (1996). «Комсомол и Крестьянка: политическая мобилизация молодых женщин в русской деревне, 1921–1927». Русская история . 23 (1): 345–66. дои : 10.1163/187633196X00222 .
на русском языке
[ редактировать ]- Il'insky, I. VLKSM v politicheskoi systeme sovetskogo obshchestva. (The VLKSM in the political system of Soviet society). Moscow: Molodaia gvardiia, 1981. – In Russian.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с комсомолом, на Викискладе?
- Komsomol Russia
- Komsomol Ukraine
- Komsomol Moldova
- Komsomol Belarus
- Komsomol Kazakhstan
- Komsomol
- Организация Коммунистической партии Советского Союза
- Молодежные крылья коммунистических партий
- Молодежные организации, базирующиеся в Советском Союзе
- Молодежные организации, основанные в 1918 году.
- 1918 заведений в России
- Организации, ликвидированные в 1991 году.
- Разрушения 1991 года в Советском Союзе