Советская подводная лодка К-3 Ленинский комсомол
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2013 г. ) |
K-3 Leninsky Komsomol at sea
| |
История | |
---|---|
Советский Союз | |
Имя | К-3 |
Строитель | Завод 402 , Молотовск |
Заложен | Июнь 1954 г. |
Запущен | 9 августа 1957 г. |
Крещенный | 4 июня 1958 г. |
Введен в эксплуатацию | 4 июня 1958 г. |
Выведен из эксплуатации | 1988 |
Переименован | Leninsky Komsomol 9 October 1962 |
Порт приписки | Zapadnaya Litsa |
Статус | Корабль-музей в Музее морской славы в Кронштадте |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Проект 627 |
Смещение |
|
Длина | 107,4 м (352 фута 4 дюйма) |
Луч | 7,9 м (25 футов 11 дюймов) |
Черновик | 5,6 м (18 футов 4 дюйма) |
Движение | два водоохлаждаемых реактора ВМ-А по 70 МВт с парогенераторами, две турбоагрегаты 60-Д (всего 35 000 л.с.), два турбогенератора ГПМ-21 по 1400 кВт каждый, два дизель-генератора ДГ-400 по 460 л.с., два вспомогательные электродвигатели ПГ-116 мощностью по 450 л.с., два вала. Подлодка проекта 645 имела два жидкометаллических реактора ВТ-1 по 73 МВт каждый и два более мощных турбогенератора АТГ-610 по 1600 кВт каждый, дизель-генераторов не было. |
Скорость | 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час) |
Выносливость | Безлимитный |
Глубина испытания | 300 м (980 футов) |
Дополнить | обычно 104–105 человек (в том числе 30 офицеров) |
Датчики и системы обработки | Гидроакустический комплекс обнаружения целей МГ-200 «Арктика-М», гидроакустический комплекс обнаружения гидроакустических сигналов и подводной гидроакустической связи «Свет», гидрофонная станция «МГ-10» (на ПЛ проекта 627 стоял «Марс-16КП»), «Луч» гидроакустический комплекс обнаружения подводных препятствий, РЛС обнаружения надводных целей и управления торпедами «Призма», РЛС разведки «Накат-М». |
Вооружение | 8 × 533-мм носовых торпедных аппарата (20 торпед СЭТ-65 или 53-65К). |
Послужной список | |
Командиры: | Leonid Osipenko, Lev Zhiltsov |
Операции: |
|
К-3 — подводная лодка проекта 627 «Кит» ( kit — « кит »; по классификации НАТО — « Ноябрь ») подводная лодка СССР ВМФ Северного флота , первая атомная подводная лодка Советского Союза . Прототип судна был деревянным, каждый из пяти сегментов был разбросан по пяти различным местам Ленинграда , включая гостиницу «Астория» . [1] Он был построен в Молотовске , спущен на воду 9 августа 1957 года, вступил в строй в июле 1958 года и базировался в Западной Лице на Кольском полуострове . К-3 спроектировал Владимир Перегудов . [1] Ее первоначальным капитаном был Леонид Осипенко, а старшим офицером — Лев Жильцов , перед которым стояла важная задача по сбору первого экипажа. [1]
Арктическое путешествие
[ редактировать ]17 июня 1962 года, к этому времени уже под командованием Жильцова, [1] К-3 достигла Северного полюса под водой первой среди советских подводных лодок (почти четырьмя годами ранее этот подвиг совершил военный корабль США « Наутилус» ). Подводная лодка также всплыла на полюсе (подвиг, совершенный тремя годами ранее USS Skate ). За этот рейс 9 октября 1962 года ей было присвоено наименование комсомол « Ленинский », а ее экипаж, вместо подготовки к боевым действиям, начал принимать участие во многих съездах и конференциях. Эта праздная жизнь продолжалась до лета 1967 года, когда лодка, предназначенная для патрулирования в Средиземном море, оказалась недоступна. Ленинскому комсомолу было поручено создать этот патруль. Ей назначили нового командира, капитана второго ранга Степанова, а ее старший помощник прибыл на борт всего за два часа до выхода в море. Каким бы ни было исходное материальное состояние лодки, экипаж не был готов к выходу в море. К тому времени, когда они достигли Средиземного моря, система регенерации воздуха вышла из строя, а температура на борту составляла 35–40 ° C (95–104 ° F).
Оказавшись в Средиземном море, Ленинский комсомол получил задание проследить за американской подводной лодкой с баллистическими ракетами .
авария 1967 года
[ редактировать ]Этот раздел необходимо обновить . ( сентябрь 2012 г. ) |
8 сентября 1967 года при переходе Норвежским морем в гидравлической системе подводной лодки вспыхнул пожар. [2] и членам экипажа, находившимся в отсеке, при возникновении пожара пришлось покинуть отсек. Пламя распространилось на другие части подводной лодки. Автоматические огнетушители работали на углекислом газе, от которого погибли члены экипажа, находившиеся в первом и втором отсеках подводной лодки. Когда перегородку в переборке третьего отсека открыли, чтобы посмотреть, что случилось с людьми во втором отсеке, газ распространился, и еще больше людей потеряли сознание. Затем носовые отсеки были полностью изолированы, и подводная лодка всплыла на поверхность. Через четыре дня Ленинский комсомол вернулся на базу. В огне погибли 39 членов экипажа.
Последующее расследование установило, что наиболее вероятной причиной пожара было возгорание взрывоопасной концентрации гидравлического масла, а реакция экипажа была быстрой и правильной. Экипажу были рекомендованы многочисленные награды, в том числе семь представлений к званию Героя Советского Союза , четыре из них посмертно . более поздняя комиссия из Москвы Однако обнаружила в торпедном отсеке зажигалку и сочла подозрительным положение тела матроса. Они постановили, что причиной пожара стало курение моряка, и запретили любые выплаты.
In 1991 a memorial was erected in Zapadnaya Litsa to the men lost aboard К-3. In 2007 the Russian Awards Committee (Российский наградной комитет) issued the medal "For 50 Years Of The Submarine "Leninskiy Komsomol"".
Выход на пенсию
[ редактировать ]Подводная лодка выведена из эксплуатации в 1988 году. С момента вывода из эксплуатации К-3 находится в доке на судостроительном заводе «Нерпа» в Мурманске . К-3 станет частью Музея морской славы в Кронштадте и, как ожидается, откроется для посетителей к началу 2023. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Дэвис, Р. Наутилус: История человека под водой . Издательство Военно-морского института . 1995. ISBN 1-55750-615-9 .
- ^ Андрей Михайлов (4 мая 2015 г.). «Первая в истории СССР атомная подводная лодка была уничтожена крышкой от пивной бутылки» . Правда.Ру .
- ^ Кубный, Хайнер (30 октября 2020 г.). «Первая российская атомная подводная лодка превращается в музей» . Полярный журнал . Проверено 11 декабря 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Триумф и трагедия Ленинского комсомола » Николая Черкашина и Михаила Луканина - Официальный веб-сайт ВМФ России